15. Мирон Н.И. Лаконично о школе, абитуриентах и студентах. Наука, культура, образование. 2004; 15/16: 40-46.
16. Мирон Н.И. Могущество знания. Современный мир, природа и человек: сборник научных трудов. Томск, 2009; Т. 1, № 2: 157-164.
17. Мирон Н.И. Афоризмы об образовании. Сборник научных трудов 1-й Международной телеконференции «Фундаментальные медико-биологические науки и практическое здравоохранение». Томск, 2010: 167-169.
18. Мудрые мысли. Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.
19. Мысли и афоризмы великих людей. Сост. И.И. Комарова, А.П. Кондрашов. Москва: Риппол-классик, 2007. 736 с.
20. Непомнящий В.О культуре, свободе, школе. Литература в школе. 2002; 9: 28-31.
21. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. Москва: Педагогика, 1985. 496 с.
22. Писаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. Минск: Народная света, 1977.
23. Пушкин А.С. Избранное. Москва: Эсмо, 2003.
24. Сухомлинский В.А. Как воспитать человека. Москва: Педагогика, 1990.
25. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974.
26. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. Москва: Педагогика, 1990.
27. Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для детей и родителей. Новосибирск: Детская литература, 1994. References
1. Ashukin N.S., Ashukina M.G. Krylatye slova. Moskva: Sovremennik, 1996.
2. Bol'shaya shkol'naya hrestomatiya. Moskva: Slovo, 2006.
3. Vershinyrusskojpo'ezii. Vek 19. Moskva: 'Eksmo-Press, 1999.
4. Voroncov V.V. Chasha mudrosti. Moskva: Detskaya literatura, 1978.
5. Dement'ev A.D. Izbrannoe. Moskva: 'Eksmo, 2008.
6. Il'in E.N. Iskusstvo obscheniya. Moskva: Pedagogika, 1982.
7. Il'in E.N. Put'k ucheniku. Moskva: Prosveschenie, 1988.
8. Karakshina E.A. Mudrye mysli. Rostov-na-Donu: «Feniks», 2002.
9. Komenskij Ya.A. Moskva: Izdatel'skij Dom Shalvy Amonashvili, 1996.
10. Komenskij Ya.A., Lokk D., Russo Zh.-Zh., Pestalocci I.G. Pedagogicheskoe nasledie. Sostaviteli V.M. Klarin, A.N. Dzhurinskij. Moskva: Pedagogika, 1988.
11. Komenskij Ya.A. Sochineniya. Moskva: Nauka, 1997.
12. K'enfild Dzh., Dzhanet Svitcer. Pravila. Moskva: 'Eksmo, 2009.
13. Lihachev D.S. Pis'ma o prekrasnom. Simferopol': Tavriya, 1990.
14. Lysenkova S.N. Zhizn'moya - shkola, ilipravo na tvorchestvo. Moskva: Novaya shkola, 1995.
15. Miron N.I. Lakonichno o shkole, abiturientah i studentah. Nauka, kul'tura, obrazovanie. 2004; 15/16: 40-46.
16. Miron N.I. Moguschestvo znaniya. Sovremennyj mir, priroda i chelovek: sbornik nauchnyh trudov. Tomsk, 2009; T. 1, № 2: 157-164.
17. Miron N.I. Aforizmy ob obrazovanii. Sbornik nauchnyh trudov 1-j Mezhdunarodnoj telekonferencii «Fundamental'nye mediko-biologicheskie nauki iprakticheskoe zdravoohranenie». Tomsk, 2010: 167-169.
18. Mudrye mysli. Rostov-na-Donu, Feniks, 2002.
19. Myslii aforizmy velikih lyudej. Sost. I.I. Komarova, A.P. Kondrashov. Moskva: Rippol-klassik, 2007. 736 s.
20. Nepomnyaschij V.O kul'ture, svobode, shkole. Literatura vshkole. 2002; 9: 28-31.
21. Pirogov N.I. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. Moskva: Pedagogika, 1985. 496 s.
22. Pisarenko V.I., Pisarenko I.Ya. Pedagogicheskaya 'etika. Minsk: Narodnaya sveta, 1977.
23. Pushkin A.S. Izbrannoe. Moskva: 'Esmo, 2003.
24. Suhomlinskij V.A. Kak vospitat' cheloveka. Moskva: Pedagogika, 1990.
25. Suhomlinskij V.A. Serdce otdayu detyam. Kiev: Radyans'ka shkola, 1974.
26. Suhomlinskij V.A. Hrestomatiya po 'etike. Moskva: Pedagogika, 1990.
27. Ushinskij K.D. Rodnoe slovo: Kniga dlya deteji roditelej. Novosibirsk: Detskaya literatura, 1994.
Статья поступила в редакцию 24.03.15
УДК 378
Vetrov Yu.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Vice-Rector of Research and Innovation Work, Armavir State
Pedagogical Academy (Armavir, Russia), E-mail: [email protected]
WAYS OF IMPROVING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA. The article considers specific features of methods and forms of interactive learning, their educational and developmental potential in the formation of professional competence of educational institutions of the MIA of Russia in the process of conducting workshops and training seminars. The research work of the author describes the position of a teacher within the framework of interactive learning. The author has described methods of formation of readiness of teachers to the development and implementation of forms and methods of interactive learning. The most thoroughly studied methods in the paper are moderation and discussions, as well as psycho-technical means of training, among which the author lists such methods as creating a situation of intense activity, methods of working with consciousness of the participants, methods of learning new skills.
Key words: interactive learning, interaction, interactive teaching methods, moderation.
Ю.П. Ветров, д-р пед. наук, проф., проректор по научно-исследовательской и инновационной деятельности
Армавирской государственной педагогической академии, г. Армавир, E-mail: [email protected]
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ
В статье рассмотрены специфические особенности методов и форм интерактивного обучения, их воспитательно-развивающий потенциал в формировании профессиональной компетентности образовательных учреждений МВД России в процессе проведения мастер-классов и обучающих семинаров. Описаны позиции преподавателя в рамках интерактивного обучения. Охарактеризованы методы формирования готовности преподавателей к разработке и реализации форм и методов интерактивного обучения. Наиболее подробно описан метод модерации, дискуссии, а так же психотехнические средства
обучения - методические приёмы создания ситуации интенсивной деятельности, приёмы работы с сознанием участников, приёмы обучения новым навыкам и умениям.
Ключевые слова: интерактивное обучение, взаимодействие, методы интерактивного обучения, модерация.
В связи с постоянными изменениями, происходящими в высшей школе, многие преподаватели испытывают острую потребность в совершенствовании профессиональной компетентности. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к преподавателю, он должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью и видами профессиональной деятельности: педагогической, научно-исследовательской, управленческой, проектной, методической, культурно - просветительской, на что справедливо обращают внимание Д.А. Петренко и С.Р. Чед-жемов [1; 2]. В качестве путей повышения профессиональной компетентности преподавателей можно назвать следующие: повышение квалификации; организация мастер-классов и обучающих семинаров. С учётом того, что одной из актуальных проблем преподавателя является организация занятий в соответствии с требованиями ФГОС ВПО нового поколения, то важным направлением повышения квалификации является совершенствование компетентности в области организации обучения студентов (курсантов) на интерактивной основе. Под нашим руководством были разработаны обучающие семинары по реализации интерактивного обучения для преподавателей образовательных учреждений МВД России.
Как показал наш опыт, в процессе подготовки преподавателей к разработке и использованию форм и методов интерактивного обучения необходимо активное включение преподавателей в процессы психологически грамотного педагогического взаимодействия на основе ведущих принципов и закономерностей андрагогики. В процессе организации работы с преподавателями мы придерживались позиции С.Г. Вершловского, который подчёркивает, что приобретаемые взрослым знания, умения и навыки будут работать на развитие его компетентности ровно в той мере, в какой они: соответствуют его запросам (личностно значимы); знакомят с новейшими достижениями науки в той или иной сфере профессиональной деятельности; могут быть применены в предметно-практической деятельности; интегративны и глобальны в связи с тем, что в жизни мы «встречаемся» не с учебными предметами, а с проблемами, для решения которых необходим «надпредметный» комплекс знаний и умений; обеспечивают оптимальное сочетание оперативных и фундаментальных знаний, поскольку быстрее стареют знания, относящиеся к узкой специальности, и медленнее - теоретические; носят проблемный, открытый характер [3].
С целью развития практических умений преподавателей образовательных учреждений МВД России по организации интерактивного обучения, им предлагаются различные варианты использования мыслетехнических, социотехнических и психотехнических средств организации и самоорганизации учебного процесса. Основное мыслетехническое средство организации рабочего процесса в интерактивной технологии - это технология группового решения проблемы, представляющая собой набор процедур и операций, выполнение которых обеспечивает решение стоящих задач. Большой интерес у преподавателей вызывает такой метод организации групповой работы, как модерация. Его отличают следующие особенности: чёткое структурирование (логика отдельных фаз) всего процесса обсуждения проблем и принятия решения в соответствии с заявленными целями; специфические требования к профессиональной компетентности и личностным особенностям организатора, т. н. модератора; наличие свода обязательных «правил игры» для всех участников.
В процессе подготовки преподавателей образовательных учреждений МВД России к использованию форм и методов интерактивного обучения нами были апробированы следующие этапы модерации.
1-й этап - установление свободной и доверительной атмосферы. На данном этапе создается настрой педагогов на предстоящую работу. Умелое начало помогает освобождению от непродуктивных стереотипов поведения, определяет атмосферу открытости, повышает работоспособность участников. Модератор обозначает свою роль, задачи предстоящей работы и результаты, которые нужно получить.
2-й этап - определение и формулировка проблемы или темы обсуждения. На данном этапе необходимо четко сформулировать тему предстоящего обсуждения, довести до сознания каждого участника группы значимость проблемы, обозначить его роль в разрешении проблемы, но не приступать к обсуждению проблемы по существу. Для этого модератором формулируются конкретные вопросы: «Какие результаты работы будут важны лично для вас? », «Является ли предложенная тема актуальной для вас лично и почему?». Продолжая разговор, модератор собирает формулировки индивидуальных предложений для обсуждения (насущные вопросы). Затем всеми участниками определяется значимость каждого из вопросов и выявляются приоритеты для обсуждения.
3-й этап - обсуждение темы в малых группах и общая презентация результатов. Очевидно, что наиболее продуктивно обсуждение проходит в малых группах, когда каждый может высказаться и быть услышанным. Происходит обмен мнениями, выявляются противоречия и пути их разрешения. Необходимым условием является установление временного регламента.
По ходу обсуждения модератор при необходимости консультирует участников относительно логики «сценария» и требований к форме презентаций результатов, а также контролирует соблюдение регламента. Результаты обсуждения в подгруппах представляются всем участникам совещания с помощью плакатов или других средств визуализации, на основании чего проводится общая дискуссия.
Наш опыт показывает, что групповая работа с педагогами способствует расширению их профессионального самосознания, изменению их профессиональных (смысловых и операциональных установок), коррекции личностных качеств и умений, преодолению негативных наслоений в общении, снятию барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям. Эффективным методом овладения новыми способами профессиональной деятельности является дискуссия. В процессе дискуссии преподаватели системы МВД могли высказать доводы, характеризующие положительные и отрицательные стороны интерактивного обучения, обсудить сложности, с которыми они сталкиваются при обучении курсантов [4].
Так же в процессе проведения обучающих семинаров с преподавателями системы МВД были использованы психотехнические средства, к которым относятся, во-первых, методические приёмы создания ситуации интенсивной деятельности, во-вторых, приёмы работы с сознанием участников и, в-третьих, приёмы обучения новым навыкам и умениям.
Активное включение слушателей в процесс обсуждения психолого-педагогических и методических особенностей форм и методов интерактивного обучения позволяет в ходе совместной деятельности сформулировать обязательные условия его организации, а именно: доверительные - по меньшей мере - позитивные отношения между слушателями - участниками семинара и преподавателем; демократический стиль; сотрудничество между слушателями и преподавателем и обучающихся между собой в процессе общения; опора на личный опыт слушателей, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов; многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность; включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации слушателей.
Таким образом, подготовка преподавателей образовательных учреждений МВД России к разработке и использованию форм и методов интерактивного обучения обязательно предполагает их активное включение в моделируемые ситуации интерактивного профессионально-педагогического взаимодействия. Последнее существенно повышает интерес к обучению, обусловливает высокую активность слушателей и преподавателей, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем, синтезирует педагогические, психологические, социально-педагогические, этические и другие теоретические знания, развивает гибкость профессионального мышления, творческий подход к решению педагогических проблем, волю, способствует расширению социального кругозора слушателей.
Библиографический список
1. Вершловский С.Г. Взрослый как субъект образования. Педагогика. 2003; 8.
2. Ветров Ю.П., Игропуло И.Ф. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей вуза к использованию методов интерактивного обучения. Высшее образование в России. 2012; 5: 89 - 96.
3. Петренко Д.А. Определение понятия профессиональной компетентности инструкторско-педагогических кадров для органов внутренних дел. Мир науки, культуры, образования: 2014; 3 (46): 107 - 108.
4. Петренко Д.А., Чеджемов С.Р. О необходимости интеграции российского и зарубежного опыта в организации профессиональной подготовки инструкторско-педагогических кадров полиции по боевой и физической подготовке на основе компетентного подхода. Вестник Университета (ГУУ). 2014; 12: 70 - 75.
References
1. Vershlovskij S.G. Vzroslyj kak sub'ekt obrazovaniya. Pedagogika. 2003; 8.
2. Vetrov Yu.P., Igropulo I.F. Psihologo-pedagogicheskaya podgotovka prepodavatelej vuza k ispol'zovaniyu metodov interaktivnogo obucheniya. Vysshee obrazovanie vRossii. 2012; 5: 89 - 96.
3. Petrenko D.A. Opredelenie ponyatiya professional'noj kompetentnosti instruktorsko-pedagogicheskih kadrov dlya organov vnutrennih del. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya: 2014; 3 (46): 107 - 108.
4. Petrenko D.A., Chedzhemov S.R. O neobhodimosti integracii rossijskogo i zarubezhnogo opyta v organizacii professional'noj podgotovki instruktorsko-pedagogicheskih kadrov policii po boevoj i fizicheskoj podgotovke na osnove kompetentnogo podhoda. Vestnik Universiteta (GUU). 2014; 12: 70 - 75.
Статья поступила в редакцию 06.04.15
УДК 37.01:17:069
Gadzhieva S.Yu., education and psychology teacher, Azerbaijan State Economic University, Derbent Institute of the Humanities
(Derbent, Russia), E-mail: [email protected]
S^OOL MUSEUM AS AN IMPORTANT MEANS OF FORMATION OF PATRIOTISM IN STUDENTS. This article discusses the relevance, importance, objectives, goals, directions, forms and methods of patriotic education of Russian schoolchildren. The paper shares the experience accumulated by a school museum, whose main objective is to facilitate patriotic education, showing its main functions, joint activities of students and teachers. The author presents forms of work of the school museum, methods and approaches in the museum and pedagogical activity. The work reveals a huge educational and upbringing potential of the school museum under study, and shows how this museum is used in the process of training and education of students. The paper substantiates the idea that civil and patriotic education contributes to the development of identification as a citizen and patriot. This article is intended primarily heads of educational institutions, heads of school museums, teachers and other education personnel.
Key words: patriotism, education, school museum, formation, morality, development, spirituality, personality, outlook.
С.Ю. Гаджиева, преподаватель педагогики и психологии, Азербайджанский Государственный Экономический
Университет (филиал), Дербентский гуманитарный институт, г. Дербент, E-mail: [email protected]
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У УЧАЩИХСЯ
В статье рассматриваются актуальность, значение, цели, задачи, направления, формы и методы патриотического воспитания российских школьников. Раскрывается опыт патриотического воспитания в школьном музее, показываются виды совместной деятельности учащихся и учителей. Представлены формы работы школьного музея, методы и подходы в музей-но-педагогической деятельности, раскрывается огромный образовательно-воспитательный потенциал школьного музея, используемый в процессе обучения и воспитания учащихся. Обосновывается мысль о том, что гражданское и патриотическое воспитание вносит свой вклад в становление и развитие личности с качествами гражданина и патриота. Статья предназначена в первую очередь руководителей образовательных учреждений, руководителей школьных музеев, преподавателей и других работников образования.
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, школьный музей, формирование, нравственность, развитие, духовность, личность, мировоззрение
Патриотизм является одной из важнейших черт современной личности, её внутренним стержнем, определяющим ее ценностные ориентации и установки. В патриотизме находят свое конкретное воплощение идейная направленность, мировоззренческая, социальная и нравственная зрелость личности.
К нашему большому сожалению, патриотическая работа в образовательных учреждениях в большинстве своём сводится к чествованию ветеранов и проведению мероприятий к памятным датам, оставляя нетронутой всю сложность современной социально-политической и культурно-информационной среды становления подрастающего поколения. Эта проблема требует разработки методических основ патриотического воспитания, его социокультурных параметров и духовно-нравственных аспектов.
Одним из средств патриотического воспитания традиционно является школьный музей. Роль музея в современных условиях стала значительно возрастать. Во многом это связано с тем, что направления работы школьных музеев достаточно обширны, что
позволяет активно включать его в целостный образовательный, воспитательный процесс.
Музей - это хранитель традиций, которые накапливаются и обновляются. Его воспитательные и образовательные возможности огромны:
• он может быть органом ученического самоуправления;
• средством воспитания общественной активности;
• серьезным подспорьем в обучении;
• средством, повышающим общую культуру обучающихся.
Традиционный школьный музей - это не просто собирание памятников, это не только создание экспозиций, а это еще и многогранная деятельность, направленная на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы. В помещении музея проводятся различные формы занятий: музейные уроки, уроки мужества,