Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
556
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ОСУЖДЕННЫЕ / НАЧАЛЬНИКИ ОТРЯДОВ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зауторова Эльвира Викторовна, Кевля Фаина Ильинична

Воспитательная работа является одним из основных средств исправления личности. С целью повышения ее эффективности был организован процесс по изучению проблем в данной области. Ответы участников показали, что решение проблемы совершенствования воспитательной работы с осужденными в отрядах исправительных учреждений требует комплекса мероприятий, среди которых - законодательное, организационное, техническое сопровождение всей системы. Начальник отряда - это лицо, осуществляющее непосредственно воспитательную работу с осужденными в отряде. Поэтому закономерно участники обсуждения предложили рассмотреть вопрос о введении в штатную структуру исправительного учреждения должности заместителя начальника отдела по воспитательной работе с осужденными. Много вопросов было поднято о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в области организации воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы. Отдельный блок составляют вопросы финансирования и укрепления материально-технической базы исправительного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зауторова Эльвира Викторовна, Кевля Фаина Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE EDUCATIONAL SERVICE OF CORRECTIONAL INSTITUTIONS

Educational work is one of the main means of correcting the personality. In order to increase its effectiveness, a process was organized to study the problems in this area. The responses of the participants showed that the solution to the problem of improving educational work with convicts in correctional units requires a set of measures, including legislative, organizational, and technical support of the entire system. The head of the unit is a person who directly carries out educational work with convicts in the unit. Therefore, naturally, the participants of the discussion proposed to consider the introduction of the post of deputy head of the department for educational work with convicts in the regular structure of the correctional institution. Many questions were raised about the need to further improve the legislation in the field of organizing educational work with convicts in places of deprivation of liberty. A separate section deals with the issues of financing and strengthening the material and technical base of the correctional institution.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

УДК 37.012

© Зауторова Э. В., Кевля Ф. И., 2021

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Воспитательная работа является одним из основных средств исправления личности. С целью повышения ее эффективности был организован процесс по изучению проблем в данной области. Ответы участников показали, что решение проблемы совершенствования воспитательной работы с осужденными в отрядах исправительных учреждений требует комплекса мероприятий, среди которых — законодательное, организационное, техническое сопровождение всей системы. Начальник отряда — это лицо, осуществляющее непосредственно воспитательную работу с осужденными в отряде. Поэтому закономерно участники обсуждения предложили рассмотреть вопрос о введении в штатную структуру исправительного учреждения должности заместителя начальника отдела по воспитательной работе с осужденными. Много вопросов было поднято о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в области организации воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы. Отдельный блок составляют вопросы финансирования и укрепления материально-технической базы исправительного учреждения.

Ключевые слова: места лишения свободы; осужденные; начальники отрядов; воспитательная работа; совершенствование исправительного процесса.

© Zautorova E. V., Cewla F. I., 2020

PROBLEMS OF THE EDUCATIONAL SERVICE OF CORRECTIONAL INSTITUTIONS

Educational work is one of the main means of correcting the personality. In order to increase its effectiveness, a process was organized to study the problems in this area. The responses of the participants showed that the solution to the problem of improving educational work with convicts in correctional units requires a set of measures, including legislative, organizational, and technical support of the entire system. The head of the unit is a person who directly carries out educational work with convicts in the unit. Therefore, naturally, the participants of the discussion proposed to consider the introduction of the post of deputy head of the department for educational work with convicts in the regular structure of the correctional institution. Many questions were raised about the need to further improve the legislation in the field of organizing educational work with convicts in places of deprivation of liberty. A sep arate section deals with the issues of financing and strengthening the material and technical base of the correctional institution.

Keywords: places of deprivation of liberty; convicts; heads of detachments; educational work; improvement of the correctional process.

В ч. 1 ст. 109 Уголовно- Федерации (далее — УИК РФ) опреде-исполнительного кодекса Российской ляется, что воспитательный процесс в

местах лишения свободы является частью более широкого процесса исправления осужденных, основная цель которого — формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение образ о-вательного и культурного уровня осужденных. Воспитательная работа является одним из основных средств исправления личности. Эта работа организуется и проводится с осужденными в исправительных учреждениях в свободное от их работы и учебы время.

С целью эффективности в организации и осуществлении воспитательной работы было организовано изучение проблем в данной области. Участие в обсуждении актуальных вопросов коррекционно-воспитательной сферы приняли 11 субъектов Федеральной службы исполнения наказаний.

Ответы участников показали, что решение проблемы совершенствования воспитательной работы с осужденными в отрядах исправительных учреждений требует комплекса мероприятий, среди которых — законодательное, организационное, техническое сопровождение всей системы.

Начальник отряда — это лицо, осуществляющее непосредственно воспитательную работу с осужденными в отряде, при этом отмечается большая загруженность в плане решения самых различных, а порой и непростых вопросов жизнедеятельности воспитуемых [1; 2]. В связи с этим отмечается недостаточное время для проведения индивидуальной воспитательной работы с целью более эффективного воздействия на личность преступившего закон. Поэтому закономерно участники обсуждения предложили рассмотреть вопрос о введении в штатную структуру исправительного учреждения должности заме-

стителя начальника отдела по воспитательной работе с осужденными для решения текущих и запланированных задач.

Много вопросов было поднято сотрудниками уголовно-исполнительной системы различных регионов в направлении необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в области организации воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы. В частности, начальники отрядов из различных регионов высказались за такое предложение, как закрепление в нормативных правовых документах обязанности по ведению трудового стажа осужденных за одним из структурных подразделений исправительного учреждения.

Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении мер поощрения и взыскания. В связи с этим для оптимизации изучаемого процесса большая роль отводится методам педагогического воздействия на осужденных. Метод коррекции поведения рассматривается как реакция сотрудника исправительного учреждения на то или иное поведение осужденных. В связи с этим данные статьи УИК РФ и их применение в практической деятельности вызвали активное обсуждение среди участников.

Так, для эффективной организации воспитательной работы и совершенствования законодательства в данной области сотрудники пенитенциарных учреждений предлагают внести изменения в ст. 117 УИК РФ. В частности, отмечают необходимость введения следующего положения: «Постановление начальника исправительного учреждения о наложении дисциплинарного взыскания может быть отменено по решению вышестоящего начальника при

условии нарушения норм уголовно-исполнительного законодательства при его применении». Также в ч. 3 ст. 77 УИК РФ необходимо конкретизировать порядок применения мер взыскания на осужденных в соответствии с Федеральным Законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Так, в качестве мер взыскания (торможение отрицательного поведения) предлагается внесение изменений в ч. 1 и 3 ст. 117 УИК РФ:

1) часть 1. «При применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. Для взятия объяснения с иностранных граждан, не владеющим русским языком, могут привлекаться переводчик либо использоваться технические средства для перевода текстов и разговорной речи на иностранных языках. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка — со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях — не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий»;

2) часть 3. «Дисциплинарный штраф налагается только за нарушения уста-

новленного порядка отбывания наказания, перечисленные в части первой статьи 116 настоящего Кодекса. Дисциплинарный штраф исполняется при наличии у осужденного денежных средств на лицевом счете. Взысканная сумма дисциплинарного штрафа перечисляется в федеральный бюджет».

Также, продолжая тему применения воспитательных мер воздействия на осужденных, коллектив сотрудников УФСИН России по Алтайскому краю предлагает дополнить ст. 38 «Меры взыскания» Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» мерой взыскания «дисциплинарный штраф в размере от 1 000 до 2 000 рублей». В ст. 80 УИК РФ — конкретизировать, кто входит в категорию «иные осужденные».

Действующими сотрудниками отмечается, что законодательно необходимо закрепить возможность применения указанной меры поощрения начальниками исправительных учреждений, дополнив п. «и» ч. 1 ст. 113 УИК РФ словами «в том числе дисциплинарных взысканий, наложенных в период содержания под стражей».

УФСИН России по Псковской области предложило внесение изменения в ч. 1, 5 ст. 116 УИК РФ, изложив в следующей редакции: часть 1. Злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания являются: употребление спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов; уклонение от исполнения

принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии; организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них; мужеложство, лесбиянство; организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных в настоящей статье правонарушений, а равно активное участие в них; отказ от работы в соответствии со статьей 103 УИК РФ или прекращение работы без уважительных причин.

В условиях исправительной колонии большая работа проводится с лицами, состоящими на профилактическом учете и допускающими систематические нарушения режима содержания. Организация воспитательной работы со злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания требует большого практического опыта от сотрудников, предъявляет к ним высокие требования [5].

Сотрудники УФСИН России по Псковской области предлагают добавить ч. 5 в ст. 116 УИК РФ: «Осужденный не является злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания при переводе его в порядке ч. 5 ст. 120, ч. 6 ст. 122, ч. 6 ст. 124, ч. 3 ст. 132 со строгих условий отбывания наказания в обычные условия отбывания наказания, а также в порядке ч. 5 ст. 130 со строгого режима на общий режим». Также предлагается внести изменения в ч. 2 ст. 129 УИК РФ в следующей редакции: «Осужденным запрещается использовать и хранить на территории колонии-поселения, а также за ее пределами, в том числе на объектах, где выполняются работы, предметы и вещества, перечень которых установлен Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений».

Отдельным блоком находятся вопросы финансирования. Так, сотрудники пенитенциарных учреждений отмечают, что ощущается нехватка материальных ресурсов на организацию кружковой работы осужденных и стимулирования осужденных по итогам спартакиад и соревнований и других воспитательных мероприятий.

При организации кружковой работы с осужденными, как показала практика, повышаются результаты воспитательного воздействия на определенных осужденных, снижается процент дисциплинарных нарушений и изменяется в положительную сторону поведение лиц, задействованных в работе кружка. Кроме того, кружковая деятельность значительно облегчает установление психологического контакта с осужденными, помогает выявлять особенности их личности [4; 7].

Сотрудники воспитательных служб различных регионов отмечают нехватку материальных средств на оборудование комнат воспитательной работы в отрядах осужденных. Они ставят вопрос о выделении финансирования на оборудование для оснащения кабинетов начальников отрядов видеонаблюдением, говорят о приобретении переносных видеорегистраторов и оснащении служебных кабинетов и помещений для проведения воспитательной работы с осужденными (УФСИН России по Удмуртской Республике, УФСИН России по Алтайскому краю, УФСИН России по Брянской области, УФСИН России по Костромской области и др.). В этой связи также поступали предложения о выделении финансирования на нормативное закрепление оплаты проезда осужденных, освобождаемых от лишения свободы.

Обсуждались вопросы укрепления материально-технической базы исправительного учреждения и повышения

2.

ответственности сотрудников воспитательной службы. Сотрудники УФСИН России по Республике Адыгея предлагают рассмотреть возможности заключения с начальниками отрядов договора о материальной ответственности в части вещевого обеспечения, находящегося в пользовании осужденного закрепленного отряда, а также товарно-материальных ценностей, находящихся в отряде (в том числе кровати, тумбочки, табуреты и пр.). В сфере укрепления материально-технической базы сотрудники пенитенциарных учреждений обращают внимание на необходимость выделения финансирования на материально-техническое обеспечение: студий кабельного телевидения для осужденных в исправительных учреждениях; рабочих мест начальников отрядов; проведения культурно-массовой работы.

Выделение финансирования на организацию и проведение воспитательной работы с осужденными (проведение конкурсов, кружковой деятельности, спортивных мероприятий), совершенствование материально-технической базы для проведения культурно-массовых, спортивно-массовых мероприятий,

оформление наглядной агитации; оборудование комнат воспитательной работы — важные вопросы для эффективности в организации воспитательной работы с осужденными.

Осуществляя принцип индивидуализации и дифференциации, сотрудники УФСИН России по Псковской области предлагают, чтобы осужденным к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, уклонившимся от получения предписания, предусмотренного ч. 1 ст. 751 УИК РФ, или не прибывшим к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок, вид исправительного учреждения мог бы быть изменен на исправительную колонию общего режима с отбыванием наказания в строгих условиях. Также предлагается при поступлении осужденных после отбытия наказания на тюремном режиме в исправительные колонии общего, строгого и особого режимов переводить их в строгие условия отбывания наказания.

Но не только поднимались вопросы, которые определяют жизнедеятельность осужденных. Проблемы поддержки сотрудников, которые достигли успехов в служебной деятельности, тоже должны решаться в условиях исправительного учреждения [3; 6].

Таким образом, обсуждение вопросов и проблем воспитательной службы пенитенциарных учреждений внесло много важных предложений, претворение в жизнь которых может способствовать лучшей организации воспитательной работы и в результате повышать эффективность исправительного процесса в местах лишения свободы.

Литература

1. Аванесов, Г. А. Преступность и социальные сословия. Криминологические рассуждения : монография. — Москва, 2012. — 79 с.

Башкатов, И. П., Фицула, М. Н. Основы исправления и перевоспитания несовершеннолетних осужденных в воспитательно -трудовых колониях : учеб. пособие / под общ. ред. О. И. Морозова. — Москва, 1984. — 324 с.

Гагарин, Ю. В. Формирование готовности сотрудников исправительных учреждений к воспитательной работе с осужденными: на примере начальников отрядов : дис. ... канд. пед. наук. — Казань, 2010. — 220 с.

4. Галикеев, Р. Г. Организация педагогического общения сотрудников с осужденными в процессе перевоспитания в исправительно -трудовом учреждении : дис. ... канд. пед. наук / Акад. МВД СССР. — Москва, 1988. — 222 с.

5. Зауторова, Э. В. Использование современных информационных технологий и средств массовой коммуникации в воспитательной работе с осужденными // Уголовное наказание в России и за рубежом: проблемы назначения и исполнения : сборник мат. между-нар. научно-практич. конференции : в 2 ч. — Вологда, ВИПЭ ФСИН России, 2020. — С. 73-78.

6. Зауторова, Э. В. Обеспечение безопасности в ходе проведения воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы // Актуальные вопросы обеспечения безопасности УИС : матер. круглого стола с междунар. участием. — Псков, 2020. — С. 57-61.

7. Литвишков, В. М., Митькина, А. В. Пенитенциарная педагогика : курс лекций. — Москва, 2004. — 399 с.

Сведения об авторах

Эльвира Викторовна Зауторова: Вологодский институт права и экономики ФСИИ России (г. Вологда, Российская Федерация), профессор кафедры юридической психологии и педагогики, доктор педагогических наук, профессор. E-mail: elvira-song@mail.ru

Фаина Ильинична Кевля: ФКУ НИИ ФСИН России (г. Москва, Российская Федерация), старший научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор. E-mail: elvira-song@mail.ru

Information about the authors

Elvira V. Zautorova: Vologda Institute of Law and Economics of the FPS of Russia (Vologda, Russia), professor of the Chair of Law Psychology and Pedagogy, doctor of pedagogical sciences, professor. E-mail: elvira-song@mail.ru

Faina I. Cewla: Research Institute of the FPS of Russia (Moscow, Russia), senior researcher, doctor of pedagogical sciences, professor. E-mail: elvira-song@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.