Юридические науки
№ 8-1. - 2016
УДК 342.9
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ: ОТ ФОРМЫ К
СОДЕРЖАНИЮ
А. Ю. Афанасьев, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия),
e-mail: [email protected] М. Е. Репин, ГУ МВД России по Нижегородской области (Нижний Новгород, Россия),
e-mail: [email protected]
Аннотация. В настоящей статье раскрываются общетеоретические подходы к пониманию формы административной деятельности полиции. Авторы определяют сущность и понятие формы административной деятельности полиции сквозь призму функциональной характеристики административной деятельности полиции, тем самым, акцентируя внимание на наличии «генетической» связи между формой и содержанием административной деятельности органов внутренних дел, как и между всеми иными видами деятельности органов внутренних дел.
Ключевые слова: полиция, форма административной деятельности полиции, функции административной деятельности полиции
ADMINISTRATIVE ACTIVITY OF POLICE: FROM THE FORM TO CONTENTS
Abstract. In the present article the general-theoretical approaches to understanding of a form of administrative activity of police are revealed. Authors define the essence and concept of a form of administrative activity of police through a prism of the functional characteristic of administrative activity of police, thereby, the attention is focused on existence of "genetic" communication between form and content of administrative activity of law-enforcement bodies, as well as between all other kinds of activity of law-enforcement bodies.
Keywords: police, form of administrative activity of police, function of administrative activity of
police
Конституция Российской Федерации провозглашает Россию демократическим правовым государством, где высшей ценностью являются права и свободы человека и гражданина [1]. А признание, соблюдение и защита указанных прав и свобод является первоочередной обязанностью государства. Становление правового государства, обеспечение законных интересов, прав и свобод граждан и должного уровня правопорядка, и общественной безопасности возможно только при эффективной деятельности правоохранительной системы, и в первую очередь зависит от органов внутренних дел. Именно органы внутренних дел стоят впереди на страже общественного порядка и общественной безопасности, в борьбе с преступностью и правонарушениями.
Наряду с проведенным реформированием в Министерстве внутренних дел Российской Федерации еще более пристальное внимание уделяется ее деятельности. Создание полиции вместо милиции - это новый качественный этап в развитии правоохранительной системы в целом. В осуществлении полицией, обозначенных законодательством Российской Федерации для нее множественных функций и задач, большое значение играет адми-
нистративная деятельность с необходимыми для этой деятельности административно-правовыми средствами и методами.
Современное состояние системы Министерства внутренних дел Российской Федерации диктует условия для особого внимания к служебной деятельности, исполнению обязанностей, соблюдению законности, а также к изучению основных положений применяемых нормативно-правовых актов и различного круга теоретических вопросов, затрагивающих служебную деятельность сотрудников полиции, и это же касается и форм административной деятельность полиции.
Вопрос об определении сущности и понятия форм административной деятельности полиции (полиции) в течение всего периода существования органов внутренних дел остается важным и актуальным. Что же такое форма административной деятельности полиции и в чем ее сущность? Для ответа на данный вопрос необходимо обратиться к ряду иных категорий и понятий. По толковому словарю С.И. Ожегова: «форма - это внешний вид какого-либо содержания, неотделяемый от него и служащий его выражением» [2]. Иными словами, форма - это некое внешнее выражение какого-либо предмета, в данном случае действий, результатов административной деятельности полиции.
Что касается значения самой административной деятельности полиции, то на сегодняшний день сформировалось определение, которое можно назвать устоявшимся и общепринятым. Так, административная деятельность органов внутренних дел (полиции) это «исполнительно-распорядительная (управленческая) деятельность по организации работы подразделений и служб органов внутренних дел и практическому осуществлению административно-правовыми способами и средствами возложенных функций по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и борьбе с преступностью» [3, с. 8]. Мы и будем придерживаться такого понимания далее.
Согласно традиционной точке зрения административная деятельность органов внутренних дел, наряду с оперативно-розыскной (или, что одно и то же, сыскной) и уголовно-процессуальной (дознавательской, следственной [4]) деятельностью, представляет собой самостоятельную функцию данных органов [5]. Притом необходимо разграничивать данные виды деятельности ОВД. К примеру, одним из основных отличий выступает «высокий уровень дискреционности нормативных правовых актов, регулирующих административную деятельность полиции» [6, с. 15].
По мнению Ю.П. Соловей это предопределяется тем, что ситуации, с которыми имеют дело ее сотрудники, относятся, пожалуй, к числу наиболее неопределенных и быстро меняющихся, а поэтому требуют от них значительной самостоятельности в оценках и действиях [7, с. 9]. Безусловно, дискреционные полномочия в уголовном процессе также имеют место быть.
В целом функции полиции можно классифицировать по нескольким основаниям. В зависимости от цели, на которые они направлены, функции можно разделить на внутриор-ганизационные и внешние. Внутриорганизационные предназначены для обеспечения четкого и слаженного функционирования всех служб и подразделений, их личного состава (сотрудников полиции), а также эффективное использование других сил и средств. А внешние направлены на практическое решение задач стоящих перед ОВД вовне, выходящих за пределы внутриорганизационной деятельности. Также функции полиции по характеру управленческих задач можно подразделить на общие, специальные и обеспечивающие.
К общим функциям административной деятельности полиции относятся: прогнозирование; планирование; организация; регулирование; учет; контроль. К обеспечивающим относятся: кадровое, финансовое, материально-техническое, психологическое, медицинское и иное обеспечение административной деятельности.
А специальные (основные) функции указаны в части 1 статьи 2 ФЗ «О полиции». В соответствии с ним полиция свою деятельность осуществляет по следующим направлениям:
-обеспечение защиты личности, общества, государства от противоправных посягательств;
-осуществление предупреждения и пресечения, выявления и раскрытия преступлений, производство дознания по уголовным делам, розыск лиц;
-предупреждение и пресечение административных правонарушений, производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
-обеспечение правопорядка в общественных местах и безопасности дорожного движения;
-контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
-осуществление экспертно-криминалистической деятельности и охраны имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
-обеспечение государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц [8].
Функции полиции - это направления ее деятельности, то есть то, чем занимается вся система Министерства внутренних дел в лице дознавателей, оперативных сотрудников, участковых уполномоченных полиции, разного рода инспекторов и иных сотрудников всех подразделений и служб ОВД. И для осуществления функций, возложенных законодательством, необходимо выполнять определенные действия в определенных сферах деятельности и принимать по ним решения, достигать конкретного результата, иной раз путем принуждения [9]. Учитывая то большое количество функций полиции, существует и достаточное разнообразие действий, направленных на их осуществление, и разнообразие решений, принимаемых по ним. Итак, разнообразие действий, направленных на осуществление функций полиции, способы их выполнения и результат, их внешнее выражение и будет являться формой административной деятельности полиции.
Таким образом, форма административной деятельности полиции - это внешне выраженные группы действий, однородные по своему характеру и правовой природе, а также результаты таких действий, при помощи которых осуществляются функции, возложенные на полицию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Это не что иное, чем средство, с помощью которого происходит исполнение должностных обязанностей сотрудниками полиции [10].
Институт форм административной деятельности полиции находит свое отражение во всех сферах служебной деятельности органа внутренних дел. Данное обстоятельство связано с тем, что свои функции полиция выполняет каждый день, а форма административной деятельности неразрывно с ними связана. Не обращая внимания на значимость и наличие
данного института в профессиональной деятельности, сотрудники полиции с ним сталкиваются, ибо иное просто невозможно.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенарод. голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.
3. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: Учебник. М.: ЦОКР МВД России, 2009. С.8.
4. Афанасьев А.Ю., Репин М.Е. Некоторые особенности расследования коррупционных преступлений на первоначальном этапе // Наука. Мысль. 2015. № 12. С. 82-86.
5. Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М., 1965. С 81-82.
6. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: Учебник. М.: ЦОКР МВД России, 2009.
7. Соловей Ю.П. Полицейское право и его место в системе современного административного права // Полицейское право. 2005. № 1.
8. О полиции: Федеральный закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 № 3-ФЗ // Российская газета. 2011. 8 февраля.
9. Самойлюк Р.Н. Определяющие факторы эффективности методов осуществления государственной власти // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2014. - № 3 (27). - С. 41-46.
10. Самойлюк Р.Н., Афанасьев А.Ю., Миннебаев Р.Х. Особенности административно-юрисдикционной деятельности ДПС ГИБДД по обеспечению безопасности дорожного движения // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 4 (32). С. 177-181.
References:
1. Konstitucija Rossijskoj Federacii: prinjata vsenarod. golosovaniem 12 dekabrja 1993 g. // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2014. № 31. St. 4398.
2. Ozhegov S.I., Shvedova N.Ju. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka. M., 1992.
3. Administrativnaja dejatel'nost' organov vnutrennih del. Chast' Obshhaja: Uchebnik. M.: COKR MVD Rossii, 2009. S.8.
4. Afanas'ev A.Ju., Repin M.E. Nekotorye osobennosti rassledovanija korrupcion-nyh prestuplenij na pervonachal'nom jetape // Nauka. Mysl'. 2015. № 12. S. 82-86.
5. Eropkin M.I. Upravlenie v oblasti ohrany obshhestvennogo porjadka. M., 1965. S 81-82.
6. Administrativnaja dejatel'nost' organov vnutrennih del. Chast' Obshhaja: Uchebnik. M.: COKR MVD Rossii, 2009.
7. Solovej Ju.P. Policejskoe pravo i ego mesto v sisteme sovremennogo administrativnogo prava // Policejskoe pravo. 2005. № 1.
8. O policii: Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 07 fevralja 2011 № 3-FZ // Rossijskaja gazeta. 2011. 8 fevralja.
9. Samojljuk R.N. Opredeljajushhie faktory jeffektivnosti metodov osushhestvlenija gosudarstvennoj vlasti // Juridicheskaja nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. - 2014. - № 3 (27). - S. 41-46.
10. Samojljuk R.N., Afanas'ev A.Ju., Minnebaev R.H. Osobennosti administrativno-jurisdikcionnoj dejatel'nosti DPS GIBDD po obespecheniju bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija // Juridicheskaja nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. 2015. № 4 (32). S. 177-181.
— • —
Сведения об авторах
Алексей Юрьевич Афанасьев, адъюнкт адъюнктуры Нижегородской академии МВД России (Нижний Новгород, Россия).
Максим Евгеньевич Репин, начальник смены дежурной части отдела полиции № 5 Управления МВД России по г. Нижнему Новгороду ГУ МВД России по Нижегородской области (Нижний Новгород, Россия).
— • —