Научная статья на тему 'Воспитательная и психологическая работа в уголовно-исполнительной системе'

Воспитательная и психологическая работа в уголовно-исполнительной системе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
16
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Увспр Фсин России

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательная и психологическая работа в уголовно-исполнительной системе»

УГОЛОВНО-И СПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА: УПРАВЛЕНИЕ И ПРАКТИКА

Рубрика «Уголовно-исполнительная система: управление и практика» этого номера посвящена знаменательным событиям: в 2022 году 65-ю и 30-ю годовщину создания празднуют воспитательная и психологическая службы

Воспитательная и психологическая работа в уголовно-исполнительной системе

Управление воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России осуществляет организацию важнейших направлений деятельности уголовно-исполнительной системы - воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными к лишению свободы, несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора, а также оказание им психологической помощи, психологической работы с лицами, осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, и психологическое сопровождение сотрудников уголовно-исполнительной системы и федеральных государственных гражданских служащих ФСИН России.

65 лет воспитательной службе уголовно-исполнительной системы

Воспитательная работа с осужденными представляет собой систему педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению их личностных деформаций, интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения. На сегодняшний день это является приоритетным направлением деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС).

История развития воспитательной службы

Нравственное исправление преступников было заявлено в качестве первостепенной задачи еще перед Обществом попечительном о тюрьмах, существовавшем

с 1819 по 1917 год. Это стало отправной точкой в выстраивании государственной политики в пенитенциарной сфере, основной упор которой был сделан не на жестокость наказания и устрашение людей, а на исправление преступника путем воспитания в нем законопослушного гражданина.

В XIX веке в местах лишения свободы на формирование правопослушной личности был направлен целый комплекс воздействия, решающую роль в реализации которого играла церковь, выполняющая функции духовно-нравственного воспитания и просвещения заключенных. Видное место в воспитательном процессе занимали школьная и внешкольная работа, биб-

лиотека. В структуре Главного тюремного управления был предусмотрен отдел воспитательно-исправительных з ав едений.

В приказе Главного управления мест заключения от 08.03.1917 № 1 было подчеркнуто, что главной задачей наказания является перевоспитание человека, «имевшего несчастье впасть в преступление в силу особенностей своего характера или неблагоприятно сложившихся внешних обстоятельств, и что для надлежащего осуществления этой задачи прежде всего необходимо проявлять гуманность к заключенным».

После революционных событий молодое Советское государство способствовало превращению тюрем в своеобразные воспитательные учреждения. Культурно-просветительной работой в местах лишения свободы занимались исправительно-трудовые подотделы губернских и областных отделов юстиции.

В 50-е годы Совет Министров СССР одобрил Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД, которым была определена главная задача - перевоспитание осужденных на основе приобщения к труду. Администрации исправительно-трудовых учреждений на протяжении длительного периода времени вели поиск оптимальных форм официальной среды осужденных, для того чтобы наиболее эффективно использовать предусмотренные законом формы, методы и средства психолого-педагогического воздействия на личность. В качестве наиболее удачной формы организационно-кадровой составляющей воспитательной службы был признан отряд. Приказом МВД СССР от 14.06.1957 № 0375 было утверждено Временное положение о начальнике отряда. Нормативное регулирование отрядного звена постоянно совершенствовалось.

При сохранении производственного приоритета в 70-80-х годах шел активный

поиск новых форм воспитательной работы с осужденными. В исправительных учреждениях расширялась сеть общеобразовательных школ, профессиональных училищ, много внимания уделялось рациональному использованию свободного от работы времени.

Нормативно-правовое регулирование воспитательной работы в уголовно-исполнительной системе

В статье 109 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) сформулированы цели воспитательной работы с осужденными: исправление, формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение образовательного и культурного уровня.

Основным нормативным правовым актом ведомственного уровня, регулирующим данную деятельность, является приказ Минюста России от 30.12.2005 № 259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний», регламентирующим организацию воспитательной работы с осужденными.

Содержание воспитательной работы с осужденными

Воспитательная работа с осужденными непосредственно направлена на формирование сознательности, правильных жизненных ценностных ориентаций. Она оказывает духовное влияние на личность осужденного, улучшает его путем целенаправленного воздействия, восстанавливает либо прививает навыки правильного понимания иерархии социальных ценностей, психологически готовит к ведению нравственного, социально полезного образа жизни после освобождения из мест лишения свободы.

Главными задачами воспитательной работы являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений. Конечная цель состоит в формировании полезного члена общества, исполняющего законы, придерживающегося установленных правил поведения, осознающего свой долг человека и гражданина.

Субъектом воспитательной работы выступает начальник отряда (старший воспитатель), целенаправленно воздействующий на нравственную сферу личности и ее элементы, который организует деятельность осужденного, влияет на процесс воспитания у осужденного убеждений, самооценки, общественной направленности, изменяет их в нужном направлении.

Объектом воспитательной работы в исправительных учреждениях являются осужденные. Сложность воздействия на них обусловлена множеством факторов личностного и общественного характера. Среди осужденных немало лиц с явной деформацией личности, у них не сформированы положительные идеалы, размыты нравственные ориентиры. Многие правонарушители, особенно молодежного возраста, не различают простейших понятий морали. Преодоление этих барьеров требует от начальника отряда (старшего воспитателя) большого профессионального мастерства. Таким образом, специфические условия отбывания наказания определяют особенности воспитательного процесса.

Существуют основные направления воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях, среди которых выделяют: правовое, нравственное, трудовое, физическое и санитарно-гигиеническое воспитание, режим, общеобразовательное и профессиональное обучение. Культурно-массовые, просветительные, спортивные и досуговые мероприятия также являются одним из основных элементов

позитивного воздействия на воспитуе-мых, затрагивающих сферу их нравственного развития.

Воспитательная работа в этом направлении включает в себя усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультуру и спорт.

Воспитательная служба уголовно-исполнительной системы сегодня

В ФСИН России проходят службу около 6 000 сотрудников воспитательных служб, которые обеспечивают воспитательный процесс с осужденными.

Необходимо отметить, что любой сотрудник исправительного учреждения в той или иной степени выполняет воспитательные функции, однако наибольшая нагрузка в работе с осужденными возложена на начальников отрядов (старших воспитателей).

Одним из приоритетов в деятельности воспитательных служб УИС остается выработка и реализация мероприятий, направленных на укрепление правопорядка, улучшение состояния дисциплины среди осужденных, обеспечение полезной занятости и развитие инициативы, стимулирование правопослушного поведения и создание условий для подготовки к освобождению от отбывания наказания и успешной адаптации в обществе.

Приоритетным направлением деятельности начальника отряда всегда была индивидуальная воспитательная и профилактическая работа, направленная на исправление осужденного, развитие у него стимула к социализации, поддержание и восстановление социально-полезных связей.

Так, на примере 2021 года начальниками отрядов (старшими воспитателями) проведено 80 517 воспитательных мероприятий (лекций, индивидуальных, групповых занятий и так далее), 69 036

общих собраний с осужденными, а также 113 317 советов воспитателей отрядов ИУ, организовано 104 998 занятий по социально-правовым вопросам.

В целях обеспечения полезной занятости осужденных в свободное от работы и учебы время, стимулирования их правопослушного поведения во всех исправительных учреждениях УИС ежегодно организуются спартакиады и соревнования между отрядами осужденных, культурно-массовые мероприятия, посвященные праздничным дням и памятным датам, конкурсы и кружковая работа.

Для проведения культурно-массовой и спортивно-массовой работы в соответствии с частью 3 статьи 110 УИК РФ в учреждениях создается материально-техническая база. В учреждениях УИС оборудовано 520 клубов, 3 216 спортивных площадок, 903 спортивных зала для осужденных, 684 тренажерных зала.

Культурно-массовая, просветительская работа - это важнейший инструмент эстетического и нравственного воспитания осужденных. К ней относится клубная работа, основными формами которой являются: организация художественной самодеятельности, концертов, демонстрация художественных фильмов, спектаклей, проведение лекций, тренингов, пропаганда чтения, проведение читательских конференций, диспутов, тематических демонстраций фильмов и их обсуждение.

В 2021 году с осужденными в учреждениях проведено 381 340 культурно-массовых мероприятий (концерты, конкурсы, театральные постановки, КВН, брейн-ринги, викторины, флешмобы, шествие «Бессмертный полк» и другие).

Проведено 319 930 мероприятий по различным видам спорта (футбол, волейбол, баскетбол, силовой экстрим, хоккей, гиревой спорт, настольный теннис и другие).

Задачи воспитательного воздействия при проведении культурно-массовых, просветительных и спортивно-оздоровительных мероприятий должны сводиться к созданию благополучной социальной атмосферы и приверженности к осмысленному проведению времени после освобождения.

В целях обеспечения полезной занятости осужденных, приобретения ими умений и навыков, необходимых для жизни после освобождения от отбывания наказания в исправительных учреждениях, начальниками отрядов организована кружковая работа.

В настоящее время в учреждениях действуют около 10 тыс. кружков различной направленности - театрально-драматические, вокально-инструментальные, литературно-поэтические, изобразительного искусства и художественной резьбы по дереву, декоративно-прикладного искусства, моделирования, спортивно-физкультурные и так далее. Выбрать занятие для досуга осужденным помогают начальники отрядов. На сегодняшний день в кружках занимаются более 230 тыс. осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях.

В рамках творческих проектов ФСИН России организовано проведение всероссийских мероприятий, среди которых стоит особенно отметить такие как:

- Всероссийский фестиваль «Амнистия души»;

- Всероссийский конкурс среди осужденных женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы «А ну-ка, девушки!»;

- Всероссийский чемпионат по шахматам среди осужденных в режиме видео-конференц-связи;

- турнир по игре в городки (проведен в День городошного спорта совместно с Федерацией городошного спорта России);

- Дельфийский чемпионат среди осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (проведен совместно с Национальным Дельфийским советом Российской Федерации);

- Всероссийский ежегодный конкурс творческих выступлений, подготовленных осужденными, отбывающими наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации «Конкурс веселых и находчивых»;

- Всероссийский конкурс на лучшее исполнение песен среди осужденных «Калина Красная»;

- Всероссийская спартакиада по летним видам спорта среди несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях.

Торжественные церемонии объявления победителей вышеуказанных конкурсов в 2021-2022 годах прошли в режиме видео-конференц-связи с подключением исправительных учреждений, приглашением представителей общественности, известных деятелей культуры и искусства.

Кроме этого, в октябре 2021 года три команды осужденных приняли участие в первом интерконтинентальном международном онлайн-турнире по шахматам среди заключенных, состоявшемся под эгидой ФИДЕ. Основная команда заняла итоговое 3 место.

С целью повышения уровня мотивации и заинтересованности осужденных к участию в проводимых учреждениями мероприятиях, совершенствования процесса психолого-педагогического сопровождения исправления осужденных организованы соревнования, спартакиады, конкурсы между отрядами, по итогам которых определен победитель в номинации «Лучший отряд исправительного учреждения».

Вовлеченность осужденных в перечисленные мероприятия, в том числе за

счет принципа состязательности, позволяет улучшить состояние правопорядка в учреждениях, повысить мотивацию осужденных к правопослушному поведению, повлиять на развитие у них разумной инициативы и творчества, а также формировать положительное отношение к занятию спортом, поддержанию физической формы и здоровья.

В соответствии с частью 1 статьи 112 УИК РФ в исправительных учреждениях УИС организуются обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования.

На начало 2021/2022 учебного года 45 815 осужденных приступили к обучению, из них 30 897 - подлежащих обязательному основному общему обучению. По итогам 2020/2021 учебного года получили образование 13 006 осужденных, в том числе 320 осужденных, отбывающих наказание в воспитательных

колониях. По состоянию на 01.01.2022 высшее образование получают 1 070 осужденных.

Кроме этого, в исправительных учреждениях УИС функционируют 1 123 библиотеки, из которых в 720 имеются читальные залы.

Книжный фонд библиотек в ИУ составляет 5 353 529 экземпляров печатных изданий, из них художественной литературы - 4 113 248, юридической - 124 238, религиозного содержания - 725 203, иная -390 840. Кроме того, имеется 2 121 электронная книга для чтения.

Отдельное внимание как современному высокотехнологичному направлению, оказывающему положительное влияние на процесс воспитания осужденных, уделяется созданию и работе студий кабельного телевидения.

В исправительных учреждениях создано 754 таких студии. Осужденные под контролем администрации учреждения гото-

вят новостные сюжеты о жизни и событиях учреждения, видеоролики социальной направленности, которые через сеть кабельного телевидения транслируются осужденным по отрядам и используются в воспитательной, профилактической и разъяснительной работе с осужденными.

В 2021 году студиями подготовлено более 90 тыс. видеороликов, различной направленности и тематики.

Приоритетное внимание также уделяется созданию условий для успешной подготовки осужденных к освобождению и адаптации в обществе, осуществляется работа по восстановлению и поддержанию социально полезных связей с родственниками и близкими людьми, в которой активно участвует начальник отряда.

За 2021 год проведено 634 мероприятия «День открытых дверей», которые были приурочены к праздничным дням, дню колонии и дню отряда.

Одной из важных форм работы начальника отряда с осужденным является его мотивация к правопослушному поведению, главный итог этой работы -условно-досрочное освобождение или изменение вида исправительного учреждения. Можно сделать вывод, что эта деятельность приносит свои плодотворные результаты. Так, в 2021 году более 30 тыс. осужденных освободились условно-досрочно, а более 25 тыс. осужденным судами заменена неотбытая часть наказания на более мягкий вид наказания.

Перевод в колонию-поселение является одним из элементов успешной подготовки к освобождению из мест лишения свободы и последующей интеграции в общество. Более 13 тыс. осужденных реализовали данное право.

Также для восстановления и поддержания социально полезных связей, мотивации осужденных к правопослушному поведению и предварительного решения вопросов трудового и бытового устрой-

ства в соответствии с требованиями статьи 97 УИК РФ в исправительных учреждениях реализуется право осужденных на выезд за пределы исправительных учреждений. Как результат, в 2021 году осужденным предоставлено 1 064 выезда за пределы учреждений, что на 317 выездов больше, чем в 2020 году, в том числе 191 выезд для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения.

В колониях-поселениях осужденным было предоставлено 324 отпуска с выездом за пределы колонии-поселения, а также 2 602 меры поощрения в виде разрешения на проведение за пределами колонии-поселения выходных и праздничных дней.

260 осужденным предоставлено право проживать с семьями на арендованной или собственной жилой площади, находящейся в пределах колонии-поселения или муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение.

Организация воспитательного, культурно-массового, просветительского, спортивно-оздоровительного досуга положительно воздействует и на личность осужденного, и на уголовно-исполнительную систему в целом. Сотрудники воспитательных служб исправительных учреждений способствуют повышению эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, а также популяризации культуры, искусства, образования, сохранению семейных ценностей, оказывают положительное влияние на процесс социализации граждан, вступивших в конфликт с законом.

Сегодня можно с уверенностью отметить, что воспитательные службы уголовно-исполнительной системы успешно развиваются, их работа на современном этапе становится еще более значимой и востребованной.

30 лет психологической службе уголовно-исполнительной системы

Приказом ФСИН России от 31.07.2007 № 421 2 сентября объявлено Днем психологической службы уголовно-исполнительной системы. В сентябре 2022 года психологическая служба уголовно-исполнительной системы будет отмечать свое 30-летие.

Именно в этот день в 1992 году приказом МВД России* было утверждено Примерное положение о психологической лаборатории исправительно-трудового учреждения**. На тот момент штатная численность сотрудников составляла 104 человека.

История создания и развития психологической службы

Листая страницы истории развития пенитенциарной психологии можно отметить, что еще в эпоху реформ Петра I один из его сподвижников, Посошков И. Т., указывал на необходимость учитывать психологию преступников при исполнении наказания, осуществлять их классификацию «во избежание вредного влияния худших на менее испорченных» [1]. В период царствования Екатерины II была предпринята одна из первых попыток реформирования тюремной системы (1775 год). «Не поражать, преследовать, истреблять злодеев, а возвращать на путь исправления через истребление мглы, духа их помрачившей», - писала Екатерина II [2]. Вряд ли в то время великая российская императрица могла предположить, что проблема ресоциализации осужденных будет актуальна и в современной России.

* До 1998 года уголовно-исполнительная система входила в структуру МВД России.

** Приказ МВД России от 02.09.1992 № 305 «Об утверждении Примерного положения о психологической лаборатории исправительно-трудового учреждения».

После революции 1917 года начался поиск путей построения новой системы работы с людьми, преступившими закон, новых форм и методов их перевоспитания.

Теоретическим обоснованием перевоспитания личности преступника в 1920-1930-е годы были положения К. Маркса и Ф. Энгельса о том, что в качестве естественного, живого существа человек наделен природными силами, являясь деятельным природным существом.

Места лишения свободы стали развиваться в соответствии с лозунгом «От тюрем - к воспитательным учреждениям». На этой основе усилилось воспитательное начало в деятельности исправительно-трудовых учреждений и начали развиваться пенитенциарно-психологические взгляды.

Именно в 1920-1930-е годы были заложены методологические и методические принципы исправительно-трудовой (пенитенциарной) психологии: психическое отражение, биосоциальная обусловленность психики, личностный подход, объективность, исправимость, дифференциация и индивидуализация, коллективное перевоспитание.

Однако с середины 1930-х и до начала 1960-х годов началась широкая критика «психиатрической интервенции» в борьбе с преступностью и перевоспитании осужденных, за которой последовало прекращение психиатрических и пени-тенциарно-психологических исследований, а для психологов исправительно-трудовые лагеря на долгие годы были закрыты [3].

И только на рубеже 1950-1960-х годов возрождению интереса к пенитенциар-но-психологической проблематике спо-

собствовали изменение государственной политики, реорганизация пенитенциарных учреждений, создание отрядной системы, ориентация на исправление осужденных. В связи с этим возникла проблема индивидуализации исполнения наказания, которая вызвала потребность в углубленном изучении личности осужденных. Были опубликованы работы таких авторов, как Ефимов М. А. (1963 год) «Изучение личности заключенного и оценка доказательств его исправления и перевоспитания», Ковалев А. Г. (1964 год) «Психология исправления и перевоспитания заключенных», Глоточ-кин А. Г. и Пирожков В. Ф. цикл лекций по предмету исправительно-трудовой психологии (1966-1970 годы). Этими же авторами в 1974 году издан первый отечественный учебник «Исправительно-трудовая психология» под редакцией известного психолога Платонова К. К. В первой половине 1970-х годов проблемы психологии личности и социальной среды осужденных начинают активно изучаться во вновь созданных учреждениях: научно-исследовательской лаборатории Рязанской высшей школы МВД СССР, на кафедре психологии управления Академии МВД СССР, в секторе судебной психологии ВНИИ Прокуратуры СССР, ВНИИ МВД СССР и других учебных и научно-исследовательских заведениях [4].

Большой вклад в изучение личности преступника внесли такие ученые, как невропатолог Бехтерев В. М., психолог Лазурский А. Л., юристы Владимиров Л. В., Познышев С. П., Гернет М. Н. и другие.

Формирование современной пенитенциарной психологической службы прошло не простой, но интересный путь.

В 70-х годах прошлого века были введены должности психологов в учреждениях для содержания несовершенно-

летних правонарушителей, в 90-х годах во всех исправительных учреждениях созданы психологические лаборатории, в 2000-х - самостоятельные подразделения на уровне территориальных и федеральных органов [4].

При становлении психологической службы и разработке стратегически важных документов, регламентирующих ее деятельность, был проанализирован опыт функционирования пенитенциарной психологической службы за рубежом, обобщены и учтены основные теоретические принципы ее создания, получившие освещение в научной литературе (Алферов А. Д., Асмолов А. Г., Бодалев А. А., Войтко В. И., Гуревич К. М., Давыдов В. В., Дебольский М. Г., Деев В. Г., Дубровина И. В., Емельянов Ю. М., Забродин Ю. М., Зубков А. И., Климов Е. А., Ковалев А. Г., Ломов Б. Ф., Марьин М. И., Платонов К. К., Поздняков В. М., Прихожан А. М., Столяренко А. М., Сухов А. Н., Ушатиков А. И. и другие).

21 марта 1991 года приказом МВД СССР № 99 в Рязанской высшей школе МВД СССР образован психологический факультет для подготовки пенитенциарных психологов.

В июне 2000 года осуществлен первый набор курсантов и слушателей на психологический факультет Вологодского института права и экономики ФСИН России.

С начала создания и по настоящее время психологические факультеты образовательных организаций высшего образования ФСИН России являются флагманами подготовки высококвалифицированных психологов для органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.

Также с 2000 по 2009 год решен ряд организационных, правовых, кадровых, научно-методических вопросов стратегического характера, позволивших

поднять профессиональный уровень психологической работы с подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными и персоналом. Штатные должности психологов были введены не только в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, но и уголовно-исполнительных инспекциях, отделах специального назначения, управлениях (отделах) по конвоированию, отделах охраны, штабе оперативной группировки, несущей службу на Северном Кавказе.

Во ФСИН России в 2014 году создана единая психологическая служба, направленная на организацию психологического сопровождения сотрудников и членов их семей, а также оказание психологической помощи подозреваемым, обвиняемым, осужденным, что позволило оптимизировать организационно-управленческую структуру психологической службы УИС и определить новые векторы ее развития.

В этом же году был издан приказ ФСИН России от 23 декабря № 770 «О ведомственных наградах Федеральной службы исполнения наказаний», которым утверждено Положение о нагрудном знаке «Лучший работник психологической службы».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие психологической службы УИС определено объективными потребностями общества и реформированием УИС, ее ориентацией на ресоциализа-цию осужденных и снижение уровня рецидива. Динамическое развитие службы свидетельствует о ее практической востребованности и доверии со стороны персонала и лиц, в отношении которых исполняются уголовные наказания.

В своей профессиональной деятельности психологи уголовно-исполнительной системы основываются на принципах Этического кодекса пенитенциарного психолога, разработанного в 2018 году [5].

Сегодня пенитенциарные психологи

используют современные достижения психологической науки, внедряют новые психотехнологии в пенитенциарную практику, направленную на ресоциали-зацию осужденных, а также в психологическое обеспечение служебной деятельности личного состава УИС.

Основные направления работы психологической службы

Психологическое сопровождение личного состава направлено на решение конкретных практических вопросов, связанных с профессиональным отбором, прохождением адаптационного периода, изучением динамики развития личности и профессионально-значимых качеств. Специалисты изучают и анализируют социально-психологический климат в коллективах сотрудников, причины и условия текучести кадров, осуществляют работу с резервом кадров, а также оказывают психологическую помощь членам семей сотрудников.

Психологическое сопровождение подозреваемых, обвиняемых и осужденных начинается с карантинного отделения, где психологи применяют значительный арсенал психодиагностических методик, которые позволяют им достаточно точно выявлять индивидуально-психологические особенности личности, разрабатывают рекомендации для индивидуализации процесса отбывания наказания, выявляют лиц, требующих повышенного внимания, осуществляют мониторинг динамических изменений в среде подозреваемых, обвиняемых и осужденных, определяют проблемные вопросы и вырабатывают эффективные рекомендации, направленные на их разрешение.

Помимо основной работы, связанной с оказанием психологической помощи личному составу, подозреваемым, обвиняемым, осужденным, психологической службой УИС проводится работа по ор-

ганизационно-методическому сопровождению основных направлений деятельности психологов.

Структура и штатная численность

В настоящее время психологическая служба УИС имеет следующую структуру:

- отдел организации психологической работы УВСПР ФСИН России, который осуществляет руководство и координацию всех подразделений, выполняющих психологическую работу, разрабатывает нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность психологической службы, организует систему подготовки, переподготовки, повышения квалификации психологов, анализирует и обобщает информацию о деятельности психологической службы, проводит мониторинг результатов внедрения и реализации перспективных проектов и другое;

- отдел психологического обеспечения ФКУ ЦНТЛ ФСИН России, основными функциями которого являются психологическое сопровождение сотрудников структурных подразделений ФСИН России и учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, методическое сопровождение деятельности пенитенциарных психологов, а также централизованное сопровождение организации психологической работы в образовательных организациях ФСИН России;

- психологические подразделения образовательных организаций ФСИН России, осуществляющие психологическое сопровождение постоянного и переменного составов образовательных организаций;

- межрегиональные отделы психологической работы в составе аппаратов управлений территориальных органов ФСИН России. В настоящее время функционируют девять межрегиональ-

ных отделов психологической работы в следующих территориальных органах ФСИН России: Г(У)ФСИН России по Удмуртской Республике, Красноярскому, Приморскому, Ставропольскому краям, Архангельской, Свердловской, Ростовской, Владимирской областям. Отдельно создан межрегиональный отдел психологической работы в УФСИН России по Ярославской области для информационно-технического обеспечения психологической работы учреждений и органов УИС;

- психологические службы территориальных органов ФСИН России, психологические лаборатории ИК, КП, ВК, ЛИУ, ЛПУ, СИЗО и тюрем, отделения психологического обеспечения уголовно-исполнительных инспекций.

Психологическая служба УИС насчитывает 884 психологические лаборатории, штатная структура включает 3 219 должностей психологов.

С целью повышения эффективности деятельности психологических служб в работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, совершенствования психологического сопровождения личного состава, распространения передового опыта, внедрения новых психологических технологий, оптимизации методического обеспечения профессиональной деятельности психолога УИС в 2007 году впервые проведен конкурс профессионального мастерства на звание «Лучший психолог уголовно-исполнительной системы Российской Федерации». А начиная с 2020 года, в соответствии с приказом ФСИН России от 03.02.2020 № 48 конкурс проводится ежегодно.

На сегодняшний день приоритетными задачами сотрудников психологической службы уголовно-исполнительной системы являются психологическое обеспечение деятельности уголовно-

исполнительной системы, реализации принципов индивидуализации и дифференциации исполнения наказаний, оказание психологической помощи наиболее уязвимым категориям подозреваемых, обвиняемых, осужденных, профилактика конфликтов и иных деструктивных проявлений.

На протяжении многих лет, с момента своего создания и до сегодняшнего дня, психологическая служба занимает особое место в уголовно-исполнительной системе и выполняет задачи, с которыми под силу справиться только истинным профессионалам своего дела.

УВСПР ФСИН РОССИИ

1. Дебольский М. Г. Организация и функционирование психологической службы в уголовно-исполнительной системе : лекция. Вологда : ВИПЭ Минюста России, 2005. с. 3.

2. Гернет М. Н. История царской тюрьмы: Т.1. М. : Юридическое издательство МЮ СССР, 1946. с. 108-114.

3. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Основы пенитенциарной психологии : учеб./под ред. С. Н. Понамарева. Рязань : Академия права и управления Министерства Юстиции Российской Федерации. 2001. 536 с.

4. Дебольский М. Г., Ушков Ф. И. История зарождения и этапы развития психологической службы уголовно-исполнительной системы России // История отечественной и мировой психологической мысли: судьбы ученых, динамика идей, содержание концепций : материалы Всерос. конф. (30 июня-02 июля 2016г.). 2016. с. 423-433.

5. Этический кодекс пенитенциарного психолога : письмо ФСИН России от 14.11.2018 № 03-84009. Документ опубликован не был.

Уважаемые коллеги!

2022-й год для управления воспитательной, социальной и психологической работы является вдвойне юбилейным: 14 июня исполняется 65 лет воспитательной службе, а 2 сентября 30-летие профессиональной деятельности отметят пенитенциарные психологи.

На протяжении всех этих лет, на каждом этапе становления и развития служб неизменной и ключевой для вас была одна, самая главная задача - эффективно помогать людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Эту ответственную и трудную, действительно нелегкую работу выбирают и выполняют с честью люди особой закалки, внутренней твердости и дисциплины, способные действовать не по шаблону, проявлять лучшие человеческие качества: порядочность и милосердие, отзывчивость и сопереживание, требовательность и выдержку.

За все годы существования воспитательной и психологической служб большое внимание уделялось нормативному, материально-техническому и научно-методическому обеспечению деятельности психологов и сотрудников отделов воспитательной работы с осужденными, что позволило вам реализовывать не только основные направления работы, но и совершенствовать исправительный процесс среди осужденных, защищать их права и законные интересы.

Выражаю особую благодарность ветеранам, которые внесли значительный вклад в становление и развитие воспитательной и психологической служб, и конечно, всем коллективам этих подразделений за высокий профессионализм, ежедневный кропотливый труд, усердие, самоотдачу и верность профессиональному долгу.

Несмотря на уже достигнутые результаты, перед нами стоят еще более масштабные задачи, связанные с реализацией целей и приоритетных направлений деятельности, обозначенных в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года.

Уверен, что ваш профессионализм, творческий потенциал и искренняя увлеченность профессией позволят достойно выполнять свою работу. Благодарю вас за службу.

Еще раз поздравляю всех сотрудников воспитательной и психологической служб и ветеранов с профессиональным праздником и юбилеем, желаю крепкого здоровья, семейного благополучия, профессионального и личностного роста.

Начальник УВСПР ФСИН России генерал-майор внутренней службы

Шмидко А. В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.