Научная статья на тему 'Дидактические возможности интерактивных методов в процессе активизации познавательной активности курсантов учреждений МВД при изучении дисциплин по уголовному процессу'

Дидактические возможности интерактивных методов в процессе активизации познавательной активности курсантов учреждений МВД при изучении дисциплин по уголовному процессу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КУРСАНТЫ / КЕЙС МЕТОД / МОДЕРАЦИЯ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / INTERACTIVE TRAINING / CADETS / CASE METHOD / MODERATION / PROJECT METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Седых Татьяна Викторовна

В статье рассмотрены возможности использования интерактивных методов обучения в подготовке будущих специалистов на примере курсантов образовательных учреждений системы МВД. В статье приводятся наиболее эффективные интерактивные методы при изучении дисциплин по уголовному процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Седых Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC EXPERIENCE INTERACTIVE METHODS IN THE PROCESS OF THE ACTIVAS OF THE INTERIOR MINISTRY

The article deals with the possibility of using interactive teaching methods in the training of future specialists on the example of cadets of educational institutions of the Ministry of internal Affairs. The article presents the most effective interactive methods in the study of disciplines in criminal procedure.

Текст научной работы на тему «Дидактические возможности интерактивных методов в процессе активизации познавательной активности курсантов учреждений МВД при изучении дисциплин по уголовному процессу»

Выводы. От правильной тактической подготовленности полицейского зависит качество выполняемых им функций по планированию своей деятельности и проведению массовых мероприятий, охране общественного порядка, соблюдению законности и правопорядка, защиты жизни, здоровья и имущества граждан, а так же личная безопасность правоохранителя и т.д.

Следовательно, на преподавателя тактико-специальной подготовки образовательных организаций МВД РФ, возложена ответственная миссия по подготовке будущих полицейских, умеющих грамотно действовать, как в штатных ситуациях, так и в - экстремальных, когда счет идет на секунды и полицейский должен уверенно и в рамках действующего законодательства осуществлять свою деятельность.

От педагогического и методического мастерства преподавателя тактико-специальной подготовки зависит качество знаний, умений и навыков, получаемых курсантами и слушателями в процессе обучения в образовательных организаций МВД РФ.

Литература:

1. Дремова Н.Б. Совершенствование педагогического мастерства преподавателя // Высшее образование в России. - № 1. - 2010. - С. 117-120.

2. Каташев В.Г. Педагогика высшей школы // Учебное пособие. - Казань. - 2005. - 395 с.

3. Киселев А.В. Сущность и содержание методического мастерства преподавателей // Вестник Московского государственного областного университета. - Серия «Психологические науки» № 3. - Том I. -Москва. - Издательство МГОУ. - 2009. - С. 130-137.

4. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов // учебное пособие для вузов. - Москва: ВЛАДОС - пресс. - 2004. - 365 с.

5. Подольская Е.А. Педагогика и психология высшей школы // учебное пособие. - Харьков. -2010. - 316 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры уголовного процесса Седых Татьяна Викторовна

ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ставропольский филиал (г. Ставрополь)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КУРСАНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ПО УГОЛОВНОМУ ПРОЦЕССУ

Аннотация. В статье рассмотрены возможности использования интерактивных методов обучения в подготовке будущих специалистов на примере курсантов образовательных учреждений системы МВД. В статье приводятся наиболее эффективные интерактивные методы при изучении дисциплин по уголовному процессу.

Ключевые слова: интерактивное обучение, курсанты, кейс- метод, модерация, метод проектов.

Annotation. The article deals with the possibility of using interactive teaching methods in the training of future specialists on the example of cadets of educational institutions of the Ministry of internal Affairs. The article presents the most effective interactive methods in the study of disciplines in criminal procedure.

Keywords: interactive training, cadets, case method, moderation, project method.

Введение. Стратегическая цель реформирования и модернизации высшего образования России -создание эффективной инновационной образовательной среды в вузах на основе внедрение современных технологий и моделей обучения.

С момента перехода отечественной системы высшего профессионального образования на компетентностную парадигму, большую роль в образовательном процессе отводится интерактивным методам обучения.

Для образовательных учреждений системы МВД это является крайне актуальным, так как будущие сотрудники, в процессе выполнения профессиональных задач должны уметь самостоятельно ориентироваться в различных ситуациях и принимать решения. Безусловно, этому будут в большей степени способствовать именно интерактивные методы.

Спектр профессиональных знаний, умений, навыков сотрудников МВД и других аналогичных структур сегодня значительно расширился и требует от них разнообразных знаний как в собственно правовых отраслях, так и в смежных с правом сферах.

В этой связи - главная задача образовательных учреждений системы МВД состоит в том, чтобы научить курсанта постоянно учиться, приобретать новые знания, формировать навыки самостоятельного исследовательского поиска, проявлять творчество в решении сложных профессиональных проблем и ситуаций, для того, что бы уметь быстро принимать решения, в том числе в экстремальных условиях [11; 12] Тем самым подготовка курсантов должна строиться с учётом социального заказа и быть максимально направленной на будущие профессиональные потребности сотрудника системы МВД, формировать такой высокий уровень профессиональной и общей культуры, профессиональной компетентности, который позволит поддерживать высокий профессионализм в соответствии с всё возрастающими требованиями общества.

Изложение основного материала статьи. В настоящий момент можно выделить следующие общие подходы к обучению курсантов системы МВД:

а) реализация содержания обучения в виде профессионально- ориентированных задач;

б) использование диалога по линии «преподаватель - курсант» и «курсант - курсант» как особую дидактико-коммуникативную среду, обеспечивающую активизацию познавательной активности курсантов на занятиях;

в) активное включение курсантов в решение реальных профессиональных задач.

Как отмечают современные исследователи [1; 2; 3; 7; 8; 10 и др.], интерактивное обучение предполагает следующую логику образовательного процесса: от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение на практике.

При этом делясь с аудиторией своими знаниями и опытом деятельности, будущие сотрудники системы МВД берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения [5].

К особенностям интерактивных приемов обучения можно отнести следующие:

- активизацию процесса мышления обучающегося (независимо от его желания, он включается в общий процесс обсуждения и активизирует свою позицию);

- длительный срок активности обучающегося (в течение всего занятия), потому что нужно внимательно следить за ответами других;

- высокая степень самостоятельности суждений, ответственности за свои действия;

- постоянное взаимодействие обучающихся друг с другом и преподавателем [4].

Все чаще интерактивные методы и приемы применяются в таких традиционных формах обучения, как лекция, семинар и практические занятия. При этом можно отметить, вслед за учёным - практиком В.Н. Жадан [3], следующий вариант интеграции традиционных и интерактивных форм обучения: дискуссия, лекция-беседа, лекция- кейс- метод, модерация, микрогрупповая технология.

Лекция-беседа, предполагает прямой контакт с обучаемыми, позволяет пробуждать интерес и привлекать внимание курсантов к наиболее значимым вопросам темы, определять темп и содержание изложения с учетом специфических особенностей аудитории, использовать коллективный запас знаний и опыт и т.п.

Диалогическое взаимодействие, особенно в процессе преподавания дисциплин по уголовному процессу, помогает более эффективно формировать необходимые профессиональные и общекультурные компетенции. При этом на занятиях наблюдается выявление многообразия точек зрения курсантов - участников диалога.

Тем самым осуществляется взаимообогащение: курсанты, обращаясь к практическому опыту преподавателя, а так же личному опыту друг друга, активно обсуждают в интерактивном режиме различные проблемы правоохранительной деятельности.

Эффективной формой интерактивного обучения является кейс-метод - метод коллективного анализа ситуаций. Мы активно применяем данный метод при изучении дисциплин по уголовному процессу. Нами собраны кейс - задания, которые курсанты с удовольствием решают, активно взаимодействую с друг другом при выборе оптимального решения.

Не совсем ещё привычная для российского образования форма обучения - модерация - реализует основные идеи и принципы интерактивного обучения.

Модерация позволяет вовлечь курсантов в процесс выявления, осознания и анализа проблем, возникающих в профессиональной деятельности, взаимного поиска путей их разрешения, а также совместного обучения, обмена знаниями.

При этом в роли модератора выступает чаще всего сам преподаватель, предлагающий свои знания, умения и навыки в процессе групповой учебной деятельности [1].

Деятельность модератора реализуется путем тщательного планирования содержания и организации модерационного семинара или практического занятия.

Модератор создает неформальную рабочую обстановку, мобилизует знания курсантов, их креативность, обеспечивая включение каждого из курсантов в поиск и выбор решения.

В процессе модерационного занятия чередуются организационные формы (индивидуальная работа -парная работа - групповая работа - коллективная работа. При этом благодаря активной деятельности курсантов достигается высокая степень усвоения учебного материала и формирования профессиональных компетенций.

При помощи модерации преподаватель получает возможность выяснить различные мнения, социальные установки курсантов, понять, в какой степени они осознают свой выбор профессии, узнать, какие проблемы правоохранительной деятельности их интересуют. Курсанты, совместно с модератором-преподавателем осуществляют поиск путей решения выделенных проблем, проводят коллективное обсуждение, находят ответы на возникающие вопросы. тем самым создаются благоприятные условия для формирования профессионально - значимых личностных качеств курсантов, их мотивации, параллельно осуществляется воспитание будущих сотрудников системы МВД. [4; 6; 9].

Как отмечает Буткова Т.А. [1], положительный эффект на семинарских и практических занятиях достигается при совокупном применении различных интерактивных методов, в частности, кейс-метода и модерации. Письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации из правоохранительной практики рассматривается курсантом поэтапно, путем чередования модератором организационных форм. В первую очередь, курсант индивидуально осмысливает задание, содержащее, как правило, непредвиденную или еще не пережитую курсантом - будущим сотрудником ситуацию, самостоятельно моделирует варианты своих решений, используя накопленные знания, навыки и умения, примеряя на себя роли и руководителя, и рядового сотрудника. Далее модератор предлагает обсудить проблему в паре с другим курсантом, к примеру, соседом по парче. И, наконец, третий этап представляет собой коллективную работу - обсуждение каждой ситуации из практики уже всей группой.

Такой подход гарантирует создание соревновательной обстановки, новизны в межличностном общении, вырабатывание навыков прогнозирования н моделирования ситуаций, обсуждение возникших трудностей.

Семинарские занятия с использованием интерактивных методов обеспечивают высокий научно-практический уровень предлагаемого обучаемым материала и в то же время его доступность. Это способствует сплочению учебной группы, формирование взаимной поддержки курсантов, закладывает основы коллективизма.

Большую эффективность в процессе преподавания дисциплин по уголовному процессу показал «Мозговой штурм». Это метод организации совместной групповой и творческой работы в аудитории с целью повысить умственную активность участников и найти плодотворные идеи, конструктивные решения, решения сложных проблем или нестандартных ситуаций. Его целесообразно применять в самом начале решения проблемы или если этот процесс зашёл в тупик. При этом проблема формулируется в форме вопроса.

На первом этапе участники генерируют свои идеи и предложения. Например, на тему:

Как мог действовать преступник в данной ситуации?

Какие доказательства могут быть собраны в этом деле? и др.

Все предложения фиксируются (на доске). На втором этапе происходит активное обсуждение, осуществляется классификация и отбор наиболее перспективных предложений.

Метод проектов реализует дифференцированный, личностно-творческий и активно-действенный подходы в обучении. Проект может иметь исследовательский, поисковый, творческий (креативный), прогностический, аналитический и игровой характер. Основу проектного метода составляет ориентация на интересы и пожелания участников. С учётом того, что проект планируется и реализуется курсантами самостоятельно, этот метод обеспечивает наиболее благоприятные условия для активизации познавательной активности, ответственности, а так же будет способствовать формированию партнёрских отношений между исполнителями проекта и преподавателем. Примером проектного задания по уголовному праву может стать осуществление правовой или судебной экспертизы, подготовка ролевой игры, направленной на воссоздание работы, например. Следователя при осмотре места происшествия, организация судебных заседаний по определённым уголовным делам и др.

Ряд авторов [1; 2; 5 и др.] считают, что одним из перспективных направлений совершенствования форм проведения практических занятий с курсантами в вузах МВД России является микрогрупповая технология.

На практических занятиях преподаватель разбивает учебную группу на подгруппы и ставит перед ними определенные задачи. Обучаемые в составе подгрупп в течение указанного времени пытаются найти решения. Затем преподаватель просит представителя одной из подгрупп озвучить результаты работы. Задания для групп могут быть одинаковыми (в конце занятия участники групп сравнивают результаты выполнения задания, анализируют, определяют лучший вариант), задания могут быть выборочными (каждая группа выбирает задачи по своим интересам). В рамках группы распределяются роли: ведущего (фасилитатора), основных участников, наблюдателя (следит за временем, определенным для работы) и др. [2]. Например, в процессе групповых заданий по уголовному праву одна группа на примере конкретного преступления должна будет установить обстоятельства, смягчающие вину, а вторая - отягчающие вину подсудимого.

В ходе группового обсуждения вырабатываются принципы и способы эффективного взаимодействия, у молодых сотрудников формируется способность брать ответственность на себя, что, в свою очередь, ведет к развитию у обучаемых таких важных качеств личности сотрудника полиции, как решительность, оперативность, умение просчитывать степень риска, прогнозировать последствия своих действий.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, выделим основные требования к разработке дидактического обеспечения профессиональной подготовки курсантов системы МВД, способствующие активизации познавательной деятельности на занятиях:

- постоянное активное стимулирование курсантов к самоценной учебной деятельности обеспечивает ему возможность самообразования и самовыражения в процессе формирования профессиональных компетенций [5];

- учебный материал и характер его предъявления должны обеспечивать выявление содержания субъектного опыта обучающегося, включая опыт его предшествующего обучения;

- изложение материала преподавателем и в учебнике должно быть направлено не только на расширение объема знаний, структурирование и интегрирование предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого курсанта с целью его укоренения в культуре;

- в ходе обучения необходимо постоянно согласовывать опыт курсанта с научным содержанием сообщаемых знаний [5];

- учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы курсант имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

- при информировании курсантов о приёмах выполнения учебных действий целесообразно выделять общелогические и специфические предметные приёмы учебной деятельности с учетом их функций в личностно-профессиональном развитии;

- учебный материал должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию и оценку учения как субъектной деятельности.

Литература:

1. Буткова Т.А. Использование педагогических технологий в формировании профессиональных компетенций курсантов образовательных учреждений министерства внутренних дел Российской Федерации // Философия права. 2014. №3.

2. Ватунский А.А. Современные инновационные технологии в профессиональном образовании // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 225-226

3. Жадан В.Н. Опыт применения интерактивных и инновационных форм и методов обучения в преподавании юридических дисциплин // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24)

4. Калекин А.А. К вопросу об активизации патриотического воспитания курсантов военного вуза на основе культурологического подхода // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 110-112

5. Левитан К.М. Юридическая педагогика: учебник / К. М. Левитан. — М.: Норма, 2008. - 432 с.

6. Медведицкова Л.В. Профессионально-значимые качества следователя: структура и содержание // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 56-57.

7. Седых Т.В. Применение интерактивных методов в процессе преподавания дисциплин по уголовному процессу // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 304-306

8. Сорокопуд Ю.В. Дидактические возможности инновационных технологий в формировании управленческих компетенций будущих предпринимателей // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 364-365.

9. Сорокопуд Ю.В. Структура и содержание правового нигилизма и возможности его профилактики // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 306-307.

10. Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие. Саратов, 2009.

11. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Влияние экстремальных ситуаций на личность и деятельность сотрудников ОВД // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 323-324.

12. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Личная профессиональная безопасность сотрудников ОВД: структура и содержание // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 437-438.

Педагогика

УДК 378

кандидат социологических наук, доцент, начальник

кафедры общеправовых дисциплин Устинова Лариса Геннадьевна

ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ставропольский филиал (г. Ставрополь); кандидат философских наук, доцент, доцент

кафедры общеправовых дисциплин Султанова Милада Викторовна

ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ставропольский филиал (г. Ставрополь)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С

КОЛЛЕКТИВОМ СОТРУДНИКОВ ОВД

Аннотация. В статье показана необходимость организации педагогического мониторинга и воспитательной работы с коллективом сотрудников ОВД, в соответствии с полученными данным в результате мониторинга. авторы приводят общие подходы, методы работы с сотрудниками ОВД. В статье показано, что в современных условиях руководителю подразделений необходимо проводить комплексную работу с сотрудниками, совмещая педагогические и психологические методы работы, а также используя взаимодействие с другими службами, ответственными за физическое и психическое здоровье сотрудников.

Ключевые слова: сотрудники ОВД, руководители подразделений ОВД, воспитательная работа, коллектив, самоуправление.

Annotation. The article shows the need for the organization of pedagogical monitoring and educational work with a team of police officers, in accordance with the data obtained as a result of monitoring. the authors give General approaches, methods of work with the police officers. In the article it is shown that in modern conditions the head of divisions needs to carry out complex work with employees, combining pedagogical and psychological methods of work, and also using interaction with other services responsible for physical and mental health of employees.

Keyword: Police officers, heads of internal Affairs units, educational work, team, self-government.

Введение. В условиях современной экономической, правовой, социальной, психологической действительности воспитательно-управленческая деятельность все в большей мере становится фактором повышения эффективности работы ОВД. Современные условия требуют новых подходов к воспитанию сотрудников ОВД. Основными из них являются: повышение психолого-педагогической составляющей в деятельности и подготовке руководителей ОВД; разработка концептуальных и технологических основ воспитания личного состава ОВД в современный период.

Одной из основных целей воспитательной работы с сотрудниками ОВД является - формирование профессионально подготовленной, морально и психологически устойчивой личности сотрудника. При этом персональная ответственность за организацию и проведение воспитательной работы возлагается на начальников органов внутренних дел, их заместителей по кадровой и воспитательной работе.

Изложение основного материала статьи. Как показывает анализ материалов печати последних лет, а так же результатов проведённых исследований [2; 8 и др.], негативное влияние на совершенствование деятельности органов внутренних дел оказывают недостатки воспитания личного состава. По свидетельству учёных, практиков, не смотря на постоянно проводимую воспитательную работу со сотрудниками ОВД, уровень профессиональной воспитанности личного состава пока не удовлетворяет тем требованиям, которые предъявляются сотрудниками со стороны граждан, общества в целом, государства. Так, состояние служебной дисциплины всё ещё не соответствует предъявляемым требованиям; у многих сотрудников отсутствует стремление к повышению профессионального мастерства и мотивация как можно лучше выполнять свои профессиональные обязанности.

Многими исследователями [7; 9; и др.] выделяются следующие причины недостаточной эффективности воспитательной работы в органах внутренних дел:

- недостаточный учет человеческого фактора при решении оперативно-служебных задач;

- низкий уровень психолого-педагогической подготовки руководителей;

- отсутствие целенаправленной работы по использованию потенциала педагогики в деятельности органов внутренних дел (ОВД) и др.

При организации и проведении воспитательной работы в коллективе руководители должны использовать свой авторитет и силу влияния на сотрудников.

В целом, воспитательная работа с сотрудниками ОВД должна способствовать:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- реализации принципа социальной справедливости и правозащитной деятельности в коллективах;

- закреплению молодых сотрудников на службе и уменьшению общей текучести кадров;

- укреплению здорового морально-психологического климата в коллективе;

- профилактике и конструктивному разрешению конфликтов;

- постоянному использованию боевых, служебных, спортивных традиций и обычаев коллектива, приобщение к ним молодых, вновь прибывших сотрудников;

- укреплению служебной дисциплины и профилактике нарушений законности и др. [2].

В последнее время, в связи с участившимися случаями нарушения служебной дисциплины, для своевременного выявления таких сотрудников и организации работы с ними, руководители подразделений ОВД, совместно с психологами, должны регулярно проводить психолого - педагогический мониторинг коллектива. Это связано с тем, что выявленные проблемы в коллективе не могут решены только педагогическими методами и требуют комплексного подхода, слаженной работы как руководителей подразделений, так и психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.