Научная статья на тему 'ОТРЯД ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ: ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОТРЯД ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ: ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
537
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GROUP OF PRISONERS / WORK WITH PRISONERS / PENAL INSTITUTIONS / PENAL SYSTEM / HEAD OF THE GROUP / ACT OF LAW APPLICATION / CONDITIONS FOR SERVING A SENTENCE / DISCIPLINARY SANKTIONS / ОТРЯД ОСУЖДЕННЫХ / РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / НАЧАЛЬНИК ОТРЯДА / АКТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА / УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ / МЕРЫ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Усеев Ренат Зинурович, Некрасов Александр Петрович

Отряд осужденных исправительных учреждений остается основной организационной единицей, объединяющей массы осужденных в местах лишения свободы. Существование отрядного звена свыше 60 лет в структуре уголовно-исполнительной (исправительно-трудовой) системы МВД СССР и МВД России (Минюста России) показало, что отряд осужденных является необходимым центром по реализации в отношении них основных средств исправления и центром работы всех служб исправительных учреждений с осужденными. Цель работы - на основе исследования уголовно-исполнительного законодательства РФ, сложившейся практики и правоприменительной деятельности исправительных учреждений показать отдельные основные проблемные вопросы, связанные с организацией деятельности отряда осужденных в исправительных учреждениях. Предложены меры по дополнению и изменению отдельных норм уголовно-исполнительного законодательства РФ, повышению статуса начальника отряда и конкретизации его полномочий, необходимости определения видов актов применения права, выносимых начальником исправительного учреждения, лицом, его замещающим, а также начальником отряда. Методами исследования в научной статье явились универсальные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование); эмпирические методы (опрос, анкетирование, интервьюирование, обобщение, классификация); теоретические методы (идеализации, гипотетико-дедуктивный метод) и др. Выводы и результаты работы определяются достижением ее целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A GROUP OF PERSONS SENTENCED TO IMPRISONMENT: PROBLEMS OF LEGISLATION, ORGANIZATION AND LAW ENFORCEMENT

The unit of convicted correctional institutions remains the main organizational unit, uniting the masses of convicts in places of deprivation of liberty. The existence of a detachment unit for more than 60 years in the structure of the penal correction (correctional labor system) of the Ministry of Internal Affairs of the USSR and the Ministry of Internal Affairs of Russia (Ministry of Justice of Russia) showed that a detachment of convicts is a necessary center for the implementation of basic means of correction against them and a center for the work of all correctional services with convicts. The purpose of the work is to show, on the basis of a study of penal enforcement legislation of the Russian Federation, established practice and law enforcement activities of correctional institutions, certain main problematic issues related to the organization of the activities of a detachment of convicts in correctional institutions. Measures have been proposed to supplement and amend certain norms of criminal enforcement legislation of the Russian Federation, increase the status of the head of the detachment and specify his powers, the need to determine the forms of acts of application of law issued by the head of the correctional institution, the person replacing him, as well as the head of the detachment. The research methods in the scientific article were universal methods (analysis and synthesis, induction and deduction, analogy and modeling); empirical methods (survey, questionnaire, interview, synthesis, classification); theoretical methods (idealizations, hypothetical-deductive method), etc. The conclusions and results of the work are determined by the achievement of its objectives.

Текст научной работы на тему «ОТРЯД ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ: ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI 10.37523/SUI.2020.40.4.013 УДК 343.81

Усеев Ренат Зинурович

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры режима и охраны

в уголовно-исполнительной системе,

Самарский юридический институт ФСИН России,

443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в,

e-mail: [email protected]

Некрасов Александр Петрович

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры профессинальных дисциплин, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]

Renat Z. Useev

Candidate of Law, Associate Professor, Assistant Professor of the Department of regime and supervision in the penal system,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]

Alexander P. Nekrasov

Doctor of Law, Professor,

Professor of the Department of professional disciplines, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]

ОТРЯД ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ: ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Отряд осужденных исправительных учреждений остается основной организационной единицей, объединяющей массы осужденных в местах лишения свободы. Существование отрядного звена свыше 60 лет в структуре уголовно-исполнительной (исправительно-трудовой) системы МВД СССР и МВД России (Минюста России) показало, что отряд осужденных является необходимым центром по реализации в отношении них основных средств исправления и центром работы всех служб исправительных учреждений с осужденными.

Цель работы - на основе исследования уголовно-исполнительного законодательства РФ, сложившейся практики и правоприменительной деятельности исправительных учреждений показать отдельные основные проблемные вопросы, связанные с организацией деятельности отряда осужденных в исправительных учреждениях. Предложены меры по дополнению и изменению отдельных норм уголовно-исполнительного законодательства РФ, повышению статуса начальника отряда и конкретизации его полномочий, необходимости определения видов актов применения права, выносимых начальником исправительного учреждения, лицом, его замещающим, а также начальником отряда.

Методами исследования в научной статье явились универсальные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование); эмпирические методы (опрос, анкетирование, интервьюирование, обобщение, классификация); теоретические методы (идеализации, гипотетико-дедуктивный метод) и др. Выводы и результаты работы определяются достижением ее целей.

Ключевые слова: отряд осужденных, работа с осужденными, исправительное учреждение, уголовно-исполнительная система, начальник отряда,; акт применения права,; условия отбывания наказания, меры дисциплинарного воздействия.

A GROUP OF PERSONS SENTENCED TO IMPRISONMENT: PROBLEMS OF LEGISLATION, ORGANIZATION AND LAW ENFORCEMENT

Summary. The unit of convicted correctional institutions remains the main organizational unit, uniting the masses of convicts in places of deprivation of liberty. The existence of a detachment unit for more than 60 years in the structure of the penal correction (correctional labor system) of the Ministry of Internal Affairs of the USSR and the Ministry of Internal Affairs of Russia (Ministry of Justice of Russia) showed that a detachment of convicts is a necessary center for the implementation of basic means of correction against them and a center for the work of all correctional services with convicts.

The purpose of the work is to show, on the basis of a study ofpenal enforcement legislation of the Russian Federation, established practice and law enforcement activities of correctional institutions; certain main problematic issues related to the organization of the activities of a detachment of convicts in correctional institutions. Measures have been proposed to supplement and amend certain norms of criminal enforcement legislation of the Russian Federation, increase the status of the head of the detachment and specify his powers, the need to determine the forms of acts of application of law issued by the head of the correctional institution, the person replacing him, as well as the head of the detachment.

The research methods in the scientific article were universal methods (analysis and synthesis, induction and deduction, analogy and modeling); empirical methods (survey, questionnaire, interview, synthesis, classification);

© 2020 Усеев P. 3., Некрасов А. П.

theoretical methods (idealizations, hypothetical-deductive method), etc. The conclusions and results of the work are determined by the achievement of its objectives.

Keywords: a group of prisoners, work with prisoners, pénal institutions, the Pénal System, head of the group, the act of law application, conditions for serving a sentence, disciplinary sanktions.

Мировая пенитенциарная система на сегодняшний день выработала две основных формы содержания осужденных (заключенных) - камерно-тюремную и отрядную. Если первая форма характерна для большинства стран мира. Вторая форма содержания осужденных в большей степени получила применение в России и государствах-членах Содружества Независимых Государств. Именно эта форма определила не только архитектурную типологию исправительных упреждений (далее - ИУ), но и структуру учреждения в целом. Имея за спиной практически вековую историю, ИУ в настоящий момент составляют % (почти 75%) всех статических мест изоляции личности, которыми располагает ФСИН России.

В своей первоначальной редакции Концепция развития уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) до 2020 г. предполагала «разворот» преимущественно в сторону камерно-тюремной формы содержания осужденных, когда на базе действующих ИУ предполагалось создать тюрьмы (три вида режима) и колонии-поселения (два вида наблюдения). Но этого в силу объективных причин не произошло. И вот уже Проект документа по планированию дальнейшего развития УИС (Концепция развития УИС на период до 2030 года) (далее - проект Концепции 2030) одним из мероприятий определяет сохранение исправительной колонии (далее - ИК) как основного вида ИУ. Эта позиция в указанном проекте дает основания полагать, что ИК не только на годы, но и на десятилетия будет являться основным местом изоляции осужденного, отбывающего наказание в виде лишения свободы.

Указанные тенденции определяют отряд осужденных как центр организационной, воспитательной, социальной, психологической работы с лицами, находящимися в условиях изоляции. Естественно, такой центр и отношения, возникающие с его деятельностью, как и любые явления, процессы и события в жизни общества имеет правовые, организационные проблемы и проблемы правоприменения.

Отряд осужденных есть организационная единица ИУ. Пребывание осужденных в отряде (равно как и отбывание наказания в виде лишения свободы в целом в ИУ) регулируется целым спектром нормативно-правовых актов в различных сферах общественных отношений. Бесспорным и приоритетным регулятором общественных отношений по поводу и в процессе отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы (пребывания его в отряде) является УИК РФ. Фактически более половины норм уголовно-исполнительного закона имеет прямое и опосредованное отношение к жизнедеятельности осужденных к лишению свободы (правовое положение, условия отбывания наказаний и т. д.), где естественным образом ведущую роль играют нормы о применении к осужденным средств исправления. Сегодня ч. 2 ст. 9 УИК РФ определяет 6 основных средств исправления осужденных. Однако наука уголовно-исполнительного права уже не первый год небезосновательно предлагает расширить указанный перечень средств для осужденных отряда, закрепив их законодательно. Так, в разработанной авторским коллективом Модели общей части нового УИК РФ под научным руководством В. И. Селиверстова такие положения предлагаются. А. В. Серебренникова в данном труде прямо указывает на новые, дополнительные основные средства исправления осужденных: социальную работу с осужденными (ст. 25) и психологическую работу с ними (ст. 26) [1, с. 99-102]. Действительно, данные направления деятельности ИУ уже достаточно давно оформились как отдельный спектр общественных отношений. Практически же и психологическая и социальная работа - элемент исправительного воздействия в отношении осужденных. Уже не первое десятилетие данное направление деятельности обеспечивают отдельные структурные подразделения, численность которых по официальным данным ФСИН России составляет порядка 5 тыс. социальных работников и психологов. И поэтому вполне обоснован факт необходимости законодательного урегулирования этих отношений, которые фактически выстраиваются вокруг отряда осужденных как организационной единицы учреждения. В ходе проведенных нами опросов 114 начальников отрядов было установлено, что 89 % из них положительно отнеслись к необходимости нормативного урегулирования данных общественных отношений в УИК РФ. Думается, что в первоначальном виде и социальная и психологическая работа с осужденными нормативно могла бы быть оформлена в гл. 15 УИК РФ.

Мы уже отмечали, что проект Концепции 2030 предлагает сохранить ИК как основной вид ИУ, а это значит, что отряд осужденных останется (как минимум на 10 лет) центром проведения с ними разносторонней работы. Думается, что тенденция сохранения и развития отряда осужденных будет превалировать и после 2030 г. Конечно же, не стоит забывать, что с осужденными может проводиться работа помимо отряда в иных местах. Например, с осужденными из числа нарушителей установленного порядка отбывания наказания - в камерах (ШИЗО, ДИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночные камеры), с больными осужденными - в палатах, с осужденными, перемещаемыми из одного учреждения УИС в другое - в камерах специального транспорта и т. д. В настоящее время уголовно-исполнительное законодательство не определяет отряд осужденных как основную организационную единицу ИУ. Закон (УИК РФ) лишь определяет места их проживания в зависимости от условий отбывания наказания. Это, на наш взгляд, принижает роль отряда осужденных в учреждении. В связи с этим положение об организации работы с осужденными в отряде следовало бы закрепить в законе.

К примеру, Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» можно было бы дополнить ст. 15.1 в следующей редакции:

«Статья 15.1. Организация работы с осужденными

Отряд является основной организационной структурой, создаваемой в учреждениях, исполняющих наказания, для работы с осужденными, и обеспечения целей и задач, определяемых уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

В учреждениях, исполняющих наказания, работа с осужденными организуется в иных местах, определяемых законодательством Российской Федерации».

На ведомственном уровне уже почти 15 лет вопрос организации отряда осужденных регулирует Положение об отряде осужденных ИУ ФСИН России, утвержденное приказом Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 259 (далее - Положение), в которое за все время вносились изменения и дополнения только четыре раза. Все они носили преимущественно технический характер.

Указанное Положение раскрывает задачи отряда, порядок его организации и проведения в нем воспитательной работы с осужденными, правовое положение начальника отряда, определяет работу совета воспитателей отряда, а также ведение учетной документации. Тем не менее практика показывает, что по своему содержанию данное положение имеет преимущественно рамочный характер. В центре его регулирования находится отряд осужденных как организационная единица ИУ. Представляется, что этот документ должен быть наполнен не только содержанием об отряде, но и конкретными действиями персонала по конкретным направлениям деятельности. В первую очередь это касается руководителя - начальника отряда. 51 % опрошенных нами начальников отряда считают, что нужны конкретизирующие инструкции (алгоритмы) по тем или иным направлениям службы. Это подтверждает история вопроса. В первые годы функционирования отрядного звена (конец 50-х - начало 60-х гг. XX в.) ведомственные нормативно-правовые акты МВД СССР были ориентированы в первую очередь на деятельность начальника отряда и реализацию им тех или иных полномочий (например, Временное положение о начальнике отряда, утвержденное приказом МВД СССР от 14 июня 1957 г. № 0375 и Положение о начальнике отряда заключенных в исправительно-трудовых колониях, утвержденное приказом МВД РСФСР от 9 марта 1962 г. № 130).

В связи с этим стоит положительно оценить позицию ФСИН России, которая в последние годы ставит вопрос о конкретизации полномочий начальника отряда (в виде рекомендаций об организации деятельности начальника отряда) и перспективного придания им нормативной основы. Это касается таких направлений деятельности, как вопросы работы начальника отряда в карантинном отделении, при поступлении осужденного в отряд, по личному приему осужденных, проведения аттестации осужденного, при изменении условий отбывания наказания, в процессе подготовки к освобождению и освобождения из ИУ и т. д.

Очевидно, что полномочия начальника отряда (специальные права и обязанности) должны быть закреплены в одном нормативно-правовом акте (приказе Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 259), и не иметь во избежание коллизий закрепления в разных документах. Так, помимо прав и обязанностей начальника отряда, закрепленных в указанном приказе, отдельные обязанности по постоянному наблюдению и контролю за осужденными находят отражение в ведомственных нормативно-правовых актах в сфере надзора за осужденными.

Отряд осужденных - это организационный центр деятельности каждой службы ИУ, которая исходя из задач отвечает за то или иное направление его деятельности. По функциональному назначению службы ИУ, работающие с осужденными (с учетом положений ч. 2 ст. 9 УИК РФ),

можно поделить на две группы. Первая группа - службы и отделы ИУ, основное назначение которых содействие и помощь осужденным в организационном, воспитательном, социальном, психологическом, трудовом формате (отделы воспитательной работы с осужденными, социальной защиты осужденных и учета их трудового стажа, центры трудовой адаптации осужденных и т. д.). Вторая группа - службы, задачи которых, преимущественно, носят императивно-силовое назначение (отделы безопасности, охраны, оперативные отделы, кинологические отделения и т. д.). Собственно, в назначении этих двух групп служб и отделов ИУ прослеживается необходимость в решении целей, стоящих перед наказанием (ч. 2 ст. 43 УК РФ): исправление осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений. Вполне очевидно, что достижение этих целей напрямую зависит от персонала, который их реализует. Анализ количественного состава служб и отделов ИУ, занимающихся вопросами воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными в отряде, показывает, что только 10-15 % аттестованных сотрудников и вольнонаемных работников мест лишения свободы в своих профессиональных полномочиях ориентированы на воспитательный, социальный и психологический формат работы с осужденными в отряде. В то же время более 50 % персонала учреждений выполняют задачи в так называемом императивно-силовом блоке. Еще в 2010 г. Концепция развития УИС до 2020 г. провозгласила необходимость повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы. В связи с этим, думается, есть необходимость увеличения количества персонала, занимающегося воспитательной, социальной и психологической работой с осужденными. Эту необходимость подтверждают опросы, проведенные среди начальников отрядов ИУ. Так, относительно работы в отряде, начальники отрядов отмечают, что у них должна быть помощники. На это указало 88 % опрошенных начальников отрядов. Причем это должен быть как минимум один помощник (52 %). Отдельные начальники отрядов отмечают, что им в их деятельности должны помогать два помощника (43 %) и даже три помощника (5 %).

Позиция начальников отрядов ИУ представляется вполне обоснованной. Думается, что со многих позиций (прежде всего с позиций количества осужденных, сосредоточенных в одном месте) отряд осужденных и работа с ним - это наиболее сложный социальный подинститут в условиях функционирования наиболее крупного социального института - отбывания наказания в местах лишения свободы. Если в количественном аспекте (руководство и работа с подопечными) проводить определенные аналогии с иными социальными институтами: служба в Вооруженных силах (один командир взвода на 20-25 военнослужащих), обучение в средней школе, вузе (учитель, преподаватель на 20-25 учащихся) и т. д., то работа с осужденными представляется наиболее интенсивной для начальника отряда. Сегодня Положение об отряде осужденных ИУ отмечает, что отряд создается в пределах 50-100 человек в зависимости от вида ИУ и численности осужденных (в зависимости от территориального органа ФСИН России и наполняемости учреждений в отряде практически может содержаться менее 50 человек и более 100 человек). В условиях практической деятельности начальнику отряда приходится работать с массой осужденных, которая по своей численности в 2-4 раза перекрывает численность подопечных, представляющих другие социальные институты, о которых мы упоминали выше. И не стоит забывать, что отряд осужденных - место концентрации лиц, изолированных от общества, и отбывающих меру государственного принуждения. Причем характеристика таких лиц в зависимости от вида ИУ достаточно разная. Официальная статистика ФСИН России показывает, что уменьшающаяся общая численность осужденных по стране (за 10 лет такая разница составила порядка 46 %: на 01.06.2010 только в ИК содержалось 715 тыс. осужденных, на 01.06.2020 в ИК уже 400 тыс. осужденных) в процентном отношении не влияет на численность осужденных со сложной характеристикой и поведением (с 01.01.2010 по 01.01.2020 увеличилась доля осужденных в ИК, состоящих на профилактическом учете с 8,5 %до 17,8%).

Вместе с тем начальник отряда осужденных является, пожалуй, самым универсальным должностным лицом ИУ. В сфере его служебных полномочий разные вопросы, затрагивающие все аспекты жизнедеятельности осужденных в отряде. Это организационные, воспитательные, социальные, педагогические, режимные, оперативные, медицинские, тыловые и иные вопросы. Только основных обязанностей начальника отряда в сфере непосредственной работы с осужденными можно выделить свыше двадцати. С помощью несложных математических расчетов можно установить, что для ежедневных бесед и приема по личным вопросам всех осужденных отряда количеством 100 человек, начальник отряда должен затратить на каждого осужденного от четырех до восьми минут рабочего времени.

В этих условиях необходимо менять статус начальника отряда и выводить его на иной уровень. В ходе проведенных опросов было установлено, что для 73,68 % начальников отрядов действующие социальные гарантии не отвечают сложности и интенсивности службы в учреждении. Во многом это соотносится с размером денежного довольствия.

Сегодня уголовно-исполнительное законодательство РФ устанавливает систему материального стимулирования, входящую в структуру денежного довольствия сотрудников ФСИН России. На подзаконном уровне ФСИН России принят целый спектр нормативно-правовых актов, развивающих этот вопрос, в том числе в сфере регулирования выплаты надбавок за особые условия службы. При анализе Перечня должностей сотрудников УИС РФ, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы, и размеров надбавки по этим должностям, утвержденного приказом ФСИН России от 09.04.2020 № 250, можно установить, что начальник отряда, в отличие от иных работников ИУ (оперуполномоченных, инспекторов отделов безопасности, охраны) при выполнении своих служебных обязанностей лишен выплаты такой надбавки за особые условия службы (ее интенсивность и сложность). Вместе с тем ФСИН России начальнику отряда устанавливает дополнительную выплату (20 % от оклада по занимаемой должности), но не за особые условия службы в должности, а как поощрение за занимаемую должность (приказ ФСИН России от 15 сентября 2017 г. № 935). Представляется, что вопрос об особых условиях службы начальника отряда (ее интенсивность и сложность) должен быть разрешен. Мы уже отмечали, что профессиональная деятельность начальника отряда охватывает различные области отношений по отбыванию осужденными лишения свободы.

Отряд осужденных - это не только организационный центр деятельности служб и подразделений ИУ, но и место сосредоточения масс осужденных. Уголовно-исполнительное законодательство РФ на этот счет определяет три основных места проживания осужденных. Это общежития (ч. ч. 1, 2 ст. 121, ч. ч. 1, 2 ст. 123, ч. ч. 1, 2 ст. 125, п. б, ч. 1 ст. 129 УИК РФ), запираемые помещения (ч. 4 ст. 121, ч. 3 ст. 123 УИК РФ) и камеры (ч. 3 ст. 125, ч. 1 ст. 127 УИК РФ). Из анализа данных норм становится очевидно, что в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов осужденные, отбывающие наказания в обычных и облегченных условиях, проживают в общежитиях, то есть по смыслу закона эти две категории осужденных могут содержаться в том числе вместе. Практика показывает, что в подавляющем большинстве ИУ страны так и происходит: осужденные обычных условий отбывания наказания содержатся вместе с осужденными облегченных условий отбывания наказания. На этот счет опрошенные нами начальники отрядов имеют свою оценку. 84,07 % из них считают, что осужденные указанных условий должны содержаться раздельно друг от друга. В процессе интервьюирования сотрудники ИУ свои позиции основывали на дополнительном стимуле для осужденных. Он должен включать в себя не только собственно раздельное содержание этих двух категорий осужденных, но и улучшенные коммунально-бытовые решения для осужденных облегченных условий отбывания наказания (например, комнатное размещение по 4-6 человек с умывальником и санитарным узлом, одноярусные кровати и т. д.). Думается, что такая позиция начальников отряда заслуживает внимания. Вместе с тем она требует проработки, обсуждения и анализа. Необходимо соотнести нормы уголовно-исполнительного законодательства РФ (прежде всего ст. ст. 8, 80, 87 УИК РФ), подзаконные нормативно-правовые акты РФ и сложившуюся практику совместного и раздельного содержания осужденных, отбывающих наказание в обычных и облегченных условиях, а также коммунально-бытовые возможности ИУ территориальных органов ФСИН России.

Сегодня уголовно-исполнительное законодательство РФ отражает в своих нормах порядок применения мер поощрения и взыскания к осужденным (ст. ст. 114, 117 гл. 15 УИК РФ). Итогом таких процедур является вынесение актов применения права и последующее их исполнение. Начальник отряда является одним из основных субъектов по документальному обеспечению подготовки материалов для вынесения решений о назначении (неназначении) мер поощрения и взыскания в отношении осужденных. Тем не менее порядок документирования позитивных (негативных) действий (бездействия) осужденных (впрочем, как и иные смежные вопросы) не находит отражения в уголовно-исполнительном законодательстве РФ. В целом же процедура наложения мер поощрения и мер взыскания в отношении осужденных на уровне закона остается неясной. Этот вопрос не находит отражения на уровне подзаконных нормативно-правовых актов, в том числе ведомственных нормативно-правовых актов Минюста России и ФСИН России. И лишь на уровне методических рекомендаций ФСИН России (Методические рекомендации по применению дисциплинарной практики в исправительных учреждениях, 2013 г. (далее - Методические рекомендации)) этот вопрос разрешен. Представляется, что это не совсем верно, поскольку целый пласт общественных

отношений остается неурегулированным в уголовно-исполнительном законодательстве РФ. В связи с этим может быть поставлено под сомнение соблюдение отдельных прав субъектов данных отношений и, как следствие, принцип законности в уголовно-исполнительном законодательстве и праве РФ (ст. 8 УИК РФ). Справедлива на этот счет позиция Конституционного суда РФ, согласно которой пробельность закона может являться основанием проверки его конституционности, если возникший пробел приводит к такому истолкованию и применению закона, которое нарушает или может нарушить конкретные конституционные права [2].

Очевидно, что этот вопрос законодатель мог бы разрешить. Так, гл. 15 УИК РФ можно было бы существенно расширить, добавив нормы о дисциплинарном процессе в ИУ (по аналогии с разделом IV КоАП РФ «Производство по делам об административных правонарушениях»), в котором четко отразить вопросы правосубъектности должностных лиц ИУ и осужденных.

Стоит обратить внимание на то, что начальник отряда наряду с отдельными субъектами применения права в ИУ (начальник учреждения или лицо, его замещающее) уполномочен выносить акты применения права, которые напрямую воздействуют на правовой статус осужденных. Этот аспект выражается в назначении (определении) осужденному того или иного взыскания или поощрения (ч. ч. 2, 3 ст. 119 УИК РФ). Вместе с тем виды вынесения таких мер реагирования на поведение осужденного не везде определены. Так, Методические рекомендации не устанавливают виды актов применения права при реализации трех мер поощрения, которые может выносить начальник отряда (п.п. а, б, в ч. 2 ст. 119 УИК РФ): благодарность, разрешение дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости, досрочное снятие взыскания, ранее наложенного начальником отряда. Также данные рекомендации не определяют вид документа при вынесении (назначении) выговора от имени начальника отряда. Практическая деятельность ИУ выработала в этом случае вид акта применения права. Например, в ИУ УФСИН России по Республике Башкортостан начальник отряда взыскание в виде выговора оформляет в виде отдельной справки.

Представляется, что виды актов применения права, определяющие меру поощрения или взыскания в отношении осужденных, выносимые начальником отряда и влияющие на правовой статус осужденных, должны быть законодательно закреплены в виде материальных норм в УИК РФ. Сам вид (шаблон) документа следовало бы разместить в отдельном ведомственном нормативно-правовом акте Минюста России.

Таким образом, вопросы, связанные с законодательным и организационным обеспечением деятельности отряда осужденных, а также правоприменением субъектов, обеспечивающих его деятельность, остаются весьма значимыми для сегодняшнего дня. Они требуют серьезной проработки со стороны научного и практического сообщества.

Библиографический список

1. Общая часть нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: итоги и обоснования теоретического моделирования / под ред. д.ю.н., проф. В. И. Селиверстова. М.: Юриспруденция, 2017. 320 с.

2. Зорькин В. Д. Проблемы законодательных пробелов в практике Конституционного суда России [Электронный ресурс] // Конституционный суд Российской Федерации. Новости. Выступление Председателя КС РФ: офиц. сайт. 03.06.2008. URL: http://\\\\\\ .ksrf.ru/ru/Nc\\s/Spccch/Pagcs/Vic\\ Itcm.aspx'.,ParamId= 19 (дата обращения: 21.09.2020).

References

1. Obshchaya chast' novogo Ugolovno-ispolnitel'nogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii: itogi i obosnovaniya teoreticheskogo modelirovaniya [General part of the new Penal Enforcement Code of the Russian Federation: results and justifications of theoretical modeling], Moscow, 2017, 320 p. [in Russian],

2. Zorkin V. D. Problemy zakonodatel'nykh probelov v praktike Konstitutsionnogo Suda Rossii [Problems of legislative gaps in the practice of the Russian Constitutional Court]. Konstitutsionnyy Sud Rossiyskoy Federatsii. Novosti. Vystuplenie Predsedatelya KS RF: ofits. sayt [Constitutional Court of the Russian Federation. News. Speech by the President of the Constitutional Court of the Russian Federation: official, website]. URL: http://www.ksrf.ru/m/News/Speech/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=19 (Accessed: 21.09.2020) [in Russian],

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.