УДК 373.1
Н.В. Колмогорова
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
г. Омск
ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА ПОСРЕДСТВОМ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК - РОДИТЕЛИ»
Обозначена проблема формирования классного коллектива посредством внеклассной работы. Разработанная программа формирования классного коллектива через внеклассную работу во взаимодействии с родителями поможет учителям начальных классов более эффективно провести работу по сплочению классного коллектива.
Ключевые слова: классный коллектив, внеклассная работа, программа формирования классного коллектива.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ, утвержденному приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 (в редакции Приказа Минобрнауки РФ от 30.08.2010 г. № 889), организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
«Внеучебная деятельность школьников» - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации [1].
В рамках внеучебной деятельности школьников проводится внеклассная работа, которая формирует и развивает личность ребенка. Управлять воспитательным процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но и формировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам. Добытое лично -добыто на всю жизнь. Это особенно актуально сейчас, когда дети не всегда способны организовать свой досуг, и большое количество свободного времени, особенно с взрослением ребенка, может привести к различным формам девиантного поведения [2].
Школы зачастую не могут выбрать необходимую направленность внеклассной и общешкольной работы. Это приводит к потере времени, интереса учеников и ухудшению отношений учеников и учителей. Тем более не проводится работа с детьми в тройном взаимодействии: учитель - родители - ученики.
Проблема исследования состоит в противоречии: с одной стороны, необходимо проведение внеклассной работы по сплочению классного коллектива, с другой - недостаточно научно-методических разработок, касающихся формирования классного коллектива через внеклассную работу во взаимодействии с родителями.
Работая с учащимися первого класса, учителю необходимо знать особенности младшего школьного возраста (с 6-7 до 9-10 лет), который определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу.
У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка.
Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимания, памяти, воображения и мышления; создает новые условия для личностного развития ребенка.
От сотрудничества семьи и школы зависит эффективность образовательного и воспитательного процессов и формирование детского коллектива.
Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной и т.д. [3].
Формирование коллектива класса, ученической бригады, несомненно, способствует воспитанию у детей определенных отношений к своему коллективу, внутри коллектива.
Для изучения сформированности классного коллектива были проведены опросник «Мой класс» и анкетирование для изучения семейной ситуации.
Таблица 1
Результаты опросника «Мой класс» до эксперимента_
№ п/п Фамилия, имя Степень удовлетворенности Степень конфликтности Степень сплоченности
1 Р. В. 3,7 1,0 1,0
2 Б М 2,8 1,6 1,4
3 К. В. 3,5 1,1 1,1
4 Р. Е. 3,4 2,0 2,0
5 А. Н. 2,8 3,2 1,2
6 К. А. 2,7 2,1 1,1
7 Р. А. 2,6 1,9 1,0
8 Т. В. 3,0 1,1 1,1
9 К. Л. 3,3 1,6 1,7
10 К. М. 3,7 1,2 1,2
11 Н. Л. 3,5 1,6 1,3
12 К. Д. 3,2 1,2 1,2
13 А. И. 3,4 1,1 1,1
14 Н. А. 3,2 1,3 1,2
15 Д. А. 3,3 1,3 1,3
Средний % 3,2 1,5 1,26
Опросник позволяет диагностировать, прежде всего, отношение отдельных учеников к своему классу. Вместе с тем, появляется возможность получить и обобщенную его характеристику. Значение «У» - частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если «У» больше 3, можно констатировать высокую степень; если «У» больше 2, но меньше 3 или «У» меньше 2, это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени. Полученные результаты представлены в табл. 1.
Как видно из представленной таблицы, средний процент степени удовлетворенности составил 3,2; степени сплоченности - 1,5; степени конфликтности - 12,6. Данные свидетельствуют о том, что младшие школьники испытывают высокий уровень удовлетворенности школьной жизнью, но следует обратить внимание на низкий уровень сплоченности класса. И это не удивительно, ведь у детей в первом классе проходит процесс адаптации к новым условиям, к жизни в школе, новом коллективе. Низкий процент степени конфликтности свидетельствует о бесконфликтности класса, и это является положительной тенденцией для формирования классного коллектива.
Хотя младший школьный возраст - время, когда есть большие возможности для того, чтобы у ребенка складывались важные черты общественника, коллективиста.
Взаимоотношения детей в классе как членов одного коллектива не возникают вдруг и сами собой. В первые дни занятий, а иногда и на протяжении нескольких месяцев первоклассники еще не чувствуют себя членами единого коллектива. Но постепенно взаимоотношения детей изменяются: ребята начинают присматриваться друг к другу, завязывать контакты, находить общие интересы.
В школе ребенок встречается с четкой и развернутой системой моральных требований.
«Обращенность к коллективу» ведет к тому, что младший школьник начинает сознательно подчинять свои побуждения тем общим целям и задачам, которые стоят перед ним и его сверстниками, учится управлять своим поведением.
К концу младшего школьного возраста коллективные интересы и общение с товарищами начинают выделяться для ребенка в особую сферу жизни, наполненную особыми заботами, радостями, интересами.
Решающее значение для выработки позиции ребенка и его семьи по отношению к учителю и школе имеют первые три-четыре года учения.
В этот период закладывается фундамент знаний и нравственного развития школьника, воспитывается умение самостоятельно работать на уроке и вне класса, в детском коллективе.
Учителям необходимо не только повышать этическую обоснованность и убедительность своих действий в общении с учащимися, но и укреплять личные контакты с семьями воспитанников.
Результат встреч с родителями зависит от умения учителя вести педагогическую беседу. Во взаимоотношениях с родителями необходимо обязательное соблюдение педагогического такта всеми учителями и сотрудниками, работающими в школе.
Активная помощь родителей школе является надежным резервом повышения эффективности учебной и воспитательной работы педагогического коллектива, важным звеном в осуществлении всеобщего образования подрастающего поколения [4].
Для изучения отношения родителей к школьной жизни класса мы предложили родителям ответить на вопросы анкеты, которая состояла из трех блоков:
1. Изучение максимальной семейной ситуации.
2. Изучение отношений родителей к собственному ребенку.
3. Изучение качества характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят.
Анализируя ответы родителей, можно сделать следующие выводы:
1. Средний процент удовлетворенности родителей школьной жизнью - 92,8%, что, конечно же, является очень высоким показателем.
2. Большинство родителей проявляют желание принимать участие во внеклассной деятельности для формирования классного коллектива.
3. Со стороны родителей отсутствуют конкретные предложения по улучшению условий жизни школы.
В связи с выявленным желанием родителей принимать активное участие во внеклассной деятельности для формирования классного коллектива с родителями была проведена беседа о разъяснении целей, задач и содержания внеучебной (внеклассной) деятельности.
Внеучебная (внеклассная) деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.
В различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе.
Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий решалась не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач. При выборе содержания организацией форм всегда необходимо соблюдать принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.
Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые. Индивидуальная работа - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание.
К объединяющим формам работы относятся детские клубы, школьные музеи, общества. Широкое распространение получают клубы дружбы, выходного дня, интересных встреч.
Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведенного времени и является составной частью воспитательной деятельности.
Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием [4].
Для формирования классного коллектива была разработана программа, которая с согласия директора школы, завуча по воспитательной работе, классного руководителя и родителей была добавлена в тематический план классного руководителя по внеклассной работе.
Программа формирования классного коллектива через внеклассную работу
во взаимодействии с родителями
Цель: формирование классного коллектива через внеклассную работу во взаимодействии с родителями.
Задачи:
1) установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся;
2) изучение воспитательных возможностей семей;
3) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в классе.
Программа работы с классом включает в себя 10 внеклассных занятий:
1. Родительское собрание «Традиции семьи» (сентябрь).
2. «Папа, мама, я - дружная семья» (октябрь).
3. Классный час «Мамин день» (ноябрь).
4. Беседа с родителями «Как помочь ребенку стать внимательным?» (декабрь).
5. Родительское собрание в 1-м классе по теме: «Садимся за уроки» (январь).
6. Родительское собрание. Тема: «Без друзей меня чуть-чуть...» (февраль).
7. Общие основы этикета «В гостях у гнома Этикета, или Праздник вежливости» (март).
8. Классный час на тему: «Эта добрая, добрая сказка» (апрель).
9. Родительское собрание «Воспитание любви к природе» (май).
10. Семейное мероприятие «Семейный журфикс» (май).
После внедрения программы был проведен повторный опрос учащихся по опроснику «Мой класс». Полученные результаты представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты опросника «Мой класс» после эксперимента_
№ п/п Фамилия, имя Степень удовлетворенности Степень конфликтности Степень сплоченности
1 Р. В. 3,4 1,0 2,5
2 Б М 3,9 0,6 2,9
3 К. В. 3,3 0,9 1,9
4 Р. Е. 3,2 0,7 2,3
5 А. Н. 3,5 1,1 2,5
6 К. А. 2,9 1,8 2,9
7 Р. А. 2,5 1,0 1,9
8 Т. В. 3,5 0,9 2,0
9 К. Л. 3,8 0,5 2,3
10 К. М. 3,9 0,9 2,9
11 Н. Л. 2,9 1,1 3,4
12 К. Д. 2,5 1,5 3,7
13 А. И. 3,3 1,3 3,2
14 Н. А. 3,7 0,8 2,8
15 Д. А. 3,6 0,9 2,1
Средний % 3,3 1,0 2,6
Для проверки достоверности полученных в эксперименте результатов использовался критерий Уилкоксона, который позволяет оценить различия в одной группе до и после проведения эксперимента. Результаты до и после эксперимента представлены на рисунке.
4,00
3,50
3,00
2,50
1 2,00 ю
1,50 1,00 0,50 0,00
1 2 3
□до эксперимента ■ после эксперимента
Сравнение результатов до и после эксперимента: 1 - удовлетворенность школьной жизнью; 2 - степень конфликтности;
3 - степень сплоченности
Согласно полученным данным выявлено, что по степени удовлетворенности школьной жизнью достоверных результатов не произошло (Р>0,046). На, наш взгляд, это объясняется тем, что удовлетворенность школьной жизнью типична для учащихся младшего школьного возраста.
По степени конфликтности (Р<0,020) и сплоченности (Р<0,022) в классе произошли достоверные изменения, что свидетельствует об эффективности разработанной программы, так как внеклассные мероприятия в основном направлены на сплочение коллектива и снижение соответственно уровня конфликтности. Это проявляется в осознании младших школьников межличностных отношений, имеющих характер товарищества, взаимопомощи.
Библиографический список
1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский ; под ред. В.В. Давыдова. - М., 2004.
2. Кривошеева, О.Р. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях школы-интерната / О.Р.Кривошеева, О.С. Устинова // Омский научный вестник. - 2010. - № 1 (85). - С. 146-150.
3. Классные дела в начальной школе : методич. разработки воспитательных дел в классе / под ред. С О. Домбек, Н.В. Лебедевой. - Вып. 2. - М., 2007, 192 с.
4. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями / авторы-составители: О.В.Москалюк, Л.В. По-гонцева. - Учитель, 2011. - 123 с.
5. Сыромятникова, Л.М. Педагогические советы (разработка, подготовка и технологические схемы, традиционные и нетрадиционные формы проведения). - Вып 1. Учитель, 2006. - 157 с.
N.V. Kolmogorovа Siberian State University of Physical Culture and Sport FORMING OF CLASS COLLECTIVE BY MEANS OF EXTRACURRICULAR WORK In the article the problem of forming of class collective marks by means of extracurricular work. Research materials can be used by the teachers of schools during organization of extracurricular work. The worked out program will help the teachers of initial classes more effectively to conduct work on rallying of class collective.
Key words: class collective, schoolchildren, teachers, parents, extracurricular work, program of forming of class collective.
References
1. Krivosheeva O.R., Ystinova O.S. Prophylaxis and correction of diviantnogo behavior of teenagers in the conditions of school-boarding-school. Omsk scientific announcer, 2010, no. 1 (85), pp. 146-150.
2. Lebedeva N.V., Dombek S.O. Class businesses are at initial school: methodical developments of educator businesses in a class [Class businesses are at initial school: methodical developments of educator businesses in a class]. Moscow, 2007, vol. 2, 192 p.
3. Moskaluc O.V., Pogontseva L.V. Pedagogics of the mutual understanding : reading with parents [Pedagogics of the mutual understanding : reading with parents]. Teacher, 2011, 123 p.
4. Syromyatnikova L.M. Pedagogical advices (development, preparation and flowsheets, traditional and unconventional forms of realization) [Pedagogical advices (development, preparation and flowsheets, traditional and unconventional forms of realization)]. Teacher, 2006, vol. 1, 157 p.
© Колмогорова Н.В., 2014
Автор статьи - Наталья Владимировна Колмогорова, кандидат педагогических наук, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск, e-mail: [email protected].
Рецензенты:
О.Р. Кривошеева, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск;
З.А. Аксютина, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет.
УДК 370.153
Н.Э. Логинова
Институт развития образования Омской области
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ НАД СВЯЗНЫМ ВЫСКАЗЫВАНИЕМ
В статье представлены результаты исследования формирования речевой регуляции в процессе учебной деятельности. Предложенная комплексная методика диагностики предпосылок формирования связного высказывания и регулирующей функции речи позволит определить уровень актуального и потенциального развития школьников с тяжелыми нарушениями речи. Разработанная методика коррекционного воздействия, осуществляемая в условиях дифференцированного обучения, будет способствовать нормализации взаимосвязи речи и учебной деятельности, компенсации недостатков речевой регуляции, что в конечном счете повысит эффективность логопедической работы.
Ключевые слова: регулирующая функция речи, речевая регуляция, нарушения речи, логопедическая коррекция, учебная деятельность.
Речь занимает одно из базисных положений в структуре основных познавательных процессов, уровень ее развития является одним из условий успешности любого вида деятельности и становления личности в целом.
В младшем школьном возрасте, когда продолжается общее развитие ребенка, одной из важнейших задач коррекционной работы является нормализация взаимосвязи речи и деятельности. Взаимодействие речи и деятельности является одной из важных предпосылок успешного психического развития и адаптации ребенка в обществе [1; 4]. Ведущая роль второй сигнальной системы сохраняется и при дизонтогениях, где имеются явно выраженные нарушения в формировании речи, потому что элементы регулирующей речи формируются в результате усвоения общечеловеческого опыта, через контакты с людьми и участие в совмест-