Научная статья на тему 'Мустай Карим о роли семьи в формировании личности'

Мустай Карим о роли семьи в формировании личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1623
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / СЕМЬЯ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / PEOPLE'S PEDAGOGY / ГУМАННОСТЬ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЛИЧНОСТЬ / НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР / UPBRINGING / MORALITY / FAMILY / HUMANITY / FAMILY UPBRINGING / INTERFAMILY RELATIONS / INDIVIDUAL / MORAL-PSYCHOLOGICAL CLIMATE / PERSONAL EXAMPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ишембитова З.Г., Гиниятуллина А.Ш.

В статье рассмотрена роль семьи в формировании личности в произведениях Мустая Карима. Традиционно главным институтом воспитания является семья. По Мустаю Кариму, семейное воспитание - это не просто момент истины, моменты прямого контакта, это жизнь, жизнь маленькой модели общества, объединенной одной фамилией. Писатель предлагает свое видение семейного воспитания: «Детей нужно учить быть стойкими перед своими невзгодами, быть честными перед своими трудностями, тогда они, уже став взрослыми, не изменят себе». Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в воспитании подрастающего поколения обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, в ней закладываются основы личности ребенка. Свой первый жизненный опыт ребенок получает именно в семье, здесь он делает первые наблюдения и учится, как нужно вести себя в различных ситуациях. И здесь важны конкретные положительные примеры взрослых - чтобы то, чему учат ребенка, подкреплялось делами, чтобы он видел, что у родителей теория не расходится с практикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSTAI KARIM ON THE FAMILY ROLE IN SHAPING PERSONALITY

In this article, family role in shaping personality in Mustai Karim’s writings is studied. Traditionally family has been the most significant institution of child development. According to Mustai Karim, family does not simply mean a moment of truth and direct contact, but it means life, life of a small society pattern united under one surname. The writer suggests his own view on family upbringing: “children should be taught to resist all troubles, to be sincere in the face of the problems, and only then they will be always true to themselves”. Family is a specific group, playing the main, long-lasting, and most important role in upbringing. Everything that children learn in the family is retained through all their lives. The significance of family role in children upbringing is determined by the fact that a child spends a long life span in it; foundations of child’s personality are being shaped in that period. A child obtains first life experience in the family, here first observations are made and knowledge how to behave in different situations received. Parents’ positive examples are vitally important at this point, thus everything that children learn should be accompanied by concrete deeds, so that they know that theory is supported by practice.

Текст научной работы на тему «Мустай Карим о роли семьи в формировании личности»

УДК 37.018.1

МУСТАИ КАРИМ О РОЛИ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

© З. Г. Ишембитова*, А. Ш. Гиниятуллина

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (347) 273 68 98.

*Email: kafedra_pedagogiki_304@mail.ru

В статье рассмотрена роль семьи в формировании личности в произведениях Мустая Карима. Традиционно главным институтом воспитания является семья. По Мустаю Кариму, семейное воспитание - это не просто момент истины, моменты прямого контакта, это жизнь, жизнь маленькой модели общества, объединенной одной фамилией. Писатель предлагает свое видение семейного воспитания: «Детей нужно учить быть стойкими перед своими невзгодами, быть честными перед своими трудностями, тогда они, уже став взрослыми, не изменят себе». Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в воспитании подрастающего поколения обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, в ней закладываются основы личности ребенка.

Свой первый жизненный опыт ребенок получает именно в семье, здесь он делает первые наблюдения и учится, как нужно вести себя в различных ситуациях. И здесь важны конкретные положительные примеры взрослых - чтобы то, чему учат ребенка, подкреплялось делами, чтобы он видел, что у родителей теория не расходится с практикой.

Ключевые слова: воспитание, нравственность, семья, народная педагогика, гуманность, семейное воспитание, внутрисемейные отношения, личность, нравственно-психологический климат, личный пример.

Важное место в произведениях великого поэта Мустая Карима, безусловно, занимает Человек. Мустай Карим об этом написал: «Из множества проблем современности, к которым обращается наше искусство, я хочу выделить три самые волнующие и животрепещущие: это Человек и Мир; Человек и Земля (Земля в данном случае в смысле кормилицы); Человек и его среда или шире - Человек и Общество.

В педагогическом аспекте очень важным витком является соотношение у М. Карима проблем Большой и Малой Родины. «...В творениях подлинных художников - и самых больших, и более скромных по своему дарованию, отмечал А. Твардовский, - мы безошибочно распознаем приметы их малой родины. Они принесли с собой в литературу свои донские, орловско-курские, тульские, приднепровские, волжские и заволжские, степные и лесостепные, уральские и сибирские родные места. Они утвердили в нашем читательском представлении особый облик этих мест и краев, цвета и запахи их цветов и полей, их весны и зимы, жары и метели, отголоски их исторических судеб, отзвуки их песен» [6, с. 45].

Символом народного творчества и воплощением народной мудрости для молодого поколения является башкирский народный поэт, философ, удивительно искренний, гуманный души человек -Мустай Карим. Как отмечал И. И. Валеев в своей книге «Педагогика Мустая Карима»: «Мустай Карим - не святой человек. Его призвание в другом, его путь - это путь башкирского национального педагога и поэта. Как башкирский человек, М. Ка-

рим наделен безмерной широтой и размашистостью натуры. Его жизнь - это горение и борьба как с несовершенствами и настроениями окружающего мира, так и с самим сабой, со своими радостями и заблуждениями. Мустай Карим сполна принял в себя душу своего народа и всю жизнь трудится над ее оформлением.» [2, с. 158]. Да, дух народности, его широта души - все это проявляется в каждом его произведении.

По своей жизни, воспитанный «Старшей Матерью» («Оло инай»), М. Карим всегда старался извлекать педагогические истины, поражающие простотой и глубиной своего содержания. Такими истинами являлось его отношение с теми, кто его окружает. Он с признательностью говорит о тех, кто ему помогал в этой жизни: «Тайнами - по повести, по чести - Я делюсь со всеми, не таюсь» [2, с. 170].

Творчество народного поэта, обращенное к внутреннему миру человека, к проблемам нравственности, становления личности, вопросам развития общества позволяет нам сделать вывод о том, что Мустай Карим является мастером не только художественного слова, но и прекрасным знатоком народной педагогики. В основе педагогики М. Ка-рима лежат народность и гуманность, гражданственность и патриотизм, национальные отношения, современное общество и школа, это художественный синтез данных сокровищ, скопление ума, опыт народной педагогики.

По Мустаю Кариму, семейное воспитание -это не просто момент истины, моменты прямого контакта, это жизнь, жизнь маленькой модели об-

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 19. №4

1595

щества, объединенной одной фамилией. Писатель предлагает свое видение семейного воспитания: «Детей нужно учить быть стойкими перед своими невзгодами, быть честными перед своими трудностями, тогда они, уже став взрослыми, не изменят себе». И не случайно в «Таганке» писатель призывает: «...пусть дети поверят в реальность мечты, пусть их не пугает несбыточность желаний» [5].

Педагогические воззрения Мустая Карима нашли свое отражение не только в его художественных произведениях, но и в его многочисленных публицистических статьях, воспоминаниях, беседах, в выступлениях в трудовых коллективах, вузах, техникумах. Сегодня мы можем с уверенностью заявить, что башкирский поэт стал творцом педагогики, которую мы называем педагогикой Мустая Карима.

Творчество народного поэта - это педагогика, а педагогика поэта, в свою очередь, сама его жизнь. Поэт стал подлинным народным избранником, любимым сыном своей Родины. Самим фактом своего творчества как народный педагог дал убедительный пример того, как надо жить и как нужно относиться к труду, к дружбе, к любви, к Родине.

Первостепенной задачей современных педагогов является воспитание именно таких граждан и патриотов нашей страны. В этом благородном и трудном деле прекрасными помощниками могут и должны стать не только произведения Мустая Ка-рима, но и сам поэт, с гордостью сказавший в конце XX столетия: «Я был воспитан в духе любви к Великому Советскому Союзу, воспитан его патриотом. Им остаюсь и поныне».

Высокий моральный уровень героев его произведений превращается в удивительную воспитательную силу. Творчесто Мустая Карима - это школа окрыляющих переживаний и очищающих мучений, школа верности и преданности, школа радости и непоколебимости. Сколько поколений наших современников, хотя они сами об этом особо и не говорят, воспитаны этой школой. Сферу влияния этой среды человек воспринимает так же естественно, как жизненную силу, данную родной природой.

И вся педагогика поэта отражает его понимание нравственности.

Он очень емко и лаконично раскрывает содержание нравственности: «. это честь, совесть, верность. Не побоимся горьких слов - привязанность и любовь к Родине, ощущение родной земли. Личность не полна, если отсутствует одно из этих качеств».

Нравственность, по убеждению Мустая Кари-ма, ни в коем случае не должна быть размытым и неработоспособным понятием. Поэт в своих произведениях раскрывает ее конкретные составляющие, выявляет их системное взаимодействие, показывает, что личность формируется не по частям и не в

вакууме, а в жизненных ситуациях, в нравственной системе человеческих отношений.

Именно Мустаю Кариму принадлежат такие прекрасные слова о том, что литература должна «активно участвовать в становлении характеров, в воспитании высокой нравственности и гуманизма. Она должна формировать наш духовный облик, воздействовать не только на умы, но и на души и сердца».

Мустай Карим рос в среде очень мудрых родителей, и его педагогика опирается на важнейшие принципы равноправия поколений, их взаимного уважения и терпимости. При этом права у них одинаковые, но обязанности, по сути, отличаются [4, с. 23].

«Для воспитания ребенка в рамках народной педагогики большую роль играет семья и внутрисемейные отношения, нравственно-психологический климат в семье и окружающей среде. Именно эти факторы суть и условие нравственного воспитания растущего человека. «Если в семье нет гармонии, - говорил Мустай Карим в беседе с Ф. Ла-тыповой, - то у выросшего в такой семье не будет гармонии с миром. Ведь дети в школе получают знания, а нравственность прививается в семье» [5, с. 27].

Особенно яркие впечатления у М. Карима оставили вечерние семейные советы: «Я особенно любил вечернюю трапезу, когда вся семья сидела на кошме вокруг огромной деревянной чаши. Это был не только ужин, а своего рода ежедневный семейный совет. Взрослые говорили о своих дневных трудах и заботах. Еще казалось, все они, даже отец при этом обращались к Старшей Матери, будто прося у нее совета и поддержки. Когда я стал взрослее, начал понимать, что Старшая Мать в доме имела большую нравственную власть, которая определялась не положением, а скорее всего ее человеческими качествами. Во время трапезы Старшая Мать обычно рассказывала о детях: кто сегодня какой хороший поступок совершил, какое доброе слово сказал или какую молитву выучил. О наших проступках и провинностях она никогда ничего не говорила» [6, с. 37].

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем [7, с. 15]. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

«Таганок» - повесть о жизни и делах башкирских ребят в послевоенные годы. В этой повести Мустай Карим показывает, как влияют на формирование и развитие ребенка отношения, которые складываются внутри семьи, личный пример родителей.

«... У матери Вазира, тети Курбанбики, как звали ее в ауле, появилась странная привычка. Она прятала от мужа и детей хлеб, соль, масло, сметану, чай, сахар и всегда носила с собой ключи от сундука, шкафа и чулана. Эта привычка Курбанбики осталась и тогда, когда жизнь уже наладилась, и в доме всего было достаточно. Она по-прежнему жадно считала куски и все съестное прятала под замок. При этом ко всему тряпью и ко всем остальным вещам она была совершенно равнодушна. Из-за того что в доме все всегда было под замком, Ва-зир с малых лет привык везде шарить. Однажды пятилетним мальчиком, он нашел спрятанную между подушками ржаную лепешку. Из этой игры не исключались и такие редкие находки, как деньги. Разве не интересно, пошарив в печурке, вытащить из-под старой коптилки целую пятерку и потом, накупив пряников, съесть эти пряники с веселой компанией своих товарищей? Вазиру это было очень интересно, он так и делал» [8, с. 111]. Постепенно поиски спрятанного переросли для Вазира в азартную игру, в особый род опасного ремесла.

Мать своим личным примером воспитала у сына недоверие, в результате чего он стал совершать нечестные поступки.

Мустай Карим, как писатель и педагог, призывает родителей на равных общаться с детьми, доверять им, интересоваться их повседневными делами, проявлять больше внимания, любви, нежности. А вот бабушка Нагима, пожилая женщина, потерявшая сына на войне, является личным положительным примером для своего внука. Однажды Габдул-ла, ее внук, без разрешения взял медаль отца и хотел похвастаться перед друзьями. Боль за незначительный проступок внука бабушка Нагима сдержала в себе, не стала кричать и ругать дорогого ей человека, а тихим, заботливым голосом, нежно похлопав по плечу, рассказала поучительную притчу из сокровищницы народной педагогики о том, что слава - это не отцовская шапка, она не передается от отца к сыну. Таким образом, автор показал, что воспитание детей на традициях этнопедагогики позволяет быстрее, глубже достучаться до чуткого, детского внутреннего мира, помогает воспитанию и формированию полноценной личности.

В любой семье отношения между родителями и детьми должны оставаться уважительными и непринужденными [9, с. 18]. Ребенок обычно понимает, когда родители разговаривают с ними серьезно и обстоятельно. Маленькому человеку не нужно приспосабливаться, нужно оставаться на высоте мудрого, взрослого человека и в то же время уметь стать с ними вровень, одновременно быть близким и понятным им [10, с. 3].

В обычной жизни и воспитании маленького ребенка нельзя не подчеркнуть важную роль роди-

телей, особенно матери, как созидательницы и хранительницы домашнего очага.

От матери зависит создание семейного уюта, взаимопонимание, теплота и культура между близкими, родными людьми. И от отца, как гражданина, воспитателя, семьянина своих детей [7, с. 29].

Родители всегда были и остаются основными воспитателями своего ребенка.

Важной особенностью детских произведений Мустая Карима является еще и то, что в них показана удивительная сила народной педагогики. Взять хотя бы эпизод из повести «Долгое-долгое детство», когда отец избивал Асхата за то, что он изувечил быка. вот тогда, «совсем как мать-гусыня бросилась Старшая Мать на защиту Асхата. Огромное воспитательное значение имел не только ее поступок, но, в особенности, ее слова, сказанные отцу Асхата: «Сейчас в его душе обиду посеешь, потом ненависть пожнешь. Нет большего несчастья, чем между сыном и отцом вражда [8, с. 47].

Старшая Мать через всю книгу проходит как символ материнства, как воплощение всего того, что связано с этим понятием у человека, у человечества в целом. Ее жизненная философия, отношение к людям - есть настоящая народная педагогика без наставлений и поучений, окриков и принуждений, без унижения достоинства человека, будь то ребенок или взрослый. Она строга и мягкосердечна, требовательна и снисходительна. Каждое ее слово, каждый поступок отмечены печатью глубокого ума и рассудительности, пониманием высших ценностей бытия и стремлением к ним.

Детским произведениям Мустая Карима характерно его исключительно нежное и бережное отношение к внутреннему миру ребенка, его переживаниям, надеждам, бедам и радостям. Произведения поэта полны мудрых лирических отступлений, психолого-педагогических ремарок[5, с. 109].

Педагогическая ценность произведений Мустая Карима усиливается «субъективностью», т.е. включенностью самого автора в мир своих героев.

Мустай Карим один из тех немногих авторов, где большое внимание уделяется народной педагогике, школьной тематике и нелегкому педагогическому труду. В произведениях Мустай Карим раскрывает роль социальной среды (в первую очередь, семьи, малых и больших коллективов) как сферы действия народной педагогики, где формируется личность. Его творчество полно желания помочь маленькому человеку стать настоящим человеком, а взрослому - подумать о своей жизни через призму своих детских впечатлений и человеческого в человеке [2, с. 11].

Как известно многим, в кризисных условиях обычно выживают люди со сформированным духовным миром, которые имеют стойкие жизненные и нравственные установки [11, с. 45]. В связи с этим педагогическое наследие нашего выдающего соотечественника, несомненно, помогает осмыс-

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 19. №4

1597

лить происходящие в обществе процессы и организовать на этой основе целенаправленную помощь подрастающему поколению в реализации его способностей и возможностей.

По Мустаю Кариму, процесс воспитания в семье - это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества.

Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что семья черпает свой воспитательный потенциал в ежедневно организуемой жизнедеятельности ребенка вместе с другими ее членами - в самых разнообразных видах деятельности: трудовой, познавательной, ценностно-ориентационной, художественной, физкультурной, игровой, в деятельности свободного общения [12, с. 172].

В своих произведениях Мустай Карим показал красоту, доброту человеческих отношений, которые помогают выйти победителем из затруднительной ситуации. Это хорошо показано в поэме «Улыбка», которая представлена автором восточной сказкой. События разворачиваются в осажденном городе, где сложилась тяжелая обстановка. Защита города деморализована, разбита. Потеряв надежду, воины не обращают внимания на окрики, угрозы, обещания. И тут появляется красавица с улыбкой на лице. Своей улыбкой она смогла зажечь искру надежды в сердцах воинов, которые одержали победу [6, с. 70].

Многое в жизни человека зависит от своевременно оказанной помощи, от добрых слов и ласковых выражений лица, если они идут от всего сердца [13, с. 54].

Если ребенок видит в отношениях взрослых взаимопомощь, чуткость, внимание, то и он приобретает положительный жизненный опыт [14, с. 22].

Поэтому становление личности находится в тесной связи со всеми сферами жизни семьи: организацией ее быта, эмоционально-нравственной атмосферой, существующими семейными традиция-

ми, созданием внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. А от семейного микроклимата зависит эффективность педагогических воздействий. Гармоничное развитие и воспитание ребенка - главная социальная задача, которая решается в семье [15, с. 133].

Таким образом, главным основанием, которого необходимо держаться родителям при воспитании: чистота мыслей и поступков, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях родителей или обусловленность этих действий, признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Твардовский А. О литературе. М., 1973.

2. Валеев И. И. Педагогика Мустая Карима. Уфа: Китап, 2003.

3. Карим М. Классическая и современная проза. М., 1983.

4. Советская Башкирия - Известия Башкортостана. 1999. 20 октября.

5. Культура семейных отношений. М.: Знание, 1980. 112 с.

6. Салихов М. В. Философия и педагогика человека в творчестве Мустая Карима. Ульяновск, 2003.

7. Хисамитдинова Ф. Г. Роль матери в воспитании, образовании и социализации детей. Уфа: БИПКРО, 1996. 38 с.

8. Карим М. Долгое - долгое детство. Уфа: Китап, 2008.

9. Ткачева В. В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья: Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. М., 2009.

10. Клемантович И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности // Воспитание школьников. 1998. №4. С. 2-5.

11. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 2008.

12. Заслуженюк В. С. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение? М.: Учеб. лит., 1996. 191 с.

13. Шмелева Н. Б. О проблемах современной семьи и реализации основных направлений семейной политики // Отечественный журнал социальной работы. 2006. .№2. С. 53-59.

14. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование. 2009. №6.

15. Николаева Я. Г. Воспитание ребенка в неполной семье: организация педагогической и социальной помощи неполным семьям. М.: ВЛАДОС, 2006. 159 с.

Поступила в редакцию 21.11.2014 г.

MUSTAI KARIM ON THE FAMILY ROLE IN SHAPING PERSONALITY © Z. G. Ishembitova*, A. Giniyatullina

Bashkir State University 32 Zaki Validi St., 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (347) 273 68 98.

*Email: kafedra_pedagogiki_304@mail.ru

In this article, family role in shaping personality in Mustai Karim's writings is studied. Traditionally family has been the most significant institution of child development. According to Mustai Karim, family does not simply mean a moment of truth and direct contact, but it means life, life of a small society pattern united under one surname. The writer suggests his own view on family upbringing: "children should be taught to resist all troubles, to be sincere in the face of the problems, and only then they will be always true to themselves". Family is a specific group, playing the main, long-lasting, and most important role in upbringing. Everything that children learn in the family is retained through all their lives. The significance of family role in children upbringing is determined by the fact that a child spends a long life span in it; foundations of child's personality are being shaped in that per iod. A child obtains first life experience in the family, here first observations are made and knowledge how to behave in different situations received. Parents' positive examples are vitally important at this point, thus everything that children learn should be accompanied by concrete deeds, so that they know that theory is supported by practice.

Keywords: upbringing, morality, family, people s pedagogy, humanity, family upbringing, interfamily relations, individual, moral-psychological climate, personal example.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Tvardovskii A. O literature [On the Literature]. M., 1973.

2. Valeev I. I. Pedagogika Mustaya Karima [Pedagogy of Mustai Karim]. Ufa: Kitap, 2003.

3. Karim M. Klassicheskaya i sovremennaya proza [Classic and Contemporary Prose]. M., 1983.

4. Sovet-skaya Bashkiriya - Izvestiya Bashkortostana. 1999. 20 oktyabrya.

5. Kul'tura semeinykh otnoshenii [Culture of Family Relationships]. Moscow: Znanie, 1980.

6. Salikhov M. V. Filosofiya i pedagogika cheloveka v tvorchestve Mustaya Karima [Philosophy and Pedagogy of a Human in Works of Mustai Karim]. Ul'yanovsk, 2003.

7. Khisamitdinova F. G. Rol' materi v vospitanii, obrazovanii i sotsializatsii detei [The Role of Mother in Upbringing, Education and Socialization of Children]. Ufa: BIPKRO, 1996.

8. Karim M. Dolgoe - dolgoe det-stvo [Long, Long Childhood]. Ufa: Kitap, 2008.

9. Tkacheva V. V. Garmonizatsiya vnutrisemeinykh otnoshenii: papa, mama, ya - druzhnaya sem'ya: Praktikum po formirovaniyu ad-ekvatnykh vnutrisemeinykh otnoshenii [Harmonization of Family Relations: Father, Mother and I Are Happy Family: Practical Course of Formation of Adequate Family Relations]. M., 2009.

10. Klemantovich I. Vospitanie shkol'nikov. 1998. No. 4. Pp. 2-5.

11. Buyanov M. I. Rebenok iz neblagopoluchnoi sem'i: Zapiski det-skogo psikhiatra [A Child from Dysfunctional Family: Notes of a Child Psychiatrist]. M., 2008.

12. Zasluzhenyuk V. S. Roditeli i deti: Vzaimoponimanie ili otchuzhdenie [Parents and Children: Understanding or Alienation?]. Moscow: Ucheb. lit., 1996.

13. Shmeleva N. B. Otechestvennyi zhurnal sotsial'noi raboty. 2006. No. 2. Pp. 53-59.

14. Goncharova T. Narodnoe obrazovanie. 2009. No. 6.

15. Nikolaeva Ya. G. Vospitanie rebenka v nepolnoi sem'e: organizatsiya pedagogicheskoi i sotsial'noi pomoshchi nepolnym sem'yam [The Upringing of a Child in a Single-parent Family: Organization of Educational and Social Assistance to Single-parent Families]. Moscow: VLADOS, 2006.

Received 21.11.2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.