Научная статья на тему 'Повышение уровня групповой сплочённости в спортивных группах и её влияние на психологическую устойчивость спортсменов'

Повышение уровня групповой сплочённости в спортивных группах и её влияние на психологическую устойчивость спортсменов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1728
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ / ГРУПОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМАНДНЫЕ ВИДЫ СПОРТА / КОМАНДНАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СПОРТСМЕНОВ / СИСТЕМА ВНУТРИГРУППОВЫХ СВЯЗЕЙ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТНЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / РАЗВИТИЕ СПЛОЧЕННОСТИ КОМАНДЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / TEAM WORK / GROUP ACTIVITY / TEAM SPORTS / TEAM COHESIVENESS / PERSONAL QUALITIES OF SPORTSMEN / INTRA-GROUP RELATIONS SYSTEM / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CLIMATE / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL TRAINING / TEAM DEVELOPMENT / PSYCHOLOGICAL RESISTANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дарвиш О. Б.

В статье рассматривается проблема групповой сплоченности спортсменов и её влияние на взаимоотношения членов команды и психологическую устойчивость спортсменов. Показано, что реализация социально-психологического тренинга в ходе исследования способствует повышению групповой сплоченности, улучшению социально-психологического климата в спортивных группах. Сплоченность группы представляет собой сложный и многогранный феномен, означает, что данный состав группы не просто возможен, но что он интегрирован наилучшим образом, что в нем достигнута особая степень развития отношений, а именно такая степень, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE LEVEL OF TEAM WORK IN SPORT GROUPS AND ITS INFLUENCE ON PSYCHOLOGICAL RESISTACE OF SPORTSMEN

The article deals with the problem of team work in a group of sportsmen and its influence on the relations between team members and psychological resistance of sportsmen. The author shows that the realization of social and psychological training during the research contributes to the group work that increases and social and psychological climate improves in sport team groups. The article defines peculiarities of intra-group structure in the teams of sports, high-status-role relations. The realization of social and psychological training, other forms and methods contribute to the sportsmen personal qualities development, building trust-based relationships, coordinated decision of stated tasks. It leads to team work in groups, the increase of team spirit, group development and psychological resistance of sportsmen. The author gives many names of other researchers who studied this issue.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня групповой сплочённости в спортивных группах и её влияние на психологическую устойчивость спортсменов»

У подростков гимназического класса коэффициент корреляции между уровнем раздражения, обидой подростка и непоследовательностью матери по отношению к подростку равен 0,55. Чем больше непоследовательность со стороны матери, тем больше раздражение (г = 0,55) и обидчивость (г = 0,44) подростка.

У подростков общеобразовательной школы была выявлена статистически значимая связь между обидой, раздражением подростка и директивностью матери. Чем выше директивность матери, тем выше показатели раздражения и обиды у подростка (г = 0,69 / г = 0,69). Чем выше враждебность матери по отношению к подростку, тем выше раздражение, обида и физическая агрессия у подростка ( г = 0,61 / г = 0,55 / г = 0,54). Чем выше директивность, враждебность у матери, тем выше обидчивость подростка (г = 0,63 / г = 0,68). Чем меньше позитивный интерес к собственному ребёнку у матери, тем выше обидчивость подростка (г = 0,7). Коэффициенты корреляции по Спирмену статистически значимы на уровне достоверности р<0,05.

Таким образом, подводя итоги исследования, отметим, что наиболее распространена общая агрессивность у подростков-гимназистов, их показатель составляет 68,1%, у подростков общеобразовательного класса уровень агрессии менее выражен и составляет 64,7%.

Высоки показатели негативизма в гимназическом классе (65%), в общеобразовательном классе этот показатель существенно ниже (52,5%).

Методика «Диагностики личностной агрессивности и конфликтности» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев) также показала, что уровень агрессивности у гимназистов несколько выше (46,3%), чем у подростков общеобразовательного класса (42,7%). Та же тенденция прослеживается и по показателям конфликтности у детей гимназического класса: они выше, чем у подростков из общеобразовательного класса (57,4% / 54%). Напористость у под-

Библиографический список:

ростков из общеобразовательного класса более выражена, чем у подростков-гимназистов (54,6 % / 50%).

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» позволил увидеть, что у матерей подростков-гимназистов позитивный интерес к детям существенно выше, чем у матерей детей из общеобразовательного класса школы (81,5% / 71,7%). Также более высокие показатели директивности у матерей гимназистов, чем у матерей школьников из общеобразовательного класса (54,2% / 51,3%). Враждебность (28,24% / 51,25%) и непоследовательность (25,2% / 35%) по отношению к подросткам у матерей подростков из общеобразовательного класса из школы выше, чем у матерей подростков-гимназистов.

Наиболее высокие показатели агрессивности показывают подростки общеобразовательной школы в семьях с враждебным, директивным и непоследовательным отношением матери, где у подростков она содержит 64,7%, а у матери -28,24%./51,3%/51,25%.

Такое отношение рассматривается подростками как зависимость материнского статуса и оценки окружающих от благосклонного поведения ребёнка, навязывания ему чувства вины (обиду) по отношению к ней ее постоянными напоминаниями о том, что мать жертвует всем ради ребёнка. А враждебность матери в отношениях с ребёнком характеризуется излишней строгостью в межличностных отношениях, которые требуют от них полного послушания.

Наиболее высокие показатели агрессивного поведения дали подростки гимназического класса (68,1%) из семей с непоследовательным отношением матери (35%). Непоследовательность в отношении к ребёнку вызывает раздражение и обиду, которые оцениваются подростками как чередование таких психологических тенденций интерперсональных взаимоотношений, как господство силы и амбиций, с одной стороны, и покорность, деликатность и недоверчивая подозрительность, с другой.

1. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Под ред. Д.И. Фельд-штейн. Москва: НПО МОДЭК, 2006.

2. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика. Москва: «Когито-Центр», 2008.

3. Суворова О.В. Модель полисубъектной коммуникативно-познавательной среды образовательного учреждения. Вестник университета (Государственный университет управления). 2011; 14: 127-131.

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Санкт-Петербург: Питер, 1997.

5. Суворова, О.В., Васильева, Е.Н. Эмоциональное и социальное развитие старшего дошкольника в зависимости от материнского принятия. Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2004; Выпуск 1 (3): 12-26.

6. Суворова О.В. Влияние семейной и образовательной среды на развитие субъектности ребёнка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству. Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012.

References

1. Semenyuk L.M. Psihologicheskie osobennosti agressivnogo povedeniya podrostkov i usloviya ego korrekcii. Pod red. D.I. Fel'dshtejn. Moskva: NPO MOD'EK, 2006.

2. Mozhginskij Yu.B. Agressivnost' detej i podrostkov. Raspoznavanie, lechenie, profilaktika. Moskva: «Kogito-Centr», 2008.

3. Suvorova O.V. Model' polisub'ektnoj kommunikativno-poznavatel'noj sredy obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Vestnik universiteta (Gosu-darstvennyj universitet upravleniya). 2011; 14: 127-131.

4. B'eron R., Richardson D. Agressiya. Sankt-Peterburg: Piter, 1997.

5. Suvorova, O.V., Vasil'eva, E.N. 'Emocional'noe i social'noe razvitie starshego doshkol'nika v zavisimosti ot materinskogo prinyatiya. Vestnik Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya «Social'nye nauki». 2004; Vypusk 1 (3): 12-26.

6. Suvorova O.V. Vliyanie semejnoj i obrazovatel'noj sredy na razvitie sub'ektnosti rebenka v period perehoda ot doshkol'nogo k mladshemu shkol'nomu detstvu. Nizhnij Novgorod: NGPU im. K. Minina, 2012.

Статья поступила в редакцию 10.03.15

УДК 371: 351. 851

Darvish O.B., Cand. of Sciences (Psychology), Senior Lecturer, Department of Psychology, Altai State Ped. University (Barnaul,

Russia), E-mail: darvish2772@ mail.ru

INCREASING THE LEVEL OF TEAM WORK IN SPORT GROUPS AND ITS INFLUENCE ON PSYCHOLOGICAL RESIS-TACE OF SPORTSMEN. The article deals with the problem of team work in a group of sportsmen and its influence on the relations between team members and psychological resistance of sportsmen. The author shows that the realization of social and psychological training during the research contributes to the group work that increases and social and psychological climate improves in sport team groups. The article defines peculiarities of intra-group structure in the teams of sports, high-status-role relations. The realization of social and psychological training, other forms and methods contribute to the sportsmen personal qualities development, building trust-based relationships, coordinated decision of stated tasks. It leads to team work in groups, the increase of team spirit, group development and psychological resistance of sportsmen. The author gives many names of other researchers who studied this issue.

Key words: team work, group activity, team sports, team cohesiveness, personal qualities of sportsmen, intra-group relations system, team work, social and psychological climate, social and psychological training, team development, psychological resistance.

О.Б. Дарвиш, канд. психол. наук, доц, доц. каф. психологии Алтайского государственного педагогического

университета, г. Барнаул, E-mail: darvish2772@ mail.ru

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЁННОСТИ В СПОРТИВНЫХ ГРУППАХ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ СПОРТСМЕНОВ

В статье рассматривается проблема групповой сплоченности спортсменов и её влияние на взаимоотношения членов команды и психологическую устойчивость спортсменов. Показано, что реализация социально-психологического тренинга в ходе исследования способствует повышению групповой сплоченности, улучшению социально-психологического климата в спортивных группах. Сплоченность группы представляет собой сложный и многогранный феномен, означает, что данный состав группы не просто возможен, но что он интегрирован наилучшим образом, что в нем достигнута особая степень развития отношений, а именно такая степень, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью.

Ключевые слова: групповая сплоченность, груповая деятельность, командные виды спорта, командная сплоченность, личностные качества спортсменов, система внутригрупповых связей, совместная деятнльность, социально-психологический климат, социально-психологический тренинг, развитие сплоченности команды, психологическая устойчивость.

Современный спорт - это совместная коллективная деятельность, включающая в себя весь спектр социально-педагогических и социально-психологических проблем общения, взаимовлияний, лидерства в малых группах, стилей и методов руководства коллективами и командами. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки высококвалифицированных спортсменов выражается, прежде всего, в организации совместной деятельности спортсменов в команде и их тренеров в учебно-тренировочном процессе и во время соревнований.

Анализ литературы и практики показал, что проблема совместной деятельности спортсменов в командах в настоящее время изучена недостаточно. Поэтому видится актуальным изучение проблемы формирования групповой сплоченности в командных и индивидуальных видах спорта.

Интерес к данному феномену стал проявляться в последней четверти XIX столетия, но начало серьезному изучению было положено в ранней работе Л. Фестингера, в которой было дано формальное определение групповой сплоченности. Понимание сплоченности в дальнейшем изучали многие исследователи. В разных теориях малой группы прямо или косвенно выдвигались различные взгляды на её природу. Проводилось множество прикладных исследований, в которых фиксировались те или иные эмпирические индикаторы сплоченности, но игнорировались описывающие её теоретические конструкты [1, с. 45].

Проблемой повышения групповой сплоченности, в том числе и в спортивных командах, занимались психологи: А.В. Петровский, А.И. Донцов, Г.М. Андреева, РЛ. Кричевский, Е.М. Дубовская, А.В. Сидоренков, А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин, В.А. Покровский, Б.Д. Парыгин, Ю.Я. Рыжонкин, Ю.Л. Ханин, И.П. Волков и др.

Сплочённость рассматривается как важнейшая переменная малой группы [2; 3] и находится в фокусе различных дисциплин, включая социологию, социальную, организационную, юридическую, педагогическую, спортивную и военную психологию. Это неслучайно, так как изначально сплоченность понималась в качестве необходимого условия стабильного функционирования и продуктивности деятельности группы.

Мы согласны с Р.Л. Кричевским и Е.М. Дубовской, хотя сплочённости малой группы неоднократно уделялось довольно пристальное внимание со стороны отечественных и зарубежных специалистов, есть все основания утверждать, что в природе этого феномена и по сей день еще очень многое остается неясным. И, вероятно, одним из наиболее веских тому доказательств является факт отсутствия до сих пор (и это за более чем 50-летний период ведущихся в данной области разработок) сколько-нибудь однозначной и, заметим, удовлетворительной дефиниции сплочённости [4, с. 32].

Существует три направления исследований групповой сплочённости, в которых делается акцент на том или ином групповом процессе: приоритет в рассмотрении отдается либо эмоциональным элементам межличностных отношений и эмоциональному отношению индивида к группе; либо когнитивно-оценочным

аспектам внутригрупповой активности; либо оптимальному вну-тригрупповому взаимодействию.

Сплочённость группы представляет собой сложный и многогранный феномен, означает, что данный состав группы не просто возможен, но что он интегрирован наилучшим образом, что в нем достигнута особая степень развития отношений, а именно такая степень, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью. Согласно А.В. Петровскому, сплочённость как ценностно-ориентационное единство - это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом [2]. Он связал процесс формирования групповой сплоченности с формированием различных уровней её структуры, среди которых он выделил: уровень совпадения эмоциональных привязанностей; уровень совпадения ценностных ориентаций; уровень полной включенности в совместную групповую деятельность. Определяющими для коллектива являются взаимоотношения, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности. Общие цели всех членов команды сочетаются с общественно-значимыми мотивами. Достижение их возможно при сплоченном коллективе, отличительной чертой которого являются положительные взаимоотношения.

Формирование и функционирование команд в последнее время становится предметом многих исследований. Под командой понимается коллектив (объединение людей, осуществляющих совместную деятельность и обладающих общими интересами), способный достигать цели автономно и согласованно при минимальных управляющих воздействиях. Большинство исследователей отмечают три ключевых признака команды: сотрудничество, разнообразие задач, ответственность за всю работу в целом и её анализ.

Спортивная команда как малая группа характеризуется общей для всех членов группы целью. Общность цели приводит к другим характеристикам малой группы, в частности, к взаимодействию. Одинаковость может приводить к противодействию членов группы (например, борьба за победу участников одного забега). Общая цель может возникнуть у разных членов команды из разных побуждений: одни играют в волейбол ради удовольствия от процесса игры, другие - ради физического развития, третьи - ради завоевания определенного социального статуса.

Не каждая спортивная команда является коллективом. Некоторые из них остаются на уровне кооперации, некоторые же образуют корпорации. Корпорации - это группы, в которых межличностные отношения опосредуются личностно значимым для её членов содержанием групповой деятельности, нередко имеющей асоциальный (а иногда и антисоциальный) характер. Сплочённость команды, её единство - это один из основных этапов формирования команды наряду с определением лидеров, распределением ролей, постановки задач перед командой, что

может быть «пошаговой моделью формирования спортивной команды» [6, с. 140].

Необходимым условием успешной работы команды является командная сплочённость в группе, сформированной из незнакомых людей, где некоторое время обязательно будет потрачено на достижение того уровня сплочённости, который необходим для решения общих командных задач. В командных видах спорта взаимосвязанная деятельность проявляется особенно ярко, однако и в других видах победа команды осуществима лишь при совместном стремлении её участников к общей цели.

Относительно влияния сплочённости на спортивный результат можно отметить их зависимость друг от друга. Для достижения высокого спортивного результата необходимо подготовить не только технически и тактически умелых игроков, но и хорошо понимающих и взаимно уважающих членов команды. В истории игрового спорта существует много примеров наличия звездных составов команд, которые не смогли достичь спортивного успеха.

В условиях соревновательной деятельности успешность выступления спортивной команды определяется тем, насколько её члены оказались способными в условиях противоборства воспроизвести отработанные системы индивидуальных и групповых действий. Ю.Я. Рыжонкин считает, что уровень технико-тактического мастерства, необходимый для успешного воспроизведения заданной групповой модели, определяется степенью организационного единства команды [2].

Групповая деятельность не может быть успешной, если функции, выполняемые каждым членом группы, не будут дифференцированы и согласованы друг с другом. Для развития командной сплочённости рекомендуется повышать мотивацию игроков команды.

По мнению Ю.Я. Рыжонкина, достижение организационного единства команды необходимо начинать с решения вопроса, связанного с системой сложившихся отношений между тренером команды и её членами. Для управления любой группой совместно действующих людей и для достижения успеха в выполняемой ими деятельности необходимо достигнуть согласия между руководителем и исполнителями.

Анализ особенностей формирования внутригрупповой структуры, проведенный Ю.Я. Рыжонкиным в спортивно-игровых командах, показал, что выбор партнера, во-первых, строится на ожидании взаимного выбора и, во-вторых, срабатывает принцип подобия, когда игроки высокого статуса предпочитают выбирать игроков, обладающих не менее высоким статусом, а игроки низкого статуса - себе равных. Все это приводит к образованию сверхстабильных закрытых группировок, препятствующих всякого рода изменениям. Устранение излишнего конформизма, сверхстабильных группировок является необходимым в работе тренера, т. к. связано с установлением правильных взаимоотношений между игроками основного и запасного составов, между ветеранами и молодежью, «старичками» и теми, кто впервые призван защищать честь команды [7].

Ю.Л. Ханин рассматривает отношения внутри команды сходным образом: члены любой группы, команды, выполняющие задачи совместной деятельности, связаны между собой двумя видами отношений: статусно-ролевыми (деловыми, отношениями ответственной зависимости) и межличностными (эмоциональными, неофициальными). Первый вид отношений основан на необходимом распределении функций в команде и связан с вкладом каждого члена группы в решение групповой задачи, его подготовленностью и возможностями успешного выполнения совместной деятельности. Каждый спортсмен имеет в своей команде тот или иной статус. Второй вид отношений отражает непосредственные эмоциональные связи в команде (симпатии, безразличие или неприязнь), которые неизбежно возникают в любой группе как результат взаимных оценок и самооценок человеческих качеств, поведения и поступков партнеров чаще всего вне их деятельности.

Существенное значение имеет социальная зрелость группы. Незрелость группы в социальном плане может отрицательно сказаться на личности спортсмена. В спортивных группах -корпорациях, где каждый спортсмен обеспокоен исключительно собственными успехами, формируется индивидуалистическая установка, которая может приводить к возникновению внутри-групповых конфликтов. Членам таких групп свойственны конформизм, чувство тревожности, субъективность в оценке личности партнеров и неадекватность самооценки. У спортсменов появляются навязчивые мысли о неудаче в предстоящих соревнованиях, то есть у них проявляется психологическая неустойчи-

вость. В таких случаях спортсменам необходимо особое внимание тренера, психолога.

Мы пришли к выводу, что в командных видах спорта необходимо заниматься сплочением команд, развитием у спортсменов психологической устойчивости. Известно, что успех в них определяется не только (а зачастую и не столько) индивидуальными достижениями участников, но и их «сыгранностью», умением координировать свои действия и «выложиться» для достижения общей цели. В индивидуальных видах спорта сплочённость очень важна - в частности, она повышает эффективность тренировок, поскольку увеличивает заинтересованность в них, увлеченность спортивной деятельностью. Ведь молодежь ходит на тренировки не только для того, чтобы проявить физическую активность и приблизиться к достижению спортивных результатов, но еще для того, чтобы пообщаться и получить от этого положительные эмоции.

Наше исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеской спортивной школы». Были отобраны обучающиеся школы в количестве 60 человек. 30 из них - представители таких видов спорта как кикбоксинг, бокс, дзюдо, самбо, тхэквондо, остальные 30 были отобраны из спортсменов отделений спортивной аэробики, лёгкой атлетики, гиревого спорта и лыжных гонок. Таким образом, для исследования были подготовлены спортсмены, представляющие два направления индивидуальных видов спорта - это контактные и бесконтактные виды спорта. В каждую группу исследования вошли представители в равном соотношении по гендерному признаку, т.е. по 15 девушек и по 15 юношей в возрасте от 14 лет до 21 года. Каждый спортсмен, участвующий в исследовании, занимается выбранным видом спорта не менее 7 лет, имеет спортивный разряд не ниже II спортивного (взрослого), является победителем края, федерального округа и т.д., т.е. за время занятий спортом достиг серьёзных результатов.

На констатирующем этапе эксперимента в ходе изучения психологического климата по методике Л.Н. Лутошкина нами были получены результаты: 3 испытуемых (20%) в группе «А» и 5 (33,3%) в «Б» охарактеризовали психологический климат в группе как неблагоприятный; 4 подростка (26,7%) группы «А» и 6 (40%) группы «Б» оценили психологический климат как неустойчивый; 8 испытуемых (53,3%) группы «А» и 4 (26,7%) группы «Б» считают психологический климат благоприятным; оба тренера оценили психологический климат как благоприятный.

Для диагностики групповой сплочённости мы использовали две методики - «Определение индекса групповой сплочённости Сишора» и ЦОЕ. Это позволило нам получить наиболее полные и достоверные результаты.

Результаты, полученные в ходе тестирования испытуемых по методике «Определение индекса групповой сплочённости Си-шора»: уровень сплочённости в группе «А» - 12,4 балла (выше среднего); в группе «Б» - 6,3 балла (ниже среднего).

Для подтверждения полученных по данной методике результатов мы протестировали испытуемых по методике ЦОЕ. В число пяти качеств, чаще других упоминавшихся испытуемыми группы «А», попали такие качества, необходимые для успешной работы в команде, как «дружелюбие», «общительность», «обаяние», «отзывчивость», «приветливость». Что касается качеств, которые реже всего упоминались испытуемыми, то это: «трудолюбие», «принципиальность», «аккуратность», «исполнительность», «деловитость». Затем мы вычислили уровень групповой сплочённости группы «А» - 60 %. Можно констатировать, что уровень групповой сплочённости в группе «А» высокий.

В число пяти качеств, чаще других упоминавшихся испытуемыми группы «А», попали такие качества, необходимые для успешной работы в команде, как «дружелюбие», «общительность», «веселость», «отзывчивость», «приветливость». Что касается качеств, которые реже всего упоминались испытуемыми, то это: «справедливость», «принципиальность», «аккуратность», «исполнительность», «деловитость».

Уровень групповой сплочённости группы «Б» - 44%: Можно констатировать, что уровень групповой сплочённости в группе «Б» средний. Таким образом, результаты, полученные в ходе тестирования испытуемых, в целом подтверждают данные, полученные по методике Сишора.

По результатам полученных данных можно сделать вывод: на констатирующем этапе эксперимента показатели уровня групповой сплочённости и характера психологического климата в группах различны: психологический климат в группе «А» оце-

нивается как благоприятный, уровень групповой сплочённости -выше среднего, а в группе «Б» - неустойчивый психологический климат с уровнем групповой сплочённости ниже среднего. При этом тренеры обеих групп оценивают уровень групповой сплочённости как высокий. При помощи и-критерия Манна-Уитни мы выяснили, что различия в показателях психологического климата и уровнях групповой сплочённости в этих группах являются статистически значимыми, на основании чего мы констатировали, что гипотеза о том, что социально-психологический климат выступает показателем формирования групповой сплочённости, т. е. чем выше уровень групповой сплочённости, тем благоприятнее социально-психологический климат в группе, подтверждена.

В рамках формирующего этапа эксперимента был разработан и реализован социально-психологический тренинг, направленный на повышение уровня групповой сплочённости и улучшения социально-психологического климата в спортивных группах. Цель тренинга: повышение сплочённости команды, развитие коллектива как целостного группового субъекта. Тренинговые занятия развивают следующие навыки и умения: доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом; эмоционально сопереживать члену команды; сотрудничать и действовать сообща; согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи; разрешать конфликтные ситуации, что способствует сближению членов команды и развитию чувства «Мы» в коллективе. В основе содержания программы тренинга «Развитие сплочённости команды» лежит решение проблем, которые близки и понятны участникам: как строить отношения в коллективе и противостоять давлению; как понять другого человека в ходе разговора, и как важно уметь донести свои мысли и чувства до собеседника. Таким образом, формируется коммуникативная компетентность членов команды, а на её основе динамично развивается групповая сплочённость, проявляется психологическая устойчивость

На контрольном этапе мы оценили эффективность данного социально-психологического тренинга, для чего провели диагностику по методикам, использованным на констатирующем этапе эксперимента. По методике Л.Н. Лутошкина результаты следующие: 2 человека (13,3%) в «Б» охарактеризовали психологический климат в группе как неблагоприятный; по 3 человека (по 40%) в обеих группах оценили психологический климат как неустойчивый; 12 испытуемых (80%) группы «А» и 10 (66,7%) группы «Б» считают психологический климат благоприятным.

В ходе повторного тестирования испытуемых по методике «Определение индекса групповой сплочённости Сишора» нами

Библиографический список

были получены результаты. Индекс групповой сплочённости: в группе «А» - 15,4 балла (высокий); в группе «Б» - 13,1 балла (выше среднего). Интенсивность сдвигов в сторону увеличения показателя уровня групповой сплочённости в обеих группах превышает показатель интенсивности сдвигов в сторону снижения показателя (р=0,01).Итак, на данном этапе эмпирического исследования мы можем сделать вывод о том, что различия в уровнях групповой сплочённости на констатирующем и контрольном этапах эксперимента имеются в обеих группах.

Результаты, полученные на контрольном этапе. В число пяти качеств, чаще других упоминавшихся испытуемыми группы «А», попали такие качества, необходимые для успешной работы в команде, как «дружелюбие», «общительность», «обаяние», «отзывчивость», «приветливость». Что касается качеств, которые реже всего упоминались испытуемыми, то это: «трудолюбие», «принципиальность», «аккуратность», «исполнительность», «деловитость». Затем мы вычислили уровень групповой сплочённости группы «А» - 71%. Уровень групповой сплочённости в группе «А» повысился после проведения тренинга. В число пяти качеств, чаще других упоминавшихся испытуемыми группы «А», попали такие качества, необходимые для успешной работы в команде, как «дружелюбие», «общительность», «веселость», «отзывчивость», «приветливость». Что касается качеств, которые реже всего упоминались испытуемыми, то это: «справедливость», «принципиальность», «аккуратность», «исполнительность», «деловитость». Уровень групповой сплочённости группы «Б» - 60%:

Таким образом, на контрольном этапе эксперимента уровень групповой сплочённости в группе «Б» стал высоким. Анализ результатов, полученных в ходе эксперимента, свидетельствует об улучшении психологического климата и о повышении уровня сплочённости в обеих группах после проведения социально-психологического тренинга, направленного на повышение уровня групповой сплочённости и улучшения социально-психологического климата в спортивных группах.

Необходимо отметить, что положительное влияние тренинг оказал как на группу испытуемых, занимающихся индивидуальными видами спорта, так и на группу тех испытуемых, которые занимаются командными видами спорта. На наш взгляд, это объясняется тем, что программа тренинга нацелена на то, чтобы создать команду единомышленников, выработать чувство ответственности за общий результат, способность быстро реагировать и принимать решение сообща, что способствует психологической устойчивости спортсменов.

1. Психология спорта. Хрестоматия. Составитель А.Е. Тарасов. Минск, 2005.

2. Клещев И. Г. Спортивная направленность личности: личность и спорт. Москва, 1995.

3. Новиков Б.И. Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям: сборник статей. Москва, 1968.

4. Кричевский Р.Л. Проблема сплочённости малых групп в зарубежной социальной психологии. Вопросы психологии. 1973; 3.

5. Гошек В., Ванек М., Свобода Б. Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности: психология и современный спорт Москва, 1973.

6. Пуни А.Ц. Процесс и система звеньев психологической подготовки соревнований в спорте. Ленинград, 1978.

7. Попов А.Л. Спортивная психология. Москва, 2000.

References

1. Psihologiya sporta. Hrestomatiya. Sostavitel' A.E. Tarasov. Minsk, 2005.

2. Kleschev I. G. Sportivnaya napravlennost' lichnosti: lichnost' i sport. Moskva, 1995.

3. Novikov B.I. Psihologicheskaya podgotovka sportsmenov razlichnyh vidov sporta k sorevnovaniyam: sbornik statej. Moskva, 1968.

4. Krichevskij R.L. Problema splochennosti malyh grupp v zarubezhnoj social'noj psihologii. Voprosy psihologii. 1973; 3.

5. Goshek V., Vanek M., Svoboda B. Uspeh kak motivacionnyj faktor sportivnoj deyatel'nosti: psihologiya i sovremennyj sport Moskva, 1973.

6. Puni A.C. Process i sistema zven'ev psihologicheskoj podgotovki sorevnovanij v sporte. Leningrad, 1978.

7. Popov A.L. Sportivnaya psihologiya. Moskva, 2000.

Статья поступила в редакцию 13.03.15

УДК 159.9: 37.015.3

Kholodkova O.G., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology, Altai State Ped. University

(Barnaul, Russia), E-mail: holodkova.fnk@mail.ru

TYPES OF THE VALUABLE ATTITUDE TOWARDS PEOPLE AT TEENAGERS. In the work the concepts of "relations", "values", "valuable relation" are analyzed. The author studies the types of the valuable attitude towards people and their contents. The research also studies the specifics of the valuable attitude towards people among teenagers with different lines of the personality come to light. The problem of formation of the valuable relation to the subjects and objects of reality are considered, including its many

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.