УДК 159.9 Д.В. Романова
МОТИВЫ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЯЗИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЛЕНОВ КОМАНД РАЗНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ
В статье представлены результаты эмпирического исследования мотивов спортивной деятельности в связи с особенностями взаимоотношений членов команд разного профессионального уровня.
В связи с непостоянством игрового состава в течение сезона одной из задач тренерского штаба является формирование благоприятных отношений в команде. Это актуализирует проблему межличностных отношений в команде на протяжении всего игрового сезона.
Таким образом, цель проведенного исследования - выявление специфики взаимосвязей мотивов спортивной деятельности членов команды с особенностями их взаимоотношений в зависимости от профессионального уровня команды.
Проведенный автором анализ научной информации об особенностях мотивации спортивной деятельности и проблемах межличностных отношений в команде показал, что исследования данной сферы недостаточно представлены.
Выявлены преобладающие мотивы спортивной деятельности членов двух спортивных команд разного профессионального уровня: мотив достижения успеха в спорте, социально-моральный и гражданско-патриотический. Установлены взаимосвязи, теснота и характер межличностных отношений членов спортивных команд разного профессионального уровня и мотивов их спортивной деятельности, отражающих специфику групповой спортивной деятельности и позволяющих оптимизировать процесс формирования команды. Данные эмпирического исследования могут использоваться как основа организации тренировочного процесса и всей спортивной деятельности.
Ключевые слова: мотивация, межличностный отношения, командный вид спорта.
В настоящее время спортивная деятельность разнообразна и имеет ряд черт, отличающих ее от других видов деятельности. Несмотря на специализированность, она всегда протекает в рамках высокой психологической напряженности, соперничества и борьбы за лидерство в команде. Для успешного выступления на соревнованиях необходимо, чтобы каждый спортсмен был мотивирован к достижению успеха команды и чтобы отношения в команде этому способствовали.
Изучением мотивации спортивной деятельности занимались Дж. Кретти, Г. Мюррей, Р.А. Пи-лоян, Л.Н. Акимова, И.Г. Келишев, Ю.Ю. Палайма, Н.Л. Ильина, В. Гошек, М. Ванек, А.В. Шаболтас, Г.Д. Горбунов, Н. Б. Стамбулова.
В командном спорте не только высокая мотивация, но и благоприятные межличностные отношения спортсменов определяют конечный результат их деятельности. Высоко мотивированная и сплоченная команда более эффективно реализует свой потенциал, а главное - способна на максимальную отдачу всех физических и духовных сил, если этого требует достижение поставленной цели. Объект исследования: мотивация спортивной деятельности.
Предмет исследования - мотивы спортивной деятельности в связи с особенностями взаимоотношений членов команд разного профессионального уровня.
Гипотеза исследования: В команде более высокого профессионального уровня связь мотивов спортивной деятельности её членов с особенностью их взаимоотношений имеет не столь тесный характер, как в команде менее высокого профессионального уровня.
Теоретико-методологической основой исследования являются позиции решения проблем мотивации поведения и деятельности в психологии Д. Мак-Клелланда, Ф. Герцберга и др.; идеи изучения мотивации спортивной деятельности Н.Л. Ильиной и А.В. Шаболтас. Социометрический подход Д.Л. Морено к изучению межличностных отношений в группе.
Методы исследования
При изучении мотивов спортивной деятельности и межличностных отношений членов команды использованы следующие психодиагностические методики: «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. А. Реана; методика «Мотивы занятий спортом» (А.В. Шаболтас);
2017. Т. 27, вып. 2 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
методика оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидлера; «Шкала тренер-спортсмен», разработанная Ю. Ханиным и А. Стамбуловым; социометрия.
Все полученные результаты были подвергнуты математической обработке в статистической программе SPSS, в результате чего, с помощью корреляционного анализа Спирмана, установлены взаимосвязи показателей мотивов спортивной деятельности и межличностных отношений членов команды.
Теоретико-эмпирическое исследование проблем мотивации и межличностных отношений в спортивных командах
Термин «мотивация» прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человек.
В настоящее время мотивация трактуется по-разному. Наиболее детализированное ее определение звучит следующим образом: мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждащих человека к деятельности, задающих границы и формы деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей (О.С. Ви-ханский, А.И. Наумов). Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом оно индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.
Один из подходов изучения мотивации основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основным мотивом их поведения, а, следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клелланда.
С развитием уровня жизни и изменением отношений значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Представитель этой теории - Дэвид Мак Клелланд. Согласно его утверждению, структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти и признанию [7]. При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях соревновательной деятельности, а стремление к признанию - его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в правильности его.
Согласно теории Мак Клелланда, люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать, обретя определенный статус в команде. Управлять такими потребностями можно, подготавливая спортсмена к переходу на новый уровень спортивной (соревновательной) деятельности с помощью тренировок, просмотров в других клубах и т. п. Такие люди имеют широкий круг общения и стремятся его расширить. Их тренеры и руководство клуба должны способствовать этому.
Следующая теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека.
Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой. Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражением личности, с ее внутренними потребностями, а также с окружающей средой, в которой осуществляется работа. Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущностью самой работы [9]. Тренер здесь должен помнить о необходимости обобщения содержательной части работы. Гигиенические факторы Ф. Герцберга, как видно, соответствуют физиологическим потребностям в безопасности и уверенности в будущем.
Таким образом, содержательные теории мотивации базируются на исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих поведение людей.
Ю.Ю. Палайма выделил две группы спортсменов, различающихся по доминирующему мотиву. В первой группе, условно названной «коллективисты», доминируют общественные, моральные мотивы. Во второй группе - «индивидуалистов» - ведущую роль играют мотивы самоутверждения, самовыражения личности [4. С. 289]. Первые лучше выступают в командных соревнованиях, а вторые, наоборот, - в личных.
А.В. Шаболтас установила определенную этапность в развитии мотива: сначала мечта о высоких достижениях, затем эмоциональное отношение к спортивной деятельности, удовольствие от нее, наконец, определенная прагматичность и рациональность отношения к выполняемой деятельности.
Если спортивную карьеру разделить на стадии, то можно выявить преобладающие мотивы на каждой из них (Н.Л. Ильина).
Итак, на начальной стадии занятий спортом, в основном у детей, мотивация характеризуется диффузностью интересов к разным его видам. При этом часто выбор вида спорта бывает обусловлен случайными внешними обстоятельствами: подражанием старшему брату, сестре или товарищу; природными условиями; близостью той или иной спортивной базы; показом по телевидению крупных соревнований.
На стадии специализации у спортсмена возникает устойчивый интерес к данному виду спорта, чему способствуют и физическое развитие, и формирование навыков, и осознание того, что выбранный вид спорта отвечает его наклонностям. Целью занятий спортом становится не только удовольствие от самого процесса, но и получение высоких результатов как следствие тяжелого и кропотливого труда. Физические нагрузки становятся привычными, появляется потребность в них, а их отсутствие (по болезни, например) вызывает ощущение физического дискомфорта [3].
У спортсмена возникает познавательный интерес к данному виду спорта, к его технике и тактике. Он начинает познавать данный вид «изнутри», не довольствуясь, как на первой стадии, внешним впечатлением.
Важное место в поддержании мотивации занятий спортом начинают играть отношения с тренером. При складывающихся положительных отношениях у спортсменов второго-третьего разрядов одним из ведущих является мотив, связанный с ответственностью перед тренером [7].
На стадии спортивного мастерства основные мотивационные факторы - это стремление поддержать и развить, насколько возможно, свои достижения; умножить престиж и славу в спортивном мире; содействовать своими успехами прославлению города, страны; способствовать развитию данного вида спорта, а также обеспечить себе материальное благополучие. На этой стадии спортсмен уже может сам выбирать себе тренера: мотивация его в большей мере обусловлена отношением к тренеру как к специалисту.
Стадия завершения активного выступления на соревнованиях характеризуется нарастающим снижением спортивных результатов, пресыщением спортивной деятельностью, «эмоциональным сгоранием» спортсменов. Возникает не столько физическая, сколько психическая усталость от бесконечных тренировок и напряжения соревнований, от переезда с места на место и проживания вдали от дома и семьи. При этом возникает противоречие между желанием закончить активные выступления и нежеланием утратить материальные блага, получаемые благодаря спорту. К этому добавляется и боязнь потерять свой престиж в глазах «болельщиков» и коллег по спорту снижением спортивных результатов. Всё это может привести к боязни перед ответственными соревнованиями. Поэтому принятие спортсменом решения о прекращении активных занятий спортом может стать для него долгим и мучительным процессом.
Перед спортивной группой как формальной организацией с момента ее возникновения стоят конкретные и четкие задачи, на выполнение которых нацелены и тренер, и весь коллектив.
Выполнение поставленных задач побуждает тренера и рядовых членов команды взаимодействовать, кооперировать свои усилия, искать и устанавливать личные, деловые (формальные) контакты как первые и основные условием складывания формальных (деловых) отношений. «...В ходе этого процесса (общения) устанавливаются, сохраняются и изменяются отношения между участниками совместной деятельности» [5. С. 21].
Взаимоотношения в спортивной группе делятся на отношения между спортсменами (горизонтальный уровень), или - взаимоотношения в системе «спортсмен-спортсмен»; а также отношения спортсменов с тренером (вертикальный уровень), или взаимоотношения в системе «тренер-спортсмен». Каждый вид взаимоотношений может, в свою очередь, делится на формальный и неформальный.
Формальные отношения в системах «спортсмен-спортсмен» и «спортсмен-тренер» заранее «запрограммированы» и обусловлены требованиями деятельности, подчинены ее задачам; так что «сценарий», по которому они должны развиваться, для каждого вида спорта в общем-то известен [1]. Значительно труднее предугадать, как в этих системах будут складываться отношения в неформальной сфере, поскольку развитие их происходит спонтанно, на основе нерегулируемых симпатий и ан-
2017. Т. 27, вып. 2 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
типатий, предпочтений, совместных интересов и увлечений. Для некоторых тренеров, особенно начинающих, неформальные отношения нередко представляют значительные трудности, обусловленные самим характером деятельности тренера, в которой он занимает двойственную позицию: с одной стороны, он руководитель, лицо, определяющее и планирующее стратегию действий коллектива; с другой — он равноправный член данного коллектива. Тренер, должен обладать многими нравственными и педагогическими качествами, чтобы сохранить субординацию, своевременно пресечь по отношению к себе проявление панибратства и фамильярности [8]. Но строгость и сохранение дистанции в отношениях не должны способствовать изоляции тренера от группы, создавать образ человека недоступного, без чувств и эмоций, «застегнутого на все пуговицы». Доброжелательность и участие в судьбе спортсмена, умение понять своего ученика и оказать ему помощь словом или делом, справедливость и последовательность в требованиях — вот далеко не полный перечень личностных качеств тренера, формирующих у спортсменов чувство уважения к нему.
Установление правильных взаимоотношений в системе «тренер-спортсмен» - дело исключительно сложное и тонкое, граничащее с искусством, где многое зависит от личных качеств и самого тренера, и его учеников. Кроме этого, взаимоотношения подвержены влиянию объективных факторов (возраст, пол, уровень спортивного мастерства, время занятий у данного тренера) и субъективных (уровень культурного и интеллектуального развития тренера и спортсменов, стиль руководства, психологическая совместимость и идентичность системы ценностей и мировоззрения и т. д.) [6].
Поверхностное наблюдение за спортивной группой нередко наводит на мысль о том, что все ее члены равны между собой. Действительно, для таких рассуждений есть основания: члены группы или команды зачастую бывают приблизительно одного и того же возраста и уровня профессионального мастерства; имеют одинаковый стаж занятий спортом, занимаются у одного и того же тренера, несут одинаковую ответственность за выполнение поставленной задачи и т. д.
И все-таки, несмотря на это, равенства в положении, которое занимает каждый из членов группы в ее иерархической структуре, нет. Его и не может быть, так как все члены группы выполняют хотя и однородную деятельность, но по-разному, в зависимости от отношения к ней, от способностей, личностных качеств, ситуации и др. В результате деятельности происходят самооценка и взаимооценка поступков и успешности действий, позволяющие каждому сравнить себя с другими членами, отвести каждому, в том числе и себе, место в группе, мысленно построить свою иерархическую структуру команды, определить статус каждого ее члена.
Отношения, складывающиеся в спортивной команде, не бывают незыблемыми, раз и навсегда устоявшимися. Они постоянно в динамике, непрерывно меняются. Часто изменения идут всем на пользу, но иногда, наоборот, эффективность деятельности падает. Во избежание отрицательных моментов в отношениях между спортсменами тренер должен постоянно контролировать динамику отношений и направлять их в нужное для команды русло. Улавливая повышение конфликтности, психологической напряженности, он должен принимать необходимые меры [2]. Это обусловливает изучение взаимосвязи мотивов спортивной деятельности и межличностных отношений в команде.
Результаты эмпирического исследования
Эмпирическое исследование, проведенное в 2008-2009гг, в котором приняли участие профессиональные хоккеисты двух команд: высшего профессионального уровня (ВПУ) и низшего профессионального (НПУ), было посвящено изучению мотивации спортивной деятельности и межличностных отношений в команде.
Для выявления взаимосвязи мотивов спортивной деятельности и межличностных отношений в команде в первую очередь был проведен анализ этих феноменов.
В ходе нашего исследования выявлены значимые мотивы занятий спортом каждого члена команд, в результате чего получена общая картина, представленная на рис. 1, 2.
Из диаграмм видно, что для членов команд более значимы мотивы являются достижения успеха в спорте, социально-моральный и гражданско-патриотический. Отсюда следует, что игроки стремятся к спортивному совершенствованию для успешного выступления на соревнованиях, улучшая личные спортивные результаты путем длительных тренировок, отрабатывая различные технические приемы и игровые комбинации. Не только игроки, но и весь тренерский штаб готовы посвятить своё свободное время тренировкам, для достижения более высоких задач.
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
2017. Т. 27, вып. 2
25
20
15
10
16,7
15,
11,3
8,5 8,6 я 3
15,3
91
6,3
,7
□ эмоционального удовольствия
□ соц.самоутверждения
□ физического самоутверждения
□ социально-эмоциональный □социально-моральный □достижения успеха в спорте
□ спортивно-познавательный
□ рационально-волевой
□ подготовка к пров.деятельности
□ гражданско-патриотический
мотивы занятий спортом
Рис. 1 Оценки мотивов занятий спортом испытуемых «НПУ»
25
20
15
10
201
1-1Д
7,3
6,3 6
15,9
8,5
,14
/ 7\
I
5,6
□ эмоционального удовольствия
□ соц.самоутверждения
□ физического самоутверждения
□ социально-эмоциональный
□ социально-моральный □достижения успеха в спорте
□ спортивно-познавательный
□ рационально-волевой
□ подготовка к пров.деятельности
□ гражданско-патриотический
Г
мотивы занятии спортом
Рис. 2 Оценки мотивов занятий спортом испытуемых «ВПУ»
Но между мотивами обеих команд есть существенное различие.
В команде менее профессионального уровня преобладающим является мотив достижения успеха в спорте: игроки стремятся к демонстрации личных результатов, тогда как игроки высшей лиги стремятся к успеху своей команды, понимая, что для этого необходимо тренироваться, иметь хороший контакт с партнерами и тренерами.
В зависимости от мотивации игроков, игровая ситуация может развиваться в двух направлениях:
1. «Попробую сам забить», даже если вероятность попадания в ворота близка к нулю;
2. Сделаю результативную передачу игроку, у которого более выигрышная позиция.
Учитывая, что респонденты - профессиональные спортсмены, мы посчитали необходимым выявить их мотивацию профессиональной деятельности. По данным исследования, проведенного с помощью методики «Мотивация профессиональной деятельности», в обеих командах на 1-м месте ока-
5
0
5
0
залась внутренняя мотивация (ВМ), на 2-м - внешняя положительная мотивация (ВПМ) и самое низкое значение получила внешняя отрицательная мотивация (ВОМ), что говорит о самом благополучном соотношении этих видов мотивации:
1. Хоккейная команда низшего профессионального уровня (НПУ) ВМ > ВПМ > ВОМ
4.5 > 4,04 > 3,15
2. Хоккейная команда высшего профессионального уровня (ВПУ) ВМ > ВПМ > ВОМ
4.6 > 3,7 > 3,3
Известно, что положительный результат игры зависит не только от мотивации спортсменов, но и от их взаимоотношений. Далее представлены результаты исследования межличностных отношений в команде.
Показатель психологической атмосферы в целом по команде, свидетельствует, что ее благоприятность в обеих командах находится на среднем уровне (31,4 - команда высшей лиги; 34,3 - команда первой лиги). Но индивидуальные оценки говорят об обратном. Некоторые спортсмены оценивают психологическую атмосферу как неблагоприятную. Спортсмены менее высокого профессионального уровня выделяют такие характеристики, как несогласие, холодность, недоброжелательность, скука, безуспешность, что, в свою очередь, предопределяет результат тренировочного процесса и соревновательной деятельности. Если игрок не чувствует поддержки своих коллег и тренера, если успех не является для него главным результатом, то желание его выполнять данную деятельность может свестись к нулю. При рассмотрении среднего показателя отдельных характеристик психологической атмосферы, видны отрицательные значения следующих компонентов: успешность (4,04 бал.), теплота (4,25 бал.), удовлетворенность (3,8 бал.). Спортсмены более профессиональной команды выделяют такие характеристики, как холодность, неудовлетворенность, недоброжелательность, несогласованность. Конечно, это определяет результат тренировочного процесса и соревновательной деятельности. Но, несмотря на то, что отношения между игроками не совсем благоприятные, успешность этой команды находится на высоком уровне. При рассмотрении среднего показателя отдельных характеристик психологической атмосферы видны отрицательные значения следующих компонентов: удовлетворенность (3,8 бал.) и продуктивность (3,7 бал.), что свидетельствует о не до конца реализованном потенциале команды.
Что же касается результатов исследования по «Шкале тренер-спортсмен» в команде более высокого профессионального уровня, то они оказались противоречивыми. Если брать общий результат по команде, то компетентность тренера (5,3 бал.), поведенческий (6 бал.) и общий параметры (16,1 бал.) отношений с тренером высоко оцениваются членами команды, а эмоциональный параметр находится в зоне среднего значения (4,8 бал.). Результаты же отдельно взятых игроков, показывают, что компетентность тренера не всеми спортсменами оценивается высоко (2-3 бал.), а это значит, что не все они готовы выполнять его требования, принимать во внимание его замечания и советы, что ведет к развитию неблагоприятных отношений и снижению уровня игры; еще одной причиной может быть негативное восприятие игроками его личности, о чем свидетельствует низкий показатель эмоционального параметра (1-3 бал.). Низкий балл поведенческого параметра наблюдается только у одного игрока, а это позволяет предположить, что его взаимодействие с тренером не совсем благополучно. Итоговый показатель взаимодействия в системе тренер-спортсмен располагается в зоне среднего и высокого значений. Что же касается результатов по «Шкале тренер-спортсмен» в команде менее высокого спортивного уровня, то в целом по команде компетентность тренера оценивается высоко (4,6 бал.), эмоциональный (3,6 бал.), поведенческий (4,3 бал.), а общий параметры восприятия тренера находятся в зоне среднего значения. Результаты отдельно взятых игроков показывают, что компетентность тренера не всеми спортсменами оценивается высоко (2,2 бал.), а остальные показатели по восприятию тренера остаются в средней зоне.
При проведении социометрического исследования мы рассматривали 4 критерия оценки эмоциональных отношений в команде:
• «С кем бы я хотел оказаться в новой команде»;
• «Кто бы хотел оказаться со мной в новой команде»;
• «С кем бы я хотел играть в одном звене»;
• «С кем бы я хотел съездить в отпуск».
По всем четырем критериям были подсчитаны индексы:
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
2017. Т. 27, вып. 2
- положительного статуса;
- адекватности оценки своего положения в группе;
- психологической взаимности выборов;
- групповой сплоченности.
Результаты социометрического исследования в команде первой лиги показали, что в четверку лидеров по всем критериям входят испытуемые под номерами 5 (0,31 бал.), 11 (0,35 бал.), 13 (0,4 бал.) и 16 (0,35 бал). Максимальное количество взаимных выборов получили испытуемые под номерами 4 (0,9 бал.), 11 (0,9 бал) и 16 (0,85 бал.) - это говорит о том, что они достаточно точно оценивают свое положение в команде. Показатель психологической взаимности выборов - 22,44 балла, то есть члены команды высоко адекватны в оценке своего положения в группе. Показатель групповой сплоченности в обеих командах находится на низком уровне (0,51 балла и 0, 475 балла), что свидетельствует о необходимости сплачивать членов команды с помощью различных внутрикомандных мероприятий (ролевые игры, тренинги и т.п.). В команде высшей лиги в тройку лидеров по всем критериям входят испытуемые, под номерами 3 (0,34 бал.), 10 (0,4 бал.) и 22 (0,34 бал.). Максимальное количество взаимных выборов получили испытуемые под номерами 5 (0,75 бал.), 10 (0,8 бал.), 16 (0,75 бал.) и 27 (0,75 бал.) - они достаточно точно оценивают свое положение в команде. Показатель психологической взаимности выборов - 18,425 балла говорит о том, что члены команды не совсем адекватны в оценке своего положения в группе. Это, возможно, было результатом того, что исследование проводилось в начале игрового сезона и в команде появилось много новых игроков.
Для выявления взаимосвязи мотивов спортивной деятельности и межличностных отношений в командах провели корреляционный анализ показателей с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмана.
Были получены прямые и обратные связи оценок мотивов спортивной деятельности и межличностных отношений.
Таблица 1
Значимые корреляции показателей мотивов спортивной деятельности и отношений
в команде НПУ (при р<0,05)
ч^Отношения Гностиче- Эмоцио- Общее Положи- Адекватность Психологи-
N. скии нальный отношение тельный оценки ческая
N. параметр параметр к тренеру статус положения атмосфера
отношения отношения в группе
Мотивы N. к тренеру к тренеру
Эмоционального удовольствия -0,501*
Социально-эмоциональный -0,471*
Спортивно-познавательный 0,502* 0,523** 0,512**
Рационально-волевой 0,422*
Внутренняя мотивация 0,485* 0,480*
Внешняя
положительная мотивация 0,419* 0,457* 0,547**
Среди изучаемых мотивов занятий спортом тесная взаимосвязь с межличностными отношениями выявлена только у мотивов «эмоционального удовольствия», «социально-эмоционального», «спортивно-познавательного», «рационально-волевого», «внутренней мотивации» и «внешней положительной мотивации».
Мотив «эмоционального удовольствия» имеет обратную связь с гностическим параметром в отношениях с тренером. То есть, чем выше компетентность тренера, по мнению игроков, тем ниже их мотив «эмоционального удовольствия», так как настойчивость, требовательность тренера может вызвать негативные переживания. Если же компетентность тренера невысока, то эмоциональное удовольствие возрастает, так как от игроков ничего не требуют, их результат игры принимают таким, каков он есть, и т. д.
Показатель социально-эмоционального мотива имеет обратную связь с показателем адекватности оценки своего положения в группе. Отсюда следует, что чем ниже эти показатели, тем выше стремление спортсмена к неформальному общению и социально-эмоциональной раскованности. Если спортсмен неадекватно оценивает свое положение в команде, то он стремится наладить отношения с членами команды, учитывая общие интересы, а не профессиональные качества партнеров.
Показатель спортивно-познавательного мотива прямо связан с гностическим, эмоциональным и общим восприятием тренера. Чем выше его компетентность как специалиста с точки зрения спортсмена, чем симпатичней он спортсмену как личность, тем выше стремление спортсмена к изучению вопросов технической и тактической подготовки, желание перенять опыт тренера и быть похожим на него. Чтобы показатели гностического, эмоционального и общего параметров восприятия тренера спортсменом были высокими, необходимо умение тренера учитывать мнения и желания игроков, а также стремиться свести к минимуму степень влияния на межличностные отношения с игроками его недостатков.
Прямую связь имеет и показатель рационально-волевого мотива с показателем положительного статуса игрока в команде, который может быть как высоким, так и низким. Если показатель положительного статуса низкий и спортсмен об этом знает, то, возможно, спорт он будет воспринимать как хобби, а не как профессиональную деятельность. Если же его спортивные результаты высоко оцениваются партнерами по команде и положительный статус выше, чем у других, то спорт будет восприниматься как профессиональная деятельность, в которой он может добиться успеха.
Внутренняя и внешняя положительная мотивации напрямую связаны с такими показателями межличностных отношений, как положительный статус и адекватная оценка своего положения в команде и психологической атмосферой. Чем выше данные показатели и благоприятнее атмосфера в команде, тем выше желание взаимодействовать с членами команды и тренерским составом не только в рамках профессиональной деятельности, но и за ее пределами.
Таблица 2
Значимые корреляции показателей мотивов спортивной деятельности и отношений в команде
ВПУ (при р<0,05)
^"Отношения Мотивы Эмоциональный параметр отношения к тренеру Поведенческий параметр отношения к тренеру Положительный статус Адекватность оценки положения в группе
Социально-моральный 0,427*
Спортивно-познавательный 0,374*
Внешняя положительная мотивация -0,487**
Физического самоутверждения 0,492** 0,583**
Из изучаемых мотивов занятий спортом тесная взаимосвязь с межличностными отношениями выявлена у социально-морального, физического самоутверждения и спортивно-познавательного мотивов, а также у внешней положительной мотивации.
Социально-моральный и спортивно-познавательный мотивы связаны с эмоциональным параметром отношения к тренеру: чем симпатичней тренер спортсмену как личность, тем выше его стремление к успеху команды. Он настроен на формирование позитивных отношений не только с тренерским составом, но и с партнерами по команде. Спортсмен стремится изучить вопросы технической и тактической подготовки, научно обоснованных принципов тренировки. Эти знания позволяют ему быть более эффективным в выполнении своей деятельности, достигая цели, поставленной тренером.
Внешняя положительная мотивация имеет обратную связь с поведенческим параметром отношений с тренером. Чем лучше складывается реальное взаимодействие с тренером, тем ниже внешняя мотивация спортсмена, так как он уже на хорошем счету у тренера. Это может быть следствием того, что главный тренер данной команды еще совсем недавно был действующим игроком «Ижстали». А это значит, что игроки и тренер взаимодействовали друг с другом не только в системе «тренер-спортсмен», но и в системе «спортсмен-спортсмен», а, следовательно, знают все сильные и слабые стороны друг друга.
Мотив физического самоутверждения связан с положительным статусом и адекватностью оценки положения в группе. Чем более спортсмен стремится к физическому развитию (выносливость, скорость, становлению характера и т. п.), тем больше стремятся партнеры к общению с ним.
Выводы
1. В исследовании установлено, что преобладающие мотивы членов спортивных команд - мотив достижения успеха, социально-моральный и гражданско-патриотический мотивы. Это может свидетельствовать о том, что члены команды готовы отдать все свои силы ради достижения результата и задач, которые перед ними поставил тренер.
2. В обеих командах тренер воспринимается игроками как высоко компетентный специалист и интересная личность. Большинство спортсменов стремится к всестороннему общению с тренером, полностью выполняя его указания, проявляя при этом элементы творчества.
3. В менее профессиональной команде отношения в большей степени определяются индивидуальными мотивами - стремлением выстраивать эти отношения, конструктивно их развивать, получать удовольствие от собственной спортивной деятельности, успешности в ней. Выраженность индивидуальных мотивов спортивной деятельности менее профессиональных игроков направляет их активность выстраивать в том числе оптимальное взаимодействие в команде. То есть они чувствительны к отношениям в команде. Индивидуальность каждого тесно связана с оценками этих отношений, так как на данном уровне профессионального становления они стремятся проявить себя, понимая, что они члены команды. Отношения в более профессиональной команде менее степени определяются индивидуальными мотивами ее игроков, так как каждый из них уже добился определенного успеха в своей деятельности и понимает, что отношения, которые складываются за пределами льда, не должны отражаться на их игре, так как на льду они - команда, которая вышла победить.
Таким образом, выдвинутая в начале гипотеза о том, что в команде более высокого профессионального уровня связь мотивов спортивной деятельности её членов с особенностями их взаимоотношений менее тесная характер, чем в команде менее высокого профессионального уровня, подтвердилась.
Результаты эмпирического исследования расширяют представления о значимых мотивах спортивной деятельности и их взаимосвязи с благоприятными межличностными отношениями, что может быть использовано в качестве основы организации тренировочного процесса и всей профессиональной спортивной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимова Л.Н. Психология спорта - курс лекций. Одесса: Студия Негоциант, 2004г. 127с.
2. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. М.: Изд. центр «Академия», 2003. 288 с.
3. Горбунов Г.Д., Михно Л.В. Профессионализм игрока, тренера и менеджера в хоккее. СПб.: Альтер Эго, 2009. 160 с.
4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2011. 512 с.
5. Ильин Е.П. Психология спорта СПб: Питер, 2012. 351 с.
6. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. М.: Физкультура и спорт, 1984. 128 с.
7. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте / пер. с англ. Ю.Л. Ханина. М.: Физкультура и спорт, 1997. 224 с.
8. Палайма Ю.Ю. Мотивы спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры, 1966. № 8. С. 126-136.
9. Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры, Киев: Олимпийская литература, 1998. 335 с.
10. Шаболтас А.В. Мотивы занятий спортом высших достижений в юношеском возрасте. СПб., 1998. 224 с.
Поступила в редакцию 20.04.17
D.V. Romanova
THE MOTIVES OF SPORTS ACTIVITY IN CONNECTION WITH THE PECULIARITIES OF RELATIONS BETWEEN TEAM MEMBERS OF DIFFERENT PROFESSIONAL LEVEL
The article presents the results of empirical research of motives of sports activity in connection with the peculiarities of relations between team members of different professional level.
Due to the variability of the team composition during a season one of the objectives of the coaching staff is to create favorable relationships in a team. It actualizes the problem of interpersonal relationships in a team throughout a playing season.
Thus, the purpose of the study was to identify the specifics of the relationship between motives of sports activity of the team members with the features of their relationship, depending on the professional level of a team. The author carried out the analysis of scientific information about the features of motivation of sports activities and problems of interpersonal relationship in the team. The analysis showed that research in this field is currently insufficient.
The author revealed the predominant motives of sports activity of members of the two sports teams of different professional levels: motive to achieve success in sport, socio-moral and civic-patriotic.
The author established interconnections, closeness and nature of interpersonal relations of members of athletic teams of different professional level and motives of their sporting activities that reflect the specifics of group sports activities and allow to optimize the process of building a team. These empirical studies can be used as a basis for the organization of the training process and all sports activities.
Keywords: motivation, interpersonal relationships, team sport.
Романова Диана Викторовна, аспирант кафедры социальной психологии и конфликтологии, Институт педагогики, психологии и социальных технологий
ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: [email protected]
Romanova D.V., postgraduate student at Department of Social Psychology and Conflictology, Institute of education, psychology and social technologies
Udmurt State University
Universitetskaya st., 1, Izhevsk, Russia, 426034
E-mail: [email protected]