Научная статья на тему 'Взаимодействие спортивного клуба с семьей как активным субъектом социализации личности ребенка'

Взаимодействие спортивного клуба с семьей как активным субъектом социализации личности ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
705
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SUPPLEMENTARY EDUCATION / FAMILY EDUCATION / SPORTS CLUB-FAMILY INTERACTION / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПОРТИВНОГО КЛУБА С СЕМЬЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бельц Виктор Эрнестович, Малофеева Ольга Вячеславовна

Анализируется воспитательный потенциал и социальный статус семьи, содержание совместной деятельности детей, родителей и педагогов. На основе анализа определяются методы и содержание воспитательной работы по формированию личностных качеств и компетенций воспитанников, ведущие формы работы клуба с семьями. В результате проделанной работы увеличилась мотивация детей не только к занятиям карате, но и к выступлению на соревнованиях, участию в коллективно-творческих делах, показательных выступлениях. Родители и педагоги отмечают положительную динамику изменения самоорганизации, самодисциплины, гармонизации внутрисемейных отношений, соревновательной результативности воспитанников, мотивации к тренировочным занятиям, спортивной и досуговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION BETWEEN THE SPORTS CLUB AND THE FAMILY AS AN ACTIVE SUBJECT OF CHILD SOCIALIZATION

The paper presents the analysis of the pedagogical potential, social family status, and mutual activity of children, their parents and teachers. The results of this analysis allow detecting the methods and the content of non-academic activity related to the formation of personal qualities and expertise of the pupils, and also interaction between the sports club and families. The dynamics of intrafamilial relations and sporting achievements of pupils are described herein. As a result of the club’s activity, the pupils’ motivation increases not only in relation to karate but also participation in competitions, collective and creative activities, and exhibition performances. The parents and the teachers note positive dynamic changes in the intrafamilial relationships, sporting achievements of pupils, motivation to trainings, self-organization, sporting and leisure activities, and harmonization of relations between contemporaries and adults.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие спортивного клуба с семьей как активным субъектом социализации личности ребенка»

ПЕДАГОГИКА СПОРТА

УДК 378.02.3728

В. Э. Бельц, О. В. Малофеева

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПОРТИВНОГО КЛУБА С СЕМЬЕЙ КАК АКТИВНЫМ СУБЪЕКТОМ

СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Анализируется воспитательный потенциал и социальный статус семьи, содержание совместной деятельности детей, родителей и педагогов. На основе анализа определяются методы и содержание воспитательной работы по формированию личностных качеств и компетенций воспитанников, ведущие формы работы клуба с семьями. В результате проделанной работы увеличилась мотивация детей не только к занятиям карате, но и к выступлению на соревнованиях, участию в коллективно-творческих делах, показательных выступлениях. Родители и педагоги отмечают положительную динамику изменения самоорганизации, самодисциплины, гармонизации внутрисемейных отношений, соревновательной результативности воспитанников, мотивации к тренировочным занятиям, спортивной и досуговой деятельности.

Ключевые слова: дополнительное образование, семейное воспитание, взаимодействие спортивного клуба с семьей.

Ключевая социокультурная роль дополнительного образования на данном этапе состоит в интеграции ресурсов различных организаций, общественных институтов и сообществ в целях мотивации к саморазвитию и внутренней активности ребенка, подростка. Воспитание и социализация человека начинаются с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа. Именно в XXI в. приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, в первую очередь с опорой на инициативы детей и семьи, использование ресурсов семейного влияния [1].

Известно, что семья является одним из основных агентов социализации подростков. В семье ребенок с первых лет своей жизни усваивает нормы человеческих отношений. В семье закладываются отношения ребенка к окружающему, он получает опыт нравственности, моральных основ поведения.

Семья как уникальная социальная ячейка имеет определенные социальные функции: генеративную (воспроизводство людей), рекреативную (взаимопомощь различного рода, организация досуга), коммуникативную, регулятивную, экономическую и главную - первичная социализация ребенка [2]. Происходящие в семье на современном этапе изменения, преобладание семей нуклеарного типа (муж, жена и дети), развитие кризисных явлений в семье, коренные изменения в сфере экономиче-

ской функции, смена эмоционально-психологических проявлений, увеличение числа неполных семей негативно сказываются на процессе социализации и развития личности ребенка. Будучи объектом социального воздействия, семья является и субъектом социализации личности ребенка.

Снижение качества и содержания семейного воспитания порождает сокращение объема знаний и умений детей по вопросам гигиены, организации свободного времени, что проявляется в неправильном питании, адинамии (малоподвижность), игнорировании использования систем закаливания, злоупотреблении лекарственными средствами, неразборчивости в выборе круга общения и т. д. Это приводит к приобретению вредных привычек, росту количества заболеваний простудного и вирусного характера, заболеваний желудочно-кишечного тракта и появлениям дисгармонии физического развития [3].

Анализ литературы по данной проблеме и собственная педагогическая практика позволяют сделать вывод о том, что необходимо воздействие на семью «извне», в том числе особым образом организованной системой педагогической деятельности, с целью повышения ее влияния на социализацию личности ребенка, повышения мотивации к занятиям избранным видом спорта. Педагог может реально влиять на активность родителей в воспитании ребенка, корректировать и координировать их действия, о чем свидетельствует опыт совместной деятельности спортивного клуба с родителями воспитанников.

Спортивный клуб «Орион» существует с 1994 г. В нем занимаются более 200 детей и подростков с 4 до 20 лет. Тренерами работают 7 выпускников клуба - действующих спортсменов-каратистов. В составе клуба 2 мастера спорта России, мастер спорта России международного класса. Воспитанники клуба многократно становились призерами и чемпионами региональных, всероссийских и международных турниров. Выпускница клуба, тренер и методист Ольга Малофеева является членом сборной команды России по карате, бронзовым призером IX Всемирных игр-2013 (Колумбия, Кали). Однако спортивная составляющая является лишь одной из граней образовательного процесса. Для педагогов клуба первоочередными являются задачи сохранения физического здоровья, эмоционального и психологического благополучия воспитанников, их личностного становления и успешной социализации, в том числе в сотрудничестве с родителями. Деятельность клуба подробно представлена в разработанной образовательной программе, которая становилась лауреатом областного этапа Всероссийского конкурса образовательных программ (2009) и дипломантом (2015) [4]. Цель образовательной программы: создание условий для раскрытия базовых способностей ребенка и его творческих возможностей средствами карате. Каждый воспитанник, в зависимости от индивидуальных особенностей, может выбрать направление, где он сможет достичь наибольших результатов (спорт, судейство, инструкторская практика, коллективно-творческие мероприятия).

В нашей практике большую помощь в работе клуба оказывает непосредственно семья. Знание условий жизни и деятельности семьи помогает педагогам в реализации основных задач. Основанием для разработки системы взаимодействия с семьями воспитанников и ежегодного планирования этого направления деятельности является исследование социального состава и воспитательного потенциала семей, потребностей и затруднений родителей в области семейного воспитания, выстраивания взаимоотношений с детьми. Необходимость изучения социального состава и воспитательного потенциала семей воспитанников обусловлена также и тем, что условия жизни, связанные с семейными проблемами и индивидуальными особенностями, например коммуникативными, являются серьезным фактором, влияющим на соматическое и психическое здоровье детей.

С помощью анкеты «Краткая характеристика семьи и семейных отношений» изучен социальный статус и воспитательный потенциал 60 семей (экспериментальная группа). Результаты данного исследования выявили следующую картину, представленную в таблице 1.

Таблица 1

Социалъно-демографическая характеристика семьи

Социальный состав семьи

Всего Частные Рабочие Служа- Нерабо- Пенсио-

семей предпри- нимате- ли щие тающие неры

60 13 17 22 6 2

Структура семьи

Всего Много- С одним Один Два Нет

семей детные ребенком родитель поколения, проживающие вместе родителей

60 5 32 11 12 0

Материальное благополучие

Неустроенность Неудовлетвори- Удовлетворитель-

бытового характе- тельное матери- ное материальное

ра (нет жилья, альное обеспече- обеспечение

снимают квартиру) ние

13 16 31

Анкетирование позволило установить, что большинство обследованных семей относится к категории служащих. Согласно точке зрения Р. И. Акьюлова [5], в современной семье государственного служащего преобладает демократический стиль отношений. Следовательно, можно утверждать, что более половины семей в данной выборке относятся к такой ячейке общества, где взаимоотношения супругов основаны на принципе равноправия, без проблемы главенства. Во взаимоотношениях с детьми, как подтверждает наш опыт, родители берут на себя функцию советчиков и наставников, избегая ситуаций, в которых требуется проявить авторитет и власть.

Относительно структуры обследованных семей стоит сказать, что выявлено наибольшее количество семей с одним ребенком (53,3 %), и это позволяет согласиться с другими исследователями относительно гиперопеки со стороны родителей в подобных семьях. Аналогичная система воспитания чаще всего складывается в семьях, где под одной крышей проживают представители нескольких поколений. Среди испытуемых таких семей 20 %.

Социальные проблемы неполных семей, которые составляют 18,3 % выборки, связаны в первую очередь с недостаточной финансовой обеспеченностью, которая обусловлена наличием всего одного трудового дохода в семье. Еще более сложными и не имеющими однозначного решения являются социально-психологические проблемы межличностных отношений членов неполных семей, непосредственно касающиеся детей.

У всех типов многодетных семей (8,3 %) имеется общая социальная проблема, специфически связанная с многодетностью. У детей из таких семей в сравнении со сверстниками из преобладающего малодетного типа семьи наблюдаются неадекватные представления о значении собственной личности, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе.

Результаты исследования воспитательного потенциала семьи показали, что большинство исследуемых семей (51,6 %) в целом удовлетворены своим материальным положением, несмотря на то, что значительная доля семейного бюджета в настоящее время расходуется на оплату коммунальных услуг.

Все родители, принявшие участие в исследовании (100 %), утверждают, что основной целью совместной деятельности с детьми является подготовка их к самостоятельной жизни. При этом материальное обеспечение не акцентировалось как приоритетное, несмотря на то, что в выборке участвовали семьи с низким уровнем доходов.

Анализируя содержание совместной деятельности детей и родителей, необходимо отметить, что в основном это просмотр телепередач или посещение культурных центров.

Исследование выявило, что лишь незначительная часть семей имеет направленность на проведение семейных физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Лишь 12 % респондентов нашего клуба указали, что регулярно читают литературу по вопросам воспитания детей. Большинство - иногда берут в руки книги педагогического содержания.

Обобщая ответы родителей на вопрос «Как складываются ваши отношения с педагогами, работающими с вашими детьми?», обнаружено, что обращение к педагогам происходит эпизодически и оно далеко не эффективно.

Таким образом, исследование социального состава и воспитательного потенциала семьей воспитанников повлияло на определение форм и содержание работы педагогов клуба с родителями, помогло в определении методов и содержания воспитательной работы по формированию личностных качеств и компетенций воспитанников.

Результаты социологического исследования обусловили определение ведущих форм работы клуба с семьями воспитанников. Опыт подтверждает, что не следует пренебрегать традиционными тематическими родительскими собраниями, они убедительны в воспитательном отношении и дисциплинируют родителей. Востребованы индивидуальные встречи с педагогами и консультации, популярны совместные с семьями об-

щеклубные досуговые и воспитательные мероприятия, стимулирующие родительскую инициативу. На ступени спортивного совершенствования практикуется совместная с родителями выработка и корректировка стратегии и тактики воспитания и спортивной подготовки юного спортсмена.

Эффективными формами работы клуба с родителями в досуговых и воспитательных мероприятиях является привлечение их к участию в изготовлении дидактических материалов, подготовке презентаций, проведении учебно-тренировочных занятий, аттестационных мероприятий, соревнований. Укажем в этом ряду проведение мастер-классов для родителей силами педагогов и тренеров, приглашение родителей для разработки и проведения досуговых программ и воспитательных мероприятий (кругосветок, выходов и выездов на природу, на выставки и экскурсии). Так, совместно с родителями было проведено тематическое занятие, посвященное проводам русской зимы, где дети смогли не только познакомиться с особенностями национальной культуры, но и весело провести время, покататься с горок и поиграть с родителями в подвижные и спортивные игры. Ведь только сформированная потребность в ведении активного, здорового образа жизни в семье поможет закрепить полученные знания и умения воспитанника клуба карате «Орион» при обучении по спортивно-образовательной программе.

Большое значение имеет такая устоявшаяся и результативная форма работы с родителями, как проведение родительских собраний и консультаций «ситуативного характера». Традиционными в опыте клуба являются 4 основные темы проведения родительских собраний:

Тема 1 «Знакомство с родителями, рассказ о программе» (в собрании принимает участие медико-психологическая служба ДДТ «У Белого озера»), собрание проводится в сентябре.

Тема 2 «Подведение итогов за первое полугодие и рекомендации для родителей по организации режима дня» - декабрь.

Тема 3 «Общение в семье, профилактика конфликтов. Психологическая характеристика возрастных особенностей детей» - февраль.

Тема 4 «Конец учебного года: результаты и достижения» (в собрании принимает участие медико-психологическая служба ДДТ «У Белого озера») -май.

Количество собраний и встреч определяется желанием родителей, педагогической необходимостью и может быть увеличено.

В своей работе используются следующие формы работы с родителями (табл. 2).

Таблица 2 Формы работы с родителями

Формы работы с родителями Ожидаемый результат

Живой разговор (беседа) Запрос, заказ, знакомство

Телефонный звонок Передача информации, контроль

Опросники, анкеты Заказ, мониторинг

Посещение занятий Информация об образовательном процессе, ребенке

Родительские собрания Решение орг. вопросов и проблем, планирование деятельности

Помощь в организации деятельности Материальная поддержка, РЯ

Досуговые мероприятия Эмоциональный контакт ребенок - родитель - педагог, формирование культуры досуга, инициатива родителей

Совместное творчество Сплочение, взаимопонимание

Индивидуальные консультации Помощь в решении проблем ребенка и родителя

Посещение детей на дому Информация о семейных ценностях, формах воспитания, более тесный контакт

Благодарственные письма Поощрение, стимуляция родительской инициативы

Мастер-класс родительский Поддержка родительского авторитета, заинтересованность, поддержка, сотрудничество

СМИ Презентация в социуме

Гостиные, лектории Просвещение родителей, обсуждение и решение проблем, сплочение родительского коллектива

Информационный стенд Информирование о деятельности в кружке, достижениях детей

Совместные занятия Заинтересованность, выработка единой позиции родителей и педагога во взаимодействии с ребенком, передача опыта, принятие детей и родителей

КТД Сплочение детско-родитель-ского сообщества, улучшение взаимопонимания

В работе с родителями используется комплекс методических рекомендаций «Семья как субъект педагогического взаимодействия в формировании мотивации ребенка к достижениям в спорте. Методические рекомендации родителям начинающего спортсмена», подготовленный педагогом О. В. Ма-лофеевой. Цель создания рекомендаций: помочь родителям понять ребенка-спортсмена, увидеть в нем личность, а не орудие для реализации собст-

венных амбиций. При разработке материала О. В. Малофеева - выпускница клуба «Орион», действующая спортсменка, «играющий тренер», опиралась на собственный «детский» и подростковый опыт и опыт педагогов клуба. По отзывам родителей, работа в семье с данным материалом помогает в понимании проблем и запросов своего ребенка, формирует рефлексивную позицию родителя, серьезно влияет на взаимоотношения с ребенком.

Результаты исследования воспитательного потенциала семей воспитанников подтвердили гипотезу о необходимости специально организованной деятельности педагогов по взаимодействию с семьей в целях повышения ее влияния на социализацию личности ребенка и повышения его внутренней мотивации к занятиям в клубе карате-до.

Повторное исследование воспитательного потенциала семьи проводилось по следующим пунктам:

1. Семейные традиции в области активного времяпрепровождения.

1. Цель совместных занятий с детьми.

2. Участие в совместных видах деятельности с детьми.

3. Чтение специальной литературы о воспитании детей.

4. Отношения родителей с педагогами, работающими с детьми.

Важно отметить, что изменения произошли только по некоторым критериям. Социальный состав, структура семьи, материальное положение не претерпели никаких изменений за прошедший период, поэтому повторное исследование социального статуса семьи не проводилось.

Сопоставив результаты первичного и повторного анкетирования, можно говорить о том, в каких областях произошли наиболее значимые изменения.

Анкетирование в конце года показало, что родители стали больше внимания уделять развитию творческих способностей (16 % при первичном и 42 % при повторном анкетировании) и трудовой деятельности детей (с 16 % до 42 %). Детско-роди-тельские отношения приобрели более тесный и целенаправленный характер.

Организация совместных мероприятий, проведение консультативной работы с родителями по вопросам физического и социального воспитания увеличили количество родителей, пересмотревших свои отношения с детьми: появились новые формы общения, возросло количество совместных физкультурно-оздоровительных мероприятий (с 15 % до 47 %).

Увеличилось количество семей (с 12 % до 62 %), обращающихся к педагогической литературе или специалистам за помощью в разрешении конфликтных ситуаций, связанных с отношениями

«взрослый - ребенок» и т. д., или просто желающих улучшить и развить семейные отношения.

Резко увеличилось количество родителей, активно участвующих в организации досуговых мероприятий (с 20 % до 70 %), и значительно уменьшилось количество родителей, которые общаются с педагогами только в случаях острой необходимости, по приглашению (с 85 % до 7 %).

В результате проделанной работы увеличилась мотивация детей не только к занятиям карате, но и к выступлению на соревнованиях, участию в коллективно-творческих делах, показательных выступлениях. Родители и педагоги отмечают значительную динамику в самоорганизации, самодисциплине, гармонизацию взаимоотношений с ровесниками и взрослыми.

Список литературы

1. Каратэ: образовательная программа / В. Э. Бельц, О. В. Малофеева, М. Ф. Канбекова и др. Томск: Департамент образования Города Томска, 2015. 104 с.

2. Гуров В. Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей. Москва-Ставрополь: Ставрополь-сервисшкола, 1998. 228 с.

3. Байер К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнбург. М.: Физкультура и спорт, 1991. 100 с.

4. Бельц В. Э. Педагогические условия повышения эффективности социализации подростков в учреждениях дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2000. 200 с.

5. Акьюлов Р. И. Роль семьи в жизнедеятельности государственных служащих: автореф. дис. ... канд. социол. наук: Екатеринбург, 2005. 21 с.

Бельц В. Э., кандидат педагогических наук, доцент.

Томский государственный архитектурно-строительный университет.

Пл. Соляная, 2, Томск, Россия, 634003. E-mail: [email protected]

Малофеева О. В., методист. МАОУ ДО «У Белого озера».

Ул. Кривая, 33, Томск, Россия, 634003. E-mail: [email protected].

Материал поступил в редакцию 20.04.2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V. E. Bel'ts, O. V. Malofeeva

INTERACTION BETWEEN THE SPORTS CLUB AND THE FAMILY AS AN ACTIVE SUBJECT OF CHILD SOCIALIZATION

The paper presents the analysis of the pedagogical potential, social family status, and mutual activity of children, their parents and teachers. The results of this analysis allow detecting the methods and the content of non-academic activity related to the formation of personal qualities and expertise of the pupils, and also interaction between the sports club and families. The dynamics of intrafamilial relations and sporting achievements of pupils are described herein. As a result of the club's activity, the pupils' motivation increases not only in relation to karate but also participation in competitions, collective and creative activities, and exhibition performances. The parents and the teachers note positive dynamic changes in the intrafamilial relationships, sporting achievements of pupils, motivation to trainings, self-organization, sporting and leisure activities, and harmonization of relations between contemporaries and adults.

Key words: supplementary education, family education, sports club-family interaction.

References

1. Bel'ts V. E., Malofeeva O. V., Kanbekova M. F., et al. Karate: obrazovatel'nayaprogramma [Karate: academic programme]. Tomsk, Departament obrazovaniya Goroda Tomska Publ., 2015. 104 p. (in Russian)

2. Gurov V. N. Teoriya i metodika sotsial'noy raboty shkoly s sem'ey [Theory and methods of social work of school with the family]. Moscow-Stavropol', Stavropol'-servisshkola Publ., 1998. 228 p. (in Russian)

3. Bayer K., Sheynburg L. Zdorovyyobraz zhizni[Healthy living]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ,, 1991. 100 p. (in Russian)

4. Bel'ts V. E. Pedagogicheskiye usloviya povysheniya effektivnosti sotsializatsii podrostkov v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya. Dis. kand. ped. nauk [Pedagogic conditions of socialization efficiency improvement of teenagers at supplementary education institutions. Thesis of cand. ped. sci.]. Tomsk, 2000. 200 p. (in Russian)

5. Ak'yulov R. I. Rol'sem'i vzhiznedeyatel'nostigosudarstvennykh sluzhashchikh. Avtoref. dis. kand. sotsiol. nauk [The role of family in life activity of public officers. Abstract of thesis cand. social. sci.]. Ekaterinburg, 2005. 21 p. (in Russian)

Bel'ts V. E.

Tomsk State University of Architecture and Building.

Pl. Solyanaya Sq., 2, Tomsk, Russia, 634003. E-mail: [email protected]

Malofeeva O. V.

Municipal autonomous educational institution of additional education «Y Belogo Ozera». Ul. Krivaya, 33, Tomsk, Russia, 634003. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.