Научная статья на тему 'Особенности мотивационной сферы студентов, занимающихся спортом'

Особенности мотивационной сферы студентов, занимающихся спортом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
625
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клинов В. В., Щур С. Н.

Статья содержит результаты исследования особенностей мотивации студентов, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта. Классифицированы мотивы к занятиям спортом, описаны стили межличностного взаимодействия спортсменов, проведена оценка взаимоотношений между тренером и спортсменом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article contains results of research of features of motivation of students of command and individual sports. Motives of employment by sports activity, style of construction of interpersonal interaction of sportsmen are studied, the estimation of mutual relations between the trainer and the sportsman is spent.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивационной сферы студентов, занимающихся спортом»

УДК 796.077.5:378

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

B. В. Клинов

преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания

УО МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, РБ

C. Н. Щур

кандидат педагогических наук, доцент

проректор по учебной работе УО МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, РБ

Статья содержит результаты исследования особенностей мотивации студентов, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта. Классифицированы мотивы к занятиям спортом, описаны стили межличностного взаимодействия спортсменов, проведена оценка взаимоотношений между тренером и спортсменом.

Введение

Мотивация имеет высокую значимость в любой деятельности человека, обеспечивая ее успешность. Особенно она необходима в спорте, где в очень сжатые сроки требуется достичь наилучшего результата в ситуации жесткой конкуренции. На сегодняшний день остро стоит проблема недостаточно высокой психологической мотивации спортсменов, о чем можно судить по результатам спортивных достижений во многих видах спорта.

Особое место в психологическом обеспечении успешной спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом. Известно, что спорт имеет много общего с понятием «игра». Мотивы к игре заключены в ней самой. Человека влекут не какие-то свойственные игре обстоятельства, как, например, в трудовой деятельности, когда часто выполняемая человеком работа служит удовлетворению его жизненных потребностей, доставляя ему средства, которые он может использовать для удовлетворения своих нужд, а непосредственно чувство удовлетворения, связанное с участием в игре. Так и в спорте человек испытывает потребности, определяющиеся удовлетворением, вызываемым самой спортивной деятельностью и успехами, достигаемыми в ней [1], [2].

Знание мотивов, побуждающих к занятиям спортом, позволяет понять, почему у спортсмена появляется стремление к достижению тех или иных целей. Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов, что можно объяснить значительными физическими и психическими напряжениями [3]. Поэтому при организации учебно-тренировочного процесса тренеру необходимо обращать внимание на особенности мотивационных процессов и эмоциональной сферы своих воспитанников.

Следует отметить, что недостаточная, на наш взгляд, разработанность проблемы мотивации в спорте, отсутствие единства и четкости в определении сущности этого явления наложили отпечаток и на методологические подходы исследования мотивов. Многие авторы [4], [5], [6], [7], [8], констатируя обозначенную проблему, предпринимали попытки упорядочить разнообразные мотивы занятий спортом, классифицировать их на основе разных критериев.

Исходя из вышесказанного, изучение особенностей мотивационной сферы спортсменов остаётся актуальным на сегодняшний день и привлекает внимание специалистов. Знание данных особенностей будет способствовать более эффективной организации учебно-тренировочного процесса.

В связи с этим целью нашего исследования является изучение мотивационной сферы студентов, занимающихся в группах повышения спортивного мастерства как командными, так и индивидуальными видами спорта.

Результаты исследования и их обсуждение

Для исследования психологических особенностей мотивационной сферы учащейся молодёжи, были отобраны студенты мужского пола, занимающиеся спортом в группах повышения спортивного мастерства УО МГПУ им. И. П. Шамякина. Всего было протестировано 104 студента. Первая группа: студенты, занимающиеся командными видами спорта (волейбол и гандбол - 52 спортсмена), вторая

группа: студенты, занимающиеся индивидуальными видами спорта (гребля на байдарках и каноэ, гиревой спорт - 52 спортсмена).

По результатам диагностики «Изучение мотивов занятий спортом» В. И. Тропникова [5] была подсчитана степень выраженности у спортсменов следуюших мотивов: общение, познание, материальное благо, развитие характера и психических качеств, физическое совершенство, улучшение здоровья и самочувствия, эстетическое удовольствие и острота ощущений, приобретение полезных для жизни умений и знаний, потребность в одобрении, повышение престижа и желание славы, коллективистская направленность (таблицы 1 и 2).

Таблица 1 - Средние показатели по методике «Изучение мотивов занятий спортом» В. И. Тропникова в первой группе испытуемых (командные виды)

Шкалы Баллы

Общение 5,6

Познание 2,8

Материальное благо 3,2

Развитие характера и психических качеств 1,8

Физическое совершенство 7,4

Улучшение здоровья и самочувствия 2,8

Эстетическое удовольствие и острота ощущений 1,4

Приобретение полезных для жизни умений и знаний 6,1

Потребность в одобрении 6,3

Повышение престижа и желание славы 7,6

Коллективистская направленность 7,1

Как видно из таблицы 1, у первой группы, занимающейся командными видами спорта, ведущими мотивами являются: повышение престижа и желание славы, а также физическое совершенство. Высоко оценённый мотив повышения престижа и желание славы говорит о стремлении лидировать в своём коллективе. Кроме того, наличие данного мотива способствует достижению высоких результатов, что благотворно сказывается на карьере как спортсмена, так и команды в целом.

Таблица 2 - Средние показатели по методике «Изучение мотивов занятий спортом» В. И. Тропникова во второй группе испытуемых (индивидуальные виды)

Шкалы Баллы

Общение 4,9

Познание 2,1

Материальное благо 4,8

Развитие характера и психических качеств 2,3

Физическое совершенство 8,5

Улучшение здоровья и самочувствия 4,7

Эстетическое удовольствие и острота ощущений 5,3

Приобретение полезных для жизни умений и знаний 4,4

Потребность в одобрении 6,6

Повышение престижа и желание славы 8,2

Коллективистская направленность 4,2

По результатам, представленным в таблице 2, можно сказать, что для второй группы испытуемых, занимающихся индивидуальными видами спорта, так же, как и для первой, большую значимость имеют мотив физического совершенства, а также мотив повышения престижа и желание славы. Спортсмены высоко ценят собственную физическую привлекательность и благодаря этому усиленно тренируются; а высокая оценка мотива повышения престижа говорит о том, что в среде студентов, как и в обществе в целом, высоко ценятся спортивные достижения.

Анализ результатов диагностики по методике «Изучение мотивов занятий спортом» показал, что к числу наиболее часто выбираемых респондентами мотивов, независимо от рода спортивной деятельности, относятся мотивы физического совершенства и повышения престижа. Студенты хотят быть более успешными и привлекательными как для противоположного пола, так и для окружающих в целом.

Реже называются такие мотивы, как эстетическое удовольствие, острота ощущений, познание, развитие характера и психических качеств. Обе группы испытуемых показали невысокий уровень их значимости, что позволяет сделать вывод, что спортсмены и тренер не придают большого значения данным показателям. Формирование мотивационной сферы спортсмена зачастую не зависит от его желаний, а происходит в процессе активной спортивной деятельности. В ходе постоянных тренировок и соревнований развивается физическая выносливость, формируются морально-волевые качества, происходит осознание себя как личности. Накапливается опыт общения с другими людьми, приходит умение работать в команде и в то же время целенаправленно достигать индивидуальных результатов.

Успехи в спортивной деятельности зависят не только от способностей индивида, но и от особенностей его психических процессов и состояний, планирования, контроля деятельности и оценки её результатов, мотивационных процессов, особенностей эмоциональной сферы [1].

Чрезвычайно важны характеристики педагогического общения между спортсменом и его наставником. Спортсмены, обучающиеся у одного педагога, могут по-разному воспринимать задачи, которые он ставит перед ними, а также иметь различные ожидания относительно его ролевого поведения и личности в целом [7]. В свою очередь, у тренера тоже есть система представлений о собственных ролевых функциях. И в условиях конкурентной борьбы оказывается очень важным взаимопонимание тренера и спортсмена. Важно, чтобы их взаимные ролевые ожидания были согласованными.

Для оценки отношений в системе «тренер - спортсмен» студентам исследуемых групп предлагалась методика «Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом» Ю. Ханина, А. Стамбулова [7], позволяющая оценить эти отношения по трем параметрам: гностическому, эмоциональному и поведенческому. На основании полученных данных были подсчитаны показатели по основным компонентам в обеих исследуемых группах (рисунок 1).

И командные виды спорта

■ индивидуальные виды спорта

Рисунок 1 - Средние показатели по методике Ю. Ханина, А. Стамбулова «Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом» в первой и второй группах испытуемых

Полученые данные, свидетельствуют о том, что в первой группе испытуемых высокие показатели получил гностический компонент, т. е. спортсмены достаточно высоко ценят своего тренера как специалиста, считают его компетентным и доверяют выбору методов и средств, которые он применяет. Также высокий результат получил поведенческий компонент, из чего следует, что у первой группы налажено взаимодействие с тренером. Для достижения наилучшего результата тренер и спортсмены действуют слаженно и продуктивно, что естественным образом положительно сказывается на внутригрупповом климате команды. Эмоциональный компонент в данном случае получил самый низкий результат (3,6 балла), из чего можно сделать вывод о том, что в общении со спортсменами тренер не проявляет в должной мере свои эмоции, что в результате может сказаться на отношении спортсменов к тренировкам, а также на спортивных показателях.

гностический эмоциональный поведенческий

Как видно из рисунка 1, спортсмены, занимающиеся индивидуальными видами спорта, наиболее высоко оценили «эмоциональность взаимоотношений между тренером и спортсменом». Это свидетельствует о том, что тренер стремится к проведению занятий на высоком эмоциональном подъёме. Спортсмены имеют хорошие отношения с тренером, прислушиваются к его мнению и доверяет ему. Средние показатели получил поведенческий компонент. Можно предположить, что это связано с характером взаимодействия тренера и спортсмена: спортсмен подчиняется тренеру, но при этом стремится проявить индивидуальность. Самый низкий результат получен по показателям гностического параметра, это связано с мнением спортсменов о недостаточной компетентности тренера в некоторых вопросах.

Итак, по результатам, полученным в ходе проведения методики Ю. Ханина, А. Стамбулова «Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом», можно сказать о том, что первая группа, то есть спортсмены, занимающиеся командными видами спорта, достаточно высоко оценивают работу тренера, у команды и тренера хорошие взаимоотношения. При подготовке к соревнованиям команда доверяет своему руководителю. Из чего можно сделать вывод о сплочённости команды и, как следствие, предпосылке к успешной реализации поставленных целей и задач. Это происходит как благодаря опытности и компетентности тренера, так и из-за специфики командного спорта, который предполагает работу в команде и тесное общение с тренером.

Во второй группе спортсмены, занимающиеся индивидуальными видами спорта, показали отличные от первой группы результаты: выше всего они оценивают своего тренера как личность. Можно сказать, что тренер для спортсмена является авторитетом, которому они доверяют, они ценят его за достижения как в спорте, так и в обычной жизни. Но при этом в некоторых вопросах, спортсмены считают своего тренера недостаточно компетентным.

Методика «Изучение стиля построения межличностного взаимодействия» К. Томаса [8] использовалась в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности спортсмена, стиля межличностного взаимодействия (рисунок 2).

Рисунок 2 - Средние показатели изучения стиля построения межличностного взаимодействия спортсменов, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта

Согласно полученным данным, спортсмены командных видов спорта при построении межличностных отношений выбирают сотруднический стиль взаимодействия. Им характерен такой стиль межличностного взаимодействия, как компромисс, что свидетельствует о стремлении отстоять свои интересы при учёте интересов противоположной стороны, что влечёт взаимные уступки и принятие оптимального для обеих сторон решения, учитывающего интересы команды.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для спортсменов занимающихся индивидуальными видами спорта, характерен наименее эффективный, но наиболее часто используемый характер межличностного взаимодействия - соперничество, выражающееся в стремлении добиться удовлетворения своих интересов, иногда в ущерб другому. Но, несмотря на это, присутствует и компромиссный тип общения, что говорит о стремлении к взаимным уступкам, но при сохранении своих интересов, из чего следует, что спортсмены стремятся найти оптимальное решение как для себя, так и для всей команды.

Можно предположить, что у спортсменов из второй группы при взаимодействии проявляется сопернический тип поведения, скорее всего это происходит из-за специфики деятельности в индивидуальных видах спорта, так как здесь предполагается соперничество не только со спортсменами другой команды, но и внутрикомандные соревнования. В силу этого в спортсмене развивается и дух соперничества, подталкивающий его к индивидуальным достижениям и индивидуальным принятиям решения в экстренной ситуации.

Если же рассматривать первую группу спортсменов, занимающихся в команде, то по их результатам видно, что у них более развит сотруднический тип межличностного общения. Это можно объяснить тем, что спорт, как один из их ведущих видов деятельности, требует терпимости по отношению к окружающим, учета мнения людей, которые находятся рядом. К тому же данный тип поведения наиболее эффективен в командной среде, т. к. от этого, в частности, может зависеть результативность команды.

По результатам тестирования в обеих группах присутствует компромиссный тип взаимодействия и решения конфликтной ситуации, т. е. в обеих группах, независимо от того занимается спортсмен в команде или индивидуально, испытуемые готовы к частичным уступкам в межличностных отношениях и при решении конфликтных ситуаций.

Заключение

По результатам проведённого исследования можно сделать выводы:

- ведущими мотивами занятий спортивной деятельностью студентов командных видов спорта являются «повышение престижа и желание славы» (7,6) и «физическое совершенство» (7,4); у студентов, занимающихся индивидуальными видами, мотив «физическое совершенство» более значим (8,5), далее следует мотив «повышение престижа и желание славы» (8,2);

- оценка взаимоотношений между тренером и спортсменом указывает на то, что первая группа при общении высоко оценивает компетентность тренера в вопросах организации тренировочного процесса, вторая группа на первое место ставит эмоциональный настрой тренера при проведении тренировки;

- при построении межличностных взаимоотношений спортсмены командных видов спорта предпочитают сотруднический стиль поведения, в то время как спортсмены индивидуальных видов в силу специфики своей деятельности в большей мере проявляют сопернический стиль поведения.

Полученные результаты следует учитывать при организации учебно-тренировочного процесса, что, безусловно, будет способствовать активному включению студентов в тренировочный процесс, повысит эффективность спортивной тренировки.

Литература

1. Алексеев, А. В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте / А. В. Алексеев. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 212 с.

2. Ванек, М. Актуальные вопросы психологической подготовки спортсмена / М. Ванек. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 198 с.

3. Малкин, В. Р. Управление психологической подготовкой в спорте / В. Р. Малкин. - М. : ФиС, 2008. - 113 с.

4. Бороздина, Л. В. Диагностика мотивации достижения успехов и избегания неудачи / Л. В. Бороздина. -М. : Мысль, 2002. - 118 с.

5. Марищук, В. Л. Методики психодиагностики в спорте / В. Л. Марищук. - СПб. : ВИФК, 1996. - 30 с.

6. Таймазов, В. А. Психофизиологическое состояние спортсмена / В. А. Таймазов, Я. В. Голуб. - СПб. : изд-во Олимп, 2004. - 152 с.

7. Ханин, Ю. Л. Психология общения в спорте / Ю. Л. Ханин. - М. : ФиС, 2006. - 126 с.

8. Хекалов, Е. М. Неблагоприятные психические состояния спортсменов, их диагностика и регуляция / Е. М. Хекалов. - М. : Советский спорт, 2003. - 102 с.

Summary

Article contains results of research of features of motivation of students of command and individual sports. Motives of employment by sports activity, style of construction of interpersonal interaction of sportsmen are studied, the estimation of mutual relations between the trainer and the sportsman is spent.

Поступила в редакцию 10.01.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.