Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ'

ТВОРЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческий критерий / Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя / профессиональные компетенции. / creative criterion / Moscow state University of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' / professional competencies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юлия Александровна Простакишина

Творческий критерий рассматривается в настоящей статье как один из компонентов в формировании профессиональных компетенций при подготовке социальных педагогов в Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Автор делает вывод о том, что творческий потенциал гармоничной личности курсанта как один из компонентов в формировании профессиональных компетенций при подготовке социальных педагогов в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя развивает у курсантов: а) способности в разработке новых идей по предупреждению отклоняющегося поведения несовершеннолетних; б) способности в аккумулировании отечественного и зарубежного опыта по работе с несовершеннолетними в целом, и несовершеннолетними правонарушителя в частности; в) способности в проявлении креативного мышления в проблемных ситуациях; г) проведение экспериментов по реализации творческих проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юлия Александровна Простакишина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE CRITERION AS ONE OF THE COMPONENTS IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE PREPARATION OF SOCIAL PEDAGOGUES AT THE MOSCOW UNIVERSITY OF THE MIA OF RUSSIA NAMED AFTER V.YA. KIKOT

The creative criterion is considered in this article as one of the components in the formation of professional competencies in the training of social teachers in the Moscow state University of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'. The author concludes that the creative potential of the harmonious personality of the cadet as one of the components in the formation of professional competencies in the training of social teachers at the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' develops cadets: a) the ability to develop new ideas for the prevention of deviant behavior of minors; b) the ability to accumulate domestic and foreign experience in working with minors in General, and minors of the offender in particular; с) the ability to display creative thinking in problem situations; d) conducting experiments on the implementation of creative projects.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ»

УДК 378; ББК 74

DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10152

© Простакишина Ю.А. 2020

CREATIVE CRITERION AS ONE OF THE COMPONENTS IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE PREPARATION OF SOCIAL PEDAGOGUES AT THE MOSCOW UNIVERSITY OF THE MIA OF RUSSIA NAMED AFTER V.YA. KIKOT'

ТВОРЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ*

Yulia A. Prostokishina,

Adjunct of the Department of Pedagogy Educational and Scientific Complex of Psychology of Official Activity of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot'

Юлия Александровна Простакишина,

адъюнкт кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Для цитирования: Простакишина Ю.А. Творческий критерий как один из компонентов в формировании профессиональных компетенций при подготовке социальных педагогов в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя. Психология и педагогика служебной деятельности. 4/2020. С. 205-208.

Научная специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования.

*Данная статья впервые была опубликована в электронном сборнике по материалам III Международной конференции «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы», проходившей на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 19-20 июня 2019 г.

Abstract. The creative criterion is considered in this article as one of the components in the formation of professional competencies in the training of social teachers in the Moscow state University of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'. The author concludes that the creative potential of the harmonious personality of the cadet as one of the components in the formation of professional competencies in the training of social teachers at the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' develops cadets: a) the ability to develop new ideas for the prevention of deviant behavior of minors; b) the ability to accumulate domestic and foreign experience in working with minors in General, and minors of the offender in particular; c) the ability to display creative thinking in problem situations; d) conducting experiments on the implementation of creative projects.

Keywords: creative criterion, Moscow state University of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', professional competencies.

Аннотация. Творческий критерий рассматривается в настоящей статье как один из компонентов в формировании профессиональных компетенций при подготовке социальных педагогов в Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Автор делает вывод о том, что творческий потенциал гармоничной личности курсанта как один из компонентов в формировании профессиональных компетенций при подготовке социальных педагогов в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя развивает у курсантов: а) способности в разработке новых идей по предупреждению отклоняющегося поведения несовершеннолетних; б) способности в аккумулировании отечественного и зарубежного опыта по работе с несовершеннолетними в целом, и несовершеннолетними правонарушителя в частности; в) способности в проявлении креативного мышления в проблемных ситуациях; г) проведение экспериментов по реализации творческих проектов.

Ключевые слова: творческий критерий, Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, профессиональные компетенции.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (далее - ФГОС ВО) задал темп обучения в высших образователь-

ных организациях и создал новые творческие возможности для педагогических коллективов образовательных организаций высшего образования

(далее - ОО ВО) в рамках его реализации. Накопленный опыт в отечественном образовании помогает в развитии гармоничной личности, учитывая специфику смешения в образовании традиционных и международных инноваций.

Подготовка социальных педагогов (будущих инспекторов по делам несовершеннолетних) по направлению ФГОС ВО 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» нацеливает педагогический коллектив на подготовку обучающихся к воспитательной (социально-педагогической), диагностико-коррекционной, правоохранительной, экспертно-консультационной, научно-исследовательской, организационно-управленческой, педагогической видам профессиональной деятельности.

В настоящее время современное многоуровневое педагогическое образование по-прежнему использует в целях проверки уровня усвоения знаний и умений у студентов (курсантов) традиционные формы презентации в виде: контрольных работ, рефератов, курсовых работ. Зарубежные исследователи Брюс Г. Барнетт (Техасский университет, Сан-Антонио) и Родни Мут (Университет Колорадо Денвер) в своей работе об обеспечении исследовательской компетентности специалистов-практиков утверждают, о качестве образования студентов, обучающихся по гуманитарным социальным направлениям, которые приходят в университеты с целью усвоения соответствующих навыков и ценностей в течении всего процесса обучения, что наталкивает на мысли о том, что студенты будут не подготовлены к будущей профессии, их профессиональные компетенции и компетенции в области исследовательской работы остаются на нулевом уровне, а, следовательно, данный процесс обучения носит характер модели «empty vessels» (т. е. модель пустого обучения).

Кафедра педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности готовит социальных педагогов - будущих инспекторов по делам несовершеннолетних на основе интегра-тивного подхода, в который включены компоненты квазипрофессиональной направленности и смысло-жизненноориентационной направленности. Реализация данных направлений осуществляется посредством сочетания в единое, целостное пространство теоретического и практического аспектов при формировании у курсантов профессиональных компетенций (одна из ведущих компетенций инспекторов по делам несовершеннолетних - предупреждение правонарушений несовершеннолетних).

Обращаясь к сущностям компетенций ФГОС ВО по специальности 44.05.01 -педагогика и пси-

хология девиантного поведения: общекультурной компетенции 7 (ОК 7) («способностью к логическому мышлению, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии»); профессиональной компетенции 35 (ПК 35) («способностью обрабатывать, анализировать и систематизировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме научного исследования»); профессиональной компетенции 36 (ПК 36) («способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализировать, обрабатывать и интерпретировать их результаты»).

Учитывая формирование ведущих квазипрофессиональных компетенций социального педагога - будущего инспектора по делам несовершеннолетних на базе кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности функционирует «Курсантский научный кружок кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности» (далее - КНК), который предоставляет возможность курсантам - социальным педагогам реализовы-вать творческие проекты в рамках эмпатийности и рефлексии.

Творческий курсантский проект является подспорьем в будущей профессиональной деятельности, так как социально-педагогическая работа с несовершеннолетними в целом, и несовершеннолетними правонарушителями в частности предполагает реализацию комплекса методических работ по предупреждению правонарушений, что зафиксировано в ФЗ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Приказ МВД России от 15.10.2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» и должностном регламенте сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних (далее -

ПДН).

Например, в Приказе МВД России от 15.10.2013 г. № 845 прописано: «...Участвуют в подготовке и проведении федеральных и региональных комплексных мероприятий по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Анализируют эффективность мер по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Изучают, обобщают и внедряют в практику работы органов внутренних дел передовой отечественный и зарубежный опыт работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних», тем самым кафедра педагогики в КНК посредством реа-

лизации ФГОС ВО и формированию ОК 7, ПК 35, и ПК 36 (помимо ведущих квазипрофессиональных компетенций) готовит курсантов (будущих инспекторов ПДН) к творческой направленности. И.В. Ульянова подчеркивает необходимость в формировании у курсантов (будущих инспекторов ПДН) чувственного познания, так как: «специалисту необходимы перцептивные и интерактивные способности, посредством которых будут транслироваться эмпатия, готовность к сотрудничеству, поддержке, просвещению, воспитанию и перевоспитанию и проч. Данные качества необходимо комплексно развивать у курсантов.».

Постиндустриальное общество во многом дезориентирует подрастающее поколение в выборе смысложизненных ценностей и ориентаций.

Сотрудник ПДН является главным субъектом не только в предупреждении и профилактике отклоняющегося поведения, но и в воспитании несовершеннолетних, поэтому развитие личностных характеристик у курсантов (сотрудников полиции) главная задача ОО ВО МВД России.

Разрабатываемые творческие проекты на кафедре педагогики Учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности в рамках КНК и дисциплин («социальная педагогика», «коррекционная педагогика») формируют у курсантов знания, умения и навыки основных профессиональных компетенций, необходимых в деятельности инспектора ПДН, которые содержат междисциплинарную категорию, что отражено в рис. 1.

Рис. 1. Интегративный характер в формировании творческого потенциала курсантов - социальных педагогов

Обращаясь к формированию творческого потенциала у курсантов (будущих инспекторов ПДН), необходимо подчеркнуть ценность гармоничной личности, когда соразмерны понятия воли, разума и чувств. В данном контексте кафедрой педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности в рамках КНК и дисциплин (социальная педагогика, коррекционная педагогика) реализуются рефлексивные проекты:

1) линия моей жизни;

2) мой образ эмпатии;

3) социально-педагогический календарь;

4) любимый уголок родины;

5) что я дарю миру детства.

Таким образом, подводя итог, необходимо подчеркнуть, что творческий потенциал гармонич-

ной личности курсанта как один из компонентов в формировании профессиональных компетенций при подготовке социальных педагогов в Московском университете МВД России имени В.Я. Кико-тя развивает у курсантов:

- способности в разработке новых идей по предупреждению отклоняющегося поведения несовершеннолетних;

- способности в аккумулировании отечественного и зарубежного опыта по работе с несовершеннолетними в целом, и несовершеннолетними правонарушителя в частности;

- способности в проявлении креативного мышления в проблемных ситуациях;

- проведение экспериментов по реализации творческих проектов.

Библиографический список

1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст]: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - №26, ст. 3177.

2. Об утверждении федерального государственного стандарта высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета) [Текст]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. №1611 // [Электронный ресурс] Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo. gov.ru) от 12.1.2017 г. (№ 0001201701120020).

3. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несо-

вершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации [Текст]: Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 октября 2013 г. №845 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2014. - №11.

4. Ульянова И.В., Евсеева И.Г. Оценивание устных ответов курсантов - будущих социальных педагогов на семинарском занятии / И.В. Ульянова, И.Г. Евсеева // Вестник экономической безопасности. - 2018. - №1. -С.261-266.

5. Bamett B. G., Muth R. Using action-research strategies and cohort structures to ensure research competence for practitioner-scholar leaders. Journal of Research on Leadership Education, 2008, vol. 3, no. 1, pp. 1-42.

Егорченков Д.А., Данюк Н.С. Гибридный дракон и химера войны : монография. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. 367 с.

Монография посвящена изучению феномена "гибридных войн", которые выступают инструментами международной политики и все чаще задействуются при реализации военно-политических стратегий, направленных на дестабилизацию общественно-политической обстановки в странах-мишенях с целью демонтажа неугодного политического режима. Авторы выявляют характерные черты и технологические аспекты "гибридных войн" на современном этапе развития международных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.