Научная статья на тему 'Исходные основания моделирования системы приобщения детей к многолетним занятиям спортом с использованием воспитательного потенциала семьи'

Исходные основания моделирования системы приобщения детей к многолетним занятиям спортом с использованием воспитательного потенциала семьи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
254
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОЛЕТНИЕ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ / МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ / LONG-TERM SPORTS ACTIVITIES / MOTIVATION OF SPORTS ACTIVITIES / EDUCATION POTENTIAL OF FAMILY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хазова Снежана Александровна, Штайн Илья Владимирович

Высокие спортивные достижения, успешные выступления на международном уровне основываются на длительной, многолетней, эффективной спортивной подготовке атлетов. В свою очередь, возможность качественно тренироваться и поступательно наращивать спортивные результаты базируется на слаженной и эффективной работе системы подготовки спортивного резерва. Сегодня отмечается снижение количественных показателей на нижних уровнях системы подготовки спортивного резерва, снизилась мотивация детей и подростков к занятиям спортом, что определяет многие проблемы комплектования контингента занимающихся на разных уровнях подготовки спортивного резерва. Зачастую родители юных спортсменов и школьников, которые могли бы заниматься спортом, не осознают полезности и значимости спортивной деятельности для их детей. Таким образом, актуализировались задачи оптимизации процесса вовлечения и удержания детей и подростков в спорте, эффективное решение которых, учитывая вышесказанное, возможно только во взаимодействии образовательной организации и семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INITIAL BASES FOR MODELLING SYSTEM OF ENCOURAGING CHILDREN FOR LONG-TERM SPORTS ACTIVITIES WITH USE OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF FAMILY

High sporting achievements, successful performances at the international level are based on long-term, many-year effective sports training of athletes. In turn, an opportunity to train qualitatively and to progressively increase sports results is based on harmonious and effective work of system of preparation of a sports reserve. Today decrease in quantitative indices at the lower levels of system of preparation of a sports reserve is noted, the motivation of children and teenagers to sports activities has decreased that defines many problems of manning the contingent engaged on different levels of training a sports reserve. Often parents of young athletes and school students, who could play sports, don't realize usefulness and the importance of sports activity for their children. Thus, problems of optimization of process of involvement and retaining of children and teenagers in sport are actualized. Their effective solution, considering the aforesaid, is possible only in interaction of the educational organization and family.

Текст научной работы на тему «Исходные основания моделирования системы приобщения детей к многолетним занятиям спортом с использованием воспитательного потенциала семьи»

УДК 796.01:37.018.1 ББК 75.1 Х 15

С.А. Хазова

Доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета; E-mail: [email protected]

И.В. Штайн

Соискатель кафедры общей и социальной педагогики факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета; E-mail: [email protected]

ИСХОДНЫЕ ОСНОВАНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К МНОГОЛЕТНИМ ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ

(Рецензирована)

Аннотация. Высокие спортивные достижения, успешные выступления на международном уровне основываются на длительной, многолетней, эффективной спортивной подготовке атлетов. В свою очередь, возможность качественно тренироваться и поступательно наращивать спортивные результаты базируется на слаженной и эффективной работе системы подготовки спортивного резерва. Сегодня отмечается снижение количественных показателей на нижних уровнях системы подготовки спортивного резерва, снизилась мотивация детей и подростков к занятиям спортом, что определяет многие проблемы комплектования контингента занимающихся на разных уровнях подготовки спортивного резерва. Зачастую родители юных спортсменов и школьников, которые могли бы заниматься спортом, не осознают полезности и значимости спортивной деятельности для их детей. Таким образом, актуализировались задачи оптимизации процесса вовлечения и удержания детей и подростков в спорте, эффективное решение которых, учитывая вышесказанное, возможно только во взаимодействии образовательной организации и семьи.

Ключевые слова: многолетние занятия спортом, мотивация занятий спортом, воспитательный потенциал семьи.

S.A. Khazova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of the General and Social Pedagogy of the Faculty of Pedagogy, Psychology and Communicativistics of the Kuban State University, Krasnodar; E-mail: [email protected]

I.V. Stein

Applicant of Department of the General and Social Pedagogy of the Faculty of Pedagogy, Psychology and Communicativistics of the Kuban State University, Krasnodar; E-mail: [email protected]

THE INITIAL BASES FOR MODELLING SYSTEM OF ENCOURAGING CHILDREN FOR LONG-TERM SPORTS ACTIVITIES WITH USE OF EDUCATIONAL POTENTIAL

OF FAMILY

Abstract. High sporting achievements, successful performances at the international level are based on long-term, many-year effective sports training of

athletes. In turn, an opportunity to train qualitatively and to progressively increase sports results is based on harmonious and effective work of system of preparation of a sports reserve. Today decrease in quantitative indices at the lower levels of system of preparation of a sports reserve is noted, the motivation of children and teenagers to sports activities has decreased that defines many problems of manning the contingent engaged on different levels of training a sports reserve. Often parents of young athletes and school students, who could play sports, don't realize usefulness and the importance of sports activity for their children. Thus, problems of optimization of process of involvement and retaining of children and teenagers in sport are actualized. Their effective solution, considering the aforesaid, is possible only in interaction of the educational organization and family.

Keywords: Long-term sports activities, motivation of sports activities, education potential of family.

Актуализировавшаяся в последние годы проблема вовлечения и удержания детей и подростков в спорте [1-5 и др.] определяет необходимость поиска и обоснования современных эффективных средств, методов, условий приобщения детей к многолетним занятиям спортом. Выявление исходных оснований для вышеназванного процесса - цель нашего исследования; при этом мы опирались на положение о значительном воспитательном потенциале семьи в мотивации и стимулировании физкультурно-спортивной активности детей. Достижение поставленной цели осуществлялось с применением методов теоретического анализа научной литературы, анкетирования и беседы. Теоретический анализ литературных источников осуществлялся с целью определения современного состояния проблемы исследования и возможных способов ее решения. Изучалась и обобщалась информация о структуре и содержании системы подготовки спортивного резерва, выявлялись проблемы и перспективы их решения [1-5 и др.]. Анализировались психолого-педагогические методы формирования и повышения мотивации спортивной деятельности [6-9 и др.], маркетинговые средства и методы продвижения образовательных физкультурно-спортивных услуг [10-12 и др.]. Изучались теоретические и методические основы семейного воспитания, средства,

методы, формы физического воспитания детей в семье, использования воспитательного потенциала семьи в приобщении детей к физкультурной активности и к занятиям спортом [13-16 и др.].

Анкетирование проводилось с целью получения следующих сведений: показателей качества сфор-мированности и уровня использования воспитательного потенциала семьи в физическом воспитании детей, в приобщении детей к занятиям спортом; отношения родителей к организованным занятиям спортом их детей; отношения детей и подростков к занятиям спортом, к продолжению организованных тренировочных занятий; отношения тренеров ДЮСШ, СДЮШОР к проблемам комплектования и сохранения контингента занимающихся, использования воспитательного потенциала семьи в приобщении детей к занятиям спортом; отношения учителей физической культуры к проблемам привлечения детей/подростков к занятиям спортом. Беседы проводились с целью подтверждения, расширения и коррекции сведений, полученных в результате анкетирования и тестирования. Исследование проводилось в городе Ижевске, контингент респондентов составили учащиеся общеобразовательных школ, их родители и учителя физической культуры (всего около 200 чел.), воспитанники спортивных школ, их родители и тренеры (всего около 150 чел.).

Известные российские

социально-экономические и

политико-идеологические события последних десятилетий негативно отразились на эффективности системы подготовки спортивного резерва, вызвав к жизни ряд проблем: уменьшение количества детей и подростков, вовлеченных в организованные систематические занятия спортом, обусловленное значительным снижением мотивации спортивной деятельности; увеличение количества воспитанников ДЮСШ, СДЮШОР, добровольно прекращающих занятия спортом на всех этапах спортивной подготовки; незаинтересованное отношение родителей к спортивной деятельности детей и отсутствие мотивирующего влияния с их стороны. Данные проблемы, помимо прочего, стали причиной современных трудностей с комплектованием групп занимающихся в ДЮСШ, в том числе борьбой дзюдо. Это обусловливает важность организации в ДЮСШ трех взаимосвязанных направлений деятельности: оптимизация набора занимающихся в учебно-тренировочные группы, сохранение контингента занимающихся в ДЮСШ и (как самостоятельная задача, решение которой станет одним из средств решения первых двух задач) обеспечение участия родителей в комплектовании групп, занимающихся в ДЮСШ.

При моделировании системы приобщения детей к многолетним занятиям спортом с использованием воспитательного потенциала семьи значимыми для нас являются следующие исходные положения.

1) Существующие проблемы с комплектованием контингента занимающихся на протяжении всего многолетнего процесса спортивной подготовки определяют направленность деятельности тренеров на работу: а) с детьми: начальная мотивация детей, актуализация мо-тивационных факторов на разных этапах спортивной подготовки;

б) с родителями: убеждение их в целесообразности начала и продолжения занятий спортом для детей, убеждение в необходимости оказания мотивационной поддержки детям в их занятиях спортом, обучение мотивирующей деятельности (рис. 1).

2) Семья обладает определенным воспитательным потенциалом для приобщения детей к многолетним занятиям спортом, в связи с чем, исходя из постулатов гуманистической, развивающей педагогики, необходима организация педагогической поддержки реализации и совершенствования данного потенциала, в том числе посредством психолого-педагогического просвещения родителей, создания системы совместной (образовательное учреждение + семья) деятельности (рис. 2).

3) Эффективность организации деятельности по приобщению детей к многолетним занятиям спортом с использованием воспитательного потенциала семьи в соответствии с современными научными взглядами обусловливается применением как традиционных, педагогических средств и методов, так и современных средств и методов маркетинга, направляя воздействия на детей как напрямую, так и косвенно (в частности, через родителей, через СОШ); при этом следует ориентироваться на выработанные учеными компоненты, показатели и критерии реализации воспитательного потенциала семьи, конкретизированные в соответствии с проблемой данного исследования (рис. 3).

4) Мотивация спортивной деятельности и факторы, способствующие и препятствующие ее становлению, обладая сходством у занимающихся одного и того же возраста и вида спорта, имеют тем не менее некоторые индивидуальные различия, в связи с чем для организации мотивирующей работы необходима дифференциация детей как субъект-объектов педагогического

Рис.1. Направления деятельностиобразовательнойорганизации по преодолениюсемейных (субъективных и объективных) проблем приобщения детей к многолетним занятиям спортом

Рис. 2. Дифференциация деятельности ОО по педагогической поддержке использования воспитательного потенциала семьи для приобщения детей к многолетним занятиямспортом

Рис. 3. Методический инструментарии деятельности ОО поприобщению детей к мнееслетеин занятиям спортом еисполъзованием поспитнтелъносо потенциала семьин наитериисффеатипноъти еооиспользования

воздействия; отношение родителей к занятиям спортом детей также различно по направленности, силе, устойчивости и факторам, его обу-сл вливающим, что также определяет необходимость дифференциации родителей для организации целенаправленной работы с ними (рис. 4).

5) Выделено большое разнообразие факторов, влияющих на начало и продолжение детьми занятий спортом, существенно воздействующих на принятие соответствующих решений: спортивное окружение (тренер, группа), содержание спортивной деятельности (тренировки, соревнования, внетренировочные факторы), семьи, ближайшее социальное окружение (друзья, одноклассники), собственные интересы и желания юных атлетов. Это требует создания педагогических

условий, обеспечивающих возможность осуществления прямых и косвенных воздействий на все группы факторов; при этом конечной целью данных воздействий должно быть формирование и / или поддержание (закрепление) мотивации спортивной деятельности у конкретных детей и подростков (рис. 5).

Мы предполагаем, что детально разработанная и реализованная система приобщения детей к многолетним занятиям спортом с использованием воспитательного потенциала семьи может внести значительный вклад в решение выявленных современных проблем комплектования спортивного резерва страны. В свою очередь, для детальной разработки содержательно-методических компонентов деятельности образовательной организации по приобщению детей к многолетним занятиям

Рис. 4. Дифференциациядетей иродителей- субъект-объектов деятельности ОО в зависимости отихотношенияк многолетним занятиям спортом

спортом с использованием воспитательного потенциала семьи требуют уточнения следующие вопросы:

- критерии эффективности деятельности ОО по приобщению детей к многолетним занятиям спортом с использованием воспитательного потенциала семьи;

- наиболее эффективные средства и методы формирования у детей мотивации деятельности, в частности, спортивной мотивации;

- наиболее эффективные средства и методы формирования у родителей позитивного, активно-

го отношения к спортивной деятельности;

- наиболее эффективные формы и методы работы ОО с семьей;

- содержательные, методические, процессуальные основы организации педагогической поддержки семейного воспитания;

- педагогические и маркетинговые средства и методы мотивацион-ной работы с детьми и родителями.

Поиск ответов на поставленные и сформулированные выше вопросы составляет содержание наших дальнейших исследований.

Примечания:

1. О повышении эффективности системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации: решение Коллегии Федерального агентства по физической культуре и спорту от 6 сентября 2005 г. № 5/1. URL: http://www. rossport.ru/

2. Мелихова Т.М. Проблема подготовки спортивного резерва. URL: http://lib. sportedu.ru/press/tpfk/

3. Озолин Э.С. Пути привлечения детей к тренировкам и сохранения их в спортивных секциях. URL: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2004n3/p32-36.htm

4. Староста В. Современная система отбора юных спортсменов для занятий спортом. URL: http://lib.sportedu.ru

5. Тимакова Т.С. Актуальные проблемы подготовки спортивных резервов в современных условиях. URL: http://skimag.nm.ru/publish/1999/Lib0003.htm

6. Шестаков В.Б. Теория и методика детско-юношеского дзюдо. URL: https:// sport.wikireading.ru/5331

7. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать. М.: Астрель: АСТ, 2002. 864 с.

8. Психология физического воспитания и спорта / под ред. Т.Т. Джамчарова, А.Ц. Пуни. М., 1979. 143 с.

9. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. М.: Наука, 1984. 198 с.

10. Менеджмент и маркетинг физкультурно-оздоровительных услуг в зарубежных странах / сост. С.И. Гуськов. М.: ВНИИФК, 2003.

11. Пригода Г.С. Содержание управления маркетингом предприятий сферы физкультурно-оздоровительных услуг: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006.

12. Степанова О.Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта: монография / О.Н. Степанова. М.: Советский спорт, 2003. 256 с.

13. Бельц В.Э., Малофеева О.В. Взаимодействие спортивного клуба с семьей как активным субъектом социализации личности ребенка // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2016. № 8(173). С. 106-111.

14. Курбатова Е.И. Воспитательный потенциал семьи. URL: http:// festival.1september.ru/articles/412578/

15. О современной семье и ее воспитательном потенциале / О.В. Кучмаева, Е.А. Марыганова, О.Л. Петрякова [и др.]. URL: http://www.km.ru/referats/DBBF 5356A33C46E78CD789A58DB00A27

16. Мардахаев И^. Социальная педагогика: учебник. М.: Гардарики, 2005. 269 с.

References:

1. On increasing the effectiveness of the sports reserve training system in the Russian Federation: Decision of the Board of the Federal Agency for Physical Culture and Sport of September 6, 2005 No. 5/1. URL: http://www.rossport.ru/

2. Melikhova T.M. The problem of sports reserve training. URL: http://lib. sportedu.ru/press/tpfk/

3. Ozolin E.S. Ways of involving children in training and keeping them in sports sections. URL: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2004n3/p32-36.htm

4. Starosta V. Modern system of selection of young athletes for sports. URL: http://lib.sportedu.ru

5. Timakova T.S. Actual problems of training sports reserves in modern conditions. URL: http://skimag.nm.ru/publish/1999/Lib0003.htm

6. Shestakov V.B. Theory and methods of Junior judo. URL: https://sport. wikireading.ru/5331

7. Ozolin N.G. A handbook of the coach: the science of winning. M.: Astrel: AST, 2002. 864 pp.

8. Psychology of physical education and sports / ed. by T.T. Dzhamcharova, A.Ts. Puni. M., 1979. 143 pp.

9. Piloyan R.A. Motivation of sports activities. M.: Nauka, 1984. 198 pp.

10. Management and marketing of physical culture and health services in foreign countries / comp. by S.I. Guskov. M.: VNIIFK, 2003.

11. Prigoda G.S. The content of marketing management of enterprises in the sphere of physical culture and health services: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree. SPb., 2006.

12. Stepanova O.N. Marketing in the sphere of physical culture and sports: a monograph / O.N. Stepanova. M.: Soviet Sport, 2003. 256 pp.

13. Belts V.E., Malofeeva O.V. Interaction of the sports club with the family as an active subject of child's socialization // TSPU Bulletin. 2016. No. 8 (173). 106-111.

14. Kurbatova E.I. The educational potential of the family. URL: http:// festival.1september.ru/articles/412578/

15. On modern family and its educational potential / O.V. Kuchmaeva, E.A. Maryganova, O.L. Petryakova [etc.]. URL: http://www.km.ru/referats/ DBBF5356A33C46E78CD789A58DB00A27

16. Mardakhayev I.B. Social pedagogy: a textbook. M.: Gardariki, 2005. 269 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.