Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013
трудоспособности; у части сотрудников снижается психологическая активность, возрастает пессимистичность, тревожность, эмоциональная напряженность, невротизация; конфликтность, агрессивность, неконформность, импульсивность, затрудняется самоконтроль; усиливается ригидность, индивидуалистичность, эгоцентризм; возможен эксплозивный тип реагирования. Вероятны психосоматический и неврастенический варианты дезадаптации.
2. В качестве компенсирующе-защитных реакций можно отметить склонность к интеллектуальной трансформации тревоги, вытеснение из сознания объективной реальности; подавление потребности в отдыхе, комфорте, удовольствиях; интровертированность, отчужденность, эмоциональную холодность, уход от социальной активности; осторожность, чуткость к опасности, приверженность интересам референтной группы и подчиняемость лидеру.
3. Факты позитивных изменений личности у участников боевых действий: возрастает независимость, самостоятельность, решительность, мужественность, интуиция и быстрота реакции, способность мыслить абстрактно-аналитически, нестандартно, основываясь на минимальной информации и пренебрегая эмоциями. У части сотрудников возникает более мудрое отношение к жизненным проблемам, уменьшается эгоцентризм и циничный взгляд на жизнь, снижается устойчивость аффекта и обидчивость, а гипертимные черты позволяют сохранять оптимистиче-ский настрой, несмотря на психотравмирующую ситуацию. При высоком интеллекте, профессионализме и рациональном поведении они способны стать лидерами в референтной группе.
Список литературы
1. Александровский, Ю. А. Пограничные психические расстройства : учеб. пособие. - М.: Медицина, 2000. - 496 с.
2. Иванов, А. Л., Жуматий, Н. В., Рубцов, В. В., Давлетшина, М. В. Психологические последствия участия военнослужащих в боевых действиях в Чеченской республике и их медико-психологосоциальная коррекция // Московский психотерапевтический журнал. - 2003. - № 4. - С. 146-163.
3. Лыткин, В. М., Шамрей, В. К., Койстрик, К. Н. Посттравматические стрессовые расстройства : учеб. пособие. - СПб.: ВМедА, 1999. - 64 с.
4. Стрельникова, Ю. Ю. Психологические последствия участия в вооруженных конфликтах (на примере сотрудников органов внутренних дел) : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2005. - 23 с.
5. Тарабрина, Н. В. Психология посттравматического стресса: интегративный подход : автореф. дис. ... докт. психол. наук. - М., 2008. - 71 с.
Literature
1. Aleksandrovskiy, Y. A. Pogranichnyie psihicheskie rasstroystva : ucheb. posobie. - M.: Meditsina, 2000. - 496 s.
2. Ivanov, A. L., Zhumatiy, N. V., Rubtsov, V. V., Davletshina, M. V. Psihologicheskie posledstviya uchastiya voennosluzhaschih v boevyih deystviyah v Chechenskoy respublike i ih mediko-psihologo-sotsialnaya korrektsiya // Moskovskiy psihoterapevticheskiy zhurnal. - 2003. - № 4. - S. 146-163.
3. Lyitkin, V. M., Shamrey, V. K., Koystrik, K. N. Posttravmaticheskie stressovyie rasstroystva : ucheb. posobie. - SPb.: VMedA, 1999. - 64 s.
4. Strelnikova, J. Y. Psihologicheskie posledstviya uchastiya v vooruzhennyih konfliktah (na primere sotrudnikov organov vnutrennih del) : avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. - SPb., 2005. - 23 s.
5. Tarabrina, N. V. Psihologiya posttravmaticheskogo stressa: integrativnyiy podhod : avtoref. dis. ... dokt. psihol. nauk. - M., 2008. - 71 s.
УДК 159.9 Г.А. Федосеев*
Концепция психологического обеспечения деятельности сотрудников оперативных подразделений МВД России
В концепции определяется система взглядов на решение проблем психологического обеспечения оперативно-розыскной деятельности. Несмотря на определённую развитость правового регулирования организации психологического обеспечения органов внутренних дел, существует необходимость совершенствования, доработки, переработки и обновления действующих нормативных документов ведомственного назначения. Требуют нормативного уточнения критерии, определяющие эффективность работы психологических служб в структуре оперативных подразделений МВД России.
Ключевые слова: концепция, обеспечение, анализ, координация, результат, объект, предмет, субъект методология, модель, деятельность, проблема, подход, теория, специалист, эксперт,
* Федосеев, Геннадий Алексеевич, преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Пилютова, дом 1., раб. тел. (812)744-96-37.
* Fedoseyev, Gennady Alexeyevich, lecturer in operational and investigative activities of Internal Affairs bodies of the St. Petersburg University, the Ministry of the Interior of Russia. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Office. tel. (812) 744-96-37.
© Федосеев Г.А., 2013
консультант, психолог, конфидент, профессионализм, эксперимент, профилактика, пресечение, раскрытие, розыск, преступление, взаимодействие, компетентность, информатизация.
G.A. Fedoseev*. The concept of psychological support of the line officers’ activity of operational units of the Ministry of the Interior of Russia. The system of views on the solution of to the problems of psychological support of operational and investigative activities is defined in the concept. In spite of definite development of the legal regulation of the organization of psychological support of the Interior, there is a need of improvement, revision, remaking, renovation of the existing regulations. The criteria that determine the effectiveness of psychological services in the structure of the operational units of the Ministry of the Interior require the accurate definition.
Keywords: concept, software, analysis, coordination, result, object, subject, subject of methodology, model, work, problem, approach, theory, specialist, expert, consultant, psychologist, confidant, professionalism, experiment, prevention, suppression, solution, detection investigation , crime, cooperation, competence, information.
Общие положения
Происходящие в современной России государственно-политические и социально-экономические преобразования, реформирование правоохранительной системы государства потребовали серьезных изменений и новых подходов к организации психологического обеспечения деятельности сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел.
В нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность психологов органов внутренних дел, содержится исходное для данной концепции понятие «психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел». Это «система организационных и практических мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, совершенствование работы с личным составом на основе применения психологических технологий, мобилизации психологического потенциала личности каждого сотрудника и служебных (учебных) коллективов». В настоящее время в оперативно-розыскной деятельности отсутствует такая «система организационных и практических мероприятий», акмеориентированных на запросы практики.
Так, одним из развивающихся направлений психологического обеспечения деятельности оперативных подразделений ОВД занимается юридическая психология, изучающая многогранный спектр психологических проблем совершаемых правонарушений и преступлений в процессе обеспечения следственной и оперативно-розыскной деятельности в целом, не делая акцента на специфике негласной работы последней.
В настоящее время в МВД России создана и активно развивается психологическая служба, в структуру которой входят центры психодиагностики и отделы (отделения, группы) психологического обеспечения МВД, УВД, ГУ МВД, ГУТ, УМВД, подразделения (отделы, отделения, лаборатории, группы) психологического обеспечения образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России.
На современном этапе развития службы психологического обеспечения органов внутренних дел в работе практического психолога ОВД можно выделить два основных направления деятельности:
— организация и проведение кадровыми аппаратами профессионально-психологического отбора кандидатов на службу в ОВД;
— психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности действующих сотрудников ОВД.
К сожалению, эти два основных направления деятельности штатных психологов не могут
охватить весь психологический спектр специфической работы оперативных подразделений. Вполне очевидно, что назрела проблема специальной подготовки психологов применительно к профильной деятельности оперативных подразделений. Специалист такого уровня должен обладать не только психологическими компетенциями в реальном времени, но и специфической мотивацией развития своих высших психических функций в будущем.
Жизненно важными являются мнения о необходимости перспективной разработки конкретных прикладных исследований, отражающих различные параметры оперативно-розыскной деятельности. И в этом деле большая заслуга ученых в области оперативно-розыскной деятельности А.И. Алексеева, Г.К. Синилова, Д.В. Гребельского, которые определили примерный перечень проблем, могущих войти в компетенцию психологии оперативно-розыскной деятельности. По мнению А.И. Алексеева и Г.К. Синилова, «психология оперативно-розыскной деятельности должна прежде всего исследовать психологические особенности этого рода деятельности, дать психологическую характеристику профессиональных качеств, необходимых для оперативного работника и других участников, наметить пути их выявления, приобретения и совершенствования» [3, с. 26]. Одной из причин такого положения в настоящее время является относительная неразвитость как методологических основ, так и прикладного методического инструментария юридической психологии оперативной деятельности, что, в свою очередь, ограничивает возможности применения психотехнологий в расследовании преступлений, разработке программ профилактики борьбы с проявлениями организованной преступности в сфере госзаказов, убийствами по найму, молодежной и уличной преступностью. Психология пока также не стала повседневным и эффективным средством саморегуляции сотрудников оперативных подразделений в опасных для жизни, экстремальных условиях выполнения оперативно-розыскных задач.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013
Усложнение и возрастание объема задач, стоящих перед подразделениями органов внутренних дел, непосредственное включение практических психологов в процесс сопровождения оперативной деятельности определяют актуальность концепции научного обеспечения психологического обеспечения деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации.
Настоящая концепция представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов, подходов, которые выступают в качестве руководящей идеи и определяют цели, основные направления, принципы и содержание психологического обеспечения деятельности сотрудников оперативных подразделений МВД России. Детерминированность психологии и оперативно-розыскной деятельности диалектически закономерна. Познание сотрудниками уголовного розыска и сотрудниками других оперативных подразделений органов внутренних дел закономерностей психического отражения в сфере оперативнорозыскной деятельности неотделимо от развития теории оперативно-розыскной деятельности. С середины 60-х гг. прошлого века психологические знания активно внедряются в оперативно-розыскную деятельность, хотя в большей степени и характеризуются общепсихологическим подходом. Описание практики оперативно-розыскной деятельности происходит в результате анализа психических процессов личности негласных сотрудников, сотрудников уголовного розыска, подозреваемого и иных лиц, их свойств и состояний. Данный подход по совершенствованию деятельности сотрудников уголовного розыска был обусловлен объяснениями и рекомендациями конкретных людей, ориентировавшихся на запросы практики. О психологических основах отдельных оперативно-розыскных действий было написано немало работ (А.И. Алексеев, Г.К. Синилов, В.Г. Соколов, В.А. Черепанов).
Цель концепции - создание научно-теоретической, организационной и практической базы психологического обеспечения деятельности сотрудников оперативных подразделений МВД России: уголовного розыска, подразделений по экономической безопасности и противодействия коррупции, оперативно-поисковых подразделений и других оперативных подразделений и служб через совершенствование эффективности проведения ими (гласно и негласно) в пределах своих полномочий оперативно-розыскных мероприятий; оптимизация профессионально-личностного роста специалиста через совершенствование психологического отбора и сопровождение профессиональной подготовки.
Создание новой эффективной модели психологической работы станет новым шагом в развитии психологического обеспечения оперативно-розыскной деятельности, включая использование при проведении оперативно-розыскных мероприятий:
- современных психолого-педагогических подходов, аппаратных и информационных психотехнологий, гибких и вариативных форм и методов достижения результата;
- опыта отечественной и зарубежной психологической науки, опыта деятельности психологической службы органов внутренних дел и образовательных учреждений МВД России, собственно опыта работы отдела психологического обеспечения Санкт-Петербургского университета МВД России;
- свободу от формализма и бумаготворчества, а также не оправдавших себя и отживших принципов, форм и методов реализации несекретного делопроизводства в низовых подразделениях;
- реальное позитивное воздействие на результативность учебной и профессиональной деятельности, морально-психологический климат в коллективах, состояние служебной дисциплины и законности;
- формирование позитивного имиджа сотрудника оперативного подразделения;
- активное участие сотрудников в решении управленческих и воспитательных задач, несмотря на рекомендательный характер психологических выводов и заключений;
- управление коллективом квалифицированных специалистов-психологов, имеющих высокий духовно-нравственный и культурный потенциал, прочные традиции творческой активности, личной ответственности и исполнительской дисциплины;
- условия нормативов рабочего времени и сверхурочной работы при соответствующей штатной численности сотрудников в специально оборудованных помещениях при наличии необходимого материально-технического обеспечения (технические средства и расходные материалы) в соответствии с должностными инструкциями, исключая привлечение психологов к выполнению несвойственных им обязанностей.
В качестве основных видов деятельности сотрудников оперативных подразделений выступают следующие.
1. Профилактическая
Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших [2, ст. 2].
Это один из важнейших видов деятельности, где используются психологические знания в оперативно-розыскной деятельности - предупреждении и раскрытии преступлений. В данном случае необходимы знания о психологической сущности противоправного действия, причинах и условиях, их вызывающих; классификация признаков отклонения поведения лица или группы лиц от социальных норм, пути их выявления и методы истолкования; психологическое воздействие, необходимое для переориентации поведения человека с противоправного на социально-значимое; эффективность различных мер воздействий на профилактируемых лиц с позиции психологии; анализ поведения людей, знание об интеллектуальном и эмоционально-волевом противоборстве с преступниками; умение разбираться в психологических особенностях поведения лиц, представляющих оперативный интерес и уметь предвидеть результаты деятельности подозреваемого.
2. Розыскная.
Осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших. Компоненты профессионально-психологической подготовленности формируются и совершенствуются в действиях, направленных на преодоление трудностей и препятствий. Ставится задача преодоления трудностей при работе по «горячим следам», умение комплексно использовать гласные и негласные средства оперативно-розыскной деятельности в предупреждении, раскрытии преступлений и розыске преступников, а также лиц, пропавших без вести. Рекомендуется отработка таких профессиональных навыков, как «выявление действий правонарушителя, предваряющих его побег», «маскировка», «идентификация психических состояний», «опознание лиц, находящихся в розыске» и др.
3. Разведывательная.
Значимость осуществляемых разведывательных действий должна повышаться за счёт высокой самооценки в результате выполнения специальных заданий конфидентами, процесс формирования которой должен осуществляться через положительное отношение к личности и хороший психологический контакт между сотрудником уголовного розыска и конфидентом. Отсутствие официального статуса - своеобразный психологический барьер, который необходимо преодолеть, он же формирует отрицательные мотивы к негласной деятельности. Проблема заключается в том, что, с позиции государства, негласная работа проходит на уровне крайней необходимости, а на уровне общественного сознания - крайней неприязни.
4. Правоприменительная.
Установление имущества, подлежащего конфискации [2, ст. 2].
Основным смыслом данной концепции является включение психолога в качестве специалиста, эксперта, консультанта в оперативно-розыскную деятельность органов внутренних дел [13, с. 262].
Методологическую основу данной концепции составляют фундаментальные положения общей, социальной, юридической психологии, психологии труда, а также нормативные документы, регламентирующие деятельность оперативных подразделений и психологической службы в ОВД, раскрывающие особенности психологического обеспечения различных видов деятельности подразделений ОВД.
Общенаучную методологию данной концепции определяют диалектические идеи о взаимосвязи теории и практики в развитии; современные научные представления о закономерностях развития человеческого сознания, психики и поведения; основные методологические принципы психологии: детерминизма, активности сознания, единства внешних воздействий и внутренних условий развития, единства психики и деятельности, системности и развития. Конкретно-научная методология данной концепции включает:
- принципы системного анализа психологических явлений, идеи о междисциплинарных связях в системе наук о человеке и о комплексном подходе к его изучению [12];
- базовые положения психологической теории деятельности, представления о деятельности как основе общего психического и профессионального развития человека [12];
- акмеологический подход к анализу профессиональной деятельности [5,6];
- теории о социализации и адаптации личности к специфическим условиям профессиональной деятельности [10];
- положения теории управления развитием деятельности органов внутренних дел [16];
- теоретические основы организации психологической службы в ОВД [11].
Концепция психологического обеспечения деятельности сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел разработана на основе Конституции Российской Федерации, Федеральных законов: «О полиции», «Об оперативно-розыскной деятельности», а также ведомственных нормативных правовых актов, в т.ч. [1,2]:
- Положения об основах организации психологического обеспечения работы с личным составом ОВД (приказ МВД России от 26 сентября 2006 г. №770);
- Положения о морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80);
- Положения об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации (Приказ МВД России от 10 августа 2012 г. № 777);
- Положения об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации (Приказ МВД России от 3 июля 2012 г. № 663) и др.
Общие задачи концепции:
- координация и мобилизация действий субъектов психологического обеспечения оперативнорозыскной деятельности, направленных на совершенствование профессионально-важных качеств личности сотрудника оперативного подразделения, которые обусловлены потребностями времени и перспективой развития оперативно-розыскной деятельности;
- развитие методов, способов, средств, психотехнологий психологического обеспечения деятельности сотрудников оперативных подразделений по разным видам деятельности оперативных служб в системе МВД России, направленных на поддержку профессиональной деятельности сотрудников посредством методов практической психологии;
- определение и закрепление методологических подходов и методического инструментария практического психолога при проведении мероприятий по психологическому обеспечению деятельности сотрудников оперативных подразделений ОВД;
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013
- выработка основных стандартов и критериев оценки эффективности психологического обеспечения деятельности сотрудников оперативных подразделений ОВД;
- выработка рекомендаций по дальнейшему развитию концептуальных положений, методологии и методики психологического обеспечения деятельности сотрудников оперативных подразделений ОВД.
К специальным задачам психологического обеспечения деятельности сотрудников оперативных подразделений следует отнести комплекс мероприятий, обусловленных задачами Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [2, ст. 2]:
- разработка и реализация комплекса психологических мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- разработка и реализация комплекса психологических мероприятий по розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
- разработка и реализация комплекса психологических мероприятий по добыванию информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
- разработка и реализация комплекса психологических мероприятий по установлению имущества, подлежащего конфискации;
- оптимизация взаимодействия между оперативными службами ОВД и следственными подразделениями;
- психологическая оптимизация оперативных контактов сотрудников оперативных подразделений с населением и средствами массовой информации;
- разработка и реализация комплекса психологических мероприятий по обеспечению моральнопсихологической подготовки сотрудников;
- формирование позитивного имиджа сотрудников оперативных подразделений;
- использование отечественного и зарубежного опыта психологического обеспечения оперативно-розыскной деятельности.
Основные принципы и организационно-функциональные направления психологического обеспечения деятельности сотрудников оперативных подразделений МВД России
Деятельность сотрудников оперативных подразделений МВД России (далее по тексту -сотрудников оперативных подразделений) - это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченными на то Федеральным законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств [2, ст. 1].
Психологическое обеспечение деятельности сотрудников оперативных подразделений - это система мероприятий, проводимых сотрудниками психологической службы, включающая в себя выполнение психологом функций специалиста, эксперта, консультанта по основным видам оперативнорозыскной деятельности ОВД.
Психологическое обеспечение деятельности сотрудников оперативных подразделений - должно осуществляться на основе следующих акмеориентированных принципов.
1. Теоретико-методологические принципы психологического обеспечения деятельности сотрудников оперативных подразделений базируются на фундаментальных положениях общей, социальной, юридической психологии, психологии труда, а также нормативных документах, регламентирующих деятельность психологической службы в ОВД и методических пособиях, раскрывающих особенности психологического обеспечения различных видов деятельности подразделений ОВД.
Общенаучную методологию психологического обеспечения определяют диалектические идеи о взаимосвязи теории и практики в развитии; современные научные представления о закономерностях развития человеческого сознания, психики и поведения.
Конкретно-научная методология психологического обеспечения включает:
- принципы системного анализа психологических явлений и процессов, идеи о междисциплинарных связях в системе наук о человеке и о комплексном подходе к его изучению (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов);
- базовые положения психологической теории деятельности, представления о деятельности как основе общего психического и профессионального развития человека (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
- акмеологический подход к анализу профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, А.М. Зимичев, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан);
- теории о социализации и адаптации личности к специфическим условиям профессиональной деятельности (К.К. Платонов, А.Л. Свенцицкий, В.Л. Васильев, Г.С. Никифоров);
- положения теории управления развитием деятельности органов внутренних дел (Ю.А. Шаранов);
- теоретические основы организации психологической службы в ОВД (А.И. Адаев, А.В. Дулов, А.Т. Иваницкий, М.И. Марьин, Н.И. Мягких, А.Р. Ратинов, В.Ю. Рыбников).
2. Организационные принципы психологического обеспечения деятельности сотрудников оперативных подразделений включают:
- научную обоснованность, системность, преемственность, оперативность и своевременность психологического обеспечения деятельности сотрудников оперативных подразделений;
- взаимодействие с различными структурами психологической службы МВД России и подразделениями органов внутренних дел по направлениям обеспечения деятельности сотрудников оперативных подразделений;
- компетентность управления системой психологического обеспечения деятельности сотрудников оперативных подразделений;
- информатизацию психологического обеспечения деятельности сотрудников оперативных подразделений;
- специальную подготовку и аттестацию лиц, реализующих обеспечение деятельности сотрудников оперативных подразделений;
- сотрудничество и обмен опытом с другими психологами и специалистами смежных отраслей
науки;
- использование психологических методик, прошедших апробацию в рамках современной психологической науки и рекомендованных стандартами Координационно-методического совета МВД России по психологическому обеспечению деятельности ОВД и ВВ МВД России;
- комплексность и всесторонность в изучении психологических явлений;
- гибкость и вариативность используемых форм и методов психологической работы;
- достижение грамотного и согласованного использования руководящим составом подразделений ОВД всех уровней компетенции результатов психологического обеспечения деятельности сотрудников оперативных подразделений;
- препятствование любым непрофессиональным действиям, приводящим:
а) к дискредитации психологической службы органов внутренних дел;
б) к дискриминации личности по признакам возраста, пола, образования, вероисповедания, идеологии, социальной и национальной принадлежности, способностей, индивидуальнопсихологических особенностей и успешности деятельности;
в) к причинению вреда здоровью, чести и достоинству личности.
3. Профессионально-этические принципы психологического обеспечения деятельности сотрудников оперативных подразделений базируются на профессионально-этических принципах и нормах деятельности психолога ОВД, изложенных в «Кодексе профессиональной этики психолога органов внутренних дел» и включают:
- общие гуманистические ценности: уважение к личности, защита прав человека, чувство ответственности и доверие, компетентность и корректность в применении методов изучения и воздействия на личность;
- направленность на гуманизацию обеспечения деятельности сотрудников оперативных подразделений, на безусловное оказание квалифицированной психологической помощи в служебных и личных вопросах;
- объективность и конфиденциальность, корректное психопрофилактическое изложение результатов психодиагностической и психокоррекционной работы с сотрудниками подразделений органов внутренних дел;
- профессиональную компетентность психологов, стремление к творчеству, саморазвитию и профессиональному совершенствованию.
Субъектами, осуществляющими психологическое обеспечение, являются сотрудники психологических служб (групп, отделений, отделов), созданных при департаментах по основным направлениям деятельности органов внутренних дел МВД России, УВД субъектов Российской Федерации, а также Научно-практический координационный центр при Академии управления МВД России.
Основные направления развития и содержания психологического обеспечения деятельности сотрудников оперативных подразделений МВД России
Основные направления развития психологии оперативно-розыскной деятельности указал профессор Д.В. Гребельский [7, с. 38-89].
1. Изучение социально-психологического аспекта оперативно-розыскной деятельности и управления оперативными аппаратами органов внутренних дел.
2. Исследование основных психологических положений научной организации управления и тактики оперативно-розыскной деятельности, дифференцированных применительно к основным аспектам работы оперативных аппаратов.
3. Комплексная разработка психологических компонентов действий оперативно-розыскных сил, использования средств и методов в наиболее часто встречающихся на практике ситуациях.
4. Обеспечение психологических особенностей организации и тактики борьбы с преступностью по линии отдельных оперативных служб (УР, ОБХСС, ИТУ).
5. Исследование психологических компонентов внутриведомственного и внешнего взаимодействия оперативных подразделений.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013
6. Изучение психологических аспектов информационно-аналитической работы.
По мнению В.А.Черепанова, перечисленные Д.В. Гребельским основные направления исследований психологии оперативно-розыскной деятельности в определенной степени не безупречны в части выбора оснований, по которым осуществлена классификация основных направлений исследований [14].
Тем не менее, труды Д.В. Гребельского и А.И. Алексеева, Г.К. Синилова имеют фундаментальное значение в части определения основных направлений исследования проблем психологии в оперативнорозыскной деятельности [3, с. 35-36]. В целом же данными работами была указана и признана актуальность и необходимость развития новой по тем временам специальной отрасли научного знания - психологии оперативно-розыскной деятельности.
По нашему мнению, основные направления содержания психологического обеспечения должны найти своё отражение в организационно-функциональной сфере оперативно-розыскной деятельности и могут быть представлены по следующим направлениям.
1. Оперативная обстановка (изучение, анализ и оценка). В данном направлении психологические знания могут быть применены в анализе состояния и динамики преступности, установлении традиций и обычаев, сформированных в преступных группах, установлении обстоятельств, формирующие антисоциальные потребности, мотивы и цели.
2. Установление сплоченности преступных групп, отношение их к преступным действиям, определение ценностной ориентации правонарушителей, их морально-психологическая готовность к совершению преступлений.
3. Установление общественного мнения населения о состоянии преступности, о фактах преступлений, о влиянии различных причин и условий на совершение преступлений и др.
4. Взаимодействие как элемент организации. Использование знаний психологии о таких явлениях, влияющих на взаимодействие, как межличностные отношения сотрудников различных служб и ведомств, авторитет взаимодействующих лиц, восприятие и понимание друг друга, причины возникновения противоречий и способы их устранения.
5. Формирование убежденности в необходимости создания информационных банков данных, выработка психологических особенностей обучения наиболее эффективным способам использования имеющихся информационных массивов и др.
6. Психология управления. Знание о стилях руководства, о лжеавторитетах, о случаях подавления, подкупа, резонёрства. Способность доверять и делегировать полномочия, уметь организовать деятельность, мобилизовать личный состав на выполнение значимых задач. При управлении деятельностью негласных сотрудников могут эффективно использоваться знания психологии о социально-психологических аспектах управления, таких, например, как стиль руководства, учет психологической усеченности деятельности негласных сотрудников, отсутствие официального делегирования полномочий по обеспечению охраны общественного порядка.
7. Психология личности и деятельности субъектов оперативно-розыскной деятельности. В данном направлении необходимо раскрывать содержание следующих позиций: психологическую структуру личности, процесс формирования убежденности, умение осуществлять психологическое воздействие, наблюдательность, преодолевать психологические барьеры, соблюдать конспиративность, уметь принимать правильные решения в сложной обстановке, уметь противостоять стрессам, уметь идентифицировать факты нарушения общественного порядка. Только при условии наличия таких качеств личности, как понимание и умение видеть значимые признаки в поведении лиц, представляющих оперативный интерес, умение распознавать замаскированные действия из числа лиц, готовящих или совершающих преступления, а в целом - умение разбираться в психологии преступника, возможно эффективное решение поставленных задач.
8. Социально-психологический климат в коллективе. Такие элементы социальнопсихологического климата, как отношение к деятельности, социальная дистанция между руководителем и подчиненными, профессиональный уровень и направленность сотрудников, эталоны восприятия у отдельных групп сотрудников, ценностно-ориентационное единство членов коллектива, обычаи, традиции коллектива и др., являются важнейшими при совершенствовании отношений и повышении эффективности профессиональной деятельности.
9. Негласная деятельность. В этом направлении как ни в каком другом необходимы знания психологического характера о требованиях, предъявляемых к негласному сотруднику, определении и изучении качеств личности негласных сотрудников, соответствующих предъявляемым к ним требованиям негласной деятельности, таким как, например, наблюдательность, объем памяти, общительность, умение мотивировать свое поведение, пластичность поведения, удовлетворенность деятельностью, адаптивность и др. Важным элементом в организации деятельности негласных сотрудников является формирование образа действий, четкое определение целей и наиболее значимых сведений, на которые негласный сотрудник обязан обратить особое внимание. В этой связи важно знать психологические особенности восприятия и оценки информации в зависимости от опыта, направленности личности, ценностной ориентации, темперамента, характера, способностей таланта.
10. Психологический контакт. Знания психологии важны при установлении оперативного контакта с гражданами, могущими в перспективе быть отобранными в кандидаты в негласные сотрудники, выявлении граждан, враждебно относящихся к органам внутренних дел и активно им противоборствующих.
11. Оперативное внедрение. Предметный анализ психологических особенностей личности или группы фигурантов, особенностей их преступной деятельности необходим, чтобы верно определить психологические основания легенды, четко определить, на кого из фигурантов должна быть рассчитана легенда и чьи потребности должна удовлетворять.
12. Мотивация. Специалисты должны знать об управленческой и воспитательной функциях мотивации и стимулах, их соотношениях и свойствах, причинной зависимости, об условиях эффектного применения стимулов, к которым можно отнести: непрерывность воздействия на личность, соответствие применяемых средств стимулирования результатам труда, традиции и обычаи в применении средств стимулирования, увеличение стимулирующего воздействия на личность, учет самооценки личности и ее отношение к средствам стимулирования.
13. Общение и перевоплощение. Очень важным являются знания психологии, отражающие такие стороны деятельности негласных сотрудников, как особенности ролевой деятельности (как с изменением социальной роли, так и без него), самостоятельность деятельности, длительное нахождение в преступной среде и воздействие этой среды. В этой связи необходимо знать и уметь сохранять положительную ценностную ориентацию личности в преступной среде, знать психологические трудности сбора, оценки, сохранения и передачи информации, уметь формировать действенную установку на соблюдение конспирации и законности.
14. Следующее направление использования психологических знаний в оперативно-розыскной деятельности - это их применение в использовании оперативно-розыскных мероприятий: опросе, наблюдении и обследовании помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроле почтовых отправлений.
15. При использовании технических средств необходимо учитывать следующие психологические особенности: формирование положительного отношения к техническим средствам, уверенности в их надёжности, умения их применения, возможные психологические барьеры, возникающие при использовании технических средств; психологические особенности взаимодействия со специалистами, применяющими технические средства, и др.
Организационно-правовое и научно-методическое обеспечение реализации концепции
В настоящее время в системе психологической службы ОВД ощущается дефицит специалистов, готовых к профессиональному выполнению обязанностей по психологическому обеспечению деятельности сотрудников оперативных подразделений в системе органов внутренних дел. В этой связи возникает необходимость в проведении следующих неотложных мероприятий:
- систематическое проведение мониторинга, обобщение и распределение отечественного и зарубежного опыта в области психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников оперативных подразделений в целом;
- разработка научно обоснованной Концепции психологического обеспечения деятельности сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел;
- создание в структуре Департамента государственной службы и кадров МВД России группы по координации работы научно-исследовательских и образовательных учреждений по разработке психотехнологий в области оперативно-розыскной деятельности;
- обоснование создания специализаций для психологического обеспечения деятельности сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел;
- разработка и реализация технологий психологического обеспечения деятельности сотрудников оперативных подразделений в практике подготовки и переподготовки специалистов по линии повышения квалификации кадров для психологической службы ОВД.
Реализация Концепции психологического обеспечения деятельности сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел может быть осуществлена при выполнении следующих организационно-правовых и научно-методических условий.
1. Организационно-правовое обеспечение реализации Концепции предполагает оптимизацию организационных, кадровых, финансовых и материально-технических условий для развития системы психологического обеспечения деятельности сотрудников оперативных подразделений в МВД России, для чего необходимо:
- разработать и утвердить нормативно-правовую базу, регулирующую психологическое обеспечение деятельности сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел;
- предусмотреть введение штатных единиц психологов численностью, соответствующей объемам предполагаемой работы по психологическому обеспечению деятельности сотрудников органов внутренних дел;
- определить оптимальное распределение штата сотрудников психологических служб (групп, отделений, отделов), созданных при департаментах МВД России, УВД субъектов Российской Федерации в соответствии с объемами работы по направлениям деятельности и их специализацией по объектам, формам и методам работы;
- предусмотреть целевое финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий, осуществляемых специалистами-психологами по основным направлениям оперативнорозыскной деятельности;
- организовать методическое и аппаратурное оснащение психологического обеспечения деятельности сотрудников оперативных подразделений с целью возможности доступного использования
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013
современных методов и методик, адаптированных к оперативно-розыскной деятельности практических психологов органов внутренних дел;
- предусмотреть возможность подготовки и переподготовки специалистов-психологов в области психологического обеспечения деятельности сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел, как в системе образовательных учреждений МВД России, так и в учреждениях и организациях вневедомственной принадлежности.
2. Научно-методическое обеспечение реализации Концепции психологического обеспечения деятельности сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел предполагает [9]:
- организацию и проведение научных исследований по проблемам психологического обеспечения деятельности сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел (включая диссертационные), привлечение к проведению научных исследований ведущих специалистов вузов МВД России, органов внутренних дел, других министерств и ведомств;
- разработку квалификационных требований к сотрудникам психологических служб (групп, отделений, отделов), созданных при департаментах по основным направлениям деятельности органов внутренних дел МВД России, УВД субъектов Российской Федерации;
- разработку критериев оценки эффективности психологического обеспечения деятельности сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел;
- использование психологических методов и методик, прошедших апробацию в рамках современной психологической науки и рекомендованных стандартами Координационно-методического совета МВД России по психологическому обеспечению деятельности ОВД и ВВ МВД России;
- разработку информационно-методического обеспечения многоуровневой системы профессиональной психологической подготовки преподавателей, практических психологов ОВД, руководителей подразделений ОВД, сотрудников психологических служб по различным направлениям деятельности;
- разработку методического обеспечения учебного процесса подготовки и переподготовки специалистов-психологов по специализации «Юридическая психология» для психологического сопровождения деятельности сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел.
Организационно-штатное обеспечение реализации концепции научного сопровождения психологической деятельности сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел
Целесообразным является создание специальных подразделений оперативных психологов в системе главных управлений по основным направлениям деятельности оперативных служб (в соответствии с приказом МВД России от 19 июня 2012 г. N° 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России») органов внутренних дел МВД России, УВД субъектов РФ.
Примерный состав подразделения психологов оперативного подразделения может быть следующий:
- руководитель, занимающийся вопросами профессионального отбора сотрудников в оперативные подразделения, подбором кандидатов для участия в специальных операциях, знающий специфику переговорной деятельности, основы психолингвистики, психологического портретирования;
- специалист по поведению специальных психофизиологических исследований с помощью полиграфного устройства;
- специалист по ролевому поведению и психологии ОРД, осуществляющий консультирование по вопросам, связанным с разработкой ролей, легендирования, создания необходимых оперативных образов, имиджей в деятельности оперативных сотрудников, занимающийся проблемами оперативнопсихологической и специально-психологической подготовки сотрудников оперативных служб;
- специалист по проведению психологических экспертиз;
- специалист в области организации изменения и развития деятельности ОВД;
- специалист реабилитационного центра по сохранению и поддержанию профессионального здоровья.
В целях подготовки кадров для психологического обеспечения деятельности сотрудников оперативных служб в рамках специальности «Психология» ввести специализацию «Психологическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности» и разработать соответствующее учебнометодическое пособие по данной специализации.
Список литературы
1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Российская газета. - 2011.
- № 25. - 8 февраля.
2. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ).
3. Алексеев, А. Л., Синилов, Г. К. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. - М., 1973.
4. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. - Л., 1987.
5. Акмеология развития личности и деятельности : материалы межвузовской науч.-практ. конф. студ., аспирантов и преподавателей. Санкт-Петербург, 20 апреля 2007 г. / введение и общ. ред. Ю.А. Шаранова. - СПб.: Санкт-Петербургская акмеологическая академия (институт), 2007.
6. Бодалев, А. А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. - М.: Изд-во РАУ, 1993.
7. Гребельский, Д. В. Тактические основы и организационно-правовые проблемы оперативнорозыскной деятельности органов внутренних дел. - М., 1977.
8. Деркач, А. А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2004. - 750 с.
9. Концепция научного обеспечения психологического сопровождения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел РФ. / сост.: Пряхина М.В., Боброва И.А., Шаранов Ю.А., Иваницкий А.Т., Статный В.М., Иванова А.М. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2008.
10. Концепция совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации (утв. приказом МВД России от 6 октября 2003 г. // Экономический вестник МВД России . - 2004. - № 4.
11. Пряхина, М. В., Голобородько, С. А., Почебут, Л. Г. и др. Организация психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности ОВД : методическое пособие. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та МВД России, 2007. - 292 с.
12. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. - 720 с.
13. Федосеев, Г. А. Профессионально-психологическое консультирование как особенность психологического сопровождения деятельности сотрудников оперативных подразделений МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2012. - № 56 (4).
14. Черепанов, В. А. Психологические вопросы оперативно-розыскной деятельности. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1981.
15. Шаранов, Ю. А. Актуальные проблемы юридической акмеологии : Монография. - СПб.: Издание Санкт-Петербургского университета МВД России, 2010. - 130 с.
16. Шаранов, Ю. А. Психология деятельности служебного коллектива органов внутренних дел: Управленческо-развивающийся подход : монография / Министерство внутренних дел России. Санкт-Петербургская академия. - СПб., 1998. - 382 с.
Literature
1. Federalnyiy zakon ot 7 fevralya 2011 g. № 3-FZ «O politsii» // Rossiyskaya gazeta. - 2011. - № 25. - 8 fevralya.
2. Federalnyiy zakon ot 12 avgusta 1995 g. № 144-FZ «Ob operativno-rozyisknoy deyatelnosti» (v red. ot 28 dekabrya 2010 g. № 404-FZ).
3. Alekseev, A. L., Sinilov, G. K. Aktualnyie problemyi teorii operativno-rozyisknoy deyatelnosti organov vnutrennih del. - M., 1973.
4. Ananev, B. G. Chelovek kak predmet poznaniya. - L., 1987.
5. Akmeologiya razvitiya lichnosti i deyatelnosti : materialyi mezhvuzovskoy nauch.-prakt. konf. stud., aspirantov i prepodavateley. Sankt-Peterburg, 20 aprelya 2007 g. / vvedenie i obsch. red. Yu.A. Sharanova.
- SPb.: Sankt-Peterburgskaya akmeologicheskaya akademiya (institut), 2007.
6. Bodalev, A. A. Akmeologiya kak uchebnaya i nauchnaya distsiplina. - M.: Izd-vo RAU, 1993.
7. Grebelskiy, D. V. Takticheskie osnovyi i organizatsionno-pravovyie problemyi operativno-rozyisknoy deyatelnosti organov vnutrennih del. - M., 1977.
8. Derkach, A. A. Akmeologicheskie osnovyi razvitiya professionala. - M.: Izd-vo Moskovskogo psihologo-sotsialnogo instituta, 2004. - 750 s.
9. Kontseptsiya nauchnogo obespecheniya psihologicheskogo soprovozhdeniya operativno-sluzhebnoy deyatelnosti organov vnutrennih del RF. / sost.: Pryahina M.V., Bobrova I.A., Sharanov Yu.A., Ivanitskiy A.T., Statnyiy V.M., Ivanova A.M. - SPb.: Sankt-Peterburgskiy universitet mVd Rossii, 2008.
10. Kontseptsiya sovershenstvovaniya professionalnoy podgotovki kadrov v organah vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii (utv. prikazom MVD Rossii ot 6 oktyabrya 2003 g. // Ekonomicheskiy vestnik MVD Rossii . - 2004. - № 4.
11. Pryahina, M. V., Goloborodko, S. A., Pochebut, L. G. i dr. Organizatsiya psihologicheskogo obespecheniya operativno-sluzhebnoy deyatelnosti OVD : metodicheskoe posobie. - SPb.: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo un-ta MVD Rossii, 2007. - 292 s.
12. Rubinshteyn, S. L. Osnovyi obschey psihologii. - SPb.: Piter, 2007. - 720 s.
13. Fedoseev, G. A. Professionalno-psihologicheskoe konsultirovanie kak osobennost psihologicheskogo soprovozhdeniya deyatelnosti sotrudnikov operativnyih podrazdeleniy MVD Rossii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. - 2012. - № 56 (4).
14. Cherepanov, V. A. Psihologicheskie voprosyi operativno-rozyisknoy deyatelnosti. - M.: VNII MVD SSSR, 1981.
15. Sharanov, Y. A. Aktualnyie problemyi yuridicheskoy akmeologii : Monografiya. - SPb.: Izdanie Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii, 2010. - 130 s.
16. Sharanov, Y. A. Psihologiya deyatelnosti sluzhebnogo kollektiva organov vnutrennih del: Upravlenchesko-razvivayuschiysya podhod : monografiya / Ministerstvo vnutrennih del Rossii. Sankt-Peterburgskaya akademiya. - SPb., 1998. - 382 s.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013