1УДК 37.026 ББК 74.58
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
А. Ю. Тарасов, Д. А. Новгородов
Аннотация. Статья посвящена проблемам формирования необходимых общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций при обучении будущих сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения в образовательных организациях МВД России. В статье описаны новые методы и формы подготовки будущих специалистов для подразделений полиции по обеспечению безопасности дорожного движения, которые используются в образовательных организациях МВД России при проведении семинарских и практических занятий, а так же при осуществлении самостоятельной подготовки. Также описана процедура оценки подготовленности выпускников к практической деятельности посредством проведения междисциплинарного экзамена практической направленности.
Ключевые слова: ФГОС, компетенции, формирование, сотрудник, курсант, слушатель, экзамен, тренинг, учения, ГИБДД.
COMPREHENSIVE APPROACH TO THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF EMPLOYEES OF THE UNITS FOR ENSURING ROAD SAFETY
A. Yu. Tarasov, D. A. Novgorodov
Abstract. The article deals with the issues of formation of the necessary general cultural, general professional and professional competencies in the training of future employees of units for ensuring road safety in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The article describes new methods and forms of training future specialists for the police units to ensure road safety, which are used in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in conducting seminars and practical classes, as well as in self-preparation. The procedure for assessing the willingness of graduates for practical work by means of an interdisciplinary practical examination is also described.
Keywords: competence, formation, employee, cadet, listener, examination, training, exercises, traffic police.
В настоящее время перед образовательными организациями МВД России стоит задача по формированию современного психологического портрета сотрудника полиции, который должен обладать комплексом те-
оретических знаний, практических умений и навыков, необходимых для выполнения оперативно-служебных задач, стоящих перед подразделениями по обеспечению безопасности дорожного движения.
Проблема достижения выпускником образовательного учреждения нужной квалификации - одна из основных в современном образовании. В целях достижения требуемой квалификации уже на протяжении более десяти лет в системе ведомственного образования применяется форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, а также использовании соответствующих образовательных технологий [1, с. 61].
Федеральный государственный образовательный стандарт [2] (далее - ФГОС) содержит в совокупности более 30 общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которыми должен обладать сотрудник Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - ГИБДД). Отметим некоторые из них, которые, по нашему мнению, достаточно сложно сформировать в рамках дисциплин, относящихся к базовой части основной образовательной программы:
• способность выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета;
• способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния;
• способность анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования;
• способность применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов;
• способность обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты по результатам выполненных исследований;
• способностью осуществлять правовое информирование и воспитание.
Необходимо учитывать, что в ст. 9 ФЗ «О полиции» [3] указано:
1. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.
2. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.
3. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Необходимо отметить и психологический фактор, так как в ходе своей работы инспекторы нередко сталкиваются с участниками дорожного движения, обладающими профессиональными познаниями в области юриспруденции, поэтому правовая компетентность сотрудников ГИБДД имеет большое значение [4, с. 203].
Задача по комплексному формированию указанных требований, предъявляемых к сотруднику полиции, полностью возлагаются на образовательные организации МВД России, которые осуществляют подготовку сотрудников для подразделений ГИБДД [5, с. 246].
Для достижения указанной задачи образовательным организациям МВД России необходимо внедрять в учебный процесс современные инновационные методы обучения и новые формы оценки комплексного формирования компетенций.
В связи с этим в Московском областном филиале Московского университета МВД России имения В. Я. Кикотя с 2016 г. начато внедрение в образовательный процесс новых методов и форм подготовки специалистов для подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения.
Формирование предусмотренных ФГОС компетенций происходит по трем направлениям. 1. Разработана программа и введена в учебный процесс новая дисциплина «Тренинг комплексного моделирования профессиональной служебной деятельности», а также переработана рабочая программа учебной дисциплины «Учения». 2. Создан научный кружок «Молодежный центр безопасности дорожного движения». 3. Разработана программа государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) составной части которой является «Итоговый комплексный междисциплинарный экзамен».
В рамках освоения учебных дисциплин «Учения» и «Тренинг комплексного моделиро-
вания профессиональной служебной деятельности» на практических занятиях развиваются и совершенствуются умения и навыки, предусмотренные компетенциями, закрепленными в ФГОС. Практические занятия по указанным дисциплинам проводятся на специализированных полигонах одновременно профессорско-преподавательским составом различных кафедр Филиала с привлечением практических сотрудников территориальных органов внутренних дел, а также с использованием современных практико-ориентированных и интерактивных форм обучения. В ходе практических занятий моделируются различные типичные ситуации, с которыми сталкиваются сотрудники ГИБДД при выполнении служебных обязанностей, в рамках которых обучаемые должны выполнить поставленные перед ними задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета, а также проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния, при этом квалифицировать совершенное деяние, составить необходимые процессуальные и служебные документы, зафиксировать следы правонарушения.
В рамках научного кружка «Молодежный центр безопасности дорожного движения» обучаемые в свободное время или во время самостоятельной подготовки осуществляют научно-исследовательскую деятельность по проблемам безопасности дорожного движения, а также занимаются пропагандой безопасности дорожного движения в образовательных организациях Рузского района. В результате чего происходит формирование компетенций, которые сложно сформировать в рамках изучения дисциплин предусмотренных рабочими учебными планами, а именно формируются следующие компетенции: способность анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования; способность применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов; способность обобщать и формулировать выводы по теме
исследования, готовить отчеты по результатам выполненных исследований; способностью осуществлять правовое информирование и воспитание.
Проведение «Итогового комплексного междисциплинарного экзамена» необходимо для определение соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям ФГОС и установление их уровня подготовки к выполнению профессиональных задач.
По нашему мнению существующие «классические» процедуры государственной итоговой аттестации (ГИА) не обеспечивают достаточного уровня объективности при оценке профессиональных качеств подготовки выпускников и определения сформированности компетенций, следовательно, не способствуют своевременному принятию корректирующих мер по отношении к учебному процессу в рамках образовательной программы или вуза в целом.
В соответствии с приказом Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя от 26 февраля 2016 г. № 196 «Об утверждении положения о Государственной итоговой аттестации в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя» в Университете допускается проведение ГИА в форме государственного междисциплинарного экзамена [6, с. 185].
Современное высшее образование ставит перед собой задачу - сформировать специалиста, способного действовать в конкретных профессиональных ситуациях. Следовательно, для определения способности обучаемого самостоятельно действовать различных ситуациях целесообразно проводить ГИА в форме междисциплинарного экзамена практической направленности.
Проведение ГИА в форме междисциплинарного экзамена направлено на определение готовности выпускника к самостоятельному выполнению служебных обязанностей в должностях сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения посредством определения уровня сформирован-ности у выпускника профессиональных компетенций, определенных ФГОС, прежде всего -умение-навыковых компонентов этих компетенций.
Для проведения аттестационных испытаний каждая из задействованных кафедр в государственной итоговой аттестации разрабатывает билеты, отражающие направления деятельности сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с профилем деятельности этой кафедры.
Критерии оценки каждого конкретного этапа аттестационного испытания разрабатываются кафедрами и содержатся в методических рекомендациях по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации.
Подводя итог вышесказанному и учитывая, что задачи современного высшего образования в связи с реформированием российской высшей школы связаны с усилением практической составляющей образования, его универсализацией и вариативностью, можно сделать вывод, что при проведении ГИА необходимо комплексно оценивать знания, умения и навыки выпускников.
В заключение необходимо отметить, что формирование профессиональных компетенций выпускника в первую очередь зависит от объема и уровня полученных знаний и навыков по ранее изученным дисциплинам, направленным на теоретическое освоение и практическую реализацию полномочий и компетенций, установленных ФГОС, а также ведомственными правовыми актами органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Долгих И. П. О проблемах и перспективах профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации // Полицейская и следственная деятельность. - 2015. - № 2. - С. 60-71. - DOI: 10.7256/2409-7810.2015.2.14135. - URL: http://e-notabene.ru/pm/article_14135.html (дата обращения: 27.01.2018).
2. Приказ Минобрнауки России от 16 ноября 2016 г. № 1424 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета)».
3. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства
Российской Федерации № 7 от 14 февраля 2011 г. - Ст. 900.
4. Лисеенко В. И. О совершенствовании кадровой политики контрольно-надзорных органов: проблема формирования правовой компетенции у специалистов инспекторского состава ространснадзора // Евразийский юридический журнал. - 2017. - № 1 (104). -С.202-206.
5. Тарасов А. Ю., Темнышов А. А. Особенности организации деятельности подразделений ДПС ГИБДД МВД России в современных условиях // Вестн. экономич. безопасности. - 2016. - № 1. - С. 246-249.
6. Тарасов А. Ю., Темнышов А. А., Новгородов Д. А. Проведение государственной итоговой аттестации в форме междисциплинарного экзамена по специальности 40.05.02 - Правоохранительная деятельность (узкая специализация - сотрудник подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения) // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. -
2016. - № 1-3. - С. 182-188.
REFERENCES
1. Dolgikh I. P. O problemakh i perspektivakh pro-fessionalnogo obucheniya sotrudnikov organov vnutrennikh del v Rossiyskoy Federatsii. Polit-seyskaya i sledstvennaya deyatelnost. 2015, No. 2, pp. 60-71. DOI: 10.7256/2409-7810.2015 .2.14135. Available at: http://e-notabene.ru/pm/ article_14135.html (accessed: 27.01.2018).
2. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 16 Nov. 2016 No. 1424 "Ob utverzhdenii federalnogo gosudarst-vennogo obrazovatelnogo standarta vysshego obrazovaniya po spetsialnosti 40.05.02 Pra-vookhranitelnaya deyatelnost (uroven spetsial-iteta)".
3. Federalnyy zakon ot 07.02.2011 No. 3-FZ "O politsii". In: Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii No. 7 ot 14 Feb 2011. Art. 900.
4. Liseenko V. I. O sovershenstvovanii kadrovoy politiki kontrolno-nadzornykh organov: problema formirovaniya pravovoy kompetentsii u spetsialistov inspektorskogo sostava rostrans-nadzora. Evraziyskiy yuridicheskiy zhurnal.
2017, No. 1 (104), pp. 202-206.
5. Tarasov A. Yu., Temnyshov A. A. Osobennosti organizatsii deyatelnosti podrazdeleniy DPS
GIBDD MVD Rossii v sovremennykh uslovi-yakh. Vestn. ekonomich. bezopasnosti. 2016, No. 1, pp. 246-249.
6. Tarasov A. Yu., Temnyshov A. A., Novgorodov D. A. Provedenie gosudarstvennoy itogovoy at-testatsii v forme mezhdistsiplinarnogo ekzame-na po spetsialnosti 40.05.02 - Pravookhranitel-
naya deyatelnost (uzkaya spetsializatsiya -sotrudnik podrazdeleniya po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya). Ob-
shchestvennaya bezopasnost, zakonnost i pra-voporyadok v III tysyacheletii. 2016, No. 1-3, pp.182-188.
Тарасов Александр Юрьевич, кандидат юридических наук, начальник кафедры деятельности ГИБДД и информационных технологий Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя e-mail: [email protected]
Tarasov Alexandr Yu., PhD in Jurisprudence, head of the Department of activities of the traffic police and information technology, Moscow regional branch, V. Y. Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
e-mail: [email protected]
Новгородов Дмитрий Александрович, преподаватель кафедры деятельности ГИБДД и информационных технологий Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, майор полиции e-mail: [email protected]
Novgorodov Dmytry A., lecturer, Department of activities of the traffic police and information technology, Moscow regional branch, V. Y. Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia e-mail: [email protected]