Научная статья на тему 'Воспитательная программа «Я-ли-к» (я – личность – коллектив)'

Воспитательная программа «Я-ли-к» (я – личность – коллектив) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / КОЛЛЕКТИВ / ЛИЧНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курышева Светлана Николаевна

В воспитательной программе «Я-ЛИ-К»(Я личность-коллектив)», определена следующая цель: создание условий для формирования ученического коллектива, в котором для каждого ребёнка будет существовать возможность развития и проявления его личностных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курышева Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательная программа «Я-ли-к» (я – личность – коллектив)»

Курышева Светлана Николаевна,

учитель начальных классов, ГБОУСОШ №10, г. Сызрань, Самарская область [email protected]

Воспитательная программа «Я-ЛИ-К» (Я - личность - коллектив) Аннотация. В воспитательной программе «Я-ЛИ-К»- (Я - личность - коллектив), определена следующая цель: создание условий для формирования ученического коллектива, в котором для каждого ребёнка будет существовать возможность развития и проявления его личностных качеств. Ключевые слова: Воспитание, коллектив, личность, деятельность, самоуправление.

Исходя из задач развития школы, перед учителем начальных классов ставятся следующие воспитательные задачи:

- развитие у школьников мотивации к обучению,

- выявление и осуществление поддержки одаренных учащихся;

- воспитание коммуникативной культуры школьников;

- содействие воспитанию у школьников активности, развитию инициативы, творчества и организаторских способностей;

- развитие и совершенствование таких качества личности школьников, как любознательность, инициативность, трудолюбие, воля,

настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний.

С целью реализации данных задач в классе разработана и реализуется воспитательная программ для учащихся начальной школы «Я-ЛИ-К».

Результаты и эффективность воспитательной работы классного руководителя в значительной мере предопределяются планированием. Грамотно составленный план - документ, отражающий системный подход к организации воспитательного процесса в классе.

В воспитательной программе определена следующая цель: создание условий для формирования ученического коллектива, в котором для каждого ребёнка будет существовать возможность развития и проявления его личностных качеств.

Задачи:

-развивать мотивацию к самопознанию и самовоспитанию юной личности;

-способствовать формированию мотивации к активной жизненной позиции и ЗОЖ;

-развивать умение гармонизировать различные стороны своей личности;

- приобщать младшего школьника к нормам нравственности и общечеловеческих ценностей;

-раскрывать творческий потенциал ученика;

- формировать лидерские качества.

Воспитательная система охватывает различные направления развития личности ребенка, способствует формированию коллектива в разнообразной, личностно значимой для учащихся деятельности. В формировании и развитии коллектива придается важное значение воспитанию чувства «мы- коллектив», рождающееся в совместной деятельности и общении, поиску и стабилизации благоприятного положения каждого ученика, самоутверждению ребенка в классе, совершенствованию навыков самоуправления (долговременная игра «Мореплаватели», проектная деятельность, профо-риентационные занятия.

Следует особо подчеркнуть, что во главу угла поставлен деятельностный подход. Воспитанники становятся компетентными, толерантными, гармонически развитыми личностями через разные формы деятельности.

Системная работа по реализации воспитательного курса «Я-ЛИК-К» приводит к позитивным результатам.

Промежуточным итогом реализации воспитательной работы классным руководителем является высокий уровень развития классного коллектива, который можно охарактеризовать как сплоченный, творческий, сформировано чувство «мы - коллектив», что проявляется в осознании учащимися себя членами коллектива, стремлении ребят завоевать своему классу значимое место среди других классных коллективов.

Необходимо отметить диагностический инструментарий, которым пользуется классный руководитель. Регулярное анкетирование учащихся, использование разнообразных диагностических методик дает свои результаты - своевременное и качественно изучение жизненных ориентиров и нравственных ценностей учащихся, своевременная их корректировка.

Как результат воспитательной работы - устойчивый положительный социально-психологический микроклимат в классе. Факторами, поддерживающими его в таком состоянии, являются тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, доброжелательность, коллективизм, забота, отношения взаимной ответственности между учащимися класса, между учениками и учителем. Эмоциональный настрой учащихся класса можно отметить как положительный, ровный.

Особенностью общения в классном коллективе является высокий уровень самоуправления, как результат распределения обязанностей между учащимися школы в рамках реализации игры «Мореплаватели». Данный факт учитывается классным руководителем при планировании и осуществлении мероприятий с целью учета существующих связей в классе, сложившихся лидеров.

Следует отметить, что каждый ученик класса активно участвует в жизнедеятельности класса, в общих творческих и трудовых делах.

Игра является полигоном для социальных проб, т. е. тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе игры проблем конструктивного межличностного взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми. Важнейшей педагогической задачей в процессе проведения игры является научение детей началам мотивации.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики, его отношение с окружающими людьми и самим собой. Сама природа игры уникальна: объединение в общем переживании, деятельном сотрудничестве общей радости, которую приносит коллективный успех, и горечи общего поражения. Игра имеет свои особенности:

- коллективный характер деятельности;

- актуальность содержания, позволяющая придать игре острый, наступательный характер; ролевая игра

- педагогический подход к распределению ролей (поручение ролей не лидерам, "звездам", а ученикам, нуждающимся в коррекции своих недостатков).

Основная цель: формирование у младшего школьника стремления реализовать себя, выступить в роли лидера.

Задачи направления:

- ознакомить с практическими приемами и методами своего духовного и физического развития, совершенствования;

- формировать положительное отношение и восприятие нравственно- этических ценностей общества;

- раскрытие индивидуальных творческих способностей и познавательных интересов каждого участника;

- формировать лидерские качества.

Ожидаемый результат.

В ходе реализации данного направления ребенок должен научиться:

- использовать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками, как в малых группах, так и в коллективе, способствующие развитию личности ребенка и формированию классного коллектива;

- раскрывать собственный творческий потенциал;

- применять полученные знания на практике;

- принимать на себя роль ведущего в игре;

- развивать организаторские и лидерские способности;

- применять полученные знания и умения в различных видах деятельности;

- адекватно оценивать результаты собственной деятельности;

- уважительно относиться к людям, их труду.

Реализуя курс «Начала этики», классный руководитель работает много над формированием социально-ответственного поведения, созданием своей системы ценностей, этических ориентиров в жизни. С этой целью систематически отслеживается динамика в изменениях взаимоотношений детей в классе, состояние учебной мотивации, уровня воспитанности.

На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. В семье происходит социализация ребенка, где усваиваются общечеловеческие нормы, ценности в процессе взаимоотношений с другими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников:

В области формирования семейной культуры:

- формирование отношения к семье как к основе российского общества;

- формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

- знакомство обучающегося с культурно-историческими, этническими традициями российской семьи.

Эффективность сотрудничества классного руководителя с родителями достигается путем сочетания массовой, групповой, индивидуальной форм работы.

В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, важно расширять его представления о различных профессиях.

Именно родители класса помогают максимально разнообразить палитру впечатлений о мире профессий. Они проводят мини-лекции. Рассказ о профессии длится не более 5-7 минут, с сопровождением наглядных материалов: фотографий, рисунков, орудий труда и др. Если интересна профессия, но родители не компетентны, ими приглашаются специалисты. Родители помогли оформить уголок профессий в пространстве класса. В этом уголке книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессиями. Организация экскурсий на предприятия города также «лежит» на плечах родителей. Ученики ведут «Профессиональное портфолио», в которое вкладывают интервью с родителями, вырезки из газет, свои рисунки и письменные работы по профориентации. Создается «Словарик устаревших и новейших профессий». Совместная работа с родителями в данном направлении помогает воспитывать уважение к людям труда, понимать значения труда в жизни человека.

Закон «Об образовании» называет одним из принципов государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Воспитательный процесс в школе представляет собою широкое, многостороннее взаимодействие школьников как активных субъектов деятельности с окружающей социальной средой, прежде всего взрослыми людьми. В этом взаимодействии школьники являются одновременно субъектами самоизменения и объектами воздействия, благодаря чему они созревают как члены общества, человеческие личности, индивидуальности.

Этот процесс является процессом социализации, основными участниками которого являются:

- школьники;

- преподаватели;

- родители;

- коллектив;

- социальная среда.

Школьник как субъект воспитательного процесса есть развивающаяся индивидуальность на основе природных сил и задатков, обладающая потребностями, мотивами, интересами. У обучающегося школы постепенно формируются личностные качества, потребности, интересы, активная жизненная позиция по отношению к окружающему миру и самому себе и появляется возможность постановки цели самосовершенствования, осуществления самовоспитания, самосодействования становлению собственной личности. Библиографический список

1. Тишков Валерий Александрович, Данилюк Александр Ярославович, Кондаков Александр Михайлович //Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Издательство: Просвещение, 2011 г.

2. Закон РФ "Об образовании" // Издательство: Проспект, 2012 г.

Латышева Вероника Владимировна,

учитель английского языка МАОУ СОШ № 16, г. Пермь [email protected]

Пример создания проблемной ситуации и её решения а уроке английского языка в 5 классе по теме «Урок здоровья» Аннотация. Введение в проблемную ситуацию осуществляется через предъявление детям аутентичных писем зарубежных сверстников в интернет журнал «Clockwise». Дети обращаются за советом в журнал по решению их проблем, связанных со здоровым образом жизни. Таким образом, учащиеся осознают условия применения английских модальных глаголов. В процессе урока ученики сами формулируют правила их использования. Результатом урока являются советы-рекомендации по улучшению качества жизни и здоровья.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, проблемная ситуация, советы сверстникам.

Тема: «Урок здоровья».

Цель: Создать условия для понимания сущности модальных глаголов must, should.

Образовательная: формировать умение давать советы зарубежным сверстникам, как сохранить здоровье.

Развивающая: развивать способность прогнозировать, анализировать и делать выводы. Развивать коммуникативные способности учащихся.

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к своему здоровью.

Воспитывать культуру общения и взаимопонимания.

Задачи: 1.Смоделировать речевую ситуацию, мотивирующую учащихся на беседу о здоровом образе жизни.

2.Организовать исследование грамматического явления - сущность модальных глаголов и использование в речи.

З.Осмыслить содержание аутентичного текста, использовать его для создания собственного высказывания.

4. Помочь учащимся создать собственный печатный продукт для публикации в интернете на сайте Клуба здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.