= Проблемы непрерывной профессиональной = ^^ подготовки сотрудников ОВД -
ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИЦИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
PRACTICAL ORIENTATION OF TRAINING OF TRANSPORT POLICE: HISTORY AND PRESENT
УДК 378.1
А.Н. АЛЕКСАНДРОВ,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) [email protected]
ALEXEY N. ALEKSANDROV,
Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Н.Н. ПЕТРЫКИН
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) [email protected]
NIKOLAY N. PETRYKIN
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: в статье с учетом актуальности роли правоохранительных органов в обеспечении безопасности на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры проведен анализ исторически сложившегося опыта профессионального обучения жандармских железнодорожных полицейских, рассмотрены методы и способы реализации практической направленности подготовки полицейских кадров в Российской империи. Определена сущность и принципы дуального обучения в системе подготовки кадров транспортной полиции на примере Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина на современном этапе. Выявлены основные проблемы и пути их преодоления при переходе и реализации модели дуального обучения. С учетом исторического опыта подготовки кадров транспортной полиции, реализованной в конце XIX - начале XX вв. старшим адъютантом штаба Отдельного корпуса жандармов подполковником Тимофеевым, сформулированы критические выводы о мерах, применение которых на современном этапе будет способствовать укреплению модели дуального обучения в образовательных организациях системы МВД России, позволит сформировать на качественно ином уровне профессиональные компетенции, а также разработать адаптированные тематические пособия и методические рекомендации, востребованные не только среди обучающихся, но и практических работников.
Ключевые слова: жандармы, подготовка кадров, методика, дуальное обучение, институт МВД.
Для цитирования: Александров А.Н., Петрыкин Н.Н. Практическая направленность подготовки кадров транспортной полиции: история и современность // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 3. С. 68-72.
Abstract: in the article, taking into account the relevance of the role of law enforcement agencies in ensuring security at transport and transport infrastructure, an analysis of the historical experience of professional training of gendarme railway policemen is conducted, methods a for realizing the practical orientation of training police personnel in the Russian Empire are examined. The essence and principles of dual training in the system of
Проскемы непрерьшной профессиональной =
подготовки сотрудников ОВД
training of transport police personnel on the example of the Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia at the present stage. The main problems and ways of their overcoming are revealed at transition to the dual training model taking into account the historical experience of training the personnel of the transport police, realized in the late XIX - early XX centuries. The senior adjutant of the Headquarters of the Separate Corps of Gendarmes, Lieutenant-Colonel Timofeyev. Critical conclusions about the measures are formulated, the application of which at the present stage will contribute to the strengthening of the dual training model in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, will allow to form professional competencies at a qualitatively different level, and also to develop adapted thematic manuals and methodological recommendations that are in demand not only among trainees, but and practitioners.
Keywords: gendarmes, training of personnel, methodology, dual training, institute of the Institute of Ministry of the Interior of Russia.
For citation: Alexandrov A.N., Petrykin N.N. Practical orientation of training of transport police: history and present // Problems of Law Enforcement Activity. 2018. № 3. P. 68-72.
Реформирование МВД России направлено на обеспечение правопорядка во всех сферах общественной и государственной жизни. Эффективность преобразований во многом зависит от подготовки кадров, в том числе и сотрудников транспортной полиции.
Транспорт и транспортная инфраструктура играют все возрастающую роль в социально-экономических процессах, происходящих в мире. Для Российской Федерации состояние и развитие транспорта, обеспечение безопасности на его объектах с учетом необходимости интеграции в международную систему безопасности приобрели особую актуальность.
Усложнение сферы обслуживания железнодорожного транспорта и его инфраструктуры, воздействие внешних факторов требуют системного совершенствования процесса подготовки кадров для полицейских подразделений.
В поиске путей реформирования современного профессионального образования в системе МВД может быть полезен опыт специальной подготовки кадров жандармской железнодорожной полиции на протяжении 50 лет - с момента возникновения в 1867 г. и до событий Февральской революции 1917 г. Особый интерес к опыту жандармских железнодорожных полицейских подразделений обусловлен тем, что это была наиболее многочисленная и активная часть жандармского ведомства, элитная по своему составу.
Специфика формирования кадрового состава жандармов заключалась в том, что ведомство не имело своих учебных заведений, а отбор кандидатов происходил из числа лиц, имевших военное образование, опыт армейской службы [1, с. 35]. Поэтому основным звеном в специальной подготовке кадров железнодорожных жандармов была система курсовой подготовки и переподготовки, а также учеба в период прохождения жандармской службы.
При этом авторы отмечают, что уровень базо-
вого образования железнодорожных жандармов всех категорий был выше, чем в других подразделениях Отдельного корпуса жандармов [2, с. 176].
В процессе отбора предъявлялись требования к деловым, личностным качествам, профессиональной подготовленности кандидатов. Так, на офицерские должности в Жандармские полицейские управления железных дорог1 могли поступить только офицеры, прослужившие в строю не менее 3-х лет, ранее не привлекавшиеся судом к штрафным санкциями, без долгов (частных или государственных), исключительно православного вероисповедания и женатые не на католичках [3, с. 4-5].
Профессиональное обучение сотрудников жандармской железнодорожной полиции, впервые принятых на службу, проходило на специальных курсах в течение четырех месяцев. Слушатели обучались уголовному праву, железнодорожному делу, Уставу российских железных дорог, основам железнодорожного дела, общим обязанностям жандармских офицеров, истории революционного движения. От обучающихся требовалась особая наблюдательность, сообразительность, смекалка, логика и мышление.
Профессиональная подготовка и повышение квалификации действующих сотрудников линейных подразделений были выстроены в четкую систему. Особое внимание уделялось обеспечению всесторонней связи учебного процесса с практикой. Ценные материалы для исследования содержания, методики и способов обучения сотрудников ЖПУ ж.д. содержит «Справочная книга для чинов Жандармских Полицейских Управлений железных дорог. По жандармско-полицейской части. Общие обязанности жандармской железнодорожной полиции». Ее составителем был старший адъютант штаба Отдельного корпуса жандармов подполковник Леонид Александрович Тимофеев,
1 Далее - ЖПУ ж.д.
Теоретические и прикладные аспекты противодействия = - преступности органами внутренних дел -
который, имея богатый опыт службы, занимался обучением офицеров, читал лекции на темы, связанные с деятельностью ЖПУ ж.д. [4, с. 3].
Содержание учебного материала было выстроено с учетом специфики работы полицейских на железной дороге, когда на небольшом пространстве происходило значительное скопление товарно-материальных ценностей, потоков пассажиров при быстро изменяющейся оперативной обстановке.
В Справочной книге рассматривается более 500 типовых ситуаций, требовавших применения юридических норм. Особенно это касалось прецедентов, связанных с кражами личного имущества пассажиров, хищениями грузов, составлявшими основную массу уголовных преступлений в зоне ответственности железнодорожных жандармов.
В подборе учебных материалов была характерна ориентация на действия в конкретных ситуациях, что позволяло формировать компетенции, необходимые для исполнения служебных обязанностей нижними чинами непосредственно на месте происшествия, в условиях удаленности от места дислокации головных подразделений. Сравнение изданий справочной книги 1908 г. и 1912 г. показывает, что с учетом изменения нормативной правовой базы порядок действия в конкретных ситуациях уточнялся [5].
События революции 1905 года, массовые забастовки железнодорожных служащих обусловили включение в планы подготовки жандармов обучение практическим навыкам по управлению локомотивом, пользованием телеграфом и т.д. Эти меры были необходимы для того, чтобы предотвратить коллапс на железных дорогах.
Подготовку кадрового корпуса жандармских полицейских можно рассматривать в количественных и качественных аспектах. Если учитывать, что штатные нормативы оставались неизменными на протяжении всего периода функционирования ведомства (на 2000 верст в ведении ЖПУ ж.д. полагался штат из начальника управления, участковых офицеров на каждые 200 верст по одному, нижних чинов в унтер-офицерском звании на каждую станцию по два, а в столицах по три человека) [5, с. 3], то очевидно, что основной упор делался на качество подготовки кадров - не числом, а умением. Была отработана методика, когда посредством изучения типичных действий достигалась готовность жандармских железнодорожных полицейских решать профессиональные задачи с учетом специфики зоны обслуживания. Такие подходы оправдывали себя на протяжении всего периода функционирования жандармского полицейского ведомства на железных дорогах.
К сожалению, преемственность между историческими периодами была нарушена, так как при сменах государственных идеологий предыдущие
достижения зачастую не учитывались. Сегодня при подготовке кадров для подразделений транспортной полиции нам предстоит осмыслить и взять лучшее из исторического опыта.
Жандармская железнодорожная полиция, созданная в середине XIX века, была порождением промышленной революции, ответом на вызовы своего времени. В XXI в. транспортная полиция претерпевает этап обновления. Чтобы современные стражи правопорядка могли эффективно выполнять свою миссию, мы должны готовить кадры с учетом требований завтрашнего дня и непременно опираясь на опыт предшествующих поколений.
Сегодня практическая направленность подготовки кадров рассматривается с точки зрения внедрения модели дуального образования, что обеспечивает всестороннюю связь учебного процесса с практической деятельностью.
В соответствии с приказом МВД России от 29 августа 2012 г. № 820 «О профилизации образовательных учреждений МВД России» образовательная организация высшего образования наделяется функциями учебно-научного центра по реализации приоритетных профилей подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Указанный приказ закрепил за организациями конкретные направления подготовки сотрудников и непосредственных заказчиков кадров (профильные главные управления, департаменты и управления Центрального аппарата МВД России).
Приказом МВД России от 2 августа 2013 г. № 591 «О внесении изменений в приказ МВД России от 29 августа 2012 г. № 820 «О профилизации образовательных учреждений МВД России» функциями учебно-научного центра по реализации приоритетного профиля подготовки «Деятельность подразделений по обеспечению безопасности на объектах транспорта» наделен Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина.
Данный нормативный правовой акт стал определяющим в реализации дуальной модели профессионального образования, которая представляет собой сочетание практической части подготовки, осуществляемой по предполагаемому месту службы, и теоретической подготовки, проводимой на базе образовательной организации. При реализации данной модели особое внимание уделяется потребностям работодателя и специальным прикладным качествам, которыми должен обладать выпускник. Дуальная модель обучения предусматривает вовлечение заказчиков в процесс подготовки кадров. При этом они становятся заинтересованными не только в результатах обучения, но и в содержании обучения, его организации [6, с. 62].
Дуальное обучение является продуктом взаимодействия образовательных организаций и
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
работодателей по успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста. Обучающийся уже на ранних этапах процесса учебы включается в производственный процесс в качестве работника предприятия [6, с. 63].
Дуальная система образования предусматривает сочетание обучения с периодами производственной деятельности (производственной практики). Обучающийся, по большому счету, учится в двух организациях, где осваивает и теорию, и практику. С одной стороны, получает образование в образовательной организации (она дает теоретические знания), а с другой — в территориальном органе МВД России, где вырабатываются необходимые компетенции для замещения предполагаемой должности. Обе организации при данной модели являются партнерами по отношению друг к другу в процессе кадрового обеспечения.
Дуальная система обеспечивает плавное вхождение в оперативно-служебную деятельность без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой. Она позволяет не только научиться выполнять конкретные служебные обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует профессиональную компетентность и ответственность [6, с. 62].
Институт располагает полигонной базой, имитирующей непосредственные объекты, обслуживаемые территориальными органами МВД России на транспорте. В учебный полигонный комплекс института входят самолет Як-40, пассажирский купейный вагон, вагон-цистерна и крытый грузовой вагон, специализированные учебные аудитории.
Созданы условия для моделирования реального района действия транспортной полиции. В течение учебных часов отрабатываются конкретные, типичные умения и навыки. Теоретические знания становятся прикладными, а практическое освоение становится более осознанным.
В институте сделано все, чтобы обучающиеся приближались к реальным условиям. Внедрение информационных технологий обучения позволяет погрузить курсантов и слушателей в ситуацию чрезвычайных происшествий, быстро меняющейся оперативной обстановки, направленности к интенсивным действиям. Но нужно признать, что моделирование, оборудование учебных классов лишь приближает к реальности.
Для усиления практической направленности и реализации модели дуального обучения предприняты организационные меры. Так, на базе Белгородского линейного отдела МВД России на транспорте, входящего в структуру Управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу, с 12 сентября 2014 года функционирует филиал кафедры обеспече-
ния безопасности на объектах транспорта. В учебном процессе задействованы сотрудники Белгородского линейного отдела МВД России на транспорте УТ МВД России по ЦФО и Главного управления на транспорте МВД России.
Современная модель дуального обучения в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина базируется на следующих принципах:
принцип соответствия содержания образовательных программ современному уровню потребностей в деятельности территориальных органов МВД России;
принцип использования в учебном процессе современного оборудования, учебных видовых полигонов и реальных естественных площадок;
принцип причастности обучающихся к корпоративной культуре строевых подразделений полиции на объектах транспорта;
принцип привлечения к образовательному процессу в качестве специалистов профессионального обучения высококвалифицированных сотрудников территориальных органов МВД России на транспорте, обладающих достаточным практическим опытом.
Сегодня, оценивая практическую направленность подготовки слушателей Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, можно говорить об этапе, для которого характерно использование элементов дуального обучения. Более глубокое внедрение дуального обучения на современном этапе требует проработки отдельных аспектов образовательной деятельности с учетом исторического опыта, когда в качестве основы подготовки кадров для жандармских полицейских подразделений железных дорог принимались конкретные типовые ситуации, на основе которых разрабатывались систематические справочники с рекомендациями о необходимом порядке действий при том или ином происшествии. Подобные справочники были бы актуальны и сегодня, однако их качественная разработка возможна лишь при сочетании практической и научной составляющих. Для этого, исходя из актуальности и целесообразности, практические работники территориальных органов МВД России на транспорте должны предлагать конкретные «живые» задачи, разбор которых следует поручать профессорско-преподавательскому составу института. Предлагаемые решения должны согласовываться с позицией межрегиональных транспортных прокуроров и сложившейся судебной практикой. В результате на качественно высоком уровне возможно формирование адаптированных тематических пособий и методических рекомендаций, востребованных не только среди обучающихся, но и практических работников.
^ Проблемы непрерывной профессиональной = --подготовки сотрудников ОВД -
Литература
1. Спиридович А. Записки жандарма. - Москва, 1991. 263 с.
2. Мурашко А.И. Первоначальная профессиональная подготовка железнодорожных жандармов Российской Империи. -Минск, 2016. С. 174-176.
3. Козьмин К. Правила для приема офицеров в отдельный корпус жандармов. - Казань : Типография П.И. Кидалинского, 1899. 16 с.
4. Тимофеев Л. Справочная книга для чинов Жандармских Полицейских Управлений железных дорог. По жандармско-по-лицейской части. Общие обязанности жандармской железнодорожной полиции. - Санкт-Петербург: Типография штаба Отдельного Корпуса жандармов, 1908. 1238 с.
5. Тимофеев Л.А. Обязанности жандармской железнодорожной полиции по жандармско-полицейской части. Издание второе, переработанное и дополненное. - Санкт-Петербург: Типография Министерства Внутренних Дел, 1912. 1195 с.
6. Сидакова Л.В. Сущность и основные признаки дуальной модели обучения // Образование и воспитание. 2016. № 2. С. 62-64.
7. Гурулев И.В. Взаимодействие полиции и корпуса жандармов в Российской империи (1826-1917 гг.) // Власть. 2017. Т. 25. № 7. С. 142-148.
8. Харитонов А.Н., Абдрахманов А.И. Ликвидация железнодорожной полиции после свержения самодержавия как один из факторов крушения железнодорожного комплекса дореволюционной России // Вестник ВИПК МВД России. 2013. № 4. С. 44-48.
9. Нурадинов Ш.М., Литвинов Н.Л. Развитие органов внутренних дел на транспорте в дореволюционной и советской России / Правоохранительная деятельность на транспорте: итоги, перспективы: материалы международной научно-практической конференции. - Орел: Орловский юридический институт МВД России, 1999. С. 44-49.
10. Михайлов И.Д. Эволюция русского транспорта 1913-1925 гг. - Москва, 1925. - 246 с.
= References =
1. Spiridovich A. Zapiski zhandarma. - Moskva, 1991. 263 s.
2. Murashko A.I. Pervonachal'naya professional'naya podgotovka zheleznodorozhnyh zhandarmov Rossijskoj Imperii. - Minsk, 2016. S. 174-176.
3. Koz'min K. Pravila dlya priema oficerov v otdel'nyj korpus zhandarmov. - Kazan' : Tipografiya P.I. Kidalinskogo, 1899. 16 s.
4. Timofeev L. Spravochnaya kniga dlya chinov ZHandarmskih Policejskih Upravlenij zheleznyh dorog. Po zhandarmsko-policejskoj chasti. Obshchie obyazannosti zhandarmskoj zheleznodorozhnoj policii. - Sankt-Peterburg: Tipografiya shtaba Otdel'nogo Korpusa zhandarmov, 1908. 1238 s.
5. Timofeev L.A. Obyazannosti zhandarmskoj zheleznodorozhnoj policii po zhandarmsko-policejskoj chasti. Izdanie vtoroe, pererabotannoe i dopolnennoe.. - Sankt-Peterburg: Tipografiya Ministerstva Vnutrennih Del, 1912. 1195 s.
6. Sidakova L.V. Sushchnost' i osnovnye priznaki dual'noj modeli obucheniya // Obrazovanie i vospitanie. 2016. № 2. S. 62-64.
7. Gurulev I.V. Vzaimodejstvie policii i korpusa zhandarmov v Rossijskoj imperii (1826-1917 gg.) // Vlast'. 2017. T. 25. № 7. S. 142-148.
8. Haritonov A.N., Abdrahmanov A.I. Likvidaciya zheleznodorozhnoj policii posle sverzheniya samoderzhaviya kak odin iz faktorov krusheniya zheleznodorozhnogo kompleksa dorevolyucionnoj Rossii // Vestnik VIPK MVD Rossii. 2013. № 4. S. 44-48.
9. Nuradinov SH.M., Litvinov N.L. Razvitie organov vnutrennih del na transporte v dorevolyucionnoj i sovetskoj Rossii / Pravoohranitel'naya deyatel'nost' na transporte: itogi, perspektivy: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -Orel: Orlovskij yuridicheskij institut MVD Rossii, 1999. S. 44-49.
10. Mihajlov I.D. EHvolyuciya russkogo transporta 1913-1925 gg. - Moskva, 1925. - 246 s.
(статья сдана в редакцию 27.07.2018)