ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
отнюдь не означает успешное расследование экономического преступления и установление истины по соответствующему уголовному делу. Но ведомственные критерии «успешной» работы государственных судебно-экспертных учреждений в части выполнения судеб-но-экономических экспертиз слабо связаны с критериями, установленными следственными органами.
В сложившейся ситуации единственной возможностью вывести развитие всех родов и видов судебно-экономической экспертизы на уровень современных требований следственной практики по экономическим и иным преступлениям является устранение в решении этой задачи ведомственных подходов. Вместе с тем, чтобы сформировать прочный научный фундамент интегрированного характера, на который может опереться и повседневная практическая деятельность судебных экспертов-экономистов различных специальностей, необходимо создать межвузовские центры судебно-экономической экспертизы - некоммерческие организации под эгидой Следственного комитета РФ. Определенный опыт такого рода уже имеется.
При этом создаются реальные возможности привлечения к работе в качестве судебных экспертов самых
разных специальностей и специалистов-экономистов ведущих ВУЗов. Естественно, наряду со специальными знаниями в различных сферах экономики, информационных технологиях и других отраслях научного знания, им потребуются знания и в таких сферах, как уголовное и уголовно-процессуальное, гражданское и специальное законодательство, знание которых позволит лучше узнать о реальных потребностях следствия и сделать шаг навстречу своим коллегам в организации эффективного взаимодействия.
При такой организации всей системы судебно-эко-номической экспертизы могут быть решены не только наиболее актуальные задачи «сегодняшнего дня». Может быть создана система непрерывного образования таких специалистов, которые стремятся стать настоящими профессионалами, обладают высокой правовой культурой, обучаемостью, способностями к самообразованию и т.д. Именно такие специалисты, способные раскрыть и расследовать на надлежащем уровне экономические преступления любой сложности в тесном взаимодействии с судебными экспертами-экономистами высшей квалификации, могут ответить на вызовы современной экономической преступности.
УДК 343.983 ББК 67.5
ПАСПОРТИЗАЦИЯ ЭКСПЕРТНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ
ЕЛЕНА ИГОРЕВНА ГАЛЯШИНА,
заместитель заведующего кафедрой судебных экспертиз
Московского государственного юридического университета
имени О.Е. Кутафина, доктор юридических наук, профессор E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-разыскная деятельность
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматривается современный подход к профессиональному обучению судебных экспертов через призму паспортизации экспертных специальностей. Предлагается унифицировать перечень экспертных специальностей на основе единых квалификационных требований к профилю, направлению и специализации судебных экспертов, ввести единую форму паспорта экспертной специальности и стандартизировать его содержание в соответствии с родо-видовой классификацией судебных экспертиз.
Ключевые слова: судебная экспертиза, унификация, стандартизация, паспортизация, экспертная специальность, профессиональная подготовка, компетенции.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Annotation. The article discusses the current approach to professional training of forensic experts through the prism of expert specialties passportization. It is proposed to unify the list of expert specialties based on the unified qualification requirements to the profile, the direction and the specialization of forensic experts, to define a standard form of an expert specialty passport, standardize its content in accordance with the forensic expertise classification.
Keywords: forensic examination, passport of expert's specialty, harmonization, standardization, certification, professional training, competences.
В современных условиях актуализации компе-тентностного подхода к профессиональной подготовке судебных экспертов особую важность приобретает унификация и стандартизация профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к судебному эксперту.
В соответствии с действующим на данный момент законодательством, регулирующим судебно-экспертную деятельность в Российской Федерации, должность эксперта в государственном судебно-экспертном учреждении может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и получивший дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти1.
Судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля должны осуществлять деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов. Однако, на практике нормативно-правовое закрепление перечней родов (видов) судебных экспертиз и экспертных специальностей, по которым осуществляется профессиональная аттестация экспертов, в разных ведомствах разнится и нуждается в гармонизации и унификации2.
В этой связи, по аналогии с паспортом научной специальности, нами было предложено ввести понятие паспорта экспертной специальности для стандартизации и унификации экспертных компетенций в рамках родов (видов) судебных экспертиз3. Представляется, что паспортизация экспертных специальностей может явиться действенным способом упорядочения и унификации продукции в системе высшего профессионального образования и дополнительной подготовки судебных экспертов, выступить в качестве базового инструментария для стандартизации экспертных компетенций, формируемых в рамках различных родов (видов) судебных экспертиз.
Сущность любой паспортизации заключается в стандартизованном описании какой-либо продукции, в подтверждении факта ее соответствия установленным стандартам. Применительно к судебно-экспертной деятельности паспортизация экспертных специальностей позволяет систематизировать и унифицировать перечень специальных знаний и формируемых на их основе компетенций, необходимых для решения задач конкретных родов (видов) судебных экспертиз, произ-
водство которых осуществляется в различных государственных и негосударственных судебно-экспертных учреждениях, а также негосударственными (частными) экспертами.
Компетентность судебного эксперта во многом определяет доказательственную значимость заключения эксперта, его истинность, полноту, обоснованность и достоверность выводов. Р.С. Белкин особо выделял профессиональную некомпетентность эксперта и профессиональную деформацию личности эксперта в числе основных субъективных причин экспертных ошибок, снижающих качество проведенного конкретного исследования и эффективность судебно-экспертной деятельности в целом4.
В теории и практике судебно-экспертной деятельности понятия «экспертная специальность», «специализация», «специальность, полученная в образовательном процессе» не являются тождественными. Специальность - совокупность знаний, умений, навыков, приобретенных специалистом в процессе образования и обеспечивающих определенный уровень квалификации. Специализация - одна из форм общественного разделения труда эксперта и его рациональной организации, которая проявляется в сосредоточении судебно-экспертной деятельности на каком-либо виде, подвиде судебных экспертиз или экспертных технологий. Специализация - термин многозначный. Это и приобретение специальных знаний и навыков в какой-либо области, и сосредоточение деятельности на каком-либо занятии, и разделение труда на отдельные операции.
На структуру и содержание специализации, про-фессиограмму эксперта обращали внимание многие ученые и практики, в частности Т.В. Аверьянова, Ю.Г. Корухов, В.Ф. Орлова, Е.Р. Россинская и др.5 Так, по мнению коллектива авторов6, специализация в области судебно-экспертной деятельности должна включать: высокий уровень общего развития, образованность, эрудицию, широту интересов. Знания судебного эксперта должны обладать достаточной широтой и, в то же время, глубиной познания конкретной области науки, техники, искусства или ремесла. При их использовании в практической экспертной деятельности у судебного эксперта формируется дополнительный комплекс практических навыков и умений, получаемых опытным путем, закрепление которых также должно входить в комплексную систему его подготовки по определенной экспертной специальности или специализации.
Непосредственной целью профессиональной подготовки судебного эксперта является формирование
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
его готовности к квалифицированному выполнению процессуальных и профессиональных обязанностей, под которым понимается система знаний, умений, навыков, личных качеств, обеспечивающих самостоятельное, всестороннее, полное выполнение поставленных перед экспертом задач по исследованию объектов судебной экспертизы7.
Публичный характер деятельности судебного эксперта проявляется в готовности творчески пользоваться приобретенным в ходе обучения багажом знаний. В этой связи эксперт должен обладать эвристическим, наглядно-образным, логическим и критическим мышлением, развитыми перцептивными, коммуникативными способностями, позволяющими ему эффективно воспринимать и обрабатывать информацию, поступающую на его зрительные, слуховые и иные рецепторы, а также широким кругом умений, необходимых на разных стадиях экспертного исследования.
Расширение сферы использования специальных знаний в судопроизводстве, модернизация законодательства в сфере образования, науки и техники, судебно-экспертной деятельности, объективно назревшая потребность в реальной унификации подходов к решению вопросов организации и производства судебной экспертизы в различных видах судопроизводства, необходимость в реализации на практике законода-тельного8 требования о едином научно-методическом подходе к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов актуализирует проблему подготовки высококвалифицированных профессиональных экспертных кадров, специализирующихся в конкретных родах (видах, подвидах) судебных экспертиз, владеющих передовыми научно-техническими средствами и методами производства судебных экспертиз, новыми информационными и экспертно-криминалистическими технологиями.
При этом задачи унификации системы подготовки экспертных кадров и внедрения в экспертную практику инновационных разработок в теории и практике судебной экспертизы являются важными как для отдельных родов (видов) судебных экспертиз, так и для судебной экспертологии в целом.
Профессиональная подготовка экспертных кадров сегодня включает в себя три основные формы: обучение в высших образовательных учреждениях в рамках Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) «Судебная экспертиза»; прохождение стажировки как разновидности дополнительного профессионального образования; самостоятельное освоение средств и методов проведения экспертизы, экспертных методик под руководством наставника с последующей аттестацией на право самостоятельного производства экспертиз по конкретной экспертной специальности (специализации).
Однако, анализ действующего законодательства, регулирующего судебно-экспертную деятельность в
различных видах судопроизводства, показывает, что в отношении понятий «специальность» и «экспертная специальность» единая терминология не выдержана.
В ст. 8 ФЗ ГСЭД говорится о соответствующей «специальности», в пределах которой эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, всесторонне и в полном объеме.
Ст. 23 ФЗ ГСЭД определяет, что при производстве комиссионной судебной экспертизы экспертами разных специальностей (далее - комплексная экспертиза) каждый из них проводит исследования в пределах своих специальных знаний.
В ст.ст. 11, 15 ФЗ ГСЭД упоминается об отсутствии «эксперта конкретной специальности». В ст.ст. 21, 22, 23 ФЗ ГСЭД речь идет об экспертах одной или разных специальностей.
Ст. 25 ФЗ ГСЭД предписывает отражать в заключении эксперта в числе сведений об эксперте сведения как об образовании, так и специальности. На практике эксперты указывают как свою экспертную специальность, соответствующую виду (роду) судебной экспертизы, на право самостоятельного производства которой они аттестованы, так и специальность по диплому о высшем образовании, корреспондирующую полученной квалификации.
И только в ст. 13 ФЗ ГСЭД сказано об экспертной специальности как обязательном условии замещения должности эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях. Так, подчеркнуто, что должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При этом обращает на себя внимание, что подготовка по конкретной экспертной специальности осуществляется после получения высшего профессионального образования, т.е. по сути, является формой дополнительного обучения.
Каждый из федеральных органов исполнительной власти, имеющих государственные судебно-экспертные учреждения, с учетом своей специфики и возложенных на него функций принимает нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и проведение судебной экспертизы, а также аттестацию работников в качестве экспертов с предоставлением им права самостоятельного производства судебной экспертизы по конкретной экспертной специальности, соответствующей роду (виду) судебной экспертизы, осуществляемой в данном судебно-экспертном учреждении.
Квалификационная аттестация работника государственного судебно-экспертного учреждения, на данный момент является внутриведомственной организационной процедурой предоставления эксперту и (или) продления права самостоятельного производства
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
судебной экспертизы (либо его лишения) по конкретному виду, соответствующему принятому в данном ведомстве перечню родов (видов) судебных экспертиз, коррелирующих с наименованиями экспертных специальностей. Свидетельство на право самостоятельного производства экспертизы утвержденного образца того федерального органа исполнительной власти, работником которого является эксперт, является ведомственным документом и утрачивает свою юридическую силу при увольнении эксперта из системы государственных судебно-экспертных учреждений данного ведомства.
Однако, декларированный в ст. 11 ФЗ ГСЭД принцип единого подхода к подготовке экспертов и экспертным специальностям, в нормативных правовых актах разных ведомств не реализуется. Сравнение, например, перечней экспертных специальностей, по которым в МВД и Минюсте России проводится аттестация на право самостоятельного производства судебных экспертиз, показывает, что они во многом не согласуются между собой9.
В специальной литературе под специализацией эксперта понимается как процесс, так и результат приобретения лицом, имеющим специальную экспертную подготовку, навыков исследования объектов экспертизы определенного рода, вида и подвида (предметная специализация) или навыков применения методов исследования объектов этой экспертизы (методная спе-циализация)10.
В то же время, процессуальное законодательство, за исключением Уголовно-процессуального кодекса РФ (ст.ст. 199,20, 201, 204 УПК РФ), понятие «специальность» не использует, ограничиваясь термином «специальные знания». При этом в гражданском судопроизводстве помимо термина «специальные знания» (см., например, ст. 79, 85 ГПК), встречаются также терминосочетания «профессиональные знания» (см., например, ст. 188 ГПК), «области знания» / «знаний» (ст.82, 83 ГПК РФ), которые употребляются как полные синонимы.
Таким образом, в действующем на данный момент процессуальном законодательстве в разных видах судопроизводства термины «экспертная специальность», «специализация эксперта» не употребляются.
С принятием национального закона о стандар-тизации11, особую значимость приобретает создание в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии технического комитета по стандартизации-ТК 134 «Судебная экспертиза»12. К числу основных задач, реализуемых Техническим комитетом, относится разработка национальных стандартов, норм и рекомендаций в области стандартизации судебно-экспертной деятельности. В этой связи представляется целесообразным осуществить паспортизацию имеющихся экспертных специальностей, по которым производится подготовка, аттестация и сертификация компетенции судебных экспертов.
Законодательное закрепление в новом Федеральном законе « О судебно-экспертной деятельно-
сти в Российской Федерации», проект которого находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания РФ,13 предлагаемого нами понятия «паспорт экспертной специальности» позволит, как нам представляется, гармонизировать как законодательство, регламентирующее судебно-экспертную деятельность, так и профессиональную подготовку экспертов. При этом под термином «паспорт экспертной специальности» мы предлагаем понимать официально утвержденный и принятый в установленном законом порядке документ, содержащий единые образовательные и квалификационные требования к судебным экспертам, а также перечень компетенций: знаний, умений и навыков, приобретенных лицом, имеющим высшее профессиональное образование, путем целенаправленного обучения (подготовки) по соответствующей экспертной специальности.
Содержание паспорта экспертной специальности должно, по нашему мнению, включать сведения о специальности (квалификации) по диплому о высшем профессиональном образовании, перечень изученных учебных дисциплин, сведения об освоенной дополнительной профессиональной программе повышения квалификации по конкретному направлению экспертной деятельности.
Паспортизация экспертных специальностей, введение паспорта экспертной специальности позволит выполнить законодательно закрепленное требование о производстве судебных экспертиз на основе единого научно-методического подхода и обеспечит надлежащий контроль за качеством профессиональной подготовки судебного эксперта, сможет минимизировать экспертные ошибки, причиной которых являются некомпетентность или профессиональная деформация судебного эксперта.
Литература
1. Российская Е.Р., Галяшина Е.И. Настольная книга судьи: судебная экспертиза. М.: Проспект, 2014.
2. Галяшина Е.И. О концепции экспертной специальности в свете модернизации законодательства // Московский юридический форум. VI Международная научно-практическая конференция «Гармонизация российской правовой системы в условиях международной интеграции». Ч. I. М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2014. С. 350-355.
3. Основы судебной экспертизы. Ч. I.: Общая теория. М., 1997.
References
1. Rossinskaya, E. R., Galyashina E.I. Table book of judges: forensic expertise. M.: Prospekt, 2014.
2. Galyashina E.I. On the concept of expert specialization in the light of modernization legislation // The Moscow legal forum. VI international scientific-practical conference «Harmonization of the Russian legal
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
system in the conditions of international integration». Part I. Moscow: Publishing center of University named after O.E. Kutafin (MSAL), 2014, pp. 350-355.
3. The basics of forensics. Part I: General theory. M., 1997.
1 Ст. 13 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ (ред. от 25 ноября 2013 г.) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» // СПС Консультант-Плюс. [Электронный ресурс] Дата посещения: 12 октября 2015 г.
2 См. напр.: Российская Е.Р., Галяшина Е.И. Настольная книга судьи: судебная экспертиза. М.: Проспект, 2014. С. 322.
3 См. Галяшина Е.И. Паспорт экспертной специальности: понятие и сущность. // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы судебно-экспертной деятельности в уголовном, гражданском, арбитражном процессе и делам об административных правонарушениях» (1-2 октября 2015 г., г. Уфа, ул. Достоевского, 131).
4 Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистики. М.: Норма, 2001, С. 186-191.
5 См., напр.: Основы судебной экспертизы. Ч.1.: Общая теория, гл.5.
6 Там же. С. 206.
7 См., напр.: Практическое руководство по производству су-
дебных экспертиз для экспертов и специалистов: Научн. прак-тич. пособ. / Под ред. Т.В. Аверьяновой. В.Ф. Статкуса. М.: Издательство Юрайт, 2011. С. 55-63.
8 Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЭ (ред. от 25 ноября 2013 г.) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ ГСЭД) // СПС Консультант-Плюс [Электронный ресурс] Дата посещения: 12 октября 2015 г.
9 Приказ МВД России от 9 января 2013 г. № 2 «Вопросы определения уровня профессиональной подготовки экспертов в системе МВД России», Приказ Минюста РФ от 12 июля 2007 г. № 142 «Об утверждении Положения об аттестации государственных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации» [Электронный ресурс] // ИА «ГАРАНТ»: http:// www.garant.ru/.
10 Энциклопедия судебной экспертизы / Под ред. Т.В. Аверьяновой, Е.Р. Российской. М: Юристъ, 1999. С. 401.
11 Федеральный закон Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (вступает в силу 29 сентября 2015 г.).
12 Приказ Росстандарта от 13 мая 2015 г. № 561.
13 См. Законопроект №306504 «О судебно-экспертной деятельности в РФ» // [Электронный ресурс] ИА «ГАРАНТ»: http:// www.garant.ru/.
Квалификация преступлений против личности. Учебник // Под ред. А.М. Багмета, Изд-во ЮНИТИ, 2016.
В основе материалов учебника лежат действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также обобщенный личный практический опыт авторов, полученный ими в процессе прохождения государственной правоохранительной службы в органах дознания, предварительного следствия и прокуратуры.
Рассмотрены и проанализированы следующие виды преступлений: преступления против личности, преступления против жизни, преступления против здоровья, преступления против свободы, чести и достоинства личности человека, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина, преступления против семьи и несовершеннолетних.
Для курсантов, слушателей, студентов, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования СК России, а также для практических сотрудников СК России и других правоохранительных органов.