Научная статья на тему 'О некоторых проблемах профессиональной подготовки сотрудников экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел'

О некоторых проблемах профессиональной подготовки сотрудников экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
336
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТ / СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИКА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXPERT / JUDICAL EXAMINATION / FORENSIC ACTIVITY / FORENSIC UNITS / TRAINING / METHODOLOGY / DISTANCE LEARNING / EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аминев Фарит Гизарович

На основе анализа экспертной практики рассматриваются некоторые проблемы профессиональной подготовки сотрудников экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел; показаны пути их решения с учетом имеющегося законодательного регулирования судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About some problems of professional training of the expert-criminalistic departments of internal affairs bodies

On the basis of the analysis of expert practice problems of vocational training of staff of expert and criminalistic divisions of law-enforcement bodies are considered some; the ways of their solution taking into account the existing legal regulation of forensic activities in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах профессиональной подготовки сотрудников экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 343.983, ББК 67.5

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ФАРИТ ГИЗАРОВИЧ АМИНЕВ,

доцент кафедры криминалистики Института права Башкирского государственного университета (г. Уфа), кандидат юридических наук, доцент, E-mail: faminev@mail. ru

Научная специальность 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-разыскная деятельность

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация: На основе анализа экспертной практики рассматриваются некоторые проблемы профессиональной подготовки сотрудников экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел; показаны пути их решения с учетом имеющегося законодательного регулирования судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации.

Ключевые слова: эксперт, судебная экспертиза, судебно-экспертная деятельность, экспертно-криминалистические подразделения, профессиональная подготовка, методика, дистанционное обучение, образовательная деятельность.

Annotation. On the basis of the analysis of expert practice problems of vocational training of staff of expert and criminalistic divisions of law-enforcement bodies are considered some; the ways of their solution taking into account the existing legal regulation of forensic activities in the Russian Federation.

Keywords: expert, judical examination, forensic activity, forensic units, training, methodology, distance learning, educational activity.

В условиях продолжающегося совершенствования судопроизводства в Российской Федерации еще большее значение для отправления правосудия приобретает судебно-экспертная деятельность - научно-методическая и производственная деятельность государственных и негосударственных судебно-экспертных организаций, экспертов из числа сведущих лиц, состоящая в производстве судебной экспертизы по поручению уполномоченного лица или органа, ее назначившего. Для достижения высокого уровня этого вида деятельности необходимы не только оптимальная организация деятельности экспертов и судебно-экспертных организаций, не только обеспечение непрерывного процесса внедрения современных научно-технических средств и методов, но и создание условий для обеспечения высокого уровня профессиональной подготовки экспертов.

Как известно, компетенция судебного эксперта -это комплекс знаний в теории, методике и практике судебной экспертизы конкретного рода, вида; компетентность эксперта - это субъективная категория относительно компетенции каждого эксперта, или степень владения отдельным экспертом всей системой теоре-

тических знаний, а также знаний в области теории, методики и практики экспертизы определенного рода, вида1. Цель профессиональной подготовки эксперта состоит в достижении максимального соответствия компетентности эксперта его компетенции2.

Профессиональной подготовке экспертов государственных судебно-экспертных учреждений всегда уделялось повышенное внимание. Специальная про-фессилнадьная подготовка осуществлялась в соответствии с ведомственными приказами Министерства здравоохранения, МВД, ФСБ, Министерства юстиции, МЧС, ФСКН, Министерства обороны и других ведомств Российской Федерации. До 1 сентября 2013 г. проводились курсы в образовательных учреждениях; Центрах профессиональной подготовки управлений кадров МВД, ГУВД, УВД и обучение по месту службы; в рамках дополнительного профессионального обучения - стажировка в занимаемой должности3 и т.д. Ведомственными инструкциями осуществлялась регламентация всех форм и видов профессиональной подготовки. При этом отмечался высокий научно-методический потенциал факультетов подготовки экспертов и кафедр юридических вузов, что позволяло

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

доводить до слушателей, курсантов и студентов преподаваемый материал на высоком научном уровне и достигать ими практических навыков и умений, соответствующих требованиям к сотрудникам экспертно-криминалистических подразделений. В то же время, несмотря на недостаточный уровень учебно-методического обеспечения процесса обучения на базе ЭКЦ ГУВД (МВД), экспертно-квалификационные комиссии после проводимых ими учебных курсов выдавали начинающим экспертам свидетельства на право производства криминалистических экспертиз.

Однако, после вступления в силу Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон) образовательную деятельность (п. 17 ст. 3 Закона) можно вести только образовательным организациям - некоммерческим организациям, осуществляющим на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради которых такая организация создана (п. 18 ст. 3 Закона), либо - организациям, осуществляющим обучение - юридическим лицам, осуществляющим на основании лицензии, наряду с основной деятельностью, образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 3 Закона)4. Из чего следует, что оформление результатов обучения по месту службы в региональных экспертно-криминалистических центрах органов внутренних дел стало невозможным.

И ранее нами предлагались пути повышения качества профессиональной подготовки сотрудников экспертно-криминалистических подразделений5, а в условиях исполнения требований Федерального закона № 273-ФЗ можно предложить следующие варианты профессионального (в том числе дополнительного) образования.

Долгие годы функционирующую систему профессиональной переподготовки экспертов предлагаем заменить следующими видами подготовки.

1. Для экспертов, имеющих высшее неэкспертное образование, следует проводить 6-месячные курсы дополнительного профессионального образования на базе вузов МВД РФ с привлечением ведущих специалистов-практиков экспертно-криминалистических центров.

2. В связи с острой необходимостью профессиональной подготовки экспертов естественно-научного профиля (биология, физика, химия и т.д.), роста правового статуса и научно-технических возможностей судебной экспертизы необходимо согласиться с мнением Е.Р. Россинской, полагающей необходимым «пересмотреть программы подготовки судебных экспертов и осуществить принцип примерно равного соотношения гуманитарных и естественно-научных дисциплин»6. Образование при этом будет интегрированным и состоять из базовой и специальной профессиональной подготовки. По такой программе в Институте судебных экспертиз МГЮА издавна ведется, на основании лицензии, подготовка судебных экспер-

тов судебно-речеведческих и судебно-экономических экспертиз7.

3. Следует присмотреться к опыту коллег из Республики Казахстан, где приказом Комитета технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан №2 184-од от 18 сентября 2015 г. в «Классификатор специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан» с 1 января 2016 г. введена специальность «Судебная экспертиза» по уровню магистратуры8. В этой связи и в Российской Федерации необходимо проработать вопрос об открытии специальности «Судебная экспертиза» на уровне магистратуры: в результате двухлетнего обучения сотрудников, имеющих высшее образование (уровень бакалавра) неэкспертной специальности, будут получены сотрудники с высшим экспертным образованием уровня магистра.

4. Следует шире использовать возможности дистанционного обучения с использованием сети Интернет и видео-конференц-связи с получением информации в ходе интерактивного взаимодействия обучаемого и обучающегося в он-лайн-режиме, которое обладает рядом преимуществ: индивидуальным режимом обучения; доступностью; мобильностью; экономичностью, технологичностью и т.д. В г. Томске такое обучение проводится с использованием нескольких инновационных методов:

• использование текстовых сообщений для общения во время освоения материала с промежуточным контролем с применением видеосвязи;

• консультации обучающего в ходе он-лайн собеседований по интересующим вопросам;

• проведение видеоконференций преподавателя с несколькими обучающимися, находящимися на одном уровне освоения учебной программы и т.д.9

5. Полагаем, можно извлечь пользу из системы профессиональной подготовки судебных экспертов негосударственных судебно-экспертных организаций, где вопросами обучения экспертов занимается Некоммерческое партнерство «Палата судебных экспертов» (СУДЭКС), инициаторами образования которого является Российский Федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ и ФГУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Палата судебных экспертов имеет лицензию на образовательную деятельность по реализации программ, которая реализуется в сфере подготовки негосударственных судебных экспертов. Ею же образована Система добровольной сертификации компетентности экспертов и негосударственных судебно-экспертных лабораторий Российской Федерации. Высокий уровень подготовки обеспечивается привлечением к проведению курсов повышения квалификации и обучения в рамках профессионального образования высококвалифицированных и авторитетных ученых и ведущих экспертов-практиков; эксперты обучаются самым современным методикам; подготовка проводится и по

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

некоторым редким видам судебных экспертиз (дендрохронология, религиоведение и др.) и т.д.

Исходя из анализа профессиональной подготовки судебных экспертов (на основе 35-летнего опыта практической судебно-экспертной деятельности автора), считаем возможным предложить объединение некоторых преимуществ подготовки экспертов государственными образовательными организациями (планирование и методическое обеспечение учебного процесса, наличие отдельно выделенных помещений для учебных лабораторий и т.д.) с системой подготовки судебных экспертов в негосударственных организациях (возможность быстрого внедрения новых видов судебных экспертиз, а также привлечения к процессу обучения видных ученых и высококвалифицированных практиков и т.д.), и создание вневедомственной Высшей Федеральной экспертно-квалификационной комиссии, которая, получив лицензию на образовательную деятельность и образовав филиалы в территориальных округах Российской Федерации, будет иметь право проведения обучения и испытательных экзаменов, по результатам которых будут выдаваться дипломы и сертификаты компетентности судебного эксперта единого образца.

1 Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М., 1997. С. 264.

2Беляев М.В., Бушуев В.В., Демин К.Е. Трасология и трасо-логическая экспертиза. Частная методика преподавания по специальности 031003.65 Судебная экспертиза. Учебно-методическое пособие. М.: Московский университет МВД России, 2014. С. 9-11.

3 Практическое руководство по производству судебных экспертиз для экспертов и специалистов: Науч.-практич. пособие / Под ред. Т.В. Аверьяновой, В.Ф. Статкуса. М., 2011. С. 57-58.

4 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182943] (Дата обращения: 20 октября 2015 г.)

5 Аминев Ф.Г. К вопросу о профессиональной подготовки сотрудников экспертно-криминалистических подразделений

органов внутренних дел Российской Федерации // Актуальные вопросы судебных экспертиз: материалы Международной научно-практической конференции, 22-23 апреля 2009 г., ВСИ МВД России, г. Иркутск, С. 232-236; Вопросы переподготовки экспертов органов внутренних дел // Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях: материалы 2-ой Международной научно-практической конференции,

24-25 июня 2009 г, МГЮА, М., С. 21-24; Актуальные проблемы переподготовки экспертных кадров // Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях: материалы 3-ой Международной научно-практической конференции,

25-26 января 2011 г, МГЮА, М.: Проспект, 2011. С. 160-164; О некоторых актуальных проблемах профессиональной подготовки судебных экспертов // Международная научно-практическая конференция на тему: «Судебная экспертиза: российский и международный опыт», Волгоградская академия МВД России 23-24 мая 2012 г. С. 441-446.

6 Российская Е.Р. Комментарий к Федеральному закону «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». М.: Право и закон; Юрайт-Издат, 2002. С. 171.

7 Российская Е.Р. Теоретические и прикладные проблемы судебной экспертизы // Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях: материалы международной научно-практической конференции. МГЮА, 14-15 февраля 2007 г. М., 2007. С. 10.

8 Борчашвили И.Ш. О повышении качества судебно-экспертных исследований // Восток-Запад: партнерство в судебной экспертизе. Актуальные вопросы теории и практики судебной экспертизы: материалы международной научно-практической конференции (г. Алматы, 15 октября 2015 г.). Астана, 2015. С. 13-14.

9 Анисимова Д.С. Возможности дистанционного обучения при подготовке судебных экспертов по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации // Актуальные проблемы судебно-экспертной деятельности в уголовном, гражданском, арбитражном процессе и по делам об административных правонарушениях: материалы IV международной научно-практической конференции (г. Уфа, 1-2 октября 2015 г.). Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. С. 14-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.