УДК 343.82
Начальный этап отбывания наказания в виде лишения свободы: проблемы концептуального определения
В. Е. ЮЖАНИН - профессор кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными ВИПЭ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы
В статье рассматриваются проблемы концептуального определения начального этапа отбывания наказания в виде лишения свободы. Делается акцент на том, что это этап, обеспечивающий весь процесс исполнения наказания: адаптацию прибывших в исправительное учреждение в микросоциальной общности осужденных; вхождение в трудовой и учебный процессы; испытание на правопослушное поведение; изучение личности вновь прибывших осужденных; классификацию и распределение осужденных по отрядам, камерам, группам; перевод их на облегченные условия отбывания наказания; безопасность в исправительном учреждении. Обосновываются три самостоятельных этапа отбывания наказания в виде лишения свободы.
Ключевые слова: начальный этап; изучение и распределение осужденных; адаптация к микросоциальной общности осужденных; обычные условия отбывания наказания; облегченные условия отбывания наказания; прием вновь прибывших осужденных; карантин; адаптационный отряд.
The initial stage of serving a sentence in the form of liberty deprivation: problems of conceptual definition
V. E. YUZHANIN - Professor of the Department of Penal Law and Organization of Educational Work with Convicts of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, Dsc. in of Law, Professor, Honored Worker of Higher School
The article deals with the problems of conceptual definition of the initial stage of serving a sentence in the form of liberty deprivation. The accent is made on the fact that the it is a stage providing the entire process of execution of punishment: adaptation of those who arrived to the correctional institution in a microsocial community of convicts; entry into the labor and educational processes; test for law-abiding behavior; personality study of the newly arrived convicts; classification and distribution of convicts by detachments, chambers, groups; transfer them to easy conditions for serving their sentence; security in the correctional institution. Three independent periods are substantiated.
Key words: initial stage; study and distribution of convicts; adaptation to the microsocial community of convicts; normal conditions of serving the sentence; facilitated conditions for serving a sentence; reception of newly arrived convicts; quarantine; adaptation squad.
Условия отбывания наказания и их изме- нахождения осужденного в исправитель-нение имеют отношение ко всему периоду ном учреждении, который ограничен време-
нем, определяемым судом в приговоре. Его можно разделить на три этапа: 1) начальный (адаптационный); 2) основной, когда к осужденному применяются все средства исправительного воздействия; 3) заключительный, связанный с подготовкой осужденного к жизни на свободе. Каждый этап выполняет свои определенные функции, сопровождается характерными условиями отбывания наказания и имеет свойственную ему специфику исправительного воздействия. Остановимся подробнее на начальном этапе, который по сути не определен в законодательстве, но играет решающую роль в обеспечении всего процесса реализации наказания, условий жизнедеятельности осужденных и саморегуляции их правомерного поведения. Именно на этом этапе необходимо закладывать основы для раздельного содержания разных по криминальной зараженности категорий осужденных, обеспечения их безопасности.
Начальный этап должен вписываться в прогрессивную систему отбывания наказания, которая, к сожалению, в России еще не получила должного развития, тогда как в международных документах ей уделяется особое внимание как важнейшей основе реализации отбывания наказания и безопасности уголовно-исполнительной системы.
Так, например, Европейские пенитенциарные правила определяют начальный период отбывания лишения свободы как один из этапов прогрессивной системы, насыщая его комплексом следующих мероприятий: медицинское обследование вновь прибывшего осужденного (ст. 15, 16); изучение его личности (ст. 15, 16); определение места отбывания наказания с учетом мнения осужденного и обеспечения его безопасности (ст. 17); размещение осужденных в тюрьмах с учетом раздельного содержания различных категорий (ст. 18); разработка процедур обеспечения безопасности осужденных и персонала учреждения (ст. 52, 53); определение содержания осужденных в условиях, соответствующих степени их опасности, при последующем их изменении (ст. 51); использование любой доступной информации о социальном положении осужденного для обеспечения его первоначальных личных и бытовых потребностей (ст. 14); подготовка отчетов по каждому осужденному, которые включают в себя персональную информацию, индивидуальную программу отбывания наказания и стратегию по подготовке осужденного к освобождению (ст. 103.2); поощрение участия осужденных в плани-
ровании собственных программ отбывания наказания (труд, образование, подготовка к освобождению и др.) (ст. 103.3, 103.4) и т. д.
Данные мероприятия охватывают деятельность администрации тюрем, начиная со сбора информации о личности осужденного, его изучения и заканчивая составлением программы ресоциализации, определения классификационной группы для осужденного, распределения в тюрьме и контроля за состоянием его опасности в начале срока отбывания наказания. Они взаимосвязаны и образуют некоторые контуры начального этапа прогрессивной системы, обеспечивающего эффективное функционирование основного этапа отбывания наказания.
Начальный период отбывания наказания должен иметь свои временные пределы. Начинается он с момента вступления приговора суда в законную силу, когда осужденный становится субъектом общих уголовно-исполнительных правоотношений, для него избирается место отбывания наказания и он направляется в соответствующее исправительное учреждение. Нормы уголовно-исполнительного законодательства наделяют осужденного правами и обязанностями, которые в совокупности составляют конкретизированный правовой статус.
Завершение начального периода - вопрос дискуссионный. Некоторые авторы ограничивают данный период временем приема вновь прибывших осужденных в исправительное учреждение. Так, П. К. Хохлов указывает на двухнедельный срок приема, включая в него мероприятия, проводимые в карантине. После этого осужденные распределяются по отрядам и начинается основной этап отбывания наказания1. Такой же период отводит приему (карантину) уголовно-исполнительное законодательство (ст. 79 УИК РФ), соблюдается он и в большинстве исправительных учреждений. Однако практический опыт по формированию адаптационных отрядов в некоторых колониях показывает, что начальный этап может длиться от одного до трех месяцев. Основная задача таких отрядов - подготовить и адаптировать вновь прибывших осужденных к условиям исправительного учреждения2. В 1980-е гг. в УИТУ Саратовского облисполкома ставилась дополнительная задача - выявить наиболее криминогенную часть из числа поступивших осужденных, особенно тех, кто придерживается «воровских» традиций, и впоследствии не направлять их в основную среду осужденных3.
Когда-то в предложенной теоретической модели реформирования уголовно-исполнительной системы был определен трехмесячный срок помещения в карантин вновь прибывших осужденных4. Видимо, этот период предназначался не только для адаптации осужденных к тюремным условиям, но и для изучения их личности с целью последующего размещения по отрядам и камерам. Этим же сроком ограничивался начальный этап отбывания наказания.
На наш взгляд, начальный этап отбывания наказания должен соответствовать своему названию и выходить за пределы не только периода приема осужденных в исправительное учреждение, но и их социально-психологической адаптации в ближайшем микросоциальном окружении (в отряде). Дело в том, что законодатель обозначил его как обычные условия отбывания наказания: «В обычных условиях колонии общего режима отбывают наказание осужденные к лишению свободы, поступившие в данное исправительное учреждение. Если осужденный в период пребывания в следственном изоляторе не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые ему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения под стражу» (ч. 1 ст. 120 УИК РФ). То же самое определено и по другим видам режимов колонии (ч. 1 ст. 122, ч. 1 ст. 124 УИК РФ). В тюрьме же поступившие осужденные содержатся в течение года на строгом режиме. В обычных условиях отбывания наказания осужденные находятся и в период пребывания в карантинном отделении (ч. 2 ст. 79 УИК РФ). Таким образом, по мысли законодателя, в начальный этап отбывания наказания полагается включать периоды пребывания заключенных под стражей в следственном изоляторе, осужденных в карантинном отделении и обычных условиях отбывания наказания.
Как известно, в обычных условиях осужденные находятся не менее шести месяцев в колониях общего режима, девять месяцев - в колониях строгого режима, в течение года - в колониях особого режима. Эти сроки сокращаются, если осужденный во время содержания в следственном изоляторе не водворялся в карцер. При отсутствии взысканий и добросовестном отношении к труду после отбытия указанных сроков наказания из обычных условий осужденные могут быть переведены в облегченные (ч. 2 ст. 120, ч. 2 ст. 122, ч. 2 ст. 124 УИК РФ), а в тюрьмах -на общий режим.
По нашему мнению, периоды пребывания заключенного под стражей в следственном изоляторе, приема прибывшего осужденного в исправительное учреждение, нахождения его в карантине и обычных условиях представляются законодателем как период испытания его поведения: если он не допустил нарушений режима в следственном изоляторе, влекущих водворение в карцер, или в обычных условиях в исправительном учреждении (в том числе находясь в карантине), то осужденный переводится в облегченные условия отбывания наказания. Таким образом, обычные условия в случае наличия у осужденного взысканий и облегченные условия при отсутствии взысканий, по мысли законодателя, являются основным этапом отбывания наказания.
К сожалению, практика переводов осужденных в облегченные условия отбывания наказания свидетельствует об ином. Например, в обычных условиях колоний общего режима содержится около 79,7 % осужденных, в облегченных - 15,7 %, строгих - 3,4 %. Из них положительно или нейтрально характеризуется 80 % осужденных, отрицательно - 16 %, а 4 % являются злостными нарушителями режима5. Таким образом, исходя из данной статистики, большинство положительно зарекомендовавших себя осужденных, успешно пройдя испытание на начальном этапе отбывания наказания, продолжает оставаться в тех же условиях. Видимо, администрация не воспринимает обычные условия как первоначальный этап отбывания наказания, направленный на адаптацию осужденных к жизнедеятельности в исправительном учреждении.
Тем не менее даже при невозможности перевода осужденного в облегченные условия все равно следует считать сроки, определенные законодателем (шесть месяцев - на общем, девять месяцев - на строгом и год - на особом режиме), в качестве периода начального этапа отбывания наказания. Именно в этот период происходят адаптация осужденного в исправительном учреждении, изучение его личности администрацией, а главное - формирование его поведения в будущем.
Подобный испытательный период практикуется в тюрьмах некоторых зарубежных стран. Например, структура тюрьмы Франции делится на четыре секции, одна из которых предназначена для осужденных, прибывших для отбывания наказания в тюрьму. Содержатся они в одиночных камерах, где определяется степень их опасности для пенитенциарной системы6. В Германии
прибывшие в тюрьму осужденные на срок более шести месяцев «находятся первые полгода во вступительном отделении в условиях строгого одиночного заключения. За это время проводится обследование личности осужденного. Результаты обследования обсуждаются каждые два месяца. На основании предварительного изучения проверенных во вступительном отделении определяется форма заключения, виды работы, обучения, медицинский надзор, характер воспитательного, в том числе религиозного, воздействия»7. Примерно то же наблюдается в тюрьмах Англии, когда вновь прибывшие осужденные после испытания на первой ступени прогрессивной системы отбывания наказания характеризуются и направляются в иной, более льготный режим содержания или остаются на первой ступени8.
Таким образом, в тюремной системе ведущих зарубежных стран четко прослеживаются ступени отбывания наказания. Первая ступень предполагает изучение прибывшего осужденного, его испытание и постепенную адаптацию к тюремным условиям. Думается, что такой же самостоятельный начальный этап отбывания наказания должен иметь место и в российской системе исполнения наказаний в виде лишения свободы. При этом в нем можно выделить три самостоятельных периода: 1) направление осужденных в исправительное учреждение; 2) прием их в исправительное учреждение, содержание в карантине и адаптационном отряде; 3) размещение в обычных условиях отбывания наказания и содержание в них, отличающихся правовым статусом осужденных и средствами воздействия на них.
Из трех названных периодов начального этапа отбывания наказания хотелось бы обратить внимание на так называемые адаптационные отряды. Передовая практика пошла по пути создания таких отрядов. В них социальные работники и психологи с участием общественных и религиозных объединений перед распределением вновь прибывших осужденных по отрядам проводят комплекс мероприятий, направленных на формирование у осужденных навыков поведения в условиях жизни в исправительном учреждении, разрешение конфликтных ситуаций, создание условий для обеспечения воспитательного процесса.
Пребывание осужденных в адаптационном отряде создает так называемый переходный этап на пути из карантина в среду осужденных. В данном случае перемещение осужденных возможно по следующей схеме:
карантин - адаптационный отряд - обычные условия отбывания наказания в стационарном отряде исправительного учреждения. Проведенные нами исследования подтвердили эффективность реализации подобной схемы на практике.
Так, в УФСИН России по Омской области адаптационные отряды функционируют с 2001 г. Они созданы для проведения более углубленной работы с вновь прибывшими осужденными, уточнения их социально-демографической и уголовно-правовой характеристик, квалифицированного составления психологического портрета на каждого осужденного. Отряд возглавляет начальник из числа наиболее опытных сотрудников, за отрядом закрепляются специалисты (психологи, социальные работники, воспитатели), к работе привлекаются представители общественности, вовлеченные в воспитательный процесс. Общее руководство отрядом, взаимодействие с другими отделами исправительного учреждения осуществляет заместитель начальника учреждения по кадрам и воспитательной работе. Начальник отдела по воспитательной работе оказывает методическую и практическую помощь, анализирует результаты деятельности отряда. Кроме того, он разрабатывает план-график работы в отряде сотрудников других отделов колонии9.
Перед адаптационным отрядом поставлены следующие задачи: помощь осужденным в адаптации к условиям отбывания наказания; выявление осужденных, придерживающихся криминальных традиций, которые могут отрицательно повлиять на других осужденных; оказание осужденным всесторонней социальной помощи; содействие в восстановлении и укреплении социально полезных связей, поддержание отношений с родственниками; своевременное выявление и устранение личностных проблем в среде осужденных, разрешение конфликтных ситуаций между ними и во взаимоотношениях с сотрудниками колонии; изучение личности вновь прибывшего осужденного; доведение до осужденных правил отбывания наказания и требований режима и др.
В отряде особая роль отводится психологу, который: оказывает психологическую помощь осужденным в решении личных проблем, преодолении кризисных и иных проблемных ситуаций; изучает и прогнозирует деструктивные явления и процессы в среде осужденных (суициды, межличностные и межгрупповые конфликты, уголовную
стратификацию и пр.); проводит психодиагностическое обследование осужденных, составляет психологические портреты, выявляет лиц, относящихся к группе риска; прогнозирует индивидуальное поведение осужденных и подготавливает рекомендации по дальнейшей работе с ними; проводит психокоррекционную работу с осужденными, склонными к деструктивному поведению (злостным нарушениям, суициду, членовредительству, агрессии), имеющими психические аномалии и состоящими в группе риска; совместно с начальником отряда и другими сотрудниками составляет характеристики на осужденных, прошедших социально-психологическую адаптацию к условиям отбывания наказания, для перевода их в отряд.
Наиболее оптимальный срок содержания прибывших в исправительное учреждение осужденных в адаптационном отряде должен составлять от одного до трех месяцев. Данный срок зависит от состава контингента осужденных и сложности работы с ними10.
Подобные отряды существуют и в других субъектах Российской Федерации: Челябинской области, Республике Мордовии и др. Отдельно следует заметить, что опыт организации адаптационных отрядов существует не только в России. Так, в ИК-156/14 г. Семея Республики Казахстан с 2002 г. функционирует так называемый отряд-распределитель, который является аналогом рассматриваемых нами адаптационных отрядов.
Диссертационное исследование Е. Е. Новикова показало, что уровень адаптации осужденных на выходе из рассматриваемых отрядов более высокий, чем на выходе из карантина11. Большая часть осужденных (54 %), находившихся в адаптационном отряде, переводится в колонию с высокой и нормальной адаптацией, 26,6 % - с удовлетворительной, 19,4 % - с низкой. Тогда как осужденные, переведенные в колонию сразу из карантина, имеют более низкий уровень адаптации: с высокой и нормальной адаптацией - 0,7 %, удовлетворительной - 0,7 %, низкой - 98,6 %. Таким образом, осужденные, содержащиеся в адаптационном отряде, более подготовлены к отбыванию основного срока наказания в исправительном учреждении. Исследования также показали, что пребывание в адаптационном отряде положительно сказалось на дисциплинарной практике, сохранении и развитии родственных связей12, предоставило осужденным «возможность понести наказание
без разрыва их социальных связей и без серьезной ломки и деформации личности»13.
Важнейшее направление работы в адаптационном отряде - это всестороннее изучение личности вновь прибывшего осужденного. Только на этой основе можно дать квалифицированный диагноз его поведения в колонии, осуществить оптимальное распределение в отряд и предложить программу ресоциализации. На необходимость создания гибкой системы классификации и размещения осужденных в пенитенциарных учреждениях, подготовке программ обращения с осужденными, которые учитывали бы информацию об их личных недостатках, способностях, возможностях, указывается в ст. 63, 69 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.
Следующий комплекс мероприятий, проводимых на первоначальном этапе отбывания наказания, связан с размещением осужденных в исправительном учреждении. Это специализированная деятельность администрации учреждения с использованием научных знаний, направленная на распределение вновь прибывших осужденных после пребывания их в карантинном отделении (адаптационном отряде) по отрядам, бригадам, группам (камерам) с целью создания в них нормального социально-психологического климата, блокирования влияния отрицательной части осужденных, дифференциации и индивидуализации исправительного процесса.
Сегодня перед пенитенциарной наукой и практикой стоит задача выработать новые требования при распределении осужденных в исправительном учреждении, созвучные нормам международного права. Появились новые научные исследования, в которых данные вопросы предлагается решать по-новому, учитывая необходимость обеспечения основополагающих прав осужденных на жизнь, здоровье, личную неприкосновенность и безопасность14. Учитывает это и Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., признавая сепарацию и последующее распределение контингента важным фактором декриминализации мест лишения свободы. Возрастает роль групповой классификации осужденных, основанной на учете криминологических и психолого-педагогических характеристик личности. Такая классификация позволит скомплектовать отряды (группы) осужденных с нормальным социально-психологическим климатом, создать единые режимно-педагогические требова-
ния, оказать психокоррекционную помощь отдельным осужденным15.
На сегодняшний день доминантной является идея раздельного содержания лиц, стремящихся к исправлению, и контингента, нацеленного на дальнейшую криминальную деятельность. Большинство опрошенных нами осужденных в колониях общего и строгого режимов (67 %) поддерживает идею отдельного содержания осужденных, стремящихся к исправлению.
Таким образом, оптимальное размещение осужденных по отрядам, группам внутри исправительного учреждения после их пребывания в адаптационном отряде выполняет роль раннего профилактического мероприятия, направленного на создание благоприятных условий ресоциализации основной массы осужденных в местах лишения свободы.
Размещение прибывших осужденных завершается помещением их в обычные условия отбывания наказания. Будучи завершающим этапом первоначального периода нахождения осужденных в условиях изоляции, он обеспечивает адаптацию их к отбы-
Щ ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Хохлов П. К. Прием осужденных в исправительно-трудовые учреждения и их размещение : лекция. Рязань, 1978. С. 2.
2 См., напр.: Положение о центре психолого-педагогической и социальной работы с осужденными ФКУ ИК-14 УФСИН России по Республике Мордовия.
3См.: Перестройка на марше. Опыт УИТУ Саратовского облисполкома по совершенствованию исправительно-трудовой деятельности. Саратов, 1988. С. 5-6.
4 См.: Реформирование уголовно-исполнительной системы : теоретический проект / под ред. А. А. Реймера. Рязань, 2009. С. 32.
5 См.: Уголовно-исполнительное право. Особенная часть : учеб. / под общ. ред. Г. А. Корниенко. Рязань, 2013. С. 418.
6 См.: Там же. С. 776.
7 Там же. С. 779.
8 См.: Пономарев С. Н., Маруков А. Ф., Геранин В. В. Тюремная система Англии и современное общество : моногр. Рязань, 2002. С. 29-30, 48.
9 См. подр.: Южанин В. Е., Новиков Е. Е. Правовое регулирование направления осужденных в исправительные учреждения, их приема и размещения : моногр. Новокузнецк, 2012. С. 98-100.
10 См.: Дмитриев Ю. А. Пенитенциарная психология : учеб. Ростов н/Д, 2007. С. 328.
11 См.: Новиков Е. Е. Правовое регулирование направления осужденных в исправительные учреждения, их приема и размещения : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2011. С. 20.
12 См.: Методические рекомендации по психологической диагностике осужденных, вновь прибывших в исправительное учреждение (отряд-карантин). Самара, 2002. С. 12.
13 Коновалов А. В. Вступительное слово на научно-практической конференции по вопросам реформирования уголовно-исполнительной системы // Человек: преступление и наказание. 2009. № 3. С. 10.
14 См.: Симонян А. В. Лишенные свободы и их распределение по исправительным учреждениям : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-н/Д, 2002; Южанин В. Е., Бабунов В. Ю. Групповая классификация осужденных к лишению свободы и
ванию наказания в микросоциальной общности осужденных, вхождение в трудовой и учебный процессы, испытание на правопо-слушное поведение и перевод в облегченные условия отбывания наказания, дальнейшее изучение личности вновь прибывших для последующей корректировки мер воспитания, профилактики и безопасности.
Основным этапом отбывания наказания должны стать не обычные, а облегченные условия. Именно на этих условиях должна содержаться основная масса осужденных, а не наоборот, как это наблюдается в настоящее время. В этом мы видим серьезный шаг в направлении гуманизации исполнения наказания в виде лишения свободы. Роль обычных условий отбывания наказания заключается в создании условий эффективного функционирования облегченных условий как основного этапа реализации целей наказания.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод: начальный этап отбывания наказания в виде лишения свободы должен вписываться в прогрессивную систему исполнения наказаний, иметь свои цели и задачи.
1 Sm.: Hohlov P. K. Priem osuzhdennyh v ispravitel'no-trudovye uchrezhdenija i ih razmeshhenie : lekcija. Rjazan', 1978. S. 2.
2 Sm., napr.: Polozhenie o centre psihologo-pedagogicheskoj i social'noj raboty s osuzhdennymi FKU IK-14 UFSIN Rossii po Respublike Mordovija.
3 Sm.: Perestrojka na marshe. Opyt UITU Saratovskogo oblispolkoma po sovershenstvovaniju ispravitel'no-trudovoj dejatel'nosti. Saratov, 1988. S. 5-6.
4 Sm.: Reformirovanie ugolovno-ispolnitel'noj sistemy : teoreticheskij proekt / pod red. A. A. Rejmera. Rjazan', 2009. S. 32.
5 Sm.: Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. Osobennaja chast' : ucheb. / pod obshh. red. G. A. Kornienko. Rjazan', 2013. S. 418.
6 Sm.: Tam zhe. S. 776.
7 Tam zhe. S. 779.
8 Sm.: Ponomarev S. N., Marukov A. F., Geranin V. V. Tjuremnaja sistema Anglii i sovremennoe obshhestvo : monogr. Rjazan', 2002. S. 29-30, 48.
9 Sm. podr.: Juzhanin V. E., Novikov E. E. Pravovoe regulirovanie napravlenija osuzhdennyh v ispravitel'nye uchrezhdenija, ih priema i razmeshhenija : monogr. Novokuzneck, 2012. S. 98-100.
10 Sm.: Dmitriev Ju. A. Penitenciarnaja psihologija : ucheb. Rostov n/D, 2007. S. 328.
11 Sm.: Novikov E. E. Pravovoe regulirovanie napravlenija osuzhdennyh v ispravitel'nye uchrezhdenija, ih priema i razmeshhenija : avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. Rjazan', 2011. S. 20.
12 Sm.: Metodicheskie rekomendacii po psihologicheskoj diagnostike osuzhdennyh, vnov' pribyvshih v ispravitel'noe uchrezhdenie (otrjad-karantin). Samara, 2002. S. 12.
13 Konovalov A. V. Vstupitel'noe slovo na nauchno-prakticheskoj konferencii po voprosam reformirovanija ugolovno-ispolnitel'noj sistemy // Chelovek: prestuplenie i nakazanie. 2009. № 3. S. 10.
14 Sm.: Simonjan A. V. Lishennye svobody i ih raspredelenie po ispravitel'nym uchrezhdenijam : avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. Rostov-n/D, 2002; Juzhanin V. E., Babunov V. Ju. Gruppovaja klassifikacija osuzhdennyh k lisheniju svobody i ee rol' v dostizhenii celej nakazanija // Ugolovno-ispolnitel'noe pravo.
ее роль в достижении целей наказания // Уголовно-исполнительное право. 2009. № 2. С. 46-49; Красиков В. С. Классификация и размещение осужденных по видам режимов исправительных учреждений // Пенитенциарный опыт Англии и возможности его реализации в уголовно-исполнительном законодательстве России и Белоруссии. Рязань, 2004.
15 См.: Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология : учеб. Рязань, 2003. С. 275.
2009. № 2. S. 46-49; Ю^^ V. S. Klassifikacija i razmeshhenie osuzhdennyh ро ^ат rezhimov ispravitel'nyh uchrezhdenij // Реп^епаату ору: АпдШ i vozmozhnosti едо геа^асИ V идо^по-ispolnitel'nom zakonodatel'stve Rossii i Belorussii. Rjazan', 2004.
15 Sm.: Ushatikov А. I., Kazak В. В. Penitenciarnaja psihologija : ucheb. Rjazan', 2003. S. 275.