щихся класса определяют педагоги среднего уровня продуктивности.
Наиболее сложными для формирования по представлению педагогов высокого уровня продуктивности являются умения интерпретировать сравнение и умение перечислять способы использования предметов. Реальность их формирования находится на таком уровне, что ими сможет овладеть половина учащихся класса. У учителей среднего уровня продуктивности работа организована таким образом, что овладеть умениями сможет примерно половина и большинство учащихся класса, а у учителей низкого уровня продуктивности - половина и меньшая часть соответственно. Аналогичную картину мы можем наблюдать и при формировании некоторых других умений, влияющих на развитие творческих способностей.
Несмотря на незначительное колебание оценок реальности формирования умений в группе учителей высокого уровня продуктивности для развития творческих способностей учащихся, в большинстве своем они стремятся в группе педагогов высокого уровня продуктивности к категории «реально сформировать у подавляющего большинства учащихся класса», «реально сформировать у всех учащихся класса»; в группе среднего и низкого уровней продуктивности эти показатели стремятся, в большинстве случаев, к показателю «реально сформировать у половины
Библиографический список
учащихся класса» и «реально сформировать у меньшей части учащихся класса».
Самым трудным для формирования умений, способствующих развитию творческих способностей, выступают умения научить интерпретировать сравнения, выработать спонтанную гибкость мышления (то есть научить составить несколько вариантов окончания предложения, начинающегося со сравнения и научить выделять как можно больше способов использования каждого предмета).
Для учителей высокого уровня продуктивности развитие творческих способностей у детей приобретает приоритетное значение вне зависимости от того, в какой из видов деятельности они включают ребёнка.
Система деятельности учителей высокого уровня продуктивности в формировании умений, способствующих развитию творческих способностей учащихся, более эффективна, чем у педагогов начальных классов низкого и среднего уровней продуктивности.
Таким образом, предлагаемые нами модели формирования творческих способностей учащихся, могут служить ориентиром для построения собственной деятельности педагогами, родителями, стремящимися повысить уровень развития творческих способностей учащихся.
1. Анастази А. Психологическое тестирование. Перевод с английского Москва: Педагогика, 1982; Книга 2.
2. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. Санкт-Петербург: Политехника, 2002.
3. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Ленинград: ЛГУ, 1970.
4. Зязюн И.А., Кривонос И.Ф., Тарасевич Н.И. и др. Основы педагогического мастерства. Москва: Просвещение, 1989.
5. Звездина Г.П. Диагностика детской одарённости и развитие творческих способностей детей: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: РО ИПК и ПРО, 1998.
6. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория фундаментального образования: монография. Санкт-Петербург, 2012.
7. Кузьмина Н.В. Способности, одарённость, талант учителя. Ленинград, 1985.
References
1. Anastazi A. Psihologicheskoe testirovanie. Perevod s anglijskogo Moskva: Pedagogika, 1982; Kniga 2.
2. Kuz'mina N.V. Predmet akmeologii. Sankt-Peterburg: Politehnika, 2002.
3. Kuz'mina N.V. Metody issledovaniya pedagogicheskojdeyatel'nosti. Leningrad: LGU, 1970.
4. Zyazyun I.A., Krivonos I.F., Tarasevich N.I. i dr. Osnovy pedagogicheskogo masterstva. Moskva: Prosveschenie, 1989.
5. Zvezdina G.P. Diagnostika detskoj odarennostii razvitie tvorcheskih sposobnostej detej: uchebno-metodicheskoe posobie. Rostov-na-Donu: RO IPK i PRO, 1998.
6. Kuz'mina N.V. Akmeologicheskaya teoriya fundamental'nogo obrazovaniya: monografiya. Sankt-Peterburg, 2012.
7. Kuz'mina N.V. Sposobnosti, odarennost', talantuchitelya. Leningrad, 1985.
Статья поступила в редакцию 01.04.16
УДК 371
Gurov D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Operative-Investigative Activities and Special Equipment, Stavropol branch of Krasnodar University of the MIA of Russia (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: [email protected] Gurova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Primary Education, Bashkir State Pedagogical University n. a. M. Akmulla (Ufa, Russia), E-mail: [email protected]
Gotskaya N.R., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Department of Operative-Investigative Activities and Special Equipment, Stavropol branch of Krasnodar University of the MIA of Russia (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: [email protected]
EDUCATIONAL FUNCTION OF THE FAMILY. In the article the researchers discuss family relations, which are important for interpersonal relationships and for socio-psychological mechanisms of formation of a personality, as well as problem situations that are most characteristic of a modern family today. The authors conclude that one of the specificities of the modern family is that the children sooner acquire a high status in the family and later often have higher levels of education. They have an opportunity to spend most of their free time outside the family. This time they may often spend their leisure time outside, even without approval of their parents. The authority of parents today often fails.
Key words: educational functions, family, family relations, interpersonal relations, personality, problem situations.
Д.В. Гуров, канд. пед. наук, доц., начальник каф. оперативно-розыскной деятельности и специальной техники, ФГКОУ
ВПО «Краснодарский университет МВД России», г. Краснодар, E-mail: [email protected]
Е.В. Гурова, канд. пед. наук, доц. каф. теорий и методик начального образования, ФГБОУ ВПО «Башкирский
государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа, E-mail: [email protected]
Н.Р. Гоцкая, канд. экон. наук, доц. каф. оперативно-розыскной деятельности и специальной техники, ФГКОУ ВПО
«Краснодарский университет МВД России», г. Краснодар, E-mail: [email protected]
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ СЕМЬИ
В статье рассматриваются вопросы внутрисемейных отношений, которые выступают в форме межличностных отношений и являются одним из социально-психологических механизмов становления личности, а также проблемные ситуации, которые наиболее характерны для современной семьи. Авторы делают вывод о том, что одной из специфик современной семьи заключается в том, что дети рано приобретают высокий статус в семье, а позже - нередко имеют более высокий уровень
образования. Они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает - на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.
Ключевые слова: воспитательные функции, семья, внутрисемейные отношения, межличностные отношения, личность, проблемные ситуации.
Семья является направляющей силой и образцом для подражания и играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего поколения. Поэтому семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными учеными и практиками.
Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, а именно они являются одним из социально-психологических механизмов становления личности, социальной потребностью человека. Социальный статус, структура и функционирование - вот далеко не все характеристики явления.
По мнению большинства учёных, главенствующими в формировании личности ребёнка в семье являются её нравственно-психологическая атмосфера, эмоциональный фон отношений. В этой связи семья-система, как целостное образовательное пространство, обладает определённой спецификой семейного воспитания, отличающей его от воспитания общественного (в том числе и школьного).
Воспитательный потенциал семьи реализуется в функциях. Она воспитывает так, как функционирует. Своими корнями функции уходят в потребности, личностные и общественные. Потребность при этом является побудительным началом - она порождает функцию, а через функцию реализуется потребность. Это находит выражение в самом названии функций, чьи классификации многообразны. По нашему мнению, в современных условиях семью необходимо рассматривать в совокупности её функций. И, прежде всего, потому, что в реальной семейной жизни функции выступают в единстве, находятся в органической взаимосвязи. В этой связи воспитательный заряд, который они несут, выступает как целостный процесс воздействия семьи, семейных отношений на развитие личности ребёнка. Но именно воспитательная функция семьи и её компоненты, отличающиеся инте-гративным характером, определяют формирование содержания всех функций, цель которых - формирование социально благополучного, активного, самостоятельного человека. Такими компонентами являются:
- осознание родителями ответственности за воспитание; ориентация на общечеловеческие ценности; направленность воспитательных усилий в будущее и соотнесение их с требованиями, которые ставит перед ребёнком его дальнейшая жизнь;
- наличие у отцов и матерей психолого-педагогических знаний о задачах и методах воспитания детей; способность изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменениями обстоятельств жизни ребёнка; умение понять своего ребёнка и помочь; уважительное отношение к нему и его праву на самостоятельность; умение объективно оценивать ребёнка; знание родителями его друзей;
- регулярность контакта семьи и школы через посредничество семейного социального педагога, взаимосотрудничество и взаимообучение; самоорганизация и саморегуляция родителей; самообразование и самовоспитание. В конечном итоге они являются показателями психолого-педагогической культуры семьи.
Таким образом, поскольку взаимодействие ребёнка с членами семьи является его первым опытом взаимодействия с окружающим миром, в процессе реализации своей воспитательной функции городская семья должна обеспечить соблюдение ряда моментов:
Во-первых, весьма велика зависимость ребёнка от семьи. В семье удовлетворяется значительная часть его потребностей, в том числе и материально-бытовые, и что особенно важно потребности в эмоциональной поддержке, любви, симпатии, доверительном общении.
Во-вторых, велика роль именно семьи в условиях городского социума в осуществлении социального контроля за поведением ребёнка.
В-третьих, ребёнок вступает в этап интенсивного овладения социальными ролями, круг его общения быстро расширяется, увеличивается связь с различными социальными институтами. Поэтому в этот период он остро нуждается в направляющей и
консультирующей помощи семьи, способствующей установлению адекватных социальной ситуации развития ребёнка границ между членами семей и городским социумом, обеспечивающих формирование полноценной социальной позиции.
Вместе с тем напряжённый ритм жизни в условиях города, воздействие многочисленных стрессовых факторов, рост тревоги, агрессивности людей, ломка традиционного уклада взаимоотношений между супругами приводит к возникновению множества проблем и, как следствие, к кризису семьи.
Выделим те проблемные ситуации, которые наиболее характерны для современной семьи:
1. Нестабильность брака, неустойчивость семьи, неполные семьи.
Наиболее распространённым типом является нуклеарная семья, состоящая из одной пары родителей с детьми или без детей. Таких семей около 2/3 в структуре населения Российской Федерации. Второе по численности место занимают неполные семьи - один из родителей с детьми. Таких семей примерно 13%. Большинство семей нуклеарного типа при этом однодетны.
В результате нуклеаризации родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, братьями, сёстрами, тетями, дядями и пр.
Причина нестабильности семьи и брака, по мнению А.В. Мудрика, заключается в следующем. Отношения супругов всё более определяются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, что резко повышает их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей [1, с. 92].
2. Разрыв возрастных, а также интеллектуальных и других уровней в семье, разрушение семейных традиций.
Эта проблема тесным образом связана с предыдущей, в частности, с нуклеаризацией семей. Разрушается межпоколенная связь, как раз и являющаяся хранительницей и гарантом действенности семейных традиций.
Кроме того, налицо «старение» возрастной структуры населения. Удельный вес детей и подростков стабильно уменьшается, а удельный вес стариков - увеличивается. В городском социуме эта ситуация более благополучна за счёт молодёжи, приезжающей на учёбу, работу, стремящейся остаться на постоянное проживание. Однако этот резерв не бесконечен, и не в состоянии обеспечить социальное окружение, необходимое для создания благоприятной социальной ситуации развития подростка, в том числе, коммуникативной.
3. Дефицит мужского влияния в воспитании и, с другой стороны, высокая занятость женщин на производстве.
При сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда первый в массе городских семей сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной её руководящей ролью в семье и внедомашней занятостью.
Эти процессы не могут не оказывать существенного влияния на формирование психологического пола подростка. Именно в семье идёт необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребёнок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) или фемининностью (женскими свойствами).
4. Педагогическая и психологическая малограмотность семьи.
Эта проблема также тесно связана с вопросом ответственного родительства, которое представляет собой комплекс социальных, психологических, медицинских и прочих условий, позволяющих семье иметь столько детей, сколько семья хочет; рожать только желанных детей и воздерживаться от рождения нежеланных детей безопасными для жизни способами.
5. Дестабилизирующее влияние пьянства, стяжательства, цинизма, бездуховности на устойчивость брака.
6. Резкое сокращение межсемейных, межличностных и даже внутрисемейных контактов, по существу атрофия контактности, способности к коммуникации.
Сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье, а позже - нередко имеют более высокий уровень образования. Они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся
Библиографический список
об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает -на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.
7. Проблема семейного досуга, его чрезвычайно низкий уровень.
В контексте перечисленных проблем семья и осуществляет свою воспитательную функцию. Однако не во всех семьях результат ее реализации положителен. В последнем случае мы имеем семьи с так называемыми «трудными» или трудновоспитуемыми детьми.
1. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Москва, 2002.
2. Гуров В.Н. Теория и методика работы школы с семьей. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва , 1997.
3. Уварова Н.Н. Роль вуза в формировании у современного студенчества ценностного отношения к институту семьи. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2010; 21: 120-122.
4. Уварова Н.Н. Формирование ценностного отношения студентов к институту семьи. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2006.
References
1. Mudrik A.V. Social'naya pedagogika. Moskva, 2002.
2. Gurov V.N. Teoriya i metodika raboty shkoly s sem'ej. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva , 1997.
3. Uvarova N.N. Rol' vuza v formirovanii u sovremennogo studenchestva cennostnogo otnosheniya k institutu sem'i. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya). 2010; 21: 120-122.
4. Uvarova N.N. Formirovanie cennostnogo otnosheniya studentov k institutu sem'i. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2006.
Статья поступила в редакцию 03.04.16
УДК 371
Gurov D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Operative-Investigative Activities and Special Equipment, Stavropol branch of Krasnodar University of the MIA of Russia (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: [email protected] Gurova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Primary Education, Bashkir State Pedagogical University n. a. M. Akmulla (Ufa, Russia), E-mail: [email protected]
CLASSIFICATION OF VULNERABLE FAMILIES. The paper identifies negative factors of family education, inherent in one way or another to every dysfunctional family, i.e. a family with a "difficult" child. The authors conclude that the adverse factors and typical errors of family education allow identifying the main parameters of competence and effectiveness of parental behavior. The first parameter is parents' control; the second parameter is parents' requirements, encouraging the development of maturity; the third one is methods of communication with children during educational influences; the fourth parameter concerns emotional support, i.e. parents can express sympathy, love and warm attitude to their child, the parents may be proud of their successful children. The presence of all four parameters of the effective realization of the educational function of the family means that parents successfully cope with the upbringing of their own children. The overlooking of at least one of the parameters creates the risk of problems in the upbringing of a child and demonstrates some of the pedagogical failure in the family.
Key words: family education, vulnerable family, classification, formation of uncontrollable behavior, family conflict.
Д.В. Гуров, канд. пед. наук, доц., начальник каф. оперативно-розыскной деятельности и специальной техники, ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет МВД России», г. Краснодар, E-mail: [email protected] Е.В. Гурова, канд. пед. наук, доц. каф. теорий и методик начального образования, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа, E-mail: [email protected]
КЛАССИФИКАЦИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
В статье предпринята попытка определить негативные факторы семейного воспитания, свойственные в той или иной мере каждой неблагополучной семье, семье «трудного» ребёнка. Авторы делают вывод о том, что негативные факторы и наиболее типичные ошибки семейного воспитания позволяют выделить основные параметры компетентности и эффективности родительского поведения: Первый параметр - родительский контроль; Второй параметр - родительские требования, побуждающие к развитию зрелости; Третий параметр - способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий; Четвертый параметр - эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и тёплое отношение, родители горды успехами своих детей.
Ключевые слова: семейное воспитание, неблагополучная семья, классификация, формирование трудновоспитуе-мости, семейные конфликты.
В зависимости от типа и степени неблагополучия проводится классификация неблагополучных семей. До сих пор не существует единой классификации, поэтому мы позволим себе остановиться на тех, которые являются, по нашему мнению, наиболее полными и интересными. Обобщая, мы может определить негативные факторы семейного воспитания, свойственные в той или иной мере каждой неблагополучной семье, семье «трудного» ребёнка:
- неадекватное воздействие материального благосостояния семьи: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материально-
го благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;
- бездуховность родителей; отсутствие стремления к духовному развитию детей;
- авторитаризм либо либерализм, безнаказанность и всепрощение;
- безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье, противоправный образ жизни;