УДК 378 ББК 74
DOI 10.24411/2414-3995-2020-10066 © Р.Н. Мородумов, А.А. Базулина, Н.И. Батурина, 2020
Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ:
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ
Ринат Негаматуллаевич Мородумов,
доцент кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса,
кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected];
Анна Анатольевна Базулина, старший преподаватель кафедры криминалистики учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел, кандидат педагогических наук
Волгоградская академия МВД России (400089, Волгоград, ул. Историческая, д. 130)
E-mail: [email protected];
Наталия Игоревна Батурина, заместитель начальника кафедры гражданско-правовых дисциплин,
кандидат юридических наук, доцент Волгоградская академия МВД России (400089, Волгоград, ул. Историческая, д. 130)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Анализируется проблема повышения качества высшего образования в системе МВД России. Указывается на необходимость удовлетворить существующие и потенциальные потребности правоприменительной практики и государственные требования по подготовке квалифицированных сотрудников правоохранительных органов. Предложено решение проблемы путем развития образования в соответствии с принятой международной практикой, ориентацией на многосубъектного потребителя. Статья затрагивает также вопросы, связанные с анализом научных исследований в области качества образования, позволяющим выделить подходы к его определению, основанные на установлении перечня факторов, ключевых для данного явления. Особое внимание уделяется совершенствованию системы внешней и внутренней оценки деятельности образовательных организаций высшего образования МВД России.
Ключевые слова: качество, подходы к оценке качества, система оценки качества высшего образования, органы внутренних дел, стандартизированный мониторинг качества образования.
EVALUATION OF THE QUALITY OF HIGHER EDUCATION IN THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERIOR OF RUSSIA: TOPICAL APPROACHES
Rinat N. Morodumov,
Associate Professor of the Department of Civil and Labor Law, Civil Procedure, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);
Anna A. Bazulina, Senior Lecturer of the Department of Criminalistics of the educational and scientific complex on preliminary investigation in the internal affairs bodies, Candidate of Pedagogical Sciences Volgograd Academy of the Ministry of Interior of Russia (400089, Volgograd, ul. Istoricheskaya, d. 130);
Natalia I. Baturina,
Deputy Head of the Department of Civil Law Disciplines, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Volgograd Academy of the Ministry of Interior of Russia (400089, Volgograd, ul. Istoricheskaya, d. 130)
Abstract. Analyzed the problem of improving the quality of higher education in the Ministry of internal Affairs of Russia. Pointed to the need to meet the existing and potential needs of law enforcement practice and state requirements for the training of qualified law enforcement officers. Proposed a solution to the problem by developing education in accordance with the accepted international practice, focusing on the multi-subject consumer. The article also touches upon the issues related to the analysis of scientific research in the field of quality of education, which allows to identify approaches to its definition based on the establishment of a list of factors key to this phenomenon. Special attention is paid to improving the system of external and internal evaluation of higher education institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia.
Keywords: quality, approaches to quality assessment, higher education quality assessment system, internal affairs bodies, standardized monitoring of education quality.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Мородумов Р.Н., Базулина А.А., Батурина Н.И. Оценка качества высшего образования в системе МВД России: современные подходы. Вестник экономической безопасности. 2020;(1):347-50.
В настоящее время перед органами внутренних дел возникают новые проблемные задачи в области борьбы с преступностью, решение которых, требует от сотрудников высокого уровня теоретической и практической подготовленности, качество высшего образования в системе МВД России, таким образом, становится приоритетным вопросом. Это нашло отражение в требованиях таких нормативно-правовых документов как: Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция кадровой политики МВД Российской Федерации (на период до 2020 года), определяющих приоритетные задачи выхода на международный стандарт качества подготовки кадров в области правоприменительной практики и преимущественное комплектование кадрового состава органов внутренних дел выпускниками ведомственных образовательных организаций.
За последние годы произошло значительное развитие научного познания в сфере качества образования: разработка международными и национальными организациями, ассоциациями стандартов качества, научные исследования, выполненные российскими и зарубежными учеными (Субетто А.И., Селезнева Н.А., Байденко В.И., Жуковская З.Д., Беднарчик Х., Булынский Н.Н., Гузаиров М.Б., Ивлиева И.А., Панасюк В.П., Чернова Ю.К., Макаров А.А., Ярыгин А.Н., Трапи-цын С.Ю., Редько Л.Л., Майоров А.Н., Бахмут-ский А.Е., Иванов Б.С., Мотова Г.Н., Чурганов О.А., Литвиненко Э.В., Писарева С.А., Федоряк Л.М., Давыдова Л.Н., Шихов Ю.А., Шапоренкова Г.А., Булат Р.Е., Ковальчук О.В., Матюшкина М.Д., Третьякова Н.В., Гуськова М.В. и мн. др.), деятельность, получивших признание, как в России, так и за рубежом, научных школ (под руководством Азгальдова Г.Г., Селезневой Н.А., Субетто А.И., Жуковской З.Д., Черепанова В.С. и др.), издательская деятельность российских научных журналов («Стандарты и качество», «Стандарты и мониторинг в образовании», «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования», «Качество. Инновации. Образование», др.), международные исследования, определение мировых рейтингов.
Анализ нормативно-правовой базы в сфере образования, показывает отсутствие на современном
этапе единого понимания содержания понятия качество образования. Основой, в данном случае, является теоретико-методологическое положение, определяющее фундаментальное понимание того, что есть качество в целом и качество образования в частности, при этом, остается актуальным вопрос научной разработки путей повышения качества образования в образовательных организациях высшего образования МВД России.
Необходимо всестороннее рассмотрение вопросов, касающихся оценки качества образования в образовательных организациях МВД России.
Качество высшего образования представляет собой интегральную характеристику, выражающую степень соответствия реально достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям [6]. В отношении системы образования МВД России, под качеством образования можно понимать интегральное свойство, отражающее возможность педагогической системы удовлетворить существующие и потенциальные потребности правоприменительной практики и государственные требования по подготовке квалифицированных сотрудников правоохранительных органов.
В этой связи, проблему повышения качества образования в данной области рассматривается через эффективность данного вида деятельности с различных сторон: разработки стратегии, организации учебного процесса, управления. В международной практике оценки качества работы образовательных организаций высшего образования, существуют следующие подходы: репутационный (использование экспертного механизма оценки уровня профессиональных образовательных программ и образовательных организаций в целом), результативный (критерием качества выступают количественные показатели деятельности) и общий (базируется на принципах «всеобщего управления качеством»). Анализируя современное состояние развития концепции управления качеством образования, Гривенная Е.Н., выделяет следующие подходы:
- подход, основанный на традиционных в системе образования и хорошо зарекомендовавших себя на практике методов, технологий, средств, форм обеспечения качества подготовки специалистов. В
нем присутствует постоянство педагогическом и управленческой практики, отсутствие тенденций к адаптации достижений в сфере инновационного менеджмента;
- технократический (процессный) подход, базирующийся на методах управления качеством посредством всестороннего контроля, основой является теория управления качеством продукции и услуг.
Он отличается наличием процедур внешней оценки качества, учитывающих соотношение цены и качества стандартов, используются документированные процедуры, а также методы статистического контроля качества;
- подход, основанный на адаптации принципов менеджмента качества применительно к образованию. Он согласует основные положения психолого-педагогических наук с теорией управления качеством, системогенетикой, теорией управления и теорией организации. С точки зрения Гривенной Е.Н., данный подход является наиболее перспективным, так как учитывает существенные особенности функционирования образовательной организации высшего образования на каждом из этапов проектирования и внедрения систем качества.
Существующие точки зрения относительно вопроса повышения качества высшего образования в системе МВД России обосновывают необходимость дальнейшего совершенствования:
- внешней оценки по двум направлениям: государственной и независимой (с целью усиления общественного контроля над сферой образования).
- внутренней оценки охватывающей позиции не полностью учитывающиеся при внешней (условия организации и качество образовательного процесса). Такими условиями, влияющими на качество образования, являются: материально-техническая база, высококвалифицированные кадры, дополнительные образовательные и другие услуги, образование в полной мере отвечающее запросам потребителей, удовлетворяющее их.
С точки зрения ряда авторов, подробный самоанализ собственной деятельности, направленный на выявление недостатков и оперативном их устранении, может быть успешно реализован только путем создания и внедрения действенной системы качества в образовательной организации, на это нацелена в данное время и государственная политика в сфере
образования. Под такой системой понимается организационная структура методов, процессов и ресурсов, предназначенных для обеспечения высокого качества деятельности в области образования. Процесс управления в ней представляет собой взаимно адаптивное взаимодействие субъекта (руководство образовательной организаций, профессорско-преподавательский состав, сотрудников, обучающихся), объекта (основные направления деятельности) и условий осуществления образовательного процесса, учитывая изменения внешней среды. Задача образовательных организаций высшего образования в системе МВД России создавать соответствующие системы качества, способствующие определению соответствия их учебных программ и иных ресурсов (материальных, научно-методических, кадровых и структуры управления) требованиям «заказчиков» образовательных услуг. Для достижения значимого результата, такая система качества образовательной организации должна распространяться на: предметы и области, регламентируемые ФГОС ВО, органами лицензирования и аккредитации; отдельные подразделения образовательной организации; конкретные направления деятельности образовательной организации (процессы) [1].
Перспективным направлением в области внутренней оценки качества, на наш взгляд, является разработка стандартизированного мониторинга качества образования по трем направлениям: образовательные программы высшего образования, научно-педагогическая деятельность профессорско-преподавательского состава, а также результатов (профессиональная подготовленность курсантов и профессиональная успешность, выражающаяся через «отсроченный» эффект, как их успешная адаптация к условиям службы, карьерный рост и наличие поощрений).
Для эффективного функционирования система качества должна иметь внутренние и внешние цели.
Так, внутри образовательной организации деятельность может быть направлена на: рациональное использование ресурсов с максимальной эффективностью; оптимизацию содержания образовательных программ, развитие материально-технической базы для создания необходимых условий; своевременное повышение квалификации педагогических кадров и внедрение в учебно-воспитательный процесс инно-
вационных образовательных технологий. При этом, внешние цели могут быть связаны с: повышением конкурентоспособности среди учебных заведений своего профиля и престижа образовательной организации; ориентацией на цели и задачи органов внутренних дел в современной оперативной обстановке.
Таким образом, качество высшего образования в системе МВД России в настоящее время связывается с совершенствованием системы внешней (государственной и независимой) и внутренней оценки (самоанализ, направленный на выявление недостатков и оперативное их устранение).
Прежде всего, для реализации приоритетной задачи подготовки квалифицированных кадров образовательными организациями высшего образования МВД России необходимо дальнейшее развитие образования в соответствии с принятой международной практикой, ориентацией на многосубъектного потребителя, совершенствованием системы внешней и внутренней оценки их деятельности.
Литература
1. Гривенная Е.Н. Мониторинг качества высшего профессионального образования в системе МВД России с использованием рейтинговых техно-
логий. Автореф. дис. ...д-ра пед. наук. Краснодар,
2014.
2. Есенбаева Г.А., Какенов К.С. Качество образования: концепция вуза // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.
2015. № 12-8.
3. Кравченко О.Г. Оценка деятельности преподавателей вузов МВД России как компонент обеспечения качества образования // Альманах современной науки и образования Тамбов: Грамота, 2015. № 4 (94).
4. Панасюк В.П., Лымарь А.Б. Актуальные проблемы теории качества // «Образование и наука», 2016, № 4.
5. Ребрий В.А., Бондаренко Т.А. Престиж полиции и удовлетворенность полицейского службой: методика оценки и пути их повышения / Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (33).
6. Хохлова М.В., Лукашов С.В. Реализация принципов мониторинга качества основных профессиональных образовательных программ в инженерно-технологическом вузе // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5.
7. Ящук Т.Ф. Оценки деятельности вузов в Российской Федерации // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2013. № 3 (36).
Формирование познавательного интереса у курсантов-слушателей образовательных учреждений МВД России. Монография. Родин В.Ф. 159 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Автор дает целостное представление о теории и современном понимании проблем формирования познавательного интереса обучающихся в вузах МВД России.
В центре внимания находятся вопросы методологической теории и практики формирования познавательного интереса в комплексе мероприятий профессионального и личностного развития курсантов (слушателей).
Для профессорско-преподавательского состава, а также адъюнктов и курсантов (слушателей) вузов МВД России.
В.Ф. Родин
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У КУРСАНТОВ (СЛУШАТЕЛЕЙ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ