педагогические науки
Амбалова Светлана Алексеевна СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ...
УДК 37
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА НРАВСТВЕННОСТЬ РЕБЕНКА
© 2016
Амбалова Светлана Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: [email protected])
Аннотация. Известно, что брак объединяет двух людей с различными интересами, разным семейным окружением, разным уровнем зрелости и готовности к совместной жизни супругов. Семья является главным институтом воспитания детей, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в обществе родителей ребенок находится большую часть своей жизни и именно в семье закладываются основы его личности. В процессе воспитания детей появляются и нередко возрастают конфликты по разным подходам в воспитании. Дети больше других и чаще страдают от конфликтов в семье. Чем благоприятнее семейный климат, чем бережнее все в семье относятся друг к другу, тем более теплое и правильно сформированное отношение ребенка к окружению, тем большей нравственностью он будет обладать. Только будучи уверенным, что он нужен и ценен в семье, получая должную степень родительской любви и заботы, у ребенка может сформироваться правильное миропонимание. В развитии детской безнравственности и невоспитанности, чаще всего бывают виноваты семьи и родители, которые в нужное время в должной мере не смогли уделить достаточное количество внимания и заботы своим детям.
Ключевые слова: семейные конфликты, семья, внутрисемейные отношения, нравственное воспитание, дети, стили поведения, социальные причины.
SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CAUSES OF CONFLICT AND THEIR IMPACT ON THE MORALITY OF THE CHILD
© 2016
Ambalova Svetlana Alekseevna,candidate education sciences, associate professor, department of pedagogy and psychology North Ossetian State Universitynamed after K.L. Khetagurova (362025, Russian Federation, Vladikavkaz, st. Vatutina, 46, e-mail: [email protected])
Abstract. We know that marriage unites two people with different interests, different family environment, different levels of maturity and readiness for a joint life of the spouses. The family is the primary institution of parenting that a child acquires in childhood in the family, it persists throughout later life. The importance of the family as an institution of education due to the fact that in a society of parents a child is a big part of his life and that the family foundations of his personality. In the process of raising children, and there is often increased conflicts over different approaches in education. Children more than others and more likely to suffer from the conflicts in the family. The more favorable family climate than more carefully all of the family relate to each other, the more warm and properly formed the child's attitude to the environment, the more it will have morality. Just knowing that it is necessary and valuable in the family, getting the proper degree of parental love and care, the child can form a correct view of the world. In the development of children's immorality and bad manners, most often to blame for the family and parents who at the right time to adequately could not be given a sufficient amount of attention and care to their children.
Keywords: family conflicts, family relations within the family, moral education of children, behavior styles, social reasons.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Вопрос о влиянии семьи на развитие и воспитание ребенка волновал людей еще с древних времен. Известно, что брак объединяет двух людей с различными интересами, разным семейным окружением, разным уровнем зрелости и готовности к совместной жизни супругов. С уверенностью можно сказать, что семья является главным институтом воспитания детей. Психологическое здоровье семьи является главным показателем ее благополучного функционирования. Развитие конфликтности и напряженности внутрисемейных отношений требует сегодня новых подходов к решению данной проблемы, расширения методологической базы, дополнений к коррекци-онной работе. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Нравственность как феномен впервые в жизни ребенка зарождается в семье. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания нравственности. Именно семья закладывает в ребенка понимание сущности добра и зла, о хороших людях, о том, каким нужно быть человеком. В основе любого воспитания в целом должна быть заложена, прежде всего, любовь к ребенку. Только вклад родительского тепла и понимания может взрастить нравственно-богатую личность в душе ребенка.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Нравственная личность - это человек, для которого общественные
нормы и требования морали выступают как его личные убеждения и взгляды на жизнь, как правильно осмысленные им на протяжении всей его жизни правила и стратегии поведения. Нравственно воспитанной личностью человек может стать только тогда, когда он правильно ведет себя не под давлением социума, а по своим внутренним глубоким убеждениям. В.А. Сухомлинский отмечал, что воспитание - это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирования отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет вразрез с принятыми в обществе моральными устоями [1]. Педагог и писатель С.А. Соловейчик считал, что если у ребенка есть нравственность, то обязательно будет присутствовать духовность, не будет нравственности - не будет не только воспитания, не будет ничего [2]. Нравственные ориентиры и ценности ребенка формируются и находятся изначально в пределах семьи. Семья - это коллектив родных людей, которая вносит основной вклад в воспитание на протяжении всей жизни человека. И.А. Ильин писал о том, что духовная атмосфера благоприятной семьи направлена привить детям потребность в искренней любви, направленность к честности и дисциплине [3]. Ф.Н. Цораева в своем исследовании о проблематике нравственного воспитания считает, что в большом обилии хороших качеств доброта - главное свойство человечности в личности [4]. Великий педагог В.А. Сухомлинский считал, что настоящим человеком может стать тот, у кого во внутреннем мире существует благородство, влияющее на поведение человека. И чем больше полезных, добрых дел сделал ребенок, тем идеальнее человек становится
Амбалова Светлана Алексеевна педагогические
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ... науки
по жизни [1].
Формирование целей статьи (постановка задания). Дети в самом раннем возрасте, даже не умея разговаривать, не понимая смысл сказанных ему слов, уже очень хорошо и отчетливо чувствуют атмосферу семьи, в которой они живут. Доброжелательность членов семьи друг к другу, спокойная размеренная речь, уважительность в высказываниях - правильный и эффективный тон для создания и сохранения в сознании ребенка норм нравственности. Ситуации, когда в семье часты скандалы, регулярные разговоры на повышенных тонах, грубость, склонность к применению силы, создают противоположный результат в формировании. В сложном комплексе причин, вызывающих дезорганизацию и распад семьи, значительное место занимают причины социально-психологические, связанные со спецификой взаимоотношений и общения супругов в семье. Становится все более очевидным, что оптимизация одних лишь социально-экономических условий жизни семьи не всегда приводит к повышению удовлетворенности браком. Об этом свидетельствуют и данные социологических исследований. Все семьи разные, нет похожих семей, нет определенной структуры жизнедеятельности семьи. В каждой семье есть определенный коэффициент духовности и нравственности.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. На основе разработок и исследований ученых, занимающихся нравственностью семей, были выделены ряд условий и методов формирования нравственности и потребности в данном виде воспитания ребенка [5-8]. К основному методу следует отнести благоприятный климат и проявление любви. Важно помнить, что все хорошо в меру. Постоянная опека и чрезмерное проявление любви родителей к детям, иногда может привести к негативным последствиям. В общей сложности ребенок должен расти и развиваться с пониманием того, что он нужен семье, что его любят и готовы его оберегать и защищать в любой ситуации.
Следующий важный метод воспитания в ребенке понятия нравственности - искренность в общении. Родители не должны обманывать ребенка в различных жизненных ситуациях. В общении с детьми очень важно взвешивать каждое высказанное слово. Чтобы оно лучше доходило до сознания ребенка - слово должно быть искренне сказанным. Необходимо чтобы слово воспитывало (С.А. Амбалова), оставляло в душе и памяти ребенка свой след и заставляло вникать в смысл сказанного. С детьми разного возраста нужно разговаривать по-разному [9]. Чем младше ребенок, тем больше примеров ему нужно приводить. С детьми постарше важно проводить разговоры в виде рассуждений, иногда даже спрашивать совета. Такая доверительная и непринужденная обстановка сближает детей и родителей, помогает мыслить и сопереживать, обогащает духовный мир [10].
К духовным ценностям семьи можно отнести нравственные установки, благоприятный психологический климат, высокий уровень общения внутри семьи и с окружением, контакты с незнакомыми людьми без агрессии, занятия творчеством и т.д. [11-17]. Высоконравственным можно считать человека, для которого моральная часть жизни, правила и требования, которые предъявляет социум, выступают как его собственные, осмысленные понятия, взгляды и убеждения по жизни [18].
Все это лишний раз доказывает, что нравственное развитие ребенка невозможно без формирования у него моральной сознательности (Б.А. Тахохов), моральной совести и внутреннего стремления к моральному благородству. Неблагополучная же семья для ребенка - это среда, без соблюдения, определенных норм и традиций, с высоким риском воспитания в детях безнравственности и низкого чувства гуманности и сопереживания другим людям [19].
Большой ошибкой в формировании нравственно-зре-
лой личности являются постоянные упреки и наказания. Главной сутью наказания должно являться сохранение достоинства человека, не оскорбляя чувств ребенка. В воспитании социально-адаптированной личности большое значение имеет ее нравственная сторона формирования [20]. Суть в том, что каждый человек является звеном целой системы взаимоотношений с обществом. Находясь во всевозможных контактах с людьми, человек должен соблюдать определенные нормы и правила, принятые данным обществом, не выходя за рамки дозволенного [21].
Генрих Песталоцци считал, что главнейшей задачей любого детского учреждения является вклад в ребенка искусства нравственности. В условиях постоянных изменений во взаимоотношениях в обществе так важно, чтобы сам человек стремился быть богатым духовно и нравственно развитым. Чтобы личность проявляла свои нравственные качества не в силу давления на него норм и правил общества, а исключительно по личному побуждению. Каждая семья имеет свой уровень духовности, чем более высок этот уровень, тем более интеллигентной является семья, тем сплоченнее она, тем больше в таких семьях создается и развивается духовно-личностный потенциал каждого из членов, тем чаще эти люди удовлетворяют свои культурные запросы и потребности в развитии. Такие семьи успешно воспитывают своих детей и учат их создавать не только материальные блага, но и духовные богатства.
Общие принципы духовно-нравственного развития личности заключены в следующем:
- сплоченность семьи, основанная на любви друг к другу;
- ответственность родителей за воспитание будущего поколения перед государством и обществом;
- стремление семьи к совершенствованию, к росту духовности и поддержанию нравственных устоев;
- соблюдение субординации в семье, основанной на уважении между ее членами;
- признание некоторой свободы ребенка и уважение в нем личности;
- сохранение благоприятного климата внутри семьи для развития детей;
- участие в общественной и благотворительной жизни.
В работе с неблагополучными семьями, где постоянно происходят конфликты, и дети являются свидетелями каждодневных ссор, специалисты должны выполнять психотерапевтические функции. Очень важно проводить беседы с родителями, рассказывая им о возможных последствиях данной ситуации.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Семья - неотъемлемая и самая важнейшая часть в жизни любого человека. И в понимании человека как счастливого субъекта есть обязательный пункт, что он имеет семью. Как правило, в семье происходит формирование духовно-нравственных качеств личности. Но данное развитие не происходит автоматически, оно требует больших усилий и затрат со стороны людей. Именно семья дает первый жизненный опыт ребенку, закладывает фундамент основ характера и морального осознания личности в будущем. То, что привито ребенку в детстве, так или иначе, сказывается на протяжении всей его жизни. Родители являются самыми близкими людьми, и именно они должны помочь ребенку правильно преодолевать противоречия между личными желаниями и ожиданиями окружающих. В семьях, где конфликты являются обычным делом, ребенок в нужной степени не получает все те качества, которые позволят сформировать его понимания о жизни.
Дети больше других и чаще страдают от конфликтов в семье. Чем благоприятнее семейный климат, чем бережнее все в семье относятся друг к другу, тем более теплое и правильно сформированное отношение ребенка к окружению, тем большей нравственностью он будет об-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)
педагогические науки
Амбалова Светлана Алексеевна СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ...
ладать. Только будучи уверенным, что он нужен и ценен в семье, получая должную степень родительской любви и заботы, у ребенка может сформироваться правильное миропонимание.
В развитии детской безнравственности и невоспитанности, чаще всего виноватыми бывают родители, которые в нужное время, в должной мере не смогли уделить достаточное количество внимания и заботы своим детям в семье.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политическая литература, 1982 - с.270.
2. Соловейчик С.А. Непрописанные истины воспитания. Избранные статьи. М.: Первое сентября, 2011.
3. Ильин И.А. Психология семьи. СПб: Специальная литература 2005.-123с.
4. Цораева Ф.Н.Формирование нравственно-эстетической культуры младших школьников //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 315-318.
5. Еремина Н.Ю. Формирование нравственности ребёнка в условия семейного воспитания // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 21-24.
6. Холомина О.А., Курилова А.А. Формирование нравственно-эстетических ценностей в процессе обучения у учеников начальных классов на основе интегрированного подхода // Карельский научный журнал. 2013. № 3. С. 8-11.
7. Алексеева Е.А. Формирование нравственных понятий у младших подростков как психолого-педагогическая проблема // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2014. № 2 (16). С. 5-7.
8. Ефимова Л.В. Гуманистические основания успеха // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 9-11.
9. Амбалова С.А. Современный подросток: факторы его психического развития // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 330.
10. Гулиева С.А. Психологический механизм развития качеств личности//В сборнике: Педагогический процесс: проблемы и перспективы. Межвузовский сборник научных трудов. Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. Под редакцией А.Р. Джиоевой. Владикавказ, 2011. С. 56-66.
11. Агапова Э.И. Значение духовных практик в истории современного российского общества // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 58-61.
12. Аббасова К.Я. Нравственные ценности как правила жизни // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 3 (07). С. 19-24.
13. Агапова Э.И. Многообразие форм духовности // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 5-8.
14. Ильичева Е.В. Роль социально-культурного сервиса как носителя национальных ценностей // Азимут научных исследований: экономика и управление.
2015. № 1 (10). С. 54-56.
15. Коновальчук В.И. Психологическое здоровье как ценность образовательного пространства // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 2. С. 13-16.
16. Никашина Н.А. Базовые ценности как фактор самореализации личности людей с ограниченным зрением // Карельский научный журнал. 2013. № 2. С. 27-29.
17. Трубина Н.А. Нравственное воспитание и мировоззрение школьников // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 48-50.
18. Бекоева М.И., Хуриева М.Ю. Институт роди-тельства как психолого-педагогический феномен: материнское и отцовское воспитание //Вестник СевероОсетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2014. № 3. С. 127-132..
19. Тахохов Б.А.О духовно-нравственном воспитании //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова.
2016. № 2. С. 113-117.
20. Амбалова С.А. Организация процесса социализа-
ции личности ребенка // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 52. С. 295-299.
21. Бекоева М.И. Проблема формирования способности личности к самореализации в философском, психологическом и педагогическом аспектах//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015.№ 1. С. 25-28.