Научная статья на тему 'Особенности мотивации спортивной деятельности горнолыжников с различным уровнем квалификации'

Особенности мотивации спортивной деятельности горнолыжников с различным уровнем квалификации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
341
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОРНОЛЫЖНЫЙ СПОРТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зиновьев Николай Алексеевич, Алексеева Надежда Дмитриевна, Святченко Петр Борисович, Зиновьев Александр Алексеевич

В данной статье представлены результаты сравнительного исследования спортсменов, занимающихся горнолыжным спортом, с различным уровнем спортивной квалификации. Установлено, что спортивная мотивация начинающих горнолыжников и спортсменов с большим спортивным стажем весьма специфична. Это свидетельствует о трансформации спортивной мотивации спортсменов-горнолыжников в процессе многолетней спортивной деятельности. Изначально доминирующая мотивация самосовершенствования исчезает и формируется собственно спортивно-соревновательная направленность. На спортивную результативность спортсмена, выраженную в уровне его спортивной квалификации, влияет мотивация на достижение высоких спортивных результатов и мотивация спортивного патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зиновьев Николай Алексеевич, Алексеева Надежда Дмитриевна, Святченко Петр Борисович, Зиновьев Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of motivation of sports activity of mountain skiers with various skill level

Results of the comparative research of the athletes doing mountain skiing with various level of sports qualification are presented in this article. It is established that the sports motivation of the beginning mountain skiers and athletes with long sports background is very specific. It testifies to the transformation of sports motivation of athletes-mountain skiers in the course of long-term sports activity. Initially dominating motivation of self-improvement disappears and real sports and competitive orientation is formed. The motivation for achievement of high sports results and sports patriotism influences on the sports effectiveness of the athlete, expressed in the level of his sports qualification.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивации спортивной деятельности горнолыжников с различным уровнем квалификации»

А.П. Гольдман, П.И. Кривошапкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. -№ 5 (123). - С. 69-75.

REFERENCES

1. Denisov, V.P., Zakharov, A.A. and Zakharova, Y.Y. (2011), "Effectiveness of the implementation techniques for external-grip to mas-wrestling", Kochnevskie chteniya. Materials of regional scientific-practical conference, publishing house NEFU, Yakutsk, pp. 24-30.

2. Zakharov, A.A. (2011), Mas-wrestling, publishing house NEFU, Yakutsk.

3. Zakharov, A.A. and Fedorov, V.V. (2013), "Efficiency of the use of the special crossbar for the development of the local power endurance of athletes in mas wrestling", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 66-70.

4. Krivoshapkin, P.I. (2004), Mas-wrestling: biomechanical basic techniques, tactics and methods, publishing house NEFU, Yakutsk.

5. Kudrin, E.P. and Cherkashin, I.A. (2014), "The use of vertical row machine in technical and tactical training of mas-wrestlers", Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, No. 6, pp. 19-20.

6. Zakharov, A.A., Kudrin, E.P., Goldman, A.P. and Krivoshapkin, P.I. (2015), "Motion parameters of sport equipment during execution of "muskuyan tardy" technique in mas-wrestling", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 123, No. 5, pp. 69-75.

Контактная информация: alalza@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.10.2017

УДК 796.926

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГОРНОЛЫЖНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ КВАЛИФИКАЦИИ

Николай Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель, Надежда Дмитриевна Алексеева, преподаватель, Петр Борисович Святченко, старший преподаватель, Александр Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет (БГТУ) «Военмех», г. Санкт-Петербург

Аннотация

В данной статье представлены результаты сравнительного исследования спортсменов, занимающихся горнолыжным спортом, с различным уровнем спортивной квалификации. Установлено, что спортивная мотивация начинающих горнолыжников и спортсменов с большим спортивным стажем весьма специфична. Это свидетельствует о трансформации спортивной мотивации спортсменов-горнолыжников в процессе многолетней спортивной деятельности. Изначально доминирующая мотивация самосовершенствования исчезает и формируется собственно спортивно-соревновательная направленность. На спортивную результативность спортсмена, выраженную в уровне его спортивной квалификации, влияет мотивация на достижение высоких спортивных результатов и мотивация спортивного патриотизма.

Ключевые слова: мотивация, спортивная деятельность, горнолыжный спорт.

FEATURES OF MOTIVATION OF SPORTS ACTIVITY OF MOUNTAIN SKIERS

WITH VARIOUS SKILL LEVEL

Nikolay Alekseevich Zinoviev, the senior teacher, Nadezhda Dmitrievna Alekseeva, the teacher, Petr Borisovich Svyatchenko, the senior teacher, Alexander Alekseevich Zinoviev, the senior teacher, Baltic State Technical University, St. Petersburg

Annotation

Results of the comparative research of the athletes doing mountain skiing with various level of sports qualification are presented in this article. It is established that the sports motivation of the beginning mountain skiers and athletes with long sports background is very specific. It testifies to the transformation of sports motivation of athletes-mountain skiers in the course of long-term sports activity. Initially domi-

nating motivation of self-improvement disappears and real sports and competitive orientation is formed. The motivation for achievement of high sports results and sports patriotism influences on the sports effectiveness of the athlete, expressed in the level of his sports qualification.

Keywords: motivation, sports activity, mountain skiing.

ВВЕДЕНИЕ

Исследователи отмечают, что современный спорт характеризуется высокой экстремальностью, интенсивностью нагрузок и конкуренцией [1, 2, 3 и др.]. Отмечается, что на фоне предельного уровня нагрузок возрастает роль мотивационного фактора деятельности [1]. В различных исследованиях установлено, что мотивация спортивной деятельности высокопрофессиональных спортсменов характеризуется определенной спецификой [3, 4]. Возможно, особенности спортивной мотивации могут войти в перечень модельных характеристик личности спортсмена, изучением которых отечественные ученые занимаются уже достаточно длительное время.

Следует отметить, что роль мотивационного фактора хорошо изучена далеко не во всех спортивных специализациях. В частности, не удалось обнаружить исследований спортивной мотивации спортсменов-горнолыжников. В связи с этим, представляется актуальным изучение специфики спортивной мотивации у горнолыжников с различным спортивным стажем и разным уровнем спортивной квалификации. Полученные данные позволят оптимизировать процесс подготовки начинающих спортсменов.

МЕТОДИКА

В исследовании приняли участие две группы спортсменов, занимающихся горнолыжным спортом (специализация - слалом) с различным уровнем спортивной квалификации: юные горнолыжники (12-15 лет; n = 22; 12 подростков и 10 девушек) и квалифицированные опытные спортсмены (15-25 лет занятий спортом; звание не ниже МС; n = 20, 13 мужчин и 7 женщин).

Для оценки спортивной мотивации использовался модифицированный вариант «Шкалы интервальной оценки мотивации» А.Е. Ловягиной [4]. Суть модификации заключалась в том, что испытуемые должны были оценить значимость мотивов по 10-балльной шкале. Учитывался показатель спортивной квалификации, переведенный в параметрическую шкалу. Достоинством методики является ее простота и наглядность, в связи с чем ее можно использовать для лиц достаточно юного возраста.

В качестве методов обработки полученных данных использовался расчет средних арифметических и стандартных отклонений. Особенности спортивной мотивации юных горнолыжников и спортсменов с большим стажем определялась посредством выявления достоверных различий по t-критерию Стьюдента. Для установления связей между мотивами спортивной деятельности и спортивной результативности (по критерию спортивной квалификации) применялся корреляционный анализ (по Пирсону).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные результаты свидетельствуют, что спортивная мотивация юных спортсменов и с большим спортивным стажем действительно сильно различается (таблица 1). Об этом свидетельствует и большое количество полученных достоверных различий (10 из 13), причем на высоком (99 и 99,9%) уровне достоверности.

Общий уровень мотивации спортивной деятельности, который можно оценить как средний у юных спортсменов, у их более опытных коллег достигает высоких значений.

Наиболее значимыми мотивами для горнолыжников являются мотивы личного и физического самосовершенствования. Мотивы достижения высоких результатов, общения с другими спортсменами, возможности путешествовать и оправдать надежды своих родителей посредством занятий спортом характеризуются средней выраженностью.

Таблица 1 - Особенности спортивной мотивации горнолыжников с различным стажем занятий спортом_

Мотивы спортивной деятельности Начинающие С большим стажем Различия

XX ±о XX ±о 1 / р

Укрепить здоровье 8,05±1,1 2,74±0,6 6,45 / 0,001

Воспитать характер 7,44±1,0 9,48±0,5 3,15 / 0,01

Занимать высокие места в соревнованиях 6,35±0,9 9,5±0,5 3,35 / 0,01

Возможность заработать деньги 3,58±0,6 8,92±1,1 5,58 / 0,001

Возможность решить жизненные проблемы (поступления в институт, на работу, получения аттестата, гражданства) 2,35±0,5 5,94±0,9 4,21 / 0,01

Возможность путешествовать 5,17±0,8 5,88±0,8 1,95 / -

Общение с друзьями 6,25±0,9 6,9±1,0 2,05/-

Возможность общаться с человеком, интересующим в плане личных отношений 3,67±0,5 3,95±0,5 1,45 / -

Оправдать доверие тренера 2,95±0,4 6,81±0,9 3,28 / 0,01

Оправдать надежды родителей 5,31±0,8 6,82±1,0 2,31 / 0,05

Ощущать, что своими достижениями приношу пользу своему спортклубу, городу, стране 3,92±0,3 8,65±1,2 4,74 / 0,001

Получить знания, необходимые для будущей профессиональной деятельности 4,1±0,6 8,75±1,3 4,85 / 0,001

Интегральный показатель 4,93±0,7 7,1±1,0 3,82 / 0,01

Остальные мотивы: получения профессиональных знаний, патриотизма, общения с интересным человеком, заработка, решения жизненных проблем посредством занятий спортом и оправдания надежд тренера, относятся к числу наименее значимым мотивов спортивной деятельности юных горнолыжников.

Вершину иерархии спортивных мотивов спортсменов с большим спортивным стажем образуют мотивы занятия высоких мест в соревнованиях (непосредственно соревновательная мотивация), воспитания своего характера посредством систематического самопринуждения. На первые позиции выходит мотив достижения материального благополучия посредством спортивной деятельности, поскольку занятий спортом приобретают профессиональный характер. Также для спортсменов приобретает большое значение патриотический аспект их деятельности и приобретение необходимых знаний и умений для будущей профессиональной деятельности (с которой ассоциируется именно спортивная деятельность). В средний диапазон выраженности попадают значения таких мотивов, как общение с друзьями, оправдание надежд родителей и тренера, а также возможность решить свои жизненные проблемы посредством занятий спортом. Наименее значима для данной категории спортсменов мотивация возможности общения с человеком, интересующим в плане личных отношений и укрепления своего здоровья.

Произошедшие изменения в структуре спортивной мотивации могут быть объяснены ее трансформацией в процесс занятий спортивной деятельностью, а также «отсевом» лиц, не имеющих сугубо спортивной мотивации.

На 99,9% уровне достоверности квалифицированные спортсмены отличаются от юных горнолыжников более высокой значимостью мотивов получения профессиональных компетенций, удовлетворения патриотических чувств, возможности достижения материального благополучия и низкой - укрепления здоровья (т.к. многолетние занятия профессиональным спортом вступают в противоречие с этой ценностью).

На 99% уровне достоверности они характеризуются большим желанием усовершенствовать свою личность, занимать высокие места в соревнованиях, возможность решить жизненные проблемы, оправдать надежды своего тренера. Также спортсмены с большим спортивным опытом в большей степени ориентированы на то, чтобы оправдать возложенные на них спортивные надежды своих близких (р < 0,05).

Для того чтобы более точно выявить закономерности трансформации спортивной мотивации спортсменов-горнолыжников в процессе приобретения спортивного опыта

был применен корреляционный анализ, посредством которого определялись мотивы, связанные с уровнем спортивной квалификации на достоверном уровне (таблица 2).

Таблица 2 - Матрица достоверных связей мотивов спортивной деятельности горнолыжников с уровнем спортивной квалификации (п = 42; р<0,05 при г > 0,31; р<0,01 при г > 0,40)_

Мотивы г Р

Укрепить здоровье -0,29

Воспитать характер 0,38 0,05

Занимать высокие места в соревнованиях 0,63 0,001

Возможность заработать деньги 0,33 0,05

Возможность решить жизненные проблемы (поступления в институт, на работу, получения аттестата, гражданства) 0,11 -

Возможность путешествовать 0,08 -

Общение с друзьями 0,2 -

Возможность общаться с человеком, интересующим в плане личных отношений 0,19 -

Оправдать доверие тренера 0,45 0,01

Оправдать надежды родителей 0,48 0,01

Ощущать, что своими достижениями приношу пользу своему спортклубу, городу, стране 0,57 0,001

Получить знания, необходимые для будущей профессиональной деятельности 0,35 0,05

Интегральный показатель 0,42 0,01

Установлено, что на самом высоком уровне достоверности уровень спортивной квалификации спортсменов-горнолыжников повышается в связи с возрастанием у них мотивации победы в соревнованиях и патриотизма (р < 0,001). Также высокое значение для достижения спортивного профессионализма имеют мотивы оправдания возложенных на спортсменов надежд тренера и его родителей (р < 0,01). Кроме того, рост спортивной квалификации сопровождается ростом мотивации самовоспитания и достижения материального благополучия (р < 0,05).

Интегральный показатель спортивной мотивации также оказался закономерно связанным с уровнем спортивной квалификации на 99% уровне достоверности.

Интересно, что мотивация укрепления здоровья не достоверно (по уровню 0,05) отрицательно связана с уровнем спортивной квалификации. Также не обнаруживают связи со спортивной квалификацией такие мотивы, как возможности решения жизненных проблем и путешествий посредством занятий спортом, общения с друзьями и человеком, интересующим в плане личных отношений.

ВЫВОДЫ

Результаты проведенного исследования показали, что спортивная мотивация юных горнолыжников и квалифицированных спортсменов с большим стажем весьма специфична. Наиболее значимыми мотивами для юных горнолыжников являются мотивы личного и физического самосовершенствования, тогда как спортсменов с большим стажем характерна собственно спортивная мотивация (направленность на победу). Модельными характеристиками спортивной мотивации для начинающих спортсменов, над формированием которых имеет смысл работать тренерскому составу, является ориентация на удовлетворение личного честолюбия и на реализацию патриотической составляющей деятельность спортсмена.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каминский, И.В. Различные аспекты психологической подготовки лыжников-гонщиков / И.В. Каминский // Национальный психологический журнал. - 2013. - № 2 (10). - С. 117-126.

2. Лисовский, А.Ф. Контроль технической и тактической подготовленности в горнолыжном спорте: проблема и решение / А.Ф. Лисовский // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 10. - С. 24-26, 39.

3. Лисовский, А. Ф. Теория и практика педагогического контроля спортивной подготовленности горнолыжников : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Лисовский А.Ф. - Малаховка,

1997. - 44 с.

4. Психология физической культуры и спорта : учебник и практикум для академического бакалавриата / А.Е. Ловягина, Н.Л. Ильина, Д.Н. Волков [и др.] / под ред. А.Е. Ловягиной. - М. : Издательство «Юрайт», 2016. - 531 с.

REFERENCES

1. Kamensky, I.V. (2013), "Various aspects of psychological training of skiers-racers", National psychological journal, No. 2 (10), pp. 117-126.

2. Lisovsky, A.F. (1997), "Control of technical and tactical readiness in mountain skiing: problem and decision", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 24-26, 39.

3. Lisovsky, A.F. (1997), Theory and practice of pedagogical control of sports readiness of mountain skiers, dissertation, Malakhovka.

4. Lovyagina, A.E., Ilyina, N.L., Volkov, D.N. and etc. (2016), Psychology of physical culture and sport: the textbook and a practical work for the academic bachelor degree, publishing house, Yurayt, Moscow.

Контактная информация: nik.zinoviev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2017

УДК 796.077.5

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОЦЕНКИ ПРАКТИКИ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В

ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ РОССИЙСКИМИ И ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ-СПОРТСМЕНАМИ

Фируза Рахматулловна Зотова, доктор педагогических наук, профессор, Валентина Маратовна Газнанова, преподаватель, Элина Ромиковна Султанова, магистрант, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (ФГБОУ ВО «Поволжская ГАФКСиТ»), Казань; Альбина Зуфаровна Манина, старший преподаватель, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, Елабуга

Аннотация

В статье представлен сравнительный анализ субъективной оценки существующей практики интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки в период обучения в высшем учебном заведении. Оценка такой практики проводилась российскими и иностранными студентами-спортсменами, имеющими высокие спортивные достижения. Установлены достоверные различия между исследуемыми группами студентов-спортсменов в ранге жизненных ценностей, отношении к получению качественного образования, выборе вуза и др.

Ключевые слова: интеграция образовательного процесса и спортивной подготовки, российские студенты-спортсмены, иностранные студенты-спортсмены.

COMPARATIVE ANALYSIS OF ASSESSMENT OF INTEGRATION PRACTICE FOR EDUCATIONAL PROCESS AND SPORT TRAINING OF RUSSIAN AND FOREIGN STUDENTS-ATHLETES DURING ACADEMIC PERIOD

Firuza Rakhmatullovna Zotova, the doctor of pedagogic sciences, professor, Valentina Mara-tovna Gaznanova, the teacher, Elina Romikovna Sultanova, the graduate student, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan; Albina Zufarovna Mani-na, the senior teacher, Elabuga Institute, Kazan (Volga Region) Federal University, Elabuga

Annotation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article is focused on the comparative analysis of the subjective assessment of current practice of integration of the educational process and sport training during university period. Assessment of such practice was carried out by Russian and foreign student-athletes showing high sport performance. There

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.