Научная статья на тему 'Самооценка и самоотношение как факторы, формирующие мотивацию спортивной деятельности при аддикции упражнений'

Самооценка и самоотношение как факторы, формирующие мотивацию спортивной деятельности при аддикции упражнений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
653
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аддикция упражнений / самооценка / самоотношение / мотивация спортивной деятельности / выявление зависимости от спорта / exercise addiction / self-assessment / self-attitude / motivation of sports activities / identification of sport dependence.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чухрова Марина Геннадьевна, Чухров Александр Семенович, Пронин Сергей Владимирович, Тошмирзаева Гулфира Эркин Кизи

Мотивация спортивной деятельности является фактором, который обеспечивает устойчивый интерес к спорту. Немаловажное значение при этом играют самооценка и самоотношение. Особое значение эти факторы приобретают у личности, склонной к формированию зависимости, в частности, аддикции упражнений. В статье рассматривается влияние самооценки и самоотношения на формирование аддикции упражнений. Предлагается авторский опросник для выявления отношения к занятиям спортом и диагностики аддикции упражнений. Протестированы 250 спортсменов-бодибилдеров. Показано, что мотивация к занятиям спортом для лиц, склонных к формированию зависимости от спорта, связана со сниженной самооценкой и необходимостью самоактуализации. Занятия болибилдингом помогают повысить самооценку и самоотношение. Для спортивного аддикта это способ самоактуализации, обретения зоны комфорта, смысла существования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ASSESSMENT AND RELATIONSHIP AS A FACTOR FORMING SPORTS ACTIVITY MOTIVATION DURING ADDICTION OF EXERCISES

Motivation for sports activities is a factor that ensures a sustained interest in sports. Important importance in this play self-esteem and self-esteem. Of particular importance, these factors acquire the personality, prone to the formation of dependence, in particular, addiction exercises. The article discusses the impact of selfesteem and self-attitude on the formation of exercise addiction. The author's questionnaire is proposed to identify attitudes towards sports and diagnose exercise addiction. Tested 250 athletes bodybuilders. It is shown that the motivation to play sports for people prone to the formation of dependence on sports is associated with reduced self-esteem and the need for self-actualization. Bolibilding exercises help improve self-esteem and self-esteem. For a sports addict, it is a way of selfactualization, finding a comfort zone, a meaning of existence.

Текст научной работы на тему «Самооценка и самоотношение как факторы, формирующие мотивацию спортивной деятельности при аддикции упражнений»

УДК 159.923

САМООЦЕНКА И САМООТНОШЕНИЕ КАК ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ МОТИВАЦИЮ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРИ АДДИКЦИИ УПРАЖНЕНИЙ

Чухрова Марина Геннадьевна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления», д-р мед. наук, проф. каф. психологии, педагогики и правоведения ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления», ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», проф. каф. общей психологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», [email protected].

Чухров Александр Семенович.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВПО «СибГУТИ», канд. тех. наук, доцент ФГБОУ ВПО «СибГУТИ», [email protected].

Пронин Сергей Владимирович.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления», канд. мед. наук, доц. каф. психологии, педагогики и правоведения ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления», доц. каф. общей психологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», [email protected].

Тошмирзаева Гулфира Эркин кизи.

Узбекистан, г. Ташкент, спортивный психолог, Центр научно-методического обеспечения, переподготовки и повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту при Министерстве физической культуры и спорта Республики Узбекистан, [email protected].

Аннотация. Мотивация спортивной деятельности является фактором, который обеспечивает устойчивый интерес к спорту. Немаловажное значение при этом играют самооценка и самоотношение. Особое значение эти факторы приобретают у личности, склонной к формированию зависимости, в частности, аддикции упражнений. В статье рассматривается влияние самооценки и самоотношения на формирование аддикции упражнений. Предлагается авторский опросник для выявления отношения к занятиям спортом и диагностики аддикции упражнений. Протестированы 250 спортсменов-бодибилдеров. Показано, что мотивация к занятиям спортом для лиц, склонных к формированию зависимости от спорта, связана со сниженной самооценкой и необходимостью самоактуализации. Занятия болибилдингом помогают повысить самооценку и самоотношение. Для спортивного аддикта - это способ самоактуализации, обретения зоны комфорта, смысла существования.

122

Ключевые слова: аддикция упражнений, самооценка, самоотношение, мотивация спортивной деятельности, выявление зависимости от спорта.

SELF-ASSESSMENT AND RELATIONSHIP AS A FACTOR FORMING SPORTS ACTIVITY MOTIVATION DURING ADDICTION OF

EXERCISES

Chukhrova Marina Gennadjevna.

Russia, Novosibirsk, Doctor of Sciences (Medicine), Novosibirsk State Pedagogical University, Professor of the Department of General Psychology and History of Psychology, [email protected].

Chukhrov Aleksandr Semenovic.

Russia, Novosibirsk, Candidate of Sciences (Technical), Associate Professor Siberian State University of Telecommunications and Informatics, [email protected].

Pronin Sergey Vladimirovic.

Russia, Novosibirsk, Candidate of Sciences (Medicine), Associate Professor of Novosibirsk University of Economics and Management, Associate Professor of Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected].

Toshmirzaeva Gulfira Erkin kizi.

Uzbekistan, Tashkent, sports psychologist, Center for scientific and methodological support, retraining and advanced training of specialists in physical culture and sports at the Ministry of Physical Culture and Sports of the republic of Uzbekistan, [email protected].

Abstract. Motivation for sports activities is a factor that ensures a sustained interest in sports. Important importance in this play self-esteem and self-esteem. Of particular importance, these factors acquire the personality, prone to the formation of dependence, in particular, addiction exercises. The article discusses the impact of self-esteem and self-attitude on the formation of exercise addiction. The author's questionnaire is proposed to identify attitudes towards sports and diagnose exercise addiction. Tested 250 athletes bodybuilders. It is shown that the motivation to play sports for people prone to the formation of dependence on sports is associated with reduced self-esteem and the need for self-actualization. Bolibilding exercises help improve self-esteem and self-esteem. For a sports addict, it is a way of self-actualization, finding a comfort zone, a meaning of existence.

Key words: exercise addiction, self-assessment, self-attitude, motivation of sports activities, identification of sport dependence.

Одно из фундаментальных свойств личности - самооценка. Это сложное образование, в котором отражается осознание человеком своих действий и личностных качеств, преломленное через восприятие других. В структуре личности самооценке принадлежит особое место, которое определяется уровнем притязаний, сложностью поставленных целей, текущей жизненной ситуацией.

123

Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведёт к тому, что личность начинает себя неадекватно оценивать, что сказывается на поведении, психоэмоциональном и соматическом состоянии, порождает новые мотивации. То есть, самооценка и самоуважение выступают внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности [1].

Мотивация спортивной деятельности, по мнению Ю.Н. Кабанова (2008), является одним из самых важных факторов, определяющих успешность в спорте, да и сами занятия спортом. Известно, что при наличии хорошо выраженной мотивации к занятиям спортом другие факторы, влияющие на успешность, становятся менее выраженными и преодолимыми [2]. Мотивация оказывается существенным компонентом функциональной системы спортивного поведения, определяя целенаправленную поведенческую деятельность личности.

Формирование самооценки у аддиктивной личности приобретает особое значение, поскольку она во многом определяет успешность ее социальной интеграции. Сниженная самооценка может быть как двигателем прогресса, так и тормозом на пути развития личности.

По нашему мнению, при занятиях спортом самооценка играет двоякую роль. Во-первых, она может стать побудительным мотивом при низком ее значении для повышения своего качества, через напряжение воли. Во-вторых, при высоком значении она также может сформировать мотив для спортивной деятельности по принципу «для меня нет ничего невозможного, я лучший». И здесь включается фактор самоотношения.

Самоотношение возникает в пространстве общественных связей, причем только при определённых социальных условиях разница между поведением индивида и поведением других людей оказывается значимой. Социальная ситуация развития может выступать в качестве фактора как негативного, так и позитивного характера. В первом случае самоотношение способствует возникновению комплекса неполноценности, невротических расстройств, вероятно, аддиктивных состояний. Во втором случае самоотношение выступает источником развития личности, направляет её на поиск путей самосовершенствования. Вероятно, что при формировании спортивной аддикции возможны оба этих пути.

Физическая активность и спорт, несомненно, полезны для организма, однако, все хорошо в меру. Спорт может становиться аддиктивным агентом [3], чаще всего, это касается зависимости от упражнений. Как показали исследования по выявлению аддикции упражнений среди студентов американских колледжей, где принято заниматься спортом, она была обнаружена у 21.8% среди студентов, тренировавшихся 360 мин и более в неделю [4]. Однако, М. Griffiths с коллегами [5] сообщает, что в его исследовании среди 200 лиц, занимающихся спортом непрофессионально, выявлено лишь 3% спортивных аддиктов. Аддиктивный потенциал присущ также спорту высших достижений и экстремальным видам

124

спорта. Показано, что у дельтапланеристов ангедония выражена существенно больше, чем у спортсменов неэкстремальных видов спорта [6].

Возникает вопрос: каким образом поведенческая активность в виде спортивной деятельности или физкультуры становится аддиктивным агентом, к которому формируется патологическая привязанность? С одной стороны, физическая активность и спорт повышают качество жизни. С другой стороны, психосоциальные последствия патологической приверженности к спортивным тренировкам, такие, как нарушение социального и профессионального функционирования, являются диагностическими критериями DSM-IV для химической зависимости и свидетельствуют о зависимом состоянии. Может ли спорт стать поведенческой аддикцией, и какую роль в этом процессе играют самооценка и самоотношение?

Цель исследования: анализ влияния самооценки и самоотношения на мотивацию спортивной деятельности у спортивных аддиктов.

Материал и методы исследования. В качестве испытуемых были обследованы лица, которые с той или иной регулярностью занимались в спортивном зале, так называемые «качки», или бодибилдеры, среди которых мы пытались выявить лиц с аддикцией упражнений. Всего обследовано 250 человек, из них 186 мужчин и 64 женщины, в возрасте 18-36 лет. Первичным было скрининговое обследование, которое выявило лиц, подозрительных на наличие зависимости от физических упражнений, которые затем были обследованы более детально. В качестве опросника для скрининга нами была разработана анкета, включающая широкий спектр утверждений касательно занятий в спортзале, с акцентом на мотивацию занятий спортом (см. ниже).

ОТНОШЕНИЕ К ЗАНЯТИЯМ В СПОРТЗАЛЕ

Пол_Возраст_Род основных занятий_

Пожалуйста, ответьте на предложенные ниже утверждения. Если Вы согласны с ними, то поставьте рядом знак + , если нет , знак - .

1. Я получаю удовольствие, когда занимаюсь в спортзале

2. Я хожу в спортзал, потому что знаю, что занятия спортом необходимы для здоровья

3. Я хожу в спортзал, потому что купил(а) абонемент

4. Я хожу в спортзал за компанию с друзьями (другом)

5. Занятия в спортзале для меня - больше, чем просто спорт или здоровый образ жизни

6. Занятия в спортзале помогают мне забыть проблемы и тревоги

7. Когда я тренируюсь, жизнь кажется прекрасной

8. Ничто не дает мне такого удовольствия, как занятия в спортзале

9. Ничто не дает мне такого удовольствия, как мои успехи в бодибилдинге

10. Мысли о занятиях в спортзале занимают много времени

11. Мне приходится тратить много денег на мое увлечение бодибилдингом

12. У меня возникает чувство досады и раздражения, когда мои близкие упрекают меня в чрезмерном увлечении бодибилдингом

13. Считаю, что занятия в спортзале делают меня особенным человеком

125

14. Пожалуй, можно сказать, что бодибилдинг сегодня - смысл моей жизни

15. Без занятий в спортзале жизнь для меня была бы скучной и неинтересной

16. Иногда меня мучает чувство вины, что я слишком много провожу времени в спортзале и не уделяю внимания своим близким

17. Меня раздражает, когда что-то или кто-то мешает мне посетить спортзал

18. Я могу поступиться своими обязанностями ради посещения спортзала

19. Спорт придает мне смелость и уверенность в себе

20. Вынужден согласиться, что я слишком много времени и денег трачу на занятия в спортзале

21. Иногда я забываю о важных делах, если мне нужно в спортзал

22. Я не позволяю моим близким вмешиваться в мое увлечение бодибилдингом

23. До увлечения бодибилдингом я курил(а) и употреблял(а) спиртное

24. До увлечения бодибилдингом я имел(а) избыточный вес и проблемы с перееданием

25. Спорт придает мне такую уверенность в жизни, какой у меня не было до этого

26. Мне нравится мое красивое тело, и считаю, что оно будет еще красивей

27. Часто я жертвую важными для меня вещами ради занятия в спортзале

28. Я считаю себя исключительным человеком

29. Я не могу сказать, как долго продлится мое увлечение бодибилдингом

30. «Нет предела совершенству» - правильное изречение

31. Считаю, что заслужил возможность любоваться своим телом и демонстрировать его

32. Мне приятно, когда окружающие восхищаются моим телом

33. Спорт - это моя жизнь

34. После занятий спортом у меня поднимается настроение

35. После занятий спортом у меня возникает очень приятная усталость и умиротворение

Данный опросник создан на основе собственных наблюдений за бодибилдерами, бесед с ними, а также с целью выявить психологические характеристики спортивной зависимости, которые позволят дифференцировать данную аддикцию.

Опросник содержит утверждения, характерные для следующих мотиваций:

1 - гедонистическая, связанная с получением положительных эмоций, приятных ощущений в теле во время и после занятий спортом. Данная мотивация, по-видимому, обусловлена физиологическим компонентом и связана с выбросом эндорфинов в ответ на физическую нагрузку, со стимуляцией дофаминового обмена. Утверждения: 1, 6, 7, 8, 34, 35;

2 - рациональная, связанная с когнитивным пониманием важности и необходимости регулярных физических нагрузок, ответственностью за свое здоровье, стремлением с пользой проводить свободное время, один из вариантов времяпровождения. Утверждения: 2, 3, 4, 15, 23, 24, 29;

3 - нарцисстическая, связанная со стремлением улучшить параметры своего тела, потребность в любовании своим телом, демонстрировать его, гордиться своим телом и извлекать из него пользу (возможно). Утверждения: 26, 28, 30, 31, 32;

4 - смыслообразующая и повышающая самооценку, когда занятия бодибилдингом становятся способом доказать себе и окружающим свою значимость, важность, свою способность к преодолению трудностей. Утверждения: 5, 9, 13, 14, 19, 25, 33;

5 - аддиктивная, включающая элементы зависимости от занятий спортом, имеющие сверхценный компонент, с элементами потери контроля за ситуацией, нарушающие социальные взаимодействии, мешающие работе, общению с близкими и т.п. Утверждения: 10, 11, 12, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 27.

Анализ опросника производился путем простого подсчета положительных ответов на утверждения и качественного анализа мотиваций. Лица, подозрительные на зависимость от занятий в спортзале, подвергались дополнительному обследованию с помощью следующих тестов [8]:

1. Подробное психологическое интервьюирование с анализом внутреннего мира, социально-семейных связей и др.

2. Опросник самоотношения (ОСО) В. В. Столина, С. Р. Пантелеева.

3. Самоактуализационный тест (САТ) Эверетта Шострома.

4. Статистические методы: непараметрический Ц-критерий Манна-Уитни для сравнения независимых выборок, корреляционный анализ Пирсона.

Результаты и их обсуждение.

При обследовании 250 человек с помощью представленного опросника были выделены 30 человек - 1 группа, в возрасте 21-26 лет, все мужского пола, в качестве условной нормы, которые обнаружили преимущественно рациональные мотивы (не менее 5 положительных ответов на утверждения из шкалы «рациональная мотивация» опросника «Отношение к занятиям в спортзале», и отрицательные ответы на утверждения по шкалам аддиктивная, гедонистическая, смыслообразующая мотивации. А также выделено 30 человек (12 %) - 2 группа, имеющих признаки зависимости от занятий в спортзале, мужчины, в возрасте 2428 лет. Критерии зависимости: не менее 7 положительных ответов на утверждения из шкалы «аддиктивная мотивация», не менее 3 положительных ответов на утверждения из шкалы «гедонистическая мотивация», не менее 3 положительных ответов на утверждения из шкалы «смыслообразующая мотивация» опросника «Отношение к занятиям в спортзале».

Обе группы были обследованы с помощью Опросника самоотношения (ОСО) В. В. Столина, С. Р. Пантелеева. На рисунке 1 представлена гистограмма, демонстрирующая различия между группой «аддиктивных» и группой «рациональных» спортсменов по методике ОСО В.В.Столина.

Анализируя полученные данные по ОСО, можно сделать вывод, что у спортсменов 1 группы («рациональных» бодибилдеров) все показатели компонентов самоотношения выше, чем у спортсменов 2 группы («аддиктивных» бодибилдеров).

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Рис. 1. Результаты применения опросника самоотношения (ОСО) в двух группах спортсменов-бодибильдеров: 1столбец - группа «рациональные», 2 столбец -

группа «аддиктивные».

Шкала Глобальное самоотношение показывает внутренне-недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя. Показатели по шкале глобального самоотношения выше у «рациональных» спортсменов. Из 30 «рациональных» спортсменов у одного только низкая самооценка 30,3%, у 4 средняя самооценка, в целом средний показатель для всей группы - 85,5%. У «аддиктивных» спортсменов средний показатель ниже - 78,1%.

Шкала Самоуважение - объединяет утверждения, касающиеся «внутренней последовательности», «самопонимания», «самоуверенности». Показатели по шкале самоуважения у «рациональных» спортсменов в среднем выше, чем у «аддиктивных» спортсменов. У «рациональных» спортсменов -79,3%, у «аддиктивных» спортсменов - 71,3%. Это позволяет сделать вывод о том, что у «рациональных» спортсменов выше самоуважение, лучше понимание самого себя.

Шкала Аутосимпатия - шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному «Я», а также «самопринятие», «самообвинение». У «рациональных» спортсменов показатели по шкале аутосимпатия выше, чем у «аддиктивных» спортсменов. У «рациональных» спортсменов средний показатель 76, 7%, преобладает одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивная самооценка; у «аддиктивных» спортсменов - 64%. Из 30 «рациональных» спортсменов имеют низкие показатели всего 3 человека, из 30 «аддиктивных» спортсменов - 7 человек. У спортсменов с низкими показателями по данной шкале преобладает видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Но таких людей всего 15% из 60 человек.

Показатели по шкале «Ожидаемое отношение от других» в среднем у «рациональных» спортсменов выше, чем у «аддиктивных» спортсменов, что говорит о том, что «рациональные» спортсмены чаще ждут от других положительной оценки, позитивного отношения к себе со стороны окружающих. Можно предположить, что у «рациональных» спортсменов выше уровень притязаний, они ждут оценки своих произведений от других людей, хотят, чтобы их оценили, у них более ярко выражено желание быть признанными в обществе. У «рациональных» спортсменов - 79,5%, у «аддиктивных» спортсменов - 70,2%. Из 60 человек только 3 спортсмена не ждут положительной оценки от других, все 3 человека являются «аддиктивными».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели по шкале «Самоинтерес» у «рациональных» спортсменов в среднем выше, чем у «аддиктивных», что свидетельствует об их большей близости к самому себе, о большем интересе к собственным мыслям и чувствам, готовности общаться с собой «на равных», уверенности в своей интересности для других. У «рациональных» спортсменов средний показатель - 85,3%, у «аддиктивных» - 77%. У большинства «рациональных» спортсменов средний показатель приближен к 100%.

Опросник содержит также семь шкал, направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого.

Показатели по шкале самоуверенности у спортсменов, которые выявляют рациональные мотивация занятия спортом, выше, чем у тех спортсменов, которые выявляют признаки аддиктивности. Это позволяет сделать вывод, что «рациональные» спортсмены более уверены в себе. Средний показатель у «рациональных» спортсменов - 77,7%, у «аддиктивных» - 67%. Низкий показатель самоуверенности (0,67%) обнаружен только у одного «рационального» спортсмена из 30.

Показатели по шкале отношение других у «рациональных» спортсменов выше, чем у «аддиктивных». У «рациональных» средний показатель - 82,6%, у «аддиктивных» - 73,9%. Можно предположить, что представления спортсменов о том, как к ним относятся окружающие, одинаково важно для обеих групп.

Показатели по шкале самопринятие у «рациональных» спортсменов выше, чем у «аддиктивных». У «рациональных» спортсменов средний показатель по данной шкале - 84%, у «аддиктивных» - 75,9%. В группе «рациональных» спортсменов 11 человек (36,7%) из 30 имеют показатель по данной шкале 100%, что свидетельствует об их полном самопринятии.

Показатели по шкале саморуководство, самопоследовательность у «рациональных» спортсменов, выше на уровне тенденции, чем у «аддиктивных» спортсменов. У «рациональных» спортсменов средний показатель по данной шкале 67,8%, у «аддиктивных» - 65%.

Показатели по шкале самообвинение у «рациональных» спортсменов несколько выше, чем у «аддиктивных». Средний показатель по данной шкале у

«рациональных» - 57,5%, у «аддиктивных» - 56,4%. Этот факт нуждается в дальнейшем анализе, возможно, необходимо применять другие методики.

Показатели по шкале самоинтерес у «рациональных» спортсменов выше, чем у «аддиктивных». Средний показатель у «рациональных» спортсменов -88,5%, у «аддиктивных» - 78,3%: «рациональные» спортсмены проявляют больший интерес к своей личности.

Показатели по шкале самопонимание у «рациональных» спортсменов выше, чем у «аддиктивных». У «рациональных» спортсменов средний показатель по данной шкале - 64,1%, у «аддиктивных» - 58,9%. Это свидетельствует о том, что «рациональные» спортсмены немного лучше себя понимают, лучше понимают свои желания, свои способности и свои возможности.

Применение вторичной математической обработки, в частности методов математической статистики, позволяет делать более обоснованные выводы. С учетом того факта, что эмпирические данные, представленные в нашей выборке, не соответствовали критерию нормального распределения, для проведения статистических расчетов нами был выбран критерий Мана-Уитни, предназначенный для выявления достоверных различий по выделяемому признаку. Данный критерий предполагает подсчет суммы рангов для каждой сопоставляемой выборки, а критерием достоверности выступают показатели ниже критических. В табл. 1, представленной ниже, обозначены не суммы рангов, а средние значения, что в нашем случае позволяет корректно сравнивать представленные ранее данные.

Таблица 1

Результаты сопоставления данных по Опроснику самоотношения (ОСО) В.В. Столина, С.Р. Пантелеева между группами рациональных и аддиктивных

бодибилдеров при помощи критерия Мана-Уитни

П\н Название шкалы х ср. 1 Хср. 2 Цэмп р

1 Глобальное самоотношение 85,5 78,1 235 р < 0,01

2 Самоуважение 79,3 71,3 302 р < 0,05

3 Аутосимпатия 76, 7 64% 348 не достоверно

4 Ожидаемое отношение от других 79,5 70,2 298 р < 0,05

5 Самоинтерес 85,3 79 339 р < 0,01

6 Самоуверенность 77,7 67 356 не достоверно

7 Отношение других 82,6 73,9 273 р < 0,01

8 Самопринятие 84 75,9 381 не достоверно

9 Самопоследовательность 67,8 65 349 не достоверно

10 Самообвинение 57,5 56,4 392 не достоверно

11 Самоинтерес 88,5 78,3 327 р < 0,05

12 Самопонимание 64,1 58,9 341 не достоверно

Примечание: хср. 1 _ среднее значение «рациональных» бодибилдеров

х ср. 2 - среднее значение «аддиктивных» бодибилдеров При п = 60 и0,05 = 3 3 8 и0,01 = 292

130

Данный объём выборки не позволяет оценить степень отличий, вызванных наличием склонности к аддиктивности, однако позволяет установить факт положительного влияния спортивной деятельности на уровень самооценки.

С помощью Самоактуализационного теста (САТ) Эверетта Шострома обследованы те же группы спортсменов. На рисунке 2. представлена гистограмма, демонстрирующая ка чественн ый анализ различий между группой «рациональных» и «аддиктивных» спортсменов, по методике САТ Шострома.

30

25

20

15

10

L

1

П__г ~1—,_г I

4 Y к 1 ■ II II

О m

J

го н

X

<и а О

X

<и 5 <и а m

а

Ч

о IZ

о

X

о о

X X

Ф Q.

U о

X

рЕ i

° t

ю <и

s й 1_ О с

о о

X

m

X

<и О

о о

X X

го н

X

о с

о

i го

ш

>

о 5 го

о

сц

X S

а с о 5 го

о

о

<и а IZ

го

<и ч

о О)

a m

s о

О- Ц

1= О)

(U X S

О

I i

t о

К о

X ф

s ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а 1-

d го

о о

X

X

о

X

-О >s

-О I-

ф о

I- X

ГО Ю

m Ф

го Q.

х н

т О

о |= IZ

о о

X

m

го <и а

Рис. 2. Различия между группой «рациональных» и «аддиктивных» спортсменов, по методике САТ Э. Шострома: 1 столбец - группа «рациональных» спортсменов; 2 столбец - группа «аддиктивных» спортсменов

5

0

Анализируя полученные данные по Опроснику САТ, можно сделать вывод, что у «рациональных» практически все показатели компонентов личности выше, чем у «аддиктивных» спортсменов.

Показатели по базовой шкале Компетентности во времени (Тс) у «рациональных» спортсменов выше, чем у «аддиктивных» спортсменов. У «рациональных» спортсменов средний показатель по данной шкале - 22, 5%, у «аддиктивных» - 20, 4%. Это очень важный показатель, который объясняет симптом потери контроля за длительностью тренировок у аддиктов, невозможность прогнозировать проблемы из-за избыточности тренировок, ряд других социальных проблем.

Показатели по шкале Поддержки (I) у «рациональных» спортсменов выше, чем у аддиктов. Средний показатель по данной шкале у «рациональных» спортсменов - 11,9%, у нетворческих - 9,9%. Умение получать поддержку из окружения - важный показатель зрелости личности.

Показатели по Шкале Ценностных ориентаций (SAV) у «рациональных» спортсменов выше, чем у аддиктов. У «рациональных» спортсменов средний показатель по данной шкале - 11,2%, у аддиктов - 10,4%.

Показатели по Шкале Гибкости поведения (Ех) у «рациональных» спортсменов выше, чем у спортсменов-аддиктов. У «рациональных» спортсменов средний показатель по данной шкале - 10,1%, у аддиктов - 8,3%. Ригидность установок - это тоже качество, патогномоничное для аддикта.

Шкала Сензитивности к себе ^г) - это единственная шкала, показатели которой у аддиктивных спортсменов выше, чем у «рациональных». У аддиктивных - 10,4%, а у «рациональных» - 6%. Эта шкала определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их. Избыточная сенситивность в отношении окружающей социальной среды - этот показатель также характерен для аддиктивной личности.

Показатели по Шкале Спонтанности у спортсменов практически одинаковые, у «рациональных» - 5,3%, у «аддиктивных» - 5,2%, это позволяет сделать вывод, что спонтанность не связана с аддиктивностью.

Показатели по Шкале Самоуважения ^г) у «рациональных» выше -20,2%, чем у «аддиктивных» - 15%. Это тоже важный показатель, «рациональные» спортсмены больше ценят свои достоинства, чем аддикты, находят в себе положительные свойства и качества, и уважают себя за них. Именно недостаток самоуважения толкает аддиктов в виды деятельности, которые позволяют найти зону комфорта и повысить свою самооценку.

Показатели по Шкале Самопринятия (Sa) у «рациональных» выше -13,1%, чем у «аддиктивных» - 9,5%. У «рациональных» больше выражена степень принятия себя таким, какой ты есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, вопреки последним.

Показатели по Шкале Представлений о природе человека (N0 у «рациональных» выше -18,4%, чем у «аддиктивных» - 17,9%. Это свидетельствует о том, что в среднем «рациональные» склонны воспринимать природу человека в целом как положительную ("люди в массе своей скорее добры"), они более комфортно и менее настороженно чувствуют себя в мире.

Показатели по Шкале Синергии ^у) у «рациональных» выше -4,3%, чем у «аддиктивных» - 3,8%. Шкала определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др. К тому же эта шкала определяет способность человека чувствовать гармонию с миром, ощущать себя частью мира.

Показатели по Шкале Принятия агрессии (А) у «рациональных» выше -25%, чем у «аддиктивных» - 21,9%. Высокий балл по шкале свидетельствует о способности индивида принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Конечно же, речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения.

Показатели по Шкала Контактности (С) у «рациональных» выше -5%, чем у «аддиктивных» - 4,3%. Шкала характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми или, используя ставшую привычной в отечественной социальной психологии терминологию, к субъект-субъектному общению.

Показатели по Шкале Познавательных потребностей (Cog) невысокие у тех и других спортсменов - 8,2% у рационалистов, у аддиктов - 7,9%.

Показатели по Шкале Креативности (Сг) у также невысокие у тех и других: 5,7% у рационалистов, 5,2% - у аддиктов.

Таблица 2

Результаты сопоставления данных по Опроснику САТ между группами

рациональных и аддиктивных бодибилдеров при помощи критерия Мана-Уитни

П\н Название шкалы x ср. 1 x ср. 2 U эмп р

1 Компетентности во времени (Тс) 22, 5 20, 4 205 р < 0,01

2 Поддержки (I) 11,9 9,9 302 не достоверно

3 Ценностных ориентаций (SAV) 11,2 10,4 348 не достоверно

4 Гибкости поведения (Ех) 10,1 8,3 308 р < 0,05

5 Сензитивности к себе (Fr) 6 10,4 331 р < 0,05

6 Спонтанности (S) 5,3 5,2 356 не достоверно

7 Самоуважения (Sr) 20,2 15 293 р < 0,05

8 Самопринятия (Sa) 13,1 9,5 345 не достоверно

9 Представлений о природе человека (Nc) 18,4 17,9 349 не достоверно

10 Синергии (Sy) 4,3 3,8 342 не достоверно

11 Принятия агрессии (А) 25 21,9 323 р < 0,05

12 Контактности (С) 5 4,3 341 не достоверно

13 Познавательных потребностей (Cog) 8,2 7,9 361 не достоверно

14 Креативности (Сг) 5,7 5,2 340 не достоверно

Примечание: хср. 1 - среднее значение «рациональных» бодибилдеров

х ср. 2 - среднее значение «аддиктивных» бодибилдеров При п = 60 и0,05 = 3 3 8 И0,01 = 292

Из полученных результатов следует, что одним из аспектов, определяющих личность спортивного аддикта - это потребность преодолеть стереотипы, выделиться, доказать себе и окружающим свою исключительность. Это качество связано с низкой самооценкой. Занятия спортом для аддикта - это способ повышения самооценки, достижения самоуважения, получения возможности в чем-то превосходить окружающих, удовлетворение жажды морального и физического превосходства. Спорт, занятия в зале, спортивный туризм и т.п. - всегда подвластны аддикту и удовлетворяют его стремление быть лучше, выше, сильнее, т.е. представляют зону абсолютного психического

комфорта. Отсюда злость и раздражение при невозможности привычных занятий или противодействии со стороны окружающих этим занятиям.

Проблема компенсации реальных или воображаемых дефектов личности была поставлена ещё известным психологом А. Адлером. Согласно его концепции, человек для компенсации низкой самооценки стремится к власти как средству такой компенсации. В данном случае - власти над своим телом, его формами, возможностями преодолевать нагрузки. Таким образом, самооценка, будучи не адекватной, может стимулировать поведение человека в отношении психосоматически релевантных целей - спортивных достижений, контроля над телом, временем и других. Можно ли в данном случае говорить об аддиктивном потенциале спорта? В рамках психологической зависимости - да.

Очень важно заметить что, чем выше самооценка у аддикта, тем слабее он включается в аддиктивный ритм, тем ниже его реактивность. Спортсмены с высокой самооценкой менее зависимы от внешних обстоятельств, они имеют более стабильные внутренние стандарты, на которых они основывают свою самооценку. Их мотивация занятий спортом чаще связана с внешними факторами, а спортивная мотивация аддикта - исходит из его личностных проблем.

Спортсмены с низкой самооценкой оказываются более зависимыми от других людей и таким образом, более реактивными. Они являются более чувствительными и изменяют свою самооценку в зависимости от одобрения или неодобрения других. В период интенсивных тренировок они испытывают чувство эйфории, которое служит для компенсации некоторых компонентов низкой самооценки, от которых они страдают.

Самооценка спортсмена накладывает очень важный отпечаток на стиль его тренировок. Если у него в течение жизни сформировалась заниженная самооценка, то его постоянное недовольство собой могло быть той самой движущей силой, которая толкала его на взятие всё новых и новых барьеров в сфере тренировок. Каждой своей победой, своими мышцами они постоянно доказывают себе, что они чего-то стоят. Но взятые барьеры их уже не радуют. И они стремятся к новым, чтобы опять удостовериться в собственной значимости. Заниженная самооценка толкает спортсмена на потребление запрещенных метаболических и гормональных стимуляторов ради временного успеха.

Спортсмены с завышенной самооценкой, переоценивая собственные качества и достижения, зачастую не замечают неадекватности полученных результатов. Они упиваются собственным успехом и занимаются спортом в ущерб основным видам деятельности: учебе, работе, содержанию семьи. Или, напротив, страдают от аффекта неадекватности. Когда их занятия спортом строились, с их собственной точки зрения, на принципах высокой необходимости или же казались им продуманными и продуктивными, а они была восприняты окружающими как бессмысленные, дорогостоящие и ненужные, то тогда такие спортсмены шли на самые неожиданные шаги: расставались с семьей, меняли работу на менее престижную, но которая не мешала увлечению, меняли круг друзей.

Спортсмены с адекватной самооценкой представляют лучший образец на спортивной арене. Их занятия менее мотивированы стремлением к самоутверждению. Адекватно оценивающий свои спортивные способности спортсмен, как правило, не становится аддиктом, не ставит собственное самоуважение зависимым от спортивных достижений. Не боясь, что его унизят, обидят, обойдут, твердо зная собственную высокую цену, считая себя не хуже других, с кем ему приходится взаимодействовать, такой спортсмен будет вести такой режим тренировок, который позволил бы добиться поставленных целей и без ущерба для социальной жизни.

Во всех случаях у лиц с признаками аддиктивного поведения большая часть времени мысли человека были заняты представлениями о реализации занятий в спортзале, которые были эмоционально окрашены, о подготовке к ним, приобретении спортивного питания, о подсчете калорий и содержания белка, необходимого для наращивания мышц, о тренировках и количестве «подходов», о новых упражнениях и необходимости «еще подкачать эту мышцу». На вопрос «зачем?» у респондента возникал ступор, и он начинал считать собеседника недалеким и неинтересным. Любые другие темы для разговора представлялись скучными и ненужными, напрягали. Даже размышление на спортивные темы вызывало чувство эмоционального подъема, волнения, возбуждения или релаксации, лицо розовело, глаза начинали блестеть. Во время тренировок достигалось желаемое эмоциональное состояние, возникало ощущение контроля над собой и ситуацией, чувство удовлетворенности. При неприятностях, сниженном настроении респондент отмечал потребность пойти в спортзал, и шел туда. Данное поведение создает иллюзию решения проблем через изменение своего психического состояния искусственным путем, в результате чего человек оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности, что можно квалифицировать как аддиктивное поведение. Мысли, разговоры, действия, связанные с тренировками, вызывают выраженную положительную эмоциональную реакцию, фиксацию на этих переживаниях, стремление к их совершению, даже в ущерб социальной адаптации в обществе.

Выводы

1. Мотивация занятиями спортом для лиц, склонных к формированию зависимости от спорта, связана со сниженной самооценкой и необходимостью самоактуализации. Анализ самооценки и самоотношения у спортсменов с рациональной мотивацией тренировок, по сравнению со спортсменами с аддиктивными мотивациями тренировок, показал, что у первых самооценка существенно выше, а самоотношение значительно гармоничнее.

2. Самоактуализация также лучше выражена у «рациональных» спортсменов, однако аддиктам спорт помогает самоактуализироваться. Занятия болибилдингом - это способ самоактуализации для аддикта, способ обретения зоны комфорта, обретения смысла существования.

3. Выявленные психологические характеристики спортивной аддикции мало отличаются от таковых при других видах аддиктивного поведения, что

135

позволяет считать, что психофизиологические механизмы ее формирования такие же, как при других видах аддиктивного поведения.

Библиографический список:

1. Кабанов Ю.Н., Белобрыкина О.А. Личностные факторы профессионального становления спортсмена // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 5. -С. 243-245.

2. Кабанов Ю.Н. Роль индивидуальных качеств личности в эффективности спортивной деятельности. - Новосибирск: Изд-во СОРАН, 2009. - 142 с.

3. Чухрова М.Г., Леутин В.П. Аддикция: зависимое поведение. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. - 251 с.

4. Lee C.K., Chung N., Bemhard B.J. Examining the Structural Relationships Among Gambling Motivation, Passion, and Consequences of Internet Sports Betting. J. Gambl Stud. 2013 Jul 4.

5. Griffiths M.D. Workaholism is still a useful construct// Addiction Research and Theory. - 2005. - V. 13. - N 2. - P. 97-100.

6. Grant J.E., Potenza M.N., Weinstein A., Gorelick D.A. Introduction to behavioral addictions. Am. J. Drug Alcohol Abuse. 2010 Sep; 36(5):233-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.