Научная статья на тему 'Стратегическая проектная сессия как ресурс управления качеством в образовательной организации МВД России'

Стратегическая проектная сессия как ресурс управления качеством в образовательной организации МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЕКТНАЯ СЕССИЯ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДЕФИЦИТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДЕФИЦИТ / EDUCATION QUALITY CONTROL MANAGEMENT / PROJECT SESSION / PROJECT METHOD / DESIGN / STRATEGY / EDUCATIONAL DEFICIT / PROFESSIONAL DEFICIT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цибульникова В. Е., Быкова Р. А.

В статье ставится педагогическая проблема определения оптимальных ресурсов, форм, методов и средств управления системой качества в образовательной организации МВД России. Готовность педагогов применять широкий диапазон инновационных образовательных технологий наряду с традиционными рассматривается как ключевой показатель эффективности управления качеством образовательного процесса вуза МВД России. По результатам мониторинга определены образовательные и профессиональные дефициты субъектов образовательного процесса. Выявлена потребность в повышении познавательного интереса обучающихся, применении интерактивных образовательных технологий и преобладании практико-ориентированных занятий над теоретическими. Рассмотрен метод проектов как интерактивная образовательная технология. Предложена методика стратегической проектной сессии «Точки развития 2.0» как образовательного интенсива погружения в проектно-исследовательскую деятельность профессорско-преподавательского состава кафедр и сотрудников учебно-строевых подразделений образовательной организации МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цибульникова В. Е., Быкова Р. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PROJECT SESSION AS A RESOURCE OF QUALITY MANAGEMENT IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article raises the pedagogical problem of determining the resources, optimal forms, methods and means of quality system management in the educational organization of the Ministry of internal Affairs of Russia. The readiness of teachers to apply a wide range of innovative educational technologies along with traditional ones is considered as a key indicator of the effectiveness of quality management of the educational process of the University of the Ministry of internal Affairs of Russia. According to the results of monitoring, educational and professional deficits of the subjects of the educational process were determined. The need to increase the cognitive interest of students, the use of interactive educational technologies and the predominance of practice-oriented classes over theory was revealed. The method of projects as an interactive educational technology is considered. The suggested methodics for strategic design session "point of development 2.0" as an educational intensive immersion in project and research activity of the teaching staff of the departments and employees erudite combatant units of the educational organization of the MIA of Russia.

Текст научной работы на тему «Стратегическая проектная сессия как ресурс управления качеством в образовательной организации МВД России»

ПЕДАГОГИКА Подготовка педагогов

УДК 378.126

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ СЕССИЯ КАК РЕСУРС УПРАВЛЕНИЯ

КАЧЕСТВОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ

В.Е. Цибульникова, Р.А. Быкова

Аннотация. В статье ставится педагогическая проблема определения оптимальных ресурсов, форм, методов и средств управления системой качества в образовательной организации МВД России. Готовность педагогов применять широкий диапазон инновационных образовательных технологий наряду с традиционными рассматривается как ключевой показатель эффективности управления качеством образовательного процесса вуза МВД России. По результатам мониторинга определены образовательные и профессиональные дефициты субъектов образовательного процесса. Выявлена потребность в повышении познавательного интереса обучающихся, применении интерактивных образовательных технологий и преобладании практико-ориентированных занятий над теоретическими. Рассмотрен метод проектов как интерактивная образовательная технология. Предложена методика стратегической проектной сессии «Точки развития 2.0» как образовательного интенсива погружения в проектно-исследовательскую деятельность профессорско-преподавательского состава кафедр и сотрудников учебно-строевых подразделений образовательной организации МВД России.

Ключевые слова: управление качеством образования, проектная сессия, метод проектов, проектирование, стратегия, образовательный дефицит, профессиональный дефицит.

STRATEGIC PROJECT SESSION AS A RESOURCE OF QUALITY

MANAGEMENT IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION

OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

V. Tsibulnikova, R. Bykova

Abstract. The article raises the pedagogical problem of determining the resources, optimal forms, methods and means of quality system management in the educational organization of the Ministry of internal Affairs of Russia. The readiness of teachers to apply a wide range of innovative educational technologies along with traditional ones is considered as a key indicator of the effectiveness of quality management of the educational process of the University of the Ministry of internal Affairs of Russia. According to the results of monitoring, educational and professional deficits of the subjects of the educational process were determined. The need to increase the cognitive interest of students, the use of interactive educational technologies and the predominance of practice-oriented classes over theory was revealed. The method of projects as an interactive educational technology is considered. The suggested methodics for strategic design session "point of development 2.0" as an educational intensive immersion in project and research activity of the teaching staff of the departments and employees erudite combatant units of the educational organization of the MIA of Russia.

Keywords: education quality control management, project session, project method, design, strategy, educational deficit, professional deficit.

В условиях модернизации высшего образования и интенсификации педагогического труда особую значимость обрели вопросы, связанные с поиском ресурсов, оптимальных форм, методов и средств управления качеством и повышения квалификации. Качество образования рассматривается как многомерная и многоуровневая педагогическая категория, характеризующая условия организации, состояние и результативность образовательного процесса, при этом «управление качеством высшего профессионального образования в системе МВД России заключается в разработке и

стандартизации мониторинга качества ... образовательных программ, научно-

педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава и успеваемости обучающихся» [3, с.26].

Управление качеством образования обеспечивается высоким уровнем

профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава, повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел является обязательным в поддержании и совершенствовании имеющихся

профессиональных навыков и освоении новых компетенций [5].

Особенностью профессионального статуса работников вуза МВД России выступает одновременная реализация функции

преподавателя и действующего сотрудника как синтез науки и практики, в связи с чем актуальность исследования обусловлена необходимостью применения в образовательном процессе современных и инновационных технологий наряду с традиционными, освоения преподавателями целесообразных активных и интерактивных форм, средств и методов обучения в решении учебно-воспитательных задач. Отмечается, что одним из измеряемых показателей в управлении качеством образования современного вуза выступает использование новых технологий трансляции знаний [9].

Если же говорить о востребованности управленческих компетенций действующих сотрудников полиции, то важными становятся: стратегическое мышление (системность, планомерность и умение прогнозировать риски и результаты), знание методов разработки стратегий, умение выстраивать стратегию и тактику, определять стратегию собственных действий. Важным становится применение семинаров-тренингов, проектирование сценариев профессионального роста [7].

Следует особо подчеркнуть, что в управлении качеством образовательного процесса центральную роль играет готовность педагогов принимать новации и применять веер инновационных образовательных технологий наряду с традиционными. Например, преподаватели со стажем 1-3 года имеют адаптивный (базовый) и репродуктивный уровни готовности организовывать проектно-исследовательскую деятельность обучающихся, педагоги со стажем 4 - 10 лет - продуктивный уровень; высокие показатели по творческому (креативному) уровню отмечены у преподавателей со стажем работы выше 11 лет [10].

Таким образом, высокий уровень готовности к применению в образовательном процессе интерактивных образовательных технологий, в том числе метода проектов, характеризуется творческостью (креативностью), что является одним из ключевых факторов, влияющих на качество подготовки обучающихся. Практика свидетельствует, что без творческого отношения преподавателя к делу невозможно подготовить высококвалифицированного специалиста,

нестандартно мыслящего и действующего. Результатом эффективного управления развитием

творческого потенциала преподавателей и сотрудников вуза МВД России становится высокий уровень педагогического мастерства и применение широкого спектра образовательных технологий [12].

Применение в образовательном процессе вуза МВД России и военного вуза метода проектов как интерактивной образовательной технологии в решении актуальных учебно-воспитательных задач находит свое отражение в современных исследованиях, связанных с внедрением проектных технологий [4;6], дидактического, учебного и игрового проектирования [1;2].

Проводимое нами исследование опиралось на теоретические (анализ, обобщение, синтез; моделирование, проектирование) и эмпирические (беседа, опрос, мониторинг, педагогический эксперимент) методы. База исследования: Санкт-Петербургский университет МВД России. Выборка исследования составила 345 человек, среди которых обучающихся 150 человек, преподавателей и сотрудников вуза 195 человек.

На предпроектном этапе был проведен мониторинг образовательных, организационно-методических, коммуникационных и

профессиональных дефицитов субъектов образовательного процесса (курсантов, слушателей, адъюнктов; научно-педагогических работников, сотрудников учебно-строевых подразделений и подразделений,

обеспечивающих образовательный процесс вуза), поскольку в определении стратегии профессионального развития коллектива вуза в системе управления качеством образования данный метод играет ключевую роль и позволяет выявить актуальные запросы.

С учетом результатов мониторинга на предпроектном этапе и в продолжении проектной сессии для курсантов и слушателей «Точки развития 1.0», реализуемой ранее, были разработаны проект стратегической проектной сессии «Точки развития 2.0» и методика ее проведения для преподавателей и сотрудников образовательных организаций МВД России, направленные на восполнение диагностируемых дефицитов.

Методика проведения стратегической проектной сессии представляет собой образовательный интенсив 2-х дневного погружения в проектно-исследовательскую деятельность профессорско-преподавательского состава кафедр и сотрудников учебно-строевых подразделений, их тесное взаимодействие с руководством вуза и экспертным сообществом (ведущими специалистами и представителями: Департамента сетевых проектов и

противодействия продвижению экстремизма среди юношества Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам; Рособрнадзора, Экспертного совета по вопросам здоровья и физического воспитания обучающихся при Комитете Государственной Думы по образованию и науке; ГСУ ГУ МВД России; Московского педагогического государственного университета; Центра технологий корпоративного и публичного управления Северо-Западного института управления РАНХиГС при Президенте РФ; Агентства стратегических инициатив и Международного форсайт-клуба «Мотиватор-24»).

В первый день участники были погружены: в мотивационный мастер-класс по смыслам образования и целеполаганию, направленный на актуализацию стратегической проектной сессии в контексте ценностно-смысловой парадигмы [8]; в мастер-класс «Метод проектов и интерактивные образовательные технологии в профессиональной деятельности преподавателя современного вуза», включающего историко-педагогический,

концептуальный, теоретический и

технологический (практико-ориентированный) компоненты, направленные на освоение метода проектов [11].

Перед распределением на треки участников стратегической проектной сессии ознакомили с результатами мониторинга дефицитов, обозначенными выше. Модераторы

сопровождали процессы: выявления и описания участниками сессии проблемного поля, письменного оформления проблем и генерации конструктивных решений; распределения на рабочие проектные группы, определения миссии, идеи, цели и задач будущего образовательного проекта, выбора руководителей проектов.

Второй день интенсивного погружения в проектно-исследовательскую деятельность

сопровождался модераторами, экспертами, консультантами и заключался в подготовке участниками проектных групп материалов для предзащиты (оформление результатов проекта и описание продукта проекта в паспорте проекта; создание презентационных материалов). После предзащиты и рефлексии проекты были доработаны с учетом замечаний и рекомендаций экспертного сообщества и представлены на защиту.

Мониторинг образовательных,

организационно-методических, коммуникационных и профессиональных дефицитов субъектов образовательного процесса позволил ранжировать и выделить 4 базовых:

- среди обучающихся - недостаточное материально-техническое оснащение образовательного процесса (17%); преобладание в образовательном процессе теории над практикой (38%); недостаточный познавательный интерес обучающихся (23%); недостаточное применение интерактивных образовательных технологий в образовательном процессе (22%).

- среди преподавателей и сотрудников вуза -нехватка времени для самообразования (28%); недостаточная учебная мотивация курсантов в связи с необходимостью укрепления профориентационной работы и трансляции положительного образа полицейского (36%); потребность в освоении новых интерактивных образовательных технологий (22%); сложность механизмов взаимодействия профессорско-преподавательского состава кафедр и сотрудников учено-строевых подразделений (14%).

Двухдневное погружение участников форума в проектно-исследовательскую деятельность позволило им разработать и представить экспертному жюри образовательные проекты по 4 направлениям, каждое из которых отражало выявленные дефициты участников

образовательного процесса:

1. Самообразование и саморазвитие преподавателей и сотрудников учебно-строевых подразделений образовательных организаций МВД России.

2. Внедрение в образовательный процесс современных методик и педагогических технологий, поиск новых форм работы с молодежью.

3. Повышение практической ориентации обучения курсантов и слушателей. Взаимодействие с территориальными органами МВД России, вовлечение в образовательный процесс руководителей и наиболее опытных сотрудников.

4. Выработка устойчивых механизмов взаимодействия служб университета. Взаимодействие профессорско-преподавательского состава кафедр и сотрудников учебно-строевых подразделений.

В экспертное жюри были представлены и защищены 15 групповых проектов, рекомендованные экспертами и руководством вуза к реализации на практике. Победителями стали проектные группы, представившие и защитившие проекты: «Отдел истории полиции СПбУ МВД России» и «Инновационные развивающие игры для курсантов и слушателей ведомственных вузов МВД России» (Дипломы I степени), «Создание образовательных курсов для офицеров учебно-строевых подразделений»

(Диплом II степени) и «Организация профессионального ориентирования

абитуриентов для поступления в Санкт-Петербургский университет МВД России» (Диплом III степени).

Стратегическая проектная сессия для преподавателей и сотрудников образовательных организаций МВД России «Точки развития 2.0» открыла новое поле для деятельности по совершенствованию ведомственного

образования. За 2 дня свыше 150 сотрудников Санкт-Петербургского университета МВД России и других образовательных организаций МВД России получили теоретические знания и

практические навыки в применении метода проектов как интерактивной образовательной технологии. Выявленные образовательные и профессиональные дефициты участников образовательного процесса нашли отклик у руководства вуза, частично восполнились в формате стратегической проектной сессии и образовательных инициатив - проектов. Стратегические проектные сессии, направленные на совершенствование профессиональных компетенций и повышение профессионального мастерства, являются оптимальным ресурсом в управлении качеством образования в образовательной организации МВД России.

Литература:

1. Алехин И.А. Дидактическое проектирование инновационных технологий в профессиональной подготовке слушателей (курсантов) в военном вузе / И.А. Алехин // Казанская наука. - №10. - 2013. - С. 3238.

2. Голованова И.Ф. Формирование профессиональной компетентности курсантов военного вуза на основе учебного проектирования в процессе обучения иностранному языку: дисс. ... канд. пед. наук / И.Ф. Голованова. - Ульяновск, 2008. - 195 с.

3. Гривенная Е.Н. Мониторинг качества высшего профессионального образования в системе МВД России с использованием рейтинговых технологий: дисс. ... д-ра пед. наук / Е.Н. Гривенная. - Санкт-Петербург, 2015. - 404 с.

4. Гупалов М.М. Организационно-педагогические условия самообразования курсантов военных вузов внутренних войск МВД России: дисс. ... канд. пед. наук / М.М. Гупалов. - Санкт-Петербург, 2012. - 189 с.

5. Зайцев Е.В. Отдельные аспекты повышения квалификации сотрудников органов предварительного следствия в системе дополнительного профессионального образования / Е.В. Зайцев // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2015. - № 2(33). - С. 150-153.

6. Султанова К.Г. Проектирование и реализация олимпиад по педагогике для адъюнктов военных вузов внутренних войск МВД России: дисс. ... канд. пед. наук / К.Г. Султанова. - Санкт-Петербург, 2015. - 201 с.

7. Тарасов Н.Г. Формирование управленческой компетентности сотрудников полиции в процессе профессиональной подготовки: монография / Н.Г.

Тарасов, В.А. Морозов, Б.А. Федулов. - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2016. - 196 с.

8. Тетерский С.В. Социальное проектирование волонтёра: рабочая тетрадь / С.В. Тетерский, Е.В. Великанова; Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГОБУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина». - Самара; Тамбов: Книжное изд-во, 2017. - 31 с.

9. Управление качеством в высшем образовании: монография / О.А. Ганжа, О.Г. Кулик, Н.А. Рогозин, О.В. Чмак. - Волгоград: ВолгГАСУ, 2014. - 152 с.

10. Цибульникова В.Е. Готовность учителя к организации проектно-исследовательской деятельности школьников в формировании их здорового поведения / В.Е. Цибульникова // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития / Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 130-летию со дня рождения А.С. Макаренко. - 2019. - С. 165-170.

11. Цибульникова В.Е. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании: учебное пособие (с практикумом) для студентов педагогических вузов / В.Е. Цибульникова, Е.А. Леванова; под общ. ред. Е.А. Левановой. - Москва, 2017. - 147 с.

12. Шарухина Т.Г. Управление развитием педагогического творчества преподавателей вузов МВД России: дисс. ... д-ра пед. наук / Т.Г. Шарухина. -Санкт-Петербург, 2002. - 321 с.

Сведения об авторах:

Цибульникова Виктория Евгеньевна (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластёнина ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», e-mail: [email protected]

Быкова Регина Алексеевна (г. Санкт-Петербург, Россия), начальник кабинета специальных дисциплин кафедры управления персоналом и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России, старший лейтенант полиции, e-mail: [email protected]

Data about the authors:

V. Tsibulnikova (Moscow, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Moscow state pedagogical university, associate professor, associate professor of pedagogics and psychology of professional education of a name of the academician of the Russian Academy of Education V. Slastyonin, e-mail: [email protected]

R. Bykova (St. Petersburg, Russia), head of the special disciplines Department of personnel management and educational work of the St. Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of Russia, senior police Lieutenant, e-mail: [email protected]

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

DOI: 10.34772/KPJ.2019.137.6.001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.