УДК 796.01:159.9
психологические ресурсы преодоления долговременных психических нагрузок на разных этапах профессиональной карьеры спортсменов командных видов спорта
Г.Б. Горская, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии, З.Р. Совмиз, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, е-mail: [email protected], [email protected].
В статье рассматривается проблема преодоления хронического стресса в рамках профессиональной деятельности на примере многолетней карьеры спортсменов командных видов спорта. Исходным для проведения исследования было положение о том, что член команды включается в преодоление стресса и как отдельная личность, и как член команды. Поэтому в процессе исследования рассматривались как индивидуальные, так и командные стратегии преодоления стресса, устанавливалась специфика их психологической регуляции.
В исследовании приняли участие 76 спортсменов в возрасте 18-23 лет, выступающих в спортивных командах по футболу, баскетболу, гандболу и регби. По результатам выявления у спортсменов личностных (эмоциональный и социальный интеллект, социально-психологическая адаптация, мотивация спортивной деятельности, коммуникативные и организаторские способности, эмпатия) и социально-психологических ресурсов (уровень развития команды как социальной группы, сплоченность, групповая мотивация, психологическая атмосфера в группе) преодоления стресса был проведен кластерных анализ. Цель кластеризации данных - выявление возможных вариантов регуляции индивидуальных и командных копинг-стратегий.
Сравнение кластеров, объединивших младших и старших по возрасту спортсменов, показало, что успешность преодоления стресса на разных этапах спортивной карьеры отличается детерминантами
и степенью их включения в процесс поддержания психологической устойчивости. На начальном этапе карьеры спортсмены хаотично вовлекают ресурсы в борьбу со стрессом, применяя преимущественно индивидуальные способы борьбы с ним. На пике спортивной карьеры снижается актуальность применения индивидуальных копингов и растет значимость командных, копинг-ресурсы применяются сбалансировано и экономно.
Ключевые слова: многолетняя спортивная карьера, копинг-поведение, копинг-ресурсы, долговременные психические нагрузки, динамический анализ, командные виды спорта, командные копинг-стратегии, индивидуальные копинг-стратегии.
Для цитирования: Горская Г.Б., Совмиз З.Р. Психологические ресурсы преодоления долговременных психических нагрузок на разных этапах профессиональной карьеры спортсменов командных видов спорта // Физическая культура, спорт - наука и практика. -2018. - № 3. - С. 88-93.
For citation: Gorskaya G., Sovmiz Z. Team sport athletes' psychological resources of coping with long-term psychological loads at different stages of professional career. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2018, no 2, pp. 88-93 (in Russian).
Актуальность. Насыщенность современной жизни стрессами делает проблему исследования их преодоления неизменно актуальной, хотя по мере накопления
научной информации в фокусе внимания исследователей оказываются различные ее аспекты. В настоящее время прослеживается тенденция к повышению интереса к хроническому стрессу и его последствиям.
Большинство источников хронического стресса связано с профессиональной деятельностью человека. В связи с этим особый аспект проблемы хронического стресса составляет выявление условий, при которых профессионал сохраняет профессиональную форму и профессиональное здоровье, несмотря на то что профессиональная деятельность проходит в условиях повышенной психической напряженности. Не менее важно установление психологических факторов, обусловливающих готовность профессионала добровольно включаться в стрессовые ситуации для достижения успеха в избранном виде деятельности и справляться с поставленными задачами в течение длительного времени.
Исследования хронического стресса немногочисленны. Для представляемого исследования важны данные Л.А. Китаева-Смыка о различиях в глубине перестроек регуляции деятельности при остром и хроническом стрессе [4, с. 12-13]. На психологическом уровне регуляции им отмечено, что при хроническом стрессе возрастает «экстернализация» поведения, снижается способность к самостоятельно инициируемым действиям при сохранении устойчивости исполнения действий, регулируемых извне. Как важный ресурс сохранения результативности действий в условиях хронического стресса рассматривается ценностно-смысловая сфера профессионала [5, с. 450]. В то же время необходимый уровень результативности действий может сохраняться за счет сокращения активности с желательного уровня до минимально необходимого [8].
Большие возможности для исследования хронического стресса и механизмов его преодоления дает спортивная командная деятельность. Спортсмены в течение длительного периода времени (на протяжении соревнований, соревновательного сезона и спортивной карьеры в целом) испытывают на себе влияние стрессогенных факторов в связи с постоянным нахождением в конкурентной среде, интенсивными физическими и психологическими нагрузками, риском трав-матизации, напряженностью межличностных отношений внутри команды и т.д. [1, с. 4], [3], [7, с. 37-41], [9, с. 12]. Это делает долговременные физические и психологические нагрузки естественным долговременным атрибутом спортивной деятельности. Регуляторы копинг-поведения спортсменов также могут меняться в процессе многолетней карьеры, что позволяет им достигать спортивного мастерства, высокой квалификации и становиться членами элитных команд. Исследование действия долговременных психических нагрузок на эффективность деятельности в командных видах спорта позволяет получить данные, раскрывающие особенности преодоления стресса во многих видах профессиональной деятельности.
Рассматривая влияние на деятельность спортсменов долговременных психических нагрузок, необходимо определить, о каких временных отрезках идет речь. Исследования высококвалифицированных яхтсменов показывают, что уже на протяжении длительных, продолжающихся не менее недели, соревнований значимость личностных регуляторов успешности деятельности меняется. В начале соревнования высокие результаты сопряжены с высокими показателями таких личностных свойств спортсменов, как эмоциональная стабильность, смелость, самодостаточность, низкая тревожность и напряженность. На заключительных этапах соревнований достижению высоких результатов способствуют высокие показатели мотивации достижения, силы процесса возбуждения, отсутствие у спортсменов сомнений в своих силах [6, с. 16].
Исследование личностных ресурсов поддержания психической устойчивости спортсменов в команде по пляжному гандболу в течение соревновательного сезона продолжительностью около полугода показало, что от начала к концу сезона, когда стресс нарастает, увеличивается количество связей между психологической устойчивостью и показателями личностных ресурсов ее поддержания. Наблюдается их перегруппировка, которая может выражаться в мобилизации дополнительных ресурсов, либо перемещении акцента на поддержание индивидуальной психологической устойчивости путем снижения индивидуального вклада спортсменов в поддержание психической устойчивости команды в целом [3].
Перечисленные исследования дают информацию о том, как меняется механизм вовлечения личностных копинг-ресурсов спортсменов командных видов спорта на протяжении соревнований и соревновательного сезона. В психологии практически отсутствуют данные о том, какова динамика данного процесса на протяжении всей спортивной карьеры. Проведение подобных исследований представляет особый интерес, так как позволит ответить на вопросы о том, как изменяются механизмы психологической устойчивости спортсменов к стрессу на протяжении многолетней спортивной карьеры, при каких условиях она способствует максимальной ее продолжительности и успешности. Немаловажно и то, что спортивная профессиональная карьера начинается рано, в период становления механизмов преодоления сложных ситуаций [2, с.16].
Целью представляемого исследования было установление личностных ресурсов преодоления стресса у спортсменов, выступающих в спортивных командах, различающихся по возрасту и квалификации. Основанием для проведения исследования были данные о том, что возраст спортсменов предопределяет активность применения копинг-стратегий, вероятность неприятия себя, дезадаптации и эмоционального дискомфорта, проявления организаторских способностей [7, с. 117].
Методы и выборка исследования. Стратегии преодоления стресса устанавливались по методи-
ке диагностики копинг-стратегий во время кризиса Н. Агазаде. Личностные параметры спортсменов исследовались по следующим методикам: тест эмоционального интеллекта Д.В. Люсина; методика измерения социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена; опросник психосоциальной зрелости Б.К. Пашнева; методика диагностики уровня эмпатии В.В. Бойко; методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; методика диагностики коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2); опросник «Стиль поведения в конфликте» К. Томаса; методики диагностики личности на мотивацию успеха и избегания неудач Т. Элерса; методика диагностики степени готовности к риску А. М. Шуберта; методика диагностики поддержки автономии спортсмена тренером. Социально-психологические характеристики команд изучались с помощью методики диагностики уровня развития малой группы, методики оценки психологической атмосферы в коллективе по А.Ф. Фидлеру, методики диагностики групповой мотивации И.Д. Ладанова и методики изучения индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора [7, с.77].
Методы математической статистики: медиана, достоверность различий по и-критерию Манна-Уитни, корреляционный анализ по критерию г5 Спирмена; кластерный анализ по Уорду, которому подверглась вся выборка исследования с учетом всех исследуемых параметров.
Выборку исследования составили 76 спортсменов, являющихся представителями различных спортивных команд: по футболу, баскетболу, гандболу и регби.
Результаты и их обсуждение. По итогам эмпирического исследования, направленного на изучение уровня развития копинг-стратегий спортсменов командных видов спорта, а также личностных и социально-психологических параметров, от которых зависит готовность спортсменов преодолевать стресс, был проведен кластерный анализ, которому подверглась вся выборка исследования с учетом всех исследуемых параметров. Процедура кластерного анализа привела к подразделению выборки исследования на четыре группы: кластер «высокоадаптивный, экономичный» (А), «умеренно адаптивный, ресурсно дифференцированный» (В), «неустойчиво адаптивный, ресурсно затратный» (С), «умеренно адаптивный, ресурсно недифференцированный» (й).
Кластер «высокоадаптивный, экономичный» (А) составили 7 человек, средний возраст 20 лет, разряд -КМС; кластер «умеренно адаптивный, ресурсно дифференцированный» (В) составили 17 спортсменов в возраст 23 лет, спортивный разряд МС; кластер «неустойчиво адаптивный, ресурсно затратный» (С) составили 24 спортсмена в возрасте 19 лет, спортивный разряд - 1 спортивный разряд и КМС; кластер «умеренно адаптивный, ресурсно недифференцированный» (й) состоит из 28 спортсменов, средний возраст - 18 лет, разряд 1 спортивный [7, с. 116].
Сравнительный анализ данных, полученных по кла-
стерам, позволил выявить, что представители кластеров различаются по степени проявления копинг-стратегий, соотношению адаптивных и дезадаптивных копингов, уровню развития личностных и групповых ресурсов, рациональностью их вовлечения в процесс совладания со стрессом и степенью дифференциро-ванности применяемых ресурсов. Исходя из указанных критериев, кластерам были даны вышеперечисленные названия.
Внимания заслуживает тот факт, что при проведении кластерного анализа респонденты распределились на группы таким образом, что кластер «умеренно адаптивный, ресурсно дифференцированный» (В) составили наиболее зрелые и высококвалифицированные спортсмены, находящиеся на пике своей спортивной карьеры. Кластер «умеренно адаптивный, ресурсно недифференцированный» (й) составили наиболее юные и менее квалифицированные респонденты, начинающие свой профессиональный спортивный путь.
Представители и того, и другого кластера достаточно успешно справляются со стрессовыми ситуациями, адаптивные копинг-стратегии выше по степени выраженности, чем дезадаптивные. В связи с этим возникает вопрос: за счет каких личностных и социально-психологических ресурсов достигается данная успешность у спортсменов разного возраста и квалификации, находящихся на различных этапах многолетней спортивной карьеры?
Интенсивность применения ресурсов, отличающая кластеры между собой, определялась по количеству взаимосвязей копинг-стратегий с личностными и групповыми параметрами. В кластере «умеренно адаптивный, ресурсно дифференцированный» (В) отмечено 15 взаимосвязей. Индивидуальные адаптивные копинги положительно коррелируют с адаптивностью (г=0,54; р<0,01) и принятием себя (г=0,55; р<0,01). Индивидуальные дезадаптивные отрицательно с показателями субтеста № 3 «Вербальная экспрессия» (г=-0,61; р<0,01). Командные адаптивные положительно с управлением эмоциями (г=-0,66; р<0,01); установками, способствующими эмпатии (г=0,61; р<0,01); проникающей способностью эмпатии (г=0,57; р<0,05); приспособлением в конфликте (г=0,50; р<0,05); эскапизмом (г=0,57; р<0,01) и отрицательно с соперничеством в конфликте (г=-0,56; р<0,05) и самодетерминацией (г=-0,67; р<0,05). Командные дисфункциональные, деструктивные отрицательно взаимосвязаны с управлением эмоциями (г=-0,68; р<0,01); проникающей способностью эмпатии (г=-0,66; р<0,01); коммуникативными способностями (г=-0,53; р<0,05); самодетерминацией (г=0,58; р<0,05) и внутренним контролем (г=0,64; р<0,01).
В кластере «умеренно адаптивный, ресурсно недифференцированный» (й) установлено 18 взаимосвязей. Индивидуальные адаптивные копинг-стратегии отрицательно взаимосвязаны с рациональным каналом эмпатии (г=-0,37; р<0,05) и положительно с организаторскими способностями (г=0,38; р<0,05), восприятием спортсменами поддержки автономии со сторо-
ны тренера (г=0,39; р<0,05), познавательной мотивацией (г=0,43; р<0,05), ведомостью (г=0,43; р<0,05).
Индивидуальные дезадаптивные отрицательно коррелируют с субтестом № 3 «Вербальная экспрессия» (г=-0,39; р<0,05), эмоциональным комфортом Е (г=-0,49; р<0,05), интернальностью (г=-0,39; р<0,05) и положительно с эмоциональным дискомфортом (г=0,43; р<0,05).
Командные адаптивные положительно взаимосвязаны с восприятием спортсменами поддержки автономии со стороны тренера (г=0,43; р<0,05) и познавательной мотивацией (г=0,40; р<0,05).
Командные дезадаптивные положительно взаимосвязаны с межличностным эмоциональным интеллектом (г=0,41; р<0,05), рациональным каналом эмпатии (г=0,44; р<0,05) и отрицательно с мотивацией достижения успеха (г=-0,50; р<0,01), саморегуляцией (г=-0,38; р<0,05), принятием других (г=-0,39; р<0,05), эмоциональным комфортом (г=-0,54; р<0,01).
Командные дисфункциональные, деструктивные отрицательно коррелируют с субтестом № 3 «Вербальная экспрессия» (г=-0,38; р<0,05).
Кластер «умеренно адаптивный, ресурсно дифференцированный» (В) характеризуется высоким уровнем развития следующих личностных ресурсов: организаторские способности, эмпатия, самодетерминация, интегральные и конструктивные компоненты социально-психологической адаптации, общий уровень психосоциальной зрелости, эмоциональный интеллект; и низким уровнем развития групповых ресурсов в виде психологической атмосферы, групповой мотивации, сплоченности и уровня развития группы. Возможно, это связано с тем, что по мере профессионального роста и личностного взросления спортсмена может прослеживаться также желание реализовать свои амбиции, что заставляет ставить в приоритет личные интересы над групповыми.
В данном кластере прослеживается абсолютное разделение личностных ресурсов, реализующих успешность применения индивидуальных и командных копинг-стратегий. Процесс преодоления стресса сопровождается вовлечением оптимального количества копинг-ресурсов без лишних затрат психологических ресурсов.
Личностными ресурсами индивидуальных стратегий преодоления стресса являются адаптивность и принятие себя, повышающие адаптивные копинги, и умение правильно понимать речевую экспрессию в контексте определенной ситуации, снижающее деза-даптивные.
Личностными ресурсами командных копингов выступают: управление эмоциями и проникающая способность эмпатии - повышают адаптивные копинги и снижают дезадаптивные; установки, способствующие эмпатии, эскапизм и приспособление в конфликте - повышают адаптивные копинги; коммуникативные способности - снижают дезадаптивные копинг-стратегии.
Групповые ресурсы данного кластера (психологическая атмосфера, групповая мотивация, сплоченность, уровень развития группы) являются резервным потенциалом для усиления адаптивных командных копинг-стратегий и ослабления дезадаптивных.
Важно отметить, что в данном кластере высокий уровень таких личностных параметров, как самодетерминация и внутренний контроль повышает вероятность выбора неконструктивных командных копингов, выступая в качестве ограничителей успешного преодоления стресса всей группой. Помимо этого, самодетерминация снижает командные адаптивные копинги. Объясняется это тем, что в данном кластере присутствуют наиболее взрослые и квалифицированные спортсмены, самодостаточные, проявляющие способность противопоставить себя группе. С одной стороны, это признак зрелости, а с другой - «камень преткновения» в командном взаимодействии.
Кластер «умеренно адаптивный, ресурсно недифференцированный» (О) характеризуется тем, что большая часть личностных ресурсов развита слабо. Высокоразвит лишь ресурс в виде композитной оценки социального интеллекта. Указанный кластер отличается низким уровнем эмпатии и конструктивных компонентов социально-психологической адаптации в сочетании с самыми высокими ее неконструктивными показателями.
Групповые ресурсы в виде психологической атмосферы и групповой мотивации наиболее высокоразвиты именно в данном кластере.
В качестве личностных ресурсов выступают компоненты психосоциальной зрелости и социально-психологической адаптации: умение контролировать свои действия, стремление к обучению, эмоциональное благополучие, внутренний локус контроля, умение следовать за кем-то (быть ведомым), принятие других (а не себя, как в кластере «В»), восприятие спортсменом поддержки автономии со стороны тренера.
При этом социально-психологические ресурсы в виде уровня групповой мотивации и группового развития применяются только по отношению к конструктивным копинг-стратегиям (индивидуальным и командным), повышая вероятность их применения.
Выводы. Исследование позволило выявить, что в начале спортивной карьеры мощными ресурсами психологической устойчивости и успешности преодоления стресса выступают: поддержка автономии со стороны тренера, его вера в силы спортсменов, умение организовать свою деятельность и пространство вокруг себя, толерантное отношение к окружающим, стремление к успеху. На данном этапе ресурсы вовлекаются хаотично, причем преимуществом пользуются индивидуальные способы борьбы со стрессом. Групповыми ресурсами выступают групповая мотивация, уровень развития группы и атмосфера.
На пике спортивной карьеры наблюдается спад актуальности в применении индивидуальных копингов в пользу командных. Спортсмены вырабатывают способ-
ность применять ресурсы четко и дифференцированно, вовлекая ровно столько усилий, сколько требуется для преодоления стресса. Акцент смещается на принятие себя, управление эмоциями и умение сопереживать окружающим; наиболее ресурсными становятся коммуникативные навыки вместо организаторских. К групповым ресурсам помимо вышеперечисленных прибавляется сплоченность.
Обе выборки спортсменов успешно справляются со стрессом. Но в динамике многолетней спортивной карьеры можно проследить переход от разбалансиро-ванного и ресурсно затратного механизма поддержания психологической устойчивости к более экономному и разумному; от ресурсов незрелых и связанных с ориентацией на мнение окружающих, к ресурсам, имеющим более зрелый фундамент с ориентацией на собственные силы.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Барабанщикова В.В. Профессиональные деформации в спорте высших достижений / В.В. Барабанщикова, О.А. Климова // Национальный психологический журнал. - 2015. - № 2 (18). - С. 3-12.
2. Бохан Т.Г. Возрастные и социально-психологические характеристики копинг-стратегий в периодах юношеского возраста и ранней взрослости / Т.Г. Бохан // Сибирский психологический журнал. - 2002. - № 16-17.
3. Горская Г.Б. Динамика регуляции психической устойчивости команды на протяжении соревновательного сезона / Г.Б. Горская, В.Г. Дыдарь // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - № 8. URL: http: doi.org.10.24158/spp.2017.8.7 (05.05.2018).
4. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Издательство «Наука». - 1983. - 368 с.
5. Обознов А.А. Увлеченность работой и профессиональное выгорание: эмпирические типы взаимосвязей / А.А. Обознов, О.В Полунина // Стресс, выгорание, совладание в современном контексте. - М.: 2011.
- С.442-453.
6. Потапов В.Я. Влияние индивидуально-психологических особенностей на динамику выступлений в парусных регатах / В.Я. Потапов, Г.Б. Горская // Теория и практикам физической культуры. - 1985.
- № 1. - С.16-17.
7. Совмиз З.Р. Психологические ресурсы личности как субъекта преодоления стресса в условиях командной деятельности: дисс. ... канд. психол. наук / З.Р. Совмиз. - Краснодар. - 2017. - 280 с.
8. Essex B. Chronic stress and association coping strategies among volunteer EMS personell / B. Essex, L.B. Scott // Prehospital emergency care. - 2008. - Vol.12. - P.69-75.
9. Nicholls A.R. Coping in sport: a systematic review / A.R. Nicholls, R.C.J. Polman // Journal of sport sciences. -2007. - Vol. 25 (1). - P.11-31.
team sport athletes' psychological resources of coping with long-term psychological loads at different stages of professional career
G. Gorskaya, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Professor of the Psychology Department, Z. Sovmiz, Candidate of Psychological Sciences, Senior Lecturer of the Psychology Department, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161, е-mail: [email protected], [email protected].
The article is devoted to the problem of coping with team sport athletes' chronic stress during their long-term sport career. The investigation was based on the assumption that a team sport athlete involves in stress coping both as a single person and as a team member. That is why the investigation program included both athletes' personal and team coping strategies and their psychological mechanisms of individual and team coping strategies have been revealed. The investigation participants were 76 18-23 year-old athletes - the members of football, volleyball, basketball, handball, rugby teams. Athletes' personal and environmental resources of stress coping have been assessed. Personal resources included emotional and social intelligence, social and psychological adaptation, sport motivation, communicational and organizational abilities, empathy. Environmental resources involved the level of team social and psychological development, group cohesion, group motivation, group psychological atmosphere. The cluster analysis has been applied to clear out possible types of individual and team coping strategies regulation. The comparison of clusters which joined junior and senior athletes demonstrated that the success of coping with stress at various periods of sport career differed in determinants and in the level of their involvement in the process of psychological stability maintenance. At the beginning of sport career athletes involve coping resources discursively and use mainly individual copings. At the height of the sports career the urgency of application of individual coping-strategies is reducing and the importance of team coping-strategies is growing. Their coping resources are balanced and economical.
Keywords: long-term athletic career, coping behavior, coping resources, long-term psychological loads, dynamic analysis, team sports, team coping-strategies, individual coping-strategies.
References:
1. Barabanschikova V.V., Klimov A.A. Is a Professional deformation in high performance sport. Natsionalnyiy psi-hologicheskiy zhurnal [National psychological journal]. 2015, no 2 (18), pp. 3-12 (in Russian).
2. Bohan T.G. Age and socio-psychological characteristics of coping strategies in the periods of adolescence and early adulthood. Sibirskiypsihologicheskiyzhurnal [Siberian psychological journal]. 2002, pp. 16-17 (in Russian).
3. Gorsky G.B., Didar V.G. Dynamics of the regulation of mental stability of the team during the competitive season. Obschestvo: sotsiologiya, psihologiya, pedagogika [Society: sociology, psychology, pedagogy]. 2017, no 8. URL: http: doi.org.10.24158/spp.2017.8.7 (05.05.2018) (in Russian).
4. Kitaev-Smyk L.A. Psihologiya stressa [Psychology of stress]. Moscow, Izdatelstvo «Nauka». 1983, 368 p. (in Russian).
5. Oboznov A.A., Polunin O. Work engagement and professional burnout: empirical types of relationships. Stress, vyigoranie, sovladanie v sovremennom kontekste [Stress, burnout, coping in the modern context]. Moscow, 2011, pp. 442-453 (in Russian).
6. Potapov V.Ya., Gorsky G.B. Effect of individual psychological characteristics on the dynamics of performances in sailing regattas. Teoriya i praktikam fizicheskoy kultu-ryi [Theory and practice of physical culture]. 1985, no 1, pp.16-17 (in Russian).
7. Soumis Z.R. Psychological resources of the person as the subject of stress management in terms of team activity. Candidate's thesis. Krasnodar, 2017, 280 p. (in Russian).
8. Essex B., Scott L.B. Chronic stress and association coping strategies among volunteer EMS personell. Prehospital emergency care. 2008, vol. 12, pp. 69-75.
9. Nicholls A.R., Polman R.C.J. Coping in sport: a systematic review. Journal of sport sciences. 2007, vol. 25 (1), pp. 1131.
Поступила / Received 15.06.2018 Принята в печать / Accepted 13.09.2018