ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Theory and methods of professional education
УДК 378.046.4 © О. М. Булгаков, Е. Н. Гривенная, Т. И. Доттуев, 2019 DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-14006
13.00.08 Теория и методика профессионального образования
Оценка качества образования в системе МВД России как педагогическая проблема
Булгаков Олег Митрофанович 1,
доктор технических наук, профессор, первый заместитель начальника университета. E-mail: [email protected]
Гривенная Елена Николаевна \
заместитель начальника методического отдела управления учебно-методической работы, доктор педагогических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Доттуев Тенгиз Идрисович 2,
преподаватель кафедры физической подготовки. E-mail: [email protected]
1 Краснодарский университет МВД России, Краснодар, 350005, ул. Ярославская, 128, Россия
2 Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России,
Нальчик, 360016, ул. Мальбахова, 123, Россия
Реферат
Введение. Статья посвящена анализу проблем оценки качества образования в системе МВД России и содержит развернутое описание основных тенденций развития ее квалификационного потенциала. Материалы, результаты и обсуждение. Авторами обоснованы новые подходы к повышению качества профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел, одним из которых может стать альтернативная система оценивания учебных достижений обучающихся в формате конкурса профессионального мастерства. Даны организационно-методические рекомендации по использованию профессиональных конкурсов в качестве инструмента формирования и проверки сформированности компетенций специалистов. Выводы. В ряду интерактивных форм контроля особое место занимают конкурсы профессионального мастерства, позволяющие оценить наиболее востребованные в профессиональной деятельности компетенции конкурсантов, продемонстрировать уровень подготовки специалистов представителям территориальных ОВД.
Ключевые слова: образовательная организация МВД России; образовательный стандарт; качество образования;
интерактивные формы контроля успеваемости; конкурс профессионального мастерства; дидактический потенциал.
Для цитирования: Булгаков О. М, Гривенная Е. Н, Доттуев Т. И. Оценка качества образования в системе МВД России как педагогическая проблема // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 4(79). С. 392-396. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-14006
Основные положения
1. Современный этап развития российской государственности характеризуется усилением требований к профессиональному уровню подготовленности сотрудников органов внутренних дел, что предопределяет усиление спроса на инновационные образовательные технологии и повышение достоверности оценки сформи-рованности профессиональных знаний и умений.
2. Широкий спектр педагогических идей по обеспечению качества подготовки специалистов говорит об отсутствии среди педагогов, ученых, исследователей и сотрудников административно-управленческого аппарата вузов общего понимания качества образования, факторов и условий его достижения, развития альтернативных подходов к оцениванию учебных достижений обучающихся.
Введение
Актуальность и значимость. Образовательная организация МВД России является элементом отечественной системы образования, входит в структуру ведомственного образования и одновременно функционирует как самостоятельная система подготовки и повышения квалификации сотрудников ОВД. Как следствие, образовательные организации МВД России одновременно работают в правовом поле федерального законодательства, включая федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО), и нормативной базы МВД России в области организации подготовки кадров. Накопленный опыт реализации вузами МВД России приоритетных профилей подготовки свидетельствует о необходимости регулярной актуализации квалификационных требований к выпускникам
вузов, повышения практической направленности обучения, выявления положительного опыта и внедрения прогрессивных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, активного взаимодействия всех субъектов системы подготовки кадров для ОВД, ее научного и материально-технического обеспечения. В решении этих задач вузы МВД России опираются на опыт и тенденции развития как ведомственного образования, так и отечественных и зарубежных образовательных систем. Целью являлось сформулировать предложения по совершенствованию контроля качества профессиональной подготовки курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД России, а именно посредством научно-методической разработки альтернативной системы оценивания учебных достижений обучающихся в формате конкурса профессионального мастерства, способного эффективно дополнить действующую систему контроля успеваемости и обеспечить комплексность и объективность оценки сформированности компетенций выпускников вузов указанной категории.
Материалы, результаты и обсуждение
Основные тенденции развития и квалификации потенциала образования системы МВД России. В системе повышения качества подготовки и повышения квалификации специалистов ОВД остается приоритетной практическая направленность обучения, получившая дополнительную актуальность в рамках компетентностного подхода к формированию и реализации образовательных программ как концептуальной основы ФГОС ВО. В целях роста эффективности образовательного процесса все более востребован системный подход к формированию, контролю и объективной оценке компетенций, профессионально значимых для сотрудников ОВД. Новой тенденцией подготовки кадров в системе МВД России является сокращение сроков обучения по программам высшего образования: ориентация вузов на реализацию программ бакалавриата, обучение специалистов ОВД по программам среднего профессионального образования. Наряду с серьезными требованиями к уровню компетенций выпускников образовательных организаций МВД России перечисленные тенденции обусловливают пересмотр устоявшихся схем формирования и реализации образовательных программ, интенсификацию образовательных процессов на базе информационных технологий, расширенное внедрение интерактивных методик проведения занятий, активизациию роли обучающихся и их самостоятельной работы в образовательных программах при условии ее организационного, методического и информационного обеспечения, действенного контроля результатов.
Реализация вузами МВД России программ профессиональной подготовки существенно обогатила их педагогический инструментарий, дала большое количество материала для анализа и распространения положительного опыта, взаимного обмена прогрессивными методиками обучения.
В целом квалификационный потенциал системы образования МВД России отличают следующие положительные тенденции:
— сформированность ведомственного педагогического сообщества, его тесное взаимодействие, гуманистический характер и практическая направленность образовательного процесса, его ориентация на обеспечение единства обучения и воспитания, сложившиеся образовательные традиции;
— стабильная динамика обновляемости профессорско-преподавательского состава (ППС), поддержание актуальности содержания обучения за счет регулярного системного комплектования должностей ППС сотрудниками территориальных органов, имеющими опыт профессиональной деятельности по профилю реализуемых образовательных программ;
— широкий спектр прикладных научных исследований, востребованность зарекомендовавших себя форм интеграции учебного и научного процессов;
— наличие эффективных инноваций содержательного, методического и организационного характера, возможность их распространения с помощью системы повышения квалификации ППС ведомственных вузов [1-6].
Направления дальнейшего развития ведомственной системы образования могут заключаться в следующем:
— обеспечение оперативной адаптации содержания и форм реализации образовательных программ к потребностям практической деятельности ОВД;
— развитие интерактивных форм обучения при формировании профессиональных и профессионально-специализированных компетенций выпускников;
— формирование эффективных систем управления качеством подготовки специалистов, включая его мониторинг на основе внутренних и независимых систем оценки качества реализуемых образовательных программ, создание эффективных обратных связей в системе «мониторинг качества — содержание и формы обучения», анализ результатов профессиональной деятельности выпускников вузов;
— эффективность подготовки научных кадров;
— преодоление негативного влияния на процессы управления качеством образования консервативности ведомственной системы образования, изолированности вузов, подведомственных МВД России, от вузов иной ведомственной подчиненности;
— рост уровня квалификации ППС, преодоление тенденций к снижению научно-педагогического потенциала при омоложении кадров, к оттоку молодых перспективных специалистов в другие сферы деятельности;
— повышение эффективности использования научного потенциала образовательных организаций для решения задач научного обеспечения учебно-воспитательного процесса.
При этом одной из задач, требующих научного решения, является выработка единых подходов к определению качества ведомственного образования, критериев его комплексной и объективной оценки. Образовательная среда ведомственного вуза представляет собой сложную многоуровневую, многофункциональную, диалектически развивающуюся систему, которая реализует разнообразные формы учебной, научной и практической
деятельности обучающихся, результатом которой является формирование у них комплекса требуемых ФГОС ВО компетенций. Следовательно, актуальная задача педагогической науки и практики заключается в разработке научно обоснованной системы оценивания качества образования через оценку сформированности компетенций курсантов и слушателей вузов МВД России [7; 8].
Конкурс профессионального мастерства слушателей образовательных организаций МВД России как инструмент повышения качества образования. Система подготовки кадров в образовательных организациях МВД России основана на формировании готовности выпускников к выполнению должностных обязанностей за счет направленности знаний, умений и навыков, приобретаемых в процессе обучения, на решении реальных задач будущей профессиональной деятельности [9]. Ввиду прикладного характера результата обучения образовательная деятельность предполагает освоение будущими специалистами социального опыта в целях его последующей актуализации для выполнения практических задач.
Качество образования необходимо рассматривать не только как степень усвоения знаний в профессиональной области, но и как определенный уровень освоения культуры профессиональной деятельности, способов постоянного профессионально-личностного саморазвития и самосовершенствования. В совокупности средств, обеспечивающих качество ведомственного образования, ведущую позицию занимает научно обоснованный и целесообразно организованный контроль за процессом и результатами образовательной деятельности обучающихся, целью которого являются оценка полученных знаний, умений и навыков, проверка реального состояния учебно-воспитательного процесса и уровня подготовки курсантов и слушателей в сравнении с требуемым (прогнозируемым) состоянием, определение и установление степени соответствия сформированных компетенций поставленным учебным целям и дескрипторам. Одним из направлений повышения действенности и эффективности контроля качества профессиональной подготовки курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД России может стать научно-методическая разработка альтернативной системы оценивания учебных достижений обучающихся в формате конкурса профессионального мастерства, способного эффективно дополнить действующую систему контроля успеваемости и обеспечить комплексность и объективность оценки сформированности компетенций выпускников вузов министерства.
В контексте повышения практической направленности обучения конкурсы профессионального мастерства призваны не только обеспечить объективную оценку практических умений, но и создать благоприятную среду для развития профессионально-специализированных компетенций обучающихся, способствовать формированию опыта креативной деятельности в профессиональной сфере.
Конкурсы профессионального мастерства имеют свою историю. Одни из первых в России зародились профессиональные педагогические конкурсы в 1920-е гг.
как потребность в выявлении и распространении передового педагогического опыта учителей. Конкурсы «Лучший по профессии» проводились на предприятиях и в организациях в различных профессиональных сферах, будучи надежным и хорошо апробированным инструментом повышения социального статуса профессии, выявления и внедрения положительного опыта. Они отличаются широким территориальным охватом и многоэтапной системой организации. Для каждого конкурса составляется положение, четко планируются этапы проведения, разрабатываются практические задания, обсуждаются критерии оценки и формы оценочных мероприятий, создаются условия для выполнения конкурсных заданий и работы жюри.
В соответствии с приказом МВД России от 21 октября 2005 г. № 850 (ред. от 09.12.2008) в целях повышения уровня профессиональной подготовки рядового и начальствующего состава ОВД и эффективности их оперативно-служебной деятельности ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства среди сотрудников ведомства на звание «Лучший по профессии». Однако подобный конкурсный формат в ведомственных вузах среди обучающихся не имеет распространенной практики и специального регулятора. Помимо определения порядка организации и проведения подобного конкурса среди образовательных организаций МВД России, нуждаются в доработке и организационные требования к конкурсу: его многоэтапность, типовая модель для указанной категории вузов, введение профессионального блока показателей в зависимости от специальности, пролонгированное научно-методическое сопровождение участников, приглашение руководителей практических органов для их оценки и др.
Сегодня трудно переоценить значение конкурсов профессионального мастерства, которые в образовательном процессе проводятся в формате внеучебной деятельности. Подобные мероприятия способствуют выявлению одаренных обучающихся, создают условия для обмена опытом, поощряют мотивацию к саморазвитию, побуждают к личностному и профессиональному росту. Конкурсы профессионального мастерства дают возможность обучающимся объективно оценить свои знания и умения, самоутвердиться, совершенствоваться в выбранной профессии. В сравнении с другими формами внеучебной деятельности такие конкурсы более эффективно способствуют формированию опыта практической деятельности обучающихся, в ситуациях, максимально приближенных к реальной обстановке, создают оптимальные условия для самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации. Организационные мероприятия к конкурсу со стороны руководства вузов и профильных кафедр предполагают как минимум три направления подготовки — теоретическую, практическую и психологическую. Теоретическая подготовка подразумевает решение типовых профессиональных задач, анализ специализированной литературы, практическая — закрепление профессиональных знаний и умений, отработку различных методик, средств и приемов
профессиональной деятельности, а психологическая — морально-волевую готовность участников. Психологическая подготовка приобретает важное значение ввиду необходимости сформировать у конкурсантов состояние устойчивой психологической готовности к полной профессиональной самостоятельности и личной ответственности за результаты состязания в условиях стрессовой или напряженной обстановки конкурса [10].
Использование профессиональных конкурсов в качестве инструмента формирования и проверки сформированное™ компетенций специалистов гарантирует повышение эффективности подготовки сотрудников ОВД, так как подобный формат расширяет возможности развития интеллектуальных умений, коммуникативных навыков и профессионального мышления выпускников ведомственных вузов. В контингент участников конкурса в данной категории вузов целесообразно включать лиц, осваивающих образовательные программы высшего образования по очной форме обучения, переведенных на последний курс, которым в установленном законом порядке присвоено специальное звание среднего начальствующего состава, в том числе иностранных слушателей, являющихся сотрудниками правоохранительных органов иностранных государств.
Целеполагание подобных конкурсных мероприятий применительно к ведомственной системе образования обеспечивает не только проверку сформированно-сти всех видов компетенций в соответствии с ФГОС ВО и получение объективных детализованных данных о готовности слушателей к выполнению профессиональ-
ных задач, но и формирование у них профессионально-прикладных знаний и умений, в том числе решения оперативно-служебных задач, совершенствование практической направленности обучения, повышение педагогического мастерства ППС, стимулирование заинтересованности обучающихся в системном повышении своего профессионального уровня.
Выводы
1. Исходя из требований, предъявляемых к качеству образования в ведомственной образовательной организации, формы проверки знаний и умений обучающихся, в особенности накануне их выпуска, должны носить такой же комплексный характер, как и объединяющие эти знания и умения компетенции ФГОС ВО. По нашему мнению, именно интерактивные формы контроля сформированности компетенций ФГОС ВО, такие как учения или деловые игры, обеспечивают максимальную объективность оценок и одновременно обладают самым большим по сравнению с другими формами контроля дидактическим потенциалом.
2. В ряду интерактивных форм контроля особое место занимают конкурсы профессионального мастерства, которые позволяют оценить наиболее востребованные в профессиональной деятельности компетенции конкурсантов, проверить их на стрессоустойчивость, психологическую выносливость, продемонстрировать уровень подготовки специалистов представителям территориальных ОВД, стать площадкой для обмена передовым опытом организации учебно-воспитательного процесса, совершен-
ствования его практическом направленности. Список литературы
1. Гривенная Е. Н., Булгаков О. М. Современные подходы к оценке деятельности профессорско-преподавательского состава образовательных организаций МВД России // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы : сб. науч. тр. II междунар. конф. им. В. Я. Кикотя (06-07 июня 2018 г.) : науч. электрон. изд. М., 2018. С. 260-264.
2. Ефремов О. Ю., Кочин А. А., Осипов Д. Л. Инновационные подходы к образованию в вузах силовых ведомств // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. Т. 57, № 1. С. 165-167.
3. Кудин В. А. Основные тенденции развития профессионального образования системы МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 3(75). С. 6-8.
4. Слободчикова Т. А. Особенности педагогической образовательной системы вузов МВД России // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2018. № 1(155). С. 238-242.
5. Фролова И. И., Ахметзянова Г. Н., Валеева Н. Ш. Качество подготовки специалиста как педагогическая проблема // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16, № 1. С. 350-354.
6. Буряков С. К. Педагогический контроль образовательного процесса как фактор оптимизации профессиональной подготовки специалистов для органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 1(76). С. 80-86. DOI 10. 24411/1999-6241-2019-11012.
7. Вдовина С. А., Вдовина Е. А. Качество образования как педагогическая проблема // Молодой ученый. 2015. № 23. С. 940-942. URL https://moluch.ru/archive/103/23812/ (дата обращения: 20.03.2019).
8. Козлов О. А. Анализ состояния системы образования и пути повышения качества подготовки военных специалистов в вузах внутренних войск МВД России // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2016. № 1(89). С. 101-107.
9. Ганченко И. О., Гривенная Е. Н. Мониторинг качества образования как фактор оптимизации подготовки сотрудников полиции // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2012. № 1(15). С. 16-21.
10. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 20-26.
Поступила 02.04.2019
UDC 378.046.4 © О. М. Bulgakov, Е. N. Grivennaya, T I. Dottuev, 2019
DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-14006
13.00.08 Theory and Methods of Professional Education
Assessment of Quality of Education in the System of the Russian Ministry of Internal Affairs as a Pedagogical Problem
Oleg M. Bulgakov \
Doctor of Technical Sciences, professor, first deputy-chief of the University. E-mail: [email protected]
Elena N. Grivennaya \
deputy-chief of methodical department of educational methodical directorate, Doctor of Sciences (Pedagogy), associate-professor.
E-mail: [email protected]
Tengiz I. Dottuev 2,
instructor at the chair of Physical Education. E-mail: [email protected]
1 Krasnodar University of the Russian Ministry of Internal Affairs, 128, Yaroslavskaya st., Krasnodar, 350005, Russia 2 North Caucasian Institute of Advanced Training (Branch of Krasnodar University of the Russian Ministry of Internal Affairs,
123, Malbakhov st., Nalchik, 360016, Russia
Abstract
Introduction. The paper analyses the problem of assessing quality of education in the system of the Russian Ministry of Internal Affairs and comprises the extended description of the main trends of developing its qualification potential. Materials, Results and Discussion. The authors substantiate the new approaches used to increase the quality of law enforcement professional training, one of the approaches being an alternative system of assessing the learners' achievements at the contests of professionalism. The organizational and methodical recommendations are given as to the use of professional contests as the avenues to form and estimate the formed specialists' competencies. Conclusions. Among interactive forms of control of special importance are professional contests through which it is possible to estimate the competitors' most necessary professional competencies, show the level of specialists' mastership to representatives of the territorial law enforcement bodies.
Keywords: educational organization of the Russian Ministry of Internal Affairs; educational standard; quality of education; interactive forms of assessing academic achievements; professional contest; didactic potential.
Citation: Bulgakov O. M., Grivennaya E. N., DottuevT. I. Assessment of Quality of Education in the System of the Russian Ministry of Internal Affairs as a Pedagogical Problem. Psychopedagogy in Law Enforcement. Vol. 24. No 4(79). 2019. Pp. 392-396 (In Russ.). DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-14006
References
1. Grivennaya E. N., Bulgakov O. M. Modern Approaches to assess the Teachers' Work at the Educational Organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs. Law Enforcement Professional Education. Pedagogy and Psychology of Professional Service: the State and Prospects. V. Ya. Kikot' 2nd International conference (June 6-7, 2018). Moscow, 2018. Pp. 260-264. (In Russ.)
2. Efremov O. Yu., Kochin A. A., Osipov D. L. Innovative Approaches to Education in the Higher Educational Institutions of Power Ministries. Bulletin of St Petersburg University of the Russian Ministry of Internal Affairs. Vol. 57, No 1. 2012. Pp. 165-167. (In Russ.)
3. Kudin V. A. The Main Tendencies of Developing Professional Education in the system of the Russian Ministry of Internal Affairs. Bulletin of St Petersburg University of the Russian Ministry of Internal Affairs. No 3(75). 2017. Pp. 6-8. (In Russ.)
4. Slobodchikova T. A. Specifics of Pedagogical Educational System of Higher Educational Institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs. Academic Notes of P.F. Lesgaft University. No 1(155). 2018. Pp. 238-242. (In Russ.)
5. Frolova I. I., Akhmetzyanova G. N., Valeeva N. Sh. Quality of Specialists' Training as a Pedagogical Problem. Bulletin of Kazan Technological University. Vol. 16, No 1. 2013. Pp. 350-354. (In Russ.)
6. Buryakov S. K. Pedagogical Control of Educational Process as the Factor of Optimization of Professional Training of Law Enforcement Specialists. Psychopedagogy in Law Enforcement. Vol. 24. No 1(76). 2019. Pp. 80-86. (In Russ.). DOI 10. 24411/1999-62412019-11012.
7. Vdovina S. A., Vdovina E. A. Quality of Specialists' Training as a Pedagogical Problem. A Young Scientist. No 23. 2015. Pp. 940-942. URL https://moluch.ru/archive/103/23812/ (accessed: 20.03.2019).
8. Kozlov O. A. Analysis of the state of Educational System and Ways to Improve Military Specialists' Training at the Higher Educational Institutions of the Internal Troops of the Russian Ministry of Internal Affairs. Bulletin of I. Ya.Yakovlev Chuvash State Pedagogical University. No 1(89). 2016. Pp. 101-107. (In Russ.)
9. Ganchenko I. O., Grivennaya E. N. Monitoring of Quality of Education as the Factor of Optimization of Police Officers' Training. Bulletin of Krasnodar University of the Russian Ministry of Internal Affairs. No 1(15). 2012. Pp. 16-21. (In Russ.)
10. Tatur Yu. G. Competence in the Structure of Model of Specialist Training Quality. Higher Education Today. No 3. 2004. Pp. 20-26. (In Russ.)
Submitted 02.04.2019