ренние конфликты, сомнения, несогласия с собой.
Недостаточно хорошее отношение к мужу имеет обратную связь с самоценностью (r = -0,463), чем более будет выражено недостаточно хорошее отношение к мужу, тем более будет выражена потеря интереса к собственной личности, что не может негативно не сказаться и на отношении к ребенку.
ВЫВОДЫ
Таким образом, проведенное исследование показало, что отношение беременной женщины к самой себе в период ожидания ребенка определяет особенности отношения к беременности, к себе и мужу в данный момент. Полученные результаты исследования могут являться основаниями для разработки в последующем программы психологического сопровождения беременных. Особенностью данной программы будет то, что она нацелена не на коррекцию негативных отношений с мужем или непринятия своего положения (беременности) или страхов связанных с будущими родами, а на повышение внутренней самоценности, уверенности и самопринятие беременных. Такое смещение акцентов на позитивную работу над собой снизит риск эмоциональных травм в этот сложный и ответственный период. Одним из средств повышения этих показателей (позитивной работы над собой) являются специально-организованные занятия физической культурой для беременных, различными видами гимнастики, фитнеса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. - М. : Академический Проект, 2009. - 232 с.
2. Добряков, И.В. Перинатальная психология / И.В. Добряков. - СПб. : Питер, 2011. - 272
с.
3. Могилевская, Е.В. Перинатальная психология: психология материнства и родительства / Е.В. Могилевская, О.С. Васильева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 278 с.
REFERENCES
1. Bowlby, J. (2009), Formation and destruction of emotional ties, Academic Project, Moscow.
2. Dobryakov, I.V. (2011), Perinatal Psychology, PITER, St. Petersburg.
3. Mogilevskaya, E.V. and Vasilyeva, O.S. (2015), Perinatal psychology: psychology of motherhood and parenthood, Phoenix, Rostov-on-Don.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.10.2016
УДК 796.011:159.9
МОТИВАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ ПЛАВАНИЯ
Галина Николаевна Нижник, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Петровна Столярова, кандидат педагогических наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (ЕГУ им. И.А. Бунина), Елец
Аннотация
В статье представлены результаты экспериментального изучения мотивации спортивной деятельности детей, выявлены причины их прихода в спорт. Определены основные мотивы к занятиям юных спортсменов и их родителей в группах начальной подготовки. Результаты исследования свидетельствуют, что основными мотивами для занятий плаванием в группе начальной подготовки для детей являются: мотив достижения успеха в спорте, мотив эмоционального удовольствия, мотив физического самоутверждения, а для их родителей наиболее важными является укрепление здоровья детей, приобретение жизненно необходимого навыка плавания или мотив физического
самоутверждения ребёнка.
Ключевые слова: мотивация, плавание, дети, родители, начальная подготовка.
MOTIVATION OF SPORTS ACTIVITIES IN GROUPS OF INITIAL TRAINING IN
SWIMMING
Galina Nikolaevna Nizhnik, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Petrovna Stolyarova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Bunin Yelets State University, Yelets
Annotation
The article presents the results of the experimental studying of the motivation to sports activities among the children, the reasons of their coming to sport are established. The main motives to occupations by the young athletes and their parents in groups of basic training are determined. The results of the research demonstrate that the main motives for swimming in group of the basic training for children are: the motive of sports success achievement, the motive of emotional pleasure, the motive of physical self-affirmation, and for their parents the most important is strengthening of health of the children, acquisition of the vital skill of swimming or motive to the physical self-affirmation of the child.
Keywords: motivation, swimming, children, parents, initial training.
ВВЕДЕНИЕ
Спортивная мотивация является одной из наиболее актуальных проблем в психологии спорта. В детском возрасте источниками мотивации могут быть особенности психики данной личности, личная потребность в успехе, признании, общении с друзьями, особенности и склонность двигательной задачи. Причинами прихода в спорт могут быть: стремление к самосовершенствованию; стремление к самовыражению и самоутверждению; социальные установки; удовлетворение духовных и материальных потребностей. На начальном этапе занятия спортом, по мнению А.В. Шаболтас [3], формирование мотивов детерминируется стремлением к достижению целей деятельности, которые ставятся социальным окружением, а именно родителями, тренером, нормами социального одобрения. Мотивами, направленными на сам процесс занятий у юных спортсменов может быть удовлетворение естественной биологической потребности в движении, а также получение впечатлений, непосредственных эмоций, связанных со спортивной деятельностью. Мотивами, направленными на результат могут выступать укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие физических качеств.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
С цель исследования выявление различий в направленности мотивации занятий плаванием детей в возрасте от 7 до 10 лет и их родителей в группах начальной подготовки, занимающихся в ДЮСШ № 1 города Ельца, мы использовали следующие методы: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, опрос и анкетирование, статистические методы.
В первую очередь нас интересовала причина выбора плавания для занятия спортом, как у детей, так и их родителей. В результате опроса нами было установлено, что большинство детей (65%) объяснили свой выбор тем, что им нравиться этот вид спорта, а большинство родителей (55%) заинтересованы в том, чтобы их ребенок научился плавать. Для родителей наиболее важной целью (рисунок 1) занятий ребенком плаванием является укрепление здоровья (44,4%). Тогда, как большинство детей, стремиться стать хорошим спортсменом (68%).
На вопрос «Как долго вы планируете заниматься плаванием?» дети и их родители были нацелены на достижение высоких результатов (рисунок 2). Некоторые дети (13,5%) и родители (18,5%) более важным считают успехи в учебе, чем занятия спортом.
68,00
44,40 40,80
25,00 7,50 14,80 2,50 0,00
-1-
укрепить здоровье научиться плавать стать спортсменом просто надо чем-то
□ дети □ родители заниматься
Рисунок 1 - Результаты анкетирования: "С какой целью Вы выбрали секцию плавания?"
70 60 50 40 30 20 10 0
73 73 63
18,5
— 13,5 ' 14,8 | |- 4,5 |-! 2,5 3,7
' ' —1-^— ' —1- -1-,
пока не достигнет пока не мешает учебе пока не надоест
высоких результатов ,-, ,-,
у 1 Шдети Шродители
пока не научусь плавать
Рисунок 2 - Результаты анкетирования: "Как долго Вы планируете заниматься плаванием?"
Стать чемпионам хотят 67,5% детей, а среди родителей только 37% хотели, чтоб их дети добились такого успеха (рисунок 3).
70 60 50 40 30 20 10 0
67,5
37
30
12,5 18
2 7
выполнить
стать чемпионом укрепить здоровье
спортивный разряд □дети Ородители
хорошо плавать
Рисунок 3 - Результаты анкетирования: "Каких успехов Вы хотите добиться?"
Для 18% детей и 30% родителей вполне достаточно выполнить спортивный разряд. В процессе занятий плаванием детей в первую очередь привлекает участие в сорев-нованиях(45%), затем сам процесс тренировочной деятельности (27,5%), выполнение спортивных разрядов (22,5%) и 5% детей ответили, что общение с друзьями в группе (рисунок 4).
60 40 20 0
45
22,50 27,50
5
участие в соревнованиях
общение с друзьями выполнение разрядов
тренировки
Рисунок 4 - Результаты анкетирования: "Что особенно привлекает Вас в занятиях плаванием?"
ВЫВОДЫ
Результаты исследования свидетельствуют, что основными мотивами для занятий плаванием в группе начальной подготовки для детей являются: мотив достижения успеха в спорте, мотив эмоционального удовольствия, мотив физического самоутверждения, а для их родителей наиболее важными является укрепление здоровья детей, приобретение жизненно необходимого навыка плавания или мотив физического самоутверждения ребёнка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин.- СПб. : Питер, 2004. - 509 с.
2. Семенов, Л.А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психолого-педагогические аспекты : учеб.-метод. пособие / Л.А. Семенов. - М. : Советский спорт, 2005. - 142 с.
3. Шаболтас, А.В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте : дис. ... канд. психол. наук / Шаболтас А.В. - СПб., 1998. - 184 с.
REFERENCES
1. Ilyin, E.P. (2004), Motivation and motives, Peter, St. Petersburg.
2. Semenov, L.A. (2005), Defining sports fitness of children and adolescents: biological, psychological and pedagogical aspects, Soviet sports, Moscow.
3. Shaboltas, A.V. (1998), Motives for playing sports of the highest achievements in adolescence, dissertation, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.10.2016
УДК 159.9.072
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И РЕСУРСООБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ
СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УИС
Юрий Михайлович Рекша, кандидат педагогических наук, доцент, Инна Валериевна Лаврентьева, кандидат психологических наук, доцент, заместитель начальника кафедры, Академия Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (Академия ФСИНРоссии, Рязань); Сиражутдин Ибрагимхалилович Рабазанов, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Петрович Вяткин, преподаватель, Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
Аннотация
В результате содержательного обобщения когнитивных, эмоционально-волевых и коммуникативных свойств личности сотрудников производственно-хозяйственной и ресурсообеспечива-ющей сфер деятельности УИС выделен комплекс личностных качеств, значимых для успешной профессиональной деятельности. Методом экспертной оценки выявлены наиболее значимые показатели для профессиональной деятельности производственно-хозяйственной и ресурсообеспечи-вающей сфер уголовно-исполнительной системы. Факторный анализ позволил выделить показатели с наибольшей факторной нагрузкой: умение в конфликтных ситуациях избирать и проводить адекватную линию поведения, ответственность, аналитико-синтетический склад ума.
Ключевые слова: профессионально важные качества, фактор, факторный анализ, свойства личности, сотрудники производственно-хозяйственной и ресурсообеспечивающей сфер деятельности УИС.
PROFESSIONALLY IMPORTANT PERSONALITY TRAITS OF EMPLOYEES IN PRODUCTION AND ECONOMIC ACTIVITY AND RESOURCE-SAVING SPHERES
OF PENAL SYSTEM
Yury Mikhailovich Reksha, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Inna Val-eryevna Lavrentyeva, the candidate ofpsychological sciences, senior lecturer, deputy of Department chairman, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan; Sirajutdin Ibragimkhalilovich Rabazanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Andrey Petrovich Vyatkin, the teacher, Ryazan branch of the Kikot Moscow University of the MIA of
Russia, Ryazan
Annotation
As the result of substantial generalization of the cognitive, emotional-volitional and communicative personality traits of the employees of the operational-investigative divisions of law-enforcement bod-