22. Я не позволяю моим близким вмешиваться в мое увлечение бодибилдингом.
23. До увлечения бодибилдингом я курил(а) и употреблял(а) спиртное.
24. До увлечения бодибилдингом я имел(а) избыточный вес и проблемы с перееданием.
25. Спорт придает мне такую уверенность в жизни, какой у меня не было до этого.
26. Мне нравится мое красивое тело, и считаю, что оно будет еще красивей.
27. Часто я жертвую важными для меня вещами ради занятия в спортзале.
28. Я считаю себя исключительным человеком.
29. Я не могу сказать, как долго продлится мое увлечение бодибилдингом.
30. «Нет предела совершенству» - правильное изречение.
31. Считаю, что заслужил возможность любоваться своим телом и демонстрировать его.
32. Мне приятно, когда окружающие восхищаются моим телом.
33. Спорт - это моя жизнь.
34. После занятий спортом у меня поднимается настроение.
35. После занятий спортом у меня возникает очень приятная усталость и умиротворение.
Данный опросник создан на основе собственных наблюдений за бодибил-дерами, бесед с ними, а также с целью выявить психологические характеристики спортивной зависимости, которые позволят дифференцировать данную аддик-цию.
Опросник содержит утверждения, характерные для следующих мотиваций:
1 - гедонистическая, связанная с получением положительных эмоций, приятных ощущений в теле во время и после занятий спортом. Данная мотивация, по-видимому, обусловлена физиологическим компонентом и связана с выбросом эндорфинов в ответ на физическую нагрузку, со стимуляцией дофаминового обмена. Утверждения: 1, 6, 7, 8, 34, 35;
2 - рациональная, связанная с когнитивным пониманием важности и необходимости регулярных физических нагрузок, ответственностью за свое здоровье, стремлением с пользой проводить свободное время, один из вариантов времяпровождения. Утверждения: 2, 3, 4, 15, 23, 24, 29;
3 - нарцисстическая, связанная со стремлением улучшить параметры своего тела, потребность в любовании своим телом, демонстрировать его, гордиться своим телом и извлекать из него пользу (возможно). Утверждения: 26, 28, 30, 31, 32;
4 - смыслообразующая и повышающая самооценку, когда занятия бодибилдингом становтся способом доказать себе и окружающим свою значимость, важность, свою способность к преодолению трудностей. Утверждения: 5, 9, 13, 14, 19, 25, 33;
5 - аддиктивная, включающая элементы зависимости от занятий спортом, имеющие сверхценный компонент, с элементами потери контроля за ситуацией, нарушающие социальные взаимодействии, мешающие работе, общению с близкими и т. п. Утверждения: 10, 11, 12, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 27.
Анализ опросника производился путём простого подсчета положительных ответов на утверждения и качественного анализа мотиваций.
Результаты и их обсуждение
При обследовании 250 человек с помощью представленного опросника были выделены 30 человек - 1 группа, в возрасте 21-26 лет, все мужского пола, в качестве условной нормы, которые обнаружили преимущественно рациональные мотивы (не менее 5 положительных ответов на утверждения из шкалы «рациональная мотивация» опросника «Отношение к занятиям в спортзале», и отрицательные ответы на утверждения по шкалам аддиктивная, гедонистическая, смыслообразующая мотивации. А также выделено 30 человек (12 %) - 2 группа, имеющих признаки зависимости от занятий в спортзале, мужчины, в возрасте 24-28 лет. Критерии зависимости: не менее 7 положительных ответов на
Библиографический список
утверждения из шкалы «аддиктивная мотивация», не менее 3 положительных ответов на утверждения из шкалы «гедонистическая мотивация», не менее 3 положительных ответов на утверждения из шкалы «смыслообразующая мотивация» опросника «Отношение к занятиям в спортзале». Все испытуемые подверглись подробному психологическому интервью с целью уточнения мотивов к занятию спортом, анализа личностных особенностей и анамнеза жизни.
Из полученных результатов следует, что одним из аспектов, определяющих личность спортивного аддикта - это потребность преодолеть стереотипы, выделиться, доказать себе и окружающим свою исключительность. Мотивация спортсменов из 2 группы чаще исходила из его личностных проблем, тогда как в 1 группе мотивация занятий спортом чаще была связана с внешними факторами. Респонденты из 2 группы отмечали злость и раздражение при невозможности привычных занятий или противодействии со стороны окружающих этим занятиям. В период интенсивных тренировок они испытывают чувство эйфории, которое служит для компенсации некоторых компонентов ангедонии, от которых они страдают. Они упиваются собственным успехом и занимаются спортом в ущерб основным видам деятельности: учебе, работе, содержанию семьи. Или, напротив, страдают от аффекта неадекватности. Когда их занятия спортом строились, с их собственной точки зрения, на принципах высокой необходимости или же казались им продуманными и продуктивными, а они была восприняты окружающими как бессмысленные, дорогостоящие и ненужные, то тогда такие спортсмены шли на самые неожиданные шаги: расставались с семьей, меняли работу на менее престижную, но которая не мешала увлечению, меняли круг друзей.
Спортсмены из 1 группы были менее мотивированы стремлением к эйфории, и вели такой режим тренировок, который позволял добиваться поставленных целей без ущерба для социальной жизни.
Во всех случаях у лиц с признаками аддиктивного поведения (2 группа) большая часть времени мысли человека были заняты представлениями о реализации занятий в спортзале, которые были эмоционально окрашены, о подготовке к ним, приобретении спортивного питания, о подсчете калорий и содержания белка, необходимого для наращивания мышц, о тренировках и количестве «подходов», о новых упражнениях и необходимости «еще подкачать эту мышцу». На вопрос «зачем?» у респондента возникал ступор, и он начинал считать собеседника недалеким и неинтересным. Любые другие темы для разговора представлялись скучными и ненужными, напрягали. Даже размышление на спортивные темы вызывало чувство эмоционального подъема, волнения, возбуждения или релаксации, лицо розовело, глаза начинали блестеть. Во время тренировок достигалось желаемое эмоциональное состояние, возникало ощущение контроля над собой и ситуацией, чувство удовлетворенности. При неприятностях, сниженном настроении респондент отмечал потребность пойти в спортзал, и шел туда. Данное поведение создает иллюзию решения проблем через изменение своего психического состояния искусственным путем, в результате чего человек оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности, что можно квалифицировать как аддиктивное поведение. Мысли, разговоры, действия, связанные с тренировками, вызывают выраженную положительную эмоциональную реакцию, фиксацию на этих переживаниях, стремление к их совершению, даже в ущерб социальной адаптации в обществе. Можно ли в данном случае говорить об аддиктивной мотивации спорта? В рамках психологической зависимости - да.
Выводы
1. Мотивация занятиями спортом для лиц, склонных к формированию зависимости от спорта, связана с личностными факторами, а у лиц с рациональными мотивациями - с внешними причинами.
2. Занятия болибилдингом для аддикта - это способ обретения зоны комфорта, обретения смысла существования.
3. Выявленные психологические характеристики спортивной аддикции мало отличаются от таковых при других видах аддиктивного поведения, что позволяет считать, что психофизиологические механизмы ее формирования такие же, как при других видах аддиктивного поведения.
1. Кабанов Ю.Н., Белобрыкина О.А. Личностные факторы профессионального становления спортсмена. Мир науки, культуры, образования. 2009; 5: 243 - 245.
2. Кабанов Ю.Н. Роль индивидуальных качеств личности в эффективности спортивной деятельности. Новосибирск: Издательство СОРАН, 2009.
3. Чухрова М.Г., Леутин В.П. Аддикция: зависимое поведение. Новосибирск: Издательство НГПУ 2010.
References
1. Kabanov Yu.N., Belobrykina O.A. Lichnostnye faktory professional'nogo stanovleniya sportsmena. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2009; 5: 243 - 245.
2. Kabanov Yu.N. Rol'individual'nyh kachestv lichnosti v 'effektivnosti sportivnoj deyatel'nosti. Novosibirsk: Izdatel'stvo SORAN, 2009.
3. Chuhrova M.G., Leutin V.P. Addikciya: zavisimoe povedenie. Novosibirsk: Izdatel'stvo NGPU, 2010.
Статья поступила в редакцию 27.11.18
УДК 37+62+612:534.78
Chukhrova M.G., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: mba3@ngs.ru Makukha V.K., Doctor of Sciences (Engineering), Professor, Novosibirsk State Technical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: vkmakukha@eandex.ru Borovikova D.V., postgraduate, Novosibirsk State Technical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: vkmakukha@eandex.ru
EFFECTS OF VOICE DISORDERS ON THE SELF-ASSESSMENT OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN. The aim was to study the influence of voice-over speech disorders on the self-esteem of older preschoolers. The sample consisted of 27 preschool children of the older group at the age of 5-6 years with identified voice and speech disorders (group 1), and 27 preschool children with harmoniously developed speech (group 2 - control). Voice and speech disorders were detected using an automated system. The following methods were used for the study of self-esteem: "Tree" projective technique and "Ladder" test. It is shown that in children with vocal speech disorders, self-esteem is significantly lower than in children with harmoniously developed speech. Voice and speech disorders have a negative effect on self-esteem.
Key words: voice and speech, voice and speech disorders, self-esteem, older preschoolers.
М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф. ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Е-mail: mba3@ngs.ru
В.К. Макуха, д-р техн. наук, проф. ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет», г. Новосибирск,
Е-mail: vkmakukha@eandex.ru
Д.В. Боровикова, аспирант, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет», г. Новосибирск,
Е-mail: vkmakukha@eandex.ru
ВЛИЯНИЕ ГОЛОСОРЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ НА САМООЦЕНКУ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Исследование выполнено при поддержке РФФИ № 17-16-54003.
Цель исследования - изучение влияния голосоречевых нарушений на самооценку старших дошкольников. Выборка составила 27 дошкольников старшей группы в возрасте 5-6 лет с выявленными голосоречевыми нарушениями (1 группа), и 27 дошкольников с гармонично развитой речью (2 группа -контрольная). Голосоречевые нарушения выявлялись с помощью автоматизированной системы. Для исследования самооценки применялись следующие методы: проективная методика «Дерево» и тест «Лесенка». Показано, что у детей с голосоречевыми нарушения самооценка достоверно ниже, чем у детей с гармонично развитой речью. Голосоречевые нарушения негативно влияют на самооценку.
Ключевые слова: голос и речь, голосоречевые нарушения, самооценка, старшие дошкольники.
Самооценка - это оценка личностью своего потенциала, своих качеств и положения относительно других людей, это важнейший регулятор поведения человека. Формирование самооценки начинается уже на ранних этапах развития, в дошкольном возрасте. Л.И. Божович рассматривает самооценку как психологическое новообразование дошкольного возраста, важный элемент мотивацион-но-потребностной сферы личности ребёнка [1]. В старшем дошкольном возрасте у ребёнка зарождается понимание возможностей собственных действий. В этот период он начинает осознавать, что его способы общения с окружающими при помощи речи имеют определяющее значение, что речь - это важный инструмент общения. Голосоречевая несостоятельность, вероятно, может оказывать влияние на качество коммуникаций и, таким образом, влиять на самооценку ребёнка.
Целью исследования было изучение влияния голосоречевых нарушений на самооценку старших дошкольников.
Методы. Исследование проводилось на базе одного муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска. Выборка составила 27 дошкольников старшей группы в возрасте 5-6 лет с выявленными голосоречевыми нарушениями (1 группа), и 27 дошкольников с гармонично развитой речью (2 группа - контрольная). Характер развития речи был диагностирован с помощью автоматизированного комплекса [2]. Критерии оценки голоса и речи изложены в [3]. Работа с детьми проводилась в индивидуальном порядке, с письменного согласия родителей. Для исследования самооценки применялись следующие методы: проективная методика «Дерево» (авт. Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко) и тест «Лесенка» [4].
Результаты. Проективная методика «Дерево» показала следующие результаты в сравниваемых группах. Так, по шкале «Я - реальный» среди испытуемых 1 группы высокий уровень самооценки - позицию № 20 - выбрал только 1 ребёнок (3,7%). Позиции 13, 21, характеризующие замкнутость, тревожность, отстраненность выбрали 11 детей (40,7%). Отстраненность, уход в себя (позиция 8) выбрали 3 человека (11,1%). Утомляемость, общую слабость, застенчивость,
малый запас сил (позиция № 5) показали 8 ребятишек (29,6%). Позиции 4, 9, 10, 15, которые в целом характеризуют нормальную адаптацию: устойчивое положение в коллективе, мотивацию на развлечения, комфортное состояние, - показали еще 4 ребёнка (14,8%). Таким образом, среди 27 детей с голосоречевыми нарушениями 5 человек (19%) выявили высокую самооценку (позиции 20, 4, 9, 10, 15) - что означает стремление к лидерству, потребность, чтобы окружающие прислушивались именно к ним, желание быть первым., а 8 человек (30%) показали нарушения адаптации, связанные с психосоматическим (5 позиция) и психоэмоциональным компонентами (8, 13, 21 позиции). Это дети со склонностью к внутренним тревогам, они замкнуты, не любят общения с другими детьми. Этим детям тяжело заводить себе друзей, у них низкая самооценка. Остальные 14 детей (52%) были в целом хорошо адаптированы в детском коллективе (рис. 2). По шкале «Я-идеальный» были получены следующие результаты: 22% детей стремятся быть лидерами. Самооценка среднего уровня у 63%. И низкий уровень показали 15% детей (рис. 1).
У детей с гармонично развитой речью (группа 2) шкалы «Я - реальный» и «Я-идеальный» практически не отличались друг от друга. Высокая самооценка выявлена у 12 чел. (44%), а адекватная у остальных 56% (15 чел.). Совпадение результатов по двум шкалам свидетельствует о внутренней гармонии и хорошей адаптации этой группы дошкольников.
При обработке данных по методике «Лесенка» в 1 группе были получены следующие результаты, представленные на рис. 2. По шкале «Самооценка» 59% детей без стеснения дали себе завышенную самооценку. На вопрос: «Почему ты хочешь быть на этой ступеньке?», дети отвечали: «Здесь должны быть самые хорошие, и я тоже хочу быть с ними», «Хочу, чтоб меня любили, а все любят самых хороших». 22% детей отметили себя на ступеньке с адекватной самооценкой, это дети с положительным отношением к себе. Они объясняли свой выбор так: «Я хороший, потому что я помогаю взрослым», «Я хороший, потому что хорошо себя веду» и т. д. Это нормальный сценарий становления самооценки. Низкую
I высокая I адекватная ■ низкая
(N и")
m
I
Я-Р ЕАЛЬН ЫИ
Я - ИДЕАЛ ЬН ЫЙ
Рис. 1. Степень выраженности самооценки детей 1 группы по методике «Дерево»
■ за вышенная ■ адекватная ■ низкая ■ заниженная ■ Р.заниженная
СП LH 1 (N С" Iii ю U1 LTl r-v
САМООЦЕНКА ОЦЕНКА
Рис. 2. Степень выраженности показателей самооценки при использовании методики «Лесенка» в 1 группе
самооценку показали 19% детей (5 чел.). Опасность заключается в том, что низкая самооценка может закрепиться у ребёнка на всю жизнь, и он, возможно, не раскроет своих способностей, талантов, задатков, сделает из своей жизни череду проблем, опираясь на мысль: «Я недостаточно хороший, значит, у меня все будет плохо».
Шкала «Оценка» показала следующий результат. На вопрос: «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама?» 11% детей сказали, что мама оценит их высоко, потому, что они хорошие. 56% детей решили, что мама поставит их на ступеньку, которая имеет адекватный уровень самооценки. На момент опроса 11% детей дали себе низкую самооценку. Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, а таких детей 15%, имеют несколько заниженную самооценку. Обычно это связано с определённой психологической проблемой, либо, по нашему мнению, с голосоречевыми нарушениями. На ступеньку №7 поставили себя 7% детей (2 чел.), что говорит о категорично заниженной самооценке. Ребёнок, выбирающий самую нижнюю ступеньку, пребывает в ситуации дезадаптации и эмоционального неблагополучия. Когда ребёнок ставит себя на самую вершину лесенки или на одну из 2-х нижних ступеней, это можно расценивать как тревожный при-
Библиографический список
знак. Нормальным для детей среднего и старшего дошкольного возраста считается размещение себя на ступеньках 3-6. Это распределение показали дети из 2, контрольной группы, с гармонично развитой речью (Рис. 2).
Таким образом, самооценка ребёнка дошкольного возраста является важным индивидуальным образованием, которое принимает значимое участие в регуляции ребёнком поведения и активной деятельности, а голосоречевые нарушения негативно влияют на самооценку. У большинства детей с гармонично развитой речью самооценка дифференцирована, адекватна и высока, чего нельзя сказать про детей с голосоречевыми нарушениями, которые обнаруживают низкую или заниженную самооценку. При голосоречевых нарушениях ребёнок чувствует себя неуверенным в запросах общества, что сказывается на его самооценке. Ранее нами было показано, что влияние голоса и речи велико также и для психофизического развития ребёнка: при голосоречевых нарушениях страдает психоэмоциональная и соматопсихическая сферы [5], в связи с чем своевременная диагностика и коррекция голосоведения являются необходимыми звеньями в медико-психолого-педагогическом сопровождении молодого поколения.
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Москва, 2007.
2. Воронин Е.М., Дериглазов С.С., Ламтюгин Д.В., Макуха В.К., Марков А.В., Фетисова О.Г. Способ выявления патологии голосоведения в речи. Патент на изобретение № 2433488, зарегистрирован 10 нояб. 2011 г.
3. Калинин А.В., Макуха В.К., Фетисова О.Г Анализ и классификация временных характеристик голосоречевых образцов у детей. Мир науки, культуры, образования. 2013; 3: 190 - 193.
4. Альманах психологических тестов. Под редакцией В.В. Агибалова. Москва: «КСП», 2006.
5. Макуха В.К., Фетисова О.Г, Дериглазов С.С., Чухрова М.Г. Объективизация голосоречеобразования у детей: постановка проблемы. Мир науки, культуры, образования. 2010; 6 (25); Часть 2: 210 - 212.
References
1. Bozhovich L.I. Lichnost' iee formirovanie v detskom vozraste. Moskva, 2007.
2. Voronin E.M., Deriglazov S.S., Lamtyugin D.V., Makuha V.K., Markov A.V., Fetisova O.G. Sposob vyyavleniya patologii golosovedeniya v rechi. Patent na izobretenie № 2433488, zaregistrirovan 10 noyab. 2011 g.
3. Kalinin A.V., Makuha V.K., Fetisova O.G. Analiz i klassifikaciya vremennyh harakteristik golosorechevyh obrazcov u detej. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2013; 3: 190 - 193.
4. Al'manah psihologicheskih testov. Pod redakciej V.V. Agibalova. Moskva: «KSP», 2006.
5. Makuha V.K., Fetisova O.G., Deriglazov S.S., Chuhrova M.G. Ob'ektivizaciya golosorecheobrazovaniya u detej: postanovka problemy. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2010; 6 (25); Chast' 2: 210 - 212.
Статья поступила в редакцию 26.11.18
УДК 159
Shklyar N.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Sholom-Aleichem Priamursky State University (Birobidzhan, Russia), E-mail: kor.ped@mail.ru Dunaeva E.S., senior lecturer, Department of Correctional Pedagogy, Psychology and Speech Therapy, Sholom-Aleichem Priamursky State University (Birobidzhan, Russia), E-mail: ekaterina.dunaeva.@mail.ru
Vysotina A.N., undergraduate, Sholom-Aleichem Priamursky State University (Birobidzhan, Russia), E-mail: alina_vysotina@mail.ru
CORRECTION WORK IN EMOTIONAL UPBRINGING OF PRESCHOOL CHILDREN WITH AUTISTIC DISORDERS. The article highlights issues providing correction assistance to children of preschool age with autistic disorders. The activation of the emotional sphere of children in this category is a necessary condition for self-realization of a child with autism. Emotional development is the most important component of personal development and provides the necessary social and psychological adaptation of such a child in the world around him. Subject of the research is correctional work on the emotional development of preschoolers with autism. The experimental bases of the research is a children's center "Elephant", a school of the development of "Learn it!" at Priamursky State University n.a. Sho-lom-Aleichem (Birobidzhan, Jewish Autonomous Oblast). 20 children of the preschool age with autistic disorder at the age of 5-6 took part in the correctional and developmental classes. The techniques and methods of correctional work on the development of the emotional sphere of preschool children during special (correctional) classes are presented. The conducted corrective work has shown a positive trend, which indicates its effectiveness. Key words: correctional work, preschool age, early childhood autism, emotional sphere.
Н.В. Шкляр, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема», г. Биробиджан, Е-mail: kor.ped@mail.ru
Е.С. Дунаева, ст. преп. каф. коррекционной педагогики, психологии и логопедии, ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема», г. Биробиджан, Е-mail: ekaterina.dunaeva.@mail.ru
А.Н. Высотина, магистрант, «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема», г. Биробиджан, Е-mail: alina_vysotina@mail.ru