УДК 371
Gurov D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Operative-Investigative Activities and Special
Equipment, Stavropol branch of Krasnodar University of the MIA of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Gurova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching in Primary
Education, Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmulla (Ufa, Russia), E-mail: [email protected]
REALIZATION OF THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE FAMILY IN MODERN SOCIETY. The article considers questions of family relations, which are understood as a form of interpersonal relationships and are one of the socio-psychological mechanisms of identity formation, as well as problem situations that are characteristic of most modern families. The educational potential of the family consists of many factors: social status, structure and specificity of functioning. Overriding in shaping the personality of the adolescent in the family is its moral-psychological atmosphere, the emotional background of relations. The authors conclude that the educational potential of the family is realized in its functions. Together with the leading national scientists the authors distinguish these main functions: generative, recreative, communicative, regulatory, felicitological, economic and communal household, as well as the primary function of socialization of the younger generation.
Key words: family, family relations, interpersonal relationships, personality, problem situation.
Д.В. Гуров, канд. пед. наук, доц., нач. каф. оперативно-розыскной деятельности и специальной техники, ФГКОУ ВПО
«КрУ МВД России», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
Е.В. Гурова, канд. пед. наук, доц. каф. теорий и методик начального образования, ФГБОУ ВПО БГПУ им. М. Акмуллы,
E-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
В статье рассматриваются вопросы внутрисемейных отношений, которые выступают в форме межличностных отношений и являются одним из социально-психологических механизмов становления личности, а также проблемные ситуации, которые наиболее характерны для современной семьи. Воспитательный потенциал семьи складывается из многих факторов: социальный статус, структура и специфика функционирования. Главенствующими в формировании личности подростка в семье являются ее нравственно-психологическая атмосфера, эмоциональный фон отношений. Авторы делают вывод о том, что воспитательный потенциал семьи реализуется в функциях. Вместе с ведущими отечественными учёными авторы выделяют следующие основные функции семьи: генеративную, рекреативную, коммуникативную, регулятивную, фелицитоло-гическую, экономическую и хозяйственно-бытовую, а так же функцию первичной социализации подрастающего поколения.
Ключевые слова: семья, внутрисемейные отношения, межличностные отношения, личность, проблемные ситуации.
«На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина», говорится в «Концепции модернизации российского образования [1]. В этой связи следует особо выделить детей, подростков, молодежь как социальный слой, важнейшую категорию в числе наиболее перспективных контингентов страны. Эта категория должна стать объектом самого пристального и, главное, своевременного внимания абсолютно всех государственных и негосударственных, коммерческих структур (а не только одной отрасли - собственно образования).
В этом контексте имеет смысл говорить о необходимости создания целостного образовательного пространства, чья модель позволяет структурировать его от макроуровня - «единое образовательное пространство» до микроуровня - «индивидуальное образовательное пространство». Образовательное пространство представляет собой целостную систему, управление её развитием соответствует принципу целостности: ничто не может быть изъято из целого, к которому принадлежит, без изменения этого целого и его частей. Даже бесконечно малые элементы становятся важными для понимания целого; самая незаметная часть может начать движение, которое будет продолжаться до тех пор, пока произойдут существенные изменения в целом.
В норме для подростка последовательность таких референтных систем имеет вид: семья, школа, неформальная группа. Если системой является семья, то она может измениться, когда один из членов покидает семью или новый член семьи внесет элемент агрессивности, положив начало враждебности, или характер взаимоотношений и взаимосвязей в семье приобретет устойчивую негативную окраску. Если же ребёнок оказался в неблагоприятных условиях открытого социума и нуждается в поддержке, то учитель, родители и социальный педагог должны взять на себя совместную конструктивную роль в его проблемных отношениях, обеспечивая, таким образом, позитивные изменения.
В случае, когда данная система дает сбой, происходит рокировка норм и ценностей подростка. Последовательность референтных систем приобретает вид: неформальная группа, школа, семья. При этом наблюдается переход подростка в категорию «трудных». Таким образом, семья, будучи одним из основных факторов социализации, является социальным институтом, занимающим превалирующее место в системе формирования социального благополучия (неблагополучия) подростка.
Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными учеными и практиками.
Множественность подходов к изучению такого феномена как семья приводит к тому, что разные ученые дают разные сущностные характеристики семьи. Так, А.В. Мудрик считает, что семья -это «основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой» [2].
Н.М Чистяков определяет семью как «систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества» [3].
В.И. Загвязинский и М.П. Зайцев указывают на то, что основой семьи является брак как союз между мужчиной и женщиной для образования семьи и жизни в ней, который санкционируется и охраняется государством и регламентирует права и обязанности супругов по отношению друг к другу и к их детям [4].
Применительно к нашему исследованию наиболее полным и адекватным его предмету и цели является определение, предложенное Т. В Лодкиной, взятое нами за основу: «Семья - это необходимая составляющая социальной структуры цивилизованного общества, исторически изменяющееся явление, функционирующее как институт воспроизводства человека и его воспитания, являющееся тем общественным образованием, где индивид получает первый опыт организации жизнедеятельности в основных ее проявлениях [5].
Воспитательный потенциал семьи складывается из многих факторов. Социальный статус, структура и функционирование -вот далеко не все характеристики явления. По мнению большинства учёных, главенствующими в формировании личности подростка в семье являются её нравственно-психологическая атмосфера, эмоциональный фон отношений.
В этой связи семья-система как целостное образовательное пространство обладает определенной спецификой семейного воспитания, отличающей его от воспитания общественного (в том числе и школьного).
Во-первых, по своей природе семейное воспитание основано на чувстве. Если в семье нет должной гармонии чувств, если подросток подвержен влиянию безнравственной атмосферы, эмоционально отрицательных проявлений по отношению к нему самому, то нередко в таких семьях развитие подростка осложняется.
Во-вторых, семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. Это предопределяет наличие различных ценностных ориентаций, различных критериев оценок жизненных явлений, различных идеалов, точек зрения, убеждений. Гармоничное развитие подростка в семье и достигается именно разноплановостью отношений к нему разных членов семьи.
В-третьих, семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье подросток включается во все жизненно важные виды деятельности на всех ее этапах.
В-четвертых, семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, любое время года.
В-пятых, в значительной степени реализация воспитательного потенциала семьи обусловлена национальными особенностями, социокультурными традициями и нормами, региональными особенностями, религиозностью либо светскостью членов семьи.
Воспитательный потенциал семьи реализуется в функциях. Она воспитывает так, как функционирует. Своими корнями функции уходят в потребности, личностные и общественные. Потребность при этом является побудительным началом - она порождает функцию, а через функцию реализуется потребность. Это находит выражение в самом названии функций, чьи классификации многообразны.
Так, ученые Московского государственного социального университета выделяют функцию первичной социализации, генеративную, экономическую и хозяйственно-бытовую, гедонистиче-
Библиографический список
скую, рекреационную и психотерапевтическую функции семьи [6]. Т.В. Лодкина рассматривает такие функции, как: воспроизводство потомства, материальная взаимопомощь, совместная деятельность, взаимовоспитание, потребность личности в общении и самореализации [5]. В.Н. Гуров, с чьим мнением мы солидарны, основными функциями семьи видит генеративную, рекреативную, коммуникативную, регулятивную, фелицитологическую, экономическую и хозяйственно-бытовую, функцию первичной социализации [7].
По нашему мнению, в современных условиях семью необходимо рассматривать в совокупности ее функций. И, прежде всего, потому, что в реальной семейной жизни функции выступают в единстве, находятся в органической взаимосвязи. В этой связи воспитательный заряд, который они несут, выступает как целостный процесс воздействия семьи, семейных отношений на развитие личности подростка.
Однако для нашего исследования наибольший интерес представляет воспитательная функция семьи и ее компоненты, отличающиеся интегративным характером, поскольку именно они определяют формирование содержания всех функций, цель которых - формирование социально благополучного, активного, самостоятельного человека. Такими компонентами являются:
- осознание родителями ответственности за воспитание; ориентация на общечеловеческие ценности; направленность воспитательных усилий в будущее и соотнесение их с требованиями, которые ставит перед подростком его дальнейшая жизнь;
- наличие у отцов и матерей психолого-педагогических знаний о задачах и методах воспитания подростков; способность изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменениями обстоятельств жизни подростка; умение понять своего ребёнка и помочь; уважительное отношение к нему и его праву на самостоятельность; умение объективно оценивать ребёнка; знание родителями друзей подростка;
- регулярность контакта семьи и школы через посредничество семейного социального педагога, взаимосотрудничество и взаимообучение; самоорганизация и саморегуляция родителей; самообразование и самовоспитание. В конечном итоге они являются показателями психолого-педагогической культуры семьи.
Реализация всех вышеописанных функций, в том числе и последней, происходит под влиянием специфики как самой семьи, так и окружающего социума. Изучение и учет характеристик социума позволяет выявить не только его позитивный воспитательный потенциал, но и объяснить причины многих возникающих воспитательных проблем и помочь определить пути их минимизации.
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.12. 2001. № 1756 - р). Начальная школа. 2002; 4. 3 - 19.
2. Мудрик А.В. Социальная педагогика. 3-е изд., испр. и доп. Москва, 2002.
3. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков. Под редакцией А.Б. Фоминой. Москва, 2003.
4. Загвязинский В.И., Зайцев М.П. и др. Основы социальной педагогики. Под редакцией А.И. Пидкасистого. Москва, 2002.
5. Лодкина Т.В. Семейный социальный педагог: теория и практика. Москва - Вологда, 1997.
6. Теория и методика социальной работы. Под редакцией В.И. Жукова. Москва, 1994.
7. Гуров В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей. Москва - Ставрополь, 1998.
References
1. Koncepciya modernizacii rossijskogo obrazovaniya na period do 2010 goda (Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.12. 2001. № 1756 - r). Nachal'naya shkola. 2002; 4. 3 - 19.
2. Mudrik A.V. Social'naya pedagogika. 3-e izd., ispr. i dop. Moskva, 2002.
3. Rannyaya profilaktika deviantnogo povedeniya detejipodrostkov. Pod redakciej A.B. Fominoj. Moskva, 2003.
4. Zagvyazinskij V.I., Zajcev M.P. i dr. Osnovysocial'nojpedagogiki. Pod redakciej A.I. Pidkasistogo. Moskva, 2002.
5. Lodkina T.V. Semejnyjsocial'nyjpedagog: teoriya ipraktika. Moskva - Vologda, 1997.
6. Teoriya imetodika social'nojraboty. Pod redakciej V.I. Zhukova. Moskva, 1994.
7. Gurov V.N. Teoriya i metodika social'noj raboty shkoly s sem'ej. Moskva - Stavropol', 1998.
Статья поступила в редакцию 12.04.17
УДК 378
Belyaev A.I., coach, Centre of Adaptive Sports of Stavropol (the Russian junior national team in handball for deaf sportsmen) (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Eremin I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Physical Education and Adaptive Physical Education, Stavropol State Medical University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Dengova L.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Physical Education and Adaptive Physical Education, Stavropol State Medical University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
THE METHOD OF DEVELOPMENT OF ENDURANCE IN HANDBALL PLAYERS WITH HEARING IMPAIRMENT. The article describes the method of development of endurance in handball players with hearing impairment. The authors come to the conclusion that in the training process of deaf handball players, when coaches choose means for the development of endurance it is necessary to remember that the loss of hearing significantly affects the development of all physical qualities. Because of the defeat of the auditory analyzer, the lack of volume back-contact information, there is a slow control operation. The method of development of endurance in handball players includes several cycles, each of which consists of 4 microcycles. A microcycle includes three days of training, each of which performs certain complexes, aimed at the development of coordination, endurance, speed-strength, strength-endurance and general endurance. The research data has been obtained at the beginning and at the end of the pedagogical experiment, testifying the efficiency of the method of development of endurance in deaf handball players. Key words: technique, training, handball, handball players with impairment of hearing.
А.И. Беляев, тренер центра адаптивного спорта (тренер сборной России по гандболу спорт глухих), г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
И.В. Ерёмин, канд. пед. наук, доц., зав. каф. физического воспитания и адаптивной физкультуры, Ставропольский государственный медицинский университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
Л.Е. Деньгова, канд. пед. наук, доц. каф. физического воспитания и адаптивной физкультуры, Ставропольский государственный медицинский университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ГАНДБОЛИСТОВ, ДЕПРИВИРОВАННЫХ ПО СЛУХУ
В статье рассмотрена методика развития выносливости у гандболистов, депривированных по слуху. Авторы приходят к выводу о том, что в тренировочном процессе гандболистов, депривированных по слуху, при подборе средств для развития выносливости необходимо помнить, что потеря слуха существенно сказывается и на развитии всех физических качеств. Из-за поражения слухового анализатора, недостатка объёма обратно-связной информации возникает замедленность управления деятельностью. Методика развития выносливости у гандболистов, реализуемая в тренировочном процессе, включает в себя несколько циклов, каждый из которых состоит из 4 микроциклов. Микроцикл включает три тренировочных дня, в каждом из которых выполнялся определённый комплекс, направленный на развитие: координационной выносливости, скоростно-си-ловой и силовой выносливости, общей выносливости. Данные полученные в начале и по окончании педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности методики развития выносливости у гандболистов, депривированных по слуху. Ключевые слова: методика, тренировка, гандбол, гандболисты, депривированные по слуху.
В настоящее время, проблема совершенствования выносливости гандболистов является одной из главных в процессе их спортивной подготовки. Под физическим качеством выносливость понимают способность организма человека к длительному выполнению физической или умственной работы без снижения работоспособности.
Выносливость спортсмена в физиологической трактовке это комплекс функциональных возможностей, которые обеспечивают необходимую длительность работы организма в заданных условиях спортивной деятельности. Таким образом, выносливость определяется способностью противостоять утомлению, которое рассматривается как процесс, возникающий во время работы и сопровождающийся рядом изменений в организме.
Выносливость в современном гандболе представляет собой комплексную способность, которая обеспечивает выполнение игроками высокого разнообразия применяемых игровых приемов в защите и нападении, интенсивностью игровых действий и быстрыми переключениями по ходу самой игры без значимого снижения их эффективности в течение отведенного времени игры. Выполняемая работа, в процессе спортивной подготовки гандболистов, носит смешанный характер, поэтому очень трудно правильно оценить вклад аэробных и анаэробных энергосистем в снабжение их мышечной деятельности [1].
Развитию выносливости у гандболистов посвящено много работ. А. Гамаун (2011) скоростную подготовленность спортсменов выявляет одним из важных факторов их благополучной соревновательной деятельности. Так, например, А.Н. Евтушенко (1980) [2], развивая выносливость у высококвалифицированных гандболистов внес предложение внедрять в их тренировочный процесс в развивающем режиме нагрузки аэробно-анаэробной направленности. А. Бен Шедли (1988) считал, что большое внимание необходимо уделять развитию скоростной выносливости у гандболистов высокого уровня. В.Я. Игнатьева (1982, 2008) [3] и С.А. Сидорчук (2012) основным фактором специальной выносливости гандболистов считают комплекс скоростно-силовых качеств, который развивается в тренировочном процессе с доминированием физических нагрузок аэробно-анаэробной направленности.
В тренировочном процессе гандболистов, депривированных по слуху, при подборе средств для развития выносливости необходимо помнить, что потеря слуха существенно сказывается и развитии всех физических качеств. Из-за поражения слухового анализатора, недостатка объема обратно-связной информации
возникает замедленность управления деятельностью. Понижение объема второй сигнальной информации, участвующей в формировании всех видов деятельности человека и каждого двигательного навыка, воздействует на двигательный анализатор у лиц депривированных по слуху. Отсутствие слуха и недостаточное развитие словесной речи приводит к тому, что двигательная память у глухих по своему развитию несколько ниже, чем у слышащих (Л.В. Шапкова, 2003) [4].
Несмотря на большое количество работ посвященных развитию выносливости у гандболистов [5 и др.], в настоящее время актуальным остается вопрос о развитии данного физического качества у гандболистов депривированных по слуху.
Наше педагогическое исследование проводилось в центре адаптивного спорта г. Ставрополя. В исследовании принимали участие двадцать гандболистов находящихся на этапе высшего спортивного мастерства, из которых были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная, по десять человек в каждой. В тренировочный процесс гандболистов экспериментальной группы была внедрена разработанная нами методика по развитию выносливости.
При составлении методики по развитию выносливости у гандболистов депривированных по слуху был взят за основу годовой учебно-тренировочный план. Методика включала в себя несколько циклов, каждый из которых состоял из 4 микроциклов. Микроцикл включал три тренировочных дня, в каждом из которых выполнялся определенный комплекс, направленный на развитие: координационной выносливости, скоростно-силовой и силовой выносливости, общей выносливости.
При составлении комплексов упражнений мы руководствовались тем, что эффективным средством развития выносливости являются специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по своей структуре и форме, особенностям воздействия на функциональные системы организма спортсмена, а также специфические соревновательные упражнения.
При этом для успешного применения экспериментальной методики мы применяли следующие педагогические методы: практические (предписание алгоритмического типа); наглядные (показ и метод графической записи упражнений). Для регулирования физической нагрузки применялось: изменение количества повторений упражнений; увеличение и уменьшение амплитуды движения; выполнение упражнений в условиях, усложненных или облегченных и т. д.