88
УДК 796.33
Ю. В. Гуренко, А. А. Зайцев, М. Я. Муравьева, В. К. Пельменев
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ДЮСШ
Исследуются особенности мотивов спортивной деятельности у подростков, занимающихся в группах начальной подготовки. Установлено, что преобладающими мотивами к занятиям спортом являются те, которые связаны с положительными эмоциями, получением удовольствия от деятельности. Выявлено недостаточно выраженное стремление к достижению максимального результата соревновательной деятельности при высокой общей оценке ее привлекательности.
The article explores motivation for sports activity in teenagers during initial sports training. It is shown that positive emotions, deriving pleasure from sports is the prevailing motivation. The authors conclude that there is an insufficient degree of sports ambitions, striving for a better result in sports, and lack of competitiveness. However, in general sports remains an attractive activity.
Ключевые слова: мотив, мотивация, достижение успеха, избегание неудачи.
Key words: motive, motivation, achievement of success, failure avoiding.
Формирование потребности в двигательной активности в связи с большой загруженностью детей в школе, в учреждениях дополнительного образования, на занятиях с репетиторами стало важной задачей для современного общества. Спорт, решая проблему социализации, оказывает на личность разнообразное влияние: учит честно выигрывать, достойно проигрывать, воспитывает физически и морально, формирует трудолюбие, благородство, способен отвлекать от дурных привычек, учит думать в напряженной обстановке, вырабатывает дисциплину и самодисциплину, умение распределять время, подчинять собственные интересы интересам команды.
Посещаемость занятий спортивных секций и сохранение контингента учащихся — основные показатели работы детско-юношеских спортивных школ, которые, в свою очередь, являются основной государственной формой массового привлечения детей и молодежи к занятиям физической культурой. В ходе анализа научной литературы и при опросе детских тренеров выяснилось, что многие юные спортсмены нерегулярно посещают занятия (30—50%), а в группах начальной подготовки первого и второго года обучения до 40 % детей прекращают занятия спортом. Как следствие этого — низкий процент окончивших ДЮСШ и ставших квалифицированными спортсменами [1; 3].
© Гуренко Ю. В., Зайцев А. А., Муравьева М. Я., Пельменев В. К., 2017
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2017. № 2. С. 88-93.
Одной из наиболее значимых причин нерегулярного посещения и прекращения занятий спортом можно назвать отсутствие или снижение мотивации к спортивной деятельности.
В основе любой деятельности человека лежит мотивация, так как в ней заключен механизм активности и заинтересованности в определенном виде занятий. В. Н. Мясищев, выдающийся ученый в области психиатрии и медицинской психологии, говорил, что результаты, которых достигает человек, на 20 — 30 % зависят от его интеллекта, а на 70 — 80 % — от мотивов, побуждающих его вести себя определенным образом [5].
Недооценка роли мотивации, динамики изменения мотивов педагогами, тренерами и спортсменами может привести к тому, что человек окажется неспособным проявить свои возможности, добиться высоких результатов в спорте.
В связи с этим целью нашего исследования стало изучение особенностей мотивации у спортсменок, обучающихся в группах начальной подготовки, — на начальном этапе спортивной тренировки, когда принципиальным является отбор занимающихся и обеспечение у них устойчивого интереса к спорту. Данный этап очень важен не только в привлечении детей к занятиям спортом, но и в воспитании у них потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, целеустремленности, трудолюбия и других личностных качеств, необходимых для достижения высоких спортивных результатов.
Основными задачами исследования стали:
1) изучить в общей мотивации деятельности соотношение направленности на успех и избегание неудачи;
2) изучить выраженность в мотивации различных мотивов занятий спортом;
3) определить устойчивость интереса к занятиям спортом;
4) выявить соотношение стремления к успеху и избегания неудачи в соревновательной спортивной деятельности;
5) изучить уровень стремления к достижению высоких спортивных результатов.
Исследование проводилось на базе МАУ ДО ДЮСШ «Янтарь» Зе-леноградска. В нем приняли участие 28 спортсменок-волейболисток группы начальной подготовки в возрасте 10 — 13 лет. Особенности мотивации изучались с помощью анкетирования. Применялись пять опросников, позволяющих выяснить направленность мотивации девочек к спортивной деятельности в целом, а также к занятиям волейболом и к соревнованиям в частности.
Соотношение стремления к успеху и избегания неудачи изучалось с помощью опросника А. А. Реана. Результаты обработки анкет показали, что у большинства респондентов в исследуемой группе наблюдается преимущественная направленность личности на достижение успеха; данные у всех, кроме двух респондентов, соответствуют диапазону шкалы «надежда на успех» — от 14 до 20 баллов. У двух респонденток было по 12 баллов, то есть мотивационный полюс неярко выражен. Большинство юных волейболисток показали от 14 до 17 баллов.
89
Для определения структуры мотивации проведен опрос по методике А. В. Шаболтас, которая позволила выделить ведущие мотивы в занятиях спортом у юных волейболисток. Те или иные мотивы выражены у девочек в разной степени; наблюдается большой разброс в оценке значимости мотивов каждой из опрошенных волейболисток. Баллы колеблются в диапазоне от 2 до 26. Для определения общих тенденций рассчитывались средние значения и производилось ранжирование мотивов. На рисунке представлены результаты этого ранжирования.
90
Рис. Структура мотивации у волейболисток группы начальной подготовки (мотивы: ЭУ — эмоционального удовольствия; ФС — физического самоутверждения; СЭ — социально-эмоциональный; СП — спортивно-познавательный; ГП — гражданско-патриотический; СС — социального самоутверждения; СМ — социально-моральный; ДУ — достижения успеха; РВ — рационально-волевой; ПД — подготовки к профессиональной деятельности)
Из рисунка видно, что наиболее выраженными мотивами занятий спортом у юных волейболисток являются три: мотив эмоционального удовольствия, мотив физического самоутверждения и социально-эмоциональный мотив. Таким образом, преобладающими причинами занятий спортом у волейболисток группы начальной подготовки можно назвать получение удовольствия от двигательной деятельности, комфортность атмосферы на занятиях, высокую эмоциональность упражнений и соревнований, получение удовольствия от общения и взаимодействия с партнерами, тренером и соперниками во время занятий и соревнований, стремление к физическому совершенству.
Далее мы видим высокую плотность результатов по шести из основных мотивов занятий спортом, где лидируют спортивно-познавательный и гражданско-патриотический мотивы, затем идет мотив социального самоутверждения, далее по убыванию значимости — социально-моральный, мотив достижения успеха и рационально-волевой мотив. На последнем месте с большим отрывом оказался мотив подготовки к профессиональной деятельности.
Часть полученных результатов может быть обусловлена возрастными особенностями: например, высокая значимость получения удовольствия от деятельности и невысокая степень значимости мотива подготовки к профессиональной деятельности естественны для 10—13-летних.
Недооценивают младшие подростки роль занятий спортом в интеллектуальном развитии, не понимают значимости физических упражнений в восстановлении после напряженной умственной работы или как средства компенсации дефицита двигательной активности. Современным девочкам, как выяснилось из результатов анкетирования, в данном возрасте уже свойственно заботиться о своем физическом совершенствовании. Довольно привлекательна для них и сама атмосфера соревнований.
При этом для девочек-волейболисток группы начальной подготовки не очень важно достижение высоких спортивных результатов. Данный мотив выражен только на треть от максимального количества баллов и занимает восьмое место среди других мотивов. Это может свидетельствовать о том, что девочки данного возраста изначально менее мотивированы на достижение высокого спортивного результата, демонстрацию превосходства над другими, преодоление себя.
Сопоставляя эти результаты с предыдущей анкетой, отметим, что ориентация на ожидание успеха у девочек выше, чем боязнь неудачи, однако среди прочих мотивов деятельности она не является ведущей.
Таким образом, результаты обработки первых двух анкет говорят о необходимости более целенаправленно работать над развитием у юных волейболисток целеустремленности и переходом от мотивации не только получения удовольствия от деятельности и окружающей атмосферы, но и удовлетворения от достигнутого результата; постепенно развивать способности к волевой регуляции деятельности, способности преодолевать трудности на пути к результату.
Следующий показатель, характеризующий особенности мотивации девочек к занятиям волейболом, который был замерен, это интерес к спорту. Согласно ключу к анкете Е. Г. Бабушкина [1], неустойчивым считается интерес, выраженный менее чем 26 баллами; от 26 до 30 — недостаточно устойчивый и 31 — 36 баллов — устойчивый. В исследуемой нами группе средний показатель устойчивости интереса к спорту составил 28,54 балла. Получается, что в среднем по группе интерес к спорту можно считать недостаточно устойчивым. Причем наблюдаются результаты во всех трех категориях с преобладанием недостаточно устойчивого интереса.
Далее изучался интерес девочек-волейболисток к соревновательной деятельности по методике того же автора, которая позволяет уточнить соотношение в мотивации человека стремления к успеху и избегания неудачи применительно к соревновательной деятельности. Результаты анкетирования показывают, что здесь у девочек преобладает та же направленность мотивации, что и в общей направленности личности, — ожидание достижения успеха. Средний балл по направленности на достижение результата составил 6,54 ± 0,23, избегание неудачи — 3,57 ± 0,25 (максимальная оценка по каждой шкале составляет 10 баллов).
91
92
Оценить степень выраженности направленности на достижение высокого результата в соревновательной деятельности позволяет методика Г. Д. Бабушкина и Ю. Ф. Назаренко (1996). Она подразделяет результаты анкетирования на три уровня — низкий, средний и высокий. В таблице показаны данные анкетирования девочек и процентное соотношение результатов по уровням. В соответствии со шкалой анкеты низким считается уровень от 15 до 34 баллов, средним — от 35 до 55 и высоким — от 56 до 75.
Данные анкетирования волейболисток группы начальной подготовки по опроснику Г. Д. Бабушкина и Ю. Ф. Назаренко
№ респондента Балл № респондента Балл
1 64 15 24
2 25 16 29
3 26 17 32
4 31 18 44
5 45 19 68
6 58 20 17
7 28 21 37
8 25 22 72
9 57 23 26
10 35 24 52
11 64 25 29
12 29 26 61
13 70 27 19
14 28 28 27
Х ср = 40,07 ± 3,27
Приведенные в таблице результаты говорят, что в целом в группе рассматриваемый показатель находится на среднем уровне, но можно отметить и девочек с низким уровнем направленности на достижение максимальных результатов в соревновательной деятельности.
Подводя итоги, можно сделать заключение о том, что структура мотивации, степень выраженности тех или иных мотивов и особенности их проявления в тренировочной и соревновательной деятельности у девочек-волейболисток, занимающихся в группах начальной подготовки, имеют неоднозначный характер. При общей и специфической к спорту направленности скорее на достижение успеха, чем на избегание неудачи, у них наблюдается недостаточно устойчивый интерес к спорту. Преобладающими мотивами к спортивным занятиям являются те, которые связаны с положительными эмоциями, получением удовольствия от деятельности. Недостаточно выражено стремление к достижению максимального результата соревновательной деятельности при высокой общей оценке ее привлекательности. Все это делает необходимым использование для девочек в группе начальной подготовки специально организованных условий и средств воздействия на формирование мотивации к занятиям волейболом.
Разработка педагогических условий и определение средств и методов их реализации в учебно-тренировочном процессе юных волейболисток для эффективного формирования у них устойчивой мотивации к занятиям станет целью нашего дальнейшего исследования.
Список литературы
1. Бабушкин Е. Г. Формирование спортивной мотивации // Омский научный вестник. 2014. № 1 (125). С. 158 — 160. URL: http://www.cyberlenmka/article/ n/formirovanie-sportivnoy-motivatsii (дата обращения: 27.01.2017).
2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2011.
3. Коробейникова Ю. В. Проблема формирования мотивов к занятиям спортом у детей подросткового возраста // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 11. С. 150 — 156.
4. Муравьева М. Я. Формирование мотивации к занятию спортом как научно-педагогическая проблема // Европейские научные исследования : сб. ст. Международной научно-практической конференции / под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. Пенза, 2016. С. 144—148.
5. Мясищев В. Н. Психология отношений. Воронеж, 1995.
6. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. М., 1984.
7. Польшина Г. И. Мотивация детей к занятиям спортом на этапе начальной спортивной подготовки // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. 2007. № 3. С. 294 — 299.
Об авторах
Юлия Вячеславовна Гуренко — ст. преп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: [email protected]
Анатолий Александрович Зайцев — д-р пед. наук, проф., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: [email protected]
Марина Яковлевна Муравьева — магистрант, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: [email protected]
Виктор Константинович Пельменев — д-р пед. наук, проф., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: [email protected]
93
About the authors
Julia Gurenko, senior lecturer, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad. E-mail: [email protected]
Anatoliy Zaitsev, Dr of Pedagogy, professor, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.
E-mail: [email protected]
Marina Muravjeva, a graduate student, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.
E-mail: [email protected]
Viktor Pelmenev, Dr of Pedagogy, professor, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.
E-mail: [email protected]