Научная статья на тему 'Модель личностно-развивающего повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел'

Модель личностно-развивающего повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / QUALIFICATION IMPROVING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базулина А. А.

Раскрываются особенности формирования профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел с применением технологии личностно-развивающего обучения в процессе повышения их квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель личностно-развивающего повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел»

УДК 378.046.4

МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

А.А.Базулина

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ

Раскрываются особенности формирования профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел с применением технологии личностно-развивающего обучения в процессе повышения их квалификации.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, повышение квалификации

The article deals with the peculiarities of the professional competence forming of Internal Affairs Agencies employees through the technology of personal-developing education in the process of their qualification improving.

Keywords: professional competence, qualification improving

Большая текучесть и сменяемость кадров органов внутренних дел (ОВД) отражается на их профессиональном уровне, а по мнению опытных сотрудников, профессиональный потенциал накапливается в течении длительного промежутка времени.

Возникает необходимость в таком повышении квалификации сотрудников, которое ориентировано на достижение ими высокого уровня профессиональной компетентности, обращено к существующему

опыту становления их индивидуальной профессиональной практики и предусматривает организацию ее рефлексивного анализа на основе использования научных знаний [1].

Основу компетентности сотрудника ОВД составляет уровень владения им знаниями, умениями и способностями в области уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной и административной деятельности, достаточный для их эффективного применения

Таблица 1

Профессиональная компетентность сотрудников ОВД

Виды компетентности Содержание компетентности

Уголовно-процессуальная деятельность Ключевая Способность работать с разными базами данных, консультироваться у экспертов, толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты

Базовая Знание способов защиты прав потерпевших и свидетелей, соблюдение правовых основ ограничения прав человека в деятельности правоохранительных органов

Специальная Умение юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, оценивать полноту, качество и обоснованность собранных материалов, выдвинутых версий, принимать предусмотренные законом меры по охране потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса, возбуждать уголовные дела, производить дознание и осуществлять неотложные следственные действия и т.д.

Оперативно-розыскная деятельность Ключевая Способность располагать к себе людей, вызывать у них чувство доверия, находить целесообразную форму общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника

Базовая Умение организовывать мероприятия по розыску и задержанию преступников «по горячим следам», разыскивать лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и в иных случаях, предусмотренных законодательством

Специальная Знание особенностей организации розыска различных категорий подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, порядка оформления и использования сведений, полученных в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий. Владение правовыми основами, тактикой и методикой применения специальных сил, средств и методов добывания информации, тактикой выявления и раскрытия преступлений, опроса свидетелей и подозреваемых

Административная деятельность Ключевая Способность устанавливать психологический контакт и выбирать методы психологического воздействия, осуществлять защиту безопасности личности, общественного порядка и общественной безопасности

Базовая Знание процессуально-правовых аспектов задержания и доставления лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Умение пресекать противоправные действия, в том числе с применением физической силы, специальных средств, с применением и использованием огнестрельного оружия

Специальная Умение обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах. Владение методами пресечения вооруженного противодействия преступных групп и отдельных преступников

в процессе решения типовых и творческих служебных задач. С учетом содержания этих задач в ее структуре можно выделить ключевую, базовую и специальную компетентности (табл.1).

Характеризуя специалиста как компетентного профессионала, выделяют такие показатели, как готовность к проявлению компетентности, знание ее содержания, опыт проявления этой компетентности в стандартных и нестандартных ситуациях, отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения, эмоционально-волевую регуляцию процесса и результата проявления компетентности [2]. В целом ее можно определить как интегративный феномен, включающий мотивационный, когнитивно-операциональный и рефлексивно-регулятивный компоненты (табл.2).

Достижение более высокого уровня профессиональной компетентности сотрудников ОВД в процессе повышения их квалификации может быть

обеспечено за счет использования в образовательном процессе и его организации технологии личностно-развивающего обучения, предусматривающей:

— выделение в качестве концептуальнометодологического основания проектирования этого процесса компетентностного подхода;

— использование в качестве источника и контекста обучения накопленного сотрудником опыта решения им задач, соответствующих содержанию профессиональной компетентности;

— предоставление обучающимся возможности определения собственной образовательной траектории на основе организации самоопределения в целях и содержании учебного процесса с учетом личностнозначимых профессиональных затруднений и образовательных потребностей;

— создание специального развивающего пространства путем моделирования системы учебно-

Таблица 2

Критерии и уровни профессиональной компетентности сотрудников ОВД

Критерии Уровни

Репродуктивный Продуктивный Профессионально- творческий

Мотивационный Мотивация определяется индивидуальными предпочтениями Осознание взаимосвязи между собственными установками и мотивами с социальными нормами Стремление к профессиональному росту, осознание личной ответственности за результат деятельности

Когнитивно- операциональный Знание основ правоохранительной деятельности и их использование при решении типовых задач Специализированные знания в области административной, уголовно-процессуальной и оперативнорозыскной деятельности. Владение методами продуктивной, эвристической деятельности Знания в области правоохранительной деятельности и в смежных областях Владение новыми методами решения профессиональных задач. Умение переосмысливать и расширять границы теоретических знаний и практического опыта

Рефлексивно- регулятивный Собственный анализ деятельности носит характер описания ситуации, средства анализа используются интуитивно и имеют эмоционально-чувственную направленность Анализ результатов своей деятельности и оценка их в соответствии с профессиональными критериями Предметом анализа является уровень собственной компетентности и пути его повышения. Г отовность перейти от оценки отдельных умений к оценке результативности своего труда в целом

профессиональных ситуаций, являющихся организационной и функциональной основой личностноразвивающей технологии.

Эффективным является то обучение, в ходе которого субъект сам принимает на себя функцию управления своим развитием, а педагог лишь обеспечивает овладение им способностью к самоорганизации и самоуправлению этим развитием [3]. В связи с этим базовыми для построения учебного процесса должны стать следующие принципы:

1) компетентносто-ориентированной направленности целей, содержания и методов обучения;

2) обеспечения субъектной позиции обучающегося, предусматривающий организацию его учебного самоопределения на этапе предъявления заказа на обучение, в ходе самой курсовой подготовки и в по-слекурсовой период;

3) совместной деятельности в обучении, предполагающий преимущественное применение диалоговых форм работы с учебным содержанием и создание ситуаций коллективно-распределенной деятельности при решении учебных задач;

4) рефлексивной организации учебного процесса, означающий введение в этот процесс рефлексивного этапа, обеспечивающего соотнесение сотрудником требований программы и ожидаемых результатов обучения с собственным самоопределением.

В разработанной нами технологической модели компетентностно-ориентированного учебного процесса выделены три его этапа (табл. 3).

Таблица 3

Технологический цикл учебного процесса

Этапы учебного процесса Содержание учебных задач

Самоопределения в учебной деятельности Актуализация противоречий в профессиональной деятельности

Целеполагание в учебной деятельности

Моделирования решения профессиональных задач Построение и демонстрация варианта решения профессиональной задачи на основе актуализации имеющегося опыта

Рефлексивный анализ решения задачи

Критериальное моделирование решения профессиональной задачи

Рефлексии учебной деятельности Самоанализ успешности решения учебных задач и самодиагностика уровня профессиональной компетентности

Первый этап предполагает педагогическую организацию самоопределения сотрудников ОВД как специалистов в учебной деятельности. Результатом является осознание недостаточности имеющихся способностей и проектирование индивидуального плана учебной деятельности.

Содержание и организация учебной деятельности на этапе самоопределения выглядит следующим образом.

1. Актуализация субъектного опыта слушателя, как самостоятельного объекта анализа и оценки.

A) Организация самоанализа успешности решения профессиональных задач в практике служебной деятельности.

Б) Организация обсуждения результатов самоанализа и аргументации слушателями своей точки зрения при оценке опыта профессионального поведения в конкретных ситуациях.

B) Организация обмена информацией о критериях профессиональной компетентности путем использования информационной сети МВД РФ, Интернета.

Г) Организация критериальной самооценки слушателями уровня своей профессиональной компетентности.

2. Организация сопоставления обучающимися представлений об ожидаемом результате учебных сборов и собственных потребностей.

А) Анкетирование по выявлению содержания познавательных интересов.

Б) Организация выполнения заданий:

— составьте перечень профессиональных задач, которые решаются наименее успешно и сформулируйте ожидаемый результат обучения на сборах повышения квалификации в критериях успешности решения этих задач (для слушателей);

— уточните ожидаемые результаты обучения с учетом уровня компетентности слушателей в решении профессиональных задач и ожидаемых ими эффектов обучения (для обучающихся специалистов);

— сформулируйте общие и вариативные цели обучения в понятиях профессиональной компетентности (общее задание).

Ключевым на втором этапе является учебное действие, направленное на анализ затруднений (при уже имеющемся опыте решения профессиональных задач), связанных с отсутствием определенных знаний и умений, и первичное построение варианта решения соответствующей учебно-профессиональной задачи. Затем, в форме специально организованных рефлексивных действий слушатели осуществляют исследование своего «движения» в решении учебной задачи, находят свои затруднения и переходят к анализу причин, связанных с отсутствием у них критериев деятельности. Тем самым формируется «заказ» на критериальное обеспечение, который реализуется с помощью консультаций преподавателя-специалиста и в результате самостоятельной работы с учебным материалом.

В научной литературе особый акцент делается на необходимости моделирования учебной деятельности в контексте, максимально приближенном к реальным условиям, и согласования в действиях обучающихся всех аспектов отрабатываемых действий (правовых, криминалистических, психологических и др.) [4]. Это необходимо в силу того, что приближенные к реальной жизни фабулы ситуаций позволяют оценить перспективы применения полученных знаний и умений на практике, формируют мотивацион-

но-ценностное отношение к обучению [5]. Правоохранительная деятельность может быть представлена как решение бесчисленного ряда репродуктивных либо творческих задач и требует разных видов профессиональной компетентности.

В целях «запуска» критериальной рефлексии осуществляется проблематизация естественного опыта решения оперативных задач (с использованием дискуссий, позиционных оценок, игровых методов). За счет рефлексии обучающиеся и обучающий их специалист реконструируют способ решения профессиональной задачи, осознают возникшую проблематику и строят модель ее решения (табл.4).

Таблица 4

Содержание учебной деятельности на этапе моделирования решения профессиональных задач

Действия слушателей Результат

Выбор ситуационного задания по результатам самоопределения Анализ затруднений, возникающих в решении профессиональной задачи

Первичное построение варианта решения задачи Имитационная модель решения

Рефлексивный анализ процесса и результата решения задачи Анализ действий в процессе своего «движения» в решении профессиональной задачи, причин затруднений, связанных с отсутствием представлений о критериях деятельности

Консультация специалиста Формирование и развитие представлений о критериях

Использование теории для перепроектирования действий Критериальное моделирование решения задачи

На третьем этапе в результате специально организованной рефлексии всего учебного процесса слушатели оценивают уровень проявленной ими профессиональной компетентности и намечают цели, связанные с самообразованием и дальнейшим повышением квалификации.

Апробация модели осуществлялась с 2008 по 2010 гг. в Центре профессиональной подготовки УВД по Новгородской области. Экспериментальную группу составили 230 человек, контрольную — 145.

Для оценки эффективности реализации модели была изучена динамика показателей результативности обучения, характеризующих профессиональную компетентность слушателей (профессиональную подготовленность, профессиональную успешность и карьерный рост).

Профессиональная подготовленность выявлялась с помощью экспертной оценки. Анализ полученных данных показал, что слушатели экспериментальной группы значительно успешнее овладевают теоретическим материалом, свободно ориентируясь в основных понятиях (средний балл по завершению обу-

чения в экспериментальной группе — 4, в контрольной — 3,4).

Профессиональная успешность оценивалась по наличию или отсутствию дисциплинарных мер, повышению уровня мотивации достижений и результативности решения профессиональных задач.

Сравнительный анализ данных о карьерном росте прошедших экспериментальную подготовку сотрудников показал, что за 2008 — 2010 гг. аттестовались на вышестоящую должность 24% (должностная карьера), представлены к различным видам поощрений 75% (социальная карьера), получили надбавки за интенсивность и качество труда 69% (монетарная карьера).

Полученные в ходе самооценки и экспертной оценки данные подтвердили эффективность личностно-развивающей технологии формирования профессиональной компетентности (табл.5).

Таблица 5

Динамика уровня профессиональной компетентности у обучающихся экспериментальной группы (в %)

Уровни Начало Окончание

эксперимента эксперимента

Репродуктивный 73 35

Продуктивный 24 45

Профессионально- 3 20

творческий

Наряду с приведенными выше результатами повысился также инновационный потенциал сотрудников Центра профессиональной подготовки, а именно уровень готовности преподавателей курсов к инновационной деятельности, их инновационнометодическая компетентность. В качестве параметра, характеризующего уровень этой компетентности выступала готовность специалистов к профессиональному саморазвитию: 39% из них стали проявлять выраженную потребность в самообразовании и самоанализе своего труда, а у 46% появилось стремление к его совершенствованию. Ценность создания субъ-ект-субъектных отношений в учебном процессе оказалась выраженной у 53% специалистов. Кроме того, подтверждением эффективности модели можно считать внесение обоснованных корректировок в реализуемые программы (73% сотрудников стали внедрять в практику технологию личностно-развивающего обучения, осуществлять рефлексивный самоанализ нововведений в учебный процесс).

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Впервые в теории дополнительного профессионального образования сотрудников ОВД раскрыт технологический аспект компетентностно-ориентированного личностно-развивающего процесса повышения их квалификации.

2. Уточнена сущность понятия «профессиональной компетентности сотрудника ОВД», рассмотрены ее проявления в административной, оперативнорозыскной и уголовно-процессуальной деятельности.

3. Разработана технологическая модель процесса повышения профессиональной компетентности сотрудников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Описанная модель применима также и для других ступеней профессионального образования. Разработанные в ходе исследования диагностические критерии и уровни профессиональной компетентности могут быть использованы при анализе и оценке качества курсового обучения в различных центрах переподготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел.

1. Орлов О.С., Каплунович Т.А. Научно-методические основы моделирования системы повышения квалификации научно-педагогических кадров: Пособие. В.Новгород: НРЦРО, 1999. 88 с.

2. Исаев В.А., Воротилов В.И. Образование взрослых: ком-петентностный подход: Учеб.-метод. пособие. СПб.: ИОВ РАО, 2005. 92 с.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

4. Труды ВИПК МВД России. Вып.12: Мат. междунар. конф. / Под общ. ред. В.В.Мотина. Домодедово: ВИПК МВД России, 2006. 113 с.

5. Блочно-модульная (инновационная) модель учебного процесса при повышении квалификации и профессиональной переподготовке сотрудников органов внутренних дел. Опыт ВИПК МВД России: Учеб. пособие / Ю.П.Груненков, Н.А.Гудков, Ю.Н.Демидов, В.В.Мотин. Домодедово: ВИПК МВД России, 2007. 169 с.

Bibliography (Translitirated)

1. Orlov O.S., Kaplunovich T.A. Nauchno-metodicheskie os-novy modelirovanija sistemy povyshenija kvalifikacii nauchno-pedagogicheskikh kadrov: Posobie. V.Novgorod: NRCRO, 1999. 88 s.

2. Isaev V.A., Vorotilov V.I. Obrazovanie vzroslykh: kom-petentnostnyjj podkhod: Ucheb.-metod. posobie. SPb.: IOV RAO, 2005. 92 s.

3. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii: Ucheb. posobie. M.: Narodnoe obrazovanie, 1998. 256 s.

4. Trudy VIPK MVD Rossii. Vyp.12: Mat. mezhdunar. konf. / Pod obshh. red. V.V.Motina. Domodedovo: VIPK MVD Rossii, 2006. 113 s.

5. Blochno-modul'naja (innovacionnaja) model' uchebnogo processa pri povyshenii kvalifikacii i professional'nojj pere-podgotovke sotrudnikov organov vnutrennikh del. Opyt VIPK MVD Rossii: Ucheb. posobie / Ju.P.Grunenkov, N.A.Gudkov, Ju.N.Demidov, V.V.Motin. Domodedovo: VIPK MVD Rossii, 2007. 169 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.