Научная статья на тему 'Проблема реализации отраслевого принципа «Соединение наказания с исправительным воздействием» в отношении осужденных с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости'

Проблема реализации отраслевого принципа «Соединение наказания с исправительным воздействием» в отношении осужденных с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кисляков Антон Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема реализации отраслевого принципа «Соединение наказания с исправительным воздействием» в отношении осужденных с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости»

А. В. Кисляков

Кисляков Антон Валерьевич — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин юридического института

Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых

Проблема реализации отраслевого принципа «соединение наказания с исправительным воздействием» в отношении осужденных с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости

Актуальность заявленной темы продиктована необходимостью обратить внимания научной общественности и руководителей действующей системы исполнения наказания на проблему отсутствия жизнеспособности такого отраслевого принципа уголовно-исполнительного законодательства (далее — УИЗ), как «соединение наказания с исправительным воздействием» (ч. 2 ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — УИК РФ)). Особенно ярко эта проблема высвечивается по отношению к осужденным с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Это обусловлено тем, что во-первых, указанная категория является наиболее уязвимой группой осужденных, стоящие в числе больных, страдающих иными видами социально значимых заболеваний (туберкулез, гепатит В,С, ВИЧ-инфекция и др.), во-вторых, исправительное воздействия в отношении данных лиц, необходимо применять строго с соблюдением мнения специалистов в области психиатрии и психологии; в-третьих, эффективность исправления осужденных с психическим расстройствами, зависит прежде всего, от действенного применения комплекса мер медицинской и социально-психологической реабилитации.

Отраслевой принцип УИЗ — соединение наказания с исправительным воздействием, находиться среди своих «коллег-принципов», классификация которых в доктрине уголовно-исполнительного права представлена в виде общих принципов (законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом). межотраслевых принципов (дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения). Поскольку принципы заложены как основные начала и идеи УИЗ, во главе которого стоит УИК РФ, то работа и реализация каждого из них, будет подчинена определенным целям. Согласно ч.1 ст. 1 УИК РФ, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Таким образом, каждый принцип уИз, независимо от своей групповой принадлежности (общий, межотраслевой или отраслевой) будет являться структурным звеном в фундаменте уголовно-исполнительных правоотношений, целью которых будет являться исправление осужденного и возвращение его в общество не социально опасным.

В основе рассматриваемого принципа лежат два понятия (наказание и исправительное воздействие), органично связанных между собою. Наказание, которое с позиции уголовного закона, есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда (ч.1 ст. 43 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ)), и исправительное воздействие, которое характеризуется применением к осужденным, предусмотренных ст. 9 УИК РФ, основных средств исправления (установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие).

Следует подчеркнуть, что процесс применения к осужденным любого вида наказания, всегда носит комплексный характер и реализуется, во-первых, с учетом особенностей правовой регламентации конкретного вида уголовного наказания (лишение свободы, обязательные работы, исправительные работы и т.д.), во-вторых, в рамках, предусмотренных уголовно-исполнительным законом, объема правоограни-чений (вид исправительного учреждения (далее — ИУ), срок наказания, условия содержания и пр.). Государство, восстанавливая социальную справедливость, принуждает виновное лицо пройти путь право-ограничений в том объеме и в те сроки, которые соответствуют тяжести совершенного деяния, степени его общественной опасности, личности виновного и др. С другой стороны, эффективность исправительного воздействия, будет во многом зависеть от применения комплекса средств исправления с учетом личности осужденного, отбывающего наказание в исправительном учреждении.

По состоянию на 01.09.2019 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) содержалось 536 760 чел., в том числе в 702 исправительных колониях отбывало наказание 435 713 чел. в 7 исправительных колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы и лиц, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы отбывало наказание 2 019 чел., в 210 следственных изоляторах и 95 помещениях, функционирующих в режиме следственно-

го изолятора при колониях, содержалось — 98 663 чел., — в 8 тюрьмах отбывало наказание 1 167 чел.; в 23 воспитательных колониях для несовершеннолетних — 1 217 чел.1. Таким образом, в настоящее время, численность только «тюремного населения» в России, составляет около 440 000 осужденных к лишению свободы и лиц, заключённых под стражу.

Согласно официальным статистическим сведениям ФСИН России, сегодня, до 60% от общей массы осужденных, находящихся в пенитенциарных учреждениях УИС, имеют психические отклонения различной степени выраженности (расстройство личности (психопатия), олигофрения (умственная отсталость) в степени легкой дебильности, отдельные формы шизофрении в стадии ремиссии, иные болезненные состояния психики, вызванные синдромами полинаркомании, алкогольной зависимости и др. Кроме того, распространенность в среде контингента психических расстройств, не исключающих вменяемости, подтверждено результатами научных исследований, проведенных в разное время специалистами в области криминологии, психиатрии, психологии2; сведениями официальной статистики ФСИН России: об отдельных социально значимых заболеваниях среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных, зарегистрированных в период их содержания в учреждениях УИС, и количестве умерших (форма ФСИН 1 (раздел 6), о состоянии законности и прав человека в УИС (форма УИС-СЗПЧ. Раздел 2), о результатах деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы. Раздел «Сведения о работе психологов с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми» (Форма ПС-1. Код строк 18-22); эмпирическими данными, собранные автором в процессе ознакомления с материалами уголовных дел, а также анкетирования сотрудников пенитенциарных учреждений3.

В руководящих документах федерального уровня, так же обращается внимание на актуальность распространённости социально-значимых заболеваний (в том числе и психических расстройств, не исключающих вменяемости) среди лиц, привлекаемых к уголовной ответственности и осужденных к лишению свободы. Так, в распоряжении Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. № 2808-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017 — 2025 годы)» и постановлении Правительства РФ от 06.04.2018 № 420 «О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018 — 2026 годы)», указывается, что «Большинство подозреваемых, обвиняемых и осужденных относятся к социально уязвимым группам населения, а также страдают различными заболеваниями, прежде всего социально-значимыми». С учетом целей, провозглашенных УИЗ, исправительное воздействие на осужденного должно осуществляться, в том числе, с учетом состояния его психического здоровья. Это обусловлено тем, что сознательно-волевая сфера, эмоционально-волевой компонент поведения лица с отклоняющейся психикой, требует особенного отношения к нему со стороны персонала ИУ, и особенно сотрудников и работников учреждения (начальники отрядов, персонал надзора, оперативные сотрудники, психологи, медицинским работники и др.) отделов на, непосредственно осуществляющих работу с такими лицами. Очевидно, что воспитательная работа, общественно полезный труд, профессиональное обучение и другие средства исправления, должны применяться с учетом вида психопатологии осужденного и только в совокупности с мерами медицинской и психолого-социальной реабилитации, что позволяет на практике добиться максимального эффекта в исправлении данной категории осужденных. Такие осужденные должны получать в процессе исполнения и отбывания наказания, необходимую медицинскую, психотерапевтическую, психолого-социальную и иную помощь, преследующую цели излечения или улучшение их состояния психического здоровья, а также скорейшей социализации в условиях свободы. Однако в существующей пенитенциарной практике не созданы необходимые правовые и организационные условия, позволяющие построить эффективный процесс исправительного воздействия в отношении указанной категории осужденных.

По нашему мнению, главными проблемами реализации отраслевого принципа УИЗ «соединение наказания с исправительным воздействием» в отношении осужденных с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, являются:

1. Отсутствие единой системы учета объективных данных о количестве осужденных, страдающих психическими расстройствами и расстройствами поведения. Данная проблема имеет два аспекта. Первый — формальное отношении сотрудников пенитенциарных учреждений к анализу личности вновь прибывшего осужденного, личное дело которого, может содержать информацию об имеющемся у него психическом заболевании. Второй — отсутствие единого информационного ведомственного источника о количестве осужденных, страдающих психическими расстройствами и расстройствами поведения, в том числе и не исключающего вменяемости. Статистические сведения ФСИН России разбивают количественные показатели больных осужденных на отдельные группы (больные социально значимыми забо-

1 http://xn--h1akkl.xn--p1ai/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения 30.09.2019).

2 Личность преступника и профилактика преступлений: монография / под ред Ю.М. Антоняна — Москва : Проспект, — 2017. С.129.

3 Кисляков А.В. Объективная оценка поведения осужденных с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, сотрудниками исправительных учреждений: значение и меры по повышению эффективности (по материалам одного криминологического исследования) / А.В. Кисляков // Вестник Владимирского юридического института. — 2019. — № 3 (52). — С.33.

Кисляков А.В. Проблема реализации отраслевого принципа «соединение наказания.

427

леваниями, алкоголизмом, наркоманией, имеющие признаки психических отклонений, стоящих на профилактическом учете как склонные к суициду или членовредительству и другие классификационный группы). К примеру, сведения из статистики ФСИН-1 (раздел 6) содержат информацию только о лицах, больных психизмами расстройствами и расстройства поведения. А отчетная информация о результатах деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы Раздел «Сведения о работе психологов с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми» (Форма ПС-1. Код строк 18-22), содержит сведения о деструктивных формах поведения осужденных, к которым в частности относятся психические отклонения, низкий интеллект; повышенная агрессивность и возбудимость и пр.

Следует также подчеркнуть, что распространенность психических аномалий в среде осужденных, имеет латентный характер, поскольку в связи с оптимизацией штатов психологической службы УИС, особенно в пенитенциарных учреждениях, существенно возросла нагрузка на соответствующих специалистов в расчете выполняемой нагрузки на одного осужденного, отбывающего наказание. В результате, на «входе» в ИУ, не редко психолог не получает нужную информацию об истинном состоянии психического и психологического здоровья обследуемого в карантине осужденного, что позволяет психопатологии остаться незамеченной и ждать благоприятных условий для ее проявления. Дополнительным аргументом характеризующим отсутствие комплексной системы учета осужденных, страдающих психопатологией, является не вполне квалифицированная оценка поведения осужденного в определенных обстоятельствах в ИУ, осуществляемая со стороны персонала. В таких случаях, агрессивное поведение осужденных, может признаваться представителями администрации ИУ допустимым и соответствующим норме поведения большинству осужденных, отбывающих лишение свободы.

2. Не реализованными возможностями более широкого применения института принудительных мер медицинского характера (далее — ПММХ), предусмотренные ст. 97 УК РФ и 18 УИК РФ, в отношении осужденных, отбывающих лишение свободы. Институт ПММХ, применяемый в отношении осужденных с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, а амбулаторных условиях, следует применять более инициативно, обеспечивая, с одной стороны, проведение в отношении осужденных СПЭ, с другой, направление соответствующих материалов в суд для решения вопроса о принудительном лечении в амбулаторных или стационарных условиях.

3. Не укомплектованность медицинских структурных подразделений ИУ штатными врачами-психиатрами и врачами-неврологами, функции которых выполняют специальные выездные медицинские бригады, не способны решить проблему выявления осужденных, страдающих психопатологией, с целью назначения лечения и контроля динамики развития заболевания.

4. Отсутствие у сотрудников подразделений, осуществляющие непосредственную работу с осужденными в ИУ (начальники отрядов, персонал надзора, оперативные сотрудники) знаний о видах, симптомах проявления и методах реагирования на факт проявления (прогрессирования) психических отклонений у осужденных.

5. Низкий процент трудоустроенных осужденных в ИУ (около 40%). В то время как эффект от трудовой терапии осужденных с психическим расстройствами всегда положительной направленности и способствует реабилитации больного и улучшения состояния его психического здоровья.

Для того, чтобы решить указанные и смежные с ними проблемы, обеспечив при этом в отношении осужденных с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, соединение наказания с исправительным воздействием, на наш взгляд, требуется во-первых, включить в перечень основных средств исправления, предусмотренных ст. 9 УИК РФ, обязательное лечение и психологическую помощь, во-вторых, в связи с тем, ПММХ относится к мерам уголовно-правового характера, а не к уголовному наказанию (хотя цели преследуются одни и те же — предупреждение свершения новых преступлений), изменить содержание ст. 8 УИК РФ указав рассматриваемый отраслевой принцип как «соединение наказания и мер уголовно-правового характера с исправительным воздействием», в-третьих, более широко использовать практику направления осужденных на судебно-психиатрическую экспертизу с целью назначения судом ПММХ в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра, в-четвертых, расширить перечень осужденных, к которым в соответствии с ч. 3 ст. 18 УИК РФ, можно применять обязательное лечение, дополнив перечень больными с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, в-пятых, с целью стимулирования осужденных, больных психопатологией, к получению необходимой медицинской помощи, внести изменения в редакции статей 79-80 УК РФ, указав, что в случае рассмотрения вопроса об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замены наказания более мягким видом, суд, наряду с иными материалами, предоставляемыми администрацией ИУ, должен делать вывод об исправлении осужденного в том числе исходя из результатов применения к осужденным ПММХ или обязательного лечения, а также необходимости дальнейшего продолжения лечения в стационарных или амбулаторных условиях под контролем специализированного государственного органа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.