УДК 159.9 ББК 88
ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД
АЙГУЛЬ ВИЛЬЕВНА ГАЙНУЛЛИНА,
кандидат психологических наук
доцент кафедры педагогики и психологии в деятельности сотрудников ОВД Уфимского юридического института МВД России
E-mail: [email protected] Научная специальность 19.00.06 — юридическая психология Рецензент: Линевич В.Л., кандидат психологических наук, доцент
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Раскрываются актуальные вопросы психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников подразделений полиции и следствия. Поднимаются вопросы совершенствования психологических аспектов расследования преступлений, проведения переговорной деятельности, поддержания правопорядка в общественных местах, обеспечения безопасности дорожного движения, государственной защиты участников уголовного судопроизводства.
Ключевые слова: психологическое обеспечение, оперативно-служебная деятельность, расследование преступлений, сотрудники ОВД.
Annotation. The article describes the actual problems of psychological supporting law enforcement activity of police officers and investigation. Such questions are discussed as crime investigation, communication, public safety, traffic and road safety, state protection of witnesses, victims and other participants crime court deals.
Keywords: psychological supporting, service activity, crime investigation, police officers.
Сложность решаемых сотрудниками полиции задач, физические и психологические нагрузки, повышение требовательности к сотрудникам со стороны граждан за принятые решения обусловливают необходимость совершенствования психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД.
Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД — комплекс организационных и психопрактических мероприятий, направленных на решение задач, возлагаемых на систему МВД России. Над вопросами психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности работали такие исследователи, как Н.В. Андреев, И.Б. Пономарев, М.И. Марьин, И.О. Котенев, А.М. Столяренко, Е.Г. Самовичев, В.Н. Смирнов, Л.Н. Костина, В.В. Вахнина и др.
Прикладные юридико-психологические знания направлены на оказание существенной помощи
правоохранительной практике при расследовании и раскрытии преступлений, проведении переговорной деятельности, поддержании правопорядка в общественных местах в повседневных и экстремальных условиях, обеспечении безопасности дорожного движения, государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства и т.д. [ 1].
Повысить качество расследования и раскрытия преступлений можно посредством совместной деятельности следователя, психолога и оперативного сотрудника. Психологи проводят консультации, участвуют в процессе расследования в качестве специалиста, проводят психологическую, в том числе судебно-психологическую экспертизу. Данный вид экспертиз включает психологический анализ материалов уголовного дела, проведение бесед, экспериментально-психологическое исследование, наблюдение. Такая экспертиза в обязательном по-
рядке назначается по поводу: умственной отсталости несовершеннолетних обвиняемых, выявления способности лица правильно воспринимать обстоятельства и давать о них правильные показания; расследования преступлений, связанных и изнасилованием; установления аффекта у обвиняемого (подсудимого) [2, с. 186—190].
Психологический портрет неустановленного преступника — ретроспективно восстанавливаемая совокупность психологических качеств причастного к противоправному деянию лица, проявившихся в ходе совершения преступления и запечатливших-ся в различного рода обстоятельствах и следах [3, с. 155].
Составление психологического портрета предполагаемого преступника способствует повышению эффективности расследования, конкретизации разыскных признаков, прогнозированию поведения преступника, анализу мотивов преступления, выработке оптимальных стратегий расследования и тактики проведения следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий.
Существуют различные методики составления психологического портрета неустановленного преступника: ориентированные на криминологические аспекты его личности (Ю.М. Антонян, В.А. Верещагин, А.А. Протасевич, В.Н. Тележникова и др.) и рассматривающие личность преступника в рамках криминалистики (Л. М. Исаева, В.В. Нестерова, Л.А. Бегунова, Г.Н. Мухин и др).
Методика составления психологического портрета может включать следующие этапы: 1) изучение материалов и фактических обстоятельств дела;
2) оценка способов совершения преступления;
3) виктимологический анализ; 4) судебно-медицинское исследование; 5) реконструкция фактической стороны преступления; 6) выработка рекомендаций по стратегии проведения расследования [4, с. 64—65].
Консультирование психологов по вопросам разработки психологического портрета неустановленного преступника должно основываться на их представлении о типовом психологическом портрете личности правонарушителя, совершившего конкретный вид преступления. Систематизация психологических особенностей поведения преступников в предкриминальной, криминальной, посткриминальной ситуациях преступления позволит
типизировать облик правонарушителей, дать представление о причинах, динамике и прогнозах их поведения.
Получению более полной информации о криминальном событии способствуют методы активизации памяти свидетелей и потерпевших, основанные на одном из важнейших свойств центральной нервной системы — закреплении временной последовательности протекающих в ней процессов и сохранении способности к их воспроизведению в дальнейшем. К их числу относятся: методы гип-норепродукционного опроса, методы активизации ассоциативных связей в сфере представлений, методы восстановления информации на фоне психоэмоциональной релаксации лиц.
Методы активизации ассоциативных связей в сфере представлений заключаются в применении тактических приемов, помогающих активизировать репродукционные процессы памяти, и основаны на использовании ассоциаций по смежности, контрасту и аналогии. Данный щадящий метод «оживления ассоциаций» может быть применен следователем и оперативным сотрудником, и не требует отдельной квалификации; однако, он не приносит нужного результата, если потерпевшему или свидетелю свойственна амнезия психологического или травматического характера.
Гипнорепродукционный опрос — опрос человека, находящегося в гипнотическом состоянии, позволяющий получить информацию, касающуюся обстоятельств преступления, о наличии которой он и не подозревает, посредством активации соответствующей системы нейрофизиологических эн-грамм (следов памяти). Данный метод разработан А.И. Скрыпниковым и Л.П. Гримаком. В то же время, достоверность получаемой таким методом информации зависит от квалификации гипнолога, так как она может быть подвержена его внушающему воздействию или носить следы воображаемых событий. Установлено, что больший эффект применение данного метода выражен, когда необходимо восстановить последовательность событий и меньший эффект — когда припоминаемый факт является случайным и не имеет внутренних логических связей с событием [5, с. 93].
Новые возможности активизации памяти у свидетелей и потерпевших предоставляет методика
восстановления информации на фоне психоэмоциональной релаксации лиц, разработанная Л.М. Исаевой и С.В. Коренем. Применение данной методики обеспечивает необходимый уровень активности внимания испытуемого, позволяя получить от него наиболее достоверную информацию без введения в трансовое состояние. Опрос по данной методике может проводиться при взаимодействии оперативного сотрудника и специалиста-психотерапевта [6, с. 115—124].
Существенные возможности для отыскания доказательств может предоставить проведение специальных психофизиологических исследований с применением полиграфа лиц, подозреваемых в причастности к совершению преступлений. [7, с. 3]. Эффективность применения полиграфа основывается на том, что крайне важная для субъекта часть информации (например, его участие в преступлении или привлекшее его внимание какие-то обстоятельства этого преступления) может храниться в эмоциональной памяти помимо его воли и желания довольно длительное время.
Применение полиграфа дает возможность: а) объективно диагностировать наличие в памяти конкретного человека скрываемых им «идеальных следов» уголовно-релевантных событий; б) делает «идеальные следы» доступными объективному диагностическому следованию до (или без) их материализации; в) позволяет объективно оценивать основные, принципиально важные для расследования преступления элементы материализованного образа на наличие (или отсутствие) в них умышленных искажений [8, с. 205—209].
В то же время, на практике данный метод применяется чаще в оперативно-разыскной деятельности, чем при производстве судебных экспертиз. Это связано с тем, что суд редко учитывает результаты специальных психофизиологических исследований с применением полиграфа в качестве доказательств по уголовному делу с силу вероятностного характера выводов данной экспертизы, а также несовершенства соответствующей нормативно-правовой базы.
Совершенствование психологического обеспечения переговорной деятельности сотрудников ОВД требует комплексного подхода, включающего психологическое сопровождение переговорного
процесса, профессионально-психологическую подготовку переговорщиков, проведение психологической реабилитации сотрудников полиции, а также оказание психологической помощи заложникам.
В арсенале психологов имеется инструментарий по профессионально-психологическому отбору и диагностике психологического потенциала личности переговорщика, учебно-методические материалы по повышению уровня переговорной компетентности сотрудников группы ведения переговоров (ролевые игры, учебно-практические упражнения, банк проблемных ситуаций и т.д.) [9].
За последние годы психологами ОВД накоплен большой опыт психологического обеспечения переговорного процесса и оказания психологической помощи пострадавшим при террористических актах.
Психологи органов внутренних дел входят в оперативный штаб по обеспечению правопорядка в местах проведения массовых мероприятий. Их основными задачами являются: исследование и прогнозирование возможных действий участников событий, минимизация состояний их эмоциональной напряженности; участие в принятии комплекса мер по противодействию экспрессивной толпе (выявление зачинщиков беспорядков и их намерений; определение стратегий и тактик, препятствующих достижению целей возможных организаторов и провокаторов нарушений общественного порядка); разработка психологических рекомендаций для руководителей по предупреждению нарушений правопорядка в местах массового скопления людей и др.
Осуществление психологического сопровождения защищаемого лица является одной из основных функций подразделений государственной защиты [10]. Профессионально-психологическая подготовка данной категории сотрудников включает обучение их навыкам визуальной диагностики личностных и поведенческих особенностей, психических состояний защищаемых лиц, оказания экстренной психологической помощи свидетелям и потерпевшим и т.д. Психологическое обеспечение деятельности сотрудников подразделений государственной защиты предусматривает также консультирование сотрудников по психологическим аспектам осуществляемых задач, разработку
психологических профилей защищаемых лиц [11, с. 383—389].
Особого внимания со стороны психологов требует обеспечение безопасности дорожного движения, так как основная доля дорожно-транспортных происшествий связана с человеческим фактором. Совершенствование безопасности на дорогах требует комплексного подхода, предусматривающего повышение: 1) уровня профессиональной подготовленности сотрудников ДПС ГИБДД; 2) правосознания участников дорожного движения; 3) надежности водителей транспортных средств.
Психологам подразделений ДПС ГИБДД следует проводить работу по совершенствованию профессионально-психологической подготовленности сотрудников ДПС ГИБДД к конструктивному взаимодействию с водителями и пешеходами, обращая особое внимание на формирование у сотрудников умений и навыков: установления психологического контакта с гражданами, проведения с ними убедительной профилактической беседы, грамотного разрешения напряженных конфликтов на дорогах, управления психоэмоциональным состоянием оппонента, актуализации соучаствующего отношения к проблемам обеспечения безопасности на дорогах.
Исходя из изложенного, на сегодняшний день прикладные психологические знания востребованы в различных областях практической деятельности сотрудников ОВД. В то же время, эффективное психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности требует от психологов соответствующего образования, специальных психологических знаний, владения техниками и технологиями, высокого уровня профессиональной компетентности. Актуальным является введение должностей психологов в подразделения уголовного розыска, подразделения следствия, для того чтобы психологи занимались непосредственно психологическим сопровождением деятельности данной категории сотрудников, учитывая специфику их службы.
Литература
1. Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660.
2. Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник / М.И. Еникеев. М.: Норма. 2013. 512 с.
3. Конышева Л.Н. Психологическое портрети-рование — к вопросу о методологии // Следственная практика: Сб. Вып. 4. М. 2003. С. 153—167.
4. ИсаеваЛ.М. Теория и практика составления психолого-криминалистического портрета: монография. М.: ВНИИ МВД России, 2010. 148 с.
5. Скрыпников А.И., Зубрилова И.С. Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел: методическое пособие. М.: ИМЦ ГУК МВД России,
2011. 141 с.
6. Исаева Л.М. Новые возможности восстановления информации о событии у очевидцев // Научный портал МВД России, 2013. №№ 1 (21). С. 115— 124.
7. Комиссарова Я.В. Полиграф в России и США: проблемы применения. М.: Юрлитинформ,
2012. 224 с.
8. Холодный Ю.И. Опрос с использованием полиграфа и психическое отражение // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия «Юриспруденция». Вып. 18. Тольятти, 2001. С. 205—209.
9. Психологическое обеспечение переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуации захвата заложников: учебно-метод. пособие / М.И. Марьин [и др.]; Академия управления МВД России. Домодедово: ВИПК МВД России, 2011. 158 с.
10. Типовое положение о подразделении по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, территориального органа МВД России на региональном уровне»: приказ МВД России от 28 мая 2013 г. № 297.
11. Таганова А.А. Методы оказания психологической помощи защищаемым лицам / А.А. Тага-нова // Проблемы государственной защиты участников уголовного судопроизводства: материалы межведомственной науч.-практ. конф. (Москва, 27 сент. 2012 г.) / ВНИИ МВД России. М., 2012. С. 383—389.
References
1. Ob utverzhdenii Polozheniya ob osnovakh organizatsii psikhologicheskoi raboty v organakh
vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii: prikaz MVD Rossii ot 02.09.2013 № 660.
2. Enikeev M.I. Yuridicheskaya psikhologiya : uchebnik / M.I. Enikeev. M.: Norma. 2013. 512 s.
3. Konysheva L.N.Psikhologicheskoe portretirovanie — k voprosu o metodologii // Sledstvennaya praktika: Sb. Vyp. 4. M. 2003. S. 153— 167.
4. Isaeva L.M. Teoriya i praktika sostavleniya psikhologo-kriminalisticheskogo portreta: monografiya. M.: VNII MVD Rossii, 2010. 148 s.
5. Skrypnikov A.I., Zubrilova I.S. Psikhologicheskoe obespechenie operativno-sluzhebnoi deyatel'nosti sotrudnikov organov vnutrennikh del: metodicheskoe posobie. M.: IMTs GUK MVD Rossii, 2011. 141 s.
6. Isaeva L.M. Novye vozmozhnosti vosstanovleniya informatsii o sobytii u ochevidtsev // Nauchnyi portal MVD Rossii, 2013. № 1 (21). S. 115— 124.
7. Komissarova Ya.V., Myagkikh N.I., Pelenit-syn A.B. Poligraf v Rossii i SShA: problemy primen-eniya. M.: Yurlitinform, 2012. 224 s.
8. Kholodnyi Yu.I. Opros s ispol'zovaniem poligrafa i psikhicheskoe otrazhenie // Vestnik Vol-zhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva. Seriya «Yurisprudentsiya». Vyp. 18. Tol'yatti, 2001. S. 205— 209.
9. Psikhologicheskoe obespechenie peregovo-rnoi deyatel'nosti sotrudnikov organov vnutrennikh del v situatsii zakhvata zalozhnikov : uchebno-metod. posobie / M.I. Mar'in [i dr.] ; Akademiya upravleniya MVD Rossii. Domodedovo: VIPK MVD Rossii, 2011. 158 s.
10. Tipovoe polozhenie o podrazdelenii po obe-specheniyu bezopasnosti lits, podlezhashchikh gosu-darstvennoi zashchite, territorial'nogo organa MVD Rossii na regional'nom urovne»: prikaz MVD Rossii ot 28.05.2013. № 297.
11. Taganova A.A. Metody okazaniya psikho-logicheskoi pomoshchi zashchishchaemym litsam / A.A. Taganova // Problemy gosudarstvennoi zashchity uchastnikov ugolovnogo sudoproizvodstva: materi-aly mezhvedomstvennoi nauch.-prakt. konf. (Moskva, 27 sent. 2012 g.) / VNII MVD Rossii. M., 2012. S. 383—389.
УДК 159.9 (072)+159.9:34+159.922+351.81 ББК 88+88.4+67.99(2)116.1
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ
СВЕТЛАНА ЕВГЕНЬЕВНА БОРИСОВА,
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права, криминологии и психологии Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова
E-mail: [email protected] Научная специальность 19.00.13 — психология развития, акмеология
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируются результаты эмпирического исследования профессиональной деформации личности инспекторов, осуществляющих организацию и проведение регистрационной работы, экзаменационной деятельности, технического надзора Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Раскрывается сущность профессиональной деформации личности, типичные факторы, ее вызывающие, наиболее выраженные формы проявления.
Ключевые слова: профессиональная деформация личности, профессиональная деятельность, профессиональная роль, стресс, «эмоциональное выгорание».