Научная статья на тему 'Психологические особенности современной семьи'

Психологические особенности современной семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3766
442
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ / ИЗУЧЕНИЕ ТИПОВ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ / ТИПОЛОГИЯ РОДИТЕЛЕЙ / НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬЯ И ИХ КАТЕГОРИИ / ВЛИЯНИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ / PSYCHOLOGICAL FEATURES OF FAMILY / STUDY MODERN FAMILY TYPES / TYPES OF PARENTS / DYSFUNCTIONAL FAMILY AND THEIR CATEGORIES / THE IMPACT OF THE CONFLICT SITUATION IN THE FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гусова Альбина Дударбековна

В предлагаемой статье анализируются психологические особенности современной семьи. Это проблема действительно является по-прежнему актуальной и значимой. Статья посвящена психологическим изучением типов современной семьи. В статье описывается: патриархальный или традиционный тип семьи, эгалитарной или партнерской семьей, и разнообразные варианты смешанного типа семьи. Рассматриваются последние исследования и публикаций ученых. В качестве наиболее эффективной автор выделяет: неблагополучные семья и их категории, влияние конфликтной ситуации в семье, отрицательное влияние на формирование личности ребенка, воспитание в семье, причины функциональной несостоятельности семьи, негативное воздействие на детей, социального неблагополучия и криминогенности. Описывается типология родителей, исходя из замеченных ею склонностей и некоторых тенденций в неблагополучных семьях на воспитание агрессивных и неагрессивных детей соответственно. Обобщение и анализ современных теоретических исследований, статьи представляет из современных семей родителей агрессивных детей, которые отвергают позитивную, оптимистическую установку в отношении к будущему своего ребенка и родители, настроенные вполне оптимистично касательно дальнейшей судьбы своего ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF MODERN FAMILY

This article analyzes the psychological characteristics of the modern family. This problem is indeed still relevant and meaningful. The article is devoted to the study of psychological types of a modern family. This article describes the following: patriarchal or traditional type of family, partner or egalitarian family, and a variety of options for a mixed-type family. We consider the recent research and publications of scientists. As the most effective author highlights: dysfunctional family and their categories, the impact of the conflict situation in the family, a negative impact on the formation of the child's personality, education in the family, functional family of insolvency, the negative impact on children, social disadvantage and criminality. Describes the types of parents, noticed it on the basis of certain trends and tendencies in dysfunctional families in the education of aggressive and non-aggressive children, respectively. Compilation and analysis of modern theoretical research, the article is of modern families the parents of aggressive children who reject positive, upbeat setting with respect to the future of their child and the parents are configured quite optimistic about the further fate of the child.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности современной семьи»

Гусова Альбина Дударбековна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ .

УДК 159

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

© 2016

Гусова Альбина Дударбековна, доцент кафедры психологии

Северо-Осетинский Государственный университет им. К.Л.Хетагурова, Владикавказ (Россия)

Аннотация. В предлагаемой статье анализируются психологические особенности современной семьи. Это проблема действительно является по-прежнему актуальной и значимой. Статья посвящена психологическим изучением типов современной семьи. В статье описывается: патриархальный или традиционный тип семьи, эгалитарной или партнерской семьей, и разнообразные варианты смешанного типа семьи. Рассматриваются последние исследования и публикаций ученых. В качестве наиболее эффективной автор выделяет: неблагополучные семья и их категории, влияние конфликтной ситуации в семье, отрицательное влияние на формирование личности ребенка, воспитание в семье, причины функциональной несостоятельности семьи, негативное воздействие на детей, социального неблагополучия и криминогенности. Описывается типология родителей, исходя из замеченных ею склонностей и некоторых тенденций в неблагополучных семьях на воспитание агрессивных и неагрессивных детей соответственно. Обобщение и анализ современных теоретических исследований, статьи представляет из современных семей родителей агрессивных детей, которые отвергают позитивную, оптимистическую установку в отношении к будущему своего ребенка и родители, настроенные вполне оптимистично касательно дальнейшей судьбы своего ребенка.

Ключевые слова: психологические особенности семьи, изучение типов современной семьи, типология родителей, неблагополучные семья и их категории, влияние конфликтной ситуации в семье.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF MODERN FAMILY

© 2016

Gusova Albina Dudarbekovna, associate professor, of the department of psychology North Ossetian state university named K.L. Hetagurov, Vladikavkaz (Russia)

Abstract. This article analyzes the psychological characteristics of the modern family. This problem is indeed still relevant and meaningful. The article is devoted to the study of psychological types of a modern family. This article describes the following: patriarchal or traditional type of family, partner or egalitarian family, and a variety of options for a mixed-type family. We consider the recent research and publications of scientists. As the most effective author highlights: dysfunctional family and their categories, the impact of the conflict situation in the family, a negative impact on the formation of the child's personality, education in the family, functional family of insolvency, the negative impact on children, social disadvantage and criminality. Describes the types of parents, noticed it on the basis of certain trends and tendencies in dysfunctional families in the education of aggressive and non-aggressive children, respectively. Compilation and analysis of modern theoretical research, the article is of modern families the parents of aggressive children who reject positive, upbeat setting with respect to the future of their child and the parents are configured quite optimistic about the further fate of the child.

Keywords: psychological features of family, study modern family types, types of parents, dysfunctional family and their categories, the impact of the conflict situation in the family.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В последние годы значительно возрос интерес к семье специалистов различных областей научного знания, как теоретиков, так и практиков. По существу, семья в настоящее время является сферой полидисциплинарных исследований. Постановка проблемы особенностей современной семьи, определение психологических оснований их понимания и изучения являются актуальными задачами не только по причине отмечаемого изучение психологических особенностей семьи.

В настоящее время в России существуют более 40 миллионов семей. Значительная часть из них расширенные (состоящие из нескольких поколений) семьи, объединяющие под своей крышей одновременно 2-3 поколения (по статистике, их не больше 20%) [1, с. 226]. Большая часть современных семей в России состоят из пары супругов и одного или двух детей, такую семью называют нуклеарной. Все семьи чаще всего разделяют на полные (с двумя родителями) и неполные (семьи в которых нет либо одного из родителей, либо обоих и дети живут с дедушками-бабушками). Современная семья делятся на бездетные и многодетные. Также традиционно, и в современной семье делят на два типа по распределению семейных обязанностей, и по тому, кого в семье считают главой.

Патриархальный или традиционный тип семьи в нем предполагается лидерство мужчины. Такие семьи объединяют под своей крышей, как минимум, три поколения. Супруга экономически зависит от мужа, роли в семье четко очерчены: супруг (отец) кормилец и добытчик, супруга (мать) — воспитатель детей и домохозяйка. Главой считается муж: все экономические ресурсы семьи сосредоточены в его руках, приоритет в принятии

основных решений, также принадлежит ему. Жена принимает фамилию мужа, беспрекословно подчиняется ему и относится к мужу с уважением [2, с. 147-149].

Эгалитарной или партнерской семьей (семьей равных) считается та, в которой справедливо и пропорционально распределяются семейные обязанности. В решении бытовых вопросов достигается взаимозаменяемость супругов, происходит обсуждение важных проблем и совместно принимаются важные для семьи решения, а отношения эмоционально насыщенны. Только в современной семье эгалитарного типа, по мнению социальных психологов, особо отмечающих именно этот признак, можно говорить о взаимопонимании, эмоциональной взаимной потребности и взаимоуважении. Существуют и разнообразные варианты смешанного типа семьи. К примеру, супруг, говоря о необходимости четкого распределения обязанностей на женские и мужские, на деле постоянно помогает жене в домашнем хозяйстве.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ научной литературы по данной проблеме указывает на многочисленные авторы, которые раскрывают научные основы психологии семьи С.А. Амбалова [3],

A.И. Антонов [4], В.М. Медков [4], М.И. Бекоева [5],

B. Дружинин [6], С.В. Ковалев, М.С. Мацковский [7], Г. Навайтис [8], А.М. Олисаева [9], B.JI. Ружже [10], М.З. Худалова [11], А.В. Черников [12], М.Ю. Хуриева [13], Э.Г. Эйдемиллер [14].

Формирование целей статьи (постановка задания). В современной психологии литературе понятие семья союз людей, которых объединяет любовь, общность интересов, взаимовыручка и взаимное понимание радостей

Гусова Альбина Дударбековна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ...

и проблем друг друга. Основой современной семьи являются любовь, поддержка и эмоциональное принятие. Под влиянием семьи, ее психологической неуравновешенности, происходит деформация личности, и этот процесс берет свое начало в раннем детстве. Вредные, в том числе и для будущего развития ценностные установки, под влиянием иногда случайных, иногда кажущихся незначительными факторов, иногда откровенно неблагоприятных, возникают именно на этой стадии [15]. Следовательно, целью статьи является изучение психологических особенностей семьи и их типы.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Результаты этих исследований, несомненно, имеют большое теоретическое и практическое значение. Вместе с тем ряд вопросов не получил еще достаточно полного освещения. Фактически не исследовались факторы особенностей семьи, способствующие на типы семьи, не рассмотрен характер взаимосвязей. Вместе с тем есть категория семей, которые относят к неблагополучным семьям. Согласно М.М. Плоткину неблагополучные семьи можно разделить на следующие категории [16, с. 54]: педагогически несостоятельная, конфликтная, асоциальная, аморальная.

Наиболее распространены среди неблагополучных конфликтные семьи, их около 60% от общего количества. Конечно, конфликт может иметь место в любой, даже самой благополучной семье. Но отличие конфликтной семьи от благополучной в том (С.А. Амбалова), что первая находится в подобном состоянии постоянно, ссоры в ней происходят перманентно, муж и жена постоянно находятся в состоянии конфронтации и не могут найти из него выхода [17]. В результате постоянных скандалов семья постепенно разрушается, утрачиваются положительные эмоции, чувство взаимной ответственности за детей и друг за друга. И в начальном периоде, и в момент пикового состояния, на конфликт затрачивается огромная психическая энергия. Наиболее страдают от такой обстановки дети. Они становятся замкнутыми, подавленными либо нервозными, возбудимыми и это как нельзя лучше отражает всю картину гибели такой семьи. Состояние стресса, в подобных семьях, длится не один день, и даже не один месяц, а вывести стороны конфликта из него чрезвычайно трудно.

Конфликтные семьи не обязательно бывают шумными и скандальными, где раздражительность и повышенные тона становится нормой взаимоотношения супругов, бывают и «тихие», в которых отношениям супругов характерны полное отчуждение, стремление сбить всякое взаимодействие. В любом случае, конфликтные семьи отрицательно влияют на формирование личности ребенка и могут служить причинами различных асоциальных проявлений.

Не благополучность семьи почти всегда приводит к проблемам развитии ребенка. Не в смысле нарушения, например, интеллекта или разума, а в плане нарушений в созревании эмоционально-волевой сферы, то есть преимущественно характера человека. Характер же кардинальным образом предопределяет взаимоотношения человека с окружающими людьми, и в конце концов определяет будет ли он счастлив.

Одним из наиболее мощных неблагоприятных факторов, уничтожающих и семью, и душевное состояние ребенка является родительское пьянство. Оно может сказаться негативными последствиями для малыша не только при зачатии плода или в течении беременности, но и на всем протяжении жизни ребенка [18].

Стиль воспитания в алкогольной семье может проявиться в отсутствии внимания и заботы к ребенку. И это отношение к ребенку лишь малая часть имеющихся в такой семье проблем. Мать может и не страдать алкоголизмом, однако быть настолько поглощенной алкогольными проблемами супруга, и затрачивая всю свою энергию на него, в то время как дети остаются без мате-

ринского внимания. Они почти не моются, и даже не чистят зубы. Дефицит заботы служит лишь началом общей запущенности ребенка.

Учитывая довольно большое количество причин, служащих причинами функциональной несостоятельности семьи, существует весьма разнообразный подход к классификации и типологии таких семей. При составлении классификации функционально несостоятельных семей, важнейшим системообразующим критерием считается характер общего десоциализирующего влияния, оказывающегося подобными семьями на своих детей.

Семьи прямого десоциализирующего влияния непосредственно демонстрируют антиобщественные ориентации и асоциальное поведение, являясь, своего рода институтом десоциализации.

К таким относят криминально-аморальные семьи, с преобладанием криминальных факторов риска, а также аморально-асоциальные семьи, характеризующиеся антиобщественными ориентациями и установками.

Семьи с косвенным влиянием десоциализирующих факторов испытывают значительные затруднения психолого-педагогического и социально-психологического характера, обычно выражающиеся в нарушении как дет-ско-родительских, так и супружеских отношений. Такие семьи называются конфликтными и педагогически несостоятельными, в силу целого ряда психологических причин они теряют влияние на своих детей.

Наиболее опасное негативное воздействие на детей осуществляется в криминально-аморальных семьях. Пьяные дебоши, жестокое обращение, сексуальная распущенность родителей, отсутствие элементарной заботы о детях, зачастую ставят под угрозу жизнь детей в этих семьях. Таких детей называют социальными сиротами, их воспитанием приходится заниматься организациям, находящимся на государственно-общественном попечении. Иначе ребенок вынужден заниматься бродяжничеством, совершать побеги из дома, он полностью социально незащищен и от бесчеловечного обращения в семье, и от криминального влияния различных преступных образований [19].

В результате острого социального неблагополучия и криминогенности, характеризующих в современных семьях, психологическая работа с ними должна быть возложена на сотрудников специальных отделов милиции по делам несовершеннолетних, которым вменяется социальная поддержка и социально-правовая защита детей, родившихся в криминально-аморальных семьях. Тем паче, что криминальная опасность этих семей заключается не только в воздействии на собственных детей. В окружении таких домов, обычно, возникают целые банды соседских ребят, приобщающихся благодаря взрослым к воровству, бродяжничеству, алкоголю и попрошайничеству неизменным спутникам преступной субкультуры.

Знание особенностей каждого типа необходимо для совершенствования социально-психологической работы с семьей, для оказания ей квалифицированной помощи в решении семейных проблем.

Аморальная семья не является разновидностью конфликтной семьи. Здесь совершенно иные механизмы взаимодействия. Так в конфликтных семьях существуют хотя бы небольшое число «зон согласия», и такие зоны остаются до какого-то времени, а затем начинают постепенно расходиться, при нарастании конфликта, сопряженного с их достижением. В аморальной семье, в отличие от конфликтной, совершенно отсутствует стремление к общим целям. Взаимодействия нет никакого. Сам конфликт, кроме того, и есть цель, ради достижения которой, люди и живут совместно. Все происходит согласно принципа «чем хуже, тем лучше». Отношения и формы поведения в таких семьях негативные и самые резкие. При этом забываются (а возможно, их и вовсе не знали) как этические, так и моральные нормы отношений и поведения [15, с. 47]._

Гусова Альбина Дударбековна психологические

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ... науки

В этих случаях необходим компенсационный подход. Таким безопасным местом до полного разрешения ситуации становятся учреждения соцзащиты и школа, в которых есть социальные работники, специалисты и педагоги, которые способны, точно оценив ситуацию, оказать помощь ребенку.

В современных несостоявшихся семьях общий низкий уровень культуры соединяется с полным отсутствием психологической, и главное, с отсутствием желания что-либо менять в самих себе. Постоянно происходящее игнорирование социальных и педагогических требований, приводит к окончательному расхождению этих семей с социумом, к противостоянию с ним. Вслед за родителями и дети перестают соблюдать как социальные, так и психологические нормы. Сначала это находит свое проявление в отношении отдельных специалистов, потом школы в целом, затем понемногу приводит к отчуждению от общества в целом [15, с. 49].

Среди причин аномальных явлений в этих семьях отсутствие желания родителей считаться с уникальной личной индивидуальностью ребенка, процесс воспитания которого направляется не на самого ребенка, а как бы мимо. Зачастую, родители воспроизводят ситуацию, в которой воспитывались они сами. Социально-психологические ошибки повторяются: непоследовательность в отношениях, жажда поучать, излишняя опека, педантизм, ничем не оправданные ограничения и т.д. [17].

Отсутствие согласованности во взаимоотношениях с ребенком дает начало возникновению конфликта и в семье в целом. Родители или пытаются перевалить вину за неприятности, которые связаны, по их мнению, с собственным «чадом», друг на друга и предъявляют взаимные обвинения или объединяются для «войны» с ним. Что в свою очередь нередко приводит к распаду семьи. Именно поэтому социологами фиксируется пик разводов в семьях, в которых дети достигают подросткового возраста.

В семьях, с непререкаемым родительским авторитетом, стремление к подражанию возникает довольно рано, и дети зачастую испытывают влияние родительских установок, явлений, отношений, людей, взглядов на события. Подобное влияние может осложняться в случаях, когда наблюдаются расхождения между «правильным» вербальным воспитанием и реальным примером, когда родители открыто при детях, выражают свое пренебрежительное отношение к важнейшим общественным заповедям, либо игнорируют социально принятые правила гуманности и нравственного поведения. Неблагополучие в таких семьях выражается именно в том, что, казалось бы, хорошие родители и семьянины формируют у детей бездуховность и цинизм. Асоциальная семья является подходящей средой для таких людей.

Выводы статьи и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Обобщение и анализ современных теоретических исследований, позволили нам сформулировать основные положения особенностей семьи. Родители в неблагополучных современных семьях имеют довольно специфические взгляды на методы воспитания детей. З.А. Зимелева, составила типологию родителей, исходя из замеченных ею склонностей и некоторых тенденций в неблагополучных семьях на воспитание агрессивных и неагрессивных детей соответственно [20].

В первую группу она отнесла родителей агрессивных детей, которые отвергают позитивную, оптимистическую установку в отношении к будущему своего ребенка. Они либо высказывают сомнение, либо не верят, что их ребенку повезет в будущем. Высказывая вполне традиционные пожелания в отношении детей, родители иногда не говорят об этом с ними. Поэтому дети часто даже не знают о том, какими бы их хотели видеть родители. Такие родители проводят вместе с ребенком недостаточно много времени. Они посвящают ребенку лишь 208

столько времени, сколько необходимо для осуществления общего контроля за учебными занятиями и помощи по хозяйству. У них нет четкой системы понятия запрещено - разрешено. Т.е. в одной ситуации один и тот же проступок ребенка влечет за собой наказание, в другой нет (ребенок воспринимает это, как повод понадеявшись на «авось», пойти на риск и нарушить неустановленное правило). Часто такие родители выражают свое негодование, когда ребенок проявляет «нежелательные» эмоции. Запрещая злиться, обижаться и ругаться на других людей, они не думают о том, что негативные эмоции при таком запрете вытесняются в бесконтрольную зону психики.

В результате, в отношениях ребенка со сверстниками возникает недовольство: очень редко кто - то среди данной группы родителей может оценить уровень общения своего ребенка со сверстниками как вполне благополучный и малоконфликтный. Взрослые члены семьи, зачастую, не совпадают во взглядах на воспитание детей, что провоцирует ребенка на попытки манипулировать взрослыми с целью достижения своих целей. Наказание обязательно должно следовать за фактом плохого поведения, однако слишком частые наказания перестают приносить должный эффект, дети перестают бояться или равнодушно относятся к ним. Такие родители редко выступает в роли советчика, к которым ребенок приходит за помощью.

Во вторую группу входят родители, настроенные вполне оптимистично касательно дальнейшей судьбы своего ребенка. Они считают, что их ребенок имеет больше шансов выиграть в жизни, чем проиграть. Они непосредственно передают свои пожелания ребенку, будучи уверены в том, что он знает, каким его мечтают видеть в будущем взрослые. Как правило, родители, с удовольствием уделяют большую часть свободного времени ребенку, вместе занимаясь с ним разными делами. В результате чего, ребенок воспринимает родителя не как некий объект контроля, а как живого человека, с собственными интересами, приоритетами и увлечениями. Касательно категорических запретов подчеркнем следующее, в семьях существует некоторый перечень поступков, которые считаются недопустимыми, кроме особых ситуаций.

В целом, проблемы у неблагополучных семей, отличаются разнообразием. Среди них: сложности супружеских взаимоотношений, противоречия взаимоотношений детей и родителей, а также разногласия в методах воспитания и взглядах на эту проблему каждого из взрослых в семье.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы. - Самара: БАХРАМ-М. 2002.

2. Гусова А.Д., Туганова Д.А. Основы семейного воспитания детей дошкольного возраста. В сборнике: Проблемы развития современной науки: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 147-149.

3. Амбалова С.А. Влияние семьи на социализацию личности ребенка //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015.№ 3 (22). С. 13-15.

4. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.; Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. - 304 с.

5. Бекоева М.И., Хуриева М.Ю. Институт роди-тельства как психолого-педагогический феномен: материнское и отцовское воспитание //Вестник СевероОсетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2014. № 3. С. 127-132.

6. Дружинин В.Н. Психология семьи /В.Н. Дружинин. - СПб: Питер, 2012. - 176 с.

7. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2(15)

теории, методологии и методики. - М.: Наука, 1989. -116 с.

8. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М., 1997. 67.

9. Олисаева А.М. Этнопсихологические особенности социальных ролей в семье. Дис. ...канд. псих. наук. СПб., 1999. - 205 с.

10. Ружже В.Л., Елисеева И.И., Кабидур Т.С. Структура и функции семейных групп. - М.: Финансы и статистика, 1983. - 160 c.

11. Худалова М.З. Этнопсихологические особенности самореализации личности (на примере РСО -Алания). Дис. .канд. псих. наук. СПб., 2013. - 207с.

12. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - 208 с.

13. Хуриева М.Ю., Бекоева М.И. Исследование проблемы трансформации материнского и отцовского воспитания в современной северокавказской семье // Современные проблемы науки и образования. 2014. N° 6. С. 740.

14. Эйдемиллер Э. Г. Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2000.

15. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. Вильнюс: Минтис, 2010. 226 с.

16. Плоткин М.М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей //Педагогика, 2010, №1. С. 47-51.

17. Амбалова С.А. Семья как ведущий фактор становления личности //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2015. № 4. С. 90-93.

18. Мацковский М. С., Олсоп Д.Н., Гурко Т. А. Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 2010. 294 с.

19. Гусова А.Д., Темирова З.Н. Основы семейного воспитания детей дошкольного возраста. В сборнике: Проблемы развития современной науки: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 144 -147.

20. Зимелева З.А. Агрессивное поведение подростков и личность родителей //Психологическая наука и образование. 2011. - №4. С. 227

Гусова Альбина Дударбековна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.