Научная статья на тему 'Проблема формирования мотивов к занятиям спортом у детей подросткового возраста'

Проблема формирования мотивов к занятиям спортом у детей подросткового возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4716
522
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИЧИНЫ ПРЕКРАЩЕНИЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ / MOTIVE / MOTIVATION / SPORTS ACTIVITY / REASONS BEHIND GIVING UP SPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коробейникова Юлия Вячеславовна

Обосновывается важность исследования мотивов, побуждающих детей подросткового возраста к занятиям спортом, выявляются причины начала систематических занятий спортом, возможные причины пропуска учебно-тренировочных занятий, предполагаемые причины завершения регулярных занятий спортом, доминирующие мотивы занятий спортом среди детей, занимающихся в детскоюношеских спортивных школах олимпийского резерва. Характеризуются личностные качества и деятельность тренера как важные факторы сохранения у детей мотивации продолжать занятия спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коробейникова Юлия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of developing the motivation for sports in teenagers

This article emphasises the need to study the motives behind adolescents taking up sport and identifies the reasons for regular training, possible non-attendance of classes, and giving up sport, as well as the dominant motives for taking up sports in children training at Olympic reserve sports schools. The author describes the personal qualities and actions of the trainer as important factors of persisting in sports.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования мотивов к занятиям спортом у детей подросткового возраста»

150

УДК 796.015.15

Ю. В. Коробейникова

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВОВ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Обосновывается важность исследования мотивов, побуждающих детей подросткового возраста к занятиям спортом, выявляются причины начала систематических занятий спортом, возможные причины пропуска учебно-тренировочных занятий, предполагаемые причины завершения регулярных занятий спортом, доминирующие мотивы занятий спортом среди детей, занимающихся в детско- юношеских спортивных школах олимпийского резерва. Характеризуются личностные качества и деятельность тренера как важные факторы сохранения у детей мотивации продолжать занятия спортом.

This article emphasises the need to study the motives behind adolescents taking up sport and identifies the reasons for regular training, possible non-attendance of classes, and giving up sport, as well as the dominant motives for taking up sports in children training at Olympic reserve sports schools. The author describes the personal qualities and actions of the trainer as important factors of persisting in sports.

Ключевые слова: мотив, мотивация, спортивная деятельность, причины прекращения занятий спортом.

Key words: motive, motivation, sports activity, reasons behind giving up sport.

В современных условиях жизни физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие жизненные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсменам наработать свой жизненный опыт, выстроить для себя особую систему ценностей и установок. Поэтому приобщение детей и молодежи к занятиям спортом, формирование у каждого ребенка потребности в двигательной активности является одной из важнейших задач в современных условиях развития общества. Однако проведенный нами анализ научной литературы, посвященной работе детско-юношеских спортивных школ, школ олимпийского резерва, выявил ряд проблем: низкая посещаемость занятий спортсменами подросткового возраста (30%), частое прекращение занятий в спортивных группах и, как следствие, низкий процент окончания ДЮСШ квалифицированными спортсменами (15 %). В ходе нашего исследования выяснилось, что данные проблемы актуальны и для спортивных школ города Калининграда.

Как показывают исследования ряда авторов [1; 5], существуют различные причины, приводящие к проблемам, выявленным нами, но од-

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 11. С. 150 — 156.

ной из главных является ослабление стремлений и чувств человека, связанных с осознанием потребностей в занятиях спортом и побуждающих к спортивной деятельности, т. е. ослабление мотивации. Проведенный нами анализ учебных программ, методических пособий, рекомендаций показал, что данной проблеме не уделяется достаточно внимания, существующие публикации освещают вопросы формирования мотивации неполно и недостаточно глубоко изучены. Таким образом, выявление наиболее значимых и доминирующих мотивов к занятиям спортом у подростков даст возможность определить, насколько эффективно строится учебно-тренировочный процесс, разработать технологию формирования мотивации к спортивной деятельности, т. е. к продолжительным занятиям спортом.

С целью исследования сформированности мотивов спортивной деятельности у детей подросткового возраста, занимающихся в ДЮСШОР, мы использовали следующие методы: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, анкетирование и методы статистической обработки данных. В анкетировании приняли участие 150 детей, занимающихся в ДЮСШОР № 14 по плаванию города Калининграда.

Результаты нашего исследования показывают, что в целом ребята ориентированы на здоровый образ жизни, они понимают, что спорт дает человеку здоровье, и занимаются спортом для того, чтобы быть сильными, выносливыми, здоровыми и иметь хорошее телосложение (66 %). Мотивы «спорт позволяет поддерживать фигуру и внешность в хорошем состоянии» и «спорт полезен для моего здоровья» в большинстве случаев у ребят стоят на первом месте.

Необходимо отметить, что огромное влияние на формирование интереса к спортивной жизни у детей оказывают их родители. Это подтвердили 88 % опрошенных. Большинство родителей хотят воспитать здорового, морально-стойкого человека и видеть в своем ребенке будущего чемпиона. Однако лишь немногие из ребят хотят участвовать в соревнованиях (20 %) и добиться высоких результатов в спорте, «выполнить норматив мастера спорта» (16%), «выступать в составе сборной команды страны» (13,3%), «выступать на Олимпийских играх» (8 %). Мотив «стать профессиональным спортсменом» отодвигается на последнее место. Так, большинство опрошенных отмечают, что они занимаются плаванием, чтобы просто научиться плавать, чтобы быть здоровыми или получать удовольствие от занятий, поэтому могут прекратить тренировки в любое время. Главной причиной высоких показателей прекращения тренировок, на наш взгляд, является отсутствие цели к достижению высоких спортивных результатов у занимающихся. Наиболее популярными ответами на вопрос о причинах пропуска занятий стали «конфликт с тренером» (46,6 %), «занятия быстро надоедают» (36,6%) и «нежелание идти на тренировку» (35,5 %). Некоторые отметили такие причины, как «болезнь» (12%) и «боязнь утомления» (10%). Пропуск занятий из-за проблем в школе указали 13 % юных спортсменов (рис. 1).

151

152

50

45

40

35

30

¡и 25

с° 20 С к

15

10

5

0 Занятия быстро

І І I

надоедают

Нежелание идти на тренировку

Болезнь Боязнь Проблемы в Конфликт с утомления школе тренером

Рис. 1. Результаты анкетирования «По каким причинам вы пропускаете занятия?»

Оказалось, что многие ребята имеют не так много свободного времени, а это прежде всего связано с большой загруженностью детей подросткового возраста другими видами деятельности. Очевидно, поэтому времени на тренировки у них не хватает.

Опрос подростков относительно возможных причин прекращения занятий спортом позволил установить, что основными причинами становятся отсутствие времени на учебу (25 %) и плохие взаимоотношения с тренером (42%). Здесь огромную роль играет расстановка приоритетов, у большинства детей школа стоит на первом месте и отсутствует мотивация к занятиям спортом профессионально (рис. 2).

Необходимо подчеркнуть, что для ребят очень важна организация учебно-тренировочного процесса на высоком эмоциональном уровне, а также использование в тренировках новых интересных заданий и упражнений (рис. 3). Мы считаем, что многие тренеры оставляют без внимания эмоциональный компонент занятия. Это говорит о формальном, однообразном подходе к учебно-тренировочному процессу, устранив который возможно значительно повысить интерес ребят к тренировках.

Значительный процент учащихся ДЮСШОР (46,6%) в качестве наиболее частой причины пропуска занятий назвал конфликт с тренером. Анализируя основные причины конфликтных ситуаций между тренером и учеником, можно выделить следующие: поведенческая деятельность тренера, взаимоотношения с занимающимися, а также его личностные качества. Респонденты считают, что тренер должен быть добрым (30,6%), общительным (23,3%), внимательным, относиться с пониманием к различным ситуациям, оказывать поддержку в трудную минуту (33%), не быть излишне требовательным, поменьше ругаться (22,8 %) и активно участвовать в учебно-трениро-

вочном процессе (14,5 %). Особую роль для эффективной работы играет знание тренером мотивационной сферы каждого ребенка в группе.

45

40

35

30

25

С 20 15

10

Надоело Плохие Отсутствие

взаимоотношения свободного с тренером времени

Часто болею Не получается

Рис. 2. Результаты анкетирования «По каким причинам вы могли бы бросить занятия?»

Зі

л

С

50

45

40

35

30

§■ 25 20

15

10

5

0

Занятия в зале

Футбол,

баскетбол

Игры

Новые

упражнения

Рис. 3. Результаты анкетирования «Какие виды занятий вы хотели бы включить в тренировки?»

5

0

153

Отметим, что ребятам необходимо общение с тренером и вне тренировок. Внетренировочная досуговая деятельность играет при

154

формировании спортивного коллектива существенную роль. Так, 80 % ребят указали, что для них очень важно, чтобы тренер мог создать теплый, благоприятный микроклимат в коллективе, интересовался учебой, увлечениями ребят, организовывал дни рождения и праздники, выезды на природу. Проведенные исследования позволили определить, что многие тренеры уделяют недостаточно внимания данным вопросам.

Для структурирования мотивов и систематизации результатов опроса детей, занимающихся в группах начальной подготовки, мы использовали методику А. В. Шаболтас. Эта методика позволяет выделить доминирующие мотивы занятий спортом. Детям было предложено 45 пар суждений, отражающих различные причины занятий спортом, из каждой пары следовало выбрать то высказывание, которое больше всего им подходит, а затем уточнить, в какой степени оно им подходит.

В результате анкетирования получены следующие данные. Доминирующими мотивами занятий спортом среди детей в первые годы их обучения в ДЮСШОР стали мотив эмоционального удовольствия (отражающий радость движения и физических усилий) и мотив достижения успехов в спорте (отражающий стремление к улучшению личных спортивных результатов), чем еще раз подтверждается важность организации учебно-тренировочного процесса на высоком эмоциональном уровне. Незначительной оказалась выраженность рационально-волевого мотива (отражающего желание заниматься спортом для компенсации дефицита двигательной активности при умственной работе), спортивно-познавательного мотива (отражающего стремление к изучению вопросов технической и тактической подготовки, научно-обоснованных принципов тренировки), а также мотива подготовки к профессиональной деятельности (отражающего стремление заниматься спортом для подготовки к требованиям избранной профессиональной деятельности), что объясняется недоработанностью учебных программ в спортивных школах (рис. 4). Результаты дальнейшего исследования по методике А. В. Шаболтас показывают, что выявленные в группах начальной подготовки ведущие мотивы эмоционального удовольствия и достижения успехов в спорте со временем утрачивают свое доминирующее значение.

Мы считаем, что проблемы повышения посещаемости занятий в секциях и раннего их прекращения решаемы. Ребята изначально ориентированы на здоровый образ жизни влиянием родителей и средств массовой информации. Для изменения ситуации, на наш взгляд, требуется включение рекомендаций в учебные программы и публикация методических пособий с внесением корректив в организацию учебно-тренировочного процесса и внетренировочной досуговой деятельности. Необходимо найти оптимальные формы взаимодействия тренера со спортсменами, а также повышать профессиональную подготовку тренерского состава, что является предметом нашего дальнейшего исследования.

250

■а

ЭУ СС ФС СЭ СМ ДУ СП РВ пд гп Мотивы спортивной деятельности

Рис. 4. Степень выраженности доминирующих мотивов спортивной деятельности у детей, занимающихся в группах начальной подготовки ДЮСШОР:

ЭУ (мотив эмоционального удовольствия) — стремление, отражающее радость движения и физических усилий; СС (мотив социального самоутверждения) — стремление проявить себя, выражающееся в том, что занятия спортом и достигаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются с точки зрения личного престижа, уважения знакомыми, зрителями; ФС (мотив физического самоутверждения) — стремление к физическому развитию, становлению характера; СЭ (социально-эмоциональный мотив) — стремление к спортивным событиям ввиду их высокой эмоциональности, неформальности общения, социальной и эмоциональной раскованности; СМ (социально-моральный мотив) — стремление к успеху своей команды, ради которого надо тренироваться, иметь хороший контакт с партнерами, тренером; ДУ (мотив достижения успеха в спорте) — стремление к достижению успеха, улучшению личных спортивных результатов; СП (спортивно-познавательный мотив) — стремление к изучению вопросов технической и тактической подготовки, научно обоснованных принципов тренировки; РВ (рационально-волевой мотив) — желание заниматься спортом для компенсации дефицита двигательной активности при умственной (сидячей) работе; ПД (мотив подготовки к профессиональной деятельности) — стремление заниматься спортом для подготовки к требованиям избранной профессиональной деятельности; ГП (гражданско-патриотический мотив) — стремление к спортивному совершенствованию для успешного выступления на соревнованиях, для поддержания престижа коллектива, города, страны

Список литературы

1. Бабушкин Г. Д. Общая спортивная психология. Омск, 2000.

2. Канатов А. В. Особенности спортивной мотивации юных баскетболистов. Тобольск, 2004.

3. Пельменев В. К. Физическая культура и спорт в эксклавном регионе России: состояние и перспективы : монография. Калининград, 2002.

4. Шлейникова Г. В. Формирование устойчивых спортивных интересов к занятиям плаванием у учащихся учебно-тренировочных групп : дис. ... канд. пед. наук. М., 2002.

155

156

5. Шумилин А. Г. Формирование мотивации результативности соревновательной деятельности юных дзюдоистов : дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2003.

Об авторе

Юлия Вячеславовна Коробейникова — асп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.

E-mail: [email protected]

About author

Yulia Korobeinikova, PhD student, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.