ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ И САМООТНОШЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ
Кандидат психологических наук, преподаватель Н. А. Бондаренко
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар
в статье рассматриваются результаты исследования того, как оценка приемлемости избранного вида спорта для мужчин и женщин влияет на самоотношение и мотивацию спортивной деятельности. Установлены генерализованные и избирательные влияния указанного фактора. Показано, что соответствие избранного вида спорта гендерным стереотипам способствует формированию адекватного психологического пола спортсменов, а несоответствие затрудняет этот процесс, снижает уверенность спортсменов в своих силах. Регулирующее влияние психологического пола на мотивацию и самоотношение спортсменов зависит от гендерной приемлемости избранного вида спорта.
Ключевые слова: гендер, фемининность, маскулинность, мотивация, самоотношение, спортивная деятельность.
Современная психология исходит из того, что развитие психических качеств, способов поведения не имеет жестких биологических предписаний, а формируется в ходе социализации, усвоения образцов культуры. Понимание специфической роли социума в процессе формирования у личности ее психологического пола фиксируется термином «гендер». Под «тендером» понимается социальный или психологический пол, формируемый в процессе социализации личности [1, 5]. Активно разрабатываясь в социологии и социальной психологии, понятие «гендер» расширилось, означая уже и комплекс культурных символов, связанных с половым диморфизмом, и систему по-лоролевых норм и представлений, и полоролевую дифференциацию общественных отношений, и личностные особенности человека [4]. Гендер как психологический пол является одной из базовых характеристик личности, обусловливающих психологическое и социальное развитие человека, весь его жизненный путь.
Выступая в качестве неотъемлемой составляющей личности, психологический пол можно определить как системное качество, обусловленное биологически заданной половой принадлежностью индивида, этнокультурными традициями воспитания, структурой социально значимой деятельности и полоролевыми нормами общества, определяющими индивидуальные характеристики, особенности поведения, способы действия, социальные
позиции и установки, иерархию моти-вационных линий личности [3].
На современном этапе развития представлений о проявлениях психологического пола принято выделять: маскулинный психологический пол - если в индивидуальных чертах личности, особенностях поведения проявляются нормативные характеристики мужской половой роли в обществе; фемининный психологический пол - соответствие указанных особенностей личности нормативным характеристикам женской половой роли; андрогинный психологический пол - проявление человеком одновременно фемининных и макулинных черт при адекватном половом самосознании и отчетливой половой идентичности, что позволяет ему менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно мужских занятий к женским, и наоборот; недифференцированный психологический пол личности - отсутствие или недостаточность проявления индивидом качеств как мужественности, так и женственности.
Спорт как социальный институт формирует личность, способную быстро адаптироваться в изменяющемся мире. Внутри самого спорта существует полоролевая иерархия, которая делит его на «мужские» и «женские» виды спорта в зависимости от стереотипов. По-прежнему существуют очень жесткие представления о том, какие виды спорта приемлемы для девушек и женщин, а какие не подходят. Спортивные успехи женщин часто признаются недостаточно, поэтому для них более значимым становится хорошее выполнение служебных обязанностей [8].
Поскольку спорт считается институтом социализации, способствующим усвоению стереотипов мужского поведения, так как в основном формирует мужские качества, то степень соответствия избранного вида спорта гендерным стереотипам мужественности и женственности влияет на уверенность в себе спортсменов разного пола и уровень испытываемой ими предсоревновательной тревоги [6]. Обычно мужчина-спортсмен представляется физически сильным, крепким, доминантным, в то время как женщина-спортсменка привлекательной, грациозной, пассивной. Для женщин в большей степени приветствуются такие виды спорта, в которых можно проявить артистичность, эмоциональность, технику владения телом (то есть традиционно женские качества): фигурное катание, синхронное плавание, гимнастика и т. д. Отнесение
спорта к мужским занятиям повышает вероятность по-лоролевого конфликта у женщин-спортсменок, которые одновременно стремятся и к соответствию стереотипам женственности, и к высоким спортивным результатам, требующим проявления «мужских» личностных качеств и стратегий поведения [7].
Рост числа женщин, занимающихся спортом, включение женщин в занятия традиционно мужскими видами спорта указывают, на первый взгляд, на лояльное отношение общества к этому явлению. Однако протесты против занятий «мужскими» видами спорта женщин и не менее активное неприятие включения мужчин в занятия «женскими» видами спорта (например, синхронным плаванием) говорят о сохранении традиционных взглядов на полоролевую специфичность различных видов спорта. Вследствие этого существенным долговременным регулятором деятельности спортсменов может быть оценка
приемлемости избранного вида спорта для их пола. Это побуждает к исследованию регулирующего влияния на спортсменов полоролевых стереотипов, в которых аккумулированы сложившиеся в определенной социокультурной среде устойчивых представлений о содержании социальных ролей мужчин и женщин.
Для достижения высоких результатов в спорте необходимо формирование оптимального мотивационного потенциала личности, на фоне которого актуализировалась бы вся система мотивации, поэтому важно иметь представление об особенностях мотивации занятий спортом у спортсменов разного пола.
Сравнение спортсменов обоего пола, занимающихся в разной степени гендерно приемлемыми для мужчин и для женщин видами спорта, позволило нам установить, что женщины-спортсменки, занимающиеся гендерно нейтральными видами спорта, продемонстрировали более
Таблица 1
Средние показатели самооценки спортсменов разного пола и спортивной специализации (баллы) (х±б)
№ п/п Параметры самооценки Гандбол (п=25) Пулевая стрельба, прыжки на батуте (п=25) Гандбол (п=27) Пулевая стрельба, прыжки на батуте (п=21)
мужчины мужчины женщины женщины
1 Уровень спортивных достижений в данный момент 60,6±28,7 61,9±24,8 50,1±19,9 64,8±23,7
2 Уверенность в достижении высоких спортивных результатов 61,5±37,2 69,9±235 55,2±32,6 73,8±25,0
3 Уверенность, что в спорте достигнет всего, чего захочет 66,5±30,4 47,9±41,8 59,2±33,8 75,4±19,6
№ п/п Параметры Гандбол (п=25) Пулевая стрельба, прыжки на батуте (п=25) Гандбол (п=27) Пулевая стрельба, прыжки на батуте (п=21)
мужчины мужчины женщины женщины
При достижении важной цели в спорте, в какой мере спортсмен стремится победить, чтобы:
1 повысить самоуважение 82,4±15,6 57,1±27,6 75,9±17,7 84,8±17,5
2 повысить свой авторитет в глазах других 74,8±20,4 76,9±18,0 63,2±23,7 75,5±16,7
3 повысить свое материальное благополучие 87,3±11,3 57,1±29,4 53,6±28,2 59,1±30,9
4 повысить свою уверенность в достижении самой главной спортивной цели 84,3±17,6 59,7±34,4 81,1±22,3 88,2±14,4
Боязнь поражения связана с:
1 снижением самоуважения 38,1±31,6 67,8±33,6 32,4±30,2 56,6±29,7
2 снижением своего авторитета в глазах других людей 47,5±32,4 34,7±28,1 27,8±28,0 35,0±23,0
3 утратой уверенности в возможности достижения своей самой главной спортивной цели 42,4±30,5 39,6±31,0 51,1±32,0 65,526,3
4 сожалением о напрасно принесенных «жертвах» 33,1±31,6 45,6±35,9 25,6±27,1 33,734,7
Примечание: жирным шрифтом выделены зНачимые различия (р<0,05).
Примечание: жирным шрифтом выделены значимые различия (р<0,05).
Таблица 2
Средние значения показателей значимости успехов и поражений спортсменов разного пола
и спортивной специализации (баллы)(х±б)
высокую самооценку, чем мужчины-спортсмены. У спортсменок, занимающихся пулевой стрельбой и прыжками на батуте, показатели самооценки выше, чем у гандболисток и мужчин-спортсменов обоих исследованных групп (табл. 3). Вследствие того, что пулевая стрельба и прыжки на батуте гендерно нейтральные виды спорта и у женщин больше возможности усваивать гендерную роль, можно предположить, что они не испытывают неуверенности в собственных силах, в отличие от женщин-гандболисток, показатели у которых гораздо меньше по значениям.
В группе мужчин-спортсменов нами установлены достоверные различия только по одному показателю - уверенности в достижении желаемых результатов в спорте. У спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой и прыжками на батуте, эта уверенность гораздо ниже, чем у гандболистов. Можно предположить, что гандбол как вид спорта полностью соответствующий стереотипу мужественности, способствует повышению уверенности в себе гандболистов больше, чем у спортсменов, занимающихся гендерно нейтральными видами спорта, где в одинаковой степени важны и маскулинные и феминные качества (табл. 1).
Гендерная приемлемость в спорте сказывается на характере атрибуции успехов. В гандболе мужчины достоверно выше, чем женщины оценивают обусловленность успехов с собственными способностями. В группе спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой и прыжками на батуте, достоверно более выше (р<0,05) оценка взаимосвязи достижений с собственными способностями у женщин.
Сравнение групп мужчин-спортсменов, занимающихся в разной степени гендерно приемлемыми для мужчин и для женщин видами спорта, позволило нам установить, что показатели значимости успехов и поражений у гандболистов достоверно выше (р<0,05), чем у спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой и прыжками на батуте. Гандболисты стремятся к победе для повышения своего материального благополучия, повышения самоуважения и реализации заветной спортивной «сверхцели» в большей степени. Кроме того, гандболисты в меньшей степени, чем стрелки и батутисты, связывают свои поражения со снижением самоуважения, потерей авторитета в глазах других людей и теми «жертвами», которые неизбежны в спорте. Это может означать, что гандболисты более ориентированы на достижение успеха, чем спортсмены, занимающиеся гендерно нейтральными видами спорта (табл. 2).
Анализируя данные, полученные в группе спортсменок, занимающихся в разной степени гендерно приемлемыми для мужчин и для женщин видами спорта, можно сказать, что показатели факторов значимости успехов и поражений у гандболисток достоверно ниже (р<0,05), чем у спортсменок, занимающихся пулевой стрельбой и прыжками на батуте. Гандболистки ставят перед собой более простые, доступные цели и задачи, следовательно, они в большей степени, чем женщины-стрелки и бату-тистки, ориентированы на избегание неудач, что, в свою очередь, может быть условием поддержания самооценки
и уверенности в себе у женщин-гандболисток (табл. 2).
Анализируя данные, приведенные в таблице 3, можно сказать, что показатели мотивации занятий спортом в группе мужчин-спортсменов разной спортивной специализации неодинаковые и позволяют выявить наиболее важные для каждой группы спортсменов мотиваторы (р<0,05). У гандболистов побуждающими к занятиям спортом являются следующие мотивы: возможность самосовершенствования и достижение материальных благ. Чтобы реализовать намеченные цели, они готовы не только рисковать, но и многим пожертвовать, в том числе здоровьем, даже если на их пути возникнут тяжелые потери и неудачи.
Для спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой и прыжками на батуте, мотиваторами в спортивной деятельности являются другие факторы: возможность интересно и приятно проводить время, устанавливать новые дружеские контакты; повышение авторитета в глазах других людей, чтобы ими восхищались; перспектива связать свою дальнейшую жизнь со спортом. Чтобы достигнуть намеченных целей, они в меньшей степени готовы идти на жертвы и рисковать, чем гандболисты. Можно сказать, что гандболисты в большей степени, чем стрелки и батутисты, ориентированы на достижение успеха. Для гандболистов ведущим мотивом является достижение личных материальных благ, а для стрелков и батутистов - это возможность устанавливать новые дружеские контакты, интересно проводить время (табл. 3).
Сравнивая показатели мотивации занятий спортом у женщин, занимающихся в разной степени гендерно приемлемыми для мужчин и для женщин видами спорта, нами установлено, что спортсменки, занимающиеся гендерно нейтральными видами спорта, продемонстрировали более высокие показатели мотивации занятий спортом (р<0,05), чем гандболистки. Нами было установлено, что доминирующим мотивом для них является достижение самых высоких результатов в спорте. Женщины-стрелки и батутистки занимаются спортом ради самосовершенствования, повышения собственного авторитета в глазах других людей, возможности устанавливать новые дружеские контакты и вообще, ради удовольствия, которое они получают от занятий спортом. Они в меньшей степени (р<0,05), чем гандболистки готовы идти на жертвы для достижения высоких спортивных результатов, что может быть связано с гендерной спецификой спорта, которым занимаются женщины-стрелки и батутистки. Гандболист-кам нравится заниматься спортом, они стремятся достигнуть высоких спортивных результатов и готовы на любые жертвы, чтобы достигнуть заветной цели. В одинаковой степени спортсменки разной спортивной специализации не планируют свою дальнейшую жизнь связывать со спортом, и они не склонны рисковать ради возможного достижения самого большого успеха в спорте (р<0,05) (табл. 3).
Представляет интерес, на наш взгляд, анализ структуры мотивации у спортсменов разного пола, занимающихся гендерно разными видами спорта, с точки зрения существующих теорий генерализованных влияний
Примечание: жирным шрифтом указаны достоверные различия ( р<0,05).
Таблица 4
Средние показатели самооценки спортсменов разного пола, занимающихся различными по гендерной
приемлемости видами спорта (баллы) (х±б)
Таблица 3
Средние показатели мотивации занятий спортом спортсменов разного пола и разной спортивной специализации (баллы) (х±б)
№ п/п Параметры мотивации Гандбол (п=25) Пулевая стрельба, прыжки на батуте (п=25) Гандбол (п=27) Пулевая стрельба, прыжки на батуте (п=21)
мужчины мужчины женщины женщины
1. Занимается спортом ради:
а) достижения самых высоких результатов 80,3±25,3 84,5±20,5 75,1±31,5 92,3±10,2
б) возможности устанавливать многочисленные дружественные контакты 60,6±35,5 92,6±10,2 45,9±30,2 61,4±29,2
в) самосовершенствования 70,3±29,4 58,2±32,7 66,8±24,8 73,2±33,7
г) удовольствия от самого процесса занятий спортом 74,9±28,3 72,6±22,8 77,9±22,5 67,3±32,4
д) повышения собственного авторитета в глазах других людей 64,3±29,8 77,1±17,7 49,1±23,3 70,9±17,3
е) достижения личных материальных благ 88,5±9,83 61,5±29,3 62,1±28,0 64,9±29,3
ж) того, чтобы навсегда связать свою жизнь со спортом 39,6±35,8 61,7±32,3 35,6±32,1 36,7±27,9
2. Стоит ли многим «жертвовать» для достижения большого успеха в спорте 71,0±32,1 52,5±29,7 73,2±19,0 66,5±33,2
3. Склонность к осторожности 30,3±32,0 45,5±30,4 28,9±30,5 27,7±30,8
Параметры самооценки Гандбол Пулевая стрельба, прыжки на батуте
мужчины (п=25) женщины (п=27) мужчины (п=25) женщины (п=21)
Уровень спортивных достижений в данный момент 60,6±28,7 50,1±19,9 61,9±24,8 64,8±23,7
Уверенность в достижении высоких спортивных результатов 61,5±37,2 55,2±32,6 69,9±235 73,8±25,0
Уверенность, что в спорте достигнет всего, чего захочет 66,5±30,4 59,2±33,8 47,9±41,8 75,4±19,6
Примечание: жирным шрифтом указаны достоверные различия ( р<0,05).
полоролевых стереотипов и концепции «ситуативной уязвимости» [6]. Согласно первой точке зрения влияние полоролевых стереотипов универсально и не зависит от специфики деятельности, в которую человек включен (например, сочувствие у женщин и выдержка у мужчин). Согласно второй точке зрения у лиц обоего пола при включении в неподходящий для их пола вид деятельности происходит утрата уверенности в себе.
Фактор «ситуативной уязвимости» проявляется в более высокой оценке своих спортивных достижений мужчинами-гандболистами по сравнению с женщинами-гандболистками и в более высокой оценке уверенности в своих будущих достижениях у женщин, занимающихся гендерно нейтральными видами спорта, по сравнению с мужчинами в этих же видах спорта (табл. 4).
Анализ причин значимости побед и поражений гово-
рит о том, что часть различий между мужчинами и женщинами, занимающимися в разной степени гендерно приемлемыми видами спорта, может быть объяснена с точки зрения концепции «ситуативной уязвимости», в то время как ряд различий отражает генерализованное влияние гендерных стереотипов на мотивацию спортсменов разного пола (табл. 5).
Различия в возможности повышения самоуважения через занятия спортом можно объяснить с точки зрения «ситуативной уязвимости», поскольку у мужчин-гандболистов желание победить, чтобы повысить свое самоуважение и авторитет в глазах других людей выше, чем у женщин-гандболисток, в то время как у женщин, занимающихся пулевой стрельбой и прыжками на батуте, стремление победить, чтобы повысить самоуважение, выше, чем у мужчин-стрелков и батутистов.
Примечание: жирным шрифтом указаны достоверные различия ( р<0,05).
Таблица 6
Средние показатели условий достижения успеха у спортсменов разного пола, занимающихся различными по гендерной приемлемости видами спорта (баллы) (х±б)
Таблица 5
Средние показатели факторов значимости успехов и поражений спортсменов разного пола, занимающихся различными по гендерной приемлемости видами спорта (баллы) (x±ö)
Параметры Гандбол Пулевая стрельба, прыжки на батуте
мужчины (n=25) женщины (n=27) мужчины (n=25) женщины (n=21)
При достижении важной цели в спорте, в какой мере спортсмен стремится победить, чтобы:
повысить самоуважение 82,4±15,6 75,9±17,7 57,1±27,6 84,8±17,5
повысить свой авторитет в глазах других 74,8±20,4 63,2±23,7 76,9±18,0 75,5±16,7
повысить свое материальное благополучие 87,3±11,3 53,6±28,2 57,1±29,4 59,1±30,9
повысить свою уверенность в достижении самой главной спортивной цели 84,3±17,6 81,1±22,3 59,7±34,4 88,2±14,4
Боязнь поражения связана с:
снижением своего авторитета в глазах других людей 47,5±32,4 27,8±28,0 34,7±28,1 35,0±23,0
утратой уверенности в возможности достижения своей самой главной спортивной цели 42,4±30,5 51,1±32,0 39,6±31,0 65,526,3
сожалением о напрасно принесенных «жертвах» 33,1±31,6 25,6±27,1 45,6±35,9 33,734,7
Параметры мотивации Гандбол Пулевая стрельба, прыжки на батуте
мужчины женщины мужчины женщины
В какой мере спортсменам хватает для достижения самых больших высот в спо рте:
собственного спортивного таланта 55,1±34,6 46,5±27,7 60,3±32,5 69,3±34,6
умения «собраться» и «выложиться» в нужный момент 54,0±33,8 44,8±22,2 85,6±14,5 51,8±39,4
хладнокровия, выдержки перед стартом 62,6±28,1 49,8±23,2 78,6±19,6 57,9±38,6
правильного руководства и помощи тренера 39,7±29,6 56,3±31,7 75,1±23,5 75,3±31,3
поддержки и сочувствия товарищей по команде 64,3±35,7 76,6±15,9 63,3±28,2 72,6±27,3
хороших условий и организации учебно-тренировочного процесса 41,2±34,1 67,4±27,1 71,3±27,4 52,4±36,2
Примечание: жирным шрифтом указаны достоверные различия ( р<0,05).
Однако есть различия в оценках мотивационных компонентов в группе мужчин и женщин спортсменов, которые можно объяснить генерализованным влиянием поло-ролевых стереотипов. На это указывают более высокие показатели опасения утраты уверенности в достижении желаемых спортивных результатов вследствие поражения у женщин-спортсменок, чем у мужчин-спортсменов, а также более высокие показатели сожаления о напрасно принесенных «жертвах» у мужчин-спортсменов по сравнению с женщинами-спортсменками (табл. 5).
Генерализованным влиянием гендерных стереотипов можно объяснить более значимое оценивание поддержки и сочувствия товарищей по команде, которое проявляется в обеих группах у женщин-спортсменок и более высокие оценки умения «собраться» и «выложиться» в нужный момент, хладнокровия и выдержки перед стартом
у мужчин-спортсменов. Разницу в оценках собственного спортивного таланта спортсменами разного пола можно к отнести к «ситуативной уязвимости», поскольку мужчины-гандболисты более высоко, чем женщины-гандболис-тки, оценили свой спортивный талант, в то время как в гендерно нейтральных видах спорта оценка спортивного таланта выше у женщин-спортсменок по сравнению с мужчинами-спортсменами (табл. 6).
Таким образом, можно сказать, что на мотивацию спортивной деятельности спортсменов разного пола, занимающихся разными с точки зрения гендерной приемлемости видами спорта, гендерные стереотипы оказывают как генерализованное влияние, проявляющееся независимо от вида спорта, так и избирательное, которое обозначается как фактор «ситуативной уязвимости».
Недостаточное внимание к влиянию полоролевых
стереотипов на мотивацию занятий спортом и самоотношение спортсменок, включенных в мало приемлемый для их психологического пола вид спорта, определило необходимость внесения в тренировочный процесс специфических компонентов, направленных на сглаживание этого влияния. Исходя из этого, мы предложили программу тренинга уверенности, состоящую из 24 занятий. Участие в тренинге приняли девушки-гандболистки ДЮСШ олимпийского резерва по игровым видам спорта. Методической задачей проведения тренинга было установление возможности его органичного включения в тренировочный процесс. Несмотря на кратковременность тренинга, он дал позитивный результат.
Перед началом тренинга было проведено тестирование, в ходе которого получены исходные показатели уровня маскулинности и фемининности девушек-гандбо-листок.
По результатам исследования девушки продемонстрировали достаточно высокий уровень маскулинности (68,19 балла) и значительно более низкий уровень феми-нинности (60,9 балла), что может быть следствием вклю-
чения девушек в «мужской» вид деятельности и востребованности маскулинных качеств в гандболе.
После проведения тренинга произошли достоверные изменения показателей маскулинности и фемининности спортсменок (табл. 7).
Тренинговые занятия способствовали более полному осознанию девушками-спортсменками своего психологического пола: уровень маскулинности значительно снизился, а уровень фемининности возрос. Можно предположить, что тренинговые занятия позволяют девушкам-спортсменкам более полно понять свою психологическую природу и рассматривать себя не с силовой позиции, так необходимой в гандболе, а исходя из стереотипов женственности, существующих в обществе.
Кроме этого, после проведения тренинга наблюдаются достоверные изменения показателей самоотношения (табл. 8). Рост позитивного самоотношения к себе со стороны других и снижение «самообвинения» и «внутренней конфликтности» свидетельствуют о положительном изменении уровня самоотношения спортсменок. По остальным шкалам наметилась тенденция к снижению.
Таблица 7
Средние показатели психологического пола до и после тренинга у спортсменок (баллы) (х±б) (п=21)
Показатели До тренинга После тренинга Р
Маскулинность 68,19±11,8 63,66±10,12 <0,05
Фемининность 60,9±10,3 66,52±8,75 <0,05
Таблица 8
Средние показатели шкал самоотношения спортсменок до и после тренинга (стены) (х±б) (п=21)
Показатели До тренинга После тренинга Р
Закрытость-открытость 6,14±0,9 6,18±0,7
Самоуверенность 6,52±0,3 8,11±0,9 <0,05
Саморуководство 6,62±0,6 6,81±0,3 <0,05
Ожидаемое отношение других 5,76±1,6 6,95±0,8 <0,05
Самоценность 7,14±0,8 8,62±0,4 <0,05
Самопринятие 6,67±0,4 8,19±1,2 <0,05
Самопривязанность 6,14±0,1 5,9±0,5
Внутренняя конфликтность 5,81±1,8 5,7±1,2
Самообвинение 6,05±0,3 5,38±0,2
Таблица 9
Средние показатели предпочитаемых стратегий преодоления у спортсменок после тренинга (баллы) (х±5) (п=21)
Показатели Средние значения
Ассертивные действия 16,62±2,32
Вступление в социальный контакт 20,81±2,65
Поиск социальной поддержки 23,38±4,16
Осторожные действия 18,14±2,86
Импульсивные действия 20,28±2,98
Избегание 17,81±3,46
Непрямые действия 20,90±2,18
Асоциальные действия 20,52±3,63
Агрессивные действия 22,71±3,09
Примечание: жирным шрифтом выделены высокие значения.
Для определения эффективности тренинга мы протестировали спортсменок по опроснику «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций». Анализируя данные (табл. 9), полученные в результате тестирования, можно сказать, что наиболее часто используемые стратегии поведения у девушек - это «вступление в социальный контакт», «импульсивные действия», «непрямые» и «агрессивные» действия.
Высокие оценки (22,71 балла) по такому показателю, как «агрессивные действия», можно отнести к желанию девушек активно о себе заявлять, проявляя тем самым уверенность поведения. Несмотря на усвоение маскулинных моделей поведения, у девушек сохраняется фе-минная ориентация на поддержание взаимоотношений с социальным окружением. Наличие социальной поддержки дает возможность сохранить собственные силы, которые в противном случае были бы потрачены на противостояние.
Таким образом, возможно изменение самоотношения к себе спортсменок за счет включения в занятия психологического сопровождения в виде тренинговых занятий, направленных на повышение уверенности в себе, изменение самоотношения к себе, осознания своего психологического пола. Результаты свидетельствуют о положительном влиянии психологического сопровождения деятельности спортсменок на реалистичность самоотношения и принятие социальной поддержки от окружающих.
Результаты исследования привлекают внимание к необходимости внесения специфических компонентов в тренировку как девушек, так и юношей, которые учитывали бы влияние полоролевых стереотипов на их поведение и отношение к различным составляющим тренировочного процесса. Особое внимание следует уделить формированию позитивного самоотношения, расширению представлений подростков о себе и своих
возможностях, развитию адекватного уровня самооценки, формированию новых стратегий поведения. Девочки, включенные в занятия гендерно неспецифичными для их пола видами спорта, нуждаются в психологической поддержке со стороны тренера и взрослых. Необходимо способствовать развитию у подростков позитивного самоотношения, повышению степени принятия себя как личностей, повышению уровня уверенности в себе и своих возможностях, формированию новых конструктивных форм поведения.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера как феминистская теория. Женщина. Гендер. Культура. - М., 1999. - С. 46-65.
2. Истягина-Елисеева Е. А. Женская эмансипация как фактор развития международного физкультурно-спортивного движения 1860-1920 гг. // Теория и практика физической культуры.
- 2000. - № 6. - С. 9-12.
3. Лопухова О. Г. Психологический пол личности: адаптация диагностической методики // Прикладная психология. - 2001. -№ 3.- С. 57-67.
4. Репина Л. П. Гендерная история: проблемы и методы исследования // Новая и новейшая история. - 1999. - № 6. - С. 41-58.
5. Gentil D. A. Just what are sex and gender, anyway? A call for a new terminological standard // Psychological Science, 1993.
- 4, 120-122.
6. Graydon J., Dowling S. The effect of gender and gender appropriateness of activity on self-confidence and anxiety. // 9 European congress in Sport Psychology. Proceedings. Part 1. Brussels, p. 333-346.
7. Harris D. V. Female Athlete // Sport Psychology/ Eds. J. R.May, M. J.Asken. 1987, N.-Y.PMA Publishing Corp., p. 99-116.
8. Popovic R., Kocic J, Herodek K., Muratidou E., Damjanovska M. Barriers to women participation in sport and recreation from perspective of under priviledged and developed countries // 2004 Pre-Olympic Congress. Volume 1. Thessaloniki: 2004, p. 494.
GENDER ASPECTS OF ATHLETES' MOTIVATION AND SELF-RELATION
N. Bondarenko, Candidate of Psychology, Teacher,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.
The author examines the research results of the influence of the evaluation of the acceptability of the chosen sport both for men and women on the self-relation and motivation of sport activity. In the course of the research there were established both generalized and selective influence of the factor noted above. It was revealed that the chosen sport is in keeping with gender stereotypes and thus it contributes to the formation of an adequate athletes' psychological sex;
on the other hand, the lack of correspondence makes this process difficult, lowers athletes' self-confidence in their strength. The regulating influence of a psychological sex on athletes' motivation and self-relation depends on the gender acceptability of the chosen sport.
Key words: gender, femininity, masculinity, motivation, self-relation, sport activity.