Научная статья на тему 'Значение семьи при воспитании детей'

Значение семьи при воспитании детей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3724
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛИ / PARENTS / СЕМЬЯ / FAMILY / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ШКОЛА / SCHOOL / БУДУШЕЕ / FUTURE / РОДНЫЕ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ETHNO PEDAGOGY / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / FAMILY EDUCATION / RELATIVES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рыскулова Гульзат Уметкуловна

В этой статье мы остановились на особенностях семейного воспитания по воспитанию детей. Были рассмотрены вопросы о значении семейного воспитания на сегодняшний день, обязанности родителей при воспитании детей, цель и значение семейного воспитания. Обширно рассмотрены основные направления народного воспитания в семейном воспитании. Затронуты такие темы как родители, дети и что такое семья и ее богатство. Целостность семьи и семейное воспитание. Духовное, моральное и нравственное воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение семьи при воспитании детей»

10. Носырева С.Г. Модель формирования навыка критического мышления средствами иностранного языка / С.Г. Носырева // Теория и практика общественного развития. Педагогические науки, 2012. № 7. С. 110-114.

11. Плотникова Н.Ф. Формирование критического мышления студентов вуза в условиях командной формы организации обучения: монография / Н.Ф. Плотникова. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. 84 с.

12. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов. ФГОС ВО (3++) по направлениям бакалавриата. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/93/ (дата обращения: 18.11.2017).

13. Сапух Т.В. Развитие критического мышления как базис студентоцентрированного образования. [Электронный ресурс] / Т.В. Сапух // Современные исследования социальных проблем, 2014. № 9 (41). С. 202-216. Режим доступа: www.sisp.nkras.ru/ (дата обращения: 08.10.2017).

14. Туласынова Н.Ю. Развитие критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Якутск, 2010. 21 с.

15. Halpern D.F. Thought and knowledge : an introduction to critical thinking / Diane F. Halpern. 5 Edition. - New York: Psychology Press, 2014. 654 p.

16. Lai E.R. Critical Thinking: A Literatures Review. June 2011 / Emily R. Lai. Pearson Research Reports. 49 p.

17. New Language Leader. Practice Guide: Pre-Intermediate / L. Ezhova, O. Smirnova, O.Kirillova, I. Cheremina, K. Misakyan. M.: RANEPA, 2016. 117 p.

18. Paul R. The Miniature Guide to Critical Thinking / R. Paul, L. Elder. Dillon Beach, CA: Foundation for Critical Thinking Press, 2008. 24 p.

ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ ПРИ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Рыскулова Г.У. Email: Ryskulova641@scientifictext.ru

Рыскулова Гульзат Уметкуловна — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, факультет педагогики и инновационных технологий, Жалал-Абадский государственный университет, г. Жалал—Абад, Кыргызская Республика

Аннотация: в этой статье мы остановились на особенностях семейного воспитания по воспитанию детей. Были рассмотрены вопросы о значении семейного воспитания на сегодняшний день, обязанности родителей при воспитании детей, цель и значение семейного воспитания. Обширно рассмотрены основные направления народного воспитания в семейном воспитании. Затронуты такие темы как родители, дети и что такое семья и ее богатство. Целостность семьи и семейное воспитание. Духовное, моральное и нравственное воспитание. Ключевые слова: родители, семья, воспитание, школа, будушее, родные, этнопедагогика, семейное воспитание.

THE VALUE OF THE FAMILY IN THE UPBRINGING OF CHILDREN

Ryskulova G.U.

Ryskulova Gulzat Umetkulovna - Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PEDAGOGIC AND PSIHOLOGIC, FACULTY OF PEDAGOGIC, JALAL-ABAD STATE UNIVERSITY, JALAL-ABAD, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN

Abstract: in this article, we focused on the peculiarities of family upbringing in the upbringing of children. Questions were considered about the importance of family education for today, the responsibilities of parents in the upbringing of children, the purpose and importance of family education. The main directions of popular education in family education are widely considered. Affected topics such as parents, children and what is the family and its wealth. Family integrity and family education. Spiritual, moral and moral education.

Keywords: parents, family, education, school, future, relatives, ethno pedagogy, family education.

УДК 37.018.11

Среди молодежи увеличилось число тех, кто, забыв о духовном богатстве, стремится к достижению материального богатства. В результате такие задачи как создание семьи, счастливая жизнь, достойное воспитание детей остаются на втором плане, а вперед выдвигается идея про то, как деньги могут исполнить все задуманное и кажется, что она всех устраивает. Из-за этого в обществе

участились негативные явления, конфликты. Дети, оставшиеся без присмотра, испытывают разного рода неприятности, попадают в беды, в итоге родителей сожалеющие о своих действиях становится не мало. Семья и все в ней происходящее послужит для ребенка образцом в его последующей жизни. Как говорится в пословице «что видел в гнезде, то и будет ловить, когда вылетит», перед сегодняшним обществом возникла необходимость в подготовке к укреплению семьи, чувству ответственности и основных задач семьи. Известно, что в правильном воспитании будущего поколения роль семьи является большой. Если в семье будет крепкое согласие, единство, развитие, то в обществе тоже создастся согласие, единство, развитие.

В п.2 ст. 32 главы 6 Семейного Кодекса Кыргызской Республики предусмотрено, что «родители несут равную ответственность в воспитании, образования детей». В п.3 этой же статьи указано, что родители обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей [4, с. 11] На практике о таких обязанностях семьи, о равных обязанностях отца и матери в воспитании детей многие не знают. 2002 год президентом А.Ш.Атамбаевым был объявлен «Годом укрепления семьи». В ходе исследовании в научном направлении проблем связанных с воспитанием детей многие века проводились раззадорившиеся исследования ученых, но несмотря на это и в нынешние дни роль семьи в воспитании детей остается одним из актуальных тем.

Как гласит определение [2, с. 103] «Семья - это небольшая группа людей, объединенных узами брака, и соединившая в себе биологические и естественные родственные связи», следовательно, чтобы семья была крепкой она должна создаваться из людей, которые становятся друг другу родными, то есть проявляющие заботу друг о друге, с взаимопониманием, умеющие в разных ситуациях прощать недостатки другого. При отсутствии таких условий, семья не сможет выполнить свои основные обязательства. Семьи по их статусу отличаются друг от друга, иными словами исходя из материального положения, условий существования, психологической обстановки семьи, возрастного и личной особенности каждого человека, выполняемых задач. По исследованию ученых статусами семьи являются:

Социально-экономический статус (материальное положение семьи) Социально-психологическая обстановка (беседы людей в семье, их взаимоотношение, взаимоуважение и содействие) Социально-культурное положение (обладание знаниями, цивилизованность членов семьи) Выполнение ситуационной роли или отношение с ребенком [3, с. 76].

Основными обязательствами семьи в обществе являются:

1. Репродуктивный (у кыргызов означает возродить, размножить). Одним из основных задач семьи является иметь ребенка, размножение потомства того или иного рода.

2. Экономический и жизненно-бытовой. Родители как основатели семьи живут (добывают средства к существованию) имея определенную профессию или работу. Занятие сельским хозяйством, животноводством, торговлей, кустарным ремеслом и выполнение другой работы, обеспечение семьи, их каждодневные потребности, создание необходимых условий жизни для детей, а также почтение традиций, поддержание связей с родственниками, финансирование всего этого родители возлагают на себя.

3. Социализация. Обучает ребенка приспособиться к жизни в обществе. Воспитывает для достижения целей в обучении, получении знаний, выборе профессий и обладать им, а также стремлению найти свое место в обществе. Стать самостоятельным человеком возможно только при соблюдении общественных правил.

4. Воспитание. Самым первым воспитателем ребенка является - его мать и отец. Который первым заботится о здоровье ребенка. Создает его будущее, условия для его становления как личности. Обучает нормам поведения, воспитанности.

5. Психотерапевтический. В доме ребенок чувствует себя свободным и выполнит работу, которая ему по силе. Необходимо создать обстановку для того, чтобы ребенок рядом с родителями мог чувствовать себя человеком, у которого есть надежная безграничная опора. Совместный отдых родителей с детьми после работы, проведение времени вместе и забота о завтрашнем дне защитит их от разных негативных явлениях и психологических факторов.

Для построения счастливой жизни в семье родителям нужно быть взаимовежливыми, уметь любить, уважать, понимать и помогать друг другу. Семья - это святое. Семья - это маленькое государство. Если в этом государстве будет мир и покой, то такая семья может стать образцовой семьей для народа. А долг всего человечества - это создание семьи. Продолжение человеческого рода, правильное воспитание детей, продолжение эстафеты жизни является великим человеческим долгом каждой личности. Всех членов семьи объединяет взаимная помощь в домашнем быту, ответственность, нравственность, родственные отношения. как видно из пословицы кыргызов «что видел в гнезде, то и будет ловить, когда вылетит» в каждой семье согласно условий их жизни есть

свои требования, правила, законы, иначе говоря все зависит от признаков устройства семьи. Также важно в семье совместное проживание людей из разного поколения, материальные ресурсы, психологическая обстановка, жизненно-бытовые условия, выполняемые обязательства, личностные и возрастные особенности каждого человека. Человек всю жизнь нуждается в воспитании. Новорожденному ребенку в семье очень необходима материнская и отцовская любовь, их забота, так как никто другой не может дать такого. Это естественное явление. Родители всегда борются за здоровье ребенка. Семья является источником нравственного, умственного воспитания ребенка. Научит анализировать положительные и отрицательные стороны явлений происходящих в окружающей его среде. Когда ребенок маленький возрастом, он все воспринимает прямо. Различать хорошее от плохого обучают родители. Начиная с 3-х лет, ходят в дошкольное учреждение. Но всё же основными воспитателями считаются родители, которые заботятся о его всестороннем развитии. Доктор педагогических наук, профессор И.Б. Бекбоев в своем статье о воспитателе отметил следующее: «Воспитатель - это не повелитель или господин, а берейтор, тренирующий коня, сокольник по тренировке ловчих птиц» [1, с. 114]. Значит, воспитание ребенка нелегкий труд, которому нужно учиться и изучать. Ещё давно в истории педагогики о воспитании ребенка в семье иностранные, советские великие педагоги, мыслители высказывали свои мнения. Они: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Н.К. Крупская, В.Г. Белинский, А.С. Макаренко, В.Г. Сухомлинский, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский и другие. Также когда дети только начинают ходить в школу родители помогают ему в адаптации к новым условиям. В семье родители строят свои отношения с детьми на основе правдивости, справедливости, ответственности. Вполне возможно то, что у ребенка могут внезапно возникнуть разного рода вопросы. Не оставляя их без внимания нужно давать ответы воспитательного воздействия. Ребенку необходимо проявлять чуткое отношение, чтобы он приучился самостоятельно размышлять, понимать. Ребенок многое начинает познавать c детства. Насколько они будут следовать обычаям предков зависит от родителей. Получение ребенку благословение народа, проведение обряда обрезания, выдача девушки замуж, лично увидев такие обычаи лучше будет понимать его смысл. Проводить праздники в семье, день рождения, встреча нового года, празднование праздника Нооруз, от полезного совместного отдыха дети учатся почитанию и уважению близких. Они выражая свои хорошие пожелания о их заботе стараются порадовать друг друга. Чтобы вместе встречать такие праздники родителям нужно уделять время. Дети как член семьи, помогая в домашнем быту, с ранних лет приучаются к труду. С самых малых лет ребенку нужно давать ту работу, которую он сможет выполнить. Когда взрослые сами трудятся, а ребенок продолжит играть сам по себе, погружаясь в свои мечты, то в будущем этот ребенок может стать эгоистичным, избалованным, ленивым, желающий легкой жизни. Обучение труду в семье, во-первых, позволит накопить себе жизненный опыт, во-вторых, тот кто уважает свой труд уважает и труд другого. Издавна в семейном воспитании старшее поколение семьи (дедушка, бабушка, брат, сестра, родители) обучало детей домашнему труду, жизненному опыту.

С момента появления ребенка на свет при заботливом отношении матери (правильное соблюдение режима), её материнской любви появляются его первые привычки. Члены семьи - его первые воспитатели. И отец, и мать имеют одинаковые обязательства в его воспитании. Членам семьи в воспитании ребенка нужно поставить одинаковые требования. Когда один из членов семьи с ребенком будет ласково обращаться, второй требовательным, ребенок приспособившись с кем удобно, может стать двуличным. Поэтому в семье все должны правильно ставить требования. В воспитании также требуется индивидуальный подход к ребенку исходя из его личностной особенности. Следует приучать гиперактивного (чрезмерно озорной) ребенка к сдержанности, спокойного ребенка быть более шустрым. Во время воспитания в детском саду родители должны быть в тесной связи с воспитателем и вместе находить решения по устранению недостатков ребенка.

Говоря в заключении, что каждый родитель желает в будущем видеть своего ребенка лучшим. А вот характер, воспитанность ребенка, чтобы сочетались с желанием так в этом большая роль родителей. В становлении воспитанного, образованного ребенка зависит не только от членов семьи, но и от окружающей среды ребенка, строющих других людей, общество всегда должно заботиться в выработке специальных программ.

Список литературы / References

1. Бекбоев И.Б. Восемь открытий воспитания. // Новости Кыргызской академии образования.

Бишкек, 2008. № 2.

2. Асипова Нурбубу. Социальное воспитание. Бишкек, 2004.

3. Рахимова М.Р., Абдыкеримова М.А. Социальная педагогика. Бишкек, 2004.

4. Семейный кодекс Кыргызской Республики. 1 сентября, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.