Раздел 6. Пенитенциарная система
коРЯкИН ел., кандидат экономических наук, [email protected] кафедра инженерно-технического обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; кировский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, 610035, г. киров, ул. ленина, 179 в
KoRYAKIN E.A.,
candidate of Economic Sciences,
chair of engineering and technical support
of the penal system activities;
Kirov Advanced Training Institute
of the Federal Penitentiary Service
of the Russian Federation,
Len^ St. 179 v, Kirov, 610035,
Russian Federation
АЛГОРИТМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ОПЛАЧИВАЕМОМУ ТРУДУ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ФСИН РОССИИ
Аннотация. Законодатель рассматривает труд как одно из основных средств исправления осужденных, содействия достижению целей наказания. Во исполнение требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и по возможности специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. однако для полноценной реализации этой обязанности необходимо восполнить недостаточность ведомственного нормативного регулирования последовательности действий сотрудников и работников уголовно-исполнительной системы по трудоустройству осужденных на оплачиваемые работы в центрах трудовой адаптации исправительных учреждений. Автором сформулирован и предложен для обсуждения алгоритм привлечения осужденных к оплачиваемому труду в исправительных учреждениях, который представлен последовательностью этапов и включает конкретные действия администрации данных учреждений.
Ключевые слова: труд осужденных; привлечение осужденных к труду; реализация прав и обязанностей осужденных на труд.
THE ALGORITHM OF INVOLVEMENT OF CONVICTS IN PAID WORK IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE
OF RUSSIA
Annotation. The legislator considers labour as one of the main means of correcting convicts and promoting the achievement of the purposes of punishment. To fulfill the requirements of the criminal-executive legislation of the Russian Federation prison authorities are obliged to involve convicts in work taking into account their sex, age, ability to work, health status, and, if possible, their specialty, as well as the availability of jobs. However, to provide the full realization of this duty it's necessary to compensate for the lack of departmental normative regulation of the sequence of actions of officers and employees of the penal system conceraning the paid work employment of convicts in the centers of labour adaptation of correctional institutions. The author formulated and proposed for discussion the algorithm of involvement of convicts in paid work in correctional institutions. This algorithm is represented by the sequence of stages and includes specific actions of the administration of these institutions.
Keywords: labour of convicts; involvement of convicts in work; implementation of the rights and duties of convicts to work.
Во исполнение требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации администрация исправительного учреждения обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и по возможности специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.
Исправительные учреждения участвуют в организации трудовой занятости
осужденных, создании условий для моральной и материальной заинтересованности в результатах труда; восстановлении и закреплении профессиональных и трудовых навыков осужденных, необходимых им для последующей скорейшей адаптации в обществе.
Правовому регулированию труда заключенных в советских исправительно-трудовых учреждениях посвящено исследо-
вание А.И. Зубкова [1]. Организация труда осужденных в исправительно-трудовых учреждениях рассматривалась коллективом авторов под руководством А.Л. Ременсона [2]. Возникающие организационно-правовые проблемы труда осужденных к лишению свободы в России затрагиваются в монографическом исследовании С.Х. Шам-сунова [3]. В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы теоретические, организационные и правовые основы труда осужденных изложены в диссертационном исследовании Е.В. Емельяновой [4]. Методологические и организационно-правовые основы труда лиц, осужденных к лишению свободы, изучались Н.С. Матвеевой [5]. Проанализировано отношение осужденного к общественно полезному труду в качестве критерия оценки исправления [1, с. 70].
В период с 2012 по 2014 годы в Кировском институте повышения квалификации работников ФСИН России автором данной статьи проводилось анкетирование слушателей групп повышения квалификации производственно-технических служб исправительных учреждений ФСИН России. На основе полученных эмпирических данных сделан вывод о том, что в настоящее время механизм трудоустройства и юридически правильного оформления осужденных на оплачиваемую работу в центрах трудовой адаптации исправительных учреждений не закреплен в ведомственных нормативных документах.
Недостаточное нормативное регулирование способствует нарушению прав, свобод и законных интересов граждан России, порождает обращения в надзорные и исполнительные органы Российской Федерации, правозащитные общественные организации. Боязнь допустить ошибки и понести наказание порой порождает халатное отношение к исполнению должностными лицами своих обязанностей.
Актуальность и необходимость четкой последовательности действий сотрудников заинтересованных служб и подразделений исправительного учреждения по трудоустройству осужденных на должности вспомогательных рабочих производственных объектов и обслуживающего персонала хозяйственных объектов жилой зоны исправительного учреждения с практической точки зрения не вызывает сомнений.
На основе обобщения материала по правовым, организационным и иным проблемам, возникающим в сфере привлечения осужденных к оплачиваемому труду в исправительных учреждениях ФСИН России, читателям в сжатом и систематизированном виде предлагается алгоритм привлечения осужденных к лишению свободы к оплачиваемому труду.
Привлечение осужденных к труду является комплексной задачей всех служб исправительного учреждения (производственной, воспитательной, оперативной, режимной, психологической, медицинской), при этом можно выделить общий для исправительных учреждений алгоритм привлечения осужденных к оплачиваемому труду. Его можно представить в виде последовательности выполнения этапов.
1. Подготовительный этап включает: организацию работы в карантинном отделении; работу комиссии по распределению этапа по отрядам; принятие решения по обучению в общеобразовательной школе, а при отсутствии специальности - в образовательном учреждении начального профессионального образования ФСИН России.
Осужденных к лишению свободы, прибывших в исправительное учреждение, после обыска и санитарной обработки переводят в карантинное отделение на срок до 15 суток. Во время нахождения в карантинном отделении осужденные знакомятся с порядком и условиями отбывания наказания, со своими правами и обязанностями, установленными законодательством Российской Федерации, проходят вводный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности, предупреждаются об ответственности за нарушения установленного порядка отбывания наказания в исправительном учреждении.
В исправительном учреждении, согласно утвержденному начальником колонии графику, разрабатывается очередность посещения карантинного отделения всеми заинтересованными службами. Руководителями служб и подразделений с вновь прибывшими осужденными проводятся и фиксируются в журнале мероприятия разъяснительного и воспитательного характера. Начальник Центра трудовой адаптации осужденных (далее - ЦТАО), производственно-технические работники проводят беседы о вакантных рабочих ме-
стах в ЦТАО либо мастерской для трудоустройства осужденного.
Сотрудники подразделения, осуществляющего специальный учет, совместно с сотрудниками воспитательного отдела изучают личное дело осужденного: наличие у осужденного паспорта гражданина Российской Федерации; страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС); гражданской специальности и трудовых навыков по ней; непогашенных исполнительных листов. Они выясняют, проходил ли ранее осужденный обучение в профессиональном училище ФСИН России, имеет ли желание трудиться, получить дополнительную специальность в профессиональном училище при учреждении или обучиться имеющимся специальностям непосредственно в ЦТАО учреждения.
Полученные данные сверяются и корректируются в программно-техническом комплексе автоматизированного картотечного учета спецконтингента (ПТК АКУС).
С осужденными, желающими трудиться, инженер по охране труда и технике безопасности проводит вводный инструктаж с регистрацией в журнале.
На заседании комиссии по распределению этапа по отрядам, в соответствии с утвержденными штатными расписаниями, рассматриваются кандидаты из числа осужденных на должности вспомогательных рабочих производственных объектов и обслуживающего персонала хозяйственных объектов жилой зоны исправительного учреждения.
При трудоустройстве осужденных принимаются во внимание их трудоспособность по состоянию здоровья, наличие материальных исков, наличие специальности и опыта работы по ней, а также трудовые навыки. Первоочередному трудоустройству на производстве подлежат осужденные без медицинских противопоказаний и имеющие судебные иски по возмещению материального ущерба.
Кроме того, к заседанию комиссии сотрудники отдела безопасности и оперативного отдела готовят данные о не-обходи мости постановки осужденных на профилактический учет и рекомендации сотрудникам производственной службы по вопросу вывода осужденных в первую или вторую смены, а сотрудники медицинской части представляют данные о трудо-
способности или имеющихся ограничениях по состоянию здоровья.
При отказе осужденного от труда выясняются его мотивы. Отказ осужденного от труда расценивается как отказ от работы, что, согласно части 1 статьи 116 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), влечет за собой соответствующие правовые последствия.
При отсутствии среднего общего образования по решению комиссии осужденный в обязательном порядке направляется на обучение в общеобразовательную школу, а при отсутствии специальности - в профессиональное образовательное учреждение.
В помещении отрядов, на плацу и перед входом в столовую имеются стенды с наглядной агитацией - информацией о производстве и имеющихся вакантных местах.
2. Этап оформления включает согласование с заинтересованными службами заявления осужденного на трудоустройство; подготовку приказа по учреждению о трудоустройстве осужденных; подготовку единой разнарядки на вывод осужденных на работу на производственно-хозяйственные объекты производственной и жилой зоны исправительного учреждения.
После распределения и перевода осужденных из карантина в отряды заявление осужденного на трудоустройство согласовывается с заинтересованными службами и передается для подготовки приказа по учреждению о трудоустройстве осужденных.
На основании протокола заседания комиссии, в соответствии с положениями, закрепленными в статьях 103-105 УИК РФ, готовится приказ по учреждению о трудоустройстве осужденных. В нем указывается место работы, должность, на которую принимается либо переводится осужденный, другие существенные условия (система оплаты труда, размер должностного оклада, номер бригады).
На основании приказов о назначении осужденных на должности в ЦТАО (мастерскую) ежедневно готовится единая разнарядка на вывод осужденных для работы на производственно-хозяйственных объектах производственной и жилой зон исправительного учреждения.
3. Этап организации обучения осужденных на производстве осуществляется в учебных мастерских и производственных цехах.
В соответствии с приказом Минюста России от 7 мая 2013 г. N 67 «Об утверждении Порядка осуществления начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы»* индивидуальное обучение учеников организуется непосредственно в цехах либо учебно-производственных участках.
4. Этап обеспечения производства включает вывод осужденных на работу; первичный инструктаж по охране труда с назначением стажировки по охране труда; ознакомление с должностными обязанностями по специальности; организацию производственного процесса; доведение плана-задания на месяц; выдачу рабочего инструмента.
5. Производственный этап заключается в оформлении сменного задания; выполнении осужденными производственных заданий; учете выполненного объема работ; переводе осужденного на другое место работы; завершении рабочей смены осужденным.
6. Этап нормирования и оплаты труда включает разработку технологической последовательности выполнения операций; нормирование труда; оплату труда спецконтингента, работающего на производственных объектах.
7. Этап стимулирования и мотивации осужденных включает подведение итогов работы бригады, стимулирование осужденных.
8. Этап осуществления контроля включает контроль за поведением осужденных в производственном процессе на производственных объектах, а также организацию работы в исправительном учреждении по применению к осужденным мер поощрений и взысканий за отношение к трудовым обязанностям.
В процессе трудовой деятельности осужденный может быть переведен на другое место работы или уволен (снят с должности).
Поскольку труд как средство исправления (статья 9 УИк РФ) и обязанность (статьи 11 и 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) осужденных является одной из составляющих
* Рос. газ. 2013. 31 мая.
процесса отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы, постольку их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер.
В отличие от регулируемых Трудовым кодексом Российской Федерации правоотношений работника и работодателя возникновение трудовых отношений осужденных к лишению свободы определено не заключением трудового договора, основанного на свободном волеизъявлении сторон, а обязанностью трудиться в связи с вступлением в силу обвинительного приговора суда. Нормы трудового законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок перевода на другую работу, увольнения с работы, на осужденных к лишению свободы не распространяются.
В необходимых случаях администрацией исправительного учреждения оформляются приказы о перемещении осужденных на другое место работы или о снятии с должностей вспомогательных рабочих производственных объектов и обслуживающего персонала хозяйственных объектов жилой зоны исправительного учреждения.
Поведение осужденных на производственных объектах регламентируется Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации; Трудовым кодексом Российской Федерации; правилами внутреннего распорядка; установленным распорядком дня исправительного учреждения; распорядком работы конкретного производственно-хозяйственного объекта; производственными инструкциями обслуживающего персонала и др.
контроль за организацией производственного процесса осуществляется производственно-техническим персоналом исправительных учреждений.
В соответствии с пунктом 14 приказа Министерства юстиции РФ от 3 ноября 2005 г. N 205 «Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений»** осужденные обязаны добросовестно относиться к труду и учебе. Сотрудники выявляют недобросовестно относящихся к работе осужденных (не выполняющих норму выработки), проводят с ними беседы и при необходимости составляют акты нарушений правил внутреннего распорядка.
** Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2005. N 12.
Проведенный в Кировском институте повышения квалификации работников ФСИН России анализ информации, полученной в результате анкетирования слушателей групп повышения квалификации производственно-технических служб федеральных казенных исправительных учреждений из разных территориальных органов ФСИН России, показал, что акты нарушений правил внутреннего распорядка исправительного учреждения проще составить по линии отдела безопасности (за нарушение формы одежды, невыполнение законного требования работника колонии, нецензурную брань, хранение продуктов питания в неустановленных местах, недовольство режимом содержания и др.).
Имеются и положительные примеры. Например, в Управлении ФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии наработан положительный опыт по принятию к осужденным мер дисциплинарного характера за отношение к трудовым обязанностям. Работники (рабочие группы) исправительного учреждения выявляют недобросовестно относящихся к работе осужденных, проводят с ними беседы, собирают подтверждающие документы. Если осужденные, не выполняющие норму выработки, не воспринимают беседы, то они вызываются на комиссию (приказ начальника учреждения «Об утверждении комиссии по работе с рабочими - сдельщиками, не выполняющими норму выработки и установленные задания»). Заседания комиссии в составе сотрудников производственной службы воспитательного отдела, отдела безопасности и оперативного отдела проходят еженедельно. На заседании с осужденными проводят беседы о необходимости выполнения нормы
выработки, выясняются причины низких показателей, даются соответствующие рекомендации. Таких осужденных комиссия ставит на учет и ведет за ними строгий контроль. Лицам, вызванным на комиссию впервые, дается контрольный срок для исправления ситуации. Затем по результатам работы осужденному дается повторно контрольный срок. При неудовлетворительных показателях в работе комиссия ходатайствует о рассмотрении осужденного на дисциплинарной комиссии либо о наложении дисциплинарного взыскания (правами начальника отряда или начальника учреждения). Документами, характеризующими недобросовестное отношение к труду и учебе, являются рапорты, акты, приказы, постановления, распоряжения и др. При повышении производственных показателей работник снимается с учета данной комиссии.
9. Завершающий этап включает снятие осужденных с работы; снятие с должности (увольнение) осужденных.
Предложенный нами алгоритм привлечения осужденных к оплачиваемым работам в исправительных учреждениях может послужить основой для дальнейшего исследования и совершенствования правового регулирования механизма привлечения осужденных к оплачиваемым работам в исправительных учреждениях ФСИН России.
Правильно организованная трудовая адаптация и социальная реабилитация осужденных способствуют достижению поставленных перед уголовно-исполнительной системой Российской Федерации задач и повышению эффективности работы учреждений, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными.
Список литературы
1. Зубков А.И. Трудовое перевоспитание заключенных в советских исправительно-трудовых учреждениях и его правовое регулирование. Томск: Томский гос. ун-т им. В.В. Куйбышева, 1970. 186 с.
2. Профилактика отказов осужденных от работы в исправительно-трудовых учреждениях / В.Е. Демин [и др.]; под ред. А.Л. Ременсона. М.: Политотдел ИТУ МВД СССР, 1973. 35 с.
3. Шамсунов С.Х. Труд осужденных к лишению свободы в России (организационно-правовые проблемы): монография. Рязань: Акад. права и управления Минюста России, 2003. 303 с.
4. Емельянова Е.В. Теоретические, организационные и правовые основы труда осужденных в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010. 47 с.
5. Матвеева Н.С. Методологические и организационно-правовые основы организации труда лиц, осужденных к лишению свободы: монография. Киров: Кировский филиал Акад. ФСИН России, 2012. 190 с.
6. Бадамшин И.Д., Шахмаев М.М. Определение критериев исправления осужденных при условно-досрочном освобождении от отбывания наказания // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. N 3 (29). С. 66-72.