Научная статья на тему 'Использование кейс-технологий в формировании профессиональных компетенций курсантов вуза ФСИН РФ'

Использование кейс-технологий в формировании профессиональных компетенций курсантов вуза ФСИН РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КУРСАНТ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондрашов С.А., Степанов А.В.

В данной статье обосновывается актуальность процесса формирования профессиональных компетенций курсантов в современных социокультурных условиях. Кроме того, дана характеристика содержания профессиональной подготовки курсантов на примере Владимирского юридического института ФСИН РФ. Особое внимание обращено к использованию потенциалов кейс технологии в формировании профессиональных компетенций курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование кейс-технологий в формировании профессиональных компетенций курсантов вуза ФСИН РФ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070

Для изучения поэтапного развития технологий можно использовать ресурсы музея- заповедника Аркаим, археологические находки которого датируются началом II тысячелетия до н.э., среди которых оригинальные технологии строительства зданий, гончарные мастерские и металлургическое производство.

Выше перечисленные примеры позволяют констатировать, что проект концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Технология» обеспечивает прикладной характер общего образования через интеграцию естественно - научных, технологических и гуманитарных знаний. При этом знания, полученные учащимися в результате модернизации и технологии преподавания предметной области «Технология» расширяет спектр приложения содержания учебных предметов естественно- научного, математического и технологического цикла в учебной, познавательной и социальной практике.

Список использованной литературы:

1. Бегашева И.С., Степанова Т.Н. Использование национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области в рамках урочной и неурочной деятельности по физике / И.С. Бегашева, Т.Н. Степанова // Символ науки. - 2016.-№ 6/2.- С.107- 110

2. Пяткова О.Б. Методы решения задач с химическим содержанием с учетом особенностей типов мышления учащихся / О.Б. Пяткова // Символ науки. 2016. № 6-2. С. 194-197.

3. Чипышева Л.Н. Системно-деятельностный подход как методологическая основа повышения квалификации педагогов/ Л.Н. Чипышева // «Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров». Научно-теоретический журнал. 2015. № 4(25). С. 43-51.

4. Шайкина В.Н., Формирование устойчивого интереса к изучению математики у школьников / В.Н. Шайкина, А.А. Задорин // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Центр социально-экономических исследований. Пермь, 2016.С. 149-151.

© Коликова Е.Г., 2016

УДК 37.378.1.

Кондрашов С.А., майор внутренней службы, преподаватель кафедры боевой и тактико-специальной подготовки Владимирского юридического института ФСИН России, г. Владимир

Степанов А. В., майор внутренней службы, преподаватель кафедры боевой и тактико-специальной подготовки Владимирского юридического института ФСИН России, г. Владимир

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ ВУЗА ФСИН РФ

Аннотация

В данной статье обосновывается актуальность процесса формирования профессиональных компетенций курсантов в современных социокультурных условиях. Кроме того, дана характеристика содержания профессиональной подготовки курсантов на примере Владимирского юридического института ФСИН РФ. Особое внимание обращено к использованию потенциалов кейс - технологии в формировании профессиональных компетенций курсантов.

Ключевые слова

Профессиональное становление, профессиональные компетенции, курсант, кейс-технология.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

USING CASE-TECHNOLOGIES IN FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE

OF CADETS UNIVERSITY FSIN RF

Abstract

This article substantiates the relevance of the process of formation of professional competence of students in the contemporary socio-cultural conditions. In addition, the characteristic of the content of vocational training of cadets on the example of Vladimir Law Institute of the Russian Federal Penitentiary Service. Special attention is paid to the potential use case - technologies in formation of professional competence of students.

Key words

Professional development, professional competence, student, case technology.

Особенности социально-экономической, политической обстановки в России и происходящие наряду с этим мероприятия по модернизации системы высшего образования определяют новые перспективы и задают особые требования к построению образовательного процесса в образовательных учреждениях высшего образования. Происходящие процессы по модернизации системы образования, в том числе затрагивают и систему подготовки будущих офицеров. Особую значимость в данных обстоятельствах приобретает профессиональное становление будущих офицеров вузов, готовых и способных оперативно участвовать в стратегических и тактических ситуациях профессиональной деятельности, успешно взаимодействовать в команде с одной стороны, с другой, быть готовыми к индивидуальному принятию решений, быть мобильным и психологически готовым к различным реалиям повседневности.

Ретроспективный анализ научных источников, а также анализ теоретических и практических положений отечественных исследователей (К.А. Абульхановой-Славская, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, О.Г. Карпенко, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.) относительно вопросов личностного, социального и профессионального становления специалистов различных категорий деятельности, позволил нам сделать вывод о том, что профессиональное становление, представляет собой длительный процесс развития личности, с начала формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности [1].

Рассмотрим более подробно систему формирования профессиональных компетенций курсантов, на примере Владимирского юридического института ФСИН РФ (направление подготовки (специальности) 031001 правоохранительная деятельность).

Формирование профессиональных компетенций происходит при изучении отдельных дисциплин и в процессе прохождении системы непрерывной профессиональной практики, в содержание которых включены задания, требующие от курсанта осознанного погружения в ситуации профессиональной деятельности (анализ ситуаций, решение типичных и нестандартных ситуаций профессионально-служебной деятельности). В основе построения любого образовательного процесса в образовательных организация высшего образования лежат требования, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования.

Согласно ФГОС ВО направления подготовки (специальности) «Правоохранительная деятельность» областью профессиональной деятельности курсантов - будущих выпускников ВЮИ ФСИН РФ включает: разработку и реализацию правовых норм, обеспечение законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, борьбу с преступлениями и иными правонарушениями, исполнение наказания, юридическое образование и правовое воспитание. Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: события и действия, имеющие юридическое значение, общественные отношения в сфере реализации правовых норм, осуществления правоохранительной деятельности. Специалист по направлению подготовки 031001 Правоохранительная деятельность готовится к следующим видам профессиональной деятельности: правотворческой; правоприменительной; экспертно-консультационной; оперативно-служебной; организационно-управленческой; научно-исследовательской; педагогической.

Именно поэтому перед коллективом преподавателей и офицерским составом первоочередной задачей является не только грамотное организационно-методическое обеспечение преподавания учебных дисциплин,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_

но и подбор и внедрение наиболее актуальных форм и методов включения курсантов в учебных процесс. Традиционными формами организации учебного процесса являются: лекции, семинарские и практические занятия (в т.ч. с использованием активных и интерактивных форм проведения занятий); выполнение письменных работ (рефераты на заданную или свободную тему, доклады, отчеты по практикам); задания, выполняемые на учебных практиках; самостоятельная работа.

На наш взгляд, процесс формирования профессиональных компетенций у курсантов будет наиболее результативным, при использовании такой технологии, как кейс-технология.

В процессе работы с кейсами курсант погружается в ситуации профессиональных проб, в процессе осуществления которых он получает конкретный результат, используя разнообразные способы решения проблемы; результативность деятельности будет выше, если курсант будет производить глубокий анализ информации, будет готов генерировать идеи, планировать способы их реализации. Использование кейсов, позволяет расширять профессиональный кругозор, повышать уровень практических навыков и умений курсантов.

Вторая принципиальная позиция, в отношении эффективности внедрения в образовательную практику кейс-технологий, заключается в том, что при использовании кейсов важная роль отводится самостоятельному поиску знаний, которые могут быть получены в ситуациях коллективной работы курсантов. Выработка в процессе группового сотрудничества и сотворчества решения, способствует формированию у курсантов таких компетенций в области организационно-управленческой деятельности, как готовность к организации работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач. В данном случае каждый из курсантов является равноправным участником процесса обсуждения задачи и способов ее решения. Коллективное решение задачи часто сопровождается наличием индивидуальной или групповой конкуренцией (одна задача - несколько микрогрупп). На наш взгляд, такая ситуация стимулирует познавательный интерес курсантов. Ведь для того чтобы приводить аргументы, необходимо владеть определенным уровнем знаний по обсуждаемому вопросу, нужно хорошо ориентироваться в проблемном поле. Именно поэтому, при разработке комплекса заданий необходимо предусмотреть этап работы с научными источниками, а для данного профиля - нормативно-правовые документы. Ведущей задачей педагога при организации коллективной работы становится стимулирование курсантов на получение нескольких вариантов решения проблемы, содействовать анализу и сравнению предлагаемых вариантов по определенным критериям. В процессе работы с кейсами, у курсантов не только формируются профессиональные компетенции, но и происходит овладение профессиональными позициями, формируется ценностное отношений к будущей профессиональной деятельности. Именно поэтому, по завершению работы с кейсами следует проводить подробный групповой анализ работы, а также стимулировать индивидуальную рефлексию полученного личностного и профессионального опыта.

Методически грамотно разработанный педагогом кейс должен обеспечить формирование и развитие личностно значимых умений, общекультурных и профессиональных компетенций курсантов, связанных с такими видами деятельности, как: аналитическая, предполагающая умение классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, добывать и должным образом представлять необходимую информацию; практическая, позволяющая использовать академическую теорию в практической работе; творческая, обеспечивающая креативный подход к решению проблемы. Одной логикой не всегда можно решить кейс-ситуацию, становятся востребованы альтернативные решения, к которым нельзя прийти логическим путем - только через творчество; коммуникативная, формирующая навыки ведения дискуссии, убеждения оппонентов с использованием текстового и наглядного материала, а также медиа-средств в процессе презентации принятого решения [2].

Таким образом, активное привлечение курсантов в решение кейсов позволяет: сформировать социальные и профессиональные компетенции на основе привлечения курсантов к решению задач профессиональной деятельности; сформировать практические умения и коммуникативную культуру в процессе осуществления различных социальных взаимодействий по решению кейсов; познакомить (включить) с конкретными условиями и содержанием отдельных профессиональных процессов; приобрести навыки формирования индивидуальных моделей поведения, адекватных ситуаций решения и преодоления

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070

проблем и др.

Список использованной литературы:

1. Рыженков М.И. Педагогические условия социально-профессионального становления курсантов военного вуза в процессе войсковых стажировок : диссертация ... канд.педа.наук / М.И. Рыженков. - Кострома, 2008.

2. Собко А.Ю. Кейс-технологии как средство формирования профессиональных компетенций у курсантов военных вузов ВВ МВД России / А.Б. Собко // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 4. - С. 145149.

© Кондрашов С.А. , Степанов А.В. , 2016

УДК 37.032

В.В. Коцарева

Студентка 4 курса Научный руководитель - канд. ист. наук, доцент

Д.Н. Гречишко ФГБОУ ВО «КубГУ» г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ОДНА ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Аннотация

В статье рассматривается проблема развития личности, в том числе основные факторы, играющие в этом немаловажную роль, а также особенности формирования качеств личности посредством социализации в сфере учебной деятельности. В работе отмечаются приемы и методы самовоспитания личности, где имеют свое влияние поступки и действия окружающего коллектива на момент обучения. Автор указывает на большое значение процесса обучения и общения со сверстниками и педагогом в полноценном развитии личности.

Ключевые слова

Личность, социализация, учебная деятельность, самовоспитание, учитель.

На сегодняшний день проблема развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания является одной из ключевых проблем педагогической теории и практики.

К основным факторам, способствующим развитию личности, можно назвать противоречия, которые могут быть внутренними, возникающими из-за несогласия с собой; внешними, проявляющимися отношениями с окружающими людьми, с природой; а также общими и индивидуальными [1, с. 23]. Все эти противоречия разрешаются путем удовлетворения определенной потребности, в результате чего человек может переходить на новую ступень своего развития. Процесс развития личности продолжается благодаря сменяемости одного противоречия другим.

Также свое влияние на формирование и социализацию личности имеют наследственность, среда, воспитание и самое главное - общение, так как именно посредством общения с другими людьми личность будет развиваться духовно и психически. Большую роль играет и самовоспитание, которое возникает с осознания и принятия объективной цели как субъективного мотива своих действий, где достижение такой цели и будет способствовать полноценному развитию личности.

Но ведь не стоит забывать, что формирование личности тесно взаимосвязана и с обучением. То есть, развитие личности не может осуществляться вне обучения.

Если говорить о младшем школьном возрасте, у ребенка уже наблюдается образование внутренней мотивации, направленной на воспитание у себя наилучших человеческих качеств [2, с. 90]. В подростковом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.