ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Т. А. Буткова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматриваются особенности формирования профессиональных компетенций курсантов вузов МВД, методы интерактивного обучения как инновационные способы реализации профессионального образования.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, педагогические технологии, профессиональное образование, интерактивные формы обучения, лекция-дискуссия, кейс-метод, метод модерации.
Современный этап развития профессионального образования в сфере МВД характеризуется становлением гуманистической парадигмы, предполагающей иные, отличные от традиционных, подходы к организации процесса обучения. Решение проблемы формирования ключевых компетенций учащихся в системе профессионального образования оказывается более эффективным, если создаются благоприятные условия для самореализации личности путем раскрытия ее потенциала, актуализации имеющихся способностей, проектирования педагогических технологий.
Курсант должен осознавать значимость своей будущей профессии, быть способным к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, уметь приобретать новые знания, используя современные технологии. В связи с этим подготовка выпускника считается качественной в том случае, если он овладел научными и профессиональными знаниями, сформировал такие качества личности, как конкурентоспособность, стремление к самообразованию, самосовершенствованию и повышению своей квалификации, умение использовать свои знания и навыки в постоянно меняющихся условиях. В педагогической науке эти основополагающие понятия возможностей будущего специалиста в его профессиональной деятельности и личностные качества называют компетенциями.
Очевидно, что указанные компетенции невозможно развить у курсантов средствами традиционного обучения, изначально ориентированного на формирование исключительно предметных знаний, умений, навыков. Компетентностный
подход направлен на выполнение определенных функций и поддержание результата прикладных разработок моделей специалистов и операциональных требований на каждом уровне их подготовки [1, с. 58].
Практическая деятельность образовательных учреждений системы МВД России характеризуется разнообразными попытками создания условий для самореализации и самоопределения слушателей на основе инновационного подхода. В связи с этим возникает необходимость реорганизации системы профессионального образования сотрудников правоохранительных органов как важнейшего условия повышения эффективности их профессиональной деятельности в новых условиях развития общества. Происходят значительные изменения в образовательных системах. Оперативное обновление знаний заключается в постоянном удовлетворении потребностей личности и общества, адаптивном управлении развитием образовательной среды и предоставлением каждому возможностей реализации собственной системы получения образования.
Современные реалии требуют формирования новых компетенций обучающихся в учреждениях МВД, что реализуется посредством применения педагогических технологий.
Педагогические технологии как системные методы организации всего процесса обучения направлены на оптимизацию форм образования и обеспечение наиболее действенного функционирования системы российского профессионального образования в сфере МВД.
Философия права, 2014, № 1 (62)
Одной из актуальных педагогических технологий является интерактивное обучение. Наиболее часто термин «интерактивное обучение» упоминается в связи с информационными технологиями, дистанционным образованием, использованием ресурсов сети Интернет, электронных учебников и справочников.
Современное образование без интерактивных методов и мультимедийных технологий практически невозможно. Комплексное их применение в сочетании с традиционными видами учебной работы позволяет достигать более высокой продуктивности в подготовке специалистов.
Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, учащиеся берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения [2, с. 17].
Все чаще интерактивные методы и приемы применяются в такой традиционной форме обучения, как лекция.
Лекция-беседа или диалог с обучаемыми предполагает прямой контакт с аудиторией, позволяет пробуждать интерес и привлекать внимание учащихся к наиболее значимым вопросам темы, определять темп и содержание изложения с учетом специфических особенностей аудитории, расширять круг мнений обучающихся, использовать коллективный запас знаний и опыт.
Как правило, диалогическое взаимодействие производит эффект формирования компетенций. Наблюдается выявление многообразия точек зрения участников диалога, осуществляется обмен опытом: курсанты, обращаясь к практическому опыту преподавателя, личному опыту друг друга, не только слушают, но и обсуждают те или иные проблемы правоохранительной деятельности.
Лекция-дискуссия представляет собой свободный обмен взглядами, мнениями в интервалах между логически оформленными разделами сообщения учебного материала. Она обеспечивает активизацию познавательной деятельности обучаемых, повышение результативности обмена информацией, дает возможность управлять мнением аудитории, используя его для трансформации негативных установок и ошибочных представлений. Это лекция с интенсивной обратной связью.
Одной из форм интерактивного обучения является кейс-метод. Как метод коллективного
анализа ситуаций, он приобретает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем игру, где они имеют возможность показать и усовершенствовать профессиональные навыки, научиться действовать в команде, отработать теоретический материал, применяя его на практике, находить наиболее рациональные решения неоднозначных проблем реальной жизни.
Задание (кейс) представляет собой письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации. Обучающиеся должны проанализировать ее, разобраться в сути проблемы, предложить допустимые варианты и выбрать лучший из них.
Кейсы делятся на обучающие (искусственно организованные, содержащие значительный элемент условности при отражении в нем жизни), практические (воспроизводящие реальные жизненные ситуации) и исследовательские (ориентированные на проведение исследовательской деятельности посредством использования метода моделирования).
Внедрение кейс-метода в практику образования необходимо. Это обусловлено, во-первых, тем, что развитие образования ориентировано не столько на приобретение конкретных знаний, сколько на вырабатывание навыков и умений мыслительной деятельности, развитие способности к обучению. Во-вторых, повышаются требования к качествам личности сотрудника органов внутренних дел, который должен обладать также способностью адекватно вести себя в различных условиях, уметь системно и эффективно действовать в кризисной обстановке.
Кейс-технология позволяет формировать навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогает курсантам успешно овладевать способностями анализа непредвиденных обстоятельств, вырабатывать самостоятельность и инициативность в принятии решений.
Инновационная для российского образования форма обучения - модерация - реализует основные идеи и принципы интерактивного обучения.
Как комплекс взаимосвязанных методов, приемов и условий организации коллективной деятельности учащихся, модерация позволяет вовлечь курсантов в процесс выявления, осознания и анализа затруднений в профессиональной деятельности, взаимного поиска путей их разрешения, а также совместного обучения, обмена знаниями.
Модератором являются более опытный коллега учащихся, педагог-руководитель, делящиеся своими знаниями, умениями и навыками в процессе групповой учебной деятельности.
Деятельность модератора реализуется путем тщательного планирования содержания и органи-
Философия образования
зации семинара. Модератор создает неформальную рабочую обстановку, сочетает формальные и неформальные подходы, мобилизует знания, интеракцию и креативность курсантов, обеспечивая включение каждого из них в поиск и выбор решения. В ходе занятия модератор использует принципы систематичности, структурированности, прозрачности и наглядности. Соответственно, в процессе модерационного семинара каждое отдельное действие логически следует за другим, чередуются организационные формы (индивидуальная работа - парная работа - групповая работа - коллективная работа), исключаются манипуляции любого рода, благодаря визуализации учебного материала и активной деятельности самих участников достигается высокая степень запоминания.
В основу модерации положены педагогические аспекты, ориентированные на обеспечение комфортности в группе, организацию совместной деятельности курсантов по решению поставленных задач, формирование личной ответственности каждого участника за достижение общего результата.
Ситуации, в которых группе или коллективу предстоит совместное достижение результатов, служат классическими предпосылками модера-ции. С ее помощью удается сформировать и сплотить коллектив для совместной работы над общими целями. Следовательно, модерация требуется там, где люди стремятся добиться общей цели в коллективной работе.
В концептуальных подходах к современной профессиональной подготовке курсантов центральное место отводится методу проектов, ориентированному всегда на автономную деятельность курсантов. Поэтому в существующей классификации проектов выделяют исследовательские, практико-ориентированные, творческие, ролевые, которые отражают деятельность курсантов.
Наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности (эксперимент, публикация, сценарий какого-либо действия, решение значимой социальной проблемы и т. д.), осознание основных стадий проектирования и материализации проектов, включая прогнозирование и последующую оценку результатов деятельности, -обязательные условия проектной деятельности. В ходе выполнения проектов учебная и трудовая деятельности рассматриваются во взаимосвязи и взаимодействии, при этом трудовая деятельность в процессе выполнения играет приоритетную роль.
Метод проектов позволяет включить в учебный процесс самое важное - активность, интерес и сознательную самореализацию самого обучаю-
щегося. Занимаясь проектом, он получает возможность работать «в команде», ответственно относиться к выполнению своего задания, оценивать результаты своего труда и труда товарищей. Появляются возможности для решения таких задач, как преодоление инертности и безынициативности учащихся [3, с. 259-260].
В данной системе обучения в ходе решения проблем осуществляется непроизвольное запоминание учебного материала. Метод проектов способствует созданию прочного фундамента знаний, обогащению терминологии, формированию навыков и умений, расширению круга интересов курсантов. В рамках программного материала данный метод может применяться при изучении практически любой темы и может быть включен в многообразные формы коллективной работы над усваиваемым учебным материалом на этапе практики как вид деятельности по поддержанию достигнутого уровня.
Проективная система обучения позволяет целенаправленно воздействовать на развитие творческого потенциала, а также качеств, необходимых для будущей профессиональной деятельности.
Решение проблемы формирования ключевых компетенций учащихся реализуется путем внедрения интерактивных форм обучения, что является одной из главных тенденций совершенствования подготовки курсантов в современном вузе МВД. Поэтому основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.
Реорганизация системы профессионального образования - важнейшее условие повышения результативности профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. В настоящее время востребован тот специалист, который не ждет инструкций, а принимает самостоятельные решения с учетом уже сложившегося творческого, проектно-конструктивного и духовно-личностного опыта.
Литература
1. Руднева Т. И. Педагогика профессионализма. Самара, 2011.
2. Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие. Саратов, 2009.
3. Кондратьева Л. А. Психолого-педагогические технологии в правоохранительной деятельности (Васильевские чтения - 2013): материалы Всероссийской науч.-практич. конф.: в 2-х ч. / сост. В. М. Статный. СПб., 2013. Ч. I.