Вестник Воронежского института МВД России №4 / 2014
А.А. Тимофеева,
Волгоградская академия МВД России
Н.Н. Шведова,
кандидат юридических наук, доцент Волгоградская академия МВД России
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РОССИИ
THE MAIN DIRECTIONS OF IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL EDUCATION FOR TRAINING OF FORENSIC EXPERTS FOR THE FORENSIC DEPARTMENTS OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA
В статье рассмотрены основные направления реализации профильного образования по подготовке экспертов-криминалистов для органов внутренних дел, реализуемые в Волгоградской академии МВД России.
The article describes the main directions of implementation of professional education for training of forensic experts for the bodies of internal Affairs, implemented in the Volgograd Academy of the Ministry of Interior of Russia.
В настоящее время перед российскими вузами остро стоит проблема повышения эффективности образовательной деятельности в целях обеспечения конкурентоспособности российской системы высшего профессионального образования. Один из подходов к решению данной проблемы заключается в разработке новых решений за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. На сегодняшний день существуют все предпосылки для такой
модернизации образовательных организаций, превращающей их в своего рода ресурсные центры, совмещающие не только подготовку и переподготовку высококвалифицированных специалистов, но и научно-исследовательскую работу по профилям обучения.
Рассмотрим данный тезис на примере подготовки кадров для экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел в Волгоградской академии МВД России. Известно, что профессиональная под-
108
Педагогические науки
готовка судебных экспертов в России имеет богатую историю, начавшуюся с учебы по принципу «делай как я» и достигшую современного университетского уровня, когда обучение специалистов осуществляется в строгом соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и предусматривает формирование комплекса профессионально-значимых компетенций. В целях повышения эффективности данной работы и максимального приближения образовательного процесса к потребностям практики руководством министерства в 2012 году [1] было принято решение о наделении вузов МВД России, имеющих богатый опыт подготовки кадров по каждому направлению деятельности органов внутренних дел, полномочиями учебнонаучных центров по данным направлениям подготовки специалистов. Так, для Волгоградской академии МВД России, более сорока лет ведущей обучение экспертов-криминалистов для органов внутренних дел, одним из приоритетных определен профиль подготовки «Деятельность экспертно-криминалистических подразделений».
Само понятие «профиль подготовки» сформулировано Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и подразумевает ориентацию образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющие ее предметно -тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы [2].
Для вузов, готовящих специалистов для органов внутренних дел, задачи, формы и методы реализации профильного образования закреплены соответствующей нормативной базой и предполагают создание образовательной среды, максимально приближенной к профессиональной деятельности выпускников. Для достижения этой цели специалистами Волгоградской академии МВД России разрабатываются различные учебно-методические материалы, среди которых квалификационные требования к подготовке сотрудников экспертно-криминалистических подразделений территориальных органов МВД России, профессиональный цикл примерной программы профессионального обучения сотрудников, впервые принимаемых на службу в экспертно -криминалистические подразделения.
С недавнего времени на базе академии действует межвузовская учебно-методическая секция [3] по названному профилю подготовки, в которую вошли представители вузов системы МВД России, ведущих обучение по образовательной специальности «Судебная экспертиза». Основной задачей деятельности секции является повышение качества профессиональной подготовки специалистов для органов внутренних дел Российской Федерации, а также совершенствование организации работы по обеспечению учебного процесса учебными, учебно-методическими и информационными материалами.
В основе профильного образования, реализуемого в Волгоградской академии, лежит взаимодействие с Экспертно-криминалистическим центром МВД России, экспертно-криминалистическими подразделениями территориальных органов внутренних дел. Оно осуществляется по нескольким направлениями: привлечение к занятиям с будущими экспертами ведущих специа-листов-практиков, организация выездных учебных занятий на базе территориальных подразделений, участие преподавателей профильных кафедр в стажировках и тематических семинарах, проводимых в ЭКЦ МВД России.
Другой перспективной формой взаимодействия вуза с экспертно-криминалистическими подразделениями является мониторинг качества образовательного процесса, проводимый ежегодно на основе анализа анкет-отзывов руководителей ЭКЦ территориальных органов внутренних дел по результатам прохождения преддипломной практики слушателями пятого курса, обучавшимися по специальности «Судебная экспертиза». В ходе такого анализа изучается удовлетворенность потребителей качеством подготовки специалистов, оценивается степень сформированности у выпускников профессионально-значимых компетенций, их пригодность к практической деятельности. Выявляемые слабые места в образовательном процессе служат ориентирами для работы по совершенствованию учебно-методического обеспечения преподавания профильных дисциплин.
Обязательным элементом профильного высшего профессионального образования является научное обеспечение и методическая поддержка служебной деятельности органов внутренних дел. Помимо традиционных форм научной работы (проведения научных исследований по заявкам органов внутренних дел, организации научно-представительских мероприятий различного уровня) в Волгоградской
109
Вестник Воронежского института МВД России №4 / 2014
академии МВД России развиваются ее инновационные формы и методы: создаются научно-образовательные структуры, осваивается патентная деятельность. Например, на базе опытно -экспериментальной лаборатории, оснащенной передовой криминалистической техникой, ведутся экспериментальные исследования по темам прикладного значения и только в 2013 году сотрудниками профильных кафедр академии получены шесть патентов на полезные модели и семь свидетельств на программные продукты. Важно и то, что ученые академии, других образовательных, научных организаций и судебно -экспертных учреждений имеют возможность представить результаты своих научных исследований на страницах одного из авторитетных изданий — научно-практического журнала «Судебная экспертиза», ранее выпускавшегося в Саратовском юридическом институте МВД России, а ныне функционирующего на базе Волгоградской академии МВД России.
Хотелось бы отметить, что инновации в образовании тесно связаны с такими современными тенденциями в мировой экономике, как появление так называемых кластеров — новых форм и систем взаимосвязей ее структурных элементов (от англ. duster — скопление — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами). Поэтому одним из наиболее актуальных направлений инновационной политики в сфере высшего образования является создание образовательных кластеров, понимаемых как совокупности взаимосвязанных организаций профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли.
Очевидно, что кластерная политика в образовании — это такая система обучения и самообучения, которая построена в виде цепочки «образование — наука — практика» и основана преимущественно на горизонтальных связях [4, 5]. При ближайшем рассмотрении заметно, что подобная технология обучения уже применялась в отечественном высшем профессиональном образовании в период существования Союза ССР и хорошо себя зарекомендовала при подготовке инженерных и медицинских кадров.
Анализируя в данном аспекте деятельность Волгоградской академии МВД России как од-
ного из ведущих ведомственных вузов по подготовке экспертов-криминалистов для органов внутренних дел, можно отметить, что предпосылки создания инновационного образовательного кластера на территории Волгоградской области сложились достаточно давно. Более сорока лет существует тесное взаимодействие вуза с территориальным органом внутренних дел на различных стадиях подготовки специалистов: от подбора кандидатов на обучение до работы в составе государственных экзаменационных комиссий. Руководители всех рангов территориального органа внутренних дел, а также ведущие специалисты-практики являются активными участниками образовательного процесса — читают лекции, ведут практические занятия, участвуют в оперативно-тактических учениях, курируют проведение практик и стажировок, выступают с сообщениям на научно-представительских мероприятиях различного уровня. В целом все это положительно сказывается на профессиональной деятельности выпускников.
Характерно, что академическая система профессионального образования судебных экспертов существует в немногих странах мира и большинство иностранных государств, в том числе страны СНГ, не располагают высшими учебными заведениями данного профиля. Вместе с тем потребность правоохранительной системы любой страны в квалифицированных экспертных кадрах очень велика. Поэтому в последние годы ряд государств дальнего и ближнего зарубежья направляют представителей своих правоохранительных органов на учебу в Волгоградскую академию. В настоящее время по образовательной специальности «Судебная экспертиза» обучается более двухсот иностранных граждан и повысили свою квалификацию свыше ста сотрудников зарубежных правоохранительных органов.
Очевидно, что интеграционная система «образование — наука — практика» в вузе на сегодняшний день немыслима без системы управления качеством образования. В связи с этим предполагается, что обучение по специальности «Судебная экспертиза» и повышение квалификации экспертов-криминалистов органов внутренних дел потребует усовершенствования порядка аттестации экспертов на основе присвоения квалификационных категорий. Инновационный подход заключается в использовании для этой процедуры современных телекоммуникационных систем, что позволит вузу постоянно отслежи-
110
Педагогические науки
вать качество предоставляемых образовательных услуг не только в пределах региона, но и на федеральном уровне.
В ходе реализации в академии профильного высшего профессионального образования уже достигнуты некоторые результаты, среди которых:
- организация системы непрерывного обучения и повышения квалификации сотрудников экспертно-криминалистической службы МВД России и иностранных государств независимо от базового высшего профессионального образования и на протяжении всей профессиональной деятельности;
- создание опытно-экспериментальной лаборатории криминалистических исследований, что предполагает проведение прикладных научных исследований в области судебно-экспертной деятельности;
- внедрение в практику образовательной деятельности академии системы менеджмента качества обучения специалистов на основе внешней оценки уровня подготовки выпускника заказчиком — территориальным органом внутренних дел;
- осуществление экспорта образовательных услуг по специальности «Судебная экспертиза» заинтересованным правоохранительным органам зарубежных государств.
Таким образом, реализация профильного образования в Волгоградской академии МВД России идет по пути создания интегрированной образовательной системы «образование — наука — практика», что позволяет не только повысить качество подготовки кадров для экспертно-криминалистических подразделений МВД России, но и привести ее в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, международных образовательных стандартов в условиях модернизации высшего профессионального образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. О профилизации образовательных учреждений: приказ МВД России от 29 августа 2010 года № 820 [Электронный ресурс]. — URL: http: // base/consultant.ru/cons_cgi-onlaine.cq.req=doc.= law=184321.
2. Об образовании в Российской Федерации (ред. от 21.07.14 г.): Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: http: // base/consultant.ru/cons_cgi-onlaine.cq.req=doc.=law=165984.
3. Об утверждении Положения об учебно-методических секциях по обеспечению основных и дополнительных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в системе МВД России: приказ МВД России от 2 августа 2013 года № 590 [Электронный ресурс]. — URL: http://base/consultant.ru/ cons_cgi-onlaine.cq.req=doc.=law=145913.
4. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: монография. — Казань: Школа, 2010. — С.18.
5. Шведова Н.Н. Инновационная образовательная политика в области судебной экспертизы // Судебная экспертиза: научно-практический журнал. — Волгоград: ВА МВД России, 2011. — Вып. 4 (28). — С.124—130.
REFERENCES
1. O profilizatsii obrazovatelnyih uchrezhdeniy:
рі-ikaz MVD Rossii ot 29 avgusta 2010 goda № 820 [Elektronnyiy resurs]. — URL: http: //
base/consultant.ru/cons_cgionlaine.cq.req=doc.=law = 184321.
2. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii (red. ot 21.07.14 g.): Federalnyiy zakon ot 29 dekabrya 2012 goda № 273-FZ [Elektronnyiy resurs]. — URL: http: // base/consultant.ru/cons_cgi-onlaine. cq.req=doc.=law=165984.
3. Ob utverzhdenii Polozheniya ob uchebno-metodicheskih sektsiyah po obespecheniyu osnov-nyih i dopolnitelnyih obrazovatelnyih programm v organizatsiyah, osuschestvlyayuschih obrazovate-lnuyu deyatelnost v sisteme MVD Rossii: рrikaz MVD Rossii ot 2 avgusta 2013 goda № 590 [Elektronnyiy resurs]. — URL: http:// base/ consult-ant.ru/ cons_cgi-onlaine.cq.req =doc.= law=145913.
4. Smirnov A.V. Obrazovatelnyie klasteryi i in-novatsionnoe obuchenie v vuze: monografiya. — Kazan: Shkola, 2010. — S.18.
5. Shvedova N.N. Innovatsionnaya obrazovate-lnaya politika v oblasti sudebnoy ekspertizyi // Sudebnaya ekspertiza: nauchno-prakticheskiy zhur-nal. — Volgograd: VA MVD Rossii, 2011. — Vyip. 4 (28). — S.124—130.
111
Вестник Воронежского института МВД России №4 / 2014
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Тимофеева Анна Анатольевна. Первый заместитель начальника. Волгоградская академия МВД России.
E-mail: [email protected]
Россия, 400089, Волгоград, ул. Историческая, 130. Тел. (8442) 31-40-04.
Шведова Наталья Николаевна. Начальник учебно-научного комплекса экспертно-
криминалистической деятельности. Кандидат юридических наук, доцент.
Волгоградская академия МВД России.
E-mail: [email protected]
Россия, 400089, Волгоград, ул. Историческая, 130. Тел. (8442) 31-41-22.
Timofeeva Anna Anatofyevna. First Deputy head.
Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia.
Work address: Russia, 400089,Volgograd, Historic Str., 139. Tel. (8442) 31-40-04.
Shvedova Natalia Nikolaevna. Head of the Educational-Scientific Complex Forensic Activities. Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor.
Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia.
Work address: Russia, 400089,Volgograd, Historic Str., 139. Tel. (8442) 31-41-22.
Ключевые слова: образование; профилизация; экспертно-криминалистические подразделения; профессиональные компетенции; мониторинг качества.
Key words: education; profiling; forensic departments; professional competence; quality monitoring. УДК 378.1
112