Рассматривая вопрос о месте аффекта неадекватности в структуре личности подростка, Р.И. Цветкова отмечает, что он может занять ведущее место в структуре личности подростка в тех случаях, когда испытывается неуспех в притязаниях, имеющих для него жизненно-важное значение. В подобных случаях подросток вынужден идти на поиски среды, которая поможет ему самоутвердиться. Подобные поиски ведут, как правило, подростков к рискованному поведению, в т.ч. к немотивированным правонарушениям.
Сильные эмоциональные переживания влияют на все остальные чувства и адекватность восприятия действительности. Р.И. Цветкова обращает внимание, что «при наличии стойкого аффекта неадекватности в структуре личности подростка меняется уровень его сознания. В его поведении начинают преобладать такие свойства, как обидчивость, агрессивность, упрямство» [8, с. 36].
Таким образом, формирование правосознания подростка требует глубокого изучения его личностных особенностей. В процессе познания окружающей действительности когнитивные, конативные и аффективные процессы подростка, усиливаясь или ослабевая, предопределяют направленность его поведения. При этом ценностные ориентации становятся объектами привлекательности и ожидания последствий от той или иной деятельности и влияют на поведенческие стереотипы в подростковой среде. Во многом эти обстоятельства могут явиться определяющими в обретении жизненных смыслов и правосознания подростков.
Список литературы
1. Ахмедшин, Р. Л. Психологические аспекты феномена «Правосознание» // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 344.
2. Гаджиева, С. И. Психологическое содействие формированию правосознания подростков : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Пятигорск, 2012.
3. Дворянчиков, Н. В., Савкина, И. А. Исследование особенностей правосознания несовершеннолетних с девиантным поведением [Электронный ресурс] // «Психологическая наука и образование». - 2011. - № 1. - Режим доступа: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2011_1_2049. pdf (дата обращения 17.04.2015).
4. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000.
5. Петражицкий, Л. И. Введение в изучение права и нравственности: эмоциональная психология. - М.: Кн. дом «Либроком», 2011.
6. Сорокина, А. И. Правосознание как научная категория и отражение уровня социализации личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dialog.extech.ru/kongress2/thesis/sorokina. doc (дата обращения 17.04.2015)
7. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2009. - Т. 1.
8. Цветкова, Р. И. Психология трудного подростка. - Хабаровск: Изд-во ХГПИ, 1990.
9. Цветкова, Р. И. Мотивация и коррекция поведения детей и подростков. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1999.
УДК 159.9
А.В. Шахматов*, Г.А. Федосеев**
Основные направления психологического обеспечения сотрудников уголовного розыска в оперативно-розыскной деятельности ОВД
В статье рассматривается попытка определить новую «стратегию управляемого развития» психологического обеспечения деятельности сотрудников уголовного розыска как ведущего оперативного подразделения в системе оперативных служб МВД России, определяется система компетентностных подходов, возможности и основные направления развития психологии в оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД).
Ключевые слова: анализ, обеспечение, координация, результат, объект, предмет, субъект методология, модель, деятельность, проблема, подход, теория, специалист, эксперт, консультант, психолог, профессионализм, эксперимент, профилактика, пресечение, раскрытие, розыск, преступление, взаимодействие, компетентность, информатизация.
* Шахматов, Александр Владимирович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности Санкт-Петербургского Университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].
** Федосеев, Геннадий Алексеевич, преподаватель кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Пилютова, дом 1. E-mail: [email protected]
* Shakhmatov, Alexander Vladimirovich, Doctor of Law, Professor, Department of operational and investigative activities of the St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected].
** Fedoseyev, Gennady Alexeyevich, lecturer in operational and investigative activities of Internal Affairs bodies of the St. Petersburg University, the Ministry of the Interior of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected]. © Шахматов А.В., Федосеев Г.А., 2015
Шахматов А.В., ФедосеевГ.А. Основные направления психологического обеспечения сотрудников...
A.V. Shakhmatov*, G.A. Fedoseyev**. The main directions of psychological support for employees of criminal investigation in the operational-investigative activity of internal affairs. The article deals with an attempt to define a new «strategy managed development» psychological support of the employees of criminal investigation as the leading operational unit in the Russian Interior Ministry of operational services, the system is determined by the competence-based approach, the possibilities and the main directions of development of psychology in operational-investigative activity.
Keywords: analysis, software, coordination, result, object, subject, subject of methodology, model, work, problem, approach, theory, specialist, expert, consultant, psychologist, professionalism, experiment, prevention, suppression, solution, detection investigation , crime, cooperation, competence, information.
Сегодня наиболее актуален вопрос: насколько деятельность оперативных подразделений соответствует уровню развития оперативно-розыскной психологии правоохранительных институтов государства и как успешно разрешается противоречие между старой организационной структурой, традициями, устойчивыми системами и способами психологического обеспечения ОВД в целом, а также профессионализмом функционально-компетентностного характера в отдельно взятом оперативном подразделении на примере деятельности сотрудников уголовного розыска как ведущего оперативного подразделения в системе ОВД.
Попытка определить новую «стратегию управляемого развития» психологического обеспечения деятельности сотрудников уголовного розыска и составляет основную цель настоящей статьи.
Основные направления развития психологии оперативно-розыскной деятельности в 60-е гг. прошлого столетия обозначил профессор Д.В. Гребельский [6], сферу научных интересов которого составляла общая теория ОРД, а не психологическое обеспечение данного вида деятельности. Тем не менее Д.В. Гребельский указывал на предпосылки обеспечивающей функции психолога по таким направлениям общей теории ОРД, как: изучение социально-психологического аспекта оперативно-розыскной деятельности и управления оперативными аппаратами органов внутренних дел; исследование основных психологических положений научной организации управления оперативно-розыскной деятельностью применительно к основным аспектам работы оперативных аппаратов; комплексная разработка психологических компонентов действий оперативно-розыскных сил, использования средств и методов в наиболее часто встречающихся на практике ситуациях; обеспечение психологических особенностей организации борьбы с преступностью по линии отдельных оперативных служб (УР, ОБХСС, ИТУ); исследование психологических компонентов внутриведомственного и внешнего взаимодействия оперативных подразделений; изучение психологических аспектов информационно-аналитической работы.
По мнению В.А. Черепанова [11], перечисленные Д.В. Гребельским основные направления исследований психологии оперативно-розыскной деятельности в определенной степени небезупречны в части выбора оснований, по которым осуществлена их классификация. И тем не менее труды Д.В. Гребельского и других исследователей в области теории ОРД (А.И. Алексеева, Г.К. Синилова) имеют фундаментальное значение в части определения основных направлений исследования проблем психологии в оперативно-розыскной деятельности [9]. В целом же данными авторами была указана и признана актуальность и необходимость развития новой по тем временам специальной отрасли научного знания - психологии оперативно-розыскной деятельности.
Любой профессионализм функционального характера внутренне противоречив, т.к. быстро истощает экзистенциональный смысл деятельности (Ю.А. Шаранов). Преодоление подобного рода противоречий предполагает преобразование деятельности в творческую, где господствует авторство и высокая ответственность творческой личности за свое дело. Достоинства подобной модели очевидны. Творческие люди в силу пластичности мышления предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два; они подвижно, легко переходят от одного аспекта проблемы к другому, оригинально порождают неожиданные и непривычные решения [14, c. 218]. Однако если работать могут многие, то на «преобразовательную деятельность способны не все» [5]. В трудах современных исследователей А.С. Душкина, И.Ю. Кобозева, А.П. Кустовой, Н.В. Мартиросовой и др. преобладает использование в качестве объяснительной модели профессионально-компетентностного подхода, где последний обладает преимуществом в том смысле, что отражает актуальный уровень изучаемых сотрудников ОВД и в то же время не обладает в полной мере прогностической функцией. Это связано с тем, что динамика развития деятельности и субъекта асихронны, т.е. не совпадают по времени и пространству, другими словами, в прикладных научных исследованиях, в которых фиксируются параметры отдельных видов правоохранительной деятельности, результаты сохраняют ценность сравнительно короткое время, т.к. отражают не столько сегодняшний актуальный, сколько вчерашний уровень. Причина заключается в том, что и деятельность и «профессиональная психика» сотрудников обусловливаются более широкой, акмесинергетической средой правоохранительной деятельности, в которой действует множество факторов, динамику которых отразить принципиально невозможно. Учитывая это противоречие, мы рассматриваем психологическое обеспечение деятельности сотрудников оперативных подразделений уголовного розыска в контексте субъектно-формирующей и акмесинергетической программы.
Опыт работы психолога-специалиста с оперативными уполномоченными уголовного розыска показывает, что наибольшие затруднения у последних вызывают задания на продуцирование большого количества версий, гипотез и вариантов решения криминальных ситуаций [14].
По нашему мнению, в настоящее время основными тенденциями развития психологического знания в функционально-компетентностной сфере деятельности психолога-специалиста являются следующие.
1. Доминирование интегративного подхода к изучению, анализу и оценке оперативной обстановки
В условиях нарастающих процессов демократии к 90-м гг. XX в. географический, демографический и социологический подход к изучению оперативной обстановки начал уступать место сложной интерпретации психолого-правовых знаний населения о восприятии реальной действительности. Сегодня на основе непрерывного мониторинга общественного мнения населения о состоянии преступности совершенно очевидна необходимость осмысления интегративных тенденций, наблюдаемых в человекознании оперативно-розыскной деятельности, главная цель которой - способствовать творческой самореализации сотрудников оперативных подразделений, включая активизацию их рефлексивной культуры в совершенствовании навыков изучения, анализа и оценки оперативной обстановки. Органы внутренних дел преимущественно осуществляют нормативный тип прогноза оперативной обстановки на предстоящий период, нас же в большей степени волнует состояние теоретических или поисковых (разведывательных, изыскательских, генетических) прогнозов. Поисковый прогноз - это определение возможных состояний явления в будущем. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций? Тем самым явления настоящего и будущего представляются нам в единой казуальной взаимосвязи [13].
2. Широкое использование достижений теории управления в психологическом обеспечении деятельности подразделений уголовного розыска
Значительное внимание в психологии управления уделяется изучению индивидуальных стилей деятельности субъектов управления как факторов повышения эффективности управленческой деятельности (А.Л. Журавлев, В.А. Толочек, Ю.А. Шаранов и др.). Так, с первых работ К. Левина по данной проблеме основной ацент в них делался на выявление влияния «личностного профиля» субъекта управленческой деятельности, а не только на устойчивые способы и приемы выполнения деятельности. С момента становления акмеологии управления изучение индивидуальных стилей руководства стало осуществляться с акмеологических позиций. Было показано, что ориентация на определенные стили управления может способствовать продуктивному личностно-профессиональному развитию, раскрытию организаторского и управленческого потенциалов в ОРД [13].
3. Возрастание значения механизмов синергии различных уровней психики субъектов и психотехнологий в организации деятельности психолога-специалиста подразделения уголовного розыска.
Накопление и изменение факторов взаимодействия носят не линейный, а сетевой характер, т.е. изменение свойств одного обЪекта управления (упразднение, появление нового) обусловливает изменение соседних объектов, что приводит к усложнению (или к упрощению) всей структуры деятельности личного состава оперативного подразделения. Спектр применения знаний психологии по проблеме взаимодействия подразделений и служб достаточно широк и лежит в установлении причин возникновения противоречий и способах их устранения - начиная от межличностных отношений субъектов различных служб и ведомств и заканчивая авторитетом руководителя управленческого звена.
4. Изменение соотношений между мотивацией и стимулированием сотрудников подразделений уголовного розыска в сторону поддержания и актуализации «длинных» мотивов деятельности сотрудников.
Специалисты оперативно-розыскной сферы должны знать об управленческой и воспитательной функции мотивации и стимулах, их соотношениях и свойствах, причинной зависимости, об условиях эффектного применения стимулов. К таким знаниям следует отнести: принцип непрерывности воздействия на личность, знания о соответствии применяемых средств стимулирования соразмерности результатам труда, роль традиций и обычаев в применении средств стимулирования, учет самооценки личности и ее отношение к средствам стимулирования.
5. Возрастание значения субъектно-развивающего и компетентностного подхода к формированию ресурсов личности сотрудников уголовного розыска.
В данном направлении психолог-специалист «определяет те интегративные качества, которые развиваются в процессе специально организованной учебно-познавательной оперативно-розыскной деятельности на базе относительно устойчивых характеристик субъекта. Этот компонент включает в себя особый стиль педагогической деятельности, формирующийся на основе базовых интегральных характеристик человека». Представляется целесообразным рассматривать профессиональную компетентность личности в качестве её ресурса развития, позволяющего вносить изменения в существующую систему обучения и решать сложные оперативно-служебные задачи.
6. Развитие аутопсихологической и коммуникативной компетентности сотрудников уголовного розыска.
Коммуникативно-продуктивная способность выражается в умении установить контакт и организовать психологический микроклимат при общении, находить оптимальный стиль и тон взаимоотношений с учетом возрастных, эмоционально-волевых и индивидуальных особенностей личности. Формирование перцептивных способностей, проявляющихся в проникновении во внутренний мир личности, проницательности, связанной с пониманием эмоционального состояния личности и её рефлексии, а также при установлении содействия с гражданами в решений задач ОРД.
Шахматов А.В., ФедосеевГ.А. Основные направления психологического обеспечения сотрудников...
7. Обучение сотрудников уголовного розыска психологическим методам и способам негласной деятельности.
Как правило, теоретические курсы оперативно-розыскной психологии ограничиваются прикладными вопросами организации и проведения встреч с конфидентами, а по сути, повторяют содержание учебного курса «Основы ОРД ОВД». В оперативно-розыскной психологии по-прежнему не хватает системных, интердисциплинарных исследований и соответствующих «сетевых» подходов. В этой связи предлагается обобщить результаты исследований своих коллег по междисциплинарным связям, собственный опыт преподавания, авторский взгляд на состояние и перспективы некоторых теорий и подходов в оперативно-розыскной психологии. По нашему мнению, в процесс обучения лиц, содействующих органам, осуществляющим ОРД, должны входить тренинги, активизирующие такие познавательные психические процессы, как внимание, восприятие, память, мышление, речь и др. Еще более сложные проблемы лежат в области концептуальных основ и организационных технологий их воспитания и обучения. Здесь сталкиваются широкий и узковедомственный взгляд на принципы и содержание целесообразных психолого-педагогических подходов к субъектам деятельности негласной сферы.
8. Формирование у сотрудников уголовного розыска способностей к опережающей перцепции, рефлексии, образов профессиональных ситуаций, событий, объектов и фактов, представляющих оперативный интерес.
Наша задача - сформировать у оперативных работников образы фактов, представляющих оперативный интерес. На основе ранее проведённых исследований [10] мы пришли к убеждению, что такими фактами являются: появление или исчезновение новых вещей; появление нетипичных вещей; новые социальные или нетипичные связи; исчезновение людей; изменение потребностей; изменение психических состояний; одобрение противоправных действий и появление в местах, представляющих оперативный интерес; склонность к воровским обычаям и традициям и др.
9. Усиление значения прогностической функции и оценки структуры организованного криминалитета в деятельности сотрудников уголовного розыска.
Функциональное распределение ролей специалистов информационного блока криминалитета и их влияние на формирование коррупционных связей в среде сотрудников ОВД. Определение ценностной ориентации сотрудников оперативных подразделений, выявление их скрытых мотивов неправомерного поведения. В данном направлении психологические знания должны быть применены психологом-специалистом в анализе состояния традиций и обычаев, сформировавшихся в среде преступных групп, установлении обстоятельств, оказывающих влияние на сотрудников правоохранительных органов.
10. Моделирование психологом-специалистом оперативно-розыскного мероприятия «Оперативное внедрение».
Предметный анализ психологических особенностей личности или группы фигурантов, а также особенностей их преступной деятельности необходим, чтобы достоверно определить психологические основания легенды, определить, на кого из фигурантов может быть рассчитана легенда и чьи информационные потребности она должна удовлетворить. В реальной жизни оперативный сотрудник вынужден подходить к осмыслению и решению практических проблем внедрения преимущественно с позиций здравого смысла, что противоречит самой сущности научного мышления, которое не укладывается в ограниченные рамки общепринятой парадигмы. Получается, что всякий раз, когда мы отказываемся от глубокого изучения науки, мотивируя это требованиями практики, а тем более вынужденными мерами конспирации, то снижаем качество подготовки специалистов для внедрения в такой степени, что вчерашние выпускники-оперативники оказываются не в состоянии подобрать кандидатов и подготовить квалифицированных специалистов для внедрения в преступную среду.
11. Психологическое обеспечение оперативного внедрения и способности к импровизационному перевоплощению сотрудников уголовного розыска.
Очень важным являются знания психологии, отражающие такие особенности деятельности негласных сотрудников, как особенности ролевой деятельности (с изменением или без изменения социальной роли), самостоятельность деятельности, длительное нахождение в преступной среде и воздействие этой среды. В этой связи необходимо знать и уметь сохранять положительную ценностную ориентацию личности в преступной среде, знать психологические трудности сбора, оценки, сохранения и передачи информации, уметь формировать действенную установку на соблюдение конспирации и законности.
12. Оптимизация субъективно удобного стиля коллективной деятельности подразделений уголовного розыска.
Такие элементы социально-психологического климата, как отношение к деятельности, социальная дистанция между руководителем и подчиненными, профессиональный уровень и направленность сотрудников, эталоны восприятия у отдельных групп сотрудников, ценностно-ориентационное единство членов коллектива, обычаи, традиции коллектива и др. являются важнейшими для совершенствования профессиональной деятельности и профилактики конфликтов.
13. Психологическое обеспечение фактов информационного противоборства и элементов психологической борьбы со стороны криминалитета.
Методологическое обеспечение в структуре прикладной акмеологии активно выражается в разработке информационных технологий, направленных на человека, коллектив, организацию. Диалог между субъектами ОРД вытесняется техническими и машинно-опосредованными коммуникациями,
эффективность информационных баз становится ведущей характеристикой результативности коммуникационных связей организационно-управленческой культуры всей правоохранительной системы ОВД. Степень готовности профессионала к работе в новых условиях на начальном этапе (в момент получения полномочий), может снижаться в ситуациях роста неопределенности и увеличения объема информации, которую необходимо технологически перерабатывать. Технологическая ориентация проявляется во взаимосвязи с системотехникой, теорией информации и праксиологии через технологические стандарты практически ориентированного прикладного знания. Дальнейшее развитие, по нашему мнению, должно осуществляется посредством трансформации информационных ресурсов субъектом оперативно-розыскной деятельности через психологические механизмы управления в ее результаты [13].
14. Участие в разработке современных технических средств психологического обеспечения.
Многие проблемы в акмеологии только еще осмысливаются, другие уже достигли стадии технологического решения. В этой связи любые формы научной интеграции технических средств и сотворчества акмеологии со всеми вспомогательными ресурсами ОРД были бы исключительно взаимополезными. При использовании технических средств необходимо учитывать ряд психологических особенностей. Формирование положительного отношения к техническим средствам, уверенности в их надёжности, умение их применения, возможные психологические барьеры, возникающие при использовании технических средств. Формирование убежденности в необходимости создания информационных банков данных, выработка психологических особенностей обучения наиболее эффективным способам использования имеющихся информационных массивов. Психологические особенности взаимодействия со специалистами, применяющими технические средства, и др.
Анализ сборника нормативных правовых актов, регулирующих вопросы ОРД [7], показывает, как периодически меняется не только нормативная, но и содержательная направленность выполняемых функций сотрудниками оперативных подразделений органов внутренних дел, во многом кардинально меняя предъявляемые к ним требования «профессиональной компетентности». Профессиональная компетенция специалиста формируется и развивается в ходе профессионального обучения, воспитания и накопления опыта профессиональной работы, что сказывается на его компетенциях, способностях и эмоционально-волевых характеристиках, составляющих в конечном итоге ядро личности-специалиста. По справедливому утверждению В.А. Ганзена, «работать могут многие, на преобразовательную деятельность способны не все» [5].
Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // Российская газета, 2011. - № 25. - 8 февраля.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 33. - Ст. 3349 (с посл. изм. в ред. от 21.12.2013 № 369-ФЗ).
3. Концепция общественной безопасности // Российская газета. Федеральный выпуск. -2013.
- 21 нояб. - № 6238.
4. Концепция научного обеспечения психологического сопровождения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел РФ / сост.: М.В. Пряхина, И.А. Боброва, Ю.А. Шаранов, А.Т. Иваницкий, В.М. Статный, А.М. Иванова. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2008.
5. Ганзен, В. А. Системные описания в психологии : учебное пособие. - Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. - 176 с.
6. Гребельский, Д. В. Теоретические основы и организационно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел : дис. ... докт. юрид. наук. - М., 1975. - 340 с.
7. Давыдов, С. И. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности: сборник нормативных актов / С.И. Давыдов, В.Н. Кукарцев, А.Е. Чечётин. - Барнаул, 2004. - 202 с.
8. Деркач, A. A. Акмеологические основы развития профессионала. - М., Изд-во Московского психолого-социального института; НПО «Модэк», 2004. - 752 с.
9. Синилов, Г. К. Предмет, система, методология и перспективы развития теории оперативно-розыскной деятельности : курс лекций. - М., 1995. - 42 с.
10. Филиппенко, В. И. Основы оперативно-розыскной психологии : монография. - Омск, 2005.
- 180 с.
11. Черепанов, В. А. Основы разведывательного опроса. - М., 1978. - 62 с.
12. Шаранов, Ю. А. Актуальные проблемы юридической акмеологии : монография. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 2010. - 130 с.
13. Шаранов, Ю. А. Психология деятельности служебного коллектива органов внутренних дел. Управленческо-развивающийся подход : монография / Министерство внутренних дел России. Санкт-Петербургская академия. - СПб., 1998. - 382 с.
14. Шаранов, Ю. А. Импровизация в структуре субъектогенеза личности сотрудника органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2013. - № 1 (57).
15. Шахматов, А. В. Психологические вопросы содействия отдельных лиц из числа членов преступной группы, органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность // Материалы международной научно-практической конференции. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2005. - 247 с.