преимущественно высокие показатели тревожности (в сравнении с группами с принимающим и кооперационным типами родительского отношения различия достоверны при 0,05 и 0,01 по U-Манна-Уитни). Содержание тревожности связано преимущественно с ситуациями взаимодействия в системах «ребенок - взрослый» и «ребенок - ребенок», а также (реже) с бытовыми повседневными действиями (в сравнении с группами с принимающим и кооперационным типами родительского отношения различия достоверны при 0,05 и 0,01 по U-Манна-Уитни). Результаты проведенного исследования позволили считать подтвержденной гипотезу о том, что у старших дошкольников из семей с разными типами родительского отношения содержательные особенности тревожности будут различаться (со статистической достоверностью 0,05 и 0,01 по U-Манна-Уитни).
Список литературы
1. Варга, А.Я. Типы родительского отношения / А.Я.Варга. - Самара, 1997 - 108 с.
2. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н.Дружинин. - М.: КСП, 1996. - 160 с.
3. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.Л. Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с.
4. Прихожан, А.М. Психология тревожности: Дошкольный и школьный возраст /
A.М.Прихожан. - СПб.: Питер, 2009. - 192 с.
5. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - М.: Владос, 2008. - 366 с. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1172997/.
6. Спиваковская, А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций / А.С. Спиваковская. - М.: Просвещение, 1981. - 115 с.
7. Столин, В.В. Семья как объект психологической диагностики и неврачебной терапии /
B.В.Столин // Семья и формирование личности. - М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1981. - С. 27-38.
8. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис. -СПб.: Питер, 2001. - 656 с.
УДК 371.398; 159.9:796.01
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У ПОДРОСТКОВ
Нургалиева А.Г., 2018
Оренбургский государственный педагогический университет, студент Института педагогики и
психологии, Оренбург
Аннотация: статья посвящена анализу результатов исследования содержательных особенностей мотивации к спортивной деятельности у подростков. Автором сравниваются особенности мотивации к спорту в двух группах подростков: регулярно занимающихся спортом (боксом) и не занимающихся спортом регулярно и постоянно, а лишь время от времени принимающих участие в занятиях спортивных секций при общеобразовательной школе. В результате сравнительного анализа данных по двум группам выделяются специфические особенности содержания мотивации к спортивной деятельности у подростков, отраженные в иерархии мотивов и предельных смыслах занятий спортом.
Ключевые слова: подросток, спортивная деятельность, мотивация, мотивация к спортивной деятельности у подростков, мотивы спортивной деятельности, предельные смыслы спортивной деятельности у подростков.
CONTENT PECULIARITIES OF MOTIVATION FOR SPORTS ACTIVITIES IN TEENAGERS
Nurgalieva A.G., 2018
Orenburg State Pedagogical University, student of the Institute of Pedagogy and Psychology, Orenburg
Annotation: the article is devoted to the analysis of the results of the study of the substantive features of motivation for sports activity in teenagers. The author compares the features of motivation for
sport in two groups of teenagers: regularly engaged in sports (boxing) and not engaged in sports regularly and constantly, but only from time to time taking part in sports classes at the general education school. As a result of the comparative analysis of the data on the two groups, specific features of the content of motivation for sports activity in teenagers are reflected in the hierarchy of motives and the ultimate senses of playing sports.
Key words: teenager, sports activity, motivation, motivation to sport activities in teenagers, motives of sport activity, ultimate senses of sports activity in teenagers.
Спорт при характеристиках высокоинтенсивного тренировочного процесса и психологически трудных выступлений на соревнованиях является таким видом деятельности человека, где мотивация играет ведущую роль в определении качества результатов, достигаемых спортсменом. Исследование содержания спортивной мотивации, особенностей ее проявления и формирования представляется актуальной проблемой спортивной психологии, т.к. сама специфика спортивной деятельности предполагает постоянное преодоление человеком субъективного чувства усталости, утомления, психологического дискомфорта при реализации ресурсозатратной активности на пути к высоким достижениям. Теоретические предпосылки изучения особенностей мотивации к спортивной деятельности у подростков связаны, прежде всего, с возрастающим в подростковом возрасте стремлением к спортивной деятельности, которое может быть проявлением характерных для данного этапа развития хобби-реакций. Особое значение в мотивации к спортивной деятельности приобретает соотношение мотивов достижения, определяющих успешность в тренировочной и соревновательной деятельности, глобальность постановки целей и др., и пронизывающее всю систему спортивных мотивов (Г.Ю. Лазарева, Р.А. Пилоян, А.Л. Попов, Л.К. Серова, Е.В. Федотова и др.). Спорт в психологии рассматривается как специфический вид человеческой деятельности, продуктом (результатом) которого являются изменения спортсмена как личности и индивида, спортивные достижения (рекорды, чемпионские звания), а также физическое развитие и совершенствование телесных и двигательных характеристик. Интеграция ряда точек зрения [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11] на сущность мотивации спортивной деятельности позволяет понимать ее как систему непосредственных (собственно спортивных, связанных с содержанием деятельности) мотивов, выстроенных в иерархическую структуру, и опосредованных (связанных с внешними по отношению к спорту побудителями) мотивов, побуждающих личность к систематическим занятиям спортом, участию в соревновательной деятельности. Непосредственные мотивы спортивной деятельности у подростков выстраиваются в четкую иерархическую систему. В их число могут входить мотивы физического развития, мотивы одобрения и престижа, коммуникативные мотивы, материальные мотивы и др. Значимость мотивов к спортивной деятельности у подростков высока: неустойчивость увлечений при несложившихся внутренних мотивах к спорту может приводить к отказу от спортивной деятельности при потере внешнего мотива и, напротив, сложившиеся внутренние мотивы к спортивной деятельности (основанные на стремлении к достижению цели как предельного смысла деятельности) могут способствовать успешной самореализации подростка в спорте, достижению им значительных спортивных результатов.
Для выявления особенностей содержания мотивации к спортивной деятельности у подростков нами было организовано эмпирическое исследование с участием 50 подростков, в числе которых: 25 подростков, регулярно посещающих секцию бокса, и 25 подростков, не занимающихся спортом регулярно и постоянно, а лишь время от времени принимающих участие в занятиях спортивных секций при общеобразовательной школе. Для получения эмпирических данных нами использовались методика «Изучение мотивов занятий спортом» В .И. Тропникова и «Методика предельных смыслов» (МПС) АН. Леонтьева.
Изучение иерархии мотивов спортивной деятельности в двух группах подростков проводилось с помощью методики «Изучение мотивов занятий спортом» В.И. Тропникова. Нами были получены следующие результаты (табл. 1 ).
Таблица 1. Средние показатели по мотивам занятий спортом у подростков-спортсменов и подростков, нерегулярно занимающихся спортом
Подростки, регулярно Подростки,
Мотив занимающиеся нерегулярно
спортом (боксом) занимающиеся спортом
Общение 4,2 4,4
Познание 1,8 2,2
Материальные блага 2,6 1,5
Развитие характера и психических качеств 4,7 3,6
Физическое совершенствование 4,7 4,2
Улучшение самочувствия и здоровья 4,1 4,7
Эстетическое удовольствие и острые ощущения 1,5 2,5
Приобретение полезных для жизни умений и знаний 3,7 2,9
Потребность в одобрении 4,4 4,8
Повышение престижа, желание славы 3,6 2,6
Мотив коллективистской направленности 2,9 4,3
Согласно процедуре обработки данных по методике, иерархия мотивов спортивной деятельности выстраивается на основании анализа средних арифметических баллов по каждому из показателей. В таблице 1 можно видеть, что в группах подростков-спортсменов (боксеров) и подростков, не занимающихся спортом регулярно, отмечаются сходные по балльным оценкам мотивы: например, мотивы общения со сверстниками, одобрения имеют одинаково высокую значимость в обеих группах, а мотив познания при этом одинаково не значим в спортивной деятельности для всех подростков рассматриваемой выборки.
Согласно приведенным данным, в мотивации к спортивной деятельности у подростков-спортсменов наибольшее значение имеют мотив саморазвития (в психологическом плане как развитие личности; в физическом плане как развитие телесных характеристик и двигательно -моторных навыков), а также мотивы одобрения и признания со стороны окружающих и мотивы общения. Наименее значимыми оказываются мотивы материальных благ, мотивы познания и эстетического удовлетворения в спортивной деятельности. Стоит отметить, что доминирование в иерархии мотивов общения и одобрения может быть связано с особенностями самого подросткового возраста как периода развития личности, например, такими как потребность в общении со сверстниками (которое является ведущей деятельностью подростка) и интенсивность процессов социализации (как активное включение в разнообразные системы связей с миром и наличие потребности в признании собственных достижений со стороны окружающих).
У подростков, занимающихся спортом нерегулярно, в структуре мотивации спортивной деятельности наибольшее значение имеют мотив одобрения и признания, а также мотивы улучшения самочувствия и здоровья, мотив общения. Наименьшее значение имеют мотивы эстетического удовольствия, познания и материальных благ. В данной группе на первых местах в иерархии также можно видеть мотивы общения и признания, что может быть связано с особенностями возрастного развития (как и в группе подростков-боксеров).
Так, сравнительный анализ показывает, что наибольшие различия в содержании мотивации к спортивной деятельности у подростков, регулярно и нерегулярно занимающихся спортом, связаны с разными доминирующими в иерархии мотивами. У подростков-боксеров развитие характера и личности наряду с физическим совершенствованием имеют наибольшее значение в регулярных занятиях спортом. При этом значимые в подростковом возрасте мотивы одобрения и общения занимают 2-е и 3-е места в иерархии, тогда как у подростков, нерегулярно занимающихся спортом, мотив одобрения находится в иерархии на первом месте. На наш взгляд, такое распределение результатов в двух группах может быть связано именно с регулярностью занятий спортом: для подростков-боксеров спорт является значимой и постоянной деятельностью (наряду с учебой в
школе и общением со сверстниками), а для подростков, нерегулярно занимающихся спортом, спорт становится «дополнительной» деятельностью, за участие в которой чаще всего ожидается награда, одобрение окружающих (например, участие в различных школьных соревнованиях за свой класс и т.д.). Наименее значимые мотивы к спорту оказываются одинаковыми у подростков обеих групп. Возможно, низкая значимость в ряду прочих мотивов познания, материальных благ, эстетического удовольствия, связана с тем, что данные мотивы не являются внутренне связанными с содержанием спортивной деятельности.
Проведенный анализ особенностей иерархии мотивов спортивной деятельности показал, что у подростков-спортсменов и их сверстников, нерегулярно занимающихся спортом, выявляются некоторые различия. Обнаруженные различия в выраженности отдельных мотивов в двух группах мы проверили с помощью расчетов непараметрического критерия различий и-Манна-Уитни. Статистически достоверные различия в группах подростков не были обнаружены только по таким мотивам к спортивной деятельности как мотивы общения и одобрения (входят в число наиболее значимых мотивов в обеих группах), мотивы познания и эстетического удовольствия и острых ощущений (входят в число наименее значимых мотивов в обеих группах). Выраженность остальных мотивов в иерархии различна у подростков-спортсменов и подростков, нерегулярно занимающихся спортом, и подтверждает описанные выше тенденции (с достоверностью 0,05 и 0,01 по И-Манна-Уитни).
Далее нами анализировалось содержание ведущих мотивов (предельных смыслов) спортивной деятельности у подростков-спортсменов и подростков, нерегулярно занимающихся спортом. Промежуточные результаты по методике А.Н. Леонтьева показали, что диапазон (цепочка) мотивационных оснований для занятий спортом у всех подростков включает не более 15 смысловых единиц (с учетом повторяющихся единиц контент-анализа). В группе подростков, нерегулярно занимающихся спортом, такие цепочки оказывались более короткими, а смысловые единицы гораздо чаще повторялись, что свидетельствует о более простом содержании ведущих мотивов занятий спортом, чем у подростков-боксеров. Отметим также, что у подростков-боксеров и подростков, нерегулярно занимающихся спортом, содержание предельных смыслов спортивной деятельности различно: у подростков-боксеров основное содержание мотивов оказывается связанным с самой деятельностью и успехами в ней, а у подростков, занимающихся спортом нерегулярно, - с внешними по отношению к деятельности мотивами общения и субъективного удовлетворения (табл. 2).
Таблица 2. Ведущие мотивы к спортивной деятельности (предельные смыслы) у подростков-
Подростки, регулярно Подростки,
Смысловые категории ведущих мотивов занимающиеся спортом нерегулярно
(боксом) занимающиеся спортом
Общение со сверстниками 16% 32%
Совершенствование физических качеств 28% 20%
Общественное признание / одобрение 16% 20%
Развитие («закалка») характера 8% 0%
Физическое здоровье 4% 4%
Активность 4% 4%
Достижение успехов в деятельности (спортивного мастерства) 8% 0%
Спортивные перспективы (получение разряда, достижения на соревнованиях) 8% 0%
Личное (субъективное) благополучие (удовлетворение от деятельности и ее результатов) 8% 20%
Согласно данным, приведенным в таблице 2, можно видеть, что у подростков, нерегулярно занимающихся спортом, ведущие мотивы (предельные смыслы) спортивной деятельности чаще
всего связаны с общением со сверстниками, удовлетворением от деятельности и ее результатов, физическим совершенствованием и общественным признанием. По содержанию данные ведущие мотивы в основном являются внешними по отношению к самой деятельности. У подростков-спортсменов можно видеть гораздо большее разнообразие ведущих мотивов занятий спортом, в ряду которых нередко встречаются мотивы физического совершенствования, общения, признания, а также мотивы развития характера, мотивы спортивных перспектив, мотивы достижения мастерства, содержание которых непосредственно связано с самой спортивной деятельностью.
Различия в частоте встречаемости различных ведущих мотивов (предельных смыслов) спортивной деятельности в двух группах подростков были проверены нами с помощью расчетов ф-критерия Фишера. В частоте встречаемости ведущих мотивов к спортивной деятельности (предельных смыслов) у подростков-спортсменов и подростков, нерегулярно занимающихся спортом, был выявлен ряд статистически значимых различий. Так, совершенствование физических качеств, «закалка» характера, достижение спортивного мастерства, а также спортивные перспективы статистически достоверно чаще составляют основу содержания мотивации спортивной деятельности у подростков-боксеров (с достоверностью 0,01 по ф-Фишера). Личное (субъективное) благополучие (удовлетворение от деятельности и ее результатов) чаще составляет основу содержания мотивации спортивной деятельности у подростков, нерегулярно занимающихся спортом (с достоверностью 0,01 по ф-Фишера). Также обнаружено, что у подростков, нерегулярно занимающихся спортом, отмечается тенденция большей значимости общения со сверстниками как основы содержания мотивации занятий спортом (с достоверностью 0,05 по ф-Фишера).
Таким образом, результаты проведенного исследования позволили выделить следующие содержательные особенности мотивации к спортивной деятельности у подростков. У подростков, регулярно занимающихся спортом (боксом), иерархия мотивов спортивной деятельности выстраивается таким образом, что наибольшее значение имеют мотив саморазвития, самосовершенствования (в психологическом и физическом планах), а также мотивы одобрения и признания со стороны окружающих и мотивы общения со сверстниками. Мотивы саморазвития (физического совершенствования и развития характера и психических качеств) достоверно являются более выраженными, чем у сверстников, не занимающихся спортом регулярно (с достоверностью 0,01 по и-Манна-Уитни). Наименьшее значение имеют мотивы материальных благ, познания и эстетического удовлетворения в спортивной деятельности. При этом мотивы материальных благ, приобретения полезных для жизни умений и знаний, а также мотивы престижа и желания славы являются на уровне значимой тенденции более выраженным у подростков-боксеров, в сравнении со сверстниками, не занимающимися спортом регулярно (с достоверностью 0,05 по и-Манна-Уитни), что может быть обусловлено наличием планов на будущее, связанных со спортивной карьерой. Содержание мотивации строится на основании таких ведущих мотивов как мотивы совершенствования физических качеств, развития («закалка») характера, достижения спортивного мастерства, наличия спортивных перспектив (с достоверностью 0,01 по ф-Фишера). Содержание данных ведущих мотивов связано с самой спортивной деятельностью, ее содержанием и особенностями. У группы подростков, нерегулярно занимающихся спортом, иерархия мотивов спортивной деятельности выстраивается таким образом, что наибольшее значение имеют мотив одобрения и признания, мотив улучшения самочувствия и здоровья и мотив общения. При этом мотив улучшения самочувствия и здоровья в данной группе является более выраженным, чем у подростков-боксеров (с достоверностью 0,05 по И-Манна-Уитни). Также более выраженным оказывается мотив коллективистской направленности, что может быть связано с особенностями возрастного развития и потребностями в общении со сверстниками, принятия референтной (возможно, спортивной) группой (с достоверностью 0,01 по И-Манна-Уитни). Наименьшее значение имеют мотивы эстетического удовольствия, познания и материальных благ. Содержание мотивации при этом строится на основании таких ведущих мотивов как мотивы личного благополучия, удовлетворения от деятельности и ее результатов (с достоверностью 0,01 по ф-Фишера) и мотивы общения со сверстниками (с достоверностью 0,05 по ф-Фишера). Данные мотивы являются внешними по отношению к спортивной деятельности, не связанными с ее содержанием.
Список литературы:
1. Волков, И.П. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов: хрестоматия / Сост. И.П. Волков, Н.С. Цикунова. - М.: Советский спорт, 2005. - 284 с.
2. Волков, И.П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / И.П. Волков. - СПб.: Питер, 2002. - 384 с.
3. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы/ Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2002. - 340 с.
5. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2008. - 352 с.
6. Лазарева, Г.Ю. Как приучить ребенка к спорту / Г.Ю. Лазарева. - М.: АСТ, 2006. - 96 с.
7. Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. - М.: ФиС, 1984. - 104
с.
8. Попов, А Л. Психология спорта / А.Л. Попов. - М.: МПСИ Флинта, 1998. - 219 с.
9. Серова, Л.К. Психология личности спортсмена / Л.К. Серова. - М.: Советский спорт, 2007 - 116 с.
10. Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры: автореф. дисс. ... д-ра психол. наук: 19.00.13 / Н.Б. Стамбулова - СПб.: СПбГА ФК им. П.Ф. Леггафта, 1999. -55 с.
11. Тарас, А.Е. Психология спорта: Хрестоматия / А.Е. Тарас. - М.: АСТ, 2007. - 352 с.
УДК 37.02
АНАЛИЗ ВНЕДРЕНИЯ КЕЙСОВЫХ ЗАДАНИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС СТУДЕНТОВ ЕЛАБУЖСКОГО ИНСТИТУТА КФУ
Гапсаламов А.Р., Атаманова А.В., 2018
Елабужский институт Казанского Федерального Университета, доцент кафедры экономики и менеджмента, студентка факультета экономики и управления, Елабуга
Аннотация: с развитием информации, образование набирает новые обороты в совершенствовании своей системы, включая такие методы в образовательный процесс, как кейс-метод, который основан на внедрении определенной проблемной ситуации в учебный процесс, нахождения студентами оптимально правильного выхода из сложившейся ситуации, с помощью наставника в лице педагога. Актуальность выбранной темы состоит в том, что внедрение кейсовых заданий в учебный процесс студентов факультета экономики и управления ЕИ КФУ необходимо для более успешной подготовки будущих специалистов в экономической сфере, адаптации студентов в реальной сфере экономики, а также повышение мобильности студентов в постоянно меняющихся условиях современного мира.
Ключевые слова: метод обучения, кейсовые задания, высшее образование, знания, умения, навыки.
ANALYSIS OF INTRODUCTION OF CASE TASKS TO THE TRAINING PROCESS OF STUDENTS OF ELABUGA INSTITUTE OF KFU
GapsalamovA.R., AtamanovaA.V., 2018 Elabuga Institute of Kazan Federal University, associate professor of the Department of Economics and Management, student of the Faculty of Economics and Management, Elabuga
Summary: with the development of information, education is gaining new momentum in improving its system, including such methods in the educational process as a case method, which is based on the introduction of a certain problem situation in the learning process, finding the students the best possible way out of the situation, with the help of a mentor in the person teacher. The relevance of the chosen topic is that the implementation of case studies in the educational process of students of the Faculty of Economics and Management of the EI KFU is necessary for more successful training of future specialists in the economic