УДК 378.14.015.62+351.81 © Н. В. Литвинова, 2019 DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-12008
13.00.08 Теория и методика профессионального образования
Практикум как педагогическое условие подготовки специалистов по обеспечению безопасности на транспорте
Литвинова Наталья Владимировна \
преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Е-mail: [email protected]
1 Белгородский юридический институт им. И. Д. Путилина, Белгород, 308024, Россия
Аннотация
Введение. Предметом анализа послужили организационные и технологические аспекты выполнения письменных работ в процессе обучения на примере практикума. Целью выступили выявление и обоснование педагогических условий, способствующих оптимизации профессиональной подготовки специалистов по обеспечению безопасности на транспорте.
Материалы и методы. Исследование основывалось на научной литературе, положениях законов Российской Федерации, нормативно-правовых актах Минобрнауки России, а также МВД России. Применялись такие методы, как выявление и разрешение противоречий, постановка проблемы; анализ, синтез, сравнение и конкретизация, моделирование.
Результаты и обсуждение. Характеризуются особенности формирования и реализация компетентностно-ориенти-рованного образовательного процесса в ведомственной организации. Представлен краткий обзор основных положений нормативно-правового регулирования образовательного процесса на примере конкретной образовательной организации, уточнены понятия, касающиеся организации образовательной деятельности по программам высшего образования. Раскрываются характеристики практикума, обосновываются его приоритетные формы.
Выводы. В качестве приоритетной формы образовательной деятельности выступает практикум как педагогическое условие инновационной деятельности, при реализации которого необходимо уделять внимание процессуальным аспектам получения знаний при подготовке специалистов для подразделений по обеспечению безопасности на транспорте.
Ключевые слова: письменная работа; практикум; учебный план; курсант; педагогическое условие; инновационная деятельность; обеспечение безопасности на транспорте.
Для цитирования: Литвинова Н. В. Практикум как педагогическое условие инновационной деятельности при подготовке специалистов по обеспечению безопасности на транспорте // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 2(77). С. 178-184. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-12008
Основные положения:
1. Приоритетом при реализации образовательной программы специалитета выступают технологии образования с использованием форм и методов обучения, ориентированных на освоение методологии учебно-профессиональной деятельности, формирование инно-вационности и мобильности.
2. Реализация компетентностно-ориентированного образовательного процесса предусматривает письменные работы, которые используются в целях углубления и закрепления теоретических знаний и освоения практических навыков, развития самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Практикум представляется в форме семинарского занятия или методической разработки в помощь обучающимся.
Введение
Актуальность и значимость. В ежегодном докладе о реализации государственной политики в сфере образования в качестве ключевого направления выделяется обеспечение условий формирования качественного образовательного контента за счет учета запроса работодателей, возможности индивидуализации и актуализации образовательных программ согласно главным задачам развития отраслей и территорий. В связи с этим необходимо привести ФГОС ВО в соответствие
с требованиями действующего законодательства и профессиональных стандартов. В каждом обновленном ФГОС ВО зафиксированы универсальные компетенции, в числе которых: «Способность системно и критически мыслить, осуществлять проектную деятельность, работать в команде, эффективно коммуницировать, быть лидером. Одно из важнейших измерений качественного образования — его практическая составляющая, которая обеспечивается через сотрудничество вузов и организаций-работодателей» '.
Цель работы заключалась в выявлении и обосновании педагогических условий, способствующих оптимизации профессиональной подготовки специалистов по обеспечению безопасности на транспорте, а также создающих индивидуальную траекторию процесса обучения с использованием интерактивных методов и новых технологий (практикумов) на основе компетент-ностного подхода.
Теоретические предпосылки. Преемственность поколений образовательных стандартов означает, что в основе проектирования требований к выпускникам образовательных организаций должна лежать тесная связь с их последующей сферой труда. ГОС ВПО первого и второго поколений представляли собой реализацию системно-деятельностного подхода, который выражался в квалификационных характеристиках выпускников.
1 Ежегодный доклад Правительства о реализации государственной политики в сфере образования в 2017 году. URL: http://government.ru/news/32737/ (дата обращения: 08.08.2018).
Применение данного подхода уже несло в себе тенденцию к интеграции, междисциплинарности в образовательном процессе, что нашло дальнейшее отражение в компетентностном подходе.
В изученных исследованиях представлены этапы развития общества, которые сопровождаются кардинальными изменениями в области образования, позволяющими сделать вывод, что знания нужны для улучшения качества жизни человека, а производство знаний необходимо осуществлять по схеме: Традиции + Инновации = Правильный подход [1; 2, с. 129-136, 143-169; 3].
Положительные аспекты междисциплинарного подхода рассмотрены зарубежным ученым Р. Нисбеттом на примерах взаимосвязи теорий точных, естественных и гуманитарных наук [4, с. 11-14]. Обращаясь к проблеме подготовки конкурентоспособного специалиста, обладающего профессиональными компетентностями современного уровня, ученые отмечают, что невозможно ее решить в рамках традиционной подготовки специалистов [5; 6; 7]. Специальных исследований процесса профессиональной подготовки, посвященных вопросам практикума как педагогического условия подготовки специалистов по обеспечению безопасности на транспорте в образовательных организациях МВД России, в доступной литературе не обнаружено.
Материалы и методы. Опытно-экспериментальной базой исследования стал процесс профессиональной подготовки сотрудников для подразделений по обеспечению безопасности на транспорте в Белгородском юридическом институте МВД России им. И. Д. Путилина как единственной образовательной организации МВД России, ведущей подготовку этих специалистов в рамках специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность». В ходе исследования применялся системный подход как инструмент исследования любой педагогической образовательной системы. С одной стороны, анализ проблемы: изучение отечественной и зарубежной литературы, нормативно-правовых актов по проблеме исследования, материалов учебно-методического обеспечения образовательного процесса, логическое оценивание, с другой — синтез, конструирование имеющихся и недостающих систем и элементов для достижения цели, обобщение данных.
Результаты и обсуждение
Зачетная единица — мера всех видов работы курсанта. Учебный план является важнейшим составным элементом основной профессиональной образовательной программы, разрабатываемым самостоятельно образовательной организацией в соответствии
с Федеральным законом от 29 января 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», приказами Минобрнауки России, примерными основными образовательными программами, локальными нормативными актами. Он обсуждается на ученом совете образовательной организации, утверждается ее начальником 2.
Структура учебного плана включает обязательную (базовую) часть и вариативную, формируемую участниками образовательных отношений. Это обеспечивает возможность реализации программ специалитета, имеющих различную направленность (специализацию) в рамках одной специальности.
Учебный план (по ФГОС 3+) 3 состоит из следующих блоков:
Блок 1. Дисциплины (модули) (включает дисциплины, относящиеся как к базовой части программы и дисциплины, так и к ее вариативной части).
Блок 2. Практики, в том числе научно-исследовательская работа (в полном объеме относится к базовой части программы).
Блок 3. Государственная итоговая аттестация (в полном объеме относится к части программы и завершается присвоением квалификации).
Трудоемкость учебного плана характеризуется объемом образовательной программы и ее части. Объем части образовательной программы должен составлять целое число зачетных единиц. Установленная организацией величина зачетной единицы является единой в рамках учебного плана 4. В Белгородском юридическом институте МВД России им. И. Д. Путилина зачетная единица равна 36 академическим часам. Зачетные единицы не заменяют и не отменяют часов. Обе единицы трудоемкости тесно связаны друг с другом, используются совместно, но их функции в процессе стандартизации и проектирования образовательного процесса существенно различаются. Зачетные единицы характеризуют трудоемкость освоения обучающимся образовательной программы и отдельных дисциплин в целом с учетом всех составляющих, в том числе контактной и самостоятельной работы, различного вида практик, промежуточной и итоговой аттестаций и др. Трудоемкость каждой из этих составляющих обязательно должна иметь часовое измерение [8, с. 2-3].
Рассмотрим «наполняемость» зачетной единицы.
Согласно п. 27 приказа Минобрнауки России от 5 апреля 2017 г. № 301 (далее — приказ) образовательная деятельность по программе высшего образования проводится в форме контактной, самостоятельной работы обучающихся; в иных формах, определяемых организацией.
2 Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) : приказ Минобрнауки России от 16 ноября 2016 г. № 1424. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (пп. 16, 17) : приказ Минобрнауки России от 5 апреля 2017 г. № 301. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Таблица 1. Содержание письменных работ в учебных планах по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (Table 1. Content of Writing Works in Curriculum for Profile 40.05.02 Law Enforcement)
Узкая специализация Письменные работы
курсовая контрольная реферат практикум общее количество
Обеспечение правопорядка на объектах транспорта и охрана общественного порядка 7 15 14 22 58
Деятельность оперативных подразделений на транспорте 7 15 14 24 60
Контактная работа в высшем образовании используется сравнительно недавно. Названный приказ устанавливает аудиторную и внеаудиторную контактную работу, которая также может проводиться в информационно-образовательной среде. Объем контактной работы определяется образовательной программой организации и содержится в учебном плане. Учебные занятия по дисциплинам, промежуточная аттестация и государственная итоговая аттестация обучающихся проводятся в форме контактной работы и в форме самостоятельной работы обучающихся, практика — в форме контактной работы и иных формах, определяемых организацией.
В пункте 31 приказа говорится, что контактная работа при проведении учебных занятий по дисциплинам включает в себя:
— «занятия лекционного типа, занятия семинарского типа (семинары, практические занятия, практикумы, лабораторные работы, коллоквиумы и иные аналогичные занятия), групповые консультации, индивидуальную работу обучающихся с педагогическими работниками, в том числе индивидуальные консультации»;
— «иную контактную работу (при необходимости), предусматривающую групповую или индивидуальную работу обучающихся с педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях, определяемую организацией самостоятельно».
Подчеркнем, что «практикум» является занятием семинарского типа, направленным на формирование практических навыков. В словарях русского языка он понимается как «педагогический вид практических занятий по какому-либо учебному предмету» 5; «вид практических занятий по какому-либо учебному предмету (обычно в высшем учебном заведении)» 6; «практические занятия по какому-нибудь учебному предмету» 7; «особый вид учебных занятий, имеющих целью практическое усвоение основных положений какого-
нибудь предмета, практическое занятие по какому-нибудь учебному курсу, преимущественно в высшем учебном заведении» 8.
Практикум, его место и роль в образовательном процессе. Традиционно одним из компонентов учебного плана являются письменные работы, на выполнение которых обучающимся отводятся часы самостоятельной работы. Рассмотрим учебные планы подготовки сотрудников для подразделений по обеспечению безопасности на транспорте в Белгородском юридическом институте МВД России им. И. Д. Путилина на предмет содержания письменных работ (нормативный срок освоения основной образовательной программы по очной форме обучения 5 лет) (табл. 1).
Как видно, выпускник должен выполнить от 58 до 60 письменных работ, т. е. в среднем более десяти работ в учебном году. Содержание такого количества письменных работ в учебном плане требует обоснования, так как необходимо помнить, что «зачетная единица», как и «академический час», выступает единицей измерения трудоемкости учебной работы, но значительно более последовательно ориентированной на работу обучающихся, а не на преподавателя, что является главной траекторией при разработке учебных планов и всех методических материалов. Зачетная единица представляет собой меру всех видов работы обучающихся, что определяется учебным планом.
Поэтому на выполнение практикума как письменной работы должны быть предусмотрены часы самостоятельной работы в рамках изучения учебной дисциплины в семестре. В связи с этим возникает ряд вопросов. Насколько обосновано наличие практикума в разделе «Письменные работы»? Сколько времени отводится разработчиком учебного плана, рабочей программы учебной дисциплины на самостоятельную работу и реально затрачивается обучающимися на выполнение практикума и изучение учебной дисциплины в целом? Возможно ли достичь выпускнику результата освоения программы специалитета, если в учебных планах будет сокращено количество практикумов или же они будут исключены?
5 Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов. М., 2000. С. 767.
6 Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. М., 2000. 1209 с. URL: https://www.efremova.info/ word/praktikum.html (дата обращения : 22.08.2018).
7 Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. М., 1986. С. 499.
8 Ушакова Д. Н. Толковый словарь русского языка. М., 2007. 757 с. URL: http://ushakov-online.ru/slovar-ushakova/ praktikum/52648/ (дата обращения: 22.08.2018).
Чтобы ответить на поставленные вопросы, мы обратились к нормативно-правовой документации, регулирующей образовательный процесс в Белгородском юридическом институте им. И. Д. Путилина 9.
Обратим внимание, что прежде чем внести какой-либо элемент в учебный план, рабочую программу учебной дисциплины (в данном случае практикум как письменную работу), нужно определить возможность его реализации для достижения образовательного результата, а также учитывать временные затраты на его выполнение обучающимися.
В Положении об организации выполнения практикумов данный вид работы понимается как «форма организации самостоятельной работы обучающихся, включающая совокупность различных видов практических заданий, с элементами тренинга по конкретной учебной дисциплине (циклу учебных дисциплин), в том числе тестовых заданий, задач, упражнений, в результате выполнения которых у обучающихся формируются умения и навыки применения теоретических знаний при решении профессиональных задач, выполнении функциональных обязанностей (компетенций) сотрудника ОВД».
Согласно данному определению практикум является формой организации самостоятельной работы, более того, «выполнение функциональных обязанностей сотрудника ОВД» трактуется как «выполнение компетенций». Отметим, что это «форма организации самостоятельной работы обучающихся, включающая совокупность различных видов практических заданий, с элементами тренинга по конкретной учебной дисциплине», из чего следует самостоятельное выполнение «практических заданий с элементами тренинга».
Главной целевой ориентацией тренинга в образовательном процессе выступает его использование как метода активного обучения с применением на групповых занятиях. Например, А. М. Новиков определяет тренинг как «метод обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, в том числе социальных; как своеобразную форму дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные стереотипы поведения; как тренировку, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков; как форму активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков; как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных проблем» [9, с. 222-223]. В методике обучения тренинг рассматривается как «запланированный процесс модификации знания, навыков и умений обучающегося, метод активного обучения, целью которого является развитие социальных установок, умений и навыков. Во время тренинга
создается неформальное, непринужденное общение, которое открывает перед группой обучающихся множество вариантов развития и решения проблемы, ради которой они собрались. Как правило, технология тренинга делает процесс обучения интересным, не обременительным» [10, с. 1240].
Очевидно, что в настоящее время сохраняется традиционная ориентация на дисциплинарное образование в высшем образовании, что явно противоречит компе-тентностному подходу, реализация которого основывается на практико-ориентированной подготовке специалистов.
Считаем, что одним из способов достижения образовательного результата и выполнения требований ФГОС ВО служит приближение образовательной ситуации к условиям профессиональной деятельности. Вопросы обеспечения безопасности на транспорте требуют подготовки квалифицированных кадров в данной сфере, к числу которых относятся специалисты в области обеспечения правопорядка и деятельности оперативных подразделений на объектах воздушного, водного, железнодорожного и других видов транспорта. Возрастающая роль транспортных сообщений для социально-экономического развития нашей страны, для каждого человека в отдельности диктует необходимость обеспечения четкой, отлаженной и безопасной траектории этого направления деятельности. Приоритетом при реализации образовательной программы выступают технологии образования с использованием форм и методов обучения, ориентированных на освоение методологии учебно-профессиональной деятельности, формирование инновационности и мобильности.
Новая образовательная парадигма обращена к применению активного (интерактивного) обучения, которое является приоритетным в современной образовательной среде.
Как следует из табл. 2, практикумы включены в учебные дисциплины базовой, вариативной частей. Обучающиеся должны выполнить и защитить шесть работ в семестре.
Показатели трудоемкости программы специали-тета в целом и ее составляющих элементов (блоки, включающие базовую, вариативную части, практики, государственную итоговую аттестацию и др.) отражены в учебном плане в зачетных единицах, которые «заполняются» конкретными часами трудоемкости всех видов контактной работы (аудиторных учебных занятий и действий, выполняемых в процессе самостоятельной работы, в том числе подготовки и прохождения промежуточной аттестации и др.), определяющих реальное время для выполнения всех запланированных видов учебной деятельности курсантом. В отдельных «учебных дисциплинах с практикумом» отведен-
9 Об утверждении Положения об организации учебного процесса в Белгородском юридическом институте МВД России имени И. Д. Путилина : приказ БелЮИ МВД России им. И. Д. Путилина от 7 апреля 2017 г. № 167 (далее — Положение об организации учебного процесса) ; Об утверждении Положения об организации выполнения практикумов в БелЮИ МВД России имени И. Д. Путилина : приказ БелЮИ МВД России им. И. Д. Путилина от 21 августа 2015 г. № 474 (далее — Положение об организации выполнения практикумов).
Таблица 2. «Учебные дисциплины с практикумом» по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность, узкая специализация «Деятельность оперативных подразделений на транспорте» (Table 2. "Academic Disciplines with Practical Writing Works" for Profile 40.05.02 Law Enforcement, specialization "Activity of Operative Units on Transport")
№ п/п Наименование дисциплины Зачетные единицы (ЗЕ)/часы Количество практикумов Семестр Итоговая форма контроля Самостоятельная работа (СР)
Блок 1. Базовая часть
1 Логика 2/72 1 4 экзамен 4
2 Экономика 2/72 1 4 зачет 22
3 Психология 3/108 1 4 экзамен 21
4 Теория государства и права 7/252 1 1 экзамен 78
5 Гражданское право 10/360 1 4 экзамен 126
6 Уголовное право 15/540 1 6 экзамен 206
7 Уголовный процесс 13/468 1 5 экзамен 194
8 Криминалистика 13/468 2 5,6 экзамен 184
9 Судебная медицина и судебная психиатрия 3/108 1 8 зачет 44
10 Тактико-специальная подготовка 7/252 2 6,8 экзамен 35
11 Огневая подготовка 7/252 1 2 экзамен 34
12 Оперативно-розыскная деятельность 15/540 1 7 экзамен 186
13 Оперативно-розыскная психология 2/72 1 10 зачет 32
14 Деятельность подразделений и служб ОВД на транспорте 5/180 1 7,8 зачет, экзамен 59
Блок 1. Вариативная часть
15 Дознание в ОВД 2/72 1 8 экзамен 4
16 Специальная техника 4/144 1 8 экзамен 37
17 Психология в деятельности сотрудников ОВД на транспорте 3/108 1 10 экзамен 21
18 История ОВД 3/108 1 2 зачет 36
Блок 1. Вариативная часть. Дисциплины по выбору
19 Правовая статистика 2/72 1 8 зачет 42
Статистика 2/72 1 8 зачет 42
20 Организация и обеспечение безопасности на транспорте 5/180 1 6 экзамен 83
Практикум по особенностям квалификации отдельных видов преступлений 5/180 1 6 экзамен 83
21 Транспортная система России 2/72 1 8 зачет 22
Организация перевозок на транспорте 2/72 1 8 зачет 22
ИТОГО 24
ное количество времени для самостоятельной работы обучающихся явно недостаточно. Например, учебная дисциплина «Дознание в ОВД» содержит всего четыре часа самостоятельной работы в семестре. Справедливо возникает вопрос о реально затраченном времени на подготовку курсантом как практикума, так и в целом по дисциплине.
Из пунктов 12-14 Положения об организации выполнения практикумов следует, что в процессе освоения «учебной дисциплины с практикумом» в рамках одного семестра проводятся три вида контроля: текущий контроль — на протяжении всего периода работы над ним; итоговый контроль — по результатам проверки практикума в конце семестра, включает оформление зачетной ведомости, временные затраты на защиту практикума (как правило, 2 академических часа), оценку, которая вносится в учебную карточку,
и в заключение — промежуточная аттестация, что не согласуется с п. 26 приказа и Положением об организации учебного процесса.
В пунктах 79, 83, 85 Положения об организации учебного процесса прямо указано, что выполнение практикума, наряду с рефератом, относится к текущему контролю, а результаты текущего контроля успеваемости отражаются преподавателями в журнале учета занятий, успеваемости, посещаемости обучающихся. Промежуточная аттестация проводится в форме зачетов, экзаменов, защиты курсовых работ, отчетов о прохождении практик в целях определения результата обучения за полный курс или часть (раздел) учебной дисциплины. Результаты отражаются в экзаменационных (зачетных) ведомостях. Таким образом, образовательная организация обеспечивает при реализации дисциплин два вида контроля: текущий контроль успеваемости и про-
межуточную аттестацию обучающихся. Нормативно-правовые акты (далее — НПА) не предусматривают итогового контроля.
В пункте 31 приказа установлено, что «практикум определяется как тип семинарского занятия, стоит наряду с семинарами, практическими занятиями, лабораторными работами, коллоквиумами и иными аналогичными занятиями, включается в контактную работу при проведении учебных занятий по дисциплинам (модулям)».
Таким образом, практикум определяется как вид учебного занятия, как методическая разработка (пособие) в помощь обучающимся. Практикум как письменная работа регламентирован только локальным нормативным актом, который объективно устарел.
В связи с этим считаем возможным предложить следующие организационные и технологические аспекты подготовки специалистов для подразделений по обеспечению безопасности на транспорте по программам специалитета:
1. Установить практикум как занятие семинарского типа.
2. Устранить противоречия и недочеты в нормативно-правовом регулировании (приказ, локальные НПА).
3. Включать в учебный план письменные работы с учетом ЗЕ, отведенных на дисциплину; времени на их выполнение в период самостоятельной работы обучающихся; необходимости (обоснования) той или иной письменной работы (реферат, творческое домашнее задание, эссе и др.), с сопровождением организационно-методическими рекомендациями, которые будут служить руководством к выполнению, отражать сущность основных видов и требований к организации самостоятельной работы курсантов. Такой вид самостоятельной исследовательской работы курсантов используется в целях углубления и закрепления теоретических знаний и освоения практических навыков, развития самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей, поможет приобрести опыт творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем.
В настоящее время консервативный характер ведомственных образовательных организаций затрудняет реализацию компетентностно-ориентированного образовательного процесса, при котором возможности обучения становятся более многообразными, а ценность результативно-целевой составляющей возрастает. Обучающимся необходимо предоставить возможность выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, так как «объектом системы индивидуализации учебной деятельности является целостно формирующаяся личность обучаемого, его деятельность (в том числе учебная) и общение». Возникает объективная потребность инновационной образовательной деятельности во всех звеньях образовательного процесса. Необходимо регулярно пере-
сматривать устаревающие нормы. Важными являются организационно-педагогические условия, методический и научный уровень занятий, использование современных средств интенсификации учебного процесса, организация самостоятельной работы курсантов, проведение различных видов внеаудиторной контактной работы (индивидуальный подход, консультирование и т. д.), что будет содействовать оптимизации профессиональной подготовки сотрудников подразделений по обеспечению безопасности на транспорте, формированию творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.
Выводы. Считаем, что в современных условиях приоритетной формой образовательной деятельности выступает практикум, например, в виде деловой игры или иных инновационных кейсов. Использование различных видов контактной работы (аудиторной и внеаудиторной) с участием преподавателя как координатора и помощника будет содействовать развитию стрессоустойчивости, навыков коммуникации у курсанта, обеспечит вырабатывание необходимых профессиональных знаний и навыков. В процессе заданной образовательной стратегии обучающийся сможет «показать себя», преподаватель оценит не только усвоение материала дисциплины на конкретном этапе, но и умение ориентироваться в предложенной ситуации, принимать решения и брать на себя ответственность. На таком занятии преподаватель сможет сформировать ключевые (общекультурные), профессиональные и профессионально-специализированные компетенции каждого, что позволяет выделить практикум как педагогическое условие инновационной деятельности при подготовке специалистов.
На наш взгляд, такой подход будет способствовать повышению качества подготовки специалистов, обеспечению их социальной интеграции, поддержанию высокой профессиональной готовности к выполнению оперативно-служебных задач.
В перспективе необходимо обеспечить образовательный процесс в соответствии с заданной трудоемкостью (ЗЕ) освоения обучающимися образовательной программы с учетом всех составляющих, особенностей обучения, так как загруженность курсанта, являющегося сотрудником ОВД, носит продолжительный характер. Не следует допускать перегрузки курсантов и слушателей, так как это существенно влияет на качество образования. Ведь не секрет, что и на сегодняшний день учебные планы, рабочие программы учебных дисциплин и другая документация в ведомственных организациях являются жестко формализованными и в силу этого быстро теряют актуальность. Разумеется, обеспечение образовательного процесса необходимо осуществлять в рамках образовательных стандартов, но только более гибко и еще более направленно на удовлетворение потребностей конкретного работодателя.
Список литературы
1. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. М., 2007. 668 с.
2. Батышев С. Я., Новиков А. М. Профессиональная педагогика : учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М., 2009. 456 с.
3. Бордовский Г. А., Соколова И. И. Образование в постиндустриальном высокотехнологичном обществе // Человек и образование. 2014. № 4(41). С. 4-19.
4. Нисбетт Р. Мозгоускорители: Как научиться эффективно мыслить, используя приемы из разных наук / пер. с англ. М., 2016. 320 с.
5. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
6. Курзаева Л. В., Овчинникова И. Г. Управление качеством образования и современные средства оценивания результатов обучения : учеб. пособие. М., 2015. 100 с.
7. Медведева А. В., Клюбина И. Б. Исторические истоки и теоретические основы тьюторства : учеб.-практ. электрон. пособие. Владивосток, 2017. URL: http://uss.dvfu.ru/struct/publish_center/index.php?p=epublications (дата обращения: 03.08.2018).
8. Сазонов Б. А. Методические рекомендации по применению зачетных единиц при проектировании и реализации ООП // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/ support/129/109/44 (дата обращения: 08.08.2018).
9. Новиков А. М. Педагогика : словарь системы основных понятий. М., 2013. 268 с.
10. Овчинникова И. С., Кобзева Н. А. Тренинг как технология активного обучения // Молодой ученый. 2015. № 10. С. 1239-1241.
Поступила 09.05.2018
UDC 378.14.015.62+351.81 © N. V. Litvinova, 2019
DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-12008
13.00.08 Theory and Methods of Professional Education
Practical Workbook as a Pedagogical Condition for Training Transport Security Specialists
Natalia V. Litvinova \
teacher at the department of Humanities and Social-Economical Sciences.
Е-mail: [email protected]
1 I. D. Putilin Belgorod Law Institute, Belgorod, 308024, Russia
Abstract
Introduction. The subject of the analysis was the organizational and technological aspects of performing written works in the learning process on the example of a practical workbook. The goal was to identify and substantiate the pedagogical conditions conducive to optimization of transport security specialists' training.
Materials and methods. The study was based on scientific literature, provisions of the laws of the Russian Federation, regulatory acts of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, as well as orders of the Russian Ministry of Internal Affairs. The following methods were used: identifying and resolving contradictions, setting the problem; analysis, synthesis, comparison and specification, modeling.
Results and Discussion. The features of the formation and implementation of a competence-based learning in a departmental organization are characterized. The paper provides a brief overview of the main provisions of the legal regulation of the educational process, a particular educational organization taken as an example. Concepts pertaining to the organization of educational activities according to the higher educational curriculums are clarified. The characteristics of the practical workbook are revealed, its priority forms being proved.
Conclusions. The priority form of educational activity is a practical workbook as a pedagogical condition for innovation, the implementation of which requires focusing on the procedural aspects of obtaining knowledge in the training of specialists for transport security departments.
Keywords: written work; practical workbook; syllabus; cadet; pedagogical condition; innovation activity; transport security.
Citation: Litvinova N. V. Practical Workbook as a Pedagogical Condition for Training Transport Security Specialists. Psychopedagogy in Law Enforcement. Vol. 24, No. 2(77), 2019. Pp. 178-184 (In Russ.). DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-12008
References
1. Novikov A. M., Novikov D. A. Methodology. Moscow, 2007. 668 p. (In Russ.)
2. Batyshev S. Ya., Novikov A. M. Professional Pedagogy: a Textbook for Pedagogy Students. Moscow, 2009. 456 p. (In Russ.)
3. Bordovsky G. A., Sokolova I. I. Education in a Post-Industrial High-Tech Society. Man and Education. No. 4 (41), 2014. Pp. 4-19. (In Russ.)
4. Nisbett R. Brain Accelerators: How to Learn to Think Effectively, using Techniques from Different Sciences. Transl. from English. Moscow, 2016. 320 p. Pp. 11-14.
5. Zimnyaya I. A. Key Competences — a New Paradigm of the Result of Education. Higher Education Today. No. 5, 2003. (In Russ.)
6. Kurzaeva L. V., Ovchinnikova I. G. Management of the Quality of Education and Modern Means of Evaluating Learning Outcomes. Moscow, 2015. 100 p. (In Russ.)
7. Medvedev A. V., Klyubina I. B. Historical Origins and Theoretical Foundations of Tutoring. Vladivostok, 2017. URL: http://uss. dvfu.ru/struct/publish_center/index.php?p=epublications (accessed 03.08.2018). (In Russ.)
8. Sazonov B. A. Guidelines for Using Credit Units in the Design and Implementation of the General Educational Curriculum. Portal of the Federal State Educational Standards for Higher Education (official website). URL: http://fgosvo.ru/support/129/109/44 (accessed 08.08.2018). (In Russ.)
9. Novikov A. M. Pedagogy: Dictionary of the Basic Concepts. Moscow, 2013. 268 p. (In Russ.)
10. Ovchinnikova I. S., Kobzeva N. A. Training as a Technology of Active Learning. Young Scientist. No. 10, 2015. Pp. 1239-1241. (In Russ.)
Submitted 09.05.2018