6. Golod S.I. Sem'ya ibrak: istoriko-sociologicheskij analiz. Sankt-Peterburg, TOO TK «Petropolis», 1998.
7. Men'shikova E.S. Zhestokoe obraschenie s det'mi i ego vozmozhnye otdalennye posledstviya. Psihologicheskij zhurnal. 1993.
8. Varga A. Vvedenie v sistemnuyu semejnuyu psihoterapiyu. Moskva: Kogito-Centr, 2011.
9. Shnejder L.B. Semejnaya psihologiya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Izd. 5-e. Moskva, 2011.
10. Celujko V.M. Psihologiya sovremennojsemi Kn. dlya pedagogov i roditelej. Moskva: Gumanitarnyj izd. centr VLADOS, 2004.
11. Lomov B.F. Problema obscheniya vpsihologii. Moskva: Nauka, 1981.
12. Olifirovich N., Valenta T. Praktika semejnoj psihoterapii: sistemno-analiticheskij podhod. Moskva: Akademicheskij Proekt, 2018.
13. Ponamareva I.M. Specifika i 'etapy psihologicheskogo konsul'tirovaniya lic, perezhivayuschih krizisnuyu situaciyu razvoda. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta psihologii i social'noj raboty. 2014; 1.
14. Afanas'ev A.V. Muzh izhena - odna strana: semejnaya psihologiya supruzhestva. A.V. Afanas'ev, M.A. Afanas'eva. Rostov-na-Donu: Feniks, 2014.
Статья поступила в редакцию 29.11.18
УДК 159.923
Chukhrov A.S., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Siberian State University of Telecommunications and Informatics (Novosibirsk, Russia),
E-mail: mba3@ngs.ru
Chukhrova M.G., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Novosibirsk University of Economics and Management, Professor of Novosibirsk State Pedagogical
University (Novosibirsk, Russia), E-mail: mba3@ngs.ru
ANALYSIS OF MOTIVATION OF SPORTS ACTIVITY FOR ADDICTION OF EXERCISES. Motivation for sports activities is a factor that ensures a sustained interest in sports. Of particular importance is the motivation of an individual, prone to the formation of dependence on the exercises. According to the authors of the article, it is the motivation to play sports that can serve as a diagnostic criterion indicating the risk of addiction to exercise. The authors' questionnaire is proposed to identify attitudes towards sports and diagnose exercise addiction. During the research 250 of bodybuilders are tested. It is shown that the motivation of playing sports for people prone to the formation of dependence on sports is associated with the need to acquire a comfort zone, which is typical of any other dependent states.
Key words: addiction of exercises, motivation of sports activity, revealing dependence on sport.
А.С. Чухров, канд. техн. наук, доц., ФГБОУВПО «СибГУТИ», г. Новосибирск, E-mail: mba3@ngs.ru
М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф. каф. психологии, педагогики и правоведения, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет
экономики и управления»; проф. каф. общей психологии, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»,
E-mail: mba3@ngs.ru
АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ АДДИКЦИИ УПРАЖНЕНИЙ
Мотивация спортивной деятельности является фактором, который обеспечивает устойчивый интерес к спорту. Особое значение мотивация приобретает у личности, склонной к формированию зависимости от упражнений. По мнению авторов статьи, именно мотивация к занятиям спортом может служить диагностическим критерием, указывающим на риск формирования аддикции упражнений. Предлагается авторский опросник для выявления отношения к занятиям спортом и диагностики аддикции упражнений. Протестированы 250 спортсменов-бодибилдеров. Показано, что мотивация занятиями спортом для лиц, склонных к формированию зависимости от спорта, связана с необходимостью обретения зоны комфорта, что характерно для любых других зависимых состояний.
Ключевые слова: аддикция упражнений, мотивация спортивной деятельности, выявление зависимости от спорта.
Мотивация спортивной деятельности является одним из самых важных факторов, определяющих успешность в спорте, да и сами занятия спортом. Известно, что при наличии хорошо выраженной мотивации к занятиям спортом, другие факторы, влияющие на успешность, становятся менее выраженными и преодолимыми [1; 2]. Мотивация оказывается существенным компонентом функциональной системы спортивного поведения, определяя целенаправленную поведенческую деятельность личности.
Физическая активность и спорт, несомненно, полезны для организма, однако, все хорошо в меру. Спорт может становиться аддиктивным агентом [3], чаще всего, это касается зависимости от упражнений. Возникает вопрос: каким образом поведенческая активность в виде спортивной деятельности или физкультуры становится аддиктивным агентом, к которому формируется патологическая привязанность? С одной стороны, физическая активность и спорт повышают качество жизни. С другой стороны, психосоциальные последствия патологической приверженности к спортивным тренировкам, такие, как нарушение социального и профессионального функционирования, являются диагностическими критериями DSM-IV для химической зависимости и свидетельствуют о зависимом состоянии. Может ли спорт стать поведенческой аддикцией, и какова диагностическая роль мотивации к занятиям спортом в этом процессе?
Цель исследования - анализ отношения к занятиям спортом у бодибил-деров.
Материал и методы исследования. В качестве испытуемых были обследованы лица, которые с той или иной регулярностью занимались в спортивном зале, так называемые «качки», или бодибилдеры, среди которых мы пытались выявить лиц с аддикцией упражнений. Всего обследовано 250 человек, из них 186 мужчин и 64 женщины, в возрасте 18 - 36 лет Первичным было скрининговое обследование, которое выявило лиц, подозрительных на наличие зависимости от физических упражнений, которые затем были обследованы более детально. В качестве опросника для скрининга нами была разработана анкета, включающая широкий спектр утверждений касательно занятий в спортзале, с акцентом на мотивацию занятий спортом (см. ниже).
ОТНОШЕНИЕ К ЗАНЯТИЯМ В СПОРТЗАЛЕ
Пол_Возраст_Род основных занятий_
Пожалуйста, ответьте на предложенные ниже утверждения. Если Вы согласны с ними, то поставьте рядом знак + , если нет , знак - .
1. Я получаю удовольствие, когда занимаюсь в спортзале.
2. Я хожу в спортзал, потому что знаю, что занятия спортом необходимы для здоровья.
3. Я хожу в спортзал, потому что купил(а) абонемент.
4. Я хожу в спортзал за компанию с друзьями (другом).
5. Занятия в спортзале для меня - больше, чем просто спорт или здоровый образ жизни.
6. Занятия в спортзале помогают мне забыть проблемы и тревоги.
7. Когда я тренируюсь, жизнь кажется прекрасной.
8. Ничто не дает мне такого удовольствия, как занятия в спортзале.
9. Ничто не дает мне такого удовольствия, как мои успехи в бодибилдинге.
10. Мысли о занятиях в спортзале занимают много времени.
11. Мне приходится тратить много денег на мое увлечение бодибилдингом.
12. У меня возникает чувство досады и раздражения, когда мои близкие упрекают меня в чрезмерном увлечении бодибилдингом.
13. Считаю, что занятия в спортзале делают меня особенным человеком.
14. Пожалуй, можно сказать, что бодибилдинг сегодня - смысл моей жизни.
15. Без занятий в спортзале жизнь для меня была бы скучной и неинтересной.
16. Иногда меня мучает чувство вины, что я слишком много провожу времени в спортзале и не уделяю внимания своим близким.
17. Меня раздражает, когда что-то или кто-то мешает мне посетить спортзал.
18. Я могу поступиться своими обязанностями ради посещения спортзала.
19. Спорт придает мне смелость и уверенность в себе.
20. Вынужден согласиться, что я слишком много времени и денег трачу на занятия в спортзале.
21. Иногда я забываю о важных делах, если мне нужно в спортзал.
22. Я не позволяю моим близким вмешиваться в мое увлечение бодибилдингом.
23. До увлечения бодибилдингом я курил(а) и употреблял(а) спиртное.
24. До увлечения бодибилдингом я имел(а) избыточный вес и проблемы с перееданием.
25. Спорт придает мне такую уверенность в жизни, какой у меня не было до этого.
26. Мне нравится мое красивое тело, и считаю, что оно будет еще красивей.
27. Часто я жертвую важными для меня вещами ради занятия в спортзале.
28. Я считаю себя исключительным человеком.
29. Я не могу сказать, как долго продлится мое увлечение бодибилдингом.
30. «Нет предела совершенству» - правильное изречение.
31. Считаю, что заслужил возможность любоваться своим телом и демонстрировать его.
32. Мне приятно, когда окружающие восхищаются моим телом.
33. Спорт - это моя жизнь.
34. После занятий спортом у меня поднимается настроение.
35. После занятий спортом у меня возникает очень приятная усталость и умиротворение.
Данный опросник создан на основе собственных наблюдений за бодибил-дерами, бесед с ними, а также с целью выявить психологические характеристики спортивной зависимости, которые позволят дифференцировать данную аддик-цию.
Опросник содержит утверждения, характерные для следующих мотиваций:
1 - гедонистическая, связанная с получением положительных эмоций, приятных ощущений в теле во время и после занятий спортом. Данная мотивация, по-видимому, обусловлена физиологическим компонентом и связана с выбросом эндорфинов в ответ на физическую нагрузку, со стимуляцией дофаминового обмена. Утверждения: 1, 6, 7, 8, 34, 35;
2 - рациональная, связанная с когнитивным пониманием важности и необходимости регулярных физических нагрузок, ответственностью за свое здоровье, стремлением с пользой проводить свободное время, один из вариантов времяпровождения. Утверждения: 2, 3, 4, 15, 23, 24, 29;
3 - нарцисстическая, связанная со стремлением улучшить параметры своего тела, потребность в любовании своим телом, демонстрировать его, гордиться своим телом и извлекать из него пользу (возможно). Утверждения: 26, 28, 30, 31, 32;
4 - смыслообразующая и повышающая самооценку, когда занятия бодибилдингом становтся способом доказать себе и окружающим свою значимость, важность, свою способность к преодолению трудностей. Утверждения: 5, 9, 13, 14, 19, 25, 33;
5 - аддиктивная, включающая элементы зависимости от занятий спортом, имеющие сверхценный компонент, с элементами потери контроля за ситуацией, нарушающие социальные взаимодействии, мешающие работе, общению с близкими и т. п. Утверждения: 10, 11, 12, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 27.
Анализ опросника производился путём простого подсчета положительных ответов на утверждения и качественного анализа мотиваций.
Результаты и их обсуждение
При обследовании 250 человек с помощью представленного опросника были выделены 30 человек - 1 группа, в возрасте 21-26 лет, все мужского пола, в качестве условной нормы, которые обнаружили преимущественно рациональные мотивы (не менее 5 положительных ответов на утверждения из шкалы «рациональная мотивация» опросника «Отношение к занятиям в спортзале», и отрицательные ответы на утверждения по шкалам аддиктивная, гедонистическая, смыслообразующая мотивации. А также выделено 30 человек (12 %) - 2 группа, имеющих признаки зависимости от занятий в спортзале, мужчины, в возрасте 24-28 лет. Критерии зависимости: не менее 7 положительных ответов на
Библиографический список
утверждения из шкалы «аддиктивная мотивация», не менее 3 положительных ответов на утверждения из шкалы «гедонистическая мотивация», не менее 3 положительных ответов на утверждения из шкалы «смыслообразующая мотивация» опросника «Отношение к занятиям в спортзале». Все испытуемые подверглись подробному психологическому интервью с целью уточнения мотивов к занятию спортом, анализа личностных особенностей и анамнеза жизни.
Из полученных результатов следует, что одним из аспектов, определяющих личность спортивного аддикта - это потребность преодолеть стереотипы, выделиться, доказать себе и окружающим свою исключительность. Мотивация спортсменов из 2 группы чаще исходила из его личностных проблем, тогда как в 1 группе мотивация занятий спортом чаще была связана с внешними факторами. Респонденты из 2 группы отмечали злость и раздражение при невозможности привычных занятий или противодействии со стороны окружающих этим занятиям. В период интенсивных тренировок они испытывают чувство эйфории, которое служит для компенсации некоторых компонентов ангедонии, от которых они страдают. Они упиваются собственным успехом и занимаются спортом в ущерб основным видам деятельности: учебе, работе, содержанию семьи. Или, напротив, страдают от аффекта неадекватности. Когда их занятия спортом строились, с их собственной точки зрения, на принципах высокой необходимости или же казались им продуманными и продуктивными, а они была восприняты окружающими как бессмысленные, дорогостоящие и ненужные, то тогда такие спортсмены шли на самые неожиданные шаги: расставались с семьей, меняли работу на менее престижную, но которая не мешала увлечению, меняли круг друзей.
Спортсмены из 1 группы были менее мотивированы стремлением к эйфории, и вели такой режим тренировок, который позволял добиваться поставленных целей без ущерба для социальной жизни.
Во всех случаях у лиц с признаками аддиктивного поведения (2 группа) большая часть времени мысли человека были заняты представлениями о реализации занятий в спортзале, которые были эмоционально окрашены, о подготовке к ним, приобретении спортивного питания, о подсчете калорий и содержания белка, необходимого для наращивания мышц, о тренировках и количестве «подходов», о новых упражнениях и необходимости «еще подкачать эту мышцу». На вопрос «зачем?» у респондента возникал ступор, и он начинал считать собеседника недалеким и неинтересным. Любые другие темы для разговора представлялись скучными и ненужными, напрягали. Даже размышление на спортивные темы вызывало чувство эмоционального подъема, волнения, возбуждения или релаксации, лицо розовело, глаза начинали блестеть. Во время тренировок достигалось желаемое эмоциональное состояние, возникало ощущение контроля над собой и ситуацией, чувство удовлетворенности. При неприятностях, сниженном настроении респондент отмечал потребность пойти в спортзал, и шел туда. Данное поведение создает иллюзию решения проблем через изменение своего психического состояния искусственным путем, в результате чего человек оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности, что можно квалифицировать как аддиктивное поведение. Мысли, разговоры, действия, связанные с тренировками, вызывают выраженную положительную эмоциональную реакцию, фиксацию на этих переживаниях, стремление к их совершению, даже в ущерб социальной адаптации в обществе. Можно ли в данном случае говорить об аддиктивной мотивации спорта? В рамках психологической зависимости - да.
Выводы
1. Мотивация занятиями спортом для лиц, склонных к формированию зависимости от спорта, связана с личностными факторами, а у лиц с рациональными мотивациями - с внешними причинами.
2. Занятия болибилдингом для аддикта - это способ обретения зоны комфорта, обретения смысла существования.
3. Выявленные психологические характеристики спортивной аддикции мало отличаются от таковых при других видах аддиктивного поведения, что позволяет считать, что психофизиологические механизмы ее формирования такие же, как при других видах аддиктивного поведения.
1. Кабанов Ю.Н., Белобрыкина О.А. Личностные факторы профессионального становления спортсмена. Мир науки, культуры, образования. 2009; 5: 243 - 245.
2. Кабанов Ю.Н. Роль индивидуальных качеств личности в эффективности спортивной деятельности. Новосибирск: Издательство СОРАН, 2009.
3. Чухрова М.Г., Леутин В.П. Аддикция: зависимое поведение. Новосибирск: Издательство НГПУ 2010.
References
1. Kabanov Yu.N., Belobrykina O.A. Lichnostnye faktory professional'nogo stanovleniya sportsmena. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2009; 5: 243 - 245.
2. Kabanov Yu.N. Rol'individual'nyh kachestv lichnosti v 'effektivnosti sportivnoj deyatel'nosti. Novosibirsk: Izdatel'stvo SORAN, 2009.
3. Chuhrova M.G., Leutin V.P. Addikciya: zavisimoe povedenie. Novosibirsk: Izdatel'stvo NGPU, 2010.
Статья поступила в редакцию 27.11.18
УДК 37+62+612:534.78
Chukhrova M.G., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: mba3@ngs.ru Makukha V.K., Doctor of Sciences (Engineering), Professor, Novosibirsk State Technical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: vkmakukha@eandex.ru Borovikova D.V., postgraduate, Novosibirsk State Technical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: vkmakukha@eandex.ru