Научная статья на тему 'Педагогический контроль образовательного процесса как фактор оптимизации профессиональной подготовки специалистов для органов внутренних дел'

Педагогический контроль образовательного процесса как фактор оптимизации профессиональной подготовки специалистов для органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
677
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогический контроль / организационное и методическое обеспечение педагогического контроля / pedagogical control / organizational and methodological provisions of pedagogical control

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буряков Сергей Константинович

Введение. В условиях современного общества, когда многократно усиливается роль образования и возрастает его поливариативный характер, огромное значение приобретает умение организовывать образовательный процесс на основе оптимизации всех его механизмов функционирования. Уровень образовательного процесса в образовательных организациях МВД России зависит от факторов, способствующих качественной подготовке сотрудников ОВД. Материалы и методика. Использовалась целостная система опросных методов: непосредственное (личное участие в проведении педагогического контроля) и опосредованное (через беседы с профессорско-преподавательским составом, руководителями кафедр, сотрудниками учебного отдела, изучение отзывов журнала педагогического контроля), анкетирование, беседы с курсантами и слушателями. Приняли участие 73 сотрудника института. Результаты и обсуждения. Основываясь на гипотезе, что педагогический контроль обеспечивает качество образовательного процесса и способствует совершенствованию профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел, автор аргументирует его актуальность с позиции теории управления и педагогики. Во-первых, это обусловлено необходимостью организации и проведения педагогического контроля в образовательных организациях МВД России. Вовторых, педагогический контроль рассматривается как процесс определения уровня проведения учебного занятия, обеспечивающего формирование профессиональных компетенций. В-третьих, обосновывается необходимостью его организационного и методического обеспечения. Раскрываются его содержание, особенности проведения, функции, целенаправленно воздействующие на его качество. Выводы. Выявлена необходимость качественной подготовки и проведения педагогического контроля с позиции организационного и методического обеспечения. Эффективность педагогического контроля определяется формированием и совершенствованием системы управления образовательной организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буряков Сергей Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Control of the Educational Process as an Optimization Factor of Professional Training of Specialists for Law-Enforcement Bodies

Introduction. In the context of a modern society when the role of education increases manifold and its polyvariant character grows the skill of organizing an educational process on the basis of optimization of all its functioning mechanisms is of key importance. The level of educational process at educational organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs adequately depends on considerable part of factors contributing to a qualified training of law-enforcement officers and predetermine the level of educational process. Materials and Methodical Toolkit. The entire system of questionnaire methods was used: direct (personal participation in conducting pedagogical control) and indirect (through talks with the teaching staff, heads of departments, workers of the academic department, studying comments in the register of pedagogical control), questionnaire, talks with cadets and students. A great role in the estimate of pedagogical control was played by self-evaluation of the level of pedagogical control by the officers of the Institute, the assessment of conducting lessons from the point of view of Pedagogy and the Management Theory. 73 staff workers of the Institute have taken part in it. Results of the Survey and Discussions. From the perspective of the hypothesis that pedagogical control provides the quality of the educational process and contributes to the perfection of professional training of future law-enforcement officers of the Internal Affairs Bodies the author gives reasons for its actuality with regard to the Management Theory and Pedagogy. Firstly, it is caused by the necessity of organization and conducting pedagogical control at the educational organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs. Secondly, pedagogical control is considered as the process of estimating the level of conducting a lesson providing for the formation of professional competencies. Thirdly, it gains a foothold by the necessity of its organizational and methodological provisions. The content, peculiar features of its conduct, functions purposefully influencing its quality are brought to light. Conclusions. The necessity of qualified preparation and conducting pedagogical control from the perspective of organizational and methodological provisions is revealed. The effectiveness of pedagogical control depends on the formation and perfection of the management system of the educational organization.

Текст научной работы на тему «Педагогический контроль образовательного процесса как фактор оптимизации профессиональной подготовки специалистов для органов внутренних дел»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Theory and methods of professional education

УДК 37.01:351.74 © С. К. Буряков, 2019 DOI 10. 24411/1999-6241-2019-11012

13.00.08 Теория и методика профессионального образования

Педагогический контроль образовательного процесса как фактор оптимизации профессиональной подготовки специалистов для органов внутренних дел

Буряков Сергей Константинович \

кандидат политических наук, начальник. Е-mail: [email protected]

1 Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул, 656038, Россия

Аннотация

Введение. В условиях современного общества, когда многократно усиливается роль образования и возрастает его поливариативный характер, огромное значение приобретает умение организовывать образовательный процесс на основе оптимизации всех его механизмов функционирования. Уровень образовательного процесса в образовательных организациях МВД России зависит от факторов, способствующих качественной подготовке сотрудников ОВД.

Материалы и методика. Использовалась целостная система опросных методов: непосредственное (личное участие в проведении педагогического контроля) и опосредованное (через беседы с профессорско-преподавательским составом, руководителями кафедр, сотрудниками учебного отдела, изучение отзывов журнала педагогического контроля), анкетирование, беседы с курсантами и слушателями. Приняли участие 73 сотрудника института.

Результаты и обсуждения. Основываясь на гипотезе, что педагогический контроль обеспечивает качество образовательного процесса и способствует совершенствованию профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел, автор аргументирует его актуальность с позиции теории управления и педагогики. Во-первых, это обусловлено необходимостью организации и проведения педагогического контроля в образовательных организациях МВД России. Во-вторых, педагогический контроль рассматривается как процесс определения уровня проведения учебного занятия, обеспечивающего формирование профессиональных компетенций. В-третьих, обосновывается необходимостью его организационного и методического обеспечения. Раскрываются его содержание, особенности проведения, функции, целенаправленно воздействующие на его качество.

Выводы. Выявлена необходимость качественной подготовки и проведения педагогического контроля с позиции организационного и методического обеспечения. Эффективность педагогического контроля определяется формированием и совершенствованием системы управления образовательной организацией.

Ключевые слова: педагогический контроль; организационное и методическое обеспечение педагогического контроля.

Для цитирования: Буряков С. К. Педагогический контроль образовательного процесса как фактор оптимизации профессиональной подготовки специалистов для органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 1(76). С. 80-86. DOI 10. 24411/1999-6241-2019-11012

Основные положения:

1. Педагогический контроль является одним из факторов повышения качества образовательного процесса в образовательных организациях МВД России.

2. Организационное и методическое обеспечение педагогического контроля способствует повышению эффективности профессиональной подготовки специалистов для органов внутренних дел.

3. Функции педагогического контроля оказывают целенаправленное воздействие на интегративное качество профессиональной подготовки специалистов.

Введение. Для своевременного внесения необходимых корректив, оценки эффективности образователь-

ного процесса, выявления проблем, требующих устранения, необходим регулярный контроль над процессом обучения. Объективная сложность профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел обусловливает наличие высоких требований к организации и проведению образовательного процесса. Как следствие, оптимизация процесса обучения за счет повышения эффективности его составляющих выступает одной из приоритетных задач. На основе полученных результатов исследования предпринята попытка осветить необходимость педагогического контроля, его значимость для повышения качества образовательного процесса, его педагогический и управленческий потенциал.

Цель статьи: обосновать проведение педагогического контроля в образовательных организациях МВД России.

Теоретические предпосылки. Организация педагогического контроля и понимание его сущности играют определяющую роль в эффективности подготовки специалистов и актуализируют необходимость его изучения. Для повышения качества образовательного процесса в ведомственных образовательных организациях следует уделять внимание содержанию педагогического контроля, его методическому и организационному обеспечению.

Для целенаправленного осуществления организации педагогического контроля в организациях высшего образования необходимо предъявлять определенные требования к оценке его результатов с точки зрения педагогики. Педагогический контроль прослеживает взаимосвязь и соответствие между педагогически направленным воздействием, запланированным результатом и реально полученным. Таким образом, педагогический контроль является оценочной категорией образования, способом получения информации о состоянии образовательного процесса, уровне преподавания.

Касаясь проблемы педагогического контроля в образовательных организациях МВД России, необходимо отметить работы С. И. Архангельского, И. В. Будило, И. В. Горлинского, В. Я. Кикотя, Л. В. Кузнецовой, А. Д. Ла-зукина, А. М. Столяренко и др. [1-7], посвященные оптимизации форм и методов процесса обучения, а также профессиональному обучению (подготовке) сотрудников МВД России. Внимание различным аспектам организации и осуществления педагогического контроля в образовательных организациях, качествам преподавателей и их знаниям уделяют в своих работах как отечественные, так и зарубежные исследователи.

В словаре С. И. Ожегова контроль толкуется как «проверка, а также состояние наблюдения в целях проверки» *. Понятие «педагогический контроль» имеет различные определения, но общий смысл сводится к пониманию педагогического контроля как соотнесению получаемого результата цели, сформированной на основе требований федерального государственного образовательного стандарта.

В педагогике существуют различные подходы к роли и назначению педагогического контроля в образовательной деятельности, однако все авторы едины во мнении, что он является одним из важнейших факторов повышения качества обучения. Исследование показало, что педагогический контроль изучается по следующим направлениям: результатов обучения обучающихся и педагогической деятельности преподавателей.

Первое направление заключается в определении образовательного уровня обучающихся, сформирован-ности у них устойчивых знаний и навыков, компетенций путем тестирования, контрольных упражнений и т. д. [8]. О необходимости разработки инструментов контроля результатов обучения на основе комплексных полидисциплинарных контрольных заданий рассужда-

ют Н. И. Иоголевич, В. А. Иоголевич, С. И. Иванова [9]. А. Э. Кормаков, В. В. Крючков, В. А. Овчинников понимают педагогический контроль как важнейший элемент образовательного процесса, который служит обратной связью: «... как... нет обучения без педагогического контроля, так и не может быть контроля без обучения, и об успешности и эффективности учебного процесса невозможно судить без определения эффективности содержания педагогического контроля» [10, с. 153].

С позиции системного подхода педагогический контроль можно представить как совокупность средств и приемов, с помощью которых осуществляется мониторинг уровня обучения в образовательной организации, определяемый наличием ряда критериев. Рассматривая педагогический контроль как часть педагогической системы, следует все системные признаки применять и к нему. В связи с этим отмечает И. В. Столярова: «Повышение эффективности и качества обучения может быть успешным при опоре на общую теорию управления и психолого-педагогическую теорию обучения» [11 с. 144]. Таким образом, педагогический контроль является важнейшим элементом каждого этапа обучения и целенаправленно воздействует на совершенствование образовательного процесса.

Е. П. Столярова также подчеркивает роль и необходимость педагогического контроля в образовательном процессе, выделяет его виды и их функции в образовательной деятельности высшего образования, подчеркивает необходимость организации различных видов контроля [12].

Второе направление назначения педагогического контроля связано с определением качества проведения учебного занятия. Исследуя проблему образовательного процесса в системе высшего образования МВД России, А. М. Столяренко подчеркивает значимость и необходимость проведения такого контроля в целях его постоянного совершенствования. Понятие педагогического контроля названный автор рассматривает достаточно широко, охватывая им, кроме знаний курсантов и слушателей, также деятельность кафедр и преподавателей [13]. Отечественные и зарубежные ученые подчеркивают роль преподавателя в повышении качества обучения и необходимости совершенствования педагогической деятельности за счет формирования таких профессиональных качеств, как «владение технологией активного обучения и уровней педагогического творчества», внешний вид, коммуникабельность, широта эрудиции, практическая направленность занятия [14], качество преподавателя, его знания [15]. Не менее важными в данном контексте являются умения формировать качества будущих специалистов, способных влиять на современное общество, особенно социальную ответственность, работу с информацией, коммуникации [16].

Наиболее развернутый анализ педагогического контроля возможно провести, рассматривая его с позиции современных парадигм профессионального образования, направленных на результат образования, форми-

* Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. д-ра филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. М., 1983. С. 9.

рование компетенций выпускников для качественной профессиональной деятельности. Совершенствование организации и проведения педагогического контроля в образовательных организациях МВД России можно осуществлять на основе образовательных парадигм. С позиции когнитивно-ориентированной парадигмы учебное занятие оценивается с точки зрения его целевых ориентаций, отражающих методику формирования знаний, умений, навыков, основ научного мировоззрения и направленных на профессиональную деятельность. Представление о целевой направленности учебного занятия требует от организаторов образовательного процесса глубокого знания педагогических аспектов и его содержания. При этом оцениваются, во-первых, всестороннее развитие обучающихся, их уровень знаний по конкретной дисциплине в соответствии с профилем, специализацией обучения, во-вторых, деятельность преподавателя по развитию способностей обучающихся, его умению определить их возможности и способности в соответствии с личностно-ориентированной парадигмой образования. Иными словами, оценке подлежит становление личности обучающегося с позиции его профессиональной подготовки.

Одним из параметров педагогического контроля является содержательная сторона учебного занятия, критериями чего выступают соответствие содержания учебному плану и рабочей программе, которые подготовлены в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, ориентированы на конкретный вид и уровень деятельности. В указанном аспекте педагогический контроль направлен на уровень учебного занятия с позиции знаниевой парадигмы, тематическую составляющую учебного занятия, определяющих совокупность знаний по учебному предмету, дидактические умения преподавателя.

Педагогический контроль имеет широкий спектр задач. Прежде всего, это выявление положительного опыта, позволяющего совершенствовать профессиональную подготовку кадров, а также своевременная корректировка образовательного процесса на основе обнаруженных недостатков в учебной и методической деятельности.

Таким образом, анализ содержания педагогического контроля, уровня его состояния в образовательных организациях позволяет судить не только о его организации и проведении, но и об уровне образовательного процесса, что способствует повышению эффективности профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Проектирование педагогического контроля в образовательных организациях должно осуществляться на наиболее эффективных способах его проведения и оптимизации.

Материалы и методика. В целях изучения состояния организации и проведения педагогического контроля было проведено исследование, направленное на выявление и обоснование организационного и методического обеспечения педагогического контроля. При анализе состояния педагогического контроля в Барнаульском юридическом институте МВД России (далее —

БЮИ МВД России) были изучены не столько результаты образовательного процесса, сколько общие тенденции в организации и проведении педагогического контроля. При обсуждении педагогического контроля с преподавателями и руководителями кафедр были затронуты вопросы, касающиеся необходимости его проведения, содержания, организации, методики и др.

При анализе состояния педагогического контроля в БЮИ МВД России нас интересовало общее состояние педагогического контроля, выявление его значимости для образовательного процесса, общее отношение к его организации и проведению. К исследованию данного вопроса привлекались респонденты, имеющие опыт работы в образовательных организациях высшего образования МВД России, а также в территориальных органах внутренних дел.

В соответствии с Положением о педагогическом контроле образовательного процесса БЮИ МВД России педагогический контроль осуществляют руководство института, учебного отдела, руководители кафедр и их заместители, председатели предметно-методических секций, сотрудники (работники) кафедр, имеющие ученое звание профессора или доцента, а также другие сотрудники института по распоряжению начальника.

Для изучения уровня педагогического контроля была использована целостная система опросных методов: непосредственное (личное участие в проведении педагогического контроля) и опосредованное (через беседы с профессорско-преподавательским составом, руководителями кафедр, сотрудниками учебного отдела, изучение отзывов журнала педагогического контроля), анкетирование, беседы с курсантами и слушателями. Большую роль при этом играли самооценка сотрудников института, оценка проведения учебных занятий с позиции педагогики и теории управления.

Нами было выбрано несколько критериев, по которым оценивают учебные занятия при проведении педагогического контроля: необходимость его осуществления; организационно-методический аспект учебного занятия; педагогическая культура преподавателей; управленческий аспект; технологии образовательного процесса. Данные критерии были выбраны исходя из необходимости определения и соотношения организационного и методического обеспечения педагогического контроля, его места и роли в управлении образовательным процессом.

Учитывая, что оценка необходимости проведения педагогического контроля осуществляется сотрудниками на основе личного опыта и опирается на внутриорганизационные документы, в связи с этим охватывается большое количество преподавателей, участвующих в его организации и проведении. Комплексный подход к изучению поставленной проблемы позволил получить объективные показатели состояния педагогического контроля и наметить пути к его совершенствованию.

Результаты и обсуждения. В обсуждении вопроса о необходимости педагогического контроля в образовательных организациях МВД России приняли участие 73 сотрудника института. Было выявлено, что педаго-

гический контроль 10 сотрудников (13,7%) не относят к обязательным компонентам образовательного процесса; 5 (6,8%) считают правильным проводить его эпизодически; 23 (31,5%) — только в рамках комплексных проверок кафедр; 35 (48,0%) — систематически и планомерно в течение учебного года (график по семестрам либо на учебный год). Высокий процент по данному критерию имеют представители учебного блока и в большей степени руководители и сотрудники института с солидным опытом преподавания в образовательных организациях высшего образования.

В целях повышения эффективности профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел нами были изучены также отзывы в журналах педагогического контроля кафедр БЮИ МВД России. Всего проанализировано 190 отзывов представителей 15 кафедр института за 2016-2017 (1 и 2 семестры), 20172018 (1 и 2 семестры), 2018-2019 (1 семестр) учебные годы (39; 31; 51; 47 и 22 соответственно). При этом получены следующие результаты. По критерию «организационнометодические аспекты учебного занятия» в 24 отзывах (12,6%) проявлена способность оценивать методический уровень подготовленности преподавателей (умение целесообразно использовать систему методов); в 35 (18,4%) отмечено обращение к практическому опыту деятельности органов внутренних дел; в 59 (31,1%) — применение инновационных информационных технологий (интерактивная доска, мультимедийные средства, видеоконференции); в 31 (16,3%) отзыве оценен организационный аспект занятия (своевременность начала и окончания занятия, подготовленность обучающихся к занятию, использование технических средств обучения, наличие у преподавателей методических материалов и т. д.); в 41 (21,6%) —использование коммуникативных технологий (технологии педагогического общения, дискуссии, применение методов ситуаций, использование интерактивных методов обучения и т. д.). Качественный анализ результатов по рассматриваемому показателю выявил недостаточное внимание к методике проведения учебных занятий (в совокупности 44,2%).

Анализируя содержание отзывов профессорскопреподавательского состава в отношении критерия «педагогическая культура преподавателей», мы получили следующие данные: в 73 (38,4%) из них отмечена педагогическая направленность преподавателя (оценивается по внешним признакам, проявляющимся в стремлении заинтересовать преподаваемым предметом); в 56 (29,5%) — педагогические способности; в 61 (32,1%) — культура личности преподавателя (внешний вид, речь, поведение).

По указанному критерию педагогические способности преподавателя заняли третье место, что, по нашему мнению, объяснимо качественным составом сотрудников института, не обладающим достаточным научнопедагогическим опытом работы в образовательных организациях высшего образования. Из участвующих в исследовании преподавателей научно-педагогический стаж до 3,5 года имели 19 сотрудников; до 10 лет — 34 сотрудника.

Кроме того, выявлены отзывы, отражающие управленческий аспект педагогического контроля: в 53 (27,9%) из них говорится о способности анализировать и обобщать результаты занятий; в 25 (13,2%) — об умении грамотно определять цели контроля обучения; в 43 (22,6%) — о способности анализировать используемые методики проведения занятия; в 69 (33,3%) — о навыке равномерно распределять время учебного занятия. Этот показатель выступает в совокупности теории управления и теории обучения, что указывает на качественный критерий педагогического контроля.

Что касается анализа технологии образовательного процесса, то в 49 отзывах (25,8%) отмечена мотивированность обучающихся на осуществление профессиональной деятельности, что также указывает на педагогическую направленность педагога; в 17 (8,9%) — своевременное вооружение профессиональными знаниями, умениями, навыками; в 59 (31,1%) — развитие средствами учебной дисциплины понимания необходимости овладевать заданными компетенциями качеств будущих сотрудников ОВД; в 65 (34,2%) — организация учебного занятия, обеспечивающая реализацию поставленных целей в области формирования профессиональной компетентности будущих сотрудников ОВД. Данный показатель в полной мере отражает профессиональную ориентированность обучения в образовательных организациях МВД России.

Таким образом, внимание некоторых преподавателей уделяется в большей степени организационным аспектам педагогического контроля в ущерб его методическому обеспечению. Следует согласиться, что организационная часть является обязательной составляющей оптимизации образовательного процесса, однако, на наш взгляд, в большей степени внимание следует уделять методическому аспекту педагогического контроля.

Проведенное исследование позволило нам выделить и систематизировать основные критерии анализа и оценки учебного занятия при осуществлении педагогического контроля:

— организация проведения занятия (плановое занятие, умение планировать и организовывать учебную деятельность, уровень подготовленности в соответствии с требованиями, дидактическая и техническая оснащенность занятия);

— организационно-методическое обеспечение занятия (наличие необходимой учебной документации, методические разработки, необходимые дополнительные материалы в соответствии с темой и профилем занятия);

— цели, задачи и содержание занятия (обоснованность темы, постановка учебных вопросов, практическая направленность занятия, профилизация и т. д.);

— методика проведения занятия (активные, интерактивные методы обучения и т. д.);

— педагогическая культура преподавателя (педагогическая направленность преподавателя, педагогические способности, педагогическая подготовка, педагогическое мастерство и т. д.).

Определяя место и роль цели в организации педагогического контроля, следует, на наш взгляд, выделить такие его свойства, как целенаправленность и системность, позволяющие охватывать все стороны подготовки специалистов. Правильная организация педагогического контроля по целям и функциям способствует достижению ожидаемых результатов в профессиональной подготовке будущих сотрудников органов внутренних дел.

Изучение содержания педагогического контроля, исследование его состояния и места в образовательной организации позволили выделить основные функции педагогического контроля, способствующие воздействию на образовательный процесс в целях повышения качества обучения сотрудников органов внутренних дел:

— информационную, направленную на получение информации об уровне проведения учебных занятий, подготовленности обучающихся и преподавателей, сформиро-ванности представления о состоянии профессиональной подготовки курсантов, выявлении недостатков и проблем в целях совершенствования образовательного процесса;

— диагностическую, нацеленную на контроль и оценку педагогической деятельности в контексте соответствия требованиям, предъявляемым к данному виду учебных занятий, требованиям ФГОС, уровню сформированных компетенций;

— сравнительную, позволяющую составить представление о развитии уровня профессиональной подготовленности преподавателей, выявлении динамики изменений в целом уровня образовательного процесса в образовательной организации (кафедре);

— рефлексивную, обеспечивающую обратную связь, направленную на выявление проблем, недостатков учебного занятия, обсуждение его итогов, а также объединение результатов оценивания учебного занятия по всем параметрам;

— интегративную, объединяющую оценочные результаты и позволяющую сделать вывод об уровне теоретической и методической подготовленности преподавателя, курсантов (слушателей), о качестве образовательного процесса.

Данные обстоятельства подчеркивают необходимость организационно-методических основ педагоги-

ческого контроля, а также требуют совершенствования отдельных аспектов организации педагогического контроля в образовательных организациях высшего образования МВД России.

Таким образом, при организации и проведении педагогического контроля можно выделить несколько положений: проведение педагогического контроля основывается на психолого-педагогической теории обучения и теории управления; наличие у преподавателя, осуществляющего педагогический контроль, педагогического и профессионального опыта; использование различных видов педагогического контроля, обеспечивающих преемственность в образовательной деятельности, направленной на совершенствование профессиональной подготовки кадров.

Выводы. Обосновывая необходимость совершенствования организации и проведения педагогического контроля в образовательных организациях МВД России, мы выделяем две его составляющие: оценку содержания учебных занятий с позиции управления, ориентирующую на правильную организацию учебного занятия и образовательного процесса в целом, и оценку проведения педагогического контроля с точки зрения педагогики, способствующую повышению качества обучения за счет выявления его методических аспектов. Необходимо отметить, что реализация данных аспектов педагогического контроля возможна лишь в ситуации их единства и взаимосвязи.

Функции педагогического контроля позволяют обнаружить системообразующие связи между различными его субъектами, учесть совокупность факторов, оказывающих влияние на интегративное качество профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Таким образом, в ходе изучения данной проблемы была выявлена необходимость качественной подготовки и проведения педагогического контроля с позиции его организационного и методического обеспечения. Педагогический контроль позволяет установить уровень образовательного процесса. Эффективность педагогического контроля во многом определяется формированием и совершенствованием системы управления образовательной организацией.

Список литературы

1. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980. 282 с.

2. Будило И. В., Кузнецова Л. В. Профессиональная подготовка кадров: основные требования к управлению учебновоспитательным процессом в образовательных учреждениях МВД России. М.-Барнаул, 2003. 103 с.

3. Горлинский И. В. Педагогическая система гибкого обучения специалистов в высших учебных заведениях МВД России. М., 1997. 282 с.

4. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел / под ред. В. Я. Кикотя, А. М. Столяренко. М., 2015. 512 с.

5. Кузнецова Л. В. Организация образовательного процесса в образовательных организациях высшего образования МВД России : учеб. пособие. Барнаул, 2018. 68 с.

6. Лазукин А. Д. Профессионально-педагогическая подготовка преподавателей вузов и пути ее совершенствования // Вестник Екатерининского института. 2012. № 1. С. 3-9.

7. Столяренко А. М. Психология и педагогика : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2012. 527 с.

8. Сидорова И. В., Желонкина Е. А. Разработка оценочных средств, определяющих уровень сформированности компетенций у обучающихся в ходе текущей и промежуточной аттестаций // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 1(64). С. 67-71.

9. Иоголевич Н. И., Иоголевич В. А., Иванова С. И. Развитие системы оценки профессиональных компетенций сотрудников правоохранительных органов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 1(72). С. 60-67.

10. Кормаков А. Э., Крючков В. В., Овчинников В. А. Об объективизации педагогического контроля в вузах МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 4(27). С. 152-155.

11. Столярова И. В. Управление обучением посредством педагогического контроля // Педагогика и педагогический процесс: современные тенденции и перспективы развития : сб. науч. тр. по мат-лам I междунар. науч.-практ. конф. Казань, 2016. С. 144-149.

12. Столярова Е. П. Роль и функции различных видов педагогического контроля при формировании практических умений и навыков у студентов институтов физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012. 24 с.

13. Столяренко А. М. Преподаватель учебного заведения МВД России и его педагогическая культура. М., 1996. 72 с.

14. Цветков В. Л., Хрусталева Т. А., Старостин С. Н. Преподаватель глазами обучаемого: возможные технологии и практика исследования // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 1(68). С. 56-61.

15. Hulm, M., Beauchamp G., Clarke L., Jephcote M., Kennedy A., Magennis G., Cochran-Smith M. (2016). Analysing teacher education policy: Comparative and historical approaches. In Teacher education in times of change (pp. 37-54). Bristol: Bristol University Press. doi:10.2307/j.ctt1t89fvx.8.

16. Ananiadou K. and M. Claro (2009), “21st Century Skills and Competences for New Millennium Learners in OECD Countries”, OECD Education Working Papers, No. 41, OECD Publishing, Paris. http://dx.doi.org/10.1787/218525261154.

Поступила 02.09.2018

UDC 37.01:351.74 © S. K. Buryakov, 2019

DOI 10. 24411/1999-6241-2019-11012

19.00.06 Theory and Methods of Vocational Education

Pedagogical Control of the Educational Process as an Optimization Factor of Professional Training of Specialists for Law-Enforcement Bodies

Sergei K. Buryakov \

Candidate of Sciences (Politics), Chief. Е-mail: [email protected] 1 Barnaul Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs, Barnaul, 656038, Russia

Annotation

Introduction. In the context of a modern society when the role of education increases manifold and its polyvariant character grows the skill of organizing an educational process on the basis of optimization of all its functioning mechanisms is of key importance. The level of educational process at educational organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs adequately depends on considerable part of factors contributing to a qualified training of law-enforcement officers and predetermine the level of educational process.

Materials and Methodical Toolkit. The entire system of questionnaire methods was used: direct (personal participation in conducting pedagogical control) and indirect (through talks with the teaching staff, heads of departments, workers of the academic department, studying comments in the register of pedagogical control), questionnaire, talks with cadets and students. A great role in the estimate of pedagogical control was played by self-evaluation of the level of pedagogical control by the officers of the Institute, the assessment of conducting lessons from the point of view of Pedagogy and the Management Theory. 73 staff workers of the Institute have taken part in it.

Results of the Survey and Discussions. From the perspective of the hypothesis that pedagogical control provides the quality of the educational process and contributes to the perfection of professional training of future law-enforcement officers of the Internal Affairs Bodies the author gives reasons for its actuality with regard to the Management Theory and Pedagogy. Firstly, it is caused by the necessity of organization and conducting pedagogical control at the educational organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs. Secondly, pedagogical control is considered as the process of estimating the level of conducting a lesson providing for the formation of professional competencies. Thirdly, it gains a foothold by the necessity of its organizational and methodological provisions. The content, peculiar features of its conduct, functions purposefully influencing its quality are brought to light.

Conclusions. The necessity of qualified preparation and conducting pedagogical control from the perspective of organizational and methodological provisions is revealed. The effectiveness of pedagogical control depends on the formation and perfection of the management system of the educational organization.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: pedagogical control; organizational and methodological provisions of pedagogical control.

Citation: Buryakov S. K. Pedagogical Control of the Educational Process as an Optimization Factor of Professional Training of Specialists for Law-Enforcement Bodies. Psychopedagogy in Law Enforcement. Vol. 24, No. 1(76). 2019. Pp. 80-86. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-11012 * 1

References

1. Arkhangelsky S. I. Educational Process in High School, its Regular Framework and Methods. Moscow, 1980. 282 p. (In Russ.)

2. Budilo I. V., Kuznetsova L. V. Professional Staff Training: Main Requirements to the Management of Teaching and Educational Process at the Educational Organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs. Moscow-Barnaul, 2003. 103 p. (In Russ.)

3. Gorlinsky I. V Pedagogical System of Flexible Training of Specialists at Higher Educational Institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs. Moscow, 1997. 282 p. (In Russ.)

4. Applied Juridical Psychology in the Internal Affairs Bodies. Ed. By V. Ya. Kikot, A. M. Stolyarenko. Moscow, 2015. 512 p. (In Russ.)

5. Kuznetsova L.V. Organization of the Educational Process at the Higher Educational Organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs. Barnaul, 2018. 68 p. (In Russ.)

6. Lazukin A. D. Professional Pedagogical Training of the Teachers of Higher Educational Institutions and the Ways of its Perfection. Bulletin of the Catherine's Institute. 2012. No.l. Pp. 3-9. (In Russ.)

7. Stolyarenko A. M. Psychology and Pedagogy. Moscow, 2012. 527 p. (In Russ.)

8. Sidorova I. V., Zhelonkina Ye. A. Elaboration of the Evaluation Means Determining the Level of Competence Maturity of Trainees in the Course of Current and Interim Assessment. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2016. No. 1(64). Pp. 67-71. (In Russ.)

9. Iogolevich N. I., Iogolevich V A., Ivanova S. I. The Development of the Evaluation System of Professional Competences Assessment of Law-Enforcement Officers. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2018. No. 1(72). Pp. 60-67. DOI: 10.24411/1999-6241-2018-00011. (In Russ.)

10. Kormakov A. E., Kryuchkov V. V, Ovchinnikov V. A. About the Objectivation of Pedagogical Control at Higher Educational Institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs. Bulletin of the Volgograd Academy of the MIA of Russia. 2013. No. 4(27). Pp. 152-155. (In Russ.)

11. Stolyarova I. V. Teaching Management by Means of Pedagogical Control. Pedagogy and Pedagogical Process: Modern Tendencies and Development Potential. Kazan, 2016. Pp. 144-149. (In Russ.)

12. Stolyarova Ye. P. The Role and the Functions of Different Kinds of Pedagogical Control in View of the Formation of Practical Skills and Abilities of the Students of Institutes of Physical Culture. Extended abstract of Candidate of Sciences (in Pedagogy) dissertation. Moscow, 2012. 24 p. (In Russ.)

13. Stolyarenko A. M. The Teacher of the Educational Institution of the Russian Ministry of Internal Affairs and His Pedagogical Culture. Moscow, 1996. 72 p. (In Russ.)

14. Tsvetkov V. L., Khrustaleva T. A., Starostin S. N. The teacher as Viewed by a Trainee: Possible technologies and Research Practice. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2017. No. 1(68). Pp. 56-61. DOI: 10.24411/1999-6241-2017-00013. (In Russ.)

15. Hulme M., Beaucham, G., Clark, L., Jephcote M., Kennedy A., Magennis G., Cochran-Smith, M. (2016). Analysing teacher education policy: Comparative and historical approaches. In Teacher education in times of change (pp. 37-54). Bristol: Bristol University Press. doi:10.2307/j.ctt1t89fvx.8

16. Ananiadou K. and M. Claro (2009), “21st Century Skills and Competences for New Millennium Learners in OECD Countries”, OECD Education Working Papers, No. 41, OECD Publishing, Paris. http://dx.doi.org/10.1787/218525261154

Submitted 02.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.