Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ В МЕХАНИЗМЕ ДЕЙСТВИЯ ПРАВА'

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ В МЕХАНИЗМЕ ДЕЙСТВИЯ ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ФУНКЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА / КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ ФУНКЦИЙ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Халифаева Анжела Курбановна, Агаджанян Анастасия Владимировна

Целью статьи является анализ проблемы реализации функции правового воспитания в современном праве, в том числе на региональном уровне, определение места и роли воспитательной функции в функциональной системе современного российского права и факторы, влияющие на эту роль в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL FUNCTION IN THE MECHANISM OF LAW

The purpose of the article is to analyze the problem of the implementation of the function of legal education in modern law, including at the regional level, to determine the place and role of the educational function in the functional system of modern Russian law and the factors influencing this role in modern conditions.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ В МЕХАНИЗМЕ ДЕЙСТВИЯ ПРАВА»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_1 _12 УДК 340.1

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ В МЕХАНИЗМЕ ДЕЙСТВИЯ ПРАВА EDUCATIONAL FUNCTION IN THE MECHANISM OF LAW

ХАЛИФАЕВА Анжела Курбановна,

доктор юридических наук, профессор,

старший научный сотрудник НОЦ правовых исследований

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова». 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173. E-mail: noc_pravo@yandex.ru; АГАДЖАНЯН Анастасия Владимировна,

кандидат юридических наук, научный сотрудник НОЦ правовых исследований ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова». 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173. E-mail: noc_pravo@yandex.ru;

KHALIFAEVA Angela Kurbanovna,

Doctor of Law, Professor, Senior Researcher at the REC of Legal Research Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov. 360004, Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik, Chernyshevsky str., 173. E-mail: noc_pravo@yandex.ru;

AGAJANYAN Anastasia Vladimirovna,

Candidate of Legal Sciences, Researcher at the REC of Legal Studies Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, 360004, Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik, Chernyshevsky str., 173. E-mail: noc_pravo@yandex.ru

Краткая аннотация: целью статьи является анализ проблемы реализации функции правового воспитания в современном праве, в том числе на региональном уровне, определение места и роли воспитательной функции в функциональной системе современного российского права и факторы, влияющие на эту роль в современных условиях.

Abstract: the purpose of the article is to analyze the problem of the implementation of the function of legal education in modern law, including at the regional level, to determine the place and role of the educational function in the functional system of modern Russian law and the factors influencing this role in modern conditions.

Ключевые слова: правовая функция, воспитательная функция, теория государства и права, классификация правовых функций, правовое воспитание.

Keywords: legal function, educational function, theory of state and law, classification of legal functions, legal education.

Для цитирования: Халифаева А.К., Агаджанян А.В. Воспитательная функция в механизме действия права // Аграрное и земельное право. 2023. № 1(217). С. 12-14. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_1_12.

For citation: Khalifaeva A.K., Agajanyan A. V. Educational function in the mechanism of law // Agrarian and Land Law. 2023. No. 1(217). pp. 12-14. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_1_12.

Статья поступила в редакцию: 08.11.2022

Для того чтобы прояснить роль воспитательной функции права, необходимо принять за отправную точку положение о том, что воспитательный компонент воздействия права и правовой системы на членов общества и их поведение заложен в самой природе этого явления. С этой точки зрения воспитательный эффект является одним из важнейших элементов правового воздействия и представляет собой самостоятельную и многоаспектную правовую функцию.

Право имеет большое значение для системы общего и правового образования, и право в этом контексте является одной из эффективных форм нормативного, стимулирующего или преобразующего воздействия на социальную действительность, средством единообразного разрешения или сглаживания социальных противоречий, основой многоуровневой системы социальной регуляции, социального и индивидуального распределения поведения.

Согласно правовой литературе, воспитательное воздействие характеризует все без исключения правовые функции и даже представляет собой особую форму (метод) их реализации [1,с.9]. Однако считается, что такой подход может привести к путанице в отношении правовых функций и основания для их классификации, а также методов реализации и их последствий.

Успешная реализация функции правового воспитания зависит, с одной стороны, от его сущностного содержания, а с другой -от уровня правосознания, уровня общей правовой и юридической культуры граждан, степени доверия к власти, национальных традиций, которые, собственно, также могут на нее влиять. В связи с этим, что можно сказать об образовательном потенциале юридических исследований. [2,с.7].

Конечно, содержание применимого права также влияет на образовательную ценность и, следовательно, на реализацию образовательной функции права.

Теоретико-исторические правовые науки

Субъектов, участвующих в реализации функции правового образования, включая местный контекст, можно разделить на формальных и неформальных. К формальным акторам относятся государственные органы и их должностные лица, международные организации, государственные СМИ и образовательные учреждения. В группу неформальных акторов могут входить религиозные организации, социальные группы и коллективы, выделяемые по различным признакам (национальным, классовым и т.д.), лица, считающиеся в обществе образцом для подражания (например, семьи, группы работников), неправительственные организации, в том числе электронные и средства массовой информации, другие организации гражданского общества и т.д.

Для того чтобы продолжить исследование места образовательной функции правоведения, необходимо более точно определить этот вопрос. В литературе интеллектуальная сфера общественной жизни, общественные отношения индивидов и отдельные ее элементы рассматриваются как предмет воспитательной функции права. Образовательная функция имеет своим объектом правосознание граждан на различных уровнях и в различных структурных элементах. Иными словами, объект воспитательной функции достаточно широк и не ограничивается выработкой правовых убеждений и установок или развитием навыков совершения правовых действий. Тематика гораздо шире. При этом непосредственным объектом правового воспитания является, по сути, определенная сфера индивидуального сознания, характер и уровень личной жизни человека, т.е. правосознание, и формирующаяся на этой основе индивидуальная правовая культура членов общества. Данное положение также относится к реализации функций правового образования на уровне субъекта Российской Федерации.

Осознание правовых отклонений и поведения общества иногда рассматривается как "общий предмет" юридического образования, но такой подход явно узок. Объектом правового воспитания, функцией правового воспитания является любое социально значимое поведение людей и включает в себя не только поведение, но и мировоззрение, ценности, правосознание, общую культуру и правовую культуру [3, с. 92].

На реализацию воспитательной функции в национальной правовой системе влияют различные факторы. Во-первых, на реализацию функции юридического образования в современной России влияет продолжающийся переход от институционально-центрированной правовой культуры к индивидуально-центрированной правовой культуре. Это предполагает акцент на воспитательное воздействие закона, изменения в формах и методах реализации функций правового воспитания в Федерации и регионах, изменения в образовательных ценностях.

Во-вторых, на выполнение функции правового воспитания также влияет развитие информационного общества, процесс глобализации и усиление влияния элементов популярной культуры, которые могут весьма неоднозначно влиять на правовое воспитание, его методы и формы, тем самым снижая его эффективность. С другой стороны, изменения в социальной и правовой действительности не всегда отражаются в сознании общества и могут не привести к благоприятным изменениям в правовой культуре общества, что связано с недостатками государственной образовательной деятельности и ее структур.

Особенность влияния современного юридического образования как относительно самостоятельного и значимого направления воздействия всех элементов правовой системы на человеческую личность заключается в том, что оно аккумулирует в себе практически все возможные в современной ситуации аспекты права: культурные, социальные, информационные, нормативные, идеологические (ценностные) и психологические аспекты.

Право может оказывать и специфическое, чисто идеологическое, ценностное воздействие, которое происходит вне механизма правового регулирования и не зависит от процесса правоприменения и возникновения юридических прав и юридических обязанностей субъективного характера.

С этой точки зрения, выполнение воспитательной функции права следует рассматривать как многогранный и многоуровневый

процесс.

Воспитательная функция отражает специфическую способность права воздействовать в определенном направлении, с конкретной целью повышения уровня правосознания, повышения общесоциального или, как отмечалось выше, субъективного уровня и соответствующего объекта, личности человека, поведение которого должно отвечать объективным потребностям общественного развития, общекультурным и правовым гражданам.

Функция образования - это форма выражения сущности права, его цель - формирование гибкой личности, мировоззрения и потребностей.

Давайте здесь определим неравнозначные понятия влияния юридического образования и функции юридического образования.

Реализация функций правового воспитания и развитие правовой культуры - это целенаправленная, многоуровневая и в то же время систематическая правовая и иная воспитательная деятельность (а не просто разрозненная деятельность) в широком контексте многоуровневой и в то же время систематической правовой и иной воспитательной деятельности, посредством которой личность приобретает ясное представление о правовых идеалах, ценностях, знаниях, умениях, навыках и правилах поведения, в том числе и в об-

ласти права. Эта деятельность должна охватывать не только федеральный, но и региональный уровень и быть систематически взаимосвязанной, но, к сожалению, мы видим очень мало такого.

Согласно литературе, все государственные учреждения и связанный с ними персонал занимаются деятельностью, которая в той или иной форме, в том или ином аспекте заключается в образовании. Разница между ними заключается лишь в том, что одни лишь косвенно участвуют в этом процессе, а другие присутствуют только или в основном для выполнения таких задач, как обучение правовым знаниям, распространение и накопление соответствующего опыта [4,с.14].

Воспитательная функция является неотъемлемой частью системы действий по правовому воспитанию, воспитательной перспективой правовой системы. Конечно, сам закон с его функциями не охватывает весь процесс правового воспитания, но для осуществления этого процесса важны и другие элементы правовой системы - правовая идеология, правовые институты и различные сферы юридической практики как пример осуществления деятельности, связанной с правом. Институты гражданского общества, которые вообще не являются частью правовой системы, также могут участвовать в правовом образовании.

Понятие образовательно-правовой деятельности очень близко к понятию функций юридического образования. Воспитательная правовая деятельность определяется в литературе как сознательное, систематическое и целенаправленное воздействие социальной системы на воспитание у осужденных определенных качеств в соответствии с воспитательными идеалами общества [5,с.72]. Однако, когда функция относится к праву как к регулятивному и социальному институту, категория "деятельность" относится к существованию и компетенции правовых институтов и гражданского общества.

Можно признать, что одной из целей образовательной функции правоведения является осуществление позитивных изменений в различных компонентах правовой культуры. При этом должна учитываться не только интеллектуальная правовая культура личности и общества, но и материальная правовая культура. Кроме того, реализация функции правового воспитания на федеральном уровне и на уровне каждого субъекта федерации направлена на формирование общей культуры личности. Это связано с тем, что правовая культура является неотъемлемой частью и не всегда четко различима. В этом контексте необходимо определить и разработать соответствующие критерии "позитивных" изменений элементов правовой культуры и ее характеристик.

Цель образовательного результата, а значит и функция правового воспитания, выражается в формировании целенаправленного ценностного отношения к праву и другим элементам правовой системы, иногда упоминаемым в литературе, формировании объективного личностного отношения наряду с осознанным уважением к правовым нормам, признанием их незыблемости и необходимости их точного и неуклонного применения, а также их совершенствования. Однако цель образовательной функции или образовательного результата представляется гораздо более широкой, чем формирование привычки уважать и признавать закон как ценность. При эффективной реализации функции правового воспитания и достижении ее целей активизируется несколько различных социальных и психологических процессов, например, взаимодействие выступает как важный элемент объединения всех граждан для решения общих проблем, помогая формировать и поддерживать социальный порядок, и я считаю, что это снижает потребность в правовом воспитании.

Средствами (инструментами) правового воспитания и реализации функций правового воспитания принято считать все, что может быть использовано для создания целенаправленного воспитательного воздействия на сознание, мировоззрение и социально значимое поведение, и все, что может оказать влияние на формирование позитивного правового статуса личности.

Таким образом, воспитательная функция является одной из важнейших правовых функций в современный период развития российской правовой системы, которая не ограничивается правовым воспитанием, а становится все более разнообразной и предъявляет новые требования к выявлению и реализации различных направлений для ее осуществления. Это связано с огромной и разнообразной образовательной ролью, которую приобретает правоведение в контексте современных крупных социальных и ценностных трансформаций, изменений в правовой системе и ее отдельных элементах.

Библиогра фия:

1. Константинова А.В. Формы осуществления функций права: Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. Челябинск, 2014. 24 с.

2. Сурин В.В. О понимании воспитательной функции права // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2017. №6. С. 6-12.

3. Павлов В.Н. Правовое воспитание и его специфика в современном российском обществе // Пути повышения качества подготовки специалистов для Минюста России: Материалы научно-практ. Конференции. Владимир, 2020. С. 89-95.

4. Степанов К.Ю. Правовое воспитание и толерантность в условиях современного российского общества // Право и практика. 2022. № 11. С.11 -17.

5. Кечеджиян Л.А. Роль органов внутренних дел в реализации воспитательной функции права // Актуальные проблемы гуманитарных и естествен-

ных наук. 2017. № 4. С. 70-74. References:

1. Konstantinova A.V. Forms of exercising the functions of law: Abstract. diss.... cand. jurid. sciences'. Chelyabinsk, 2014. 24 p.

2. Surin V.V. On understanding the educational function of law // Bulletin of the Udmurt University. The series "Economics and LaW. 2017. No.6. pp. 6-12.

3. Pavlov V.N. Legal education and its specifics in modern Russian society // Ways to improve the quality of training specialists for the Ministry of Justice of Russia: Materials of scientific and practical. Conferences. Vladimir, 2020. pp. 89-95.

4. Stepanov K.Yu. Legal education and tolerance in the conditions of modern Russian society // Law and practice. 2022. No. 11. pp.11 -17.

5. Kechechiyan L.A. The role of internal affairs bodies in the implementation of the educational function of law // Actual problems of humanities and natural sciences. 2017. No. 4. pp. 70-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.